Зенитная самоходная установка 2С6М Тунгуска (СССР)
Зенитная самоходная установка 2С6М Тунгуска (СССР)
Принимая на вооружение «Шилку», и военные, и представители ВПК понимали, что 23-мм пушка «Амур» слишком слаба. Это относилось и к малой наклонной дальности стрельбы, и к потолку, и к слабости фугасного действия снаряда. Масла в огонь подлили американцы, рекламируя новый штурмовик А-10, который якобы был неуязвим для 23-мм снарядов “Шилки”. В результате чуть ли не на следующий день после принятия на вооружение ЗСУ-23-4 во всех высоких инстанциях начались разговоры о ее модернизации в плане увеличения огневой мощи и в первую очередь — увеличения эффективного потолка стрельбы и разрушающего действия снаряда.
С осени 1962 года прорабатывалось несколько эскизных проектов установки на “Шилку” 30-мм автоматов. Среди них рассматривался 30-мм автомат револьверного типа НН-30 конструкции ОКБ-16, использовавшийся в корабельной установке АК-230, 30-мм шестиствольный автомат АО-18 от корабельных установок АК-630 и 30-мм двухствольный автомат АО-17 конструкции КБП. Кроме того, испытывался 57-мм двухствольный автомат АО-16, специально сконструированный в КБП для зенитной самоходной установки.
26 марта 1963 года в подмосковных Мытищах состоялся техсовет под руководством Н.А. Астрова. На нем было решено увеличить калибр ЗСУ с 23 до 30 мм. Это в два раза (с 1000 до 2000 м) повышало зону 50-процентной вероятности поражения цели и увеличивало дальность стрепьбы с 2500 до 4000 м. Эффективность стрельбы по истребителю МиГ-17, летящему на высоте 1000 м со скоростью 200—250 м/с. возрастала в 1,5 раза.
В конце концов для ЗСУ приняли 30-мм двухствольный автомат АО-17. Его доработаннЫй вариант получил в ГРАУ индекс 2А38 и в начале 80-х годов был запущен в серийное производство на Тульском машиностроительном заводе № 535. Однако после почти семи лет проектных и опытно-конструкторских работ, было решено отказаться от модернизации “Шилки” и создать принципиально новый комплекс.
8 июня 1970 года вышло постановление Совета Министров СССР № 427-151 о создании новой ЗСУ “Тунгуска”. Головным разработчиком “Тунгуски” назначили КБП, а главным конструктором — А.Г. Шипунова. Конкретно КБП занималось ракетно-артиллерийской частью установки. Проектирование РПК вел Ульяновский механический завод Минрадиопрома, позже ставший головным и по его производству. Разработчик счетно-решающего прибора — Научно-исследовательский электромеханический институт Минрадиопрома. Гусеничное шасси ГМ-352 изготавливал Минский тракторный завод. Зенитный комплекс 2С6 «Тунгуска» был принят на вооружение постановлением Совета Министров от 8 сентября 1982 г., а модернизированный комплекс 2С6М «Тунгуска-М» — приказом министра обороны от 11 апреля 1990 года. Комплекс 2С6 «Тунгуска» имеет индекс ГРАУ — 2К22, по классификации НАТО получила маркировку — SA-19 Grison.
По общей компоновке 2С6 «Тунгуска» во многом напоминает германскую ЗСУ “Гепард”. РПС расположена сверху на задней части трехместной башни и в походном положении опускается, круглая антенна РПС наведения смонтирована на башне спереди. По бокам башни установлены два двухствольных автомата АО-17 и две спаренные пускоеые установки ЗУР 9М311. действукнцие независимо друг от друга.
Корпус машины имеет вертикальные борта, отличается большой высотой и выполнен методом сварки из листов катаной стали и обеспечивает защиту от огня стрелкового оружия и осколкев снарядов и мин малого калибра. Передняя часть лобового листа установлена под большим углом наклона, а в месте излома стоит практически вертикально. Большая башня кругового вращения смешена к корме машины. Моторно-трансмиссионое отделение расположено в кормовой части корпуса.
Принципиальной особенностью комплекса 2С6 «Тунгуска» является совмещение в одной боевой машине пушечного и ракетного вооружения, радиолокационных и оптических средств управления огнем с использованием общих систем РПС обнаружения, РПС сопровождения, цифровой вычислитепьной системы и гидравлических приводов наведении. 2С6 «Тунгуска» предназначена для ПВО мотострелковых и танковых частей на марше и на всех стадиях боя. Она имеет сплошную зону поражения (без «мертвой» зоны, характерной для ЗРК), что достигается последовательным обстрелом цели сначала ракетами, а затем пушками. Огонь из автоматов 2А38 может вестись как с места, так и с хода, а пуск ракет — только с места, в крайнем случае с коротких остановок. В вертикальной плоскости артиллерийская система наводится в секторе от -10″ до +87″. В горизонтальной плоскости она может вести круговой обстрел. При этом скорость как вертикального, так и горизонтального наведения составляет 100° в секунду.
ЗРПК 2С6 «Тунгуска» оснащен компьютеризованной системой управления огнем с лазерным дальномером, в состав ее стандартного оборудования входят система идентификации “свой-чуЖОЙ”, наземная навигациоиная система и вспомогательная силовая установка.
ЗУР 9М311 представляет собой твердотопливную бикалиберную (76/152-мм) двухступенчатую ракету, выполненную по схеме “утка”. Наведение ее на цель — радиокомандное РПС сопровождения по синхронной связи выдает точное целеуказание на оптический прицел и выводит его на линию визирования. Наводчик обнаруживает цель в поле зрения прицела, берет на сопровождение, а в процессе наведения удерживает марку прицела на цели. Ракета имеет хорошую маневренность (максимально допустимая перегрузка 32 д). Взрыватель ракеты неконтактный, с радиусом действия 5 м. Боевая часть — осколочно-стержневая. Длина стержней около 600 мм, диаметр 4—9 мм. Поверх стержней имеется “рубашка”, содержащая готовые осколки-кубики весом 2—3 г. При разрыве боеголовки, стержни образуют кольцо радиусом 5 м в плоскости, перпендикулярной оси ракеты. На дистанции свыше 5 м действие стержней и осколков малоэффективно.
В качестве силовой установки на машине используется дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-84М30б развивающий мощность 515 кВт, что позволяет машине двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 65 км/ч.
Ходовая часть 2С6 «Тунгуска» состоит, применительно к одному борту, из шести двойных обрезиненных опорных катков, трех поддерживающих роликов, ведущего колеса заднего и направляющего колеса переднего расположения. Верхние ветви гусениц прикрыты неширокими стальными экранами.
Гусеничное шасси ГМ-352 отличается высокой проходимостью, маневренностью и плавностью хода. Возможность ведения стрепьбы без снижения скорости обеспечивается применением гидромеханической трансмиссии с гидрообьемным механизмом поворота, гидропневматической подвеской с изменяемым клиренсом и гидравлическим механизмом натяжения гусениц.
Таким образом, 2С6 «Тунгуска» представляет собой высокомобильную ЗСУ с эффективным ракетным и артиллерийским вооружением. К недостаткам ее можно отнести малую дальность обнаружения цели бортовой РЛС и невозможность применения ЗУР в условиях плохой видимости (задымление, туман и т д.).
Машины первой производственной серии, выпущенные в небольшом количестве, имели две пусковые установки с одним транспортно-пусковым контейнером с ЗУР 9М311 на каждой и обозначались 2С6. На пусковых установках машин основной серийной модификации имеется уже по два транспортно-пусковых контейнера, и боекомплект этих самоходных комплексов с индексом 2С6М насчитывает восемь зенитных управляемых ракет 9М311.
Производство ЗРПК 2С6М “Тунгуска” продолжается. Машины этого типа состоят на вооружении армий России и Индии.
Боевая масса, т 34[1]
Экипаж, чел. 4
Длина корпуса, мм 7930
Ширина корпуса, мм 3240
Высота, мм 4021 с поднятой РЛС
Вооружение
Калибр и марка пушки 2 ? 30-мм 2А38
Тип пушки нарезные автоматические
Дальность стрельбы, км пушечная — 0,2-4 км, ЗУР — 2,5-8 км
Другое вооружение ЗУР 9М311
Тип двигателя рядный
12-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения В-46-2с1
Скорость по шоссе, км/ч 65
Тип подвески индивидуальная торсионная
Зенитный пушечно-ракетный комплекс (ЗПРК) «Тунгуска»
«Тунгуска», по классификации NATO – SA-19 Grison, по индексу ГРАУ – 2К22 – это зенитный пушечно-ракетный комплекс РФ и СССР, зенитная самоходная установка, разработанная в Тульском конструкторском бюро (индексы 2С6 и 2С6М).
Скорее всего «Тунгуска» будет заменена на более лучший «Панцирь-С1».
Содержание:
1. Фотографии
2. Видео
3. История создания
К началу 70-х годов, стало видно, что ЗПРК «Шилка» недостаточно хорош в качестве противовоздушной обороны ближнего радиуса действия. Также у него в силу неудовлетворительной мощности снарядов и малой эффективности дальности огня была недостаточная эффективность против самолетов-штурмовиков, обезопасенных броней, воздушных высокоскоростных целей и вертолетов, оснащенных управляемыми противотанковыми ракетами, способными уничтожать наземные цели с расстояния в несколько тысяч метров. Кроме этого радиолокатору комплекса было не под силу самостоятельно искать воздушные цели.
Сначала, в 1970 году, было получено задание о проектировке нового зенитного пушечного комплекса. Но после того, как в 1973 году была проведена научно-исследовательская работа «Запруда», в процессе которой рассматривались вопросы безопасности войск от ударных самолетов, стало понятно, что новую установку необходимо оборудовать еще и зенитными ракетами, в целях, чтобы она была более эффективна в отношении вертолетов.
К концу десятилетия работы по разработке были окончены. В 1980-81 годах по итогам испытаний, произошла доработка, и осенью 1982 года комплекс был взят на вооружение. К четырем ракетам, которыми он обладал сначала, впоследствии еще столько же прибавилось.
После 1995 года завершилась разработка модификации под обозначением «Тунгуска-М1». Она была принята на вооружение в 2003 году. Поставляется в зарубежные государства.
В целях обеспечения систем противовоздушной обороны ближнего радиуса боевых крупных кораблей и малых кораблей, с использованием некоторых узлов и вооружения, состоялась разработка комплекса «Кортик».
4. Состав
В состав «Тунгуски» входят:
- Батарея, состоящая из шести зенитных самоходных установок 2С6, оснащенных зенитными автоматами ЗУР 9М311 и 2А38
- 1Р10 — машина техобслуживания и ремонта, предназначенная для проведения ТО-1
- 2В110 — машина техобслуживания, предназначенная для проведения ТО-2
- 2Ф55 — машина техобслуживания, оснащенная частично одиночным и групповым ЗИП
- 2Ф77 – ТЗМ, для перевозки 1 боекомплекта зенитно-управляемых ракет (по одной машине на одну установку) и 1,5 боекомплекта патронов
- ЭСД2-12 — электростанция на дизельной основе, предназначенная для внешнего питания установок
- 1РЛ912 — учебно-тренировочное средство, предназначенное для обучения командиров и операторов установок
- 9Ф810 – тренажёр, предназначенный для обучения наводчиков установок;
- 9М311УД — учебные ракеты, оснащенные бортовой аппаратурой, используемые в обучении наводчиков установок
- 9М311ГМВ — учебные габаритно-массовые макеты ракет, используемые при отработке сдачи нормативов и навыков обращения экипажей установок
- 9М311УР — учебный макет ракет в разрезе, используемый при изучении конструкции установок.
5. Устройство
Главные узлы «Тунгуски» это:
- гусеничное самоходное легкобронированное шасси ГМ-5970.05
- два зенитных двухствольных автомата 2А38 калибра 30 мм
- восемь пусковых установок, оснащенных боекомплектом, состоящим из восьми управляемых зенитных ракет 9МЗ11
- радиолокационная система, в состав которой входят радиолокационные станции сопровождения и обнаружения цели и наземный радиозапросчик.
Ракета 9М311 состоит из двух ступеней. Двигатель первой из них функционирует благодаря твердому топливу, обечайка же произведена из стеклопластика. У второй ступени двигателя нет, полет происходит по инерции, в хвосте находится газогенератор, благодаря которому появляются лучшие аэродинамические условия. Взрыватель является бесконтактным, его боевая часть оснащена поражающими стержневыми элементами.
Зенитная самоходная установка 2С6 “Тунгуска”
Чертежи / Схемы
Полные характеристики
Литература
Боевая машина 2С6 зенитного пушечно-ракетного комплекса 2К22 “Тунгуска”
Создавалась в соответствии с Постановлением СМ СССР № 427-151 от 8 июня 1970 года. Проектирование в целом велось в КБП МОП, отвечавшем, кроме того, и за ракетно-артиллерийскую боевую часть. В разработке участвовали УМЗ МРП (радиоприборный комплекс), МТЗ МСХМ (гусеничное шасси с системой электропитания), ВНИИ “Сигнал” МОП (по системам наведения, стабилизации линии выстрела и оптического прицела, аппаратуре навигации), ЛОМО МОП (по прицельно-оптическому оборудованию) и др. Принята на вооружение Постановлением СМ СССР от 8 сентября 1982 года. Серийно производится на УМЗ.
СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
2С6 – на базе гусеничной машины ГМ-352. Отделение управления расположено в передней части корпуса, боевое- в средней, МТО – в кормовой. Над боевым отделением размещена массивная вращающаяся башня, по бортам которой установлены два двухствольных зенитных автомата 2А38М, закрытых бронированным кожухом. Автоматы имеют один стреляющий механизм ударного действия, обслуживающий поочередно левый и правый стволы. Для охлаждения стволов используется жидкостная испарительная система. Темп стрельбы до 5000 выстр./мин. Углы наведения: горизонтальный – 360°, вертикальный -9°…+55°. Транспортно-пусковые контейнеры с ракетами 9М311 расположены также по бортам башни и защищены бронированным ограждением. Система управления ракетой – полуавтоматическая, с радиокомандной линией связи. В кормовой части башни размещена антенна РЛС обнаружения, в передней – РЛС сопровождения. Дальность обнаружения цели -18 км, дальность сопровождения цели -13 км. Зона поражения для ракетного вооружения: высота – 15…3500 м, дальность – 2500…8000 м. Зона поражения для пушечного вооружения: высота – до 3000 м, дальность – 200…4000 м. Экипаж 4 человека: командир, оператор, наводчик и механик-водитель. Машина оснащена системами противоатомной, противохимической и противобиологической защиты.
2С6М (1990 г.) – боевая машина модернизированного комплекса “Тунгуска-М” (2К22М). Новые радиостанции и приемник для связи с батарейным командирским пунктом “Ранжир” (ПУ-12М) и командным пунктом ППРУ-1М (ППРУ-1). Новый газотурбинный двигатель агрегата электропитания. 2С6М-1-боевая машина комплекса “Тунгуска-М1”. Автоматизированы процессы наведения ЗУР и обмена информацией с батарейным командирским пунктом. В ракете 9М311-М лазерный неконтактный датчик цели заменен радиолокационным. Вместо трассера установлена импульсная лампа. Дальность полета ЗУР доведена до 10 км.
Боевая машина 2С6 входит в состав зенитного ракетно-пушечного комплекса 2К22, объединяющего до шести таких установок и предназначенного для противовоздушной обороны танковых и мотострелковых полков. Организационно четыре боевых машины комплекса “Тунгуска” сводятся в зенитный ракетно-артиллерийский взвод зенитной ракетно-артиллерийской батареи, состоящей из взвода ЗРК “Стрела-10СВ” и взвода комплексов “Тунгуска” и входившей в состав мотострелкового или танкового полка. Функционирование боевых машин комплекса “Тунгуска” обеспечивалось применением ТЗМ 2Ф77 (на шасси автомобиля КамАЗ-43101, с 8 ЗУР и 32 коробами с патронами для зенитных автоматов), машин ремонта и техобслуживания 2Ф55-1 (на “Урал-43203” с прицепом) и 1Р10-1М (на “Урал-43203”, по радиоэлектронной аппаратуре), машин техобслуживания 2В110-1 (на “Урал-43203 – по артиллерийской части), автоматизированных контрольно-испытательных подвижных станций 9В921 (на ГАЗ-66), мастерских техобслуживания МТО-АТГ-М1 (на ЗиЛ-131). Ни Советской, ни Российской Армиями “Тунгуска” против реальных боевых воздушных целей не применялась. Единственная же известная попытка использования этих машин в качестве штурмового средства закончилась неудачей. В штурме Грозного в 1994 году в составе майкопской 131-й бригады Российской Армии участвовало шесть “тунгусок”, которые были уничтожены в первые же минуты боя. После распада СССР проводились работы по замене выпускавшихся в Белоруссии шасси ГМ-352 на разработанное мытищинским ПО “Метровагонмаш” ГМ-5975. По западным данным, 12 ЗСУ “Тунгуска” в середине 90-х годов поставлено Индии. Сведений о приобретении их другими странами нет.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БОЕВОЙ МАШИНЫ 2С6
БОЕВАЯ МАССА, т: 34,8.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 7930,
ширина – 3236,
высота – 3356,
клиренс – 450.
ВООРУЖЕНИЕ: 2 двухствольных автоматических пушки 2А38 калибра 30 мм, 8 ПУЗУР9М311.
БОЕКОМПЛЕКТ: 1936 выстрелов, 8 ЗУР.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: радиолокационная система, состоящая из РАС обнаружения цели, РЛС сопровождения цели и наземного радиозапросчика; цифровой счетно-решающий прибор 1А26; прицельно-оптическое оборудование с системой наведения и стабилизации.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: противопульное.
ДВИГАТЕЛЬ: В-84МЗО, 12-цилиндро-вый, четырехтактный, V-образный, дизель жидкостного охлаждения; мощность 700 л.с. (515 кВт).
ТРАНСМИССИЯ: гидромеханическая с гидрообъемным механизмом поворота.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, три поддерживающих катка, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска гидропневматическая; гусеницы с РМШ, механизм натяжения гусениц – гидравлический.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 65.
ЗАПАС ХОДА, км: 600.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-173, переговорное устройство Р-174.