33 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тяжелый танк Т-10М «Объект 272» (СССР)

Тяжёлый танк Т-10М. СССР

Продолжение рассказа по тяжёлый танк Т-10 начатого в предыдущей статье . Эта статья взята из той же Бронеколлекции №4 за 2009 год что и предыдущая. Танк Т-10М был настолько модернизированной машиной что его вполне можно считать отдельной машиной. Именно эти машины простояли на вооружении вплоть до 1993 года.

Следующая модификация танка Т-10 — «объект 272» — разрабатывалась в соответствие с решением пленума Научно-технического комитета ГБТУ, состоявшегося 14 декабря 1954 г. Первоначально её ведущим инженером был назначен А. Шнейдман, затем руководство работами передали П. Михайлову.

Модернизация коснулась в первую очередь вооружения танка. 122-мм орудие Д-25Т, которое устанавливалось ещё на танках ИС-2, было, наконец, отправлено на покой. Вместо него танк получил существенно более мощное орудие М-62Т2С (2А17), хотя и того же калибра.

Т-10М в засаде на учения западной группы войск.

Само орудие М-62 проектировалось в КБ завода №172 в Перми (тогда ещё г. Молотов) под руководством главного конструктора М.Цирульникова. Опытные экземпляры прошли испытания в 1953 г. и показали значительно лучшие баллистические характеристики. Так, начальная скорость бронебойного снаряда составляла 950 м/с при бронепробиваемости 225 мм на расстоянии 1000 м. У Д-25 эти характеристики равнялись, соответственно, 795 м/с и 145 мм. Кроме того, М-62 имело и ряд эксплуатационных преимуществ. Характерным внешним признаком М-62 был дульный тормоз щелевого типа, поглощавший до 70% силы отдачи при выстреле.

Опытный образец стабилизированного в двух плоскостях орудия М-62Т2С прошёл заводские испытания летом 1955 г. Первые три его образца со стабилизаторами 2Э12 «Ливень» были отправлены на ЛКЗ 1 ноября 1955 г. и установлены на «объект 272» с прицелом наводчика Т2С-29-14.

Обновили на танке и вспомогательное — пулемётное — вооружение, оснастив его более мощными 14,5-мм КПВТ. Один из пулемётов, спаренный с орудием, мог использоваться и в качестве пристрелочного на дальностях до 2000 м. На его прицеле Т2С-29 для этого имелась специальная прицельная шкала. Другой пулемёт — зенитный с коллиматорным прицелом ВК-4 — размещался на башне, на погоне люка заряжающего; его наибольшая прицельная дальность составляла 1000 м. При необходимости из этого пулемёта можно было вести огонь и по наземным целям, используя оптический прицел ПУ-1.

Все члены экипажа, кроме заряжающего, имели приборы ночного видения: командир — ТКН-1Т, механик-водитель — ТВН-2Т, наводчик — ТПН-1-29-14 «Луна», позволявший вести прицельную стрельбу ночью с максимальной дальностью 1150 м.

Бронирование башни несколько усилили, поменяли места размещения приборов наблюдения и прицелов, форму их бронировок. Изменили конструкцию крышки люка механика-водителя и крыши силового отделения.

Установили на танке более мощный дизель В-12-6, имевший 750 л. с. при 2100 об/мин и отличавшийся конструкцией картера, коленчатым валом, поршнями цилиндров и т.д. Ввели ножную педаль тормоза и новые бортовые редукторы, у которых планетарный ряд размещался внутри ведущего колеса. Для улучшения плавности хода число гидроамортизаторов увеличили до шести, а динамический ход опорного катка возрос со 144 до 172 мм.

Запас возимого топлива довели до 400 л за счёт двух новых баков, которые разместили на кормовой части корпуса.

Танк получил систему ПАЗ и ТДА для постановки дымовой завесы.

В качестве средств связи использовались радиостанция Р-133 и ТПУ Р-120.

В результате всех этих изменений масса танка возросла до 51,5 т.

Государственные испытания «объекта 272» завершились в декабре 1956 г. По их результатам танк был рекомендован к производству.

К этому времени к выпуску новой модификации подключили Л КЗ. До этого танки Т-10, Т-10А и Т-10Б производились только на ЧКЗ. Несмотря на все усилия, приложенные конструкторами и руководством отрасли, добиться полной унификации машин, выпускавшихся на этих двух заводах, не удавалось. Поэтому 26 сентября 1957 г. приказом министра обороны было принято на вооружение под обозначением Т-10М сразу два танка: «объект 272» — ленинградский и «объект 734», выпускавшийся в Челябинске.

Машины ЧКЗ отличались конструктивными изменениями в приводах управления трансмиссией, бортовых редукторах, системе питания топливом. Хотя такая ситуация и шла вразрез с требованиями по стандартизации и унификации вооружения и военной техники, тем не менее танки с этими конструктивными отличиями находились в серии вплоть до 1962 г., когда производство Т-10М в Челябинске завершилось; на ЛКЗ их выпуск продолжался до конца 1965 г.

С 1959 г. в Ленинграде пошла в серию командирская машина «объект 272К» на базе Т-10М, предназначенная для обеспечения связи командира подразделения с вышестоящим командованием и штабами. Для размещения дополнительной радиостанции Р-112 и зарядного агрегата боекомплект к пушке уменьшили до 22 выстрелов. Дальность связи Р-112 при работе с 10-метровой антенной на стоянке в телеграфном режиме составляла 100 км, в телефонном режиме — 40 км. Всего с 1959 по 1964 г. было построено 100 Т-10МК (выпускались только на ЛКЗ).

В процессе производства в конструкцию Т-10М постоянно вносились изменения. Так, с декабря 1962 г. стали устанавливать более простую в изготовлении механическую трансмиссию, первоначально разработанную в качестве резервного варианта. Она была на 507 кг легче прежней и имела значительно меньшие габариты, что позволило дополнительно разместить в забронированном объёме 100 л топлива.

С 1963 г. Т-10М начали выпускать с системой ОПВТ: танк теперь мог преодолевать по дну водные преграды глубиной до 5 м.

С 1964 г. ввели автоматическую систему ППО с более эффективным огнетушащим составом «3,5».

Очередная модернизация танка Т-10М была связана с его вооружением. Прогресс в танкостроении не стоял на месте и если в 1950-е годы 122-мм советские танковые орудия без проблем пробивали своими бронебойными калиберными снарядами броню любых танков НАТО, то в 1960-х ситуация изменилась. 105-мм орудия американского танка М60 и 120-мм английского «Чифтен», выпускаемых в тот период, поражали Т-10М. Калиберные бронебойные снаряды нашего орудия М-62 не брали лобовую броню этих танков.

Противотанковый ракетный комплекс «Малютка». Переносной пехотный вариант: ракеты на пусковых установках в боевом положении, пульт управления с монокулярным визиром и аппаратурой наведения обороны противника, в которые входило по три ттп, вооруженных 195 машинами. Именно сюда и начали передаваться поступающие в войска танки Т-10.

В сложившейся ситуации по заданию Министерства обороны и Государственного комитета по оборонной технике началась разработка 122-мм подкалиберных и невращающихся кумулятивных снарядов для орудия М-62Т2С. Выстрел с кумулятивным снарядом, пробивавшим вертикально расположенную броневую плиту толщиной 450 мм, приняли на вооружение 30 ноября 1964 г. С 1967 г. в боекомплект Т-1 ОМ был включен и бронебойноподкалиберный снаряд с начальной скоростью 1600 м/с, пробивавший 320-мм броню на дальности 2000 м.

В 1963 г. небольшое количество танков Т-1ОМ дополнительно вооружили противотанковыми управляемыми ракетами «Малютка». Такими же ПТУР и тогда же пытались довооружить и средние танки.

Можно утверждать, что танк Т-10 оказался вполне удачной машиной, в которой органично сочетались мощная броневая защита, высокоэффективное вооружение и хорошие маневренные качества. Простота устройства, удобное управление, высокая проходимость выгодно отличали его от других советских и зарубежных тяжёлых танков.

В начале 1950-х годов, когда началась разработка Т-10, тяжёлые танки собственной конструкции, кроме СССР, имели на вооружении только США — М103 (1956 г.) и Англия — «Конкэрор» (1954 г.). Однако оба эти танка уступали Т-10: были тяжелее и выше, имели небольшую скорость; за счёт того, что они оснащались карбюраторными двигателями, их запас хода по топливу был значительно ниже, не говоря уже о существенно большей пожароопасности. «Конкэрор» с 120-мм нарезным орудием, оказавшимся чрезвычайно громоздким, мог похвастаться только одноплоскостным в вертикальной плоскости стабилизатором, а М103 — вообще такового не имел. Т-10А уже в 1956 г. оснащался одноплоскостным стабилизатором, а Т-10Б — двухплоскостным. На зарубежных танках отсутствовала система ПАЗ, не имели они и возможности преодолевать водные преграды по дну. Правда, советский танк несколько уступал им по броневой защите передней части корпуса, зато значительно превосходил по подвижности и проходимости. В целом танк Т-10 отвечал основным тактико-техническим требованиям, предъявлявшимся к тяжёлым машинам того периода.

Долгое время западные эксперты считали, что в СССР было построено более 8 тыс. танков Т-10 всех модификаций, в соответствии с этим называя его самым массовым тяжёлым танком в мировом танкостроениии. На деле всё оказалось намного скромнее. Согласно последним опубликованным данным, с 1953 по 1965 г. было выпущено всего 1439 танков Т-10 всех модификаций. Эти машины в основном направлялись на вооружение тяжёлых танковых дивизий, которые стали формироваться с 1954 г.

В этот период в рамках пересмотра способов ведения боевых действий в условиях применения ядерного оружия проводились мероприятия по изменению штатной организации войск. С целью повышения живучести армейских подразделений в их составе резко увеличивалось количество танков, бронетранспортёров, зенитных средств. Так, по новым штатам, принятым в 1954 г., в танковом полку танковой дивизии состояло 105 машин (ранее их было 65). Кроме того, в состав дивизии был включен механизированный полк. С того же года стали формироваться ттд, предназначавшиеся для прорыва укрепленной линии противника.

Танки Т-10М на улицах Праги.

Первыми были развернуты две тяжёлые танковые дивизии в составе Группы советских войск в Германии. Это были 13-я гвардейская Бобруйско-Берлин-ская Краснознамённая ордена Суворова и 25-я гвардейская Краснознамённая. Позже к ним присоединились 5-я Кор-суньская Краснознамённая ттд и 34-я Днепровская ордена Суворова из состава Белорусского военного округа, а также 14-я гвардейская Бахмачская дважды Краснознамённая ордена Суворова ттд из Киевского военного округа. Для их формирования использовались как личный состав, так и материальная часть расформированных в 1956 г. отдельных тяжёлых танкосамоходных полков.

Читать еще:  Танк «Leopard 1A1» (Германия)

В составе Сухопутных войск ттд просуществовали до начала 1970-х гг., когда в армейские соединения стали поступать основные танки Т-64, Т-72 и, наконец, Т-80. По своим боевым характеристикам они значительно превосходили тяжёлые Т-10, которые постепенно передавались на долговременное хранение, перебрасывались в укрепрайоны на советско-китайской границе или же отправлялись на разборку-разделку. Официально, как и многая другая советская бронетанковая техника, тяжёлые танки Т-10 были сняты с вооружения только в 1993 г., уже в Российской Армии.

Танки Т-10М в Чехословакии.

Танк Т-10 не может похвастаться сколько-нибудь яркой боевой карьерой. На экспорт эти машины никогда не поставлялись, поэтому им не представилась возможность показать себя, например, в боях на Ближнем Востоке, где прошло боевую обкатку большинство советской танковой техники (Т-54, Т-55, Т-62, Т-72, ПТ-76). Единственной крупной войсковой операцией, в которой приняли участие Т-10, стала операция «Дунай» — ввод войск стран Организации Варшавского Договора на территорию Чехословакии «в целях борьбы с контрреволюцией в Восточной Европе». Они находились в составе 13-й ттд 1-й гвардейской ТА и в 25-й Краснознамённой дивизии 20-й гвардейской Краснознамённой армии.

Тяжелый танк Т-10

В конце 40-х годов с тяжелыми танками в Советской Армии сложилась достаточно странная ситуация. На вооружении состояли три типа – ИС-2, ИС-3 и ИС-4, каждый из которых не мог рассматриваться в качестве основной тяжелой машины на перспективу. В связи с этим в конце 1948 года ГБТУ выдало техническое задание на новую машину.

Основным требованием являлось ограничение боевой массы – не более 50 т. Разработчиком было определено КБ Челябинского завода Министерства транспортного машиностроения СССР. Главным конструктором, ответственным за объект 730 (такое обозначение получил проект нового танка), назначили Ж. Я. Котина. Официально машина получила название ИС-8.

В апреле 1949 года был разработан техпроект. Сейчас уже неизвестно, от кого исходила эта идея, но объект 730 стал прямым развитием линии танка ИС-3. Форма корпуса, особенно характерный «щучий нос», литая башня обтекаемой-формы вызывали прямые ассоциации с ИС-3.

В мае для отработки основных функциональных решений построили деревянный макет в натуральную величину, а затем в опытном цехе началось изготовление первого прототипа ИС-8. После проведения заводских испытаний выяснилось, что в целом машина удовлетворила техзадания, и было принято решение о выпуске установочной партии из 10 танков. Они прошли еще два этапа заводских испытаний в 1949 году, после чего в апреле — мае 1950 года на НИБТ полигоне в подмосковной Кубинке состоялись госиспытания.

По их результатам Государственная комиссия рекомендовала начать серийное производство ИС-8, но с доработками. В частности, недостаточным признали ресурс двигателя. Поэтому летом 1950 года в районе города Мары в Туркмении были проведены испытания на гарантийный ресурс двигателя, а осенью – войсковые испытания. Однако, не все было хорошо с новой машиной: пришлось производить много доработок, вследствие чего танк прошел большой цикл повторных и контрольных полигонных и заводских испытаний, которые закончились только к декабрю 1952 года. При этом проект менялся несколько раз, в результате чего машина получила сначала индекс ИС-9, а затем и ИС-10.

В марте 1953 года умер И. В. Сталин, после чего аббревиатура «ИС» канула в лету. В конце года танк был принят на вооружение Советской Армии уже под обозначением Т-10. Сварной корпус его имел сложную коробчатую форму с лобовой частью в форме «щучьего носа». Борта составные, из верхней наклонной и нижней гнутой частей. Верхний кормовой лист корпуса был выполнен откидным для обеспечения доступа к агрегатам трансмиссии. Днище корпуса штампованное, корытообразной формы. В задней части (под силовой передачей) днище плоское. Жесткость днища усиливалась также вваренными в него кронштейнами балансиров. Для обслуживания агрегатов и механизмов в днище имелись люки и отверстия, закрытые броневыми крышками или пробками на резьбе. Место механика-водителя находилось впереди по оси машины. Для посадки имелся люк треугольной формы, закрываемый сдвижной крышкой. Наблюдение за местностью механик-водитель вел через три прибора: один из них ТПВ-51 устанавливался в крышке люка, два других ТИП – в окнах верхней части лобовых листов корпуса.

Башня литая, обтекаемой формы с переменными углами наклона стенок и переменной толщиной от 250-мм в носовой части до 40-мм на литой части крыши. Башня устанавливалась на шариковой опоре над вырезом подбашенного листа крыши корпуса танка. Передняя часть крыши башни отливалась заодно с корпусом башни, а задняя изготавливалась из броневого листа и вваривалась в крышу. В этом листе справа располагался люк заряжающего, над которым монтировалась установка зенитного пулемета. Слева располагался люк, над которым размещалась командирская башенка. В передней части люка командира танка находился прибор наблюдения ТПКУ, а по окружности верхнего погона башенки – семь приборов наблюдения . Кроме того, в башне имелись еще три прибора ТПБ-51: один для наводчика и два для заряжающего. Механизм поворота башни планетарный, с самотормозящей червячной парой, с ручным и электрическим приводами.

122-мм танковая пушка Д-25ТА с длинной ствола 48 калибров и спаренный с ней 12,7-мм пулемет ДШКМ были установлены в литой маске. Пушка имела двухкамерный дульный тормоз и горизонтальный автоматический клиновой затвор. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 795 м/с. Прицельная дальность стрельбы с помощью телескопического прицела ТШ2-27 составляла 5000 м, а с помощью бокового уровня 15000 м. Заряжание облегчалось за счет применения механизма досылания. Скорострельность при этом составляла 3—4 выстрела в минуту, а при заряжании вручную 2—3 выстрела в минуту.

На турели люка заряжающего устанавливался зенитный 12,7-мм пулемет ДШКМ, снабженный коллиматорным прицелом К10-Т. Боекомплект пушки состоял из 30 выстрелов раздельного заряжания, размещенных в хомутиковых и лотковых укладках. Боекомплект пулеметов насчитывал 1000 патронов, 300 из них к спаренному пулемету были уложены в шести штатных патронных коробках, а 150 к зенитному пулемету – в трех специальных патронных коробках, 550 патронов боекомплекта находились в цинковых коробках. 12-цилиндровый четырехтактный V-образный дизельный двигатель В-12-5 жидкостного охлаждения с рабочим объемом 38 880 см3 и максимальной мощностью (без воздухоочистителя и противодавления на выпуске) 700 л. с. при 2100 об/мин устанавливался на постаменте, состоявшем из четырех кронштейнов, приваренных к бортам и связанных между собой продольными угольниками.

Двигатель В-12-5 относился к дизелям типа В-2. Его основные особенности: установка центробежного нагнетателя воздуха АМ-42, что позволило увеличить его мощность; установка на верхнем картере двигателя двух суфлеров; оборудование двигателя комбинированным масляным фильтром Кимаф-3; наличие двойного подвода масла к коленчатому валу; установка маслозакачивающего насоса с электромотором для обеспечения двигателя смазкой при запуске; наличие привода для электротахометра; отсутствие выпускных коллекторов. В топливную систему танка входили три внутренних бака – два задних емкостью по 185 л и один передний на 90 л. Все три бака соединялись между собой трубопроводами, а передний соединялся также с топливораспределительным краном. На крыльях в корме танка было установлено по одному наружному топливному баку емкостью по 150 л каждый. Наружные баки подключались к топливной системе танка. Таким образом, общая емкость всех баков составляла 760 л.

Начиная с июня 1955 года устанавливались внутренние задние топливные баки емкостью 270 л каждый. Вследствие этого общая емкость баков возросла до 930 л. На танке имелись комбинированные воздухоочистители инерционного типа. Система охлаждения жидкостная, закрытая, эжекционная. Запуск двигателя осуществлялся электростартером СТ-700 или сжатым воздухом.

Ведущие колеса заднего расположения имели съемные венцы с 14 зубьями. На каждом борту было 7 литых сдвоенных опорных катков с металлическим ободом и три поддерживающих катка. Подвеска независимая, с пучковым торсионом и упругим упором. Пучковые торсионы имели 7 стержней с шестигранными головками. Гусеница мелкозвенчатая, цевочного зацепления. Каждая гусеница состоит из 88 траков шириной по 720-мм с шагом 160-мм.

На танке устанавливали радиостанцию 10РТ-26Э и внутреннее переговорное устройство ТПУ-47-2 на четыре абонента. В 1955 году были созданы две опытные машины – объект 267 сп.1 со стабилизатором наведения в вертикальной плоскости и объект 267 сп.2 с двухплоскостным стабилизатором. Годом позже эти новшества были внедрены на новой модификации Т-10А (объект 730А). Пушка со стабилизатором в вертикальной плоскости ПУОТ-1 «Ураган» получила обозначение Д-25ТС. На Т-10А вместо прицела ТШ-2-27 установили перископический оптико-гироскопический прицел ТПС-1 и дублирующий телескопический прицел ТУП. Механик-водитель получил активный прибор ночного видения ТВН-1 и для ориентации гирополукомпас ГПК-48. В результате установки пушки с измененными приводами, а также для улучшения бронезащиты башню и маску орудия модернизировали.

Для уменьшения загазованности боевого отделения на стволе пушки был установлен эжектор. Дополнительно ввели механизм досылания снаряда и заряда, новый подъемный механизм со сдающим звеном и гальваноударное устройство в затворе. В 1957 году была принята на вооружение новая модификация танка Т-10Б (объект 730Б). Основное ее отличие – применение уже двухплоскостного стабилизатора ПУОТ-2 «Гром» и прицела Т2С-29-14. В остальном танк был подобен Т-10А. Вскоре последовала более серьезная модернизация. В КБ Пермского завода № 172 создали новое 122-мм орудие М-62-Т2 (2А17) с улучшенными баллистическими характеристиками.Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 950 м/с. Пушку оборудовали двухплоскостным стабилизатором 2Э12 «Ливень» и прицелом Т2С-29-14. (В 1955 году прототип этой пушки установили на опытном объекте 264, а чуть позже на объекте 265 испытали орудие с улучшенными точностными характеристиками.)

Читать еще:  Командирский танк Т-55К (СССР)

Вместо пулеметов ДШК, как на предыдущих моделях, были установлены 14,5-мм КПВТ – спаренный с орудием и зенитный. Новый танк — объект 272 — также оснастили полным комплектом ночных приборов: командирским ТКН-1Т, наводчика ТПН-1-29-14 («Луна II») и механика-водителя ТВН-2Т. Наведение спаренного пулемета осуществлялось с помощью прицела Т2С-29, имевшего для этого специальную шкалу. Зенитный пулемет оснащался коллиматорным прицелом ВК-4, а для стрельбы по наземным целям – оптическим прицелом ПУ-1. Боекомплект состоял из 30 выстрелов с осколочно-фугасной гранатой и бронебойно-трассирующим снарядом и 744 патронов к пулеметам КПВТ.

В двигатель В-12-6 по сравнению с В-12-5 были внесены изменения в конструкцию картера, коленчатого вала, поршней, цилиндров и т. д. Мощность двигателя составляла 750 л. с. при 2100 об/мин. Машина оснащалась радиостанцией Р-113 и переговорным устройством Р-120. Танк выпускался почти 5 лет, и только в 1962 году на обоих заводах был организован выпуск танка Т-10М на основе объекта 272. В конструкцию Т-10М неоднократно вносились изменения. С 1959 года зенитными пулеметами, например, комплектовался только каждый пятый танк.

В 60-х годах 8-ступенчатую коробку передач заменили на более простую 6-ступенчатую. С 1963 года Т-10М оборудовали системой ОПВТ, что позволяло преодолевать по дну преграды глубиной до 5 м. С 1967 года в боекомплект начали включать выстрелы с бронебойно-подкалиберными и кумулятивными снарядами. Танки Т-10 первоначально поступали на вооружение тяжелых танко-самоходных полков. С 1947 года один такой полк входил в штат танковой и механизированной дивизии. По мере поступления в войска все большего количества танков Т-10, а затем и Т-10А, Т-10Б и Т-10М началось формирование тяжелых танковых дивизий. Каждая такая дивизия имела два полка тяжелых и один полк средних танков.

В 50-х и 60-х годах по мере поступления в войска все большего количества танков Т-10, а затем Т-10А, Т-10Б и Т-10М началось формирование тяжелых танковых дивизий составе Группы советских войск в Германии имелось два таких соединения – 13-я и 25-я гвардейские тяжелые танковые дивизии. «Десятки» на экспорт не поставлялись и в боевых действиях не применялись. За исключением маневров единственная крупная операция, в которой пришлось участвовать танкам Т-10М, это операция «Дунай» – ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию в 1968 году. В 1966 году производство Т-10М прекратили.

По западным данным, было выпущено около 8000 танков Т-10 всех модификаций. Если это соответствует истине, то его можно считать самым массовым тяжелым танком в истории танкостроения. В последующие годы, по мере поступления в войска современных боевых машин, танки Т-10, Т-10А, Т-10Б и Т-10М передавались в парки на долговременное хранение, а частично отправлялись на разделку. Формально же они были сняты с вооружения Российской Армии в 1993 году, то есть спустя 40 лет после принятия на вооружение.

Танк Т-10 послужил базой для создания многих опытных и серийных машин.

В 1957 году был создан танк (объект 266), на котором опробовали гидромеханическую трансмиссию. В остальном это был обычный Т-10 с пушкой Д-25ТА, оснащенной, правда, стабилизатором.

С 1953 по 1956 год испытывался опытный объект 269, предназначенный для отработки прицела-дальномера.
В 1956 году на испытания вышла единственная САУ, созданная на базе Т-10. Машина имела обозначение «объект 268» и была вооружена 152-мм пушкой М-64 с начальной скоростью снаряда 720 м/с. Орудие было установлено в просторной сварной рубке с толщиной лобовой брони 187-мм. На крыше рубки устанавливались 14,5-мм пулемет КПВТ и дальномер ТКД-09. Пушка была оснащена механизмом досылания лоткового типа. В входило 35 выстрелов для пушки и 500 патронов к пулемету. Боевая масса машины равнялась 50 т, экипаж состоял из 4 человек. На вооружение эта самоходка так и не была принята.

Тяжелый танк Т-10А. Являлся модернизированным вариантом танка Т-10 и имел обозначение “Объект 731”. Он был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 11.06.1956 г. Его серийное производство было организовано в 1957 г. в Челябинске. Модернизированный танк отличался установкой пушки Д-25ТС с измененным затвором и эжекционной продувкой канала ствола, а также применением стабилизатора вертикального наведения пушки ПУОТ (“Ураган”), гирополукомпаса ГПК-48 и ИК-прибора механика-водителя ТВН-1. Вместо прицела ТШ-2-27 были установливался перископический прицел ТПС-1 и дублирующий телескопический прицел ТУП.

Тяжелый танк Т-10Б. Представлял собой модернизированный танк Т-10А и отличался от него установкой двухплоскостного стабилизатора вооружения и нового прицела наводчика Т2С-29. На вооружение был принят приказом Министра обороны СССР в 1957 г. В этом же году был создан командирский танк Т-10БК, который отличался от линейного танка наличием дополнительной радиостанции и зарядного агрегата.

Тяжелый танк Т-10М «Объект 272» (СССР)

Танк T-10M, разра6отанный в конструкторском бюро (ОКБТ) ЛКЗ в 1955 г. иод руководством главного конструктора завода Ж.Я. Котина, являлся последним серийным тяжелым танком, изготавливавшимся в СССР. Он представлял собой усовершенствованный вариант танка Т-10Б. При проектировании имел обозначение «Объект 272». Опытный образец был изготовлен в 1957 г. Танк был принят на вооружение приказом министра обороны СССР от 26 сентября 1957 г. Серийное производство танка осуществлялось в Челябинске на ЧТЗ с 1958 г. по 1965 г. и в Ленинграде на ЛКЗ с 1958 г. по 1962 г. Серийные танки ЧТЗ первоначально имели некоторые конструктивные отличия по сравнению с танками ЛКЗ и обозначались индексом «Объект 734». С 1962 г. в производстве на обоих заводах находились только танки Т-10М («Объект 272»). Всего было выпущено 1079 танков Т-10М. Указом Президента РФ от 23 сентября 1997 г. танк был снят с вооружения МО РФ.

Танк имел классическую схему общей компоновки с разобщенным размещением экипажа из четырех человек, установкой 122-мм пушки высокой баллистики во вращающейся башне и продольным расположением дизеля в кормовой части броневого корпуса. Механик-водитель размещался в носовой части корпуса в центре отделения управления вдоль продольной оси корпуса. В боевом отделении слева от пушки последовательно располагались наводчик и командир танка, справа от пушки -заряжающий. Для посадки и выхода членов экипажа из танка были предусмотрены персональный люк для механика-водителя в верхней части отделения управления и два люка в крыше башни. В днище танка, за сиденьем механика-водителя, располагался люк запасного выхода, крышка которого открывалась вниз.

В крышке люка механика-водителя и в верхних броневых листах носа корпуса устанавливались смотровые перископические приборы наблюдения. Для вождения танка ночью на рабочем месте механика-водителя устанавливается ночной бинокулярный смотровой прибор ТВП-2Т. В качестве источника инфракрасного света использовалась фара ФГ-100, которая устанавливалась на нравом скуловом листе корпуса танка. Для наблюдения за полем боя на рабочем месте наводчика, помимо прицелов, устанавливался один смотровой прибор ТПБ-51, на рабочем месте заряжающего – один призменный смотровой прибор ТПН. на рабочем месте командира в командирской башенке – прибор ТПКУ-2 и семь призменных смотровых приборов ТНП. Для наблюдения за местностью в ночных условиях в командирской башенке вместо прибора ТПКУ-2 устанавливался прибор ночного видения ТКН-1. В качестве источника инфракрасного света использовался осветитель ОУ-3Т, устанавливавшийся на командирской башенке. Наводчик в ночных условиях использовал для наблюдения ночной прицел ТПН1-29-14 с ИК-прожектором Л-2.
Танк был вооружен 122-мм нарезной cтaбилизиpoвaннoй пушкой М62-Т2 высокой баллистики, 14,5-мм спаренным пулеметом КПВТ, располагавшимся справа от пушки, а также 14,5-мм пулеметом КПВТ, установленным на вращавшейся турели зенитной установки, смонтированной на основании люка заряжающего. Пушка была снабжена электромеханическим досылателем снарядов и гильз, эжекционным устройством удаления пороховых газов после выстрела и дульным тормозом активно-реактивного типа. Боевая скорострельность пушки составляла 2-3 выстр./мин. Максимальное давление пороховых газов в канале ствола было равно 392 МПа (4000 кгс/см) дульная энергия пушки – 11,3 МДж (1154 тс»м). Вылет ствола пушки составлял 2165 мм. Наводка пушки в цель осуществлялась с помощью двухплоскостного стабилизатора «Ливень» и прибора ПУОТ-2С или с помощью ручных механизмов подъема пушки и поворота башни. Основным элементом прибора ПУОТ-2С являлся перископический прицел Т2С-29 «Удар» со стабилизированным в двух плоскостях полем зрения. При стрельбе ночью использовался электронно-оптический монокулярный перископический прицел ТПН1-29-14. При стрельбе из пушки с закрытых огневых позиций применялись боковой уровень и азимутальный указатель. Углы наводки пушки по вертикали составляли от -4 до +15°. Наибольшая прицельная дальность стрельбы достигала 5000 м, максимальная дальность стрельбы с помощью бокового уровня – 15 000 м. Дальность прямого выстрела бронебойным снарядом по цели высотой 2 м составляла 1130 м.

Плавное изменение скорости поворота башни электроприводом осуществлялось в пределах от 0,05 до 18 град./с. Гребневого типа стопор башни обеспечивал фиксацию башни относительно корпуса танка в любом ее положении. Для стопорения пушки в походном положении имелись два стопора. Одни стопор крепился к крыше башни и позволял закреплять пушку в положении «пушка вперед» при угле возвышения около +4°, а второй – кренился к кормовому листу корпуса и обеспечивал крепление пушки в положении «пушка назад» при угле возвышения около +5°. Крупнокалиберный пулемет, спаренный с пушкой, мог использоваться как пристрелочный, стреляные гильзы отводились через гильзовыводную трубку наружу машины. При стрельбе из пулемета зенитной установки но воздушным целям использовался коллиматорный прицел ВК-4, при стрельбе по наземным целям – оптический прицел ПУ-1. Конструкция зенитной установки позволяла вести круговой обстрел при углах возвышения пулемета от -5 до +85°.

Читать еще:  Боевая машина 9П148 с ПТРК 9К113 «Конкурс» (СССР)

Боекомплект танка состоял из 30 выстрелов раздельно-гильзового заряжания к пушке и 744 патронов к пулеметам. Кроме того, внутри танка укладывались два автомата АК-47 с боекомплектом 600 патронов, 20 гранат Ф-1 и сигнальный пистолет с 24 сигнальными патронами. В состав боекомплекта к пушке с 1964 г. входили кумулятивные снаряды с начальной скоростью 950 м/с, а с 1967 г. – бронебойно-подкалиберные снаряды с начальной скоростью 1600 м/с. Кумулятивный снаряд пробивал вертикально расположенную броневую плиту толщиной 450 мм, а бронебойно-подкалиберный – 320 мм на дальности 2000 м.

Броневая защита танка – противоснарядная. Сварной корпус танка был изготовлен из катаных броневых листов толщиной 16, 20, 50, 60, 80 и 120 мм. Лобовая часть корпуса состояла из двух верхних и нижнего броневых листов толщиной 120 мм, имевших углы наклона от вертикали соответственно 55° и 50°. Угол подворота верхних листов составлял 40°. Борт корпуса состоял из сваренных между собой верхнего наклонного листа и нижнего гнутого листа толщиной 80 мм, имевшего наклонную (62° от вертикали) и вертикальную части. Корма корпуса была сварена из двух броневых листов – верхнего толщиной 50 мм, расположенного под углом 55° от вертикали, и нижнего толщиной 60 мм, установленного под углом 20° от вертикали. Толщина броневых листов крыши корпуса над обитаемыми отделениями составляла 30 мм, днища корпуса – 16 мм.

Башня танка отливалась из броневой стали марки МБЛ-1. Максимальная толщина брони в лобовой части была доведена до 250 мм. Крыша башни изготавливалась из броневого листа толщиной 30 мм и приваривалась к литой части башни. Башня танка устанавливалaсь на шариковой опоре с охватываемым подвижным погоном, с касанием шариков с беговыми дорожками погонов в двух точках. Первоначально на танке устанавливались две дымовые шашки БДШ-5, а также стационарное углекислотное противопожарное оборудование трехкратного действия с термодатчиками в моторно-трансмиссионном отделении и один ручной огнетушитель ОУ-2. С 1964 г. на танке устанавливались унифицированная автоматическая система ППО «Роса-2» и два ручных огнетушителя ОУ-2.
С 1963 г. танк оснащался системой ПАЗ, термодымовой аппаратурой многоразового действия и оборудованием для подводного вождения, позволявшим преодолевать по дну водные преграды глубиной до 5 м без ограничения их ширины по условиям работы двигателя. С этого же года на танке стали оборудоваться места для размещения средств противохимической защиты (ПХЗ) – противогазов, общевойсковых защитных костюмов и артиллерийского дегазационного комплекта. Система ПАЗ обеспечивала защиту экипажа и внутреннего оборудования танка от воздействия ударной волны ядерного взрыва и радиоактивной пыли за счет броневой конструкции и герметизации корпуса и башни. Броневая конструкция лобовой части танка выдерживала давление во фронте ударной волны 0.39 МПа (4 кгс/см). Кроме того, была обеспечена подача очищенного воздуха в обитаемые отделения и защита членов экипажа от воздействия радиоактивной ныли за счет создания избыточного давления с помощью специального нагнетателя-сепаратора. Кратность ослабления проникающей радиации при ядерном взрыве была равна 3, а гамма-излучения на РЗМ – 12.
В моторно-трансмиссионном отделении вдоль продольной оси корпуса устанавливался дизель В12-6Б мощностью 551 кВт (750 л.с.). Двигатель имел обогреваемый картер и автоматическую муфту изменения начала подачи топлива в зависимости от частоты вращения коленчатого вала. Пуск двигателя производился с помощью электростартера СТ-16М мощностью 11 кВт (15 л.с.) или сжатым воздухом из двух пятилитровых воздушных баллонов. Для обеспечения пуска двигателя в холодное время суток на танке устанавливался форсуночный подогреватель с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Суммарная емкость топливных баков составляла 920 л и на одной заправке обеспечивала запас хода танка по шоссе до 300 км. С 1963 г. запас возимого топлива был увеличен на 100 л, что позволило увеличить запас хода до 340 км. Впоследствии запас возимого топлива был увеличен еще на 400 л за счет установки двух бочек с топливом на кормовом листе корпуса танка. Запас хода танка по шоссе увеличился до 460 км. В 1964 г. в системе воздухоочистки двигателя вместо комбинированных воздухоочистителей с автоматическим удалением пыли стали устанавливаться танковые воздухоочистители ВТИ-8 инерционного типа, обеспечивавшие более высокую степень очистки воздуха и более длительный цикл их работы без обслуживания.

С декабря 1962 г. в танке T-10М устанавливалась более простая по конструкции и в изготовлении механическая трансмиссия разработанная для танка «Объект 709». Она была на 507 кг легче прежней и имела значительно меньшие размеры, позволившие дополнительно разместить в забронированном объеме 100 л топлива. Первоначально она была разработана в качестве резервного варианта трансмиссии. С введением новой трансмиссии не требовалась центровка агрегатов, упрощался ее демонтаж и монтаж в танке, вдвое сокращались трудоемкость изготовления деталей и номенклатура применяемых легированных сталей. В состав трансмиссии входили: главный фрикцион, шестиступенчатая трехвальная коробка передач, планетарный механизм поворота типа «ЗК» и два бортовых редуктора. Коробка передач и механизм поворота были смонтированы в одном картере и представляли собой однопоточный механизм передач и поворота (МПП). Главный фрикцион – сухой многодисковый, с трением сталь по фрикционному материалу НСФ-2, с шариковым механизмом выключения разгруженного типа. Привод управления – комбинированный. Он работал как гидравлический сервопривод (при работающем двигателе) и как механический привод (при неработающем двигателе). Коробка передач – шестиступенчатая четырехходовая трехвальная, с постоянным зацеплением шестерен. На муфтах переключения третьей-четвертой и пятой-шестой передач были установлены синхронизаторы инерционного типа. Механизм поворота состоял из двух планетарных рядов, двух блокировочных фрикционов и двух остановочных тормозов.
Блокировочный фрикцион – cyxoй, многодисковый с трением сталь по стали, с шариковым механизмом выключения. Остановочный тормоз – ленточный с чугунными накладками, плавающего типа. Тормозной барабан остановочного тормоза крепился на ведущем валу бортового редуктора. Смазка деталей МПП производилась под давлением, поливом и разбрызгиванием масла. Охлаждение масла осуществлялось в двух пластинчато-трубчатых радиаторах. При пуске двигателя и начале движения танка в условиях низких температур окружающего воздуха в нижней половине картера МПП осуществлялся подогрев масла с помощью специальной жидкостной системы подогрева, coвмeщeннoй с системой подогрева двигателя. Система гидросервопривода была объединена с системой смазки. Гидросервопривод главного фрикциона был выполнен по схеме «включено-выключено», гидросервопривод переключения передач – по схеме «следящего действия», а гидросервопривод от рычагов управления поворотом – по схеме «регулятора давления». Были введены ножная педаль остановочного тормоза и новые комбинированные двухрядные бортовые редукторы, у которых планетарный ряд размещался внутри ведущего колеса.

В системе подрессоривания применялись индивидуальная пучковая торсионная подвеска, рычажно-поршневые гидроамортизаторы двухстороннего действия и пружинные ограничители хода балансиров. Рычажно-поршневые гидроамортизаторы были смонтированы внутри балансиров первых, вторых и седьмых опорных катков. В состав гусеничного движителя входили два ведущих колеса со съемными зубчатыми венцами цевочного зацепления с гусеницами, два направляющих колеса с кривошипно-винтовыми механизмами натяжения гусениц, четырнадцать двухдисковых опорных и шесть поддерживающих катков, а также две мелкозвенчатых гусеницы. Направляющее колесо было взаимозаменяемым с опорным катком. Мелкозвенчатая гусеница шириной 720 мм собиралась из 88 траков с ОМШ. Для улучшения плавности хода динамический ход опорного катка был увеличен со 144 до 172 мм.

В 1962 г. танк стал выпускаться с комплектом ОПВТ для преодоления по дну водных преград глубиной 5 м. Комплект ОПВТ обеспечивал: герметизацию танка, подвод воздуха к членам экипажа и двигателю, защиту двигателя от проникновения в него воды в случае остановки двигателя при движении под водой, откачку воды, проникшей в корпус танка, возможность ведения боевых действий после выхода тапка из воды. К сьемной части ОПВТ относились: воздухопитающая труба, клапаны защиты двигателя, крышка жалюзи зимнего забора воздуха, водооткачивающие насосы, уплотнения дульного тормоза и бронемаски ствола, газоотводной трубы, антенного ввода, крышек командирского люка и люка заряжающего. Воздухопитающая труба крепилась болтами на специальной крышке, которая устанавливалась на командирскую башенку вместо откидной крышки люка. К несъемным частям ОПВТ относились: система защиты двигателя и воздухоочистителей от попадания воды, система регулирования температурного режима охлаждения двигателя при движении танка иод водой; уплотнения короба эжектора, опоры башни, крышек люков механика-водителя и запасного выхода, наружных ящиков ЗИП. Кроме того, в комплект ОПВТ входили изолирующие противогазы ИП-46 и спасательные жилеты СЖТ-58 на каждого члена экипажа.

Электрооборудование танка было выполнено по однопроводной схеме, за исключением дежурного освещения. Напряжение бортовой сети составляло 24-29 В. Источниками электроэнергии являлись четыре аккумуляторные батареи 6СТЭН-140М (6МСТ-140) или 6СТ-130 и генератор Г-5 мощностью 5 кВт. В 1964 г. генератор Г-5 был заменен генератором Г-6,5 мощностью 6,5 кВт. Для внешней связи использовалась радиостанция Р-113, для внутренней – танковое переговорное устройство ТПУ Р-120 на пять абонентов.

Па базе танка Т-10М был создан опытный танк «Объект 282» с управляемым оружием. С использованием агрегатов и узлов танка Т-10М были разработаны в 1963-1969 гг. опытные небронированные самоходные пусковые установки «Объект 815», «Объект 821» и «Объект 825» для оперативно-тактических ракет класса «Земля-Земля». Эти установки имели боевую массу от 63 до 80 т, экипаж – три человека, дизель В-35Т мощностью 559 кВт (760 л.с.) и максимальную скорость – 40 км/ч.

Технические характеристики танка Т-10М
Боевая масса – 51,5 т;
экипаж – 4 чел.;
оружие: пушка – 122 мм, 2 пулемета – 14,5 мм;
броня – противоснарядная;
мощность дизеля – 551 кВт (750 л.с.);
максимальная скорость – 50 км/ч.
#вссссрроссииснг

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: