Тяжёлые бронетранспортеры Nagmachon и Nakpadon (Израиль)
Тяжёлый бронетранспортёр «Ахзарит». Израиль
В ходе обсуждения статьи «Бронетранспортёр БТР-Т» , многие обсуждающие говорили что это далеко не лучшее решение для БТР на базе Т-54/55. Хотя я имел ввиду, что сама концепция именно БТРа на базе устаревшего а, гораздо более перспективна, чем просто модернизированный .
Но как бы там, ни было, большинство обсуждающих сошлись во мнении что лучший в мире вариант модернизации а Т-54/55 это израильский БТР «Ахзарит». Хотя я их считаю с нашей БТР-Т вполне равноценными. Наличие заднего люка у «Ахзарита» компенсируется более мощным вооружением у нашего БТР-Т.
Как раз в тему этого обсуждения мне попалась подробнейшая статья в Танкодроме №9 посвящённая Израильскому БТР «Ахзарит». Её я, собственно, и выкладываю. Далее текст статьи.
В ливанскую войну 1982 г. потери среди личного состава механизированных частей, оснащенных, главным образом, бронетранспортерами М113 оказались столь серьезными, что командование Армии Обороны пересмотрело роль и тактико-технические данные транспортеров пехоты. Анализ боевого опыта привел к неожиданному выводу — бронетранспортер должен иметь уровень -защищенности, больший, чем . В Армии Израиля очень чувствительно относятся к потерям в людях, в силу чего бронетранспортер М11З в новых условиях совершенно не устраивал командование ЦАХАЛ. Командование Армии Обороны хотело получить на вооружение одновременно и пехотный транспортер и штурмовую машину. Изучался вариант создания такой машины в корпусе ганка «Меркава». Однако нашлось более простое решение. С 1967 г арабы поставилии Израилю сотни ов Т-54 и Т-55. Большая часть этих ов после ремонта и модернизации поступили на вооружение Армии Обороны под обозначениями «Тиран-4» и «Тнран-5». Корпуса ов «Тнран-4» и «Тиран-5» решено было пустить на изготовление тяжелых боевых машин пехоты. Так родилась машина «Ахзарит».
Содержание:
От «Самовара» к «Ахзариту».
Уж сколько злословили нал русскими: дескать станут мясорубку строить, а получается автомат Калашникова. Еврейские конструкторы тоже взяли да собрат самовар…
Идеальным вариантом тяжелого штурмового бронетранспортера для пехоты представлялась машина на базе а «Меркава». который был принят на вооружение Армии Обороны в конце 70-х годов. Танк с передним размещением двигателя являлся идеальной базой для создания штурмового бронетранспортера. Есть данные, что эксперименты с безбашенными «Меркавами» в Израиле велись, однако Армии Обороны требовалось большое количество нормальных, башенных. «Меркав». Причем в минимальные сроки, из-за чего концепцию тяжелого штурмового бронетранспортера на основе а «Меркава» пришлось положить под сукно.
Тяжелый штурмовой бронетранспортер сделали на базе другого а. В арсеналах Армии Обороны скопилось несколько сотен ов Т-54 и Т-55. любезно оставленных евреям арабами в ходе войн 1967 и 1973 г. г. Часть этого парка в свое время израильтяне модернизировали, заменив вооружение, силовые установки, радиооборудование. Эти машины состояли на вооружении овых частей Армии Обороны под наименованием «Тиран». Самым ПРОДВИНУТЫМ являлся вариант «Тиран» модель S, оснащенный дизелем Детройт Дизель 8V-7IT мощностью 650 л.с. и полуавтоматической трансмиссией Аллисон. Разработку тяжелого штурмового бронетранспортера на шасси а «Тиран» модель S вела фирма NIMDA в рамках проекта Samovar. Скажите, какой еврей предложил такое название? Где этот еврей родился. Упор был сделан на адаптации новой силовой установки и перекомпоновке корпуса а.
В пользу использования шасси ов Т-54 п Т-55 для переделки их в бронетранспортеры «Ахзарит» говорили следующие факторы:
— Присутствие наличия. В ремонтных мастерских и на хранении имелось несколько сотен корпусов ов Т-54 и Т-55 в различном техническом состоянии, тю помимо ов «Тиран», состоящих на вооружении.
— Пригодность. Толстая противоснарядная броня а Т-55 обеспечивала адекватный уровень защиты, а корпус имел достаточный дія размещения десанта внутренний объем.
— Соответствие критерию стоимость -эффективность. За достаточно скромную цену корпуса старых ов превращались в современные бронетранспортёры.
Проектирование бронетранспортера «Ахзарит» началось в первой половине 80-х годов. В І987г прототипы уже проходили Государственные испытания. На вооружение бронетранспортеры «Ахзарит» предположительно были приняты в 1987 г.
Бронетранспортер «Ахзарит» представляет собой очень низкопрофильную боевую машину — высотой всего порядка 2 м, Т-55 без башни. Боевое отделение имеет круговое бронирование, то есть экипаж защищен бронекрышей, бронебортами и бронеднищем. Бронелоб и бронекорма — само собой. Двигатель установлен в корме машины поперек корпуса со смешением влево относительно продольной оси бронетранспортера. Между двигателем и бортом правее продольной оси устроен узкий проход от люка-лаза к боевому отделению. Створки (верхняя и нижняя — рампа) люка-лаза открываются гидроцилиндрами. В передней части боевого отделения расположены места для трех членов экипажа (все лицами по ходу движения), слева — механик-водитель, в центре — командир, справа — стрелок. В крыше над сиденьем каждого из членов экипажа обустроен люк. Еще два люка в крыше корпуса сделаны нал сиденьями десантников. На предсерийных машинах в крышах имелось по семь люков, но затем количество люков сократили в целях улучшения защищенности от обстрела сверху — каждый вырез в броне ее ослабляет.
В пассажирском отсеке боевою отделения способно разместиться восемь пехотинцев, хотя штатно пассажиров всего семеро. Пассажиры размешаются на трех/четырехместной лавке лицом к двигателю, лавка смонтирована в левой заднее части боевого отделения. Правее сзади лавки поставлено откидное сиденье для одного бойца. Еще три откидных индивидуальных сиденья размешены вдоль правого борта машины (на некоторых машинах вместо индивидуальных силушек поставлена еще одна лавка).
Защищенность.
«Ахзарнт» является самой защищенной в мире серийной боевой машиной, предназначенной для перевозки пехоты. Броня бронетранспортера обеспечивает защиту как от подкалиберных, так и от кумулятивных боеприпасов, в том числе от выстрелов РПГ. Масса в 44 т для пехотного бронетранспортера беспрецедентна. Фактически 14 т из 44 приходится на броню, установленную в ходе переделки ового корпуса в бронетранспортер. Эта цифра сама по себе уже характеризует уровень защищенности бронетранспортера
«Ахзарнт». Материал, используемый для бронирования лобовой части весьма похож на композитную броню ганка «Меркава-3». В наибольшей степени бронетранспортер защищен от обстрела спереди.
В конструкции машины использован принцип зашиты более важных агрегатов менее важными. По бокам боевого отделения установлены топливные баки, выполняющие роль дополнительной защиты обитателей боевой машины. Кормовые части бортов прикрыты перфорированными бронелистами. В левой задней части корпуса установлен массивный силовой блок. Машина оборудована совершенной автоматической системой пожаротушения и индивидуальными системами защиты от оружия массового поражения.
Штатно на бронетранспортере монтируются два блока дымовых гранатометов TAAS CL-ЗОЗО. Также дымовая завеса может быть поставлена путем впрыска дизельного топлива в струю горячих выхлопных газов двигателя.
Вооружение.
Вооружение бронетранспортера рассчитано на поражение живой силы противника, а не легкобронированных целей, как на большинстве БМП. Согласно тактической концепции, бронетранспортеры «Ахзарнт» должны действовать совместно с ами, на которые возлагается задача уничтожения бронетехники. Бронетранспортер же должен перевезти пехоту через простреливаемые зоны без потерь. Основой комплекса вооружения бронетранспортера «Ахзарнт» является модуль OWS. Масса модуля порядка 160 кг. в основном вся конструкция комплекса находится вне забронированного объема. Штатно на модуль OWS монтируется 7,62-мм пулемет FN М240. Стрельба из пулемета возможна как в ручном режиме, так и дистанционно при закрытом верхнем люке стрелка. В дистанционном режиме стрелок пользуется для наводки пулемета оптическим прицелом без увеличения (I-кратная оптика, угол поля зрения 25 градусов) Помимо основного 1-кратного прицела, установлен прицел с 8-кратным увеличением, снабженный шкалой дальности. Оба прицела снабжены ночными каналами.
