0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тяжёлый танк Chieftain Mk.3 (Великобритания)

Основной танк Chieftain (Великобритания)

Характеристики основного танка Chieftain

Характеристики приведены для «Чифтен» Mk 5

История создания танка Chieftain

«Тяжелый пушечный танк» для усиления и поддержки средних танков «Центурион» начал проектироваться британцами в 1956 году на базе научно-исследовательского института FVRDE при поддержке фирмы Vickers. К 1963 году проект был допущен к полигонным и войсковым испытаниям, а после их успешного прохождения принят к серийному производству под обозначением основной боевой танк «Чифтен» («Вождь»).

«Центурионы» к этому времени уже устарели, поэтому «Чифтен» в итоге должен был не оказывать им поддержку на поле боя, а обеспечить их полную замену в войсках. Танк серийно производился с 1965 по 1983 год, всего за это время было изготовлено 2260 машин, 837 из которых поступили непосредственно на службу Великобритании, а прочие были поставлены на экспорт в Иран (707+187), Иорданию (350), Кувейт (153) и Оман (29).

Собственно британские танки так никогда и не вступили в бой.

«На старте», по сравнению со своим немецким «однокашником» Леопард-1,»Чифтен» лучше защищен и вооружен. Однако у танка практически не было потенциала модернизации, он был довольно малоподвижен и имел в системе управления огнем ряд серьезных ограничений. Все это не позволило британской машине в дальнейшем на равных тягаться ни с «Леопардом», ни с американским M60, конструкция которых, как раз таки предполагала широкие возможности к дальнейшей доработке и улучшению.

Конструкция танка «Чифтен»

Компоновка классическая, отделение управления в передней части танка, боевое — в средней, моторно-трансмиссионное — в кормовой. Корпус танка сварной, собран из литых и катаных деталей, при этом броня составляет 53% массы танка. Листы расположены под углом, профиль танка максимально уменьшен.

Рабочее место механика-водителя расположено по оси танка, причем оно выполнено в полу-лежачем виде, что позволило значительно уменьшить высоту передней части танка. Сиденье механика-водителя крепится не к днищу, а к бронеплите, установленной на расстоянии 50 мм от днища, что позволяет более эффективно защитить его от мин. Три другие члена экипажа размещаются в башне. Места командира и наводчика находятся справа от орудия, заряжающего — слева. При ведении стрельбы заряжающий работает стоя.

Башня танка «Чифтен» имеет сложную форму — конструкторы, вместо того, чтобы «втискивать» оборудование в её объем пошли по другому пути и спроектировали её профиль «вокруг» оборудования и мест экипажа, что также дало экономию веса и пространства.

Основным вооружением является 120-мм нарезная пушка L11, установленная в приливе лобовой части башни без броневой маски (конструкция башни позволила создать амбразуру орудия шириной всего 225 мм, что позволяет обходится и без маски). На пушке установлены теплозащитный кожух и эжектор для продувки канала ствола после выстрела.

Чертеж танка «Чифтен» Mk 3

Для повышения точности стрельбы и упрощения эксплуатации пушки в ее конструкции были применены симметричное расположение двух тормозов отката, совмещение оси цапф с осью канала ствола, быстроразъемное соединение трубы ствола с казенником и встроенный контроль давления.
120-мм пушка L11 имеет раздельное заряжание. Пороховые заряды находятся в полностью сгорающих при выстрелах шелковых мешках, а контейнеры пороховых зарядов изготовлены из огнеупорного материала. Воспламенение заряда при выстреле происходит с помощью запальных трубок, подаваемых автоматически из-под казенной части пушки. Емкость магазина в механизме подачи — десять трубок. Заряжание пушки производится вручную, с помощью гидромеханического досылателя.

Пушка и спаренные с ней пулеметы стабилизированы в двух плоскостях. Система стабилизации разработана на базе аналогичной системы танка «Центурион». Несмотря на стабилизацию орудия, основным режимом ведения огня является стрельба с места. Система управления огнем позволяет наводчику до подхода к рубежу открытия огня наводить орудие на цель, остановка нужна только для произведения выстрела из пушки.

Расстояние до цели на дистанциях до 2000 м определяется с помощью пристрелочного 12,7-мм пулемета. При стрельбе фугасными снарядами с закрытых позиций необходима подготовка данных, как и при ведении огня из обычных буксируемых пушек.

Посредством оптического канала командир может отметить выбранную цель в поле зрения прицела наводчика. Прицеливание орудия возможно как наводчиком, так и командиром, причем действия последнего считаются приоритетными. Стрельба ночью ведется с помощью ИК-прицелов AVL1A1, которые устанавливаются вместо дневных прицелов командира и наводчика. Для подсветки целей на левой стороне башни установлен ксеноновый прожектор №2 Mk 3.

Читать еще:  Самоходная артиллерийская установка AMX Mk F.3 (Франция)

Командирская башенка для лучшего удержания цели в прицеле и удобства наблюдения при развороте башни вращается в сторону, противоположную направлению разворота, сохраняя неизменной линию визирования; время полного разворота — 16 с. В башенке установлено девять неподвижных перископических наблюдательных приборов AFV № 49 с суммарным полем зрения 360°. Командирский люк — двустворчатый. Обзор заряжающему обеспечивается через перископический наблюдательный прибор кругового вращения AFV №30Mk 1.
По бортам в передней части башни смонтированы два шестиствольных 66-мм дымовых гранатомета. В кормовой нише башни установлены две радиостанции: УКВ-диапазона и коротковолновая. Танк оснащен системой защиты от ОМП и системой пожаротушения.

Ходовая часть «Чифтена» практически идентична ходовой части танка «Центурион» и включает шесть опорных катков на борт, с задним расположение ведущих колес. Ходовая часть для защиты от легких кумулятивных противотанковых средств прикрыта стальными четырехсекционными экранами толщиной 10 — 15 мм.

Модификации британского танка «Чифтен»

Mk 1 (1965 г.) — предсерийный вариант с двигателем мощностью 585 л.с. Изготовлено 40 единиц.

Mk 2 (1966 г.) — первая серийная модификация с литой башней, 120-мм нарезной пушкой L11A2 с боеприпасами раздельного заряжания и длиной ствола 55 калибров. Двигатель L60 Mk 4 мощностью 650 л.с. Боевая масса 51,6 т. Экипаж 4 человека. Изготовлено 532 единицы.

Mk 3 (1969 г.) — двигатель L60 №4 Mk 6 мощностью 720 л.с., командирская башенка №15 Mk 2 с одностворчатым люком, оснащенная усовершенствованной оптикой и зенитным пулеметом L37A1. Углы наведения пулемета в вертикальной плоскости от -10° до +75°. Прицеливание пулемета в вертикальной плоскости синхронизировано с оптической осью бинокулярного прицела командира. Для ведения огня из пулемета по воздушным целям предусмотрена установка зенитного прицела. Боевая масса 54,1 т. Изготовлено 199 единиц.

Mk 3/3 (1970 г.) — «Чифтен» с лазерным дальномером Barr & Stroud №1 Mk 2, интегрированным в основной прицел наводчика; двигатель L60 №4 Мk 6А мощностью 730 л.с., 120-мм пушка L11A3;, улучшенный вытяжной вентилятор в боевом отделении. Изготовлено 29 единиц.

Mk З/ЗР (1970 г.) — экспортный вариант Mk 3 для Ирана.

Mk 4 (1970 г.) — опытный вариант с увеличенным запасом топлива и уменьшенным боекомплектом для пристрелочного пулемета. Изготовлено 2 единицы.

Mk 5 (1971 г.) — Mk 3/3 с двигателем L60 №4 Mk 7А, модернизированная пушка L11A5 с коллиматором для выверки прицела наводчика, модернизированный пристрелочный пулемет, СУО 1FCS, командирская башенка №21 с теплопеленгатором XL 161. Усовершенствованная система ПАЗ. Повышена живучесть ствола пушки. Изготовлено 97 единиц.

Устройство основного танка «Челленджер» (переработки проекта «Чифтен»), обратите внимание на положение механика-водителя

Mk 5/5Р (1971 г.) — экспортный вариант Mk 5 для Ирана. Двигатель L60 №4 Mk 8А мощностью 750 л.с. Изготовлено 785 единиц.

«Чифтен» Mk 5/5К (1971 г.) — экспортный вариант Mk 5 для Кувейта. Изготовлено 165 единиц.

«Чифтен» Mk 6 (1976 г.) — Mk 2, модернизированный до уровня Mk 5.

«Чифтен» Mk 7 (1976 г.) — Mk 3 модернизированный до уровня Mk 6.

«Чифтен» Mk 8 (1976 г.) — Mk 3/3 модернизированный до уровня Mk 6.

«Чифтен» Mk 9 (1981 г.) — Mk 6, оснащенный системой управления огнем FFCS.

«Чифтен» Mk 10 (1981 г.) — Mk 7, оснащенный системой управления огнем 1FCS.

Mk 11 (1981 г.) — Mk 8, оснащенный системой управления огнем IFCS, тепловизионным прицелом наводчика, новой системой ПАЗ и блоками пассивной броневой защиты Stillbrew, установленными на передней части башни и корпуса.

Mk 15 — экспортная модификация для Омана. Изготовлено 15 единиц.

FV 4030/1 — усовершенствованный экспортный вариант для Ирана с модернизированной подвеской, увеличенной емкостью топливных баков и усиленной броневой защитой. Изготовлено 187 единиц.

Также на базе танка «Чифтен» создано семейство вспомогательных машин:

Мостоукладчик (саперный танк) Chieftain AVLB. В передней части корпуса танка навешивался бульдозерный отвал или минный трал. Экипаж машины — три человека. С 1989 по 1994 г. фирма «Виккерс» переоборудовал в эту машину 48 базовых танков разных модификаций.

БРЭМ Chieftain ARV производились фирмой Vickers с 1974 года и базировалась на шасси танка Chieftain Mk 5. В передней части корпуса установлены две гидравлические лебедки с приводом от основного дизеля. Тяговое усилие основной лебедки — 30 т, вспомогательной — 3,5 т. Длина троса основной лебедки — 122 м, вспомогательной — 260 м. В передней части корпуса смонтирован бульдозерный отвал, а с правой стороны корпуса — кран ATLAS АК 6000М грузоподъемностью 5,8 т. Экипаж 4 человека, масса БРЭМ — 56 т. Вооружение состоит из 7,62-мм пулемета с дистанционным управлением и 66-мм дымового гранатомета. 41 машину приобрел Иран, ещё 30 БРЭМ — Иордания.

Читать еще:  Самоходная гаубица M108 (США)

БРЭМ ARRV — та же БРЭМ ARV, но оборудованная гидравлическим краном большей грузоподъемности, для полевого ремонта танка (замены двигателя). Переоборудована из части БРЭМ ARV.

Кроме этого, танк «Чифтен» послужил основой для Иранского танка Shir 1.

Британский основной танк Chieftain

Боевое применение танков «Чифтен»

Как уже было сказано в начале, британские «Чифтены» войны так и не увидели, однако их иранские «коллеги» войны хлебнули так, что показалось горько. 6 января 1981 года в долине Хархи 16-ая танковая дивизия включавшая до 300 танков (кроме «Чифтенов» ещё и американские M60 — точное число тех и других не известно) практически во встречном бою сошлись с аналогичной по численному составу иракской танковой дивизией состоявшей из советских Т-62. К 8 января 1981 года иранская дивизия перестала существовать — как оказалось впоследствии, снаряды Т-62 со всех оптимальных дистанций танкового боя пробивали лобовую броню британских машин.

Больше иранцы не рисковали и свои «чифтены» в бой с современными танками противника лоб-в-лоб не водили.

Война в Кувейте в 1990 г. эту тенденцию не подтвердила, но и не опровергла — практически все «Чифтены» армии Кувейта были оставлены её без боя и достались Ирау в качестве трофеев.

В настоящее время танк повсеместно либо снят с вооружения, либо находится в резерве. Однако вспомогательные машины на его основе продолжают состоять на вооружении Великобритании.

Тяжёлый танк Chieftain Mk.3 (Великобритания)

Начало разработки танков «Chieftain» относится к 1950 г. Первый образец был изготовлен в 1959 г. Танки Chieftain Mk.1 (FV4201) начали выпускать с 1965 г. Они отличались от танков «Центурион» конфигурацией корпуса и башни, конструкцией командирской башенки, приборами управления огнем. В 1966 г. доработанные танки под маркой Chieftain Mk.2 (FV4202) начали поступать в войска. Они имели двигатель мощностью 650 л.с,, измененную кормовую часть башни, уменьшенный до 53 выстрелов боекомплект и другую командирскую башенку. Командирская башенка кинематически связана с погоном башни, что обеспечивало сохранение её положения при вращении основной башни. В центре башенки установлен перископический прицел командира, а по периметру — девять смотровых приборов со стеклоочистителями. В 1969 году, 199 танков Chieftain Mk.2 прошли модернизацию в вариант Chieftain Mk.3.

На танке Chieftain Mk.3 был установлен улучшенный двигатель и введён новый воздухоочиститель с уменьшенным сопротивлением, а также пристрелочный пулемёт с дальностью огня 2500 м. Танк Chieftain Mk.3/3 являлся усовершенствованным образцом танка Chieftain Mk.3. На этом танке были применены лазерный дальномер LF-2, улучшенные приборы наблюдения и устройство для ускоренной выверки прицела. Внедрены усовершенствованная система кондиционирования воздуха к улучшенная радиоаппаратура.

Лобовая часть корпуса танка и башни выполнены литыми с большим наклоном брони (до 700). Бортовые листы сверху усилены броневой накладкой толщиной 13 мм, а снизу защищены экраном той же толщины. С внутренней стороны броневых листов закреплен противорадиационный подбой. Башня обтекаемой формы с удлиненной кормовой частью, с командирской башенкой и небольшой подвижной маской пушки, закрытой чехлом. Из-за большого угла наклона верхнего лобового листа корпуса водитель находится в полулежачем положении. Танк Chieftain Mk.3 оснащён фильтровентиляционной установкой и системой, создающей избыточное давление воздуха. Пушка нарезная L11A3, стабилизирована в двух плоскостях, снабжена теплоизолирующим кожухом, предотвращающим неравномерный нагрев и как следствие деформацию ствола. Имеется механизм облегчения заряжания – досыпатель с электрогидравлическим приводом. Приводы механизмов наводки имеются у наводчика и командира.

Приборы прицеливания: у наводчика прицел перископический монокулярный 6-кратного увеличения и телескопический 7-кратного увеличения; у командира перископический прицел 10-кратного и однократного увеличения. У командира и наводчика имеются инфракрасные прицелы. Прожектор для подсветки устанавливается на пушке. Гранатомёты для метания дымовых гранат 6-ствольные размещены снаружи по бокам башни. Для вождения ночью у водителя имеется перископический прибор ночного видения и ИК-фары. На танке установлен детектор обнаружения источников ИК-облучения.

Пушка смонтирована на цапфах, оснащенных упругими демпфирующими опорами, предотвращающими поломки при динамических воздействиях. Амбразура пушки узкая, что исключило необходимость в традиционной броневой маске. Боекомплект пушки 53 выстрела, в состав которых входят подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном, фугасно-бронебойные снаряды с пластическим взрывчатым веществом и сплющивающейся головной частью, а также дымовые. Выстрелы раздельного (картузного) заряжания. Заряды помешаются в сгорающих шелковых мешочках. Один из пулемётов спарен с пушкой, другой установлен в командирской башенке и может быть использован для стрельбы по наземным и воздушным целям. Третий пулемёт калибра 12,7 мм используется как пристрелочный. Запас патронов 5400 (7,62-мм) и 600 (12,7-мм).

Читать еще:  Самоходная гаубица Slammer (Израиль)

Двигатель — 2-тактный 6-цилиндровый многотопливный дизель с наддувом, жидкостного охлаждения «Дайланд» L60 повышенной надежности. Двигатель зимой может пускаться с помощью гидравлического стартера, приводимого двигателем зарядного агрегата. Этот вспомогательный двигатель мощностью 30 л.с. используется также для подогрева основного двигателя. В обычных условиях пуск двигателя осуществляется электростартером. Основной двигатель оснащен нагнетателем «Рут» с механическим приводом от коленчатого вала. Поршни двигателя имеют накладки из жаростойкой стали.

Силовая передача «Меррнт-Вильсон» TN12 Мк3 планетарная с преселекторным управлением. Она состоит из главного фрикциона центробежного типа, планетарной коробки передач, дифференциального механизма поворота и однорядных бортовых передач. Число передач переднего хода — шесть, заднего — две. Механизм поворота с двойными подводом мощности, минимальный радиус поворота вокруг вертикальной оси. Ходовая часть аналогична ходовой части танка «Центурион». На танке установлены две радиостанции, ТПУ н телефон для связи с внешними абонентами. Танк Chieftain Mk.3 приспособлен к подводному вождению, а также имеет индивидуальные плавсредства каркасного типа.

Тактико-технические характеристики Chieftain Mk.3
Экипаж 4
Длина наибольшая 10,8 м
Длина корпуса 7,5 м
Ширина, 3,7 м Height, overall
Высота, общая 2,9 м
Боевая масса 54100 кг
Вооружение — 120 мм нарезная пушка L11A5
Боеприпасы 53 x 120-мм снарядов
Вторичное вооружение:
— 12,7-мм пулемёт L21A1
— 7,62-мм пулемёт L8A1
— 7,62-мм пулемёт L37A1
Боеприпасы 6000 x 7.62-мм патронов
Двигатель Leyland L60 №4 Mk.6A, 2-тактный, 6-цилиндровый многотопливный
Мощность двигателя, л.с. 585
Скорость, на дороге 48 км/ч
Запас топлива 950 л
Давление на грунт 0,84 кг/см2
Запас хода, по дороге 400-500км
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,9
Преодолеваемый ров, м 3,15
Преодолеваемый брод, м 1 (4,5 с ОПВТ)

Chieftain Mk 3 (FV4201)

Содержание

Описание

Напишите введение к статье в 2-3 небольших абзаца. Кратко расскажите об истории создания и боевого применения машины, а также о её ярких особенностях и применении в игре. Вставьте скриншоты машины в разных камуфляжах. Если начинающий игрок плохо помнит технику по названиям, он сразу поймёт, о чём речь.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Расскажите о бронезащите. Отметьте самые защищённые и самые уязвимые зоны. Оцените компоновку узлов и агрегатов, а также численность и расположение членов экипажа. Адекватен ли уровень бронезащиты, способствует ли компоновка выживаемости в бою?

При необходимости используйте наглядный шаблон для указания наиболее защищённых и уязвимых зон брони.

Подвижность

Напишите о подвижности машины. Оцените удельную мощность и манёвренность, а также максимальную скорость хода вперёд и назад.

Вооружение

Основное орудие

Дайте читателю информацию о характеристиках основного орудия. Оцените его эффективность в бою исходя из скорости перезарядки, баллистики и потенциального урона. Не забудьте о скорострельности по распределённым целям: как быстро орудие может навестись на одну цель, произвести по ней выстрел и навестись на следующую цель. Добавьте ссылку на основную статью по орудию: <>

Опишите доступные для основного орудия боеприпасы. Дайте рекомендации по их использованию и по наполнению боеукладки.

Дополнительное орудие

Некоторые танки вооружены несколькими орудиями, расположенными в одной или нескольких башнях. Оцените вспомогательное орудие и дайте советы по его применению. Если дополнительных орудий нет, уберите этот подраздел.

Опишите доступные для дополнительного орудия боеприпасы. Дайте рекомендации по их использованию и по наполнению боеукладки.

Пулемётное вооружение

Курсовые и зенитные пулеметы не только позволяют сражаться с самолётами, они также эффективны и против легкобронированной техники. Оцените пулемётное вооружение и дайте рекомендации по его использованию.

Применение в бою

Опишите приемы игры на машине, особенности использования в команде и советы по тактике. Воздержитесь от создания «гайда» — не навязывайте единственную точку зрения, но дайте читателю пищу для размышлений. Расскажите о самых опасных противниках и дайте рекомендации по борьбе с ними. При необходимости отметьте специфику игры в разных режимах (АБ, РБ, СБ).

Достоинства и недостатки

Подведите итог и кратко оцените машину по совокупности её характеристик и боевой эффективности. Отметьте её достоинства и недостатки в маркированном списке.

Историческая справка

Расскажите об истории создания и боевого применения машины. Если историческая справка получится большой, вынесите её в отдельную статью и добавьте сюда ссылку на неё при помощи шаблона main . В конце обязательно укажите ссылки на источники.

Медиа

Прекрасным дополнением к статье станут видеогайды, а также скриншоты из игры и фотографии.

См. также

Ссылки на статьи War Thunder Wiki, которые по вашему мнению, будут полезны читателю. Например,

  • ссылка на семейство техники;
  • ссылки на приблизительные аналоги в других нациях и ветках.

Ссылки

Вставьте ссылки на источники и внешние ресурсы, такие как:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector