Зенитная самоходная установка Type 87 (Япония)
Зенитная самоходная установка Type 87 (Япония)
По заказу японских сил самообороны фирма “Mitsubishi Heavy Industries” разработала всепогодную зенитную самоходную установку, вооруженную 35-мм спаренной артиллерийской системой. Разработкой системы управления огнем занималась фирма “Mitsubishi Denki”, субподряд на создание артиллерийскои системы получила компания “Nippon Seiko”. В качестве базы для новой ЗСУ было использовано модифицированное шасси основного боевого ганка Type 74. Прототип самоходной зенитной установки получил обозначение AW-X. После продолжительных испытаний машина была принята на вооружение японских сил самообороны под обозначением Type 87.
По компоновке и внешнему виду зенитная самоходная установка Type 87 очень похожа на германскую ЗСУ Gepard. Корпус машины выполнен из листов катаной стальной брони и обеспечивает защиту экипажа от огня стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра.
Посередине корпуса установлена большая башня кругового вращения, по бортам которой снаружи смонтированы две 35-мм автоматические пушки. В задней части башни находятся антенны РЛС обнаружения и слежения за целью. В походном положении антенны радиолокационных станций опускаются, уменьшая тем самым общую высоту машины. На бортах башни смонтированы шесть дымовых гранатометов (2×3).
В качестве силовой установки в моторно-трансмиссионном отделении установлен десятицилиндровый дизельный двигатель воздушного охлаждения 10ZF Туре 22 WT производства фирмы Mitsubishi. При 2200 об/мин этот двигатель развивает мощность SS2 кВт и позволяет ЗСУ Type 87 двигаться по дорогам с твердым покрытием со скоростью 53 км/ч.
В состав ходовой части, применительно к одному борту, входят пять больших обрезиненных опорных катков, ведущие колеса заднего и направляющие колеса переднего расположения.
Серийное производство ЗСУ Type 87 продолжается. Данная машина состоит на вооружении только японских сил самообороны.
Тактико-технические характеристики 35-мм ЗСУ Type 87
Боевая масса, т 44,0
Экипаж, чел. 3
Габаритные размеры, мм
длина с пушками вперед 7620
длина по корпусу 6700
ширина 3200
высота по крышу башни 2812
высота с поднятой антенной РЛС 4100
клиренс 20-650
Бронирование противопульное
Вооружение 2×35-мм автоматические пушки
Двигатель Mitsubishi 10ZF Туре 22 WT 10-цилиндровый дизель воздушного охлаждения, мощность 552 кВт при 2200 об/мин
Удельная мощность двигателя, кбт/т 12.S
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 53
Запас хода по шоссе, км 300
Запас топлива, л 950
Преодолеваемые препятствия:
подъем, град. 30
высота стенки, м 1.0
ширина рва, м 2.7
глубина брода, м 1,0
Зенитная самоходная установка «Тип 87» (Япония)
Несмотря на ограничения, налагаемые законодательством, Япония развивает свои Силы самообороны и занимается созданием военной техники собственной разработки. Одним из примеров техники японской разработки является зенитная самоходная установка «Тип 87». Боевые машины этого типа состоят на вооружении Сухопутных сил самообороны с конца восьмидесятых годов и применяются в целях обеспечения противовоздушной обороны подразделений на марше и на позициях.
К концу семидесятых годов командование Сил самообороны пришло к выводу об устаревании некоторых видов имеющейся техники, которая требовала замены. Среди прочих устаревшими были признаны ЗСУ M42 Duster американского производства. Предполагалось, что в течение нескольких следующих лет японские предприятия разработают новый проект аналогичной боевой машины, которая заменит имеющиеся устаревшие образцы. Список технических требований к перспективной зенитной самоходке был утвержден в самом конце семидесятых годов, после чего оборонные предприятия получили возможность заняться проектными работами. Примечательно, что к этому времени Япония решила почти полностью отказаться от закупки иностранной техники, тем самым стимулируя развитие собственной оборонной промышленности.
В соответствии с техническим заданием заказчика, компания-подрядчик должна была построить самоходную зенитную установку с артиллерийским вооружением на гусеничном шасси одного из имеющихся танков. Кроме того, оговаривались основные особенности оборудования машины. Следовало использовать два автоматических орудия и комплекс радиоэлектронных средств, предназначенных для поиска и обнаружения целей с последующей их атакой.
Заказ на разработку проекта получила компания Mitsubishi Heavy Industries, имевшая солидный опыт в оборонной сфере. Она же должна была построить опытный экземпляр новой боевой машины, а впоследствии и освоить серийное строительство. Кроме того, несколько других компаний были привлечены в качестве субподрядчиков и отвечали за разработку и поставку различных комплектующих. Предварительные работы по проекту новой ЗСУ продолжались до 1982 года. В 82-м стартовали полномасштабные проектные работы, результатом которых стало появление первого прототипа новой самоходки. Его испытания начались в 1983 году и продолжались в течение нескольких лет. На вооружение новая зенитная самоходная установка была принята в 1987 году, что сказалось на ее обозначении – «Тип 87».
В ходе разработки нового проекта облик перспективной боевой машины несколько раз менялся и корректировался. Наибольшие изменения при этом коснулись шасси. Изначально предполагалось, что основой для будущей самоходки станет шасси танка «Тип 61», в то время являвшегося одной из основных боевых машин своего класса в Силах самообороны. Тем не менее, позже было решено отказаться от такого шасси в пользу более новой машины. В итоге в качестве основы для ЗСУ выбрали шасси основного танка «Тип 74», с середины семидесятых годов строившегося серийно и поступавшего в войска. Танки «Тип 61» и «Тип 74» были разработаны и производились компанией «Мицубиси», что могло в определенной мере облегчить создание и серийное строительство новых самоходок.
Базовое шасси сохранило свои основные особенности, но претерпело некоторые изменения, прямо связанные с предназначением новой машины. При этом общая компоновка, силовая установка и конструкция ходовой части остались прежними. Шасси ЗСУ «Тип 87» имело традиционную танковую компоновку с передним расположением отделения управления, боевым отделением в середине и кормовым моторно-трансмиссионным отделением. В кормовом отсеке корпуса устанавливался 10-цилиндровый дизельный двигатель Mitsubishi 10ZF «Тип 22» мощностью 750 л.с.
Ходовая часть танка «Тип 74» и ЗСУ «Тип 87» имеет по пять опорных катков с индивидуальной гидропневматической подвеской на каждом борту. Из-за большого диаметра опорных катков в составе ходовой части отсутствуют поддерживающие ролики. Направляющие колеса устанавливались в передней части корпуса, ведущие – в корме.
Главным отличием зенитной самоходки от базового танка стала башня с вооружением новой конструкции. На бронекорпусе башни устанавливалось все необходимое оборудование, от пушек до антенн радиолокационных станций. Из-за специфической компоновки башни и расположения вооружения ЗСУ «Тип 87» напоминает немецкую машину аналогичного назначения Gepard, появившуюся в начале семидесятых годов. Кроме того, сходство двух боевых машин усиливается некоторыми особенностями комплекса вооружения и другими чертами.
Башня боевой машины «Тип 87» выполнена в виде крупного коробчатого кожуха, сопряженного с угловатой опорной платформой. Платформа располагается на погоне корпуса и обеспечивает круговое наведение вооружения. В передней части башни находится отсек для аппаратуры, позади которого расположены рабочие места экипажа. За ними имеется еще одно отделение для электроники и сравнительно крупный объем для размещения боеприпасов. В кормовой части крыши башни предусмотрены две антенны радиолокационных станцией поиска и сопровождения целей. На бортах имеются две качающиеся установки с пушками.
Экипаж ЗСУ «Тип 87» состоит из трех человек. Механик-водитель располагается в передней части корпуса, командир и наводчик – в башне. Для доступа на свои места экипаж должен использовать люки в крыше корпуса и башни соответственно. Оборудование рабочих мест в башне позволяет командиру и наводчику следить за воздушной обстановкой и производить атаку целей. При этом предусматривается возможность автоматической работы систем, при которой все основные операции по поиску целей и наведению вооружения осуществляются без вмешательства человека. Обеспечивается ведение огня как во время остановки, так и на ходу.
В кормовой части башни самоходки предусмотрены две антенны радиолокационных станций. Для слежения за воздушной обстановкой и поиска целей применяется верхняя, вынесенная на мачте. Во время работы эта антенна вращается вокруг вертикальной оси и тем самым обеспечивает круговой обзор местности. При атаке воздушной цели используется РЛС сопровождения, антенна которой находится перед мачтой антенны поиска. Этот агрегат может качаться в вертикальной плоскости и поворачиваться в горизонтальной для сохранения сопровождения цели вне зависимости от угла поворота башни. Для уменьшения габаритов машины в походном положении антенный пост при помощи гидравлического цилиндра поворачивается и опускается за башню, причем антенна сопровождения целей разворачивается вокруг своей вертикальной оси.
Возможности по обнаружению целей в определенной мере расширяются благодаря наличию оптического канала. В корме башни, рядом с антеннами, предусматривается оптико-электронная система с лазерным дальномером, при помощи которой экипаж может находить цель и атаковать ее в ручном режиме. По некоторым данным, самоходка «Тип 87» также может оснащаться тепловизором, обеспечивающим ручное наведение оружия в ночных условиях.
Вооружение ЗСУ «Тип 87» состоит из двух автоматических пушек калибра 35 мм. После анализа характеристик различных артиллерийских орудий было решено использовать на новой самоходке пушки Oerlikon GDF. Подобные пушки используются в составе различных систем вооружения, в том числе на уже упомянутой самоходке Gepard немецкой разработки. В ходе подготовке к строительству новой зенитной самоходки была приобретена лицензия на производство подобного вооружения. Изготовлением вооружения для серийных самоходок занималась компания Japan Steel Works, привлеченная к проекту в качестве субподрядчика.
На «Типе 87» орудия установлены внутри бронированных кожухов на бортах башни. Имеются механизмы для синхронного вертикального наведения обеих пушек. Боепитание пушек осуществляется при помощи лент со снарядами, уложенных в ящики в кормовой части башни. В стандартный боекомплект входят бронебойные и бронебойно-зажигательные снаряды. Выброс стреляных гильз осуществляется через окна в боковых поверхностях кожухов орудий.
Конструкция башни позволяет вести огонь в любом направлении с возвышением стволов до 80-85°. Каждое из орудий имеет техническую скорострельность 550 выстрелов в минуту, таким образом, суммарный темп стрельбы – до 1100 выстрелов в минуту. Характеристики использованных пушек позволяют эффективно атаковать цели на наклонной дальности до 4 км. В зависимости от типа цели и других особенностей ситуации возможна стрельба и на большие дистанции. Максимальная дальность стрельбы заявлена на уровне 12 км.
В качестве дополнительного вооружения для самообороны используются два трехствольных дымовых гранатомета. Они установлены на боковых частях башни и должны отстреливать гранаты в переднюю полусферу, тем самым закрывая боевую машину дымовой завесой.
Имея танковое шасси, зенитная самоходная установка «Тип 87» сохранила соответствующий уровень защиты. Так, корпус имеет комбинированную броню, обеспечивающую надежную защиту от пуль стрелкового оружия и снарядов малокалиберной артиллерии. Кроме того, лобовая проекция корпуса защищена от некоторых танковых пушек сравнительно старых моделей. Башня серьезно уступает корпусу в уровне защиты и способна выдержать только обстрел малокалиберной артиллерии с передних ракурсов.
Боевая машина «Тип 87» имеет общую длину 7,6 м (по другим данным, чуть менее 8 м), ширину 3,2 м и общую высоту (вместе с антеннами) 4,1 м. Боевая масса самоходки составляет 44 т. Благодаря 750-сильному дизельному двигателю удельная мощность машины превышает 17 л.с. на тонну. С такими показателями силовой установки ЗСУ может развивать скорость до 53 км/ч. Запас хода – 300 км. Ходовая часть и двигатель позволяют подниматься на склон с крутизной до 60% и двигаться с креном до 30%. Обеспечивается преодоление брода глубиной до 1 м и траншеи шириной до 2,7 м.
Первый прототип перспективной зенитной самоходной установки, впоследствии получившей название «Тип 87», был построен в 1983 году. Следующие несколько лет специалисты компании «Мицубиси» и военного ведомства проверяли работу различных систем и занимались доработкой проекта. Испытания и доводка завершились только в 1987 году, после чего новую боевую машину приняли на вооружение Сухопутных сил самообороны. Вскоре после этого компания-разработчик организовала серийное строительство новой техники.
Ввиду существующих ограничений Силы самообороны Японии имеют сравнительно малую численность, что, среди прочего, сказалось на объемах контракта на поставку ЗСУ «Тип 87». В соответствии с заказом министерства обороны Сухопутные силы самообороны должны были получить всего 52 самоходки нового типа. На выполнение этого заказа ушло несколько лет. Последние боевые машины были поставлены заказчику к середине девяностых годов.
Все построенные зенитные самоходки были распределены между различными танковыми и механизированными подразделениями Сухопутных сил самообороны. Их задачей было осуществление противовоздушной обороны подразделений на марше и в местах сосредоточения. В войсках боевая машина получила новое прозвище. К официальному обозначению «Тип 87» добавилось имя Guntank (дословно – «Пушечный танк»). Причиной для его появления стали основные особенности облика машины, а также некоторое сходство с одним из типов вымышленной техники, представленной в популярной японской медиафраншизе «Гандам».
Зенитные самоходные установки «Тип 87» в настоящее время являются основной техникой этого класса в Силах самообороны Японии. После начала поставок подобной техники военные смогли отказаться от эксплуатации устаревших машин предыдущих моделей и со временем полностью перешли на новые самоходки. Ввиду некоторых особенностей оборонной политики официального Токио было заказано всего несколько десятков новых ЗСУ. Тем не менее, даже 52 машин оказалось достаточно, чтобы полностью укомплектовать все подразделения, которым была нужна подобная техника.
За счет аккуратной эксплуатации и своевременного проведения всех необходимых работ по техническому обслуживанию Силам самообороны до сих пор удается сохранять в строю все имеющиеся ЗСУ «Тип 87». По данным справочника The Military Balance 2014, в настоящее время Сухопутные силы самообороны располагают 52 машинами этого типа. Согласно некоторым другим источникам, несколько машин за последние два десятилетия были списаны или отправлены на хранение. Согласно этой информации, сейчас в строевых частях остается не более 40-42 самоходок. Так или иначе, основная масса подобной техники до сих пор остается в строю и продолжает службу.
По материалам сайтов:
http://military-today.com/
http://militaryfactory.com/
http://army-technology.com/
http://globalsecurity.org/
БРМ Тип 87
«Тип 87» — современная бронированная разведывательная машина, состоящая на вооружении Сил самообороны Японии.
Вплоть до начала 1970-х годов японцы не занимались созданием и производством колесных бронированных машин. На вооружении созданных в 1954 году Сил самообороны состояло небольшое количество американских бронеавтомобилей М8 периода Второй мировой войны. Японское военное руководство считало это достаточным, отдавая приоритет оснащению войск гусеничной техникой. Ситуация изменилась только в середине 1970-х годов не без влияния общемировых тенденций развития бронетехники. Было принято решение об оснащении Сил самообороны колесными бронированными машинами двух типов — командно-штабной (КШМ) и разведывательной (БРМ).
НА ОДНОМ ШАССИ
Проектные работы начались в 1978 году. Их вел Исследовательский институт Сил само обороны совместно с компаниями «Комацу Лимитед» и «Мицубиси Хэви Индастриз». При этом первая занималась разработкой разведывательной машины, а вторая — командно-штабной. Предполагалось, что обе машины должны иметь общую конструкцию с достаточно высокой степенью унификации. Достаточно сказать, что силовые установки, трансмиссии и ходовые части машин должны были быть одинаковыми. Первые четыре прототипа колесной КШМ были изготовлены в 1979 году. В 1980-1981 годах они прошли интенсивный цикл испытаний, в ходе которого наездили более 100 тыс. км практически по всей территории Японии. В конце 1981 года KUJM была принята на вооружение Сил самообороны под обозначением «Тип 82».
Разработка БРМ на едином с КШМ «Тип 82» шасси велась с некоторым отставанием, поэтому на испытания она поступила несколько позже — два прототипа проходили испытания в 1984-1986 годах. На вооружение БРМ «Тип 87» была принята годом позже.
КОНСТРУКЦИЯ БРМ
БРМ «Тип 87» на 80 % унифицирована с КШМ «Тип 82», но имеет другую компоновку. Моторно-трансмиссионное отделение расположено сзади. Среднюю и переднюю части корпуса занимает боевое отделение со смещенной вперед башней и отделение управления.
В отделении управления справа находится место механика-водителя, слева — помощника механика-водителя, выполняющего по совместительству обязанности радиста. Их люки расположены в наклонном лобовом листе корпуса и оснащены откидывающимися крышками. Люк механика-водителя шестиугольный, а радиста — прямоугольный. В крышке люка механика-водителя установлено три перископических прибора наблюдения (средний из них может заменяться пассивным прибором ночного видения), а в крышке люка радиста — один.
При движении вне боевой обстановки на открытые люки механика-водителя и радиста может устанавливаться общий остекленный кожух-кабина, оснащенный стеклоочистителями. В двухместной башне размещаются командир (справа от пушки) и наводчик (слева). В распоряжении командира имеется низкопрофильная командирская башенка с круглым люком, по периметру которого размещены шесть приборов наблюдения. Перед и сбоку от круглого люка наводчика расположено по одному прибору наблюдения. Рабочее место пятого члена экипажа — наблюдателя — находится в боевом отделении сразу за башней с левой стороны. В его распоряжении имеется один прибор наблюдения, направленный назад.
БРМ имеет стальной сварной броневой корпус, защищающий экипаж от 7,62-мм бронебойных пуль и осколков. Для посадки и высадки в бортах корпуса имеются двери. Еще одна дверь расположена в кормовом листе корпуса. В сварной восьмиугольной вращающейся башне, разработанной фирмой «Мицубиси», установлены 25-мм автоматическая пушка «Эрликон» КВА и спаренный с нею 7,62-мм пулемет «74». Пушка производится в Японии по лицензии. Для наведения орудия в цель в распоряжении наводчика имеется комбинированный (дневной/ночной) перископический прицел. Боекомплект состоит из 140 выстрелов для пушки и 400 патронов к пулемету. По обеим сторонам башни смонтированы блоки 60-мм дымовых гранатометов по четыре в каждом. В моторно-трансмиссионном отделении ближе к правому борту установлены автомобильный 10-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения «Исудзу» 10PBI мощностью 305 л. с. при 2700 об/мин. и механическая коробка передач (6 + 1). Все шесть колес БРМ ведущие, но одна пара колес при движении по дорогам с твердым покрытием может отключаться. Передние и задние колеса — управляемые. На колеса установлены шины размером 14,00 х 20. Подвеска индивидуальная пружинная. Машина оборудована централизованной системой подкачки шин.
Машина оснащена средствами связи. Система противоатомной защиты отсутствует. Машина не плавающая.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРМ «ТИП 87»
- Боевая масса, т: 15
- Экипаж, чел.: 5
- Габаритные размеры, мм:
длина: 5990
ширина: 2480
высота: 2800
клиренс: 450 - Скорость по шоссе, макс, км/ч: 100
- Запас хода по шоссе, км: 500