На первых материалах по бронетранспортеру, публично представленных фирмой NIMDA. были изображены машины «Ахзарнт». оснащенные тремя модулями OWS каждый. Реально на состоящих на вооружении Армии Обороны бронетранспортерах «Ахзарнт» смонтировано только по одному модулю OWS. но на простых штыревых турелях поставлено еще по три 7.62-мм пуле-. мета М240. Бронетранспортер «Ахзарнт» также вооружен минимум одним минометом калибра 60 мм. в боекомплект которого входят осколочные, дымовые и осветительные боеприпасы.
Подвижность.
На первые серийные бронетранспортеры ставились дизельные двигатели Детройт Дизель 8V-7I ТТЛ мощностью 650 л.с. В; комбинации с трансмиссией Аллисон XTG-. 411-4. Какие силовые установки имелись на прототипах — не известно, но кормовая часть прототипа отлична от кормовой части серийной машины. Большинство серийных бронетранспортеров «Ахзарнт» оснащены теми же силовыми установками, что и самоходные гаубицы Ml09. состоящие на вооружении Армии Обороны.
В исходном варианте бронетранспортер обладает совершенно недостаточной удельной мощностью — всего 14.77 л.с./т. Установку более мощного двигателя откладывали по соображениям финансового порядка. Впрочем, в Армии Обороны удельная мощность бронетехники, а значит ее подвижность и проходимость, никогда не относилась к числу первостепенных приоритетов. Однако с принятием на вооружение ганка «Меркава-3». обладающего удельной мощностью 19,35 л.с. возникла настоятельная необходимость в установке на бронетранспортеры «Ахзарит» более мощных двигателей. На бронетранспортере «Ахзарит-2» стоит уже дизель 8V-927A DDC III мощностью 850 л.с. в сочетании с
трансмиссией XTG-4II-5A. Удельную мощность бронетранспортера удалось таким образом поднять до значения 19.31 л.с./т.
«Ахзарнт» демонстрирует хорошую проходимость но пересеченной местности не в последнюю очередь по причине модернизации ходовой части. Надо прямо сказать — модернизации весьма ограниченной: к оригинальной ходовой части тайка Т-54/55 добавлены гидравлические стопоры и установлены новые торсионы. Одно время фирма NIMDA утверждала, что бронетранспортер является полноценной амфибией, движение по воде осуществляется за счет перемотки гусениц. Если «Ахзарнт» — амфибия, то «Спейс Шаттл» — истребитель завоевания превосходства в воздухе! В то же время очевидно — бронетранспортер способен форсировать вброд достаточно глубокие водные преграды.
Эксплуатация.
На вооружении батальона состоит 36 бронетранспортеров «Ахзарит» плюс одна машина в командно-штабном варианте. На командирском бронетранспортере не установлен модуль OWS. зато смонтировано дополнительное радиооборудование. В батальоне бронетранспортеров «Ахзарнт» также иметься четыре гусеничных бронетранспортера МПЗ в ремонтном взводе. Элитная бригада «Голани» первой получила на вооружение тяжелые штурмовые бронетранспортеры «Ахзарнт». Общую численность состоящих на вооружении Армии Обороны бронетранспортеров «Ахзарнт» независимые эксперты оценивают штук эдак в 300 — 400.
Помимо строевых частей, бронетранспортеры «Ахзарнт» используются в учебном центре пехоты, дислоцированном в пустыне Негев, в основном это ранние машины с 650-сильными двигателями, хотя сеть несколько бронетранспортеров, оснащенных моторами мощностью 850 л.с. Часть машин учебного центра оснащены удлиненными противопульными ограждениями, закрывающими ходовую часть.
Если судить по учениям, то бронетранспортеры используются, главным образом, группами по три машины. Десант покидает бронетранспортеры на ходу. Выдвижение к объекту осуществляется с использованием складок местности, две машины идут впереди строем фронта, третья — чуть сзади. После высадки пехоты бронетранспортеры продолжают движение, но с очень небольшой скоростью. Не смотря на узкий лаз. десант покидает бронетранспортер за короткий срок. Реально высадка десанта с бронетранспортера очень похожа на высадку десанта с самолета. Недостатком считается тот факт, что одна из створок люка откидывается вверх, за счет противник может определить момент покидания пехотой бронетранспортера.
Заключение
Бронетранспортер «Ахзарнт» оставляет впечатление импрессивной машины, рожденной сочетанием опыта и прагматизма, но главное отражающей чувствительность гражданского общества государства Израиль к потерям Армии Обороны в живой силе. Жизнь воина — вся главный приоритет в Армии Обороны Израиля! Именно в силу такого
приоритета на вооружении появился очень дорогой и очень хорошо защищенный штурмовой бронетранспортер. Тактика боевого применения тяжелых штурмовых бронетранспортеров «Ахзарнт» решительно отличается от тактики использования боевых машин пехоты. Личный состав Армии Обороны приветствовал принятие на вооружение тяжелых штурмовых бронетранспортеров «Ахзарит».
В боевой обстановке особенно эффективно совместное Использование основных боевых ов «Меркава». тяжелых штурмовых бронетранспортеров «Ахзарнт» и боевых машин саперов «Пума». Бронетранспортеры «Нагмашот», «Нагмачои» и «Накпадон» применяются только для проведения антитеррористических операций и, вероятно, в обозримом будущем будут выведены в резерв.
Опыт Израиля оказался востребован в армиях друг их государств. Так в России на базе а Т-55 разработан тяжелый бронетранспортер БТР-Т. схожий концептуально с «Ахзаритом», но лишенный люка в корме корпуса.
«Нагмашот» и другие. Израильские БТР на танковых шасси
В прошлом на вооружении Армии обороны Израиля состояло значительное количество танков «Шот» – британских Centurion. К началу восьмидесятых годов боевые качества такой техники перестали в полной мере отвечать требованиям. В связи с этим было принято решение о перестройке танков в технику иного назначения. Первым результатом этого проекта был тяжелый бронетранспортер «Нагмашот». Затем на его базе создали целый ряд образцов различного назначения.
«Нагмашот» и другие БТР
Первый тяжелый бронетранспортер на базе израильского «Центуриона» появился в 1982 г. БТР («нагмаш») на основе «Шота» получил название «Нагмашот». Впоследствии по той же схеме образовывались названия и для других образцов техники.
Проект «Нагмашот» предусматривал удаление башни и освобождение центральной части корпуса танка. Корпус оснащали новой броневой надстройкой со смотровыми приборами, креплениями под вооружение и т.д. Внутри бывшего танка организовывалось десантное отделение с восемью местами. За счет собственного бронирования и навесных элементов обеспечивалась защита от стрелкового оружия и некоторых противотанковых систем. Собственное вооружение могло включать несколько пулеметов на открытых установках.
БТР «Нагмашот» использовались в нескольких операциях и в целом подтвердили правильность базовой концепции. Однако была показана необходимость доработок. В конце восьмидесятых появился БТР «Нагмахон», отличавшийся составом защиты. Безопасность экипажа и десанта повысили за счет более новой динамической защиты и дополнительного бронирования днища.
«Нагмахон» стал основой для двух модификаций. БТР «Нагмахон-Касман» оснащался новой рубкой. Ее выполнили в виде высокой надстройки с остеклением и четырьмя пулеметными установками по периметру. Рубка не имела открытых участков, что позволяло использовать БТР в условиях города.
В начале девяностых появилась бронемашина «Накпадон» аналогичного назначения. При сохранении шасси и основных особенностей компоновки, она отличалась иным составом защиты. Для нее разработали новый вариант закрытой рубки. Лобовую и бортовую проекцию прикрыли новой многослойной динамической защитой. Задняя часть бортовых экранов с ДЗ была поднята и обеспечивала защиту десанта. Утверждалось, что «Накпадон» может выдержать обстрел из РПГ-7.
По разным данным, в начале восьмидесятых годов было построено до 200 БТР «Нагмашот». Впоследствии часть этой техники была перестроена по новым образцам или прошла модернизацию. Последующие модели БТР перестраивались из имеющихся танков или изготавливались путем переделки более старых бронемашин пехоты. Этот факт и общая атмосфера секретности в АОИ не позволяет с высокой точностью оценить количество выпущенных и эксплуатировавшихся тяжелых БТР.
По мере эксплуатации промышленность выполняла модернизацию техники теми или иными способами. Изменялся состав оборудования и вооружения. Также появлялись дополнительные средства защиты. Так, в проекте «Нагмахон» были внедрены средства радиоэлектронной борьбы для подавления каналов управления взрывными устройствами. Тогда же начали применять систему мгновенной постановки дымовой завесы С1-3030.
«Нагмашот» и другие образцы на базе танка «Шот» участвовали во всех основных операциях и конфликтах, начиная с 1982-83 гг. В целом такая техника хорошо показывала себя и справлялась с поставленными задачами. Тяжелые бронетранспортеры показали все свои преимущества перед техникой аналогичного назначения, имеющей менее мощную защиту.
Инженерная техника
В начале девяностых на платформе «Нагмашот» разработали перспективную многоцелевую инженерную машину «Пума» – название было образовано путем сокращения израильского термина ИМР. В ходе разработки проекта была изменена ходовая часть базового танка; ее усовершенствовали с использованием наработок по последним проектам ОБТ. В остальном «Пума» была максимально похожа на предыдущие разработки. Вновь использовались бронированная рубка для защиты экипажа, пулеметные установки, разные средства защиты и т.д.
Для решения инженерных задач «Пума» может использовать дополнительное оснащение разных типов. Используются средства РЭБ для подавления каналов управления или подрыва мин, навесные тралы и система дистанционного разминирования «Карпет» со специальными боеприпасами объемного взрыва.
Специально для инженерных частей специального назначения был разработан вариант существующей бронемашины под названием «Накпадон-Пилон». От базового образца такой БТР отличается конструкцией лобового бронирования. Правая часть лба перед местом водителя осталась прежней, тогда как левая стала крупной поднимаемой створкой люка. При помощи такого люка экипаж получает более удобный доступ к объектам перед машиной, что упрощает решение инженерных задач.
Специальные образцы
Шасси с танковым бронированием может использоваться в качестве носителя того или иного оборудования для решения особых задач. Интересным примером такого подхода является разведывательная машина «Нагмапоп». Одним из главных ее элементов является оптико-электронный комплекс IAI POP, что отражено в названии.
На крыше бронемашины этого типа монтируется телескопическая мачта с целевой аппаратурой. При помощи мачты на высоту не менее 25-30 м поднимаются блок оптико-электронной аппаратуры POP или РЛС «Кешет». Внутри защищенного отсека находятся приборы управления таким оборудованием. Расчет машины «Нагмапоп» выполняет наблюдение за окружающим пространством и должен выдавать данные о найденных целях. Дальность действия комплекса на открытом пространстве – десятки километров.
По разным данным, серийные образцы «Нагмапоп» появились в начале двухтысячных годов. Ввиду особой роли такая техника не требовалась в больших количествах. Вероятно, было построено всего несколько машин, затем распределенных между разными частями АОИ.
Экономичный подход
АОИ получила первые танки «Центурион» / «Шот» в самом конце пятидесятых годов. Последняя партия британской техники поступила в 1973 г. Всего было получено ок. 1100 бронемашин в исходной конфигурации. Танкам пришлось участвовать во всех основных конфликтах того времени; их противниками были преимущественно бронемашины советского производства.
К началу восьмидесятых годов танки «Шот» всех основных модификаций успели морально устареть. Эта проблема решалась путем ремонта и модернизации, но в отдаленной перспективе от такой техники пришлось бы отказаться. Именно тогда появилась идея о перестройке танков в технику других классов – прежде всего, в тяжелые БТР.
В новой роли устаревшее шасси показало себя самым лучшим образом. Защита «Центуриона» была недостаточной при борьбе с танками, но позволяла резко повысить безопасность пехоты. Кроме того, появилась возможность сэкономить на закупках полностью новой техники.
Используя такой подход, с начала восьмидесятых годов Израиль создал целый ряд бронемашин разного назначения. Сначала БТР и другие машины строились на основе танка «Шот», почти одновременно с ними появилась техника на базе трофейных Т-55. В прошлом десятилетии базой для схожих образцов стали современные танки израильского производства.
По разным данным, сейчас в парке АОИ присутствует несколько сотен тяжелых бронетранспортеров и схожих машин иных типов. В конце прошлого десятилетия на вооружение поступил новый БТР «Намер», построенный на шасси танка «Меркава». За счет серийного производства он вскоре стал основным образцом своего класса в армии. Тем не менее, эксплуатация более старых машин на базе «Шота» пока продолжается. По-видимому, их будут использовать вплоть до окончательной выработки ресурса.
Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Тяжёлые бронетранспортеры Nagmachon и Nakpadon (Израиль)
Танки армии обороны Израиля
Первые танки ЦАХАЛа
Развертывание бронетанковых войск Армии обороны Израиля началось в период Войны за независимость 1947–1949 годов. Событием, ставшим отправной точкой этой войны, явилось голосование Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1947 года по вопросу раздела Палестины, находившейся после Первой мировой войны под управлением Великобритании. В 17:31 по нью-йоркскому времени решение было принято большинством в 33 голоса против 13 при 10 воздержавшихся.
В преддверии решения ООН по палестинскому вопросу делегация ишува (еврейского населения Палестины) встречалась с руководством Лиги арабских государств (ЛАГ) с целью попытаться выработать компромиссное решение о разделе сфер влияния в Палестине. Эта попытка была встречена отказом. Председатель ЛАГ, египетский дипломат Аззам-Паша, дал понять еврейским посланникам, что мирного раздела Палестины не будет и свое право на любую часть ее территории им придется отстаивать с оружием в руках.
Согласно резолюции № 181 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года о разделе Палестины, на ее территории должны были быть созданы два независимых государства – еврейское и арабское, а также Большой Иерусалим – территория, подконтрольная ООН. Каждое из государств должно было состоять из трех территорий, граничащих друг с другом лишь углами. Евреи согласились на раздел, а арабы отказались его признавать и требовали создания в Палестине единого государственного образования. Уже на следующий день после голосования, 30 ноября, арабы обстреляли автобус с евреями, направлявшийся из Натании в Тель-Авив, убив пять и ранив семь человек. Началась война.
На первом этапе войны, с 29 ноября 1947 года по 15 мая 1948 года, вялотекущие вооруженные столкновения, происходившие с середины 1930-х годов, переросли в полномасштабные боевые действия почти во всех районах соприкосновения евреев с арабами. Этот этап войны характеризовался противоборством между еврейскими и арабскими иррегулярными формированиями. Британские войска готовились к предстоящей эвакуации и мало интересовались происходящим. Еврейские же и арабские военизированные формирования стремились к максимальному захвату территории и контролю над коммуникациями, занятию ключевых пунктов сразу же после ухода британских войск.
14 мая 1948 года была провозглашена независимость государства Израиль, а в ночь на 15 мая войска пяти арабских государств вторглись в Палестину. Впрочем, описание событий Войны за независимость не является целью этой книги. Нас, собственно, интересуют танки.
Легкий танк H39 «Гочкис» в экспозиции израильского танкового музея в Латруне. Судя по форме командирской башенки, эта машина в годы Второй мировой войны побывала в руках немцев
В строю «русская» рота 82-го танкового батальона Армии обороны Израиля. 1948 год. Машина с номером «612» имеет командирскую башенку французского образца. Обращают на себя внимание танковые шлемы советского образца. Такие шлемы чехословацкого производства использовались в АОИ до конца 1950-х годов
Итак, первые танки были захвачены отрядами еврейской военизированной организации «Хагана» 20 мая 1948 года. Это были 2–3 сирийских легких танка R35. 31 мая 1948 года «Хагана» была преобразована в ЦАХАЛ – регулярную Армию обороны Израиля (АОИ). В июне в ее составе был сформирован 82-й танковый батальон, ставший единственным танковым подразделением АОИ во время Войны за независимость. На его вооружение поступили 10 танков «Гочкис» H39, приобретенные во Франции в марте и прибывшие в Израиль в июне 1948 года. Однако техническое состояние этих машин оставляло желать лучшего, и уже в октябре 1948-го было решено вывести их из боевого состава. Вместо них на свалке в Италии по цене металлолома были приобретены 30 средних танков «Шерман» без вооружения. Впрочем, о «шерманах» мы поговорим отдельно.
Кроме «гочкисов» в 82-м батальоне имелись и два танка «Кромвель» (по разным данным, модификации Mk III или Mk IV), похищенные с английской военной базы в районе города Хайфа в ночь на 30 июня 1948 года.
«Кромвель» и «Шерман» из состава «английской» роты 82-го танкового батальона
В декабре 1948 – январе 1949 года в ходе боев с египетскими войсками было подбито и захвачено девять танков М22 «Локаст», три из которых поступили на вооружение 82-го батальона. Правда, произошло это уже после окончания войны. По состоянию на 1 марта 1949 года один танк этого типа значился как исправный, а два находились в ремонте.
Все вышеперечисленные танки никаких особых обозначений в Израиле не получили, а назывались просто «Рено», «Гочкис», «Кромвель» и «Локаст», без указания моделей и модификаций. Все эти боевые машины были сняты с вооружения в 1952 году.
Следует отметить, что в связи с Войной за независимость упоминаются и танки других типов. Так, например, в 1948 году у египетских войск были захвачены несколько легких танков Mk VI английского производства, но на вооружение они приняты не были. В июле 1950 года в ремонте числился один танк «Валентайн». Происхождение его неизвестно, возможно, он был обнаружен на свалке металлолома на одной из покинутых английских военных баз. На вооружение он также не принимался.
Израильские солдаты осматривают захваченный сирийский танк «Рено» R35. 1948 год
В марте – апреле 1948 года в США были приобретены 35 (по другим данным – 38) легких танков М5А1 «Стюарт». Однако в июле 1948 года они были конфискованы ФБР и в Израиль не прибыли. В течение 1948 года велись переговоры с Чехословакией о закупке 32 легких танков двух типов, именовавшихся в документах «9-тонными» и «16-тонными». Речь шла о танках Pz.38(t) и истребителях танков «Хетцер», а точнее – LT-38/37 и ST-1. Сделка не состоялась, поскольку стороны не сошлись в цене.
Первый танк «Шерман» был передан представителям организации «Хагана» 14 мая 1948 года. Сделали это симпатизировавшие евреям английские солдаты, занимавшиеся уничтожением бронетанковой техники, не подлежавшей вывозу из Палестины. Это была машина модификации М4А2 с неисправной пушкой и нуждавшейся в ремонте ходовой частью. Вплоть до 3 июня 1948 года этот танк числился неисправным и в боевых действиях не участвовал. Второй танк М4А2 был обнаружен на свалке металлолома летом 1948 года и отремонтирован к октябрю.
«Шерман» М4А2 из состава 7-й танковой бригады АОИ на параде в Тель-Авиве. Апрель 1953 года
В сентябре 1948 года 41 танк «Шерман» был приобретен в Италии. В некоторых источниках сообщается, что это были танки М4А1 с двигателем Continental и 105-мм гаубицами. Однако модификации М4А1(105) не существовало. В варианте огневой поддержки выпускались только танки М4 и М4А3 со сварными корпусами. При этом звездообразным двигателем Continental оснащался лишь первый. Так что, вероятнее всего, в Италии закупили танки модификации М4(105), вернее, металлолом, а не танки. У всех машин была неисправна ходовая часть, отсутствовали пулеметы, оптика, средства связи и т. д. Но главное, они практически не имели основного вооружения. Формально орудия были, но без затворов и с прорезанными в нескольких местах автогеном стволами. Но и таких машин успели отгрузить лишь 30 единиц, а остальные были конфискованы итальянскими властями. Из прибывших с ноября 1948 по январь 1949 года машин до конца войны удалось полностью восстановить только 4 «шермана», еще 5 были на ходу, но не имели пушек и использовались как учебные и тягачи.