0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зенитная самоходная установка M19 (США)

Зенитная самоходная установка M19 (США)

Зенитная самоходная установка M19 — единственная ЗСУ на танковом шасси, разработанная в рамках концепции создания семейства боевых машин различного назначения на базе легкого танка M24. ЗСУ M19 появилась в 1945 году и предназначалась для борьбы с низколетящими самолетами, однако впоследствии успешно использовалась и для поражения наземных целей. Серийное производство ЗСУ M19 осуществлялось фирмами «Кадиллак» и «Массей Харрис».

Зенитная самоходная установка M19 обслуживалась экипажем из 6 человек, имела противолульное бронирование и развивала по шоссе скорость 56 км/ч. Вооружение машины состояло из двух спаренных 40-мм автоматических зенитных пушек «Бофорс» с начальной скоростью 0,9-килограммового бронебойного снаряда 875 м/сек. Пушки устанавливались в специальной открытой сверху башне кругового вращения, размещенной в кормовой части корпуса. Поворот башни и управление качающейся частью орудийной установки осуществлялись посредством гидравлического привода, приводимого в действие электромотором. Угол возвышения пушек составлял +87′ угол склонения -5′. Стрельба велась с помощью электроспуска.

Силовая установка располагалась за отделением управления в средней части машины. Это были два 8-цилиндровых V-образных карбюраторных мотора жидкостного охлаждения «Кадиллак» 44Т24 развивавшие мощность по 74 кВт при 3400 об/мин. Такая силовая установка позволяла ЗСУ M19 двигаться с максимальной скоростью 55 км/ч.

С силовой установкой взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили две гидромуфты, две планетарные коробки передач, демультипликатор, двойной дифференциал и бортовые передачи. Коробки передач и демультипликатор обеспечивали движение вперед на шести скоростях и задним ходом на одной.

Ходовая часть состояла из пяти обрезиненных опорных катков и четырех поддерживающих роликов на борт, направляющих колёс с компенсационными механизмами, обеспечивавшими постоянное натяжение гусениц, ведущих колес переднего расположения со сьемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), двух стальных гусениц шириной 406 мм. Элементы ходовой части крепились к корпусу с помощью индивидуальной торсионной подвески.

С августа 1944 года до конца второй мировой войны фирмами «Кадиллак» и «Массей Харрис» было выпущено 285 зенитных самоходных установок M19.

В боевых действиях второй мировой войны ЗСУ M19 участия не принимали. Боевое крещение они получили только в ходе войны в Корее, где довольно эффективно использовались для стрельбы по наземным целям. На вооружении армии США M19 состояли до середины 50-х годов.

Тактико-технические характеристики ЗСУ M19
Боевая масса, т 17,479
Габаритные размеры, мм:
длина 5461
ширина 2847
высота 2985
клиренс 432
Бронирование, мм
лоб, борт кортуса 25,4
корма 19
Крыша и днище 12,7
башня 12,7
Вооружение — 2 х 40’мм спаренные пушки «Бофорс»
Боекомплект 352 выстрела
Двигатель — два «Кадиллак» 44Т24, 8-цилиндровые V-образные, карбюраторные, жидкостного охлаждения, мощность 2×74 кВт при 3400 об/мин
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 55
Запас хода по шоссе, км 160
Преодолеваемые препятствия
подъем, град. 30
высота стенки, м 0,91
ширина рва, м 2,4
глубина брода, м 1,02

Зенитная самоходная установка M19 Multiple Gun Motor Carriage (США)

На заключительном этапе Второй мировой войны американская промышленность создала несколько проектов военной техники на базе легкого танка M24 Chaffee. Эта боевая машина имела достаточно удачную конструкцию, благодаря чему могла использоваться в качестве основы для различной техники. Одним из образцов бронетехники на базе «Чаффи» стала зенитная самоходная установка M19 Multiple Gun Motor Carriage.

Создание перспективной ЗСУ с малокалиберным пушечным вооружением на базе существующего легкого танка стартовало в 1942 году. Войскам требовалась боевая машина на базе легкого танка M5 Stuart с двумя пушками Bofors калибра 40 мм в полноповоротной бронированной башне. Такая машина могла бы двигаться в одних колоннах или боевых порядках с существующей бронетехникой различных типов, осуществляя их противовоздушную оборону. Предварительные исследования показывали, что выбранные шасси и пушки способны решать поставленные задачи. Проект новой ЗСУ получил обозначение T65 Multiple Gun Motor Carriage.

Первый вариант проекта T65 был разработан к концу 1942 года. В рамках этого проекта было решено использовать существующие решения компоновки самоходных артиллерийских установок, изменив их в соответствии с существующими требованиями. Так, планировалось переработать компоновку шасси базового танка M5 с переносом двигателя из кормы в центральную часть, на место бывшего боевого отделения. Башня с рабочими местами экипажа и оружием, в свою очередь, должна была располагаться в кормовой части корпуса.

Читать еще:  Средний танк Т-55 (СССР)

По некоторым данным, весной 1943 года стартовало строительство опытной самоходки T65, однако вскоре его отменили. В апреле 43-го командование приняло решение развивать новый проект, получивший условное наименование Light Combat Team. В рамках этой программы планировалось создать целое семейство новой бронетехники различного назначения на базе танка существующей модели. При этом с целью достижения максимально возможных характеристик за основу для семейства предложили взять новейший легкий танк M42 Chaffee. В связи с подобными изменениями планов было решено переработать несколько существующих проектов, в том числе и T65. Новый вариант этой ЗСУ получил обозначение T65E1.

Несмотря на различное назначение, новая техника на базе танка M24 должна была использовать шасси схожей конструкции. По опыту разработки и эксплуатации существующей техники на базе средних и легких танков было решено использовать общую для всех подобных машин компоновку с расположением двигателя в центральной части корпуса и кормовым боевым отделением. ЗСУ T65E1 MGMC не стала исключением из этого правила.

В ходе разработки проекта Light Combat Team было создано измененное шасси танка «Чаффи» с требуемой компоновкой. Оно сохранило некоторые общие черты базовой машины, но получило ряд заметных отличий. Так, в передней части корпуса сохранился отсек трансмиссии, за которым располагалось двухместное отделение управления. За местами водителя и командира предусматривался моторный отсек с двигателями, радиатором и т.д., а корма отдавалась под боевое отделение с необходимым вооружением.

Корпус такого шасси представлял собой доработанный вариант агрегатов M24, собиравшийся из большого числа бронелистов толщиной от 15 до 38 мм. При этом изменилась форма корпуса. Его лобовая часть состояла из трех листов, расположенных под разными углами к вертикали. На месте башни базового танка находилась горизонтальная крыша корпуса с решетками для вентиляции и люками для обслуживания. В корме корпуса в случае с ЗСУ T65E1 предусматривался погон диаметром 2,16 м для установки башни оригинальной конструкции.

В среднем отсеке корпуса расположили два бензиновых двигателя Cadillac 44T24 мощностью по 110 л.с. При помощи карданного вала, проходящего через отделение управления, двигатель был связан с агрегатами трансмиссии. Последние приводили в движение передние ведущие колеса. Ходовая часть подобного «универсального шасси» была заимствована у танка M24 без каких-либо изменений. Она имела по шесть двойных опорных катков с торсионной подвеской на каждом борту. Также предусматривалось по четыре поддерживающих ролика на борт.

На кормовом погоне корпуса ЗСУ T65E1 предлагалось устанавливать башню с рабочими местами экипажа и вооружением. На основном цилиндрическом агрегате башни монтировался U-образный орудийный щит с механизмами вертикальной наводки. Кроме того, в бортах башни предусматривались две ниши для установки различного оборудования, в том числе радиостанции. В центральной части башни находились крепления для двух автоматических пушек. По бокам от них и в корме башни устанавливались места для экипажа. На внешней поверхности башни закреплялось большое количество ящиков для перевозки боеприпасов. Башня изготавливалась из броневых листов толщиной от 6,3 до 13 мм.

T65E1 вооружили двумя 40-мм автоматическими пушками M2 фирмы Bofors. Пушки оснащались гидравлическими и ручными механизмами наведения. Вращение всей башни обеспечивало круговое наведение по горизонтали. Механизмы вертикальной наводки позволяли вести огонь с углами возвышения от -3° до +85°. Максимальная скорость горизонтального наведения достигала 40° в секунду, вертикального – 25° в сек. Для наведения оружия использовались прицелы типов M13, M23 и M24, расположенные справа и слева от блока пушек.

Боепитание орудий осуществлялось при помощи кассет, заряжаемых в приемные устройства пушек. Техническая скорострельность использованных орудий достигала 120 выстрелов в минуту у каждой. Во время разработки ЗСУ T65E1 подобные параметры считались достаточными для эффективной борьбы с воздушными целями. Общий возимый боекомплект, находящийся в ящиках башни, состоял из 352 снарядов 40×311 мм R. Кроме того, дополнительный боекомплект следовало перевозить в специальном прицепе.

Использованные пушки могли использовать осколочно-фугасные или бронебойные снаряды, начальная скорость которых достигала 880 м/с. Максимальная дальность стрельбы превышала 7,1 км. При этом для эффективного поражения целей, в зависимости от их характеристик, требовалось сокращать дальность стрельбы. За счет использования соответствующего снаряда можно было атаковать не только воздушные цели, но и сухопутную технику различных классов, а также живую силу противника.

Экипаж машины T65E1 должен был состоять из шести человек. Командир и механик-водитель располагались в передней части корпуса, в отделении управления. В башне находились два наводчика (по бокам от пушек) и два артиллериста, отвечавшие за заряжание орудий (у кормовой стенки).

Читать еще:  Тяжёлый танк Chieftain Mk.5 (Великобритания)

Для самообороны самоходка могла использовать пулемет M2HB, крепления для которого предусматривались на машине. Также экипаж располагал личным стрелковым оружием, которое так же можно было использовать для защиты от живой силы противника.

Как и другая техника своего семейства, зенитная самоходка T65E1 MGMC по габаритам и весу почти не отличалась от базового танка «Чаффи». Длина машины составляла 5,8 м, ширина 2,93 м, высота (по верхней точке орудийного щита) – 2,96 м. Боевая масса задавалась на уровне 18 т. При помощи двух бензиновых двигателей мощностью по 110 л.с. машина могла развивать скорость порядка 55 км/ч и преодолевать до 160 км на одной заправке топливом. Обеспечивался подъем на уклон крутизной 60% или 100-см стенку, пересечение рва шириной 2,74 м, а также движение по броду глубиной до 1,07 м.

Вместе с зенитной самоходкой предлагалось использовать специальный колесный прицеп M28 для перевозки дополнительного боекомплекта. Он представлял собой стандартный одноосный прицеп, доработанный путем установки креплений для ящиков с боеприпасами. В прицепе предусматривались места для 20 ящиков типа M14, каждый из которых вмещал по 16 снарядов для пушек – всего 320 выстрелов. При необходимости прицеп мог накрываться тентом. Буксировка прицепа осуществлялась при помощи треугольной рамы с петлей, соединяемой с буксирным устройством бронемашины.

Первый прототип ЗСУ T65E1 был построен в начале 1944 года и вскоре отправился на Абердинский полигон. В целом, машина хорошо проявила себя, хотя и понадобились некоторые незначительные доработки. Проверки и доводка опытной самоходки продолжались до лета. 14 июня 1944 года новая боевая машина была принята на вооружение под обозначением M19 Multiple Gun Motor Carriage. Вскоре появился первый контракт на серийное строительство новой техники.

В августе 44-го военное ведомство Соединенных Штатов разместило первый заказ на строительство серийных M19 в количестве 904 единиц. Строить эту технику должны были компании Cadillac и Massey-Harris. Их заводы уже имели опыт производства различной бронетехники, в том числе танков M24, благодаря чему смогли быстро освоить строительство зенитных самоходок. Тем не менее, до конца войны было построено только 285 (по другим данным, 300) самоходок, т.е. менее трети от заказа. Ввиду прекращения боев и отсутствия необходимости в дальнейшем массовом производстве подобной техники было решено отказаться от новых поставок.

Первые партии M19 MGMC были переданы заказчику до конца 1944 года, благодаря чему эти машины смогли принять участие в боях Второй мировой войны в Европе. В некоторых источниках упоминается, что из-за сравнительно позднего начала поставок машины M19 не смогли полноценно приступить к решению изначальных задач. Боевая авиация антигитлеровской коалиции нанесла Люфтваффе серьезный ущерб и завоевала превосходство в воздухе. Из-за этого зенитным самоходкам нечасто приходилось защищать свои войска от нападения вражеской авиации.

Тем не менее, машины M19 все же участвовали в боях, хотя и не в предполагаемой роли. Они нередко использовались в качестве дополнительного средства огневой поддержки сухопутных войск. Характеристики пушек «Бофорс» позволяли с определенной эффективностью обстреливать постройки, укрепления, технику и живую силу противника с больших расстояний и тем самым помогать наступающим подразделениям. В итоге до конца Второй мировой в Европе основной задачей зенитных самоходок была атака наземных целей.

После окончания войны эксплуатация ЗСУ M19 продолжилась. Кроме того, в конце сороковых имеющаяся техника этого типа прошла модернизацию по проекту M19A1. Новый проект подразумевал небольшие доработки орудийной установки, направленные на повышение ее характеристик и надежности, а также предусматривал установку вспомогательной силовой установки. В верхней части моторного отсека монтировались дополнительный маломощный двигатель с генератором, при помощи которых предлагалось осуществлять энергоснабжение имеющейся аппаратуры при выключенном основном двигателе.

Уже в обновленной конфигурации M19A1 MGMC приняли участие в Корейской войне. По имеющимся данным, в этом конфликте, как и во время Второй мировой, зенитным самоходкам зачастую приходилось играть роль полевой артиллерии. Китайские ВВС к этому времени уже располагали большим количеством современных реактивных самолетов, которые были слишком сложной целью для пушечных ЗСУ. Низкоскоростные северокорейские самолеты, в свою очередь, нечасто появлялись в зоне ответственности американских зенитчиков.

При этом M19A1 вновь хорошо показали себя как наземное средство огневой поддержки. В таком качестве их использовали при обороне Пусанского периметра, в позиционных сражениях и последующих наступательных операциях. Как и во время Второй мировой войны, пара 40-мм автоматических пушек позволяла самоходке бороться с легкой техникой и живой силой противника.

Читать еще:  Саперный танк M728 (США)

Служба боевых машин M19A1 продолжалась до второй половины пятидесятых годов. После этого всю технику на базе танка M24 Chaffee начали выводить из эксплуатации и списывать. Зенитные самоходки так же выводились из строя, однако утилизировались лишь частично. Башни этих машин проходили ремонт и модернизацию с установкой новых систем, после чего их монтировали на шасси легких танков M41 Walker Bulldog. Получившиеся машины получали обозначение M42 Duster. Эксплуатация такой техники продолжалась до восьмидесятых годов.

Всего было построено почти три сотни машин M19 MGMC, которые принимали активное участие в двух войнах. Часть этой техники была повреждена или уничтожена в боях, часть стала трофеем противника, а некоторым машинам удалось уцелеть в боях и не попасть на утилизацию. До наших дней дожило почти два десятка ЗСУ M19, которые теперь являются музейными экспонатами. Среди всех музейных образцов наибольший интерес представляют три, а именно машины, хранящиеся в российском бронетанковом музее в г. Кубинка, в Военном музее Пекина и в пхеньянском Музее победы в Отечественной освободительной войне. Эти машины участвовали в Корейской войне, в ходе которой стали трофеями северокорейских и китайских войск. После этого одна из самоходок была отправлена в СССР для изучения, а в дальнейшем все три машины стали музейными экспонатами. Остальные сохранившиеся M19 в большинстве своем хранятся в музеях США.

M19, Зенитная самоходная установка

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

40 mm Gun Motor Carriage M19

Единственная зенитная самоходная установка на танковом шасси, принятая на вооружение американской армии. Разработана в рамках концепции создания семейства боевых машин различного назначения на базе легкого танка М24. Выпускалась фирмами Cadillac и Massey Harris. С августа 1944 года до конца второй мировой войны было изготовлено 285 самоходных установок.

СЕРИЙНАЯ МОДИФИКАЦИЯ:
две автоматические 40-мм зенитные пушки установлены во вращающейся открытой сверху башне, размещенной в кормовой части корпуса. Стрельба осуществляется с помощью электроспуска. Управление вращением башни и качающейся частью пушек – с помощью электрогидравлического привода с ручным управлением. Двигатель расположен за отделением управления в средней части машины. В боевых действиях второй мировой войны зенитные самоходные установки M19 участия не принимали. Боевое крещение они получили только в ходе войны в Корее, где довольно эффективно использовались для стрельбы по наземным целям. На вооружении армии США M19 состояли до середины 50-х годов.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗСУ M19
БОЕВАЯ МАССА, т: 17,479.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 5461,
ширина – 2847,
высота – 2985,
клиренс – 432.
ВООРУЖЕНИЕ: 2 пушки Bofors M2 калибра 40 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 336 артвыстрелов.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: автоматический зенитный прицел М13.
БРОНИРОВАНИЕ, мм:
лоб и борт корпуса – 25,4,
корма – 19,
крыша и днище – 12,7,
башня – 12,7.
ДВИГАТЕЛЬ: как у базового танка.
ТРАНСМИССИЯ: две гидромуфты, две планетарные коробки передач, демультипликатор, двойной дифференциал, бортовые передачи. Коробки передач и демультипликатор обеспечивали б скоростей вперед и 1 назад.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять обрезиненных опорных катков на борт, четыре поддерживающих катка, направляющее колесо с компенсационным механизмом, обеспечивающим постоянное натяжение гусеницы, ведущее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное); подвеска индивидуальная, торсионная; ширина гусеницы 406 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 55.
ЗАПАС ХОДА, км: 160.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 30,
высота стенки, м – 0,91,
ширина рва, м – 2,4,
глубина брода, м – 1,02.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция SCR-538.

Многоцелевой вертолет Ка-32А предназначен для перевозки людей и грузов в транспортной кабине и крупногабаритных грузов на внешней подвеске, эвакуации больных и пострадавших, выполнения поисково- и аварийно-спасательных работ

Многоцелевой вертолете Ка-60 Касатка предназначен для перевозки вооруженного десанта, доставки оружия и боеприпасов в район боевых действий, эвакуации раненых, охраны и патрулирования экономической зоны с базированием на кораблях и т.д.

К середине 1944 года стало окончательно ясно, что имеющихся средств борьбы с новейшими немецкими танками явно недостаточно. Необходимо было качественное усиление мощи танковых частей Красной Армии

Единственный в американском флоте специализированный подводный минный заградитель

Подводная лодка «Краб», первый в мире подводный минный заградитель, спроектирован Михаилом Петровичем Налетовым, по образованию техником путей сообщения, талантливым изобретателем, энергичным и инициативным конструктором

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector