1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Авиационная пушка 9А620 ГШ-6-23 (СССР)

23-мм авиационная шестиствольная пушка ГШ-6-23.

23-мм авиационная шестиствольная пушка ГШ-6-23 (АО-19, ТКБ-613).

Разработчик: Тульское КБ приборостроения (В.П.Грязев и А.Г.Шипунов)
Страна: СССР
Начало разработки: 1965 г.
Принятие на вооружение: 1974 г.

Разработка шестиствольной 23-мм пушки АО-19 (ТКБ-613) в Тульском КБ приборостроения велась параллельно с 30-мм пушкой АО-18. Работы возглавлял В.П.Грязев. Общее руководство осуществлял А.Г.Шипунов. Общая схема пушки аналогична АО-18А (ГШ-6-30А), но вместо пмевматического стартера применён кассетный пиростартер. Наземные испытания прошли в конце 1965 года. Серийное производство организовано в 1972 году. Принята на вооружение в 1974 году под обозначением ГШ-6-23 (9А620).
Пушка предназначена для поражения как наземных, так и воздушных целей (включая крылатые ракеты). Устанавливается на самолётах МиГ-31, Су-24.

Пушка ГШ-6-23 выполнена по многоствольной схеме автоматики с вращающимся блоком стволов. Стволы с затворами собраны в единый блок и вращаются в неподвижном кожухе вместе с центральной звездой. Затворы, скользящие в продольных направлениях центральной звезды, совершают возвратно-поступательное движение. За один оборот блока стволов каждый из затворов осуществляет перезаряжание, а из стволов последовательно производятся выстрелы. Блок стволов и связанные с ним механизмы совершают непрерывное движение в течение всей очереди. Разгон блока стволов осуществляется пиростартером газопоршневого типа с использованием штатных пиропатронов ППЛ. Работа автоматики пушки основана на использовании энергии пороховых газов, отводимых из стволов через газоотводные отверстия в газовый двигатель. Управление стрельбой — дистанционное от источника постоянного тока напряжением 27В.

На базе ГШ-6-23 создан модифицированный вариант ГШ-6-23М (9А-768). Пушка предназначена для вооружения самолетов. Устанавливается на самолете Су-24М. Выполнена по многоствольной схеме автоматики с вращающимся блоком стволов.

Разгон блока стволов для стрельбы из пушки осуществляется пиростартером газопоршневого типа с использованием штатных пиропатронов ППЛ. Работа автоматики пушки основана на использовании энергии пороховых газов, отводимых из стволов через газоотводные отверстия в газовый двигатель. Управление стрельбой — дистанционное от источника постоянного тока напряжением 27В. Пушка может изготовляться в 2-х вариантах: со звеньевым питанием или беззвеньевым.

Для стрельбы из пушки ГШ-6-23М используются 2З-мм патроны с осколочно-фугасно-зажигательным и с бронебойно-зажигательно-трассирующим снарядами (масса снаряда 200 г). Патроны аналогичны пушке ГШ-23.

Модификации:
ГШ-6-23 (АО-19, ТКБ-613, 9А620) — базовая.
ГШ-6-23М (9А768) — модернизированная. Темп стрельбы увеличен до 10000 выст./мин.

Калибр, мм: 23
Длина, мм: 1400
Ширина, мм: 243
Высота, мм: 180
Длина ствола, мм: 1000
Масса, кг:
-пушки: 73
-снаряда: 174
-патрона: 325
Темп стрельбы, выст./мин: 8000
Длина непрерывной очереди, выст: 50-300
Начальная скорость снаряда, м/с: 700
Количество пиропатронов, шт: 10
Боекомплект, патронов: 260 (400).

Авиационная пушка ГШ-6-23.

Авиационная пушка ГШ-6-23.

Авиационная пушка ГШ-6-23.

Авиационная пушка ГШ-6-23М.

Авиационная пушка ГШ-6-23М.

Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
История авиации. № 2 за 2003 г. А.Витюк, В.Марковский. Последний аргумент.

Проект Авиару.рф — некоммерческий. Ему очень важны ваши внимание и поддержка. Вы тоже можете помочь нам

Представляем и рекомендуем наших партнёров:

Шестиствольная пушка ГШ-6-30 (9 фото)

ГШ-6-23 (АО-19, ТКБ-613, Индекс УВ ВВС — 9-А-620) — шестиствольная авиационная 23-мм автоматическая пушка схемы Гатлинга.

В СССР работы по созданию многоствольных авиационных пушек шли еще до Великой Отечественной войны. Правда, закончились безрезультатно. К идее системы со стволами, сведенными в один блок, который бы вращался электродвигателем, советские оружейники пришли одновременно с американскими конструкторами, но тут нас постигла неудача.

В 1959 году к работам подключились Аркадий Шипунов и Василий Грязев, работавшие в Климовском НИИ-61. Как оказалось, работы надо было начинать фактически с нуля. Конструкторы обладали информацией о том, что в США создается «Вулкан», но при этом не только применяемые американцами технические решения, а и тактико-технические характеристики новой западной системы оставались секретными.

Читать еще:  Авиационная пушка 9А472 ГШ-23 (СССР)

Правда, сам Аркадий Шипунов позже признался, что даже если бы ему и Василию Грязеву стали бы тогда известны американские технические решения, применить их в СССР все равно вряд ли удалось бы. Как уже было сказано, конструкторы «Дженерал электрик» подключали к «Вулкану» внешний электрический привод мощностью 26 кВт, в то время как советские авиастроители могли предложить всего лишь, как выразился сам Василий Грязев, «24 вольта и ни грамма больше». Поэтому надо было создавать систему, работающую не от внешнего источника, а с использованием внутренней энергетики выстрела.

Примечательно, что схожие схемы были предложены в свое время другими американскими фирмами – участницами конкурса по созданию перспективной авиационной пушки. Правда, западные конструкторы реализовать такое решение не смогли. В отличие от них Аркадий Шипунов и Василий Грязев создали так называемый газоотводный двигатель, который, по словам второго участника тандема, работал наподобие двигателя внутреннего сгорания – отбирал часть порохового газа из стволов при выстреле.

Но, несмотря на изящное решение, возникла другая проблема: как сделать первый выстрел, ведь газоотводный двигатель, а значит, и сам механизм пушки еще не работает. Для начального импульса требовался стартер, после использования которого с первого выстрела пушка работала бы на собственном газе. В дальнейшем были предложены два варианта стартера: пневматический и пиротехнический (со специальным пиропатроном).

В своих мемуарах Аркадий Шипунов вспоминает, что еще в начале работ над новой авиационной пушкой он смог увидеть одну из немногих фотографий готовящегося к испытаниям американского «Вулкана», где его поразило то, что снаряженная боеприпасами лента стелилась по полу, потолку и стенкам отсека, но не была сведена в единый патронный ящик.

Позже стало понятно, что при скорострельности в 6000 выстр/мин в патронном ящике в считанные секунды образуется пустота и лента начинает «гулять». При этом боеприпасы выпадают, а сама лента разрывается. Шипунов и Грязев разработали специальный пневматический лентоподтяг, не позволяющий смещаться ленте. В отличие от американского решения, эта идея обеспечивала гораздо более компактное размещение пушки и боекомплекта, что особенно важно для авиационной техники, где конструкторы сражаются за каждый сантиметр.

Несмотря на то, что изделие, получившее индекс АО-19, практически было готово, в советских Военно-воздушных силах ему места не нашлось, так как сами военные считали: стрелковое оружие – пережиток прошлого, а будущее за ракетами. Незадолго до отказа ВВС от новой пушки Василий Грязев был переведен на другое предприятие. Казалось бы, АО-19, несмотря на все уникальные технические решения, так и останется невостребованным.

Но в 1966 году после обобщения опыта действий северовьетнамских и американских ВВС в СССР было принято решение возобновить работы по созданию перспективных авиационных пушек. Правда, к тому времени почти все предприятия и конструкторские бюро, ранее работавшие по данной тематике, уже переориентировались на другие направления. Более того, желающих возвращаться к этому направлению работ в военно-промышленной отрасли не находилось!

Как ни удивительно, несмотря на все сложности Аркадий Шипунов, возглавивший к этому времени ЦКБ-14, решил возродить на своем предприятии пушечную тематику. После утверждения Военно-промышленной комиссией этого решения ее руководство согласилось вернуть на тульское предприятие Василия Грязева, а также нескольких других специалистов, принимавших участие в работе над «изделием АО-19».

Как вспоминал Аркадий Шипунов, проблема с возобновлением работ по пушечному авиационному вооружению встала не только в СССР, но и на Западе. Фактически на тот момент из многоствольных пушек в мире была только американская – «Вулкан».

Стоит отметить, что, несмотря на отказ от «объекта АО-19» Военно-воздушных сил, изделие заинтересовало Военно-морской флот, для которого были разработаны несколько пушечных комплексов.

К началу 70-х годов КБП предложило две шестиствольные пушки: 30-мм АО-18, использовавшую патрон АО-18, и АО-19 под 23-мм боеприпас АМ-23. Примечательно, что изделия различались не только применяемыми снарядами, но и стартерами для предварительного разгона блока стволов. На АО-18 стоял пневматический, а на АО-19 – пиротехнический с 10 пиропатронами.

Читать еще:  Авиационная пушка Defa-552 (Франция)

Изначально к АО-19 представители ВВС, рассматривавшие новую пушку как вооружение перспективных истребителей и истребителей-бомбардировщиков, предъявляли повышенные требования по отстрелу боеприпасов – не менее 500 снарядов одной очередью. Пришлось серьезно поработать над живучестью пушки. Наиболее нагруженную деталь, газовый шток, сделали из особых термостойких материалов. Изменили конструкцию. Подвергся доработке газовый двигатель, куда были установлены так называемые плавающие поршни.

Проведенные предварительные испытания показали, что доработанная АО-19 может показать гораздо лучшие характеристики, чем заявлялось изначально. В результате проведенных в КБП работ 23-мм пушка смогла вести огонь с темпом стрельбы 10–12 тысяч выстрелов в минуту. А масса АО-19 после всех доводок составила чуть более 70 кг.

Для сравнения: доработанный к этому времени американский «Вулкан», получивший индекс М61А1, весил 136 кг, делал 6000 выстрелов в минуту, залп был почти в 2,5 раза меньше чем у АО-19, при этом американским авиаконструкторам требовалось также разместить на борту самолета еще и 25-киловаттный внешний электропривод.

И даже на М61А2, стоящей на борту истребителя пятого поколения F-22, американские конструкторы при меньших калибре и скорострельности их пушки так и не смогли добиться тех уникальных показателей по массе и компактности, как у пушки, разработанной Василием Грязевым и Аркадием Шипуновым.

Первым заказчиком новой пушки АО-19 стало Опытное конструкторское бюро Сухого, которое в то время возглавлял сам Павел Осипович. «Сухие» планировали, что новая пушка станет вооружением для разрабатываемого ими тогда перспективного фронтового бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла Т-6, позже ставшего легендарным Су-24.

Сроки работ по новой машине были достаточно сжатые: совершивший первый полет 17 января 1970 года летом 1973-го Т-6 уже был готов к передаче военным испытателям. При доводке АО-19 под требования авиастроителей возникли определенные трудности. Хорошо стрелявшая на стенде, пушка не могла дать очередь более 150 выстрелов – стволы перегревались, их требовалось охлаждать, на что зачастую уходило порядка 10–15 минут, в зависимости от температуры окружающей среды.

Еще одной проблемой стало то, что пушка не хотела, как шутили конструкторы Тульского КБ приборостроения, «прекращать стрелять». Уже после отпускания кнопки пуска АО-19 ухитрялась самопроизвольно выпустить три-четыре снаряда. Но за отведенные сроки все недостатки и технические проблемы были устранены, и в ГЛИЦ ВВС на испытания Т-6 был представлен с полностью интегрированной в новый фронтовой бомбардировщик пушкой.

В ходе начавшихся в Ахтубинске испытаний проводился отстрел изделия, получившего к тому времени индекс ГШ (Грязев – Шипунов)-6-23, по различным мишеням. При контрольном применении новейшей системы менее чем за одну секунду пилот смог полностью накрыть все мишени, выпустив около 200 снарядов!

Павел Сухой был настолько удовлетворен ГШ-6-23, что наряду со штатно установленной в боекомплект Су-24 были включены так называемые подвесные пушечные контейнеры СППУ-6 с подвижными пушечными установками ГШ-6-23М, способными отклоняться по горизонтали и вертикали на 45 градусов. Предполагалось, что с таким вооружением, а всего на фронтовом бомбардировщике планировалось размещать две такие установки, он сможет за один заход полностью вывести из строя взлетно-посадочную полосу, а также уничтожить колонну мотопехоты в боевых машинах протяженностью до одного километра.

Разработанная на заводе «Дзержинец» СППУ-6 стала одной из самых больших подвижных пушечных установок. Ее длина превышала пять метров, а масса с боекомплектом из 400 снарядов – 525 кг. Проведенные испытания показали, что при ведении огня новой установкой на каждый погонный метр приходилось минимум одно попадание снаряда.

Примечательно, что сразу после «Сухого» пушкой заинтересовались в ОКБ имени Микояна, предполагавшем использовать ГШ-6-23 на новейшем сверхзвуковом перехватчике МиГ-31. Несмотря на его большие размеры, авиастроителям требовалась достаточно малогабаритная пушка с высокой скорострельностью, так как МиГ-31 должен был уничтожать сверхзвуковые цели. В КБП помогли «Микояну», разработав уникальную легкую бесконвейерную систему беззвеньевого питания, благодаря чему массу пушки удалось уменьшить еще на несколько килограммов и выиграть дополнительные сантиметры пространства на борту перехватчика.

Читать еще:  Авиационная пушка Aden-25 (Великобритания)

Разработанная выдающимися оружейниками Аркадием Шипуновым и Василием Грязевым автоматическая авиационная пушка ГШ-6-23 до сих пор остается на вооружении отечественных ВВС. Более того, во многом ее характеристики, несмотря на более чем 40-летний срок службы, остаются уникальными.

Авиационная пушка ГШ-6-23: оружие реактивных скоростей

Принятая на вооружение ВВС СССР в начале семидесятых годов (разработка начата в 1965 году), авиапушка ГШ-6-23 значительно превосходила свои западные аналоги по целому ряду ключевых параметров. Эта пушка была создана в тульском КБ Приборостроения под руководством знаменитых конструкторов автоматического и управляемого оружия В.П. Грязева и А.Г. Шипунова для нового поколения скоростных ударных самолетов и перехватчиков, создавшегося в СССР.

Стремительный рост скоростей самолетов, вызванный появлением реактивных двигателей, привел к тому что при любых атаках цель попадала в перекрестье прицела лишь на считанные секунды. А значит для ее надежного поражения нужно было повышать скорострельность бортового оружия самолетов — авиапушек. В послевоенный период американцы избрали для этого путь создания многостствольных систем, базирующихся на картечницах Гатлинга второй половины 19 века. В рамках проекта «Вулкан» они сперва просто установили на старую картечницу электромотор и получили темп стрельбы около 3 тысяч выстрелов в минуту, а через несколько лет создали 20мм авиапушку М61 «Вулкан». Эта пушка при собственной массе 112 килограмм могла выпускать до 100 снарядов в секунду, или 6 тысяч в минуту. Каждый 20мм снаряд весил около 100 грамм. Отличительной особенностью пушек М61 был внешний привод автоматики, как правило электрический или гидравлический, питавшийся от энергосистемы носителя.

Советские конструкторы избрали ту же базовую схему повышения скорострельности — вращающийся блок стволов, однако для своей пушки выбрали газоотводную автоматику, использующую энергию пороховых газов, отводимых из каналов стволов орудия. Эта схема не требует отбора значительной мощности от бортовой сети носителя и гораздо быстрее выходит на режим максимальной скорострельности. При большем калибре (23мм) и большей массе (170 г), а значит и поражающему действию снаряда сама пушка весила заметно меньше американской конкурентки — всего 73 кг. Мало того — темп стрельбы у новой авиапушки, в ходе разработки именовавшейся ТКБ-613, а на вооружении получившей обозначение ГШ-6-23 также был значительно выше, 8 — 11 тысяч выстрелов в минуту.

Еще до принятия на вооружение, в 1970 году было принято решение о развертывании производства этой выдающейся системы на Ижевском машиностроительном заводе. Инженеры и конструкторы ИЖМАШ приняли самое активное участие в развитии этой системы, повышении ее ресурса и надежности. С 1978 года на заводе был освоен серийный выпуск модернизированных авиапушек ГШ-6-23М, устанавливавшейся в качестве бортового вооружения на фронтовые бомбардировщики Су-24 и на сверхзвуковые перехватчики МиГ-31. При этом пушки имели различные схемы питания. На Су-24 снаряды подавались из традиционной ленты с рассыпным звеном, на МиГ-31 же пришлось разработать специальную беззвеньевую систему питания с многослойным барабанным магазином. Эта система обеспечила максимально компактное размещение боекомплекта на борту самолета.

Стараниями ижевских инженеров и технологов в процессе проведения ряда опытно-конструкторских работ ресурс пушки ГШ-6-23М был последовательно увеличен с 6 до 9, а затем и до 18 тысяч выстрелов.

На фото вы можете видеть пушку ГШ-6-23М на установке 9-ЕЮ-768К, предназначенной для вооружения перехватчика МиГ-31. Пушка находится в коллекции музея ИЖМАШ в Ижевске.

Подробнее о нашем музее и его режиме работы вы можете прочитать на сайте.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector