Танк Т-90С (модификация для Индии) (Россия)
Танки Т-90С. Бронированный кулак индийской армии
С конца девяностых годов Россия продвигает на международном рынке вооружений экспортные версии основных боевых танков семейства Т-90. Основным покупателем такой техники в последние десятилетия была Индия. К настоящему времени она приобрела более тысячи таких машин, и вполне вероятно появление новых заказов. Т-90С получили высокие оценки и заслуженно считаются одним из столпов национальной безопасности Индии.
Долгий путь к контракту
Новейший ОБТ Т-90 был принят на вооружение российской армии 5 октября 1992 г. Тогда же появилось разрешение на продажу экспортной версии танка под названием Т-90С. Однако в течение нескольких лет этот ОБТ на рынке не продвигался. Технику и документацию на международных выставках не показывали.
Разрешение на демонстрацию танка на зарубежной площадке удалось получить только в 1997 г. Международная премьера Т-90С состоялась на выставке IDEX-97 в ОАЭ. Новая российская бронемашина привлекла внимание нескольких зарубежных армий. Показ на выставке стал первым шагом к дальнейшему коммерческому успеху.
В тот период предприятие-изготовитель танков столкнулось с серьезными проблемами. Оставшись без серьезных заказов от отечественных структур, «Уралвагонзавод» оказался в тяжелом положении. Выходом из сложившейся ситуации мог стать экспортный контракт. Бронетехнику предложили индийской армии, и начались переговоры.
Предложенный ОБТ Т-72С не заинтересовал зарубежных военных. Тогда Минобороны и «Уралвагонзавод» решили предложить Индии более новый Т-90С. Этот вариант привлек внимание потенциальных заказчиков, и на заводе начались новые работы.
К концу зимы 1999 г. в Нижнем Тагиле построили первый опытный Т-90 в экспортном исполнении. Машину вывели на испытания, в которых принимала участие индийская делегация. Танк справился с пробегами и стрельбами, что позволяло рассчитывать на дальнейший успех. Вскоре появился договор о строительстве трех новых Т-90С для дальнейших испытаний на индийских полигонах. В середине мая того же года три ОБТ отправили заказчику. Это произошло всего через несколько дней после смерти главного конструктора Т-90 В.И. Поткина.
Опытные Т-90С отправили на полигон в пустыне Тар. Эту и другую зарубежную технику планировали испытать в самых суровых условиях. Танкам предстояло передвигаться по каменистым и песчаным трассам при температуре воздуха около 50°C, преодолевать различные препятствия, вести стрельбу и т.д. Испытания заняли около двух месяцев, но завершились успехом.
Участники мероприятий позже вспоминали, что индийская сторона пыталась выявить недостатки танков, для чего даже нарушала правила эксплуатации техники. Один из двигателей довели до поломки, но российские специалисты быстро починили его и вернули к испытаниям. Таким образом, танки Т-90С показали не только высокие характеристики, но и простоту эксплуатации даже в самых сложных условиях.
Последние месяцы 1999 г. и весь 2000-й ушли на переговоры и определение условий будущего контракта. В 2001 г. Россия и Индия подписали договор о поставке первых партий танков Т-90С. Он предусматривал строительство 310 ОБТ общей стоимостью 1 млрд долларов США.
Танки и комплекты
Первый контракт предусматривал передачу 124 танков Т-90С в готовом виде до конца 2002 г. Также планировалось совместными усилиями наладить сборку техники из поставляемых агрегатов. До конца 2003-го на заводе HVF в г. Авади была создана сборочная линия, и в тот же период в Индию отправились необходимые комплекты. К середине десятилетия индийская армия получила все желаемые 310 танков – 124 российских и 186 местной сборки.
По результатам эксплуатации танков первого заказа был создан улучшенный вариант проекта – Т-90С «Бхишма». При доработке танк получил новый более мощный двигатель и лишился прожекторов системы «Штора», вместо которых поставили блоки динамической защиты. В систему управления огнем ввели новые приборы зарубежного производства. Имели место и иные менее крупные доработки.
В 2006 г. появился второй контракт, в соответствии с которым армия должна была получить 1000 танков «Бхишма». Техника общей стоимостью 2,5 млрд долл. должна была собираться в Индии из российских машкомплектов. Первые танки этой серии вышли из сборочного цеха в 2009 г. Производство будет продолжаться до 2020 г.
В 2006-м появилось еще одно соглашение на 330 танков с производством в России и Индии. В следующем году Индия заказала 347 машин – 124 готовых и 223 комплектов. Эти контракты выполнялись до 2010 г. включительно. В течение нескольких следующих лет новые соглашения не подписывались – две страны продолжали работу по существующим.
В начале апреля этого года стало известно, что Индия желает сделать дополнительный заказ. Россия, в свою очередь, готова продлить имеющуюся лицензию. Согласно зарубежным источникам, новый контракт может предусматривать поставку 450-460 танков Т-90МС российской сборки.
В конце прошлого десятилетия Индия имела весьма смелые планы на производство танков Т-90С. К началу двадцатых планировалось поставить в строй не менее 2 тыс. таких бронемашин. Актуальная информация показывает, что такие планы вполне реальны, однако их реализация может занять больше времени, чем предполагалось в прошлом.
Обоюдная выгода
По известным данным, в настоящее время в сухопутных войсках Индии имеется не менее 1000-1100 ОБТ Т-90С и «Бхишма». В это число входят танки российской постройки и машины, собранные в Индии из переданных машкомплектов. Также имеется некоторое количество танков лицензионного производства, собираемых из комплектующих преимущественно местного происхождения.
Индийское командование хорошо отзывается о российских танках. В свое время их даже назвали вторым фактором сдерживания вероятного противника после ядерных вооружений. При этом Т-90С и «Бхишма» пока не стали самыми массовыми в индийской армии. Этот статус все еще сохраняют танки Т-72М1 – порядка 2 тыс. машин. Однако и в таких условиях Т-90С являются важнейшей составляющей сухопутных войск Индии, и интерес к новым закупкам этой техники вполне понятен.
В течение двухтысячных годов Россия и Индия заключили несколько контрактов на поставку танков и агрегатов. Общая стоимость этих соглашений, без учета инфляции, превысила 5,5 млрд долл. В ближайшем будущем может появиться новый договор на некоторую сумму.
Таким образом, продажа основных боевых танков Т-90С Индии стала одним из самых коммерчески успешных начинаний российской оборонной промышленности в современной истории. Крупному зарубежному заказчику уже продали более тысячи бронемашин, и в будущем их количество может удвоиться. С понятными последствиями для бюджета производителя и страны в целом.
Следует отметить, что индийские заказы имели несколько важных последствий. Первое из них проявилось еще в начале двухтысячных годов. «Уралвагонзавод» пребывал в плачевном состоянии, а первые индийские контракты позволили ему расплатиться с долгами и возобновить производство. По сути, завод спасли от закрытия – а вместе с ним и российскую школу танкостроения.
Крупные контракты с Индией послужили хорошей рекламой российских ОБТ Т-90С. После Индии такую технику пожелали приобрести еще семь зарубежных стран. Самым крупным заказчиком стал Алжир, купивший 400 танков Т-90СА. Сотня танков отправилась в Азербайджан. Прочие страны приобрели по несколько десятков боевых машин. В последние годы регулярно появляются сообщения о новых переговорах с будущими заказчиками.
Впрочем, основным и самым крупным покупателем танков семейства Т-90 остается Индия. Ее армия приобрела почти половину от всех когда-либо построенных ОБТ этого типа. Мало того, в индийских сухопутных войсках имеется едва ли не втрое больше танков Т-90, чем у России. Вероятнее всего, подобные рекорды Индии уже никогда не будут побиты, и она останется основным эксплуатантом Т-90.
Прошлое и настоящее
20 лет назад три российских танка бороздили просторы пустыни Тар и наглядно показывали свои преимущества перед конкурентами. По результатам длительных и сложных испытаний индийские военные решили выбрать именно Т-90С, и через несколько лет в части пошли серийные машины.
На тот момент «Уралвагонзавод», как и многие другие российские предприятия, не просто искал заказчика, но боролся за выживание. Контракт был подписан – через несколько лет за ним последовали новые. За прошедшие два десятилетия российско-индийское сотрудничество в сфере танков привело к самым положительным результатам. Мог ли кто-то в прошлом предполагать, что за испытаниями в пустыне последуют крупнейшие контракты и другие выдающиеся успехи на рынке?
Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Сначала Индии не понравился Су-57, теперь ругают Т-90МС
В Нью-Дели заказали большую партию российских танков, но при этом демонстрируют недовольство
В начале ноября в Нью-Дели был подписан договор, по которому Министерство обороны Индии выплатит в общей сложности 3,12 млрд. долларов за поставку в течение четырех лет 464 российских основных боевых танков Т-90МС, сообщает Defense News. Из них 1,2 млрд. получат наши Уралвагонзавод и Рособоронэкспорт за передачу технологий. Остальные деньги индусы выплатят своему концерну за сборку бронемашин.
В Индии будет производиться до 80% комплектующих для Т-90МС. Но основные компоненты — двигатель и трансмиссия — пойдут из России. А они составляют до 45% стоимости танка.
464 Т-90 МС хватит для того, чтобы оснастить десять полков индийской армии. Первые 64 машины должны быть готовы не позже 3,5 лет со дня подписания контракта. Ритмичность производства должна быть на уровне 120 машин в год или 10 в месяц.
При этом в контракте заложена мина замедленного действия, от которой может пострадать российская сторона. Уралвагонзавод несет материальную ответственность за задержки при производстве и перерасход средств. В случае выявления срывов сроков поставок Т-90МС или превышения их стоимости на российское предприятие будут налагаться штрафы.
Как принято в Индии после прихода к власти переориентировавшей страну на Запад партии «Бхаратия джаната парти», контракт с Россией немедленно вызвал целый ряд комментариев негативного характера. Хоть некоторые из них противоречат здравому смыслу.
Утверждается, например, что 80-процентная локализация производства танков в стране — это очень мало. И что надо стремиться к разворачиванию полностью индийского производства. Словно не было трех предыдущих контрактов, по которым в сумме предстояло передать индийской армии 1657 основных боевых танков Т-90С. По тем контрактам локализация составляла всего лишь 40%. Теперь она увеличилась в два раза. Но индусы все равно недовольны.
Критика распространяется и на «неоправданную дороговизну» проекта, что приведет к разбазариванию оборонного бюджета. И это тоже искажение реального положения вещей. По новому контракту каждый более совершенный танк Т-90МС обойдется Индии на треть дешевле, чем предыдущая модификация — Т-90С.
Надо сказать, что принятие Уралвагонзаводом ответственности за ритмичность производства, как показывает опыт, дело слишком рискованное. Дело в том, что на Heavy Vehicles Factory, где будут клепать «броню», при выполнении заказа на Т-90С то и дело срывались планы поставок.
Изменение внешнеполитического курса Индии отразилось буквально на всех сферах военно-технического сотрудничества с Россией. И особенно сильно в области закупок самолетов. Индия демонстративно вышла из совместного проекта создания истребителя пятого поколения на базе Су-57. Заявив, что это плохой самолет, не относящийся к пятому поколению.
Однако в области бронетехники Индии деваться некуда. Потому что других вариантов у индийского Министерства обороны, кроме как покупать российскую технику, нет. Предопределено это не только соотношением цена/качество, которым обладает российская бронетехника.
Почти весь танковый парк Индии — российский:
— 2000 танков Ajeya, которые являются модернизированными в местных технологических условиях советскими Т-72;
— 1500 российских танков Т-90С.
Из своих — 240 танков Arjun.
Что касается Arjun, то это была попытка индийской промышленности создать свой танк, чтобы больше не зависеть от иностранцев. Однако она была не вполне удачной. Получилось примерно то же самое, что и с индийским легким истребителем четвертого поколения.
Этот танк начали конструировать в 1974 году, предполагая в общей сложности получить более двух тысяч машин, не уступающих по боевым возможностям советским Т-72. Конструировали методом проб и ошибок более 30 лет. Серийное производство было развернуто в 2006 году. Однако оно было остановлено после получения 124 танков. Качество оказалось невысоким. При этом конструкторы не смогли полностью отказаться от иностранных комплектующих. Например, два пулемета — 12,7 мм и 7,62 мм — были советскими. Двигатели и трансмиссия производились в Германии.
Пожалуй, единственное, что было хорошо в танке, так это ходовые качества. В итоге было решено разработать его вторую модификацию — Arjun Mk II. Его производство началось в 2013 году. Было выпущено 118 танков. Несомненно, это был шаг вперед. Причем и в технологическом отношении — локализация производства достигла 90%.
В Индии научились воспроизводить немецкие двигатель и трансмиссию. Появилась динамическая защита брони, правда, она российская — «Контакт-5». Нарезную пушку заменили гладкоствольной, что дало возможность запускать через ствол противотанковые управляемые ракеты. В танк были введены некоторые системы, без которых он не может считаться современным. Например, в прицельной системе появился прибор ночного видения.
Вторая модификация хоть и приблизилась к лучшим танкам третьего поколения, но все равно не встала с ними вровень. А вот по цене Arjun Mk II некоторые успешные машины переплюнул. Он стоит 6,3 млн. долларов, в то время как, например, израильская «Меркава» — 6 млн.
Вполне понятно, что конкурировать с российским Т-90 «Арджун» не в состоянии. Ни по цене (российские танки продаются за 3−4 млн. долларов за машину), ни по боевым возможностям. Поэтому вместо двух с лишним тысяч танков выпустили лишь двести с лишним. На том и ограничились. Так что все разговоры о том, что российские танки неоправданно дороги для Индии не имеют под собой никакой почвы.
К слову, в модификации Т-90МС появились элементы, которых нет ни в «Арджуне», ни в Т-90С.
Прежде всего, это комплекс активной защиты «Арена-Э». Вместо динамической защиты брони «Контакт-5» установлен более эффективный «Реликт». Использована более совершенная прицельная система «Сосна-У».
Наконец, танк оснащен более мощной пушкой 2А46М-5.
Индийцы изготовили установочную партию российских снарядов «Манго» для танков Т-90С «Бхишма»
Установочная партия оперенных бронебойных подкалиберных снарядов «Манго» к танковым пушкам калибра 125-мм, изготовленная индийской промышленностью по российской лицензии, поступила в войска и успешно прошла испытания. Об этом корреспонденту сайта ТРК «Звезда» сообщил представитель АО «НИМИ им. В.В. Бахирева» в рамках открывающейся 11 апреля 2018 года оборонного салона DefExpo’2018, которая пройдет в период по 14 апреля на территории выставочного комплекса у морского порта города Ченнай.
«По итогам переговоров стороны пришли к соглашению о постановке выпуска данной продукции на мощностях национальной промышленности. Согласно условиям пакета соглашений между нашими государствами, АО “НИМИ им. В.В. Бахирева” передает лицензию на право производства “Манго”, а также обеспечивает создание и наладку его производства на территории заказчика. В перспективе – 100% локализация», – сообщил корреспонденту «Звезды» представитель компании.
По его словам, решение заказчика о принятии на вооружение ОБПС «Манго» местной сборки будет принято в ближайшее время, что существенно повысит возможности экипажей танков Т-90С «Бхишма», в большом числе имеющихся в индийских сухопутных войсках, по борьбе с бронированными целями. Например, пакистанскими танками типа MBT-2000 «Аль-Халид» и другими, созданными соседним государством по технологиям и с использованием компонентов, предоставленных Украиной и Китаем.
«К настоящему времени российской стороной поставлено необходимое оборудование, проведен его монтаж и пуско-наладочные работы, постановка технологических процессов, проводятся обучение и аттестация местных специалистов. Постепенно в ходе налаживания серийного выпуска растет уровень локализации. Он уже превысил 40% », – расскзал специалист АО «НИМИ им. В.В. Бахирева».
Выстрел ЗВБМ17 имеет довольно сложную конструкцию и состоит из снаряда с трассером и дополнительным зарядом и основного метательного заряда в гильзе со сгорающим корпусом. Снаряд в головной части несет стреловидное тело с баллистическим наконечником, бронебойными колпачком и демпфером, а также парой сердечников из вольфрамового сплава. Внутри снаряда они удерживаются рубашкой из легкосплавного металла, которая плавится при столкновении с преградой, высвобождая сердечники. Для стабилизации траекторного движения, хвостовая часть снаряда выполнена оперенной, с пятью аэродинамическими поверхностями.
Первая поставка «Манго» в Индию прошла в 1996 году. За последние 5-6 лет индийская армия получила более 100 тысяч выстрелов российского выпуска.
Заметим, что подкалиберные боеприпасы к танковым орудиям используются со Второй мировой войны, а колпачки к бронебойным снарядам были предложены адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым погибшим у Порт-Артура в 1904г. С тех пор их конструкция прошла многочисленные изменения. А работа над еще более совершенными конструкцией, формами и материалами продолжается и сегодня.
В частности, боеприпасы к 125-мм пушкам выпускаются несколькими странами мира, включая Иран и Израиль, фирмы которых представляют свою продукцию на DefExpo’2018. Кстати, израильская экспозиция на выставке развернута в том же самом выставочном павильоне №1, де расположились российские стенды под эгидой «Рособоронэкспорта» и ФСВТС. Словом, данный рынок – довольно динамичный и конкурентный, и чтобы выиграть соревнование, нашей промышленности приходится постоянно трудиться над улучшением собственных предложений, повышением их свойств и качества, а также снижением цены за единицу продукции.