0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зенитная самоходная установка M42 Duster (США)

Зенитная самоходная установка M42 Duster (США)

Работа над новой ЗСУ «Дастер» под обозначением «проект Т-141» была начата в 1950 году подразделением General Motors фирмой Cadillac. ЗСУ М42 была принята на вооружение армии США в конце 1953 года. ЗСУ разрабатывалась на базе легкого танка М41 «Walking Bulldog» и производимой в США по лицензии спаренной 40-мм пушки компании Bofors.

Корпус танка М41 подвергся серьезной переделке, его задняя часть практически не изменилась, в то время как передняя и средняя практически спроектированы заново в прежних размерениях.

В передней части корпуса ЗСУ «Дастер» расположено отделение управления, увеличенного по сравнению с танком объема, в котором находятся места механика-водителя и командира; механик-водитель располагается слева от оси машины, командир — справа. Лобовой лист корпуса установлен под меньшим наклоном к вертикали, чем у танка М41; в крыше лобовой части корпуса имеются два больших овальных люка для доступа в машину механика-водителя и командира, в наклонном бронелисте корпуса сделан большой прямоугольный люк, который предназначен, в первую очередь, для загрузки боекомплекта в машину В центре корпуса монтируется открытая сверху башня кругового вращения М19.

В башне установлено основное вооружение ЗСУ — две 40-мм ав-томатические пушки Бофорс М2А1, выпускавшиеся в США по шведской лицензии; скорострельность пушек — 240 выстрелов в минуту. На стволах установлены пламегасители. Углы наведения пушек в вертикальной пло-скости — от -5° до +85°, наведение — ручное.

В передней части башни имеется корытообразный щит и перемещающийся в вертикальной плоскости вместе с орудиями бронещиток. Наведение пушек осуществляется с помощью оптического прицела и баллистического вычислителя М38, вычислитель расположен справа от пушек. Заряжались пушки вручную кассетами по четыре снаряда в каждом, основная часть боекомплекта размещалась в специальных ящиках по бортам машины, в бортовом контейнере размещались также запасные стволы орудий. Суммарный боекомплект — 100 кассет или 400 снарядов, экипажи машин нередко увеличивали боезапас, размещая снаряды, где только возможно, в том числе и на внутренних и наружных стенках башни. Для самообороны имеется установленный в кормовой части башни пулемет калибра 7,62 мм или 12,7 мм.

В башне находятся два члена экипажа, сиденье наводчика установлено слева от пушек, заряжающего — справа.

Ходовая часть ЗСУ осталась неизменной по сравнению с исходным образцом. Силовая установка ЗСУ М42 аналогична двигательным установкам танков М41 и М41А , с 1956 г. на самоходках стали ставить двигатели непосредственного впрыска Continental AOS-895-5, после чего обозначение ЗСУ изменилось на М42А1.

В середине 50-х годов был изготовлен опытный образец ЗСУ «Дастер» с РЛС управления огнем Т50.

«Дастер», весом 24 т, оснащался 500-сильным шести-цилиндровым бензиновым двигателем Continental AOS-895-3 с воздушным охлаждением. ЗСУ могла развивать максимальную скорость по шоссе 40 миль/час. Однако с небольшим запасом топлива 140 галлонов ЗСУ М42 имела ограниченный запас хода.

В Индокитае американцы не применяли танки М41, зато активно использовали ЗСУ М42 «Дастер». Рабо-та по прямому назначению для самоходок от-сутствовала, но высокая плотность огня авто-матических зенитных пушек оказалась как нельзя более кстати при обороне авиабаз, опорных пунктов, военных баз, эскортирова-нии автоколонн. ЗСУ М42 имели на вооруже-нии три батальона американской армии, дей-ствовавших во Вьетнаме. В гораздо меньших количествах, чем танки, ЗСУ поставлялись юж-новьетнамской армии.
Кроме Вьетнама, установки М42 поставля-лись в ряд других государств, в частности в Иорданию и Ливан, где также принимали уча-стие в боевых действиях.

В армии США на смену «Дастерам» довольно быстро пришли ЗСУ, вооруженные пушкой «Вулкан» с вращающимся блоком стволов, на базе гусеничного БТР М113. В то же время на вооружении подразделений резерва и Национальной Гвардии США ЗСУ М42 оставались очень долго — последние машины были сняты с вооружения в 1990 г.

Всего отделением Кадиллак Дивижн корпорации Дженерал Моторс было изготовлено примерно 3700 ЗСУ М42 «Дастер».

ЗСУ М42 «Дастер» применялась во Вьетнаме для поражения живой силы и легкобронированных объектов. Находилась на вооружении армии и национальной гвардии США и других государств.

Самоходная зенитная установка «Дастер» М42

Только в самом конце войны, в 1945 году, поступила на вооружение вездеходная спаренная пушечная ЗСУ М19 на шасси легкого танка М24 «Чаффи», которыми заменяли пушечнопулеметные установки на базе БТР.

ПОЯВЛЕНИЕ «ДАСТЕР»

Спаренная 40-мм установка вполне успешно решала задачи прикрытия бронетанковых и механизированных частей от атак авиации на малых (до 1000 м) и средних (1000-5000 м) высотах. Между тем, танк М24 снимался с производства, с 1950 года его заменял на вооружении легкий танк М41 «Уолкер Бульдог». Неудивительно, что в августе 1951 года было выдано тактико-техническое задание на новую 40-мм ЗСУ Т141 на его шасси и машину управления зенитным огнем Т53. От последней вскоре отказались, зато уже в конце года «Кадиллак Мотор Кар» (подразделение«Дженерал Моторз») представила опытную Т141 — скорость разработки объяснялась использованием готового танкового шасси М41 и уже имеющейся башни от ЗСУ Ml 9. Официально новая ЗСУ принята на вооружение в октябре 1953 года, получив обозначение М42 и имя «Дастер» (Duster, что можно с английского перевести и как «плащ-пыльник», и как «кастет»), хотя к тому времени ее выпуск продолжался уже около года.

Читать еще:  Самоходная пушка M53 (США)

СОСТАВ УСТАНОВКИ

ЗСУ (ствольный зенитный комплекс) включает две 40-мм автоматические пушки М2А1 — или, иначе, два автомата — в орудийной установке М4А1, боекомплект, прицельные устройства и самоходное шасси. Орудийная установка смонтирована в открытой башне, вращающейся на шариковом погоне. М2А1 представляет собой лицензионную копию шведской пушки «Бофорс» L/60 с обойменным питанием. Установка снабжена электроспуском, возможна стрельба очередями или одиночными выстрелами, из обоих стволов одновременно либо по отдельности. Наведение осуществляется с помощью электрогидравлического привода, продублированного ручным. Максимальная скорость наведения по вертикали — 25 град./с, по горизонтали — 40 град./с.

Основной унитарный выстрел (патрон) — с осколочно-трассирующим снарядом массой 0,934 кг с головным взрывателем мгновенного действия. В боекомплект входят патроны с бронебойно-трассирующим снарядом (массой 0,9 кг, начальной скоростью 875 м/с), осколочно-зажигательнотрассирующим. Возможно поражение как воздушных, так и наземных целей. Большая часть боекомплекта в снаряженных обоймах по четыре патрона размещена в башне, остальная — в укладках на надгусеничных полках. Базовый зенитный прицел — автоматический М38 построительного типа. Дальность стрельбы с ним составляет 5000 м, но наклонная дальность эффективной стрельбы по самолету, летящему со скоростью до 300 м/с, составляет 1500 м. Кроме того имеются коллиматорный прицел М24С и кольцевой зенитный прицел.

Стрельба возможна только с места или с остановки и только днем при ясной погоде. Расчет зенитной установки включает шесть человек — механик-водитель и командир в отделении управления в корпусе, два наводчика (по азимуту и по углу места) и два заряжающих в башне. Противопульная и противоосколочная защита, даваемая низким броневым поясом башни и щитом в ее передней части, явно недостаточна. Для самообороны в корме башни установлен 7,62-мм пулемет М1919А4 или М60. Для внешней связи служит танковая радиостанция у командира, для вождения ночью — инфракрасный прибор ночного видения у механика-водителя. Шасси сохранило схему компоновки базового танка с кормовым расположением моторно-трансмиссионного отделения, передним расположением отделения управления и средним — боевого. Сварной бронекорпус обеспечивает противопульную и противоосколочную защиту. В кормовой части установлен карбюраторный бензиновый двигатель «Континенталь» AOS-895-3 воздушного охлаждения в блоке с гидромеханической трансмиссией «Кросс-Драйв». Ходовая часть включает на один борт пять сдвоенных опорных катков с независимойторсионной подвеской с амортизаторами на первом, втором и пятом узлах подвески и три поддерживающих ролика, ведущее колесо — заднего расположения. Гусеница — с резинометаллическими шарнирами. Имеется зарядный агрегат для питания бортовой электросети с вспомогательным двигателем GMC А41.

МОДИФИКАЦИИ И СЛУЖБА

В 1956 году модификация М42А1 получила более экономичный бензиновый двигатель AOSI-895-3 с непосредственным впрыском топлива. Были модифицированы также прицельные приспособления, улучшена синхронизация при одновременной стрельбе из зенитных автоматов — эти изменения упоминаются для модификации М42А2 (1965 года). Для М42 была создана радиолокационная станция орудийной наводки Т50, устанавливавшаяся в башне вместе с прибором управления со счетнорешающим устройством и автоматикой, управляющей наводкой. Но всепогодные и автоматизированные по управлению установки М42 с РЛС остались опытными образцами.

40-мм спаренные ЗСУ поступали на вооружение зенитных дивизионов бронетанковых, затем и механизированных дивизий. С появлением нового поколения реактивной боевой авиации в конце 1960-х годов 8 американских дивизиях дивизион ЗСУ был заменен смешанным дивизионом с ЗРК «Чаппарэл» и 20-мм ЗСУ М163 «Вулкан». Тем не менее М42А1 использовали во Вьетнаме — в основном против наземных целей, и довольно эффективно. Изымаемые из армии ЗСУ «Дастер» передавались в национальную гвардию, в которой оставались на службе до 1990-1991 годов. ЗСУ М42 и М42А1 поставлялись в ряд других стран — Австрию, Венесуэлу, Гватемалу, Грецию, Иорданию, Ливан, Саудовскую Аравию, Таиланд, Тайвань, Турцию, Японию. М42 замечена также в боевых действиях арабо-израильской войны 1967 года (со стороны Иордании), в ходе затяжной гражданской войны в Ливане.

Американская зенитная самоходка M42 Duster

Для многих из нас Duster ассоциируется сегодня с компактным кроссовером компании «Рено», который представлен на российском рынке и достаточно популярен у автовладельцев. Между тем задолго до появления данного автомобиля это же прозвище получила американская зенитная самоходная установка, созданная после завершения Второй мировой войны на базе легкого танка M41 «Уокер Бульдог».

Читать еще:  Бронетранспортёр GTK Boxer (Европа)

Построенная достаточно крупной серией ЗСУ практически не использовалась для борьбы с низколетящими воздушными целями, но отлично зарекомендовала себя во Вьетнаме, где наводила ужас на вьетконговцев.

M42 Duster от идеи до реализации

В конце 1940-х годов на вооружении американской армии имелось большое количество боевых машин, созданных на базе легкого танка M24 «Чаффи», боевой дебют которого пришелся на Вторую мировую войну. Среди них имелась и зенитная самоходная установка M19, основным вооружением которой была спаренная 40-мм установка из орудий «Бофорс». Данная установка была выпущена небольшой серий, не больше 300 ЗСУ.

В боевых действиях Второй мировой войны участие она не принимала, но использовалась американскими войсками во время войны в Корее. Боевые действия на корейском полуострове показали, что ходовая часть танка М24 не отличается большой надежностью, поэтому военные решили запустить процесс разработки нового семейства боевой техники уже на базе более совершенного легкого танка М41 «Уокер Бульдог».

Новый легкий танк, который изначально проектировался для замены в войсках «Чаффи», был создан в период с 1946 по 1949 год. Серийное производство танка М41 продолжалось в США до конца 1950-х годов. На шасси легкого танка «Уокер Бульдог» американские конструкторы создали ряд разных по своему назначению боевых машин – от 155-мм самоходной гаубицы M44, до гусеничного бронетранспортера M75, который оказался не самой удачной машиной, но был выпущен внушительной серией в 1780 экземпляров.

Еще одной разработкой американского военно-промышленного комплекса стала построенная на базе танка «Уокер Бульдог» зенитная самоходная установка M42 Duster, вооруженная спаренной 40-мм артиллерийской установкой.

Сначала американцы прорабатывали вариант создания новой ЗСУ, которая смогла бы взаимодействовать на поле боя с машиной целеуказания, оснащенной компактной РЛС. Однако техническая база 1950-х годов не позволила воплотить в жизнь эту задумку. Промышленность и технологическая база еще не были готовы к тому, чтобы создать небольшой по размерам радар, который сохранял бы свою работоспособность при монтаже на гусеничном шасси и передвижении по пересеченной местности.

Как результат, приоритет был отдан созданию традиционной зенитной системы с оптической системой наведения на цель, которая мало чем отличалась от боевых машин периода Второй мировой войны.

Прототип будущей ЗСУ получил обозначение Т141, его испытания и процесс сертификации продолжались в США до конца 1952 года, а уже в конце 1953 года новая зенитная самоходная установка была официально принята на вооружение американской армии под индексом M42.

За годы серийного производства, которое завершилось в 1959 году, американская промышленность передала военным около 3700 таких боевых машины, которые оставались на вооружении армии до 1969 года, после чего продолжили службу уже в частях Национальной гвардии, где технику активно использовали вплоть до начала 1990-х годов. В армии же к началу 1970-х годов установку заменили на более совершенную ЗСУ M163, основным вооружением которой была 20-мм шестиствольная пушка M61 «Вулкан».

Особенности конструкции ЗСУ M42 Duster

Новая американская ЗСУ сохранила шасси от танка М41 с торсионной подвеской и пятью опорными катками на каждый борт, но корпус боевой машины претерпел существенную переделку. Внешне новая зенитная установка представляла собой гибрид легкого танка «Уокер Бульдог», на который установили башню с 40-мм орудиями с установки М19.

Корпус танка был серьезно перекроен конструкторами. Если задняя часть осталась практически неизмененной, то переднюю и среднюю существенно видоизменили, это пространство фактически было спроектировано заново. Отдельно можно отметить, что в отличие от М19, на новой установке боевое отделение разместили не в корме, а в центральной части корпуса.

В передней части корпуса зенитной самоходной установки, получившей впоследствии прозвище Duster, конструкторы поместили отделение управления, которое выросло в объемах по сравнению с легким танком. В ЗСУ здесь находились места двух членов экипажа – мехвода и командира установки, первый сидел слева, второй справа относительно оси боевой машины.

Конструкторы изменили наклон лобового листа корпуса (уменьшили его), а также расположили в крыше отделения управления два люка для доступа членов экипажа к своим рабочим местам. При этом в лобовой части корпуса прямо по центру наклонного бронелиста появился внушительных размеров люк прямоугольной формы, который стал одной из отличительных черт боевой машины. Основным предназначением нового люка была загрузка в боевую машину боеприпасов.

В центральной части корпуса конструкторы расположили открытую сверху башню кругового вращения, позаимствованную с предыдущей ЗСУ М19. Для этого пришлось серьезно изменить корпус, так как погоны танковой башни и башни от ЗСУ М19 не совпадали по своим размерам. В открытой башне находились места четырех членов экипажа – командира расчета, наводчика и двух заряжающих. В подавляющем большинстве случаев экипаж состоял из пяти, а не из шести человек, так как обязанности командира расчета брал на себя командир установки, но на машинах командиров взводов членов экипажа по-прежнему было шесть.

Читать еще:  Основной боевой танк Type 99 (ZTZ99) (Китай)

Основным вооружением ЗСУ была спаренная установка 40-мм автоматических пушек М2А1, которые представляли собой лицензированный вариант знаменитой шведской зенитной пушки Bofors L60, которая разошлась по всему миру и до сих пор состоит на вооружении многих стран. Скорострельность орудий составляла 240 выстрелов в минуту, при этом после 100 выстрелов на ствол предписывалось делать остановку в стрельбе, так как охлаждение стволов было воздушным.

На концах ствола устанавливались массивные пламегасители, которые демонтировались на многих установках, принимавших участие в боевых действиях во Вьетнаме. Боекомплект установки состоял из 480 выстрелов. Досягаемость орудий по высоте составляла 5000 метров, при стрельбе по наземным целям – до 9500 метров. Углы наведения орудий от -5 до +85 градусов.

Поворот башни можно было осуществлять как в ручном режиме, так и с помощью электрогидравлического привода, при этом выигрыш в скорости был незначительным (10,5 секунд в ручном режиме против 9 секунд на поворот башни на 360 градусов электроприводом).

В движение установку приводил бензиновый шестицилиндровый двигатель Continental модели AOS-895-3, такая же силовая установка воздушного охлаждения использовалась и на легком танке М41 «Уокер Бульдог». Мощности двигателя в 500 л.с. было достаточно, чтобы разогнать зенитную самоходную установку M42 массой 22,6 тонны до 72 км/ч. Запас хода по шоссе составлял 160 километров. Причиной не самых выдающихся показателей является недостаточный запас топлива, ограниченный всего 140 галлонами.

Боевое применение установок M42 Duster

Хотя первые ЗСУ M42 Duster начали поступать в войска уже в 1953 году, новая боевая машина не успела на войну в Корее. При этом в американских дивизиях новые зенитные самоходные установки быстро заменили не только машины-предшественницы, но и буксируемые варианты 40-мм «Бофорсов». Полноценный боевой дебют американской самоходной зенитки пришелся на войну во Вьетнаме, где практически не использовались легкие танки М41 «Уокер Бульдог», но нашлась работа для машин, построенных на их базе.

Согласно штатам в состав каждой механизированной и танковой дивизии американской армии включили по дивизиону ЗСУ M42, всего 64 установки. Позднее дивизионы данных самоходных зениток ввели и в состав американских воздушно-десантных дивизий. При этом десантирование установок парашютным способом не допускалось, расчет был на доставку тяжелой транспортной авиацией на захваченные аэродромы.

Как и у любых других зенитных самоходных установок, основной задачей M42 Duster была борьба с воздушными целями, но при отсутствии таковых они были достаточно эффективны и против наземных целей. 40-мм автоматические пушки позволяли уверенно бороться с пехотой, а также военной техникой противника, в том числе легкобронированными целями.

Как нетрудно догадаться, во Вьетнаме установки не использовались по прямому назначению, так как воздушный противник у американцев отсутствовал. Правда, эффективно бороться с современными реактивными самолетами противника установки не смогли бы при всем желании. Уже к концу 1950-х годов это были устаревшие машины, состав вооружения, прицельные приспособления и система управления огнем которых остались на уровне техники Второй мировой войны.

Зато «Дастеры», обладавшие высокой плотностью огня 40-мм пушек, оказались как нельзя кстати при обороне стационарных объектов от наземных атак: они использовались для охраны авиабаз, опорных пунктов артиллерии, сопровождения военных колонн.

Именно во Вьетнаме установки и получили свое название Duster (поднимающий пыль). Действительно, при стрельбе по наземным целям, когда орудия ЗСУ были расположены горизонтально, установку достаточно быстро заволакивало облаком поднимаемой с земли пыли. Отчасти именно по этой причине со многих ЗСУ во Вьетнаме были демонтированы пламегасители. Помимо того, что такой апгрейд снижал пылеобразование при стрельбе, он повышал и психологический эффект воздействия на солдат противника, которые окрестили зенитные самоходки «Огненным драконом».

Действительно, всего несколько «Дастеров» могли создать на пути наступающей пехоты противника стену огня, превращая наступающие пехотные подразделения в кровавое месиво. При этом 40-мм снаряды были эффективны и против бронированных целей противника. Бронебойные снаряды установок без каких-либо проблем пробивали поставленные Северному Вьетнаму советские плавающие танки ПТ-76, а также их китайские аналоги «Тип 63».

Понимая бесперспективность дневных атак, вьетконговцы предпочитали действовать ночью, но даже это мало спасало от ответного огня скорострельных зениток. Специально для действий в темное время суток дивизионы, вооруженные ЗСУ M42 Duster, оснащались прожекторными батареями двух типов: 23-дюймовыми и более совершенными 30-дюймовыми прожекторами (76 см AN/TVS-3). Данные прожекторы могли работать не только в видимом, но и в инфракрасном спектре. В ночном режиме они работали в инфракрасном излучении, позволяя наблюдателям, оснащенным приборами ночного видения, обнаружить цели, после чего противник освещался обычным светом и становился жертвой сосредоточенного огня, от которого практически невозможно было спастись.

Во Вьетнаме ЗСУ M42 Duster использовались американцами примерно до 1971 года, после чего оставшиеся в строю установки начали передавать армии Южного Вьетнама в рамках политики по «вьетнамизации» войны.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector