8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тяжёлый танк ИС-3 (объект 703) (Россия)

Тяжёлый танк ИС-3 (объект 703) (Россия)

7 сентября 1945 года в Берлине состоялся парад союзных войск в честь окончания Второй мировой войны. Парад принимали от СССР маршал Г.Жуков, от США генерал Дж.Паттон, от Великобритании генерал Робертсон и от Франции генерал Кениг. Парад открыла пехота, и после короткого перерыва к зрителям приблизилась механизированная колонна очень разношерстных боевых машин. Здесь были лёгкие танки M24 «Чаффи» американского 705-го танкового батальона, за ними следовали танки французской 1-й танковой дивизии, бронетанковые войска Великобритании представляли танки «Комета». И в заключение парада чинно и важно пророкотали своими дизелями танки ИС-3 71-го гвардейского тяжелого танкового полка 2-й гвардейской танковой армии.

Как и следовало ожидать, новые советские боевые машины произвели на союзников сильное впечатление и некоторое время были сенсацией в сообщениях западной прессы. Несмотря на завершение войны, танк ИС-3 находился в интенсивном серийном производстве с программой 350 танков в месяц. Сначала их выпуск шел параллельно ИС-2, но с осени они полностью вытеснили своих старших собратьев из сборочных цехов ЧКЗ. Несмотря на то что расчетная себестоимость серийных машин ИС-3 должна была составлять 320 000 рублей, реально она с самого начала производства не поднималась выше 290 тыс.руб., а с июня составила всего 267 000 руб. Всего за время серийного производства заводом было сдано 2310 танков ИС-3, но…

С начала войсковой эксплуатации танки ИС-3 вдруг стали сопровождать отрицательные отзывы и рекламации, так что со второй половины 1946 г. только что изготовленные танки начали отправляться для проведения ремонта и модернизации по программе УКН. В этом месте многие послевоенные авторы с яростью обрушиваются на какие-то «конструктивные дефекты», которые якобы имели место быть у танка ИС-3, но отмеченные дефекты имели место быть не только у ИС-3, но также у ИС-2, Т-34, Т-44 и Т-54. Они были связаны с окончанием войны и ужесточением требований к ресурсу танков в целом и отдельных его узлов в частности. Для определения перечня мероприятий к данному типу танков была создана комиссия из представителей штаба БТМВ и Минтрансмаш, которая для тяжелых танков типа ИС-3 в 1946 г. потребовала реализации следующих мероприятий:
1) увеличение ресурса двигателя дизеля до (не менее) 250 моточасов, защитить двигатель при погибе днища от взрывов противоклиренсных фугасов;
2) увеличение ресурса трансмиссии до 2000 км межремонтного пробега;
3) предотвращение течи масла из КПП. механизмов поворота, бортовых редукторов и опорных катков танка;
4) улучшение вентиляции боевого отделения с возможностью продувки канала ствола после выстрела, или дополнения танка фильтровентиляционной установкой приточного типа;
5) введение механизма облегчения заряжения орудия в движении;
6) улучшение системы командирской наводки башни танка.

Танки ИС-3 стали первыми танками, подвергшимися большому объему работ по УКН, доводящих их до состояния пригодности к эксплуатации в мирное время. Эти работы для ИС-3 проводились спешно в период 1947-1953 гг. В ходе этого были усилены подмоторный фундамент и кронштейны крепления двигателя, усилено крепление КПП, сменен подбашенный лист с беговой дорожкой погона, доработана конструкция главного фрикциона, введены новые уплотнения бортовых редукторов и опорных катков. Вместо ручного маслоподкачивающего насоса установлен электрический. Начиная с 1950 г. на танки начали устанавливать двигатель В-2-54 (В-54). При этом масса танка возросла до 48,5-49 т.

Все было бы ничего, но однажды в ходе обстрела танка ИС-3 из 100-мм орудия бронебойный снаряд попал как раз в ребро («горбинку») на лобовой детали. И это привело к катастрофе. Бронекорпус танка ИС-3 моментально лопнул по сварным швам, превратившись в плохо скрепленную кучу бронелистов… «Мы все были в шоке. Самый мощный танк имеет ахиллесову пяту и может быть полностью разрушен одним удачным попаданием», – говорил Л. Горлицкий.
НИИ-48 совместно с ВНИИ-100 спешно принялись подкреплять лобовую часть корпуса, но репутация танка в целом была подпорчена. Танк ИС-3 был выведен из разряда перспективных, хотя выпуск его продолжался.

Корпус тяжелого танка ИС-3 (объект 703) имел переднюю часть, весьма выгодную с точки зрения снарядной стойкости. Лобовые листы корпуса были установлены с двойным наклоном и под большим углом к вертикали. В послевоенной литературе для такой формы установился термин «Щучий нос», хотя в документах НКТП 1945 г. эта форма именуется «нос с горбинкой», или «таранный нос». Верхней части бортов был придан обратный наклон, позволяющий уместить широкий погон башни без уширения колеи. Наклонные бронелисты в нижней части бортов позволили снизить массу корпуса и усилить броневую защиту в наиболее ответственных местах. Кормовой лист корпуса для удобства доступа к агрегатам силовой передачи по типу Т-34 и ИС-2 был выполнен откидным.

Механик – водитель размещался впереди по оси машины, что улучшало обзор и уменьшало риск его гибели при наезде гусеницы на противотанковую мину. Над сиденьем механика-водителя имелся люк со сдвигающейся в сторону крышкой, в которой устанавливался смотровой прибор. Перед открыванием люка смотровой прибор надо было вынимать. За сиденьем водителя, в днище, размещался запасной эвакуационный люк. Литая башня танка ИС-3 имела приплюснутую сферо – эллиптическую форму. В крыше башни располагался большой овальный люк, закрытый в боевых условиях двумя крышками. В правой крышке был установлен смотровой прибор заряжающего – МК-4. в левой, где располагался командирский люк наблюдения, была смонтирована панорама. танковый прибор наблюдения командира, ТПК-1. Прибор предназначался для наблюдения за местностью, определения дальности до цели, целеуказания и корректировки артогня. Для снижения высоты машины командирской башенки танк не имел, хотя по одному из вариантов предусматривалась ее установка. Еще один прибор наблюдения наводчика типа МК-4 устанавливался в верхней передней части башни, слева по ходу.

Механизм поворота башни – планетарный, с ручным и электрическим бесступенчатыми приводами. Электропривод оборудовался системой командирского управления, когда командир мог, удерживая цель в поле зрения смотрового прибора, нажать на кнопку, установленную на приборе, и повернуть башню в заданном направлении по кратчайшему пути. При совпадении линии визирования с осью канала ствола башня автоматически останавливалась. Максимальная скорость поворота башни составляла 12°/с.

Вооружение танка ИС-3 состояло из 122-мм танковой пушки Д-25Т обр. 1943 г. с длиной ствола 48 калибров и спаренного с ней 7,62-мм пулемета ДТ, которые были установлены в литой маске башни. Пушка снабжалась двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным клиновым затвором с полуавтоматикой механического типа. Начальная скорость бронебойного снаряда достигала 781 м/с. Прицельная дальность стрельбы с помощью телескопического прицела ТШ-17 составляла 5000 м, а предельная с помощью бокового уровня – 15 000 м. Скорострельность 2-3 выстр./мин. На крыше башни на зенитной турели мог устанавливаться зенитный 12,7-мм пулемет ДШК. Примерно с 1948 г. на многих танках зенитные пулеметы были демонтированы.

Читать еще:  Основной боевой танк Leopard 2A7+ (Германия)

Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельного заряжания. в том числе: 18 с осколочно-фугасными снарядами и 10 с бронебойными. Для облегчения работы заряжающего укладки, предназначенные для размещения бронебойных снарядов, окрашивались в черный цвет, а остальные – в серо-стальной, или «дикий». Боекомплект пулемета ДТ состоял из 945 патронов, снаряженных в 15 магазинов, а для пулемёта ДШК – 5 лент по 50 патронов, каждая из которых укладывалась в отдельную коробку. Одна коробка устанавливалась на пулемёт, остальные размешались в боевом отделении.

Двенадцатицилиндровый четырехтактный V-образный дизельный двигатель В-11-ИС-3 жидкостного охлаждения с рабочим объемом 38 880 см и максимальной мощностью 520 л.с. (382,5 кВт) при 2200 об/мин был установлен на кронштейнах, приваренных к бортовым листам корпуса. В топливную систему танка входили четыре внутренних коробчатых металлических сварных бака общей емкостью 450 л, расположенных по два справа и слева от двигателя, как правая и левая группы. Четыре наружных цилиндрических бака емкостью по 90 л каждый крепились на наклонных листах корпуса по бортам кормовой части и были подключены к внутренним. Баки имели механические приспособления для сброса, состоящие из защелок с тросовым управлением. Рукоятки сброса устанавливались по бортам задней части боевого отделения.

Система охлаждения – жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией, воздухоочистители типа «Мультициклон». В систему охлаждения встроен котел для подогрева охлаждающей жидкости зимой с помощью паяльной лампы. Запуск двигателя осуществлялся электростартером СТ-700 или сжатым воздухом из двух баллонов емкостью 5 л каждый, расположенных под верхними наклонными листами лобовой час-ти корпуса. Инерционный стартер в отличие от ИС-2 отсутствовал.

Трансмиссия – механическая. Главный фрикцион – многодисковый, сухой, сталь по асбобакелиту. Коробка передач (КП) – восьми скоростная, с демультипликатором. Планетарные механизмы поворота – двухступенчатые, располагались на концах главного вала КП. Блокировочные фрикционы ПМП – многодисковые, сухие, сталь по стали. Тормоза плавающие, ленточные, чугун по стали. Бортовые передачи – понижающие редукторы с простым шестеренчатым и планетарным рядом. Ведущие колеса имели съемные венцы с 14 зубьями. Направляющее колесо было взаимозаменяемым с опорными катками. Механизм натяжения гусениц – винтовой, кривошипный. В подвеске танка имелось 6 пар сдвоенных опорных и 3 пары поддерживающих катков. Подвеска опорных катков – индивидуальная, торсионная. Гусеница – мелкозвенчатая, цевочного зацепления, трак литой, или фасонно кованый. Номинальное число траков в каждой гусеничной ленте – 86, минимально допустимое – 79. Соединение траков – открытым шарниром. Шаг трака – 160 мм, ширина – 650 мм.

Система электрооборудования – однопроводная, напряжением 24 вольта. В сети пять источников питания – электрогенератор мощностью 1500 Вт и четыре аккумуляторные батареи. Потребители электроэнергии – системы внешнего и внутреннего освещения танка, электромотор поворота башни, электростартер, сигнал, системы связи.
К системам связи на танке ИС-3 относятся радиостанция 10-РК-26 (10-Р на ранних) и танковое переговорное устройство ТПУ-4бисФ.

Тактико-технические характеристики танка ИС-3
Длина с пушкой вперёд, мм 9850
Ширина корпуса, мм 3150
Высота, мм 2450
Клиренс, мм 465
Бронирование
Тип брони стальная литая и катаная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 110 / 82
Лоб корпуса (середина), мм/град. 110 / 56+30
Лоб корпуса (низ), мм/град. 110 / 63
Борт корпуса (верх), мм/град. 90 / 60 +30 / 30
Борт корпуса (низ), мм/град. 90 / 0—60
Корма корпуса (верх), мм/град. 60 / 48
Корма корпуса (низ), мм/град. 60 / 41
Днище, мм 20
Крыша корпуса, мм 20
Лоб башни, мм/град. 110
Маска орудия, мм/град. 250
Борт башни, мм/град. 110…220 / 0…60
Корма башни, мм/град. 110…220 / 0…60
Крыша башни, мм 20 / 82…90
Вооружение:
Калибр и марка пушки 122-мм Д-25T обр. 1944 г.
Тип пушки нарезная пушка
Длина ствола, калибров 48
Боекомплект пушки 28
Прицелы телескопический шарнирный ТШ-17, панорама Герца, боковой уровень
Пулемёты 1 x 12,7-мм ДШК, 1 x 7,62-мм ДТМ
Тип двигателя – В-11-ИС3, дизельный V12, мощность 520 л.с.
Скорость по шоссе, км/ч 40
Запас хода по шоссе, км 185
Преодолеваемый подъём, град. 32
Преодолеваемая стенка, м 1,0
Преодолеваемый ров, м 2,5
Преодолеваемый брод, м 1,4

Советский тяжёлый танк ИС-3 («Объект 703»)

Тяжёлый танк ИС-3 («Объект 703») спроектирован в КБ ЧКЗ (г. Челябинск) под руководством Н.Л. Духова (ведущий инженер М.Ф. Балжи) на основе конструкции танка ИС-2 в 1944 году. Первый опытный образец танка, получивший обозначение «Кировец-1», изготовили на ЧКЗ в конце октября 1944 года. На вооружение танк был принят 29 марта 1945 года. За время серийного производства в 1945-1946 годах на ЧКЗ (г. Челябинск) изготовили 2311 танк ИС-3.

Описание конструкции танка ИС-3

Танк ИС-3 имел классическую компоновку, с расположением в носовой части корпуса отделения управления, в средней части корпуса и башне установленной сверху – боевого отделения, в кормовой части корпуса – моторного и трансмиссионного отделений. Экипаж танка состоял из четырёх человек размещавшихся: командир танка – в башне слева от казённика пушки; механик-водитель – в носовой части корпуса по оси симметрии; наводчик орудия – в башне слева от пушки; заряжающий – в башне справа от пушки.

Броневой корпус танка собирался при помощи сварки из катаных листов гомогенной броневой стали толщиной 20, 30, 60, 90 и 110 мм. Лобовое бронирование танка выполнялось из бронеплит толщиной 110 мм по схеме, известной как «щучий нос», и со-стояло из двух сходившихся клином левой и правой верхних плит, расположенных под наклоном 56° к вертикали и с подворотом 43°, нижней плиты, расположенной под углом 63°, и крыши отделения управления, расположенной под наклоном 73°. Каждый из бортов корпуса состоял из двух броне-плит толщиной 90 мм: верхней, расположенной под углом 60° и образовывавшей бортовую нишу, и вертикальной нижней. Помимо этого, верхняя часть бортов прикрывалась 30-мм экранами, расположенными под углом 30°, вместе с небронированными надгусеничными полками, образовывавшими дополнительные бортовые ниши, доступ к которым осуществлялся снаружи танка. Кормовая часть собиралась из 60-мм бронеплит: нижней, расположенной под углом 41°, и нескольких верхних, имевших наклон 48°. Крыша корпуса выполнялась из нескольких 20-мм бронелистов. Днище корпуса, плоское в районе трансмиссионного отделения и «корытообразное» в остальной части корпуса, было штампованным и также изготавливалось из 20-мм бронелиста.

Башня танка представляла собой цельную фасонную отливку из гомогенной броневой стали и имела близкую к приплюснутой полусферической форму, каплевидную в плане. Толщина стенок башни в бортах и корме колебалась от 220 мм в нижней части до 110 мм в верхней, в лобовой же части она доходила до 255 мм. В целом углы наклона, составлявшие от −8 до 35°, были подобраны таким образом, чтобы в любой точке стенок башни их горизонтальная толщина составляла не менее 160 мм. В лобовой детали башни имелись амбразуры для орудия и спаренного пулемёта, прикрывавшиеся закреплённой на стволе пушки литой броневой маской, толщина которой достигала 250 мм.

Читать еще:  Тяжелый танк Т-10Б «Объект 733» (СССР)

Основное вооружение танка состояло из одной 122-мм нарезной танковой пушки Д-25Т образца 1943 года, одного спаренного с пушкой 7,62-мм пулемёта ДТМ, одного 12,7-мм зенитного пулемёта ДШК. Для прицеливания при стрельбе из пушки и спаренного пулемёта использовался телескопический шарнирный прицел ТШ-17. Для прицеливания при стрельбе из зенитного пулемёта использовался колиматорный прицел К8-Т. Боекомплект танка составлял 28 выстрелов раздельно-гильзового заряжания для пушки, 2000 патронов (11 диск-магазинов) для спаренного пулемёта и 300 патронов (6 магазин-коробок) для зенитного пулемёта.

В силовой установке использовался безкомпрессорный V-образный двенадцатицилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-11 мощностью 520 л. с. В состав механической трансмиссии танка входили: многодисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по феродо) с сервоприводом; механическая четырёхходовая четырёхступенчатая коробка передач с понижающей передачей; два планетарных механизма поворота; две планетарные бортовые передачи.

Ходовая часть танка, применительно к одному борту, состояла из одного двускатного литого направляющего колеса переднего расположения с винтовыми механизмами натяжения гусеницы, шести литых двускатных опорных каток с индивидуальной торсионной подвеской, трёх литых двускатных поддерживающих роликов, одного ведущего колеса со сменными зубчатыми венцами цевочного зацепления заднего расположения, одной мелкозвенчатой гусеницы из 86 траков (43 гребневых, 43 плоских) шириной 650 мм.

Для внешней связи использовалась приёмо-передающая, телефонно-телеграфная, симплексная радиостанция 10РК-26. Для внутренней связи использовалось танковое переговорное устройство ТПУ-4-БИС-Ф.

Основные модификации танка ИС-3

«Кировец-1» (Образец А, Образец 1, ИС-3) — опытный тяжёлый танк, спроектированный в КБ ЧКЗ под руководством Н.Л. Духова (руководитель проекта М.Ф. Балжи) в июле-ноябре 1944 года. Опытный образец танка был изготовлен на ЧКЗ в сентябре-октябре 1944 года. В период с 18 по 24 декабря 1944 года танк, под обозначением ИС-3 (Образец 1), прошёл государственные испытания. В связи с решением использовать в конструкции танка носовую деталь корпуса разработки Опытного завода №100 (г. Челябинск) и ЦНИИ-48 (г. Нижний Тагил) («щучий нос» от танка ИС-6 (Объект 252) проекта 1945 года), дальнейшие работы по этому танку были прекращены.

От серийного танка ИС-3 он отличался:

— конструкцией носовой детали корпуса танка с верхней (120 мм) и нижней (90 мм) лобовыми деталями соединения классической формы;
— приваркой к ВЛД корпуса люка механика-водителя с тремя смотровыми приборами;
— над местами командира танка и заряжающего, в крышке башенного люка, смонтированы купола с поворотными смотровыми приборами МК-4;
— основное вооружение танка состояло из одной 122-мм танковой пушки Д-25Т и одного, спаренного с ней, 7,62-мм пулемёта ДТ;
— боекомплект танка составлял 30 выстрелов для пушки и 1260 (20 диск-магазинов) к спаренному пулемёту.

Объект 703 (ИС-3, Образец 2) – опытный тяжёлый танк, спроектированный совместно КБ ЧКЗ и КБ Опытного завода №100 под руководством Ж.Я. Котина в январе-феврале 1945 года на основе конструкции опытного танка ИС-3 (Образец 1). В феврале 1945 года на ЧКЗ изготовили 8 танков установочной партии. С 23 марта по 11 апреля 1945 года один из танков этой партии успешно прошёл государственные испытания, по результатам которых танк ИС-3 был рекомендован к принятию на вооружение.

ИС-3 – серийный тяжёлый танк, серийно выпускавшийся на ЧКЗ (г. Челябинск) с мая 1945 до середины 1946 года. Серийное производство танка было прекращено по решению правительства устранить конструктивные недостатки (программы УКН).

ИС-3М – модернизированный тяжёлый танк, спроектированный совместно КБ ЧКЗ и КБ ЛКЗ в 1949-1950 годах на основе конструкции серийного танка ИС-3 в рамках программы «Устранение конструктивных недостатков» (УКН). После испытаний 10 опытных танков, в 1952-1953 годах были проведены работы по программе УКН на 1068 танках ИС-3, из них 754 танка прошли модернизацию на ЧКЗ и 314 – на ЛКЗ.

От серийного танка ИС-3 он отличался:

— увеличением жёсткости корпуса танка;
— вместо спаренного пулемёта ДТ установлен пулемёт ДТМ, с боекомплектом 945 патронов;
— вместо зенитного пулемёта ДШК установлен пулемёт ДШКМ с колиматорным прицелом К10-Т;
— в силовой установке использован четырёхтактный двенадцатицилиндровый дизельный двигатель В-54К-ИС мощностью 520 л.с.;
— введена радиостанция Р-113 и танковое переговорное устройство Р-120;
— командирский вариант ИС-3М оснащался коротковолновой радиостанцией Р-112 и автономным агрегатом АБ-1-П, при этом боекомплект пушки сокращался до 21 выстрела.

20. 7. ИС-3. Лучшее – враг хорошего?

20. 7. ИС-3. Лучшее – враг хорошего?

Рождение

Весной 1944 г., когда в адрес ЧКЗ не шло из войск, казалось бы, ни одного доброго слова, сам по себе всплыл вопрос о необходимости модернизации ИС-2. Руководство Челябинского Кировского завода предложило вместо указанного танка проект своего танка «К». Но даже беглый взгляд на конструкцию и смету танка показывал, что он будет излишне дорогим и не сможет стать основой всех формируемых тяжелых танковых полков. Поэтому «модернизация танка ИС первого варианта» была отклонена…

Тогда ОГК завода под руководством главного конструктора Духова предложило модернизировать танк ИС по второму варианту. В основу идеи этого варианта модернизации были заложены минимизация расходов при устранении недостатков броневой зашиты корпуса и башни.

Суть предложенной модернизации состояла в следующем:

1. Резкое улучшение броневой защиты носовой части танка с курсовых углов ±30° за счет введения носовой части корпуса сварной конструкции с большими углами наклона.

2. Введение новой конструкции башни танка с дифференцированным бронированием и надежно забронированной лобовой частью.

3. Вынос топливных баков из отделения управления в моторно- трансмиссионное отделение.

4. Применение двигателя мощностью 580-620 л. с.

5. Добавление двух аккумуляторных батарей.

6. Доработка конструкции главного фрикциона.

7. Добавление вентилятора обдува трансмиссии.

Вид спереди танка ИС-2, модернизированного «по второму варианту». 1944 г.

Отливка башни опытного образца модернизированного танка ИС. 1944 г.

Отливка башни опытного образца модернизированного танка ИС. 1944 г.

Бронирование танка предполагалось усилить за счет изготовления полностью сварного корпуса. Его лобовая часть состояла из двух листов, верхнего толщиной 120 мм с углом наклона 60 к вертикали и нижнего – толщиной 90 мм также с углом наклона 60°, что делало нос неуязвимым для обстрела 88-мм орудия обр. 1943 г. Бортовая броня по конструкции также была подобна Т-34 с надкрылком толщиной 75 мм под углом 60е и экраном толщиной 15 мм. Нижняя же часть борта изготавливалась из вертикальною листа толщиной 100 мм. Кроме того, танк получат корытообразное дно толщиной 20 мм с 30-мм экранами по бортам. Конструкция же кормовой части предполагалась аналогичной ИС-122.

Башню предлагалось выполнить в виде шарового сегмента с диаметром у основания 3000 мм и высотой 755 мм. Толщина брони во всех горизонтальных сечениях предполагаюсь не менее 160 мм, а по оси, параллельной канату ствола, – 360 мм. Крыша башни имела толщину 30 мм.

Читать еще:  Саперный танк M728 (США)

Однако изготовление опытного образца модернизированного танка шло медленно. Завод всячески пытался заинтересовать заказчика своей новой машиной – танком «К», получившим заводской индекс «701» по номеру заказа. Лишь в июне 1944 г.. поняв, что с «семьсот первым» выходит задержка. а Опытный завод № 100 готовит свой вариант модернизации. интерес к модернизации ИС- 2 возобновился.

Опытный образец танка был изготовлен в августе, а в сентябре прошел цикл испытания, которые показали, что:

«Двигатель мощностью 600 л. с. привел к работе существующей трансмиссии в перенапряженном режиме… Опыт пробега показы, что никакого выигрыша на маневренности танка на пересеченной местности данный двигатель не дает. Маневренность серийного ПС-122 аналогична. тем более, что мотор в 600 л. с. имеет ресурс не свыше 150 моточасов, тогда как мотор в 520 сил в наст, время ходит уже 300 часов и более…

Дополнительный вентилятор обдува трансмиссии недостаточно эффективен.

Разместить топливные баки в моторно-трансмиссионном отделении без сокращения запаса топлива не представляется возможным… Выводы:

Внесение большинства запланированных изменении в конструкцию танка ИС не приводит к значительному увеличению его боевых качеств.

Государственные испытания танка ИС-3 «Кировец- 1» («Объект 703»).

Хорошо видна форма «двускатного носа». 1945 г.

Государственные испытания танка ИС-3«Кировец-1» («Объект 703»). 1945 г.

Конструкция дифференцированной броневой защиты танка интересна и может быть рекомендована для внедрения в серийное производство танка ИС-122 на ЧКЗ с сохранением его МТО и ходовой части. Сварные швы хорошо вписываются в требование изготовления корпуса автоматической сваркой… Данный тип корпуса тем более интересен, что УЗТМ в настоящее время не справляется с увеличенной программой изготовления литых башен.

Модернизация по второму варианту наиболее рациональна и может быть реализована в серийном производстве уже через полтора месяца после принятия решения о начале работ без остановки производства параллельно с выпуском ИС-122».

Наряду с изготовлением и испытаниями первого варианта модернизированного танка ИС-122 Челябинский Кировский завод, согласно совместному приказу командующего БТ и MB РККА и НКТП СССР от 19 мая 1944 г., изготовил второй образец модернизированного танка ИС «Образец А», или «Кировец-1». Этот танк при боевой массе 47, 5 т мог передвигаться со средней скоростью до 30 км/ч по гравийному шоссе и твердой проселочной дороге. До 24 ноября «Кировец-1» прошел заводские испытания и, в частности, гарантированный пробег в 1000 км с оценкой «удовлетворительно».

С 18 по 24 декабря 1944 г. на НИБТполигоне состоялись государственные испытания танка ИС-3 («Кировец-1»). Испытания проводились пробегом и обстрелом из САУ «Шершень» и ИСУ-122 бронебойным снарядом с дистанции 600-800 м. На ходу танк вел себя удовлетворительно, при обстреле показал, что верхний лобовой лист корпуса не пробивается 88-мм бронебойным снарядом с 350 м (снаряд оставил вмятину глубиной 28 мм), а 122-мм бронебойным снарядом с дистанции 690 м (снаряд оставил вмятину глубиной 35 мм). Но лоб башни был пробит 88-мм бронебойным снарядом с дистанции 300 м, а борт и корма с 1000 м.

В итогах отчета по испытаниям было сказано:

«1. Танк ИС-3 полигонные испытания на 500 км выдержал, испытания на гарантийные 1000км – не выдержал по причине выхода из строя вентилятора на 810 км.

По эксплуатационным показателям и надежности танк ИС-3 равноценен танку ИС-2.

Обстрел корпуса показал явные преимущества по бронепробиваемости по сравнению с корпусом ИС-2. Модернизированный образец танка ИС-3 рекомендуется для принятия на вооружение с устранением недостатков, отмеченных в отчете».

Государственные испытания танка ИС-3 «Кировец-1»(«Объект 703»). Весна 1945 г.

Было рекомендовано принять на вооружение тяжелый танк ИС-3 после устранения отмеченных недостатков. Однако осенью 1944 г. вопросом модернизации ИС-2 «заболели» и на опытном заводе № 100. Здесь, разрабатывая свой вариант модернизации ИС-2, основное внимание также уделили защищенности корпуса от огня 88-мм противотанковой пушки обр. 1943 г. Группой Г. Москвина специально для этого танка был разработан оригинальный корпус с двускатым носом, на который предполагалась установка сварной граненой башни, или литой элиптической формы.

Пробный обстрел корпуса показал его прекрасную броневую защиту, и потому Московский филиал НИИ-48 получил задание 3-го ГУ НКТП провести сравнительный анализ двух проектов модернизации танков ИС разработки ЧКЗ («Кировец-1») и завода № 100. На основании результатов проведенного сравнения в НКТП были сделаны выводы:

«Ввиду того, что каждая из предложенных конструкции имеет свои преимущества, наилучшим решением вопроса об улучшении бронезащиты танка ИС-2 является создание такой конструкции, в которой будут максимально использованы преимущества обоих проектов. В частности, новая конструкция броневой защиты танка ИС должна включать следующие конструктивные элементы:

– носовая часть корпуса должна быть выполнена по типу конструкции, предложенной заводом № 100 – ЦНИИ-48 (двухскатный нос);

– днище корпуса должно быть принято по конструкции, предложенной Кировским заводом (корытообразное);

– конструкция башни должна быть разработана таким образом, чтобы в поперечном сечении был использован принцип, предложенный Кировским заводом (куполообразная форма), а в горизонтальных сечениях – принцип башни завода N9 100 и ПНИ И-48 (сечение, приближающееся к эллипсу).

Ориентировочные подсчеты показывают, что при использовании указанных выше предложений, возможно создать в пределах веса танка, указанных Кировским заводом и заводом № 100, конструкцию броневой защиты корпуса танка, обеспечивающую общую вероятность пробития корпуса при обстреле 88-мм снарядами с начальной скоростью 1000 м/сек, равную 34%, против общей вероятности пробития корпуса конструкции завода № 100 – ЦНИИ-48, равной 39, 5%, и корпуса конструкции Кировского завода – 44, /%».

Таким образом 16 декабря 1944 г. вышел приказ НКТП № 729, в котором оговаривался ход дальнейших работ над модернизированным танком ИС-3, получившим одновременно еще индексы «Кировец-1», и «0бъект-703».

30 декабря Верховный Главнокомандующий И. Сталин дал «добро» на создание нового тяжелого танка в весовой категории с вооружением ИС-122 и с повышенной в два раза броневой защитой так, что корпус нового танка не пробивался бы самой мощной на тот момент 88-мм противотанковой пушкой обр. 1943 г. на курсовых углах до 60°.

20 февраля 1945 г. эталонный образец танка ИС-3 («Объект 703») № 2 отправился для государственных испытаний, которые состоялись на НИБТполигоне, с 23 марта по 12 апреля 1945 г. Танк ИС-3 № 3 поступил на полигон 26 марта, а 21 мая начальник техуправления ГБТУ Красной Армии Благонравов подписал комплект техдокументации на танк ИС-3, инициировав таким образом серийное производство указанного танка, настоящая жизнь которого началась уже после Победы. К 1 мая 1945 г. Ч КЗ изготовил только 25 шт. ИС-3, часть которых еще проходила заводскую обкатку…

Танк «Объект 701» № 1 во время испытаний. 1944 г.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: