0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тяжёлый танк Chieftain Mk.5 (Великобритания)

Основной танк Chieftain (Великобритания)

Характеристики основного танка Chieftain

Характеристики приведены для «Чифтен» Mk 5

История создания танка Chieftain

«Тяжелый пушечный танк» для усиления и поддержки средних танков «Центурион» начал проектироваться британцами в 1956 году на базе научно-исследовательского института FVRDE при поддержке фирмы Vickers. К 1963 году проект был допущен к полигонным и войсковым испытаниям, а после их успешного прохождения принят к серийному производству под обозначением основной боевой танк «Чифтен» («Вождь»).

«Центурионы» к этому времени уже устарели, поэтому «Чифтен» в итоге должен был не оказывать им поддержку на поле боя, а обеспечить их полную замену в войсках. Танк серийно производился с 1965 по 1983 год, всего за это время было изготовлено 2260 машин, 837 из которых поступили непосредственно на службу Великобритании, а прочие были поставлены на экспорт в Иран (707+187), Иорданию (350), Кувейт (153) и Оман (29).

Собственно британские танки так никогда и не вступили в бой.

«На старте», по сравнению со своим немецким «однокашником» Леопард-1,»Чифтен» лучше защищен и вооружен. Однако у танка практически не было потенциала модернизации, он был довольно малоподвижен и имел в системе управления огнем ряд серьезных ограничений. Все это не позволило британской машине в дальнейшем на равных тягаться ни с «Леопардом», ни с американским M60, конструкция которых, как раз таки предполагала широкие возможности к дальнейшей доработке и улучшению.

Конструкция танка «Чифтен»

Компоновка классическая, отделение управления в передней части танка, боевое — в средней, моторно-трансмиссионное — в кормовой. Корпус танка сварной, собран из литых и катаных деталей, при этом броня составляет 53% массы танка. Листы расположены под углом, профиль танка максимально уменьшен.

Рабочее место механика-водителя расположено по оси танка, причем оно выполнено в полу-лежачем виде, что позволило значительно уменьшить высоту передней части танка. Сиденье механика-водителя крепится не к днищу, а к бронеплите, установленной на расстоянии 50 мм от днища, что позволяет более эффективно защитить его от мин. Три другие члена экипажа размещаются в башне. Места командира и наводчика находятся справа от орудия, заряжающего — слева. При ведении стрельбы заряжающий работает стоя.

Башня танка «Чифтен» имеет сложную форму — конструкторы, вместо того, чтобы «втискивать» оборудование в её объем пошли по другому пути и спроектировали её профиль «вокруг» оборудования и мест экипажа, что также дало экономию веса и пространства.

Основным вооружением является 120-мм нарезная пушка L11, установленная в приливе лобовой части башни без броневой маски (конструкция башни позволила создать амбразуру орудия шириной всего 225 мм, что позволяет обходится и без маски). На пушке установлены теплозащитный кожух и эжектор для продувки канала ствола после выстрела.

Чертеж танка «Чифтен» Mk 3

Для повышения точности стрельбы и упрощения эксплуатации пушки в ее конструкции были применены симметричное расположение двух тормозов отката, совмещение оси цапф с осью канала ствола, быстроразъемное соединение трубы ствола с казенником и встроенный контроль давления.
120-мм пушка L11 имеет раздельное заряжание. Пороховые заряды находятся в полностью сгорающих при выстрелах шелковых мешках, а контейнеры пороховых зарядов изготовлены из огнеупорного материала. Воспламенение заряда при выстреле происходит с помощью запальных трубок, подаваемых автоматически из-под казенной части пушки. Емкость магазина в механизме подачи — десять трубок. Заряжание пушки производится вручную, с помощью гидромеханического досылателя.

Пушка и спаренные с ней пулеметы стабилизированы в двух плоскостях. Система стабилизации разработана на базе аналогичной системы танка «Центурион». Несмотря на стабилизацию орудия, основным режимом ведения огня является стрельба с места. Система управления огнем позволяет наводчику до подхода к рубежу открытия огня наводить орудие на цель, остановка нужна только для произведения выстрела из пушки.

Расстояние до цели на дистанциях до 2000 м определяется с помощью пристрелочного 12,7-мм пулемета. При стрельбе фугасными снарядами с закрытых позиций необходима подготовка данных, как и при ведении огня из обычных буксируемых пушек.

Посредством оптического канала командир может отметить выбранную цель в поле зрения прицела наводчика. Прицеливание орудия возможно как наводчиком, так и командиром, причем действия последнего считаются приоритетными. Стрельба ночью ведется с помощью ИК-прицелов AVL1A1, которые устанавливаются вместо дневных прицелов командира и наводчика. Для подсветки целей на левой стороне башни установлен ксеноновый прожектор №2 Mk 3.

Командирская башенка для лучшего удержания цели в прицеле и удобства наблюдения при развороте башни вращается в сторону, противоположную направлению разворота, сохраняя неизменной линию визирования; время полного разворота — 16 с. В башенке установлено девять неподвижных перископических наблюдательных приборов AFV № 49 с суммарным полем зрения 360°. Командирский люк — двустворчатый. Обзор заряжающему обеспечивается через перископический наблюдательный прибор кругового вращения AFV №30Mk 1.
По бортам в передней части башни смонтированы два шестиствольных 66-мм дымовых гранатомета. В кормовой нише башни установлены две радиостанции: УКВ-диапазона и коротковолновая. Танк оснащен системой защиты от ОМП и системой пожаротушения.

Ходовая часть «Чифтена» практически идентична ходовой части танка «Центурион» и включает шесть опорных катков на борт, с задним расположение ведущих колес. Ходовая часть для защиты от легких кумулятивных противотанковых средств прикрыта стальными четырехсекционными экранами толщиной 10 — 15 мм.

Модификации британского танка «Чифтен»

Mk 1 (1965 г.) — предсерийный вариант с двигателем мощностью 585 л.с. Изготовлено 40 единиц.

Mk 2 (1966 г.) — первая серийная модификация с литой башней, 120-мм нарезной пушкой L11A2 с боеприпасами раздельного заряжания и длиной ствола 55 калибров. Двигатель L60 Mk 4 мощностью 650 л.с. Боевая масса 51,6 т. Экипаж 4 человека. Изготовлено 532 единицы.

Mk 3 (1969 г.) — двигатель L60 №4 Mk 6 мощностью 720 л.с., командирская башенка №15 Mk 2 с одностворчатым люком, оснащенная усовершенствованной оптикой и зенитным пулеметом L37A1. Углы наведения пулемета в вертикальной плоскости от -10° до +75°. Прицеливание пулемета в вертикальной плоскости синхронизировано с оптической осью бинокулярного прицела командира. Для ведения огня из пулемета по воздушным целям предусмотрена установка зенитного прицела. Боевая масса 54,1 т. Изготовлено 199 единиц.

Читать еще:  Самоходная гаубица 2С1 Гвоздика (СССР)

Mk 3/3 (1970 г.) — «Чифтен» с лазерным дальномером Barr & Stroud №1 Mk 2, интегрированным в основной прицел наводчика; двигатель L60 №4 Мk 6А мощностью 730 л.с., 120-мм пушка L11A3;, улучшенный вытяжной вентилятор в боевом отделении. Изготовлено 29 единиц.

Mk З/ЗР (1970 г.) — экспортный вариант Mk 3 для Ирана.

Mk 4 (1970 г.) — опытный вариант с увеличенным запасом топлива и уменьшенным боекомплектом для пристрелочного пулемета. Изготовлено 2 единицы.

Mk 5 (1971 г.) — Mk 3/3 с двигателем L60 №4 Mk 7А, модернизированная пушка L11A5 с коллиматором для выверки прицела наводчика, модернизированный пристрелочный пулемет, СУО 1FCS, командирская башенка №21 с теплопеленгатором XL 161. Усовершенствованная система ПАЗ. Повышена живучесть ствола пушки. Изготовлено 97 единиц.

Устройство основного танка «Челленджер» (переработки проекта «Чифтен»), обратите внимание на положение механика-водителя

Mk 5/5Р (1971 г.) — экспортный вариант Mk 5 для Ирана. Двигатель L60 №4 Mk 8А мощностью 750 л.с. Изготовлено 785 единиц.

«Чифтен» Mk 5/5К (1971 г.) — экспортный вариант Mk 5 для Кувейта. Изготовлено 165 единиц.

«Чифтен» Mk 6 (1976 г.) — Mk 2, модернизированный до уровня Mk 5.

«Чифтен» Mk 7 (1976 г.) — Mk 3 модернизированный до уровня Mk 6.

«Чифтен» Mk 8 (1976 г.) — Mk 3/3 модернизированный до уровня Mk 6.

«Чифтен» Mk 9 (1981 г.) — Mk 6, оснащенный системой управления огнем FFCS.

«Чифтен» Mk 10 (1981 г.) — Mk 7, оснащенный системой управления огнем 1FCS.

Mk 11 (1981 г.) — Mk 8, оснащенный системой управления огнем IFCS, тепловизионным прицелом наводчика, новой системой ПАЗ и блоками пассивной броневой защиты Stillbrew, установленными на передней части башни и корпуса.

Mk 15 — экспортная модификация для Омана. Изготовлено 15 единиц.

FV 4030/1 — усовершенствованный экспортный вариант для Ирана с модернизированной подвеской, увеличенной емкостью топливных баков и усиленной броневой защитой. Изготовлено 187 единиц.

Также на базе танка «Чифтен» создано семейство вспомогательных машин:

Мостоукладчик (саперный танк) Chieftain AVLB. В передней части корпуса танка навешивался бульдозерный отвал или минный трал. Экипаж машины — три человека. С 1989 по 1994 г. фирма «Виккерс» переоборудовал в эту машину 48 базовых танков разных модификаций.

БРЭМ Chieftain ARV производились фирмой Vickers с 1974 года и базировалась на шасси танка Chieftain Mk 5. В передней части корпуса установлены две гидравлические лебедки с приводом от основного дизеля. Тяговое усилие основной лебедки — 30 т, вспомогательной — 3,5 т. Длина троса основной лебедки — 122 м, вспомогательной — 260 м. В передней части корпуса смонтирован бульдозерный отвал, а с правой стороны корпуса — кран ATLAS АК 6000М грузоподъемностью 5,8 т. Экипаж 4 человека, масса БРЭМ — 56 т. Вооружение состоит из 7,62-мм пулемета с дистанционным управлением и 66-мм дымового гранатомета. 41 машину приобрел Иран, ещё 30 БРЭМ — Иордания.

БРЭМ ARRV — та же БРЭМ ARV, но оборудованная гидравлическим краном большей грузоподъемности, для полевого ремонта танка (замены двигателя). Переоборудована из части БРЭМ ARV.

Кроме этого, танк «Чифтен» послужил основой для Иранского танка Shir 1.

Британский основной танк Chieftain

Боевое применение танков «Чифтен»

Как уже было сказано в начале, британские «Чифтены» войны так и не увидели, однако их иранские «коллеги» войны хлебнули так, что показалось горько. 6 января 1981 года в долине Хархи 16-ая танковая дивизия включавшая до 300 танков (кроме «Чифтенов» ещё и американские M60 — точное число тех и других не известно) практически во встречном бою сошлись с аналогичной по численному составу иракской танковой дивизией состоявшей из советских Т-62. К 8 января 1981 года иранская дивизия перестала существовать — как оказалось впоследствии, снаряды Т-62 со всех оптимальных дистанций танкового боя пробивали лобовую броню британских машин.

Больше иранцы не рисковали и свои «чифтены» в бой с современными танками противника лоб-в-лоб не водили.

Война в Кувейте в 1990 г. эту тенденцию не подтвердила, но и не опровергла — практически все «Чифтены» армии Кувейта были оставлены её без боя и достались Ирау в качестве трофеев.

В настоящее время танк повсеместно либо снят с вооружения, либо находится в резерве. Однако вспомогательные машины на его основе продолжают состоять на вооружении Великобритании.

Тяжёлый танк Chieftain Mk.5 (Великобритания)

Тяжёлый основной танк Chieftain Mk.5 является усовершенствованным образцом танков этой серии. В вариант Chieftain Mk.5 в 1971 г. были модернизировали 97 танков Chieftain Mk.3. Корпус танка в отличие от первых образцов имеет изменённую конфигурацию лобовой детали в верхней части, что улучшает условия работы водителя. Башня танка усовершенствована, и изменена её форма. Командирская башенка также усовершенствована, в ней установлены оптический дневной и пассивноактивный ночной прицел-прибор наблюдения командира. Пушка L11А5 почти без изменений заимствована с предыдущих модификаций.

Танк Chieftain Mk.5 имеет классическую схему общей компоновки. Экипаж из четырех человек размещается в корпусе и в башне. Рабочее место механика-водителя находится в носовой части корпуса по продольной оси машины. При вождении танка с закрытым люком механик-водитель располагается на регулируемом сиденье полулежа, с наклоном туловища на угол 45, 50 или 55 градусов. При вождении танка с открытым люком сиденье механика-водителя поднимается в положение “по-походному”, при этом одновременно изменяется и угол наклона спинки. Рычаги управления поворотом танка имеют два фиксированных положения по углу наклона и снабжены стопорными защелками. Для усиления защиты от мин сиденье механика-водителя крепится к специальной плите, установленной с зазором 50 мм от днища корпуса. Размещение механика-водителя полулежа позволило усилить верхнюю лобовую деталь корпуса и снизить высоту передней части корпуса до 1178 мм, которая значительно ниже подбашенной и кормовой частей. Командир и наводчик размещаются в боевом отделении справа от пушки, а заряжающий — слева.

При ведении стрельбы из пушки заряжающий работает стоя и имеет свободный доступ к боеукладкам. Высота от пола боевого отделения до крыши башни составляет 1730 мм. Определенная общей компоновкой ширина танка (3500 мм по бортовым экранам) превышает стандарт максимально допустимого габарита грузов для перевозки железнодорожным транспортом (3150 мм), установленный Бернским международным центром железнодорожных измерений. Моторно-трансмиссионное отделение с продольным расположением двигателя занимает кормовую часть корпуса танка и имеет объем, равный 6 куб. м (без топливных баков — 5 куб. м). Нерациональная компоновка агрегатов в МТО привела к удлинению корпуса машины. Забронированный объем корпуса равен 13,6 куб. м, башни — 3,5 куб. м, а всего танка — 17,1 куб. м.

Читать еще:  Боевая машина пехоты AIFV (Турция)

На танке Chieftain Mk.5 усовершенствована система зашиты от поражающих факторов ОМП (ядерного, химического и бактериологического оружия). В боекомплект из 64 выстрелов входят бронебойный подкалиберный снаряд L15A4 или новый стреловидный оперенный бронебойный подкалиберный снаряд L23A1, а также бронебойно-фугасный снаряд L31 и дымовой снаряд L34. Тем самым была повышена эффективность вооружения, последнее обусловило небольшие скорости вращения снарядов, что благоприятно сказывается на эффективности особенно кумулятивных снарядов. Боеприпасы размещаются в алюминиевых двухстенных «мокрых» боеукладках. Полость между стенками заполнена пламягасящей жидкостью, предназначенной для гашения пожара в случае поражения боекомплекта. Установлена усовершенствованная система управления огнём с электронным баллистическим вычислителем и лазерным дальномером фирмы «Бар энд Страуд». На башне танка сбоку установлен ксеноновый прожектор видимого и ИК-света. Прожектор размешается в закрытом коробе с передней дверцей, открываемой изнутри башни. На крыше башни установлена ИК-фара.

Также на танке танк Chieftain Mk.5 были установлены более мощные дизели L60 Mk.7 (мощность 750 л.с.), бесподсветочные приборы ночного видения, а в передней части корпуса смонтированы узлы для навески бульдозерного отвала и его электрогидравлических приводов (установка бульдозерного отвала возможна на любой танк варианта Мк.5 и занимает в полевых условиях 6 ч). Силовая передача и ходовая часть танка такие же, как на предшествующих образцах.

На конце ствола усовершенствованного 120-мм орудия L11A5 смонтирован прикрытый броневым чехлом коллиматор, предназначенный для юстировки ствола и линии визирования оптического прицела стрелка в процессе стрельбы. Установлена командирская башенка №21 новой конструкции. Люк башенки фиксируется в трех положениях: откинутым на 90° или 180° или приоткрытым с максимальным зазором в 5 см. Угол возвышения зенитного пулемета увеличен до 90°. На танке установлены более совершенное радиооборудование и улучшенная система защиты от ОМП, воздушный фильтр системы перенесен с кормовой стенки башни внутрь танка.

Для стрельбы по воздушным целям из зенитного пулемёта у командира танка имеется зенитный прицел. Управление зенитным пулемётом — дистанционное. На танках последних лет выпуска основной дневной перископический прицел наводчика совмещен с лазерным дальномером, который позволяет производить измерение дальности до цели с точностью до 10 метров в диапазоне 500-10000 метров. Пристрелочный 12,7-мм пулемёт, располагавшийся над пушкой, с введением дальномера был снят. В прицеле имеется оптическая ветвь с однократным увеличением для наблюдения и прицельная ветвь с десятикратным увеличением для стрельбы. Кроме основного, у наводчика устанавливается дублирующий телескопический причел. Оба устройства имеют зависимую стабилизацию поля зрения по горизонтали.

Стрельба ночью ведется с помощью сменного электронно-оптического прицела активного типа. ИК — прожектор, смонтированный снаружи на левой стороне башни, обеспечивает дальность видения ночью до 1000 метра. С середины 80-х годов танки Chieftain Mk.5 оснащаются тепловизионными системами, такими же, как на танках “Челленджер” Для повышения точности стрельбы с ходу применяется двухплоскостной стабилизатор вооружения электромеханического типа. Максимальная скорость переброса пушки равна 22 град/с. При подготовке данных дм стрельбы используется электронный баллистический вычислитель. В качестве вспомогательного вооружения используется спаренный с пушкой и зенитный 7,62-мм пулемёты. Боекомплект к ним составляет 6000 патронов.

С мая 1988 года на танках Chieftain Mk.5 применяется комбинированная система коллективной защиты от оружия массового поражения, разработанная для танка “Челленджер”. ФВУ размещена в изолированном отсеке кормовой части башни. Она создает избыточное давление в обитаемых отделениях и обеспечивает индивидуальную раздачу очищенного воздуха к дыхательным маскам членов экипажа. Для тушения пожара в МТО танка используется система НПО с огнетушащим составом “Галон 12В1”, которая имеет механический ручной привод. В состав ППО входят система сигнализации о пожаре в МТО, два баллона емкостью 2,3 литра с трубопроводами и распылителями и пять переносных огнетушителей в боевом отделении. Оригинальным техническим решением является размещение топливных баков, изготовленных из синтетической резины, в изолированных отсеках из 13-мм броневой стали в моторно-трансмиссионном отделении.

Тактико-технические характеристики Chieftain Mk.5
Боевая масса, т 55
Экипаж, чел 4
Высота по крыше башни, мм 2640
Пушка, калибр L11А5
Боекомплект 64
Стабилизатор электромеханический
Баллистический вычислитель электронный
Пулеметы два 7,62-мм; один 12,7-мм (до 1981 г.)
Броневая защита монолитная
Дымовые гранатометы 2х6 шт.
Максимальная скорость 48 км/ч
Запас хода по шоссе 300 км
Двигатель двухтактный шестицилиндровый многотопливный дизель
Мощность двигателя 530 кВт (720 л.с.)
Трансмиссия механическая
Подвеска пружинно-балансирная
Гусеница с ОМШ и съемными резиновыми подушками
Глубина преодолеваемой водной преграды с подготовкой 5 м

Экспортные модификации танка Chieftain

В конце шестидесятых и начале семидесятых годов английский основной боевой танк Chieftain («Вождь») считался одной из лучших машин своего класса. В этом танке объединялись все новейшие достижения британской оборонной промышленности, благодаря чему он регулярно получал самые лестные оценки. Естественно, высокие заявленные характеристики довольно быстро привлекли внимание третьих стран. Некоторые ближневосточные государства, имевшие хорошие отношения с Великобританией, выказали желание приобрести для себя определенное количество танков «Чифтен». Одним из первых потенциальных покупателей стал Израиль. Но уже в 1969 году, после очередного вооруженного противостояния с соседними странами он лишился возможности обновить парк техники бронетанковых войск, поскольку Лондон решил не нарушать эмбарго на поставку вооружений Израилю.

Вскоре после несостоявшегося соглашения с Израилем начались переговоры с другими государствами региона. В результате подобных мероприятий Великобритания подписала несколько контрактов на поставку бронетехники. При этом некоторые заказчики высказывали претензии к тем или иным чертам конструкции танка Chieftain. Для решения подобных проблем было предложено конструировать специальные модификации для определенных стран. Подобные улучшения танков сказывались на цене проекта, но заказчики не противились, поскольку сами же и инициировали улучшение исходной бронемашины.

Иранские «Львы»

Первой страной, выказавшей желание получить приспособленный для своих условий танк Chieftain, был Иран. Еще в 1971 году он заказал 707 танков и 73 бронированные ремонтно-эвакуационные машины на их базе. В дальнейшем Тегеран собирался купить еще 1200 танков, но его не устроили имевшиеся характеристики предлагаемой техники. Иранские военные выставили список недостатков «Чифтена», которые требовалось исправить перед покупкой. Прежде всего критике подверглась не слишком высокая мощность двигателя и, как следствие, недостаточные ходовые качества танка. Также иранцы остались недовольны недостаточно плавным ходом машины на пересеченной местности.

После уточнения всех подробностей претензий иранской стороны в 1974 году британцы запустили проект под названием Shir Iran («Лев Ирана»). Предполагалось, что благодаря срокам начала серийного строительства обновленных танков Chieftain удастся поставить заказчику первые модернизированные машины уже в рамках первого контракта. Стоит отметить, что Великобритания, выполняя свои обязательства по первому договору, изначально поставляла в Иран танки «Чифтен» модели Mk.3/3P, незначительно отличавшиеся от версии для собственных вооруженных сил.

Читать еще:  Самоходная гаубица AMX-105A (Франция)

В качестве основы для танка Shir Iran была выбрана бронемашина Chieftain Mk.5. Ее характеристики предлагалось улучшить при помощи новой силовой установки и обновления электронного оборудования. Согласно проекту обновления, в моторно-трансмиссионном отделения танка должен был стоять дизельный двигатель Rolls-Royce CV-12TCA мощностью 1200 лошадиных сил и гидромеханическая трансмиссия David Brown Engineering TN-37 с гидрообъемной передачей. При такой силовой установке «Лев Ирана» имел удельную мощность более 23 л.с. на тонну, что было примерно в полтора раза выше, чем у оригинального танка «Чифтен». В то же время, разработка и доводка нового танкового дизеля затянулась. Специалисты фирмы Rolls-Royce не уложились в установленные сроки, из-за чего Британии пришлось выступать с новым предложением по контракту.

Английская и иранская стороны пришли к договоренности о постепенном совершенствовании танка и поставках техники несколькими партиями: каждая последующая будет лучше предыдущей. Таким образом, в середине семидесятых Иран получил первые 187 танков Chieftain в доработанном варианте Mk.5P (альтернативное обозначение FV 4030/1). Они имели старую силовую установку, свойственную оригинальной модификации Mk.5, но при этом оснащались новой системой управления трансмиссией, усиленной противоминной защитой и дополнительными амортизаторами на задних опорных катках. Также незначительно изменилась конструкция топливных баков и некоторых других агрегатов.

125 танков из следующей партии уже носили новое название: Shir-1 (FV 4030/2). Они получили новую усиленную подвеску и обновленную гидромеханическую трансмиссию. Однако дизель CV-12TCA все еще не был готов и пришлось обойтись имевшимися на тот момент двигателями приемлемой мощности. Согласно разным источникам, танки «Шир-1» оснащались дизелями мощностью 850-900 л.с. Обновление защиты и боевого модуля отложили на следующую модификацию.

Для танков Shir-2 (FV 4030/3) разработали обновленный бронекорпус и сварную башню. Интересным нововведением в конструкции стало использование комбинированной брони Chobham. В дополнение к оставшемуся прежним вооружению танка предусмотрели использование новой системы управления огнем, в состав которой вошел комбинированный дневной/ночной перископический прицел и т.п. компоненты. На танке «Шир-2» применялась новая гидропневматическая подвеска, созданная фирмой Dunlop. Силовая установка с 1200-сильным двигателем все еще находилась на стадии испытаний.

К сожалению иранской армии, британцы успели построить лишь семь прототипов танка Shir-2. Проектирование и испытания этой бронемашины длились до 1979 года. После исламской революции новая власть Ирана разорвала контракт на поставку английских танков. В результате этого вооруженные силы ближневосточного государства успели получить лишь 700 танков нескольких модификаций. Проект «Шир-2» был закрыт за ненадобностью, но некоторые наработки по нему впоследствии использовались в других разработках.

Khalid

В середине семидесятых свой интерес к британским танкам «Чифтен» проявила Иордания. Переговоры по контракту затянулись до конца десятилетия, но в итоге странам удалось найти общий язык и определить облик танка, необходимого Иордании. Перспективный танк для этой страны получил название Khalid и индекс FV 4030P2J.

Фактически «Халид» представлял собой небольшую модернизацию танка Shir-1. Незначительным доработкам подверглась конструкция корпуса, поскольку бронемашина получила новый двигатель. После нескольких лет работы танк семейства Chieftain наконец получил дизель мощностью 1200 л.с. Им стал форсированный вариант двигателя Perkins CV-12 1000. Также к этому времени завершилась доводка гидромеханической трансмиссии TN-37. В боевом отделении танка Khaled установили новую систему управления огнем фирмы Markoni Space and Defense. При этом, несмотря на все изменения в составе оборудования, обновленный танк внешне практически ничем не отличался от «Чифтена» в версии Mk.5. Две бронемашины различало лишь расположение коробов для снаряжения на башне и несколько других незначительных деталей.

В соответствии с первым договором от 1979 года, Великобритания построила и поставила Иордании 274 танка «Халид». Позже усилиями английских и иорданских предприятий количество этих машин в вооруженных силах ближневосточного королевства возросло до 350 единиц.

Chieftain-800/900

В начале восьмидесятых англичане создали новую модификацию танка «Чифтен», изначально предназначавшуюся для экспортных поставок. Авторы проекта из компании Vickers постарались учесть все имевшиеся на тот момент пожелания заказчиков и существующие тенденции в области основных боевых танков. В результате появился проект под названием Chieftain-800/900.

Новый танк для третьих стран представлял собой дальнейшее развитие линейки модификаций модели Mk.5. Он получил еще более мощное бронирование обновленных корпуса и башни. Как и «Шир-1», Chieftain-800/900 предлагалось оснащать комбинированной броней Chobham. Примечательно, что лобовая часть корпуса была выполнена по считающейся устаревшей схеме «щучий нос», использовавшейся на некоторых танках середины прошлого века. Демонстрировавшийся на выставках вооружения прототип нового «Чифтена» имел характерные обводы, сформированные сопряженными плоскими деталями. Вероятно, это было обусловлено широким использованием комбинированной многослойной брони.

После обновления корпуса и башни танк потяжелел до 56 тонн, в связи с чем понадобилась достаточно мощная силовая установка. Заказчикам предлагались два варианта танка, отличавшиеся друг от друга мощностью дизельного двигателя. Так, на «Чифтен-800» предполагалось устанавливать 800-сильный дизель, а на «Чифтен-900» – двигатель мощностью 900 л.с. В обоих вариантах поставщиком двигателя являлась компания Rolls-Royce. Для упрощения и удешевления конструкции экспортные танки имели механическую трансмиссию TN-12/1000, одинаковую для обоих вариантов. Танк оснастили вспомогательным двигателем мощностью 30 л.с., связанным с электрогенератором. Вспомогательный двигатель и генератор должны были снабжать боевую машину электроэнергией при выключенном основном дизеле. Вооружение и электронное оборудование соответствовали танку Chieftain Mk.5.

Впервые ОБТ Chieftain-800/900 был показан в 1982 году, после чего в течение нескольких лет демонстрировался на международных выставках вооружений и военной техники. Однако задумка английских танкостроителей не привела к ожидаемому результату. Танк, разработанный специально для экспортных поставок, лишь привлекал внимание потенциальных покупателей. Зарубежные военные ограничивались ничего не значащими похвалами и не спешили инициировать переговоры о поставках. Вероятно, возможных покупателей отталкивали недостаточные ходовые качества бронемашины, которая при 900-сильном двигателе могла разгоняться лишь до 52 км/ч, причем только на шоссе. Так или иначе, за отсутствием контрактов и каких-либо перспектив проект Chieftain-800/900 был закрыт в середине восьмидесятых. Единственный построенный прототип в настоящее время хранится в танковом музее города Бовингтон.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector