0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тяжелый танк Т-10Б «Объект 733» (СССР)

Тяжелый танк Т-10Б «Объект 733» (СССР)

Тяжелый танк Т-10, пожалуй, был самым малоизвестным из всех боевых машин, состоявших на вооружении Советской Армии в послевоенные годы. Возможно, виной этому секретность — например, руководство по эксплуатации перевели с грифа «Секретно» на «ДСП» лишь в начале 1970-х — возможно, небольшое количество изготовленных образцов (по сравнению с другими типами советских танков). Кстати, автор книги впервые узнал о Т-10 только в 1987 году. Предлагаемая читателям работа попытка рассказать об истории этой, без сомнения интересной боевой машине.

Т-10 создавался как тяжелый танк, масса которого ограничивалась 50 тоннами — это было сделано, прежде всего, для возможности его беспрепятственной перевозки железнодорожным транспортом в любую точку нашей необъятной страны. Конструирование этой машины велось на основе опыта Второй мировой войны, но в условиях, когда активно появлялись новые технологии и материалы. В результате, с появлением противотанкового управляемого оружия даже броня тяжелого танка не могла защитить от него. В результате, руководство Советского Союза в 1961 году приняло решение о прекращении всех работ по тяжелым танкам. Однако вероятнее всего отказ от работ по тяжелым танкам был связан с тем, что к тому времени уровень защищенности и огневой мощи средних танков вплотную приблизился к соответствующему уровню тяжелых. А по цене последние были значительно дороже.

Без сомнения, Т-10 являлся, если можно так сказать, «тяжелым танком предельных параметров» в его конструкции практически максимально возможно использовали все новые технические достижения того времени — мощную 122-мм пушку, стабилизированную в двух плоскостях, дизельный двигатель с наддувом и эжекционной системой охлаждения, пучковые торсионы и гидроамортизаторы в подвеске и т. п. Причем в Т-10 удалось «впихнуть» максимум всех новшеств, серийное производство которых было в то время возможно отечественной промышленностью. По компоновке и толщинам брони «десятка», пожалуй, так же являлось максимально сбалансированной машиной. Однако появление новых средств борьбы с танками (ПТУР, более мощные подкалиберные и кумулятивные боеприпасы) сразу свело на «нет» бронезащиту Т-10. А ее усиление простым повышением толщины было невозможно. Тем не менее, по своим боевым характеристикам танки Т-10 значительно превосходили своих «одноклассников» — тяжелые машины США и Англии того времени.

Танки Т-10 не поставлялись на экспорт, и не участвовали в боевых действиях. Единственная операция, где они участвовали — это ввод советских войск в Чехословакию в августе 1968 года. Однако сведений о том, сколько их участвовало и как они себя показали найти, пока не удалось.

Автор выражает благодарность за помощь материалами и документами Игорю Желтову и Александру Кашавцеву.

Отдельная благодарность Евгению Ментюкову, Виктору Колоскову, Евгению Уразаеву и Сергею Сотникову за фотографии и информацию о службе на танках Т-10.

Если у вас есть какие-то замечания или дополнения, автор с благодарностью примет их по адресу: [email protected]

НОВЫЙ ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК

Еще весной 1945 года Ленинградский Кировский завод совместно с филиалом опытного завода № 100 приступили к проектированию нового тяжелого танка. Предполагалось, что машина обобщит в себя весь опыт войны и новые технические решения, еще не применявшиеся в танкостроении. В результате длительных опытно-конструкторских работ, в 1946–1948 годах было изготовлено шесть опытных образцов танка ИС-7 (заводское обозначение «объект 260»). Особо внушительно выглядели машины, собранные в 1947–1948 годах: при массе в 68 т они имели броню корпуса и башни толщиной 150–210 мм, вооружались 130-мм пушкой с начальной скоростью бронебойного снаряда 900 м/с, двумя 14,5-мм и шестью 7,62-мм пулеметами. Несмотря на высокую массу, танки получились весьма прыткими: дизель мощностью 1050 л.с. обеспечивал ИС-7 скорость до 60 км/ч. В конструкции машины использовались технические решения, ранее не встречавшиеся в танкостроении: пучковые торсионы, гусеница с резинометаллическим шарниром, механизм заряжания пушки, эжекционная система охлаждения двигателя, мягкие топливные баки, прицел со стабилизированным полем зрения, новая система управления огнем и многое другое.

Опытные образцы прошли широкомасштабные испытания, показавшие их высокие боевые и технические характеристики (например, бронирование ИС-7 обеспечивало защиту от огня немецких 88 и 128-мм противотанковых орудий). Однако, как это обычно бывает с новыми опытными образцами, в конструкции машин обнаружилось большое количество недостатков и недоработок. Кировский завод приступил к их устранению, причем параллельно велась подготовка к изготовлению установочной партии ИС-7 — предполагалось принять машину на вооружение.

Однако в начале 1949 года, после обсуждения перспектив ИС-7 в правительстве СССР с участием представителей Министерств Вооруженных Сил и транспортного машиностроения (в состав последнего входил Ленинградский Кировский завод, разрабатывавший ИС-7). В результате обсуждения приняли решение — от принятия на вооружение ИС-7 отказаться.

В первую очередь, вызывала вопросы чрезмерная масса танка — 68 т (по заданию -65 т). И хотя представители промышленности обещали облегчить машину до заданного веса, все равно это не решало всех проблем. Так, сразу же возникали трудности с перевозкой танков — масса ИС-7 превышала и грузоподъемность стандартной железнодорожной четырехосной платформы, и грузоподъемность большинства существовавших тогда мостов, за исключением наиболее крупных. Кроме того, в армии не было тягачей, которые смогли бы эвакуировать поврежденные ИС-7 с поля боя.

Еще одним «камнем преткновения» стала организация серийного выпуска ИС-7 — для этого требовалось перестроить производство ряда предприятий (например, Ленинградского Кировского и Ижорского заводов), обеспечив оборудованием, позволявшим изготовлять узлы и агрегаты нового танка. Кроме того, неизбежно возникли бы трудности с серийным выпуском таких комплектующих ИС-7, как прицел со стабилизированным полем зрения, инфракрасных приборов ночного видения, дизельных двигателей и ряда других. Все это требовало значительных затрат и финансовых вложений.

В результате, 18 февраля 1949 года И. Сталин подписал постановление Совета Министров СССР № 701–270 (Сталин занимал пост Председателя Совмина СССР. — Прим. автора), в котором говорилось следующее:

«…Обязать Министерство транспортного машиностроения:

а). Прекратить дальнейшую работу по проектированию и производству танков ИС-7 и всю проектно-техническую документацию, чертежи и изготовленную оснастку танка ИС-7 заложить в мобилизационный резерв;

б). Приступить к разработке нового тяжелого танка, согласно прилагаемой тактико-технической характеристике, весом не более 50 тонн, положив в основу проектирования этого танка агрегаты, узлы, вооружение и габариты танка ИС-4, а систему бронезащиты и построения корпуса — с танка ИС-3;

в). Руководство разработкой тяжелого танка возложить на директора Челябинского Кировского завода т. Зальцмана и главного конструктора Ленинградского Кировского завода т. Котина;

Читать еще:  Лёгкий плавающий танк Type 63A (Китай)

г). Предъявить Министерству вооруженных сил три экземпляра нового тяжелого танка в августе месяце 1949 г. на государственные испытания и десять танков в сентябре 1949 г. на войсковые испытания».

Этим же постановлением к разработке нового танка привлекались предприятия других министерств: судостроительной промышленности (разработка корпуса и башни), автомобильной и тракторной промышленности, машиностроения и приборостроения, средств связи (поставка агрегатов, приборов и т. п.) и Вооруженных Сил (обеспечение испытаний нового танка).

Одетые в броню

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Информация о пользователе

Вы здесь » Одетые в броню » Отличия танков » Список модификаций Т-10

Список модификаций Т-10

Сообщений 1 страница 3 из 3

Поделиться129-01-2019 15:43:24

  • Автор: Armaleit
  • Супермодератор
  • Зарегистрирован : 21-03-2017
  • Сообщений: 90
  • Уважение: +5
  • Провел на форуме:
    1 день 6 часов
  • Последний визит:
    26-02-2020 23:31:16

Объект 730 (ИС-5) — (1949) двигатель дизель В-12-5 700 л.с., нарезная пушка Д-25Т 122-мм, спаренный пулемёт ДШК 12,7-мм, ЗПУ с пулемётом ДШК 12,7-мм, БК 30 выстрелов, 1000 патронов, прицел наводчика ТШ2-27, приборы наблюдения ТПБ-47 и ТПВ-47, радиостанция 10РТ-26Э, ТПУ-47-2, автоматическая ППО, 2 БДШ, запас хода 200 км, масса 49 т.


Объект 730 обр. 1950 г.
— эжекционная система охлаждения двигателя, восьмиступенчатая КПП, электропривод наведения ТАЭН-1.

Объект 730 обр. 1951 г. — нарезная пушка Д-25ТА с досылателем, комплекс ПУОТ с прицелом наводчика ТПС-1, прибором командира ТКНС, электроприводом наведения ТАЭН-2, прицелом-дублёром ТУП, доработанная ЗПУ, командирская башенка, кресло механика-водителя, размещение БК и система охлаждения, испытание гусениц с уширителями.

Объект 730 обр. 1952 г. — доработанная трансмиссия, улучшен запуск двигателя в холодное время года.

Объект 730 (ИС-8) — (1953) развитие ИС-5, прицел наводчика ТШ2-27, масса 50 т.

Объект 730 обр. 1953 г. — ночной прибор механика-водителя ТВН-1 Месяц, ночной прибор командира танка Узор, ночной прицел наводчика Луна.

Объект 265 — (1952) новая башня, нарезная пушка М-62Т 122-мм, система продувки ствола, спаренный пулемёт СГМ 7,62-мм и КПВТ 14,5-мм, ЗПУ с пулемётом КПВТ 14,5 мм, БК 30 снарядов, 510 патронов 14,5 мм, 1000 патронов 7,62 мм, комплекс ПУОТ-1 с одноплоскостным стабилизатором ПУСТ-1 Ураган, прицелом ТШ2-27, электроприводом наведения ТАЭН-1, прибором командира ВС, радиостанция 10РТ-26Э, ТПУ-47, запас хода 250 км.

Объект 265 обр. 1955 г. — эжектор пушки, универсальная ЗПУ с пулемётом КПВТ 14,5-мм, прицел ЗПУ ВК-4, модернизированный ПУОТ, генератор Г-74.

Т-10 — (1953) серийный вариант объекта 730.

Т-10 обр. 1954 г. — новая крыша башни.

Т-10 обр. 1955 г. — генератор Г-74, фара ФГ-10, увеличен запас топлива, запас хода 240 км.

Т-10 обр. начала 1956 г. — усиленная защита фар и антенны, резиновые предкрылки, улучшена установка пушки, улучшенные укладки гильз, нарезная пушка Д-25ТА 122-мм с эжектором, изменение конструкции подкрылков и топливных баков.

Т-10 обр. конца 1956 г. — ночной прибор механика-водителя ТВН-1, вторая фара ФГ-10, радиостанция Р-113, ТПУ Р-120, уплотнение люков, люк для летнего забора воздуха для двигателя, обогреваемые картеры двигателя, новые масляный и топливный фильтры, насадка на ствол спаренного пулемёта, улучшение приводов наведения оружия, улучшили электропроводку, усилена жёсткость днища, доработан ЗИП.

Т-10 обр. 1958 г. — две дополнительные 200-л бочки.

Объект 709 — (1952) новая механическая трансмиссия МТ объект 709, механизмы поворота типа ЗК.

Объект 739 — (1953) унифицированная система противопожарного оборудования УС ППО объект 739.

Объект 266 — (1956) гидротрансмиссия ГМТ-266 с комплексным трансформатором ГКТ-I.

Объект 266 обр. 1958 г. — комплексный трансформатор ГКТ-II.

Т-10 с ПНВ — (1956) ночной прицел наводчика ТПН Луна-II с осветителем Л-2, ночной прибор командира ТКН Узор с осветителем ОУ-2, ночной прибор механика-водителя ТВН-2 Угол.

Объект 753 — (1960) доработанная установка комплекта приборов ночного видения.

Объект 756 — (1957) проработка ПАЗ, уплотнение всех щелей, нагнетающие вентиляторы для создания повышенного давления в обитаемой части танка.

Т-10 с ТДА — (1957) установка ТДА.

Объект 755 — (1957) Т-10 с индивидуальными плавсредствами.

Власть огня — здесь брода нет,
Но есть последний твой удар, все остальное не в счет.

Поделиться229-01-2019 15:48:50

  • Автор: Armaleit
  • Супермодератор
  • Зарегистрирован : 21-03-2017
  • Сообщений: 90
  • Уважение: +5
  • Провел на форуме:
    1 день 6 часов
  • Последний визит:
    26-02-2020 23:31:16

Модфикации Т-10А, Т-10Б

Объект 267 — (1954) нарезная пушка Д-25ТС 122-мм, комплекс ПУОТ с прицелом ТПС-1, электроприводом наведения ТАЭН-2.

Объект 269 — (1954) объект 267 с прицелом-дальномером ТПД.

Объект 267 №315 — (1957) двигатель дизель В-12-6Ф 800 л.с.

Объект 267 сп. 1 — (1955) нарезная пушка Д-25ТС 122-мм с эжектором, комплекс ПУОТ Ураган с одноплоскостным стабилизатором ПУСТ-1 Ураган, увеличена прочность сварных соединений.

Объект 267 сп. 2 — (1955) комплекс ПУОТ-2 Гром с двухплоскостным стабилизатором ПУСТ-2 Гром, генератор Г-5.

Т-10А (объект 731) — (1956) серийный варианта объекта 267 сп. 1, ночной прибор механика-водителя ТВН-1, гирополукомпас ГПК-48, запас топлива увеличен на 170 л.

Т-10А обр. 1957 г. — радиостанция Р-113, ТПУ Р-120.

Т-10А обр. 1963 г. — ОПВТ.

Т-10Б (объект 733) — (1957) серийный вариант объекта 267 сп. 2, ночной прибор механика-водителя ТВН-1, радиостанция Р-113, ТПУ Р-120.

Т-10Б обр. 1959 г. — установка двух 200-л бочек с топливом.

Т-10Б обр. 1960 г. — ночной прицел ТПН1-27-11 с прожектором Луна, ночной прибор командира ТКН-1Т с прожектором ОУ-3.

Т-10Б обр. 1961 г. — задние габаритные огни ГСТ-49, места под размещение ОЗК.

Т-10Б обр. 1962 г. — механическая трансмиссия объект 709.

Т-10Б обр. 1963 г. — ОПВТ.

Т-10Б с В-12-6Б — (1959) двигатель дизель В-12-6Б 750 л.с.

Объект 28 — (1961) установка на Т-10 ОПВТ объект 28, гирополукомпас ГПК-48 с преобразователем ПАГ-1Ф, водооткачивающая помпа.

Власть огня — здесь брода нет,
Но есть последний твой удар, все остальное не в счет.

Поделиться329-01-2019 16:04:09

  • Автор: Armaleit
  • Супермодератор
  • Зарегистрирован : 21-03-2017
  • Сообщений: 90
  • Уважение: +5
  • Провел на форуме:
    1 день 6 часов
  • Последний визит:
    26-02-2020 23:31:16

Объект 272 — (1955) двигатель дизель В-12-6Б 750 л.с., механическая трансмиссия МТ объект 709, увеличен динамический ход катков, нарезная пушка 2А17 122-мм, спаренный пулемёт КПВТ 14,5-мм, ЗПУ с пулемётом КПВТ 14,5-мм, комплекс ПУОТ-2С с двухплоскостным стабилизатором Ливень, дневной прицел наводчика Т2С-29-14 Удар, ночной прицел наводчика ТПН-1-29-14 Луна, ночной прибор командира ТКН-1Т Узор с осветителем ОУ-3Т, прицел ЗПУ ВК-4, ПАЗ по типу объект 756, фара ФГ-100, система механической очистки прибора механика-водителя новая боеукладка, запас хода 300 км, масса 51,5 т.

Объект 272К — (1957) командирский вариант объекта 272, радиостанции Р-112 и Р-113, полутелескопическая 6-м антенна, зарядный агрегат АБ-1-ПБ/30.

Читать еще:  Боевая машина пехоты AIFV (Турция)

Объект 734А — (1957) установка боевого отделения от объекта 272 на Т-10А, улучшенные эжекторы охлаждения двигателя, увеличен динамический ход катков, новые поддерживающие катки, новая планетарная трансмиссия, новые гусеницы, горный тормоз, ТДА, УС ППО, запас топлива 1300 л.

Объект 734 — (1958) предсерийный вариант объекта 734А, устранение недостатков.

Т-10М — (1957) серийный вариант объекта 272.

Т-10МК — (1958) серийный вариант объекта 272К.

Т-10М — (1958) серийный вариант объекта 734, запас хода аналогичен Т-10А.

Т-10М обр. 1959 г. — уплотнение брезентом лобовой части башни, ЗПУ устанавливается на каждый 5-й танк, у остальных БК патронов 14,5 мм сокращён до 644 патронов, улучшен привод к прицелам.

Т-10М обр. 1960 г. — укладки для автоматов АКМ 7,62-мм, изменена крыша МТО, защитный козырёк ТПКУ-2, воздухоочистители ВТИ-8,фары ФГ-100 и ФГ-102, гирополукомпас ГПК-48, новый ЗИП, улучшение механизма поворота башни, улучшена эргономика места наводчика, улучшена система охлаждения двигателя, запас топлива повышен.

Т-10М обр. 1961 г. — общее повышение надёжности.

Т-10М обр. 1962 г. — механическая трансмиссия объект 709, увеличен динамический ход катков, ОПВТ, ППО Роса-2, генератор Г-6,5, запас топлива повышен на 100 л, запас хода 380 км, масса 51 т.

Т-10М обр. 1963 г. — ПАЗ, ТДА.

Т-10М обр. 1964 г. — воздухоочиститель ВТИ-8, введение в боекомплект кумулятивного снаряда 3БК9, улучшена башенка заряжающего, улучшены опорные катки, запас топлива увеличен на 400 л.

Т-10МК обр. 1964 г. — навигационная аппаратура ТНА-2 Сетка.

Т-10М обр. 1967 г. — введение в боекомплект подкалиберного снаряда 3БМ11.

Объект 272 с СГМТ — (1959) установка спаренного пулемёта СГМТ 7,62-мм, съёмной ЗПУ с пулемётом КПВТ 14,5-мм, БК 1500 патронов 7,62 мм, 250 патронов 14,5 мм.

Т-10М с подбоем — (1960) установка противорадиационного подбоя, масса 51,9 т.

Т-10М с усиленной ПАЗ — (1963) развитие объекта 756, ПАЗ, противорадиационный подбой и надбой, стеклоочиститель АС-28 прицела наводчика, прибор механика-водителя ТПВ-174, ОПВТ, масса 51,62 т.

Объект 272-ОПВТ — (1959) испытания ОПВТ, водооткачивающий насос, герметизация корпуса.

Объект 272 Фаланга — (1960) ПТРК Фаланга.

Объект 272М — (1962) ПТРК 9К11 Малютка, БК 6 ПТУР, аппаратура управления 9С429.

Т-10М В-12-6БМ — (1964) двигатель дизель В-12-6БМ, доработанный под питание реактивным топливом.

Объект 284 — (1965) перекомпонованное БО, радиолокационный дальномер Скала-III с автоматом селекции подвижных целей, дополнительный генератор ГДЛ-10, ВКУ-519

Власть огня — здесь брода нет,
Но есть последний твой удар, все остальное не в счет.

МОДЕРНИЗАЦИЯ — ТАНКИ Т-10А И Т-10Б

МОДЕРНИЗАЦИЯ — ТАНКИ Т-10А И Т-10Б

В 1951 году на Ленинградском Кировском заводе начались работы по совершенствованию вооружения танка Т-10. Прежде всего, планировалось оснастить пушку стабилизатором в вертикальной плоскости, а также улучшить условия работы экипажа введением устройства для удаления пороховых газов из боевого отделения при стрельбе. Работами руководил главный конструктор завода Ж. Котин.

26 октября 1951 года постановлением № 4088-1888сс Совет Министров СССР поручил ряду промышленных предприятий и организаций (ЦКБ-393, ЦНИИ-173, заводы № 9, № 172 миноборомпрома и Ленинградский Кировский минтрансмаша)[3] спроектировать и изготовить опытные образцы стабилизатора ПУОТ (прибор управления огнем танка), 122-мм пушки Д-25ТС и их установки в танке Т-10. Стабилизатор ПУОТ (позже получил обозначение «Ураган») включал в себя танковый перископический прицел ТПС-1 со стабилизированным полем зрения, электроприводы наведения ТАЭН-2 и упрощенный прицел-дублер ТУП. В конце 1951 года один Т-10 с ПУОТ (заводское обозначение машины «объект 267») прошел полигонные испытания, а в декабре 1953-го — январе 1954 года два таких танка прошли войсковые испытания. Однако их результаты были не особо обнадеживающими — выяснилось, что и ПУОТ, и пушка Д-25ТС и их установка в Т-10 требуют доработки.

По личному указанию Министра обороны СССР Н.А. Булганина, отданному им 23 марта 1953 года, к концу 1954 года изготовили еще три танка Т-10 со стабилизатором ПУОТ и пушкой Д-25ТС. В соответствии с директивой Министра обороны СССР Маршала Советского Союза Г. К. Жукова (сменил на этом посту Булганина 9 февраля 1955 года) № 44595 от 14 февраля 1955 года, эти три машины направили на «контрольные испытания» с целью определения возможности их принятия на вооружение Советской Армии. Испытания провели с 5 мая по 18 июня 1955 года на Главном научно-исследовательском полигоне ГАУ в объеме:

Т-10 с ПУОТ № 1 — 830 км пробега и 478 выстрелов из пушки;

Т-10 с ПУОТ № 2 — 778 км пробега и 458 выстрелов из пушки;

Т-10 с ПУОТ № 3 — 1144 км пробега и 567 выстрелов из пушки.

В ходе испытаний отмечалось, что при стрельбе с хода на дистанцию 1000–1500 км на скорости 18–20 км/ч меткость повышалась примерно в 5,5 раз по сравнению со стрельбой без применения стабилизатора. Средний процент попаданий по мишени № 12А (бортовой контур танка) со включенным стабилизатором составлял 36,9 %, а с выключенным — 6,7 %. При ведении огня со стабилизатором с коротких остановок на дистанцию 800-1300 м на скорости 18–20 км/ч по мишени № 12Б (силуэт танка спереди) получили 45 % прямых попаданий, а при стрельбе по мишени противотанковое орудие с расчетом (при тех же условиях) — 36,6 %. В выводах о результатах испытаний танков Т-10 с ПУОТ отмечалось:

«Стабилизатор ПУОТ и пушка Д-25ТС и их установка — работали надежно. В настоящее время для 122-м пушки Д-25ТС отработан эжекционный механизм продувания ствола, способствующий уменьшению вероятности появления обратного пламени. В Т-10 с ПУОТ будут устанавливаться пушки Д-25ТС с эжекционным механизмом продувки ствола начиная с первой машины.

В результате проведения контрольных испытаний агрегатов и приборов стабилизатора ПУОТ и его установки в Т-10 выяснено, что они обладают достаточной прочностью, работали надежно и обеспечивали достаточно высокую эффективность стрельбы с хода. На основании вышеизложенных данных комиссия рекомендует стабилизатор ПУОТ и его установку в танк Т -10 для принятия на вооружение Советской Армии».

Результаты испытаний 12 июля 1955 года рассматривались на совместном совещании представителей ГБТУ, ГАУ, миноборонпрома, минтрансмаша, завода № 393 и ЦНИИ 173. В ходе обсуждения все стороны пришли к выводу — рекомендовать принять на вооружение Советской Армии танк Т-10 со стабилизатором ПУОТ. Тем не менее, по результатам испытаний был изготовлен еще один Т-10 с ПУОТ, который до конца осени прошел дополнительные испытания. По их результатам Ж.Я. Котин 7 декабря 1955 года направил заместителю министра транспортного машиностроения Скачкову письмо следующего содержания:

«Сообщаю, что контрольные испытания тяжелого танка с системой ПУОТ („Объект 267“) показали эффективность стрельбы с хода при скорости 18–25 км/ч при включенном стабилизаторе в 3–8 раз выше в сравнении со стрельбой без стабилизатора. Поэтому принятие „объекта 267“ на вооружение безусловно явится дальнейшим шагом вперед в отечественном танкостроении, и значит повысит тактико-техническую характеристику Т-10.

Читать еще:  Основной танк M60A2 (США)

С технической стороны принятие на производство Т-10 с системой ПУОТ не вызовет трудностей, так как узлы заимствуются с Т-10. Необходимое согласование заключения (отчета) с НТК ГБТУ и Ваше указание о доработке технической документации проведено, и один экземпляр ее выслан на Челябинский Кировский завод».

Испытания машин завершились в феврале 1956 года, и показали вполне хорошие результаты — использование стабилизаторов значительно повышало меткость огня с хода, теперь 55–60 % выстрелов попадали в цель.

Постановлением Совета Министров от 17 мая 1956 года на вооружение Советской Армии принимается танк со 122-мм пушкой Д25-ТС и ПУОТ «Ураган». Машина получила обозначение Т-10А и заводской индекс «объект 731». Их выпуск начался на Челябинском Кировском заводе, и до конца года изготовили 30 машин, в следующем — еще 20, после чего выпуск Т-10А прекратили.

Вместо пушки Д-25ТА, которая устанавливалась на Т-10, новая машина оснащалась орудием Д-25ТС с механизмом досылания снаряда и гильзы и эжекционным устройством для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела. Ударник в затворе заменили гальваноударным механизмом с электрозапалом. Стабилизатор «Ураган» комплекса ПУОТ обеспечивал стабилизацию линии прицеливания в вертикальной плоскости и включал в себя оптико-гироскопический прицел ТПС-1 и автоматизированный электропривод наведения ТАЭН-2. Использование этих систем позволило в 5–6 раз повысить эффективность ведения огня из пушки тяжелого танка Т-10А по сравнению с Т-10. В случае выхода из строя прицела ТПС-1 наводчик мог воспользоваться дублирующим упрощенным телескопическим прицелом ТУП-21.

Углы вертикальной наводки пушки при работе от ручных приводов составляли от -3 до +17 градусов, при работе стабилизатора углы вертикальной наводки уменьшались примерно на 45 минут из-за зон торможения при подходе к упорам. Диапазон плавного изменения скоростей наводки стабилизированной линии прицеливания в вертикальной плоскости составлял от 0,01 до 3 градусов в секунду, скорость вращения башни по горизонту — от 0,05 до 14 градусов в секунду. Точность стрельбы повышалась использованием в механизме поворота башни специального люфтовыбирающего механизма.

Максимальная дальность прицельной стрельбы из пушки составляла 5000 м, из спаренного 12,7-мм пулемета ДШКМ — 2900 м. Стрельба из спаренного пулемета производилась с выключенным стабилизатором из-за того, что время запаздывания выстрела у пулемета было в 10 раз больше, чем у пушки. Дублирующий прицел ТУП-21 позволял вести стрельбу из пушки на дистанцию до 3400 м, а из спаренного пулемета ДШКМ — до 1000 м.

Возимый боекомплект, корпус, башня, бронирование, силовая установка трансмиссия и ходовая часть Т-10А по сравнению с Т-10 не изменились. Правда, емкость кормовых внутренних баков увеличили на 180 л, электростартер СТ-700 заменили стартером CT-I6M, а генератор Г-731 мощностью 1,5 кВт — генератором Г-74 мощностью 3 кВт. Механик-водитель получил в свое распоряжение гирополукомпас ГПК-48, также предусматривалась установка прибора ночного видения ТВН-1 для движения ночью. Танки Т-10А выпуска 1957 года получили новую радиостанцию Р-113 вместо 10 РТ-26Э и переговорное устройство Р-120 вместо танкового переговорного устройства ТПУ-47-2.

Параллельно с работами по машинам с системой ПУОТ «Ураган», летом 1955 года конструкторы Ленинградского Кировского завода совместно с инженерами ЦНИИ 173 начали работы по танку Т-10 со стабилизатором ПУОТ-2, который позже получил обозначение «Гром». В отличие от «Урагана», он обеспечивал стабилизацию вооружения танка в двух плоскостях. К сентябрю 1955 года чертежи были подготовлены, и переданы в производство. Машину, получившую обозначение «объект 267 сп. 2» (соответственно, в переписке встречается индекс «объект 267 сп. 1» применительно к опытным танкам с ПУОТ «Ураган»), изготовили в начале 1957 года, и до конца февраля она прошла заводские испытания.

Танк «объект 267 сп. 2» отличался от своего предшественника «объекта 267 сп. 1» наличием ПУОТ-2, которая позволяла значительно повысить эффективность огня с хода за счет стабилизации башни с пушкой в горизонтальной плоскости и стабилизации линии прицеливания в вертикальной плоскости. Последнее достигалось использованием гироскопического стабилизатора, который поместили в корпус автомата стрельбы прицела ТПС-1. Стабилизация по горизонту обеспечивалась установкой стабилизатора в корпусе гироблока.

Испытания танка с ПУОТ-2 «Гром» показали, что точность огня с хода значительно возросла (55–60 % снарядов попадали в цель), однако надежность системы еще далека от совершенства. Ленинградский Кировский завод получил задачу совместно с НИИ 173 доработать «Гром», и с третьем квартале 1956 года провести дополнительные испытания машины. Испытания танков с доработанным ПУОТ-2, проведенные в августе 1956 года на Государственном научно-испытательном артиллерийском полигоне под Ленинградом (Ржевка) показали, что удалось повысить надежность работы стабилизатора «Гром». На основании этого комиссия, проводившая испытания, рекомендовала танк с ПУОТ-2 для принятия на вооружение. Постановлением Совета Министров СССР от 11 февраля 1957 года танк «объект 267 сп. 2» принимается на вооружение Советской Армии под обозначением Т-10Б. Выпуск этих машин начался на Челябинском Кировском заводе, где машина получила индекс «объект 733». Выпуск деталей и агрегатов стабилизатора «Гром» — гироблоков, электронных усилителей, прицелов ТГТС-1 и ТУП, а также параллелограммов — вел завод № 393 в подмосковном Красногорске. Окончательная сборка стабилизаторов «Гром» из полученных деталей и их монтаж в танках осуществлялся в Челябинске. До конца 1957 года здесь изготовили 110 Т-10Б, после чего их выпуск был прекращен.

Т-10Б отличался от Т-10А установкой двухплоскостного стабилизатора ПУОТ-2 «Гром», состоявшем из прицела ТПС-1, автоматизированного привода вертикального и стабилизатора горизонтального наведения, пульта командира танка и прибора выдачи целеуказаний. Использование ПУОТ-2 потребовало установки более мощного генератора Г-5 в 5 кВт вместо использовавшегося на Т-10А Г-74 в 3 кВт. По корпусу, башне, боекомплекту, двигателю, трансмиссии и ходовой части Т-10Б ничем не отличался от Т-10А.

Следует сказать, что с монтажом стабилизаторов «Гром» дело обстояло не совсем гладко. Несмотря на то, что завод отчитался об изготовлении Т-10Б в 1957 году, большая часть машин имела значительные проблемы, связанные с нормальной работой стабилизаторов. При испытании серийных «Громов» выяснилось, что ряд их агрегатов, в частности гироблоки, имеют значительные отклонения от утвержденных тактико-технических требований. Для устранения недостатков в Челябинск пришлось направить представителей завода-изготовителя и НИИ 173, который занимался их разработкой. Институт провел регулировку приборов, и в августе 1958 года провели их испытания на танках. Результаты оказались положительными, и до конца года удалось привести в более-менее работоспособное положение все ПУОТ-2 «Гром». Однако справедливости ради надо отметить, что работа танков Т-10Б в войсках имела значительное количество нареканий именно из-за ненадежной работы стабилизаторов «Гром».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector