Авиационная пушка GAU-8A (США)
Американские авиационные пушки
Продолжая наращивать боевую мощь своих ВВС, Пентагон уделяет значительное внимание развитию бортового оружия самолетов тактической авиации, в том числе и их стрелково-пушечного вооружения. В настоящее время истребители, истребители-бомбардировщики и другие боевые самолеты американской тактической авиации оснащены авиационными пушками различных типов, основными из которых являются 20-мм пушки М-61 «Вулкан», М-39 и некоторые другие.
Изучая опыт боевого применения авиации в так называемых локальных воинах, и особенно в агрессивной войне в Юго-Восточной Азии, развязанной американским империализмом, специалисты США пришли к выводу, что состоящие на вооружении авиационные пушки не соответствуют современным требованиям. Поэтому в США в последние годы ведутся интенсивные работы по созданию более эффективных пушек. По сообщениям зарубежной печати, в США создана новая 30-мм авиационная пушка GAU-8/A, которая принята на вооружение и входит в состав пушечной установки штурмовика А-10A, разрабатывается четырехствольная 25-мм авиационная пушка безгильзового заряжания.
Пушечная установка штурмовика А-10А разработана и производится американской фирмой «Дженерал электрик». Но данным зарубежной печати, она является высокоэффективной системой для поражения практически любых наземных целей на поле боя.
Пушечная установка (вес 1720 кг, общая длина 6,4 м) конструктивно состоит из трех основных частей: семиствольной 30-мм пушки GAU-8/A, системы подачи патронов и привода (рис. 1) Пушка выполнена по принципу Гатлинга с вращающимся блоком стволов. Стволы крепятся при помощи специальных быстросъемных шпилек в единый блок, который при стрельбе вращается относительно неподвижного кожуха пушки. При вращении блока стволов затворы (по одному на ствол) совершают возвратно-поступательное движение в специальных пазах. При движении их вперед происходит досылание патронов в патронники, запирание стволов и выстрел, при движении назад — отпирание стволов и экстракция стреляных гильз. Выстрел из каждого ствола происходит один раз за полный оборот блока.
Рис. 1. Общий вид пушечной установки с пушной GAU-8/A
Стрельба из пушки производится бронебойно-зажигательными, осколочно-фугасно-зажигательными и практическими снарядами. Верные, по данным зарубежный печати, имеют бронебойный сердечник из обедненного урана, обеспечивающий высокую бронепробиваемость. Гильзы патронов выполнены из алюминиевого сплава. Применение таких гильз вместо обычных бронзовых или стальных позволило снизить общий вес пушечной установки с полным боекомплектом (1350 патронов) на 271) кг. Вес патрона пушки GAU-8/A около 700 г, снаряда (в зависимости от его типа) 370 — 430 г, гильзы 150 г. Начальная скорость полета снаряда составляет 1060 м/с.
В пушечной установке используется беззвеньевая система подачи патронов, основными компонентами которой являются патронный магазин барабанного типа и ленточный конвейер с выходным и подающим блоками. Патроны из барабана извлекаются выходным блоком и, пройдя по рукаву подачи боеприпасов, поступают в подающий блок, смонтированный на пушке, который захватывает патроны и направляет их в пушку. Стреляные гильзы и нестреляные патроны снова возвращаются по отводящему рукаву в барабан.
Два гидравлических привода, работающих от самолетных гидравлических систем, позволяют осуществлять выбор двух режимов стрельбы с темпом 2000 или 4000 выстр./мин.
В ходе наземных испытаний было произведено около 300 тыс. выстрелов, после которых была оценена эффективность поражения бронированных целей (в том числе танков) при стрельбе из пушки, установленной на самолете A-10A. Эти испытания, по оценке американских военных специалистов, показали довольно высокую надежность и эффективность этой системы оружии. В настоящее время в США налажены серийное производство этих пушек и установка их на самолеты непосредственной авиационной поддержки — штурмовики А-10A.
Четырехствольная 25-мм безгильзовая пушка сконструирована специалистами отделения авиационных пушек центра вооружения ВМС США по схеме Гатлинга с реверсом наружного кожуха и кулачковым механизмом, открывающим и запирающим затвор. В зарубежной печати сообщается, что в зависимости от особенностей компоновки самолета и условий размещения на нем пушки она может быть выполнена и с вращающимися стволами.
Как писала иностранная пресса, испытания, проведенные американской фирмой «Грумман азроспейс» (г. Бетцедж, штат Нью-Йорк), показывают, что 25-мм пушка безгильзового заряжания с жидким метательным взрывчатым веществом будет высокоэффективным бортовым оружием перспективных истребителей воздушного боя. По мнению специалистов этой фирмы, эффективность стрельбы из нее будет в три раза выше, чем у стандартной шестиствольной 20-мм авиационной пушки «Вулкан», устанавливаемой на современных истребителях ВВС США.
В пушке используется двухкомпонентное жидкое метательное BВ, состоящее из окислителя в виде белой дымящей азотной кислоты и высокоплотного горючего экзотетрагидродициклопентадиена.
Пушка (общая длина 3,24 м) состоит из четырех модулей, каждый из которых включает: ствол длиной 2,75 м, ствольную коробку, насосы для впрыскивания горючего и окислителя и затвор. При необходимости количество модулей может быть увеличено или уменьшено.
Стволы, как и в других пушках системы Гатлинга, соединяются в казенной части, посредине и у дульного среза. Снаряды хранятся в барабане (как и в 20-мм авиационной пушке М-61 Вулкан”), но ввиду отсутствия гильз он меньше и не имеет механизма удаления стреляных гильз. Пушка снабжена тремя небольшими баллонами (для горючего, окислителя и сжатого воздуха), системой трубопроводов, клапанов, насосов и других элементов. Схема устройства этой пушки показана на рис. 2.
Рис 2. Схема устройства авиационной 23-мм четырехствольной пушки безгильзового заряжания с жидким метательным ВВ: 1 — дульный тормоз: 2 — баллом с жидким ВВ; 3 — баллон с окислителем; 4 — снарядный отсей; 5 — блок стволов; 6 — устройство подачи снарядов; 7 — привод
В однокомпонентной пушечной системе, которую также предлагает центр вооружения ВВС США, имеется один баллон. Иностранная печать отмечает, что, несмотря на то что из-за наличия баллонов безгильзовая пушка занимает больше места на самолете, чем обычная пушка гильзового заряжания, ее общий вес значительно меньше.
Принцип действия безгильзовой пушки состоит в следующем; снаряды из барабана подаются в каждый из четырех стволов, которые последовательно открываются и запираются, насосы впрыскивают определеннее порции горючего и окислителя в камеры, образовавшиеся между снарядами и затворами, и производится электрическое воспламенение горючей смеси (судя по сообщениям зарубежной печати, лаборатория артиллерийского вооружения ВМС США разрабатывает лазерную систему воспламенения). После выстрела открывается клапана среднем зажиме ствола, срабатывает рычаг отпирания затвора и подается следующий снаряд. При отказе ствола рычаг неподвижен и затвор не открывается до нового цикла воспламенения горючей смеси. Если и при повторной попытке выстрел не происходит, то специальный датчик исключает отказавший ствол из дальнейшей стрельбы, что приводит к некоторому снижению скорострельности пушки. Принципиальная схема заряжания пушки показана на рис. 3.
Рис. 3. Принципиальная схема заряжания пушки: 1, 2. 6. 10. 18 и 19 — переключатели подачи жидкого ВВ. окислителя и воздуха; 3. 8, 15. 16 н 30 — контрольные клапаны; 4 и 22 — перепускные клапаны; 5 — баллон с жидким ВВ; 7 — баллон со сжатым воздухом: 9 — форсунка: 11 — снаряд: 12 — насос для подачи жидкого ВВ; 13 — затвор; 14 — устройство перекрытия форсунки; 17 — насос дли подачи окислителя; 21 — баллон с окислителем
Основные расчетные тактико-технические характеристики пушки: темп стрельбы 4000 выстр./мин, начальная скорость снаряда 1200 м/с, вес снаряда 258,8 г, чистый вес пушки 367 кг, снаряженной 617 кг, боекомплект 600 снарядов.
По мнению специалистов фирмы «Трумман аэроспейс», безгильзовая 25-мм пушка имеет преимущества перед стандартной авиационной 20-мм пушкой «Вулкан». В ней может быть реализована более высокая энергия ВВ, что увеличивает скорострельность и вероятность попаданий, а более низкая температура сгорания ВВ увеличивает срок службы стволов. Двух компонентное метательное ВВ — горючее и окислитель — может использоваться в таком соотношении, которое обеспечит почти полное его сгорание с выделением минимального количества побочных газообразных продуктов. В перспективе для этой пушки можно использовать горючее и окислители, которые безопасны в обращении и при транспортировке.
К недостаткам пушки, по сообщениям иностранной печати, относятся трудности хранения и обращения с жидким метательным ВВ на борту самолета, а также отказы при стрельбе, приводящие к снижению скорострельности. Кроме того, проблемой является сильная дульная волна, возникающая при выстреле ввиду большой остаточной энергии. Однако специалисты фирмы считают, что при правильном расположении пушки на самолете, соответствующей конструкции дульного тормоза и использования акустических прокладок и демпфирующих материалов эту пушку можно устанавливать на любые истребители
Большие пушки американцев
Это не «Фотошоп». Так выглядит 30-мм авиационная пушка GAU-8A, которой вооружен американский штурмовик А-10.
Собственно говоря, штурмовик А-10 и построен вокруг этой пушки. Вся его компоновка подчинена необходимости поднять этого монстра в воздух и не развалиться при стрельбе из него.
Характерный пример. Весьма странное и необычное размещение двигателей в хвосте самолета — это вынужденная мера в попытке предотвратить их остановку из-за попадания в воздухозаборники пороховых газов при стрельбе. Ну вот так тупо сделали. При проведении (в марте 1974 г.) летных огневых испытаний пушки GAU-8A, установленной на самолете А-10А, трижды отмечалась ненормальная работа двигателей самолета, вызванная попаданием в них пороховых газов, образующихся при стрельбе. Поэтому в носу самолета пришлось добавить два сопла, в которые при стрельбе подается сжатый воздух, чтобы сдуть пороховые газы в сторону.
Вам уже смешно? Мне тоже.
Для обеспечения более полного сгорания метательного состава внутри стволов (чтобы исключить догорание пороховых газов перед самолетом) к нему добавляется азотнокислый калий. Эта добавка либо вводится в метательный состав, либо в отдельном пластмассовом пакетике вкладывается в патрон. Однако помогает не так чтобы очень сильно:
При эксплуатации самолета А-10А было установлено, что при стрельбе из пушки пороховые газы всё равно засасываются в двигатель, и недогоревшие частицы пороха откладываются на лопатках вентилятора и компрессора двигателя. Скопление недогоревших частиц после каждых 1000 выстрелов снижает тягу двигателя на 1%. Общее снижение тяги с настрелом доходило до 10%, что увеличивало вероятность срыва потока с лопаток компрессора и остановку двигателей.
Для уменьшения вероятности срыва потока с лопаток компрессора были введены следующие ограничения:
— в двигатели самолета в 1981 году были встроены запальные устройства (факелы на входе воздуха), воспламеняющие недогоревшие частицы пороха;
— из пушки разрешена стрельба только короткими очередями и только с низкой (2100 выстр./мин) скорострельностью;
— обязательная промывка двигателя после каждых 2600-3000 выстрелов мыльным раствором для удаления сажи с лопаток вентилятора и компрессора.
Чтобы вы оценили, насколько плотно пушка GAU-8A вписана в самолет А-10, я вам сообщу, что эта пушка выпускается в двух вариантах: для двух- и одноместного самолета. По сравнению с пушечной системой одноместного самолета магазин для боеприпасов пушки, предназначенный для двухместного, укорочен с 492 до 408 мм. Иначе второго человека было бы некуда сажать.
Разработка 30-мм семиствольной пушки GAU-8A была начата фирмой General Electric в 1971 г. Пушка предназначалась специально для штурмовика А-10А. В феврале 1974 г. фирма General Electric приступила к производству предсерийной партии пушек GAU-8A. В мае 1975 г. были успешно завершены летные огневые испытания пушки GAU-8A. Результаты испытаний показали, что установка и применение пушки на А-10А не оказывают отрицательного влияния на управляемость самолета. Одним из основных факторов, проверяемых испытаниями на совместимость пушки с самолетом, являлось влияние силы отдачи на самолет при стрельбе. По расчетам сила отдачи пушки должна была быть около 7700 кг, фактически при огневых испытаниях она составила около 6800 кг.
В ходе испытаний стрельба велась с высоким и низким темпом стрельбы при скоростях полета 300-740 км/ч на высоте от 850 до 3900 м и перегрузках самолета до четырехкратных.
Пушка GAU-8A размещается вдоль продольной оси самолета и смещена к левому борту на 0,3 м. Она работает по принципу Гатлинга, имеет гидравлический внешний привод и беззвеньевую систему подачи патронов. Магазин барабанного типа вмещает 1350 патронов. Стреляные гильзы собираются на борту самолета в контейнер барабанного типа и могут использоваться вторично.
Вы спросите: зачем же всё это понадобилось?
Дело в том, что в 1971 году было обнаружено, что советские танки могут быть успешно поражены при атаке сверху бронебойными снарядами калибром 30 мм. Ну, у танка броня сверху тонкая — и потому ее можно пробить вот таким калибром.
Но чтобы самолет, пролетающий над полем боя над вражескими танками, не успели сбить, он должен лететь быстро. А это требует высокого темпа стрельбы, чтобы на такой скорости попасть в танк хотя бы 1-2 снарядами.
Привод ствольного блока и системы питания работает от двух гидравлических моторов, использующих гидросистему самолета. Оба двигателя вместе вырабатывают мощность в 77 л.с. (57,4 кВт), необходимую для стрельбы на максимальной скорострельностью 4200 выстр./мин. Если один из моторов выходит из строя, то стрельба осуществляется со скоростью в 2100 выстр./мин.
Ну, в общем, США построили такую радость и были довольны. Но недолго — потому что рашкованы с Уралвагонколхоза кое-что подхимичили в компоновке танка, навесили дополнительные экраны и броню, и танк 30-мм снарядом сверху пробиваться перестал. Применение сердечников из обедненного урана ситуацию также не спасло — зато резко увеличило цену снаряда. Экономика самолета А-10 покатилась туда же, куда и экономика США, — в задницу.
Во время операции «Буря в пустыне» штурмовики А-10 ВВС США использовали снаряды с обедненным ураном PGU-14/B. 148 самолетов, базировавшихся в Саудовской Аравии, выполнили 8077 боевых вылетов. Было истрачено 783.514 снаряда PGU-14/B и почти 200 тысяч зажигательных снарядов. Исходя из того, что каждый снаряд PGU-14 содержит около 300 г обедненного урана, ВВС США разбросали над Персидским заливом около 259 тонн ОУ.
В теории таким количеством можно было уничтожить всю бронетехнику всех стран Залива. Однако реальные успехи стрельбы были почти нулевые — и это при том, что целями были сильно устаревшие танки. Фактически пушка GAU-8A расписалась в своем бессилии против танков.
В результате США оказались со штурмовиком, основное оружие которого не выполняет основную задачу самолета. Вся система начала выглядеть на редкость глупо — поскольку для стрельбы по вражеской пехоте и БТР-ам такая монстроидальная пушка просто не нужна, там вполне достаточно калибра 23 мм и куда меньшей кинетики снаряда, а против танков она уже была почти бесполезна.
Тогда на А-10 поставили аппаратуру управления и наведения для противотанковых ракет Hellfire. Однако ставшую бесполезной пушку с самолета снять нереально — как минимум нарушится центровка самолета. И вот А-10 возят почти бесполезный многотонный кусок железа, и не могут взять сколько-нибудь существенное количество ракет.
Видите фото? Чтобы взять столько ракет, А-10 летит вообще без снарядов к основной пушке.
P. S. Самое смешное, что у хитрых русских тоже есть 30-мм авиационная пушка — ГШ-6-30 (ТКБ-635):
Как видите, при темпе стрельбы в 5000 выстрелов в минуту она гораздо компактнее.
Работа автоматики пушки ГШ-6-30 (ТКБ-635) основана на принципе использования энергии пороховых газов. отводимых поочередно из каждого ствола. Предварительный разгон блока стволов в начале каждой очереди осуществляется сжатым воздухом (пневмостартер).
На вооружение пушка ГШ-6-30 принята в 1974 г. и получила индекс 9-А-621. Пушкой ГШ-6-30 вооружены самолеты Су-24МК (одна, боекомплект 500 патронов) и МиГ-27. В авиационном варианте с пониженной баллистикой ГШ-6-30А имела отдачу в 5500 кгс. Ударные нагрузки при стрельбе были очень мощными для конструкции самолета (все же его планер являлся переделкой довольно легкого истребителя). Первый же отстрел, выполненный в полете, закончился тем, что после очереди из 25 снарядов все приборы в кабине отказали.
В сочетании с прицельной системой ГШ-6-30А имела высокую точность стрельбы. Заводской летчик-испытатель М. Туркин на спор предлагал попасть в закрепленную на мишени и хорошо видную белую майку и даже снести положенную сверху фуражку. Сделав пару заходов, он уложил в цель очередь. Определить, кто победил в споре, не удалось: очередь разметала бревенчатую мишень так, что не осталось даже обрывков.
В строевых частях стрельбы из пушки были достаточно частыми, но всегда впечатляющими для самих летчиков — раскатистый громовой удар очереди, в секунду выбрасывающей сотню снарядов, и пронизывающая машину дрожь отдачи вызывали ни с чем не сравнимое чувство находящейся в руках мощи и силы. Не меньше впечатлял и вид работы “шестистволки” со стороны: ведущий огонь самолет на несколько мгновений окутывался облаком пламени, из которого к земле тянулся огненный ливень. Обычно в лентах чередовались по два снаряда ОФЗ через один БР.
Прицельная система МиГ-27
В автоматическом режиме использовался прицельно-навигационный комплекс ПрНК-23. Он выдавал на прицел необходимые поправки и упреждения, а прицеливание осуществлялось наложением на цель подвижной прицельной марки С-17ВГ, на которой высвечивалась текущая дальность до объекта атаки и сектор эффективной дальности (начала и окончания) стрельбы. В отличие от других машин, на ручке управления МиГ-27 была смонтирована вторая боевая кнопка, специально для пушки. Самими летчиками стрельба из пушки считалась более привлекательной, чем бомбометание или пуск НАР, разрывы которых ложились уже за самолетом, на выходе из атаки, и сверху затем наблюдались в лучшем случае как пыльные облачка. Пушка давала результат ощутимый и зримый: сразу за “всплыванием” прицельной марки снаряды ложились практически туда, куда была наложена метка. Благодаря мощной баллистике и высокой скорострельности можно было видеть, как первые снаряды очереди впиваются в мишень. Затем приходилось брать ручку на себя, и основная масса залпа ложилась в цель, на долю секунды отставая от выходящего из пикирования самолета. Вывод обычно выполнялся с отворотом в сторону, уходя от осколков и рикошета собственных снарядов. Осколки от них поднимались до высоты 200 м и представляли серьезную опасность для самолета.
8 августа 1988 года в 19-м гв. апиб в ГСВГ после стрельбы на МиГ-27Д лейтенанта М. В. Полуэктова не выпустилась передняя стойка из-за того, что “повело” фюзеляж и заклинило створки. Как отмечалось в донесении, “летчик обладал высокой морально-политической подготовкой” и смог посадить самолет на основные колеса, погасил скорость и коснулся носовой частью бетонки с минимальными повреждениями. В 599-м апиб 15 мая 1990 года произошел сходный случай с более тяжелыми последствиями: очередью сорвало локализатор с пушки, в него уперлись створки, стойка не вышла и МиГ-27К пропахал носом ВПП, после чего машину пришлось списать. Случались “выбивания” АЗС, отключавшие оборудование, отказывала связь и системы. Некоторые из случаев, при всей серьезности положения, граничили с курьезом. В 24-й авиадивизии 18 апреля 1988 года МиГ-27 пришел на аэродром, не только “оглохнув”, но и оставшись без ПрНК — пушечная очередь разом “вырубила” все радиооборудование и гироскопы. В ГСВГ 2 сентября 1989 года залп пушки МиГ-27 привел к полной потере радиосвязи — у радиостанции отлетели контакты и потрескались печатные платы. В 23-й ВА в январе 1989 года пушечные стрельбы привели сразу к двум происшествиям: в 58-м апиб разлетевшийся предохранитель вызвал почти полное обесточивание “борта” с отказом управления стабилизатором, закрылками, шасси и МРК, а неделей раньше в соседнем 266-м апиб МиГ-27К вернулся из полета без крышки фонаря, сорванной при стрельбе (сами раскрылись аварийные замки, отпустив фонарь в “свободный полет”).
Даже на этом фоне уникальным выглядел случай, произошедший в 24-й дивизии 29 марта 1989 года: на выходе из пикирования после стрельбы на ноги летчику свалилась панель приборной доски, крепление которой перебило отдачей. Придерживая рукой висящую на жгутах панель, летчик долетел до аэродрома. Не раз бывало, что от ударов очереди лопался и рассыпался отражатель прицела. Посадочные фары раскалывались настолько часто, что перед вылетом на стрельбу их снимали и заменяли заглушками. Введение защитных щитков-дефлекторов не спасло полностью положение, что потребовало внести уточнения в Инструкцию летчику: после ночной стрельбы посадка разрешалась только на освещенную прожекторами ВПП.
Но зато наша пушка весила всего 149-160 кг, а GAU-8A — почти 300 кг плюс системы привода, без которых обходилась наша пушка.
В конце концов 30-мм пушка была сочтена чрезмерно мощной и заменена на более легкую (всего 76 кг) 23-мм пушку ГШ-6-23 (ТКБ-613), имевшую темп стрельбы 9000 выстрелов в минуту. Ей вооружались самолеты МиГ-27, МиГ-31, Су-24, Су-24М.
На истребителях Су (Су-27, Су-30, Су-35, Су-37) используется пушка ГШ-301 (9A4071K) тем же калибром 30 мм, но одноствольная, с водяным паровым охлаждением ствола. Она весит всего 50 кг и имеет темп стрельбы 1500 выстр./мин.
Разница между российским и американским подходом к 30-мм авиационной пушке состоит в том, что в России эта пушка никогда (со времен поршневых самолетов) не рассматривалась в качестве ОСНОВНОГО вооружения самолета. Отсюда то следствие, что русские имплементировали пушку в готовый самолет, а не делали самолет под пушку, и, соответственно, русские получили ту гибкость, которой не добились американцы.
Ну, а противотанковый штурмовик русские изначально ориентировали на ракетное вооружение.
Штурмовик, способный бороться с малоразмерными и сильно защищенными целями (в том числе танками стран НАТО нового поколения), первоначально предполагалось выполнить в двухместном варианте и оснастить ПТРК «Радуга», однако в дальнейшем выбор был остановлен на перспективном ПТРК «Вихрь», который мог применять одноместный самолет. В качестве другого вооружения модернизированного штурмовика рассматривалась 45-мм перспективная пушка, подвижная в вертикальной плоскости, однако из-за сложностей с отработкой этой системы было решено оснастить самолет неподвижной двуствольной пушкой ГШ-30 (30 мм).
Противотанковый штурмовик называется Су-25ТМ (или Су-39). Вот это чудовище:
Прекрасно заметна разница в боевой нагрузке с американцем.
Скорострельность — 2460 выстрелов в минуту. Для стрельбы из пушки ГШ-30 используются 30-мм патроны с осколочно-фугасно-зажигательным ОФЗ-30-ГШ, трассирующим ОФЗТ-30-ГШ, бронебойно-разрывными БР-30-ГШ и многоэлементными МЭ (содержит 28 пуль в пакете и вышибной заряд) снарядами (масса снаряда 400 г).
Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Вот и как вам штучка ? Я сначала подумал шуточка какая то, фотошоп, модель. Особенно подумалось, что там за бочка то сзади !
… а оно вон как получается ! Побежали под кат смотреть подробности !
Разработка 30-мм семиствольной пушки GAU-8A была начата фирмой General Electric в 1971 г. Пушка предназначалась специально для штурмовика А-10А. В феврале 1974 г. фирма General Electric приступила к производству предсерийной партии пушек GAU-8A. В мае 1975 г. были успешно завершены летные огневые испытания пушки GAU-8A. Результаты испытаний показали, что установка и применение пушки на А-10А не оказывают отрицательного влияния на управляемость самолета. Одним из основных факторов, проверяемых испытаниями на совместимость пушки с самолетом, являлось влияние силы отдачи на самолет при стрельбе. По расчетам сила отдачи пушки должна была быть около 7700 кг, фактически при огневых испытаниях она составила около 6800 кг.
В ходе испытаний стрельба велась с высоким и низким темпом стрельбы при скоростях полета 300-740 км/ч на высоте от 850 до 3900 м и перегрузках самолета до четырехкратной.
В ходе испытаний, проведенных на авиабазе Неллис в штате Невада были выполнены 24 захода штурмовика А-10А на 15 типов мишеней, семь из которых были разрушены, а остальные выведены из строя. Стрельба велась с темпом 2000 выст/мин и 4200 выст/мин на дальности 1800 м. Стоит отметить, что эти данные из американской печати, и, соответственно, не исключена возможность дезинформации. Кроме того, летчики детально изучили полигон, танки были неподвижны, погода идеальная, противодействия ни огневого, ни пассивного (постановка дымовых завес) Lпротивник╕ не оказывал.
Пушка GAU-8A размещается вдоль продольной оси самолета и смещена к левому борту на 0,3 м. Она работает по принципу Гатлинга, имеет гидравлический внешний привод и беззвеньевую систему подачи патронов. Магазин барабанного типа вмещает 1350 патронов.
Стреляные гильзы собираются на борту самолета в контейнер барабанного типа и могут использоваться вторично. Образующиеся при стрельбе пороховые газы не должны попадать в воздухозаборники двигателей, поэтому пушки размещаются в носовой части фюзеляжа, а двигатели смещаются к хвостовой части. Однако при проведении (в марте 1974 г.) летных огневых испытаний пушки GAU-8A, установленной на самолете А-10А, трижды отмечалась ненормальная работа двигателей самолета, вызванная попаданием в них пороховых газов, образующихся при стрельбе. Представители фирмы считают, что эта проблема не вызывает опасений и может быть устранена путем установки на самолете компенсатора для отклонения пороховых газов в сторону.
Для обеспечения более полного сгорания метательного состава внутри стволов (чтобы исключить догорание пороховых газов перед самолетом) к нему добавляется азотнокислый калий. Эта добавка либо вводится в метательный состав, либо в отдельном пластмассовом пакетике вкладывается в патрон.
Пушка GAU-8A выпускается в двух вариантах: для двух- и одноместного самолетов А-10А. По сравнению с пушечной системой одноместного самолета магазин для боеприпасов пушки, предназначенный для двухместного, укорочен с 492 до 408 мм.
Привод ствольного блока и системы питания работает от двух гидравлических моторов, использующих гидросистему самолета. Оба двигателя вместе вырабатывают мощность в 77 л.с. (57,4 кВт), необходимую для стрельбы на максимальной скорострельностью. Если один из моторов выходит из строя, то стрельба осуществляется со скоростью в 2100 выст/мин.
О конструктивном совершенстве пушечной системы GAU-8A можно судить по величине такой важной характеристика, как доля массы снарядов в массе всей пушечной установки. Она достигает 32% (у пушки М61А1 составляет всего 19%). Это было достигнутоза счет внедрения алюминиевых гильз за место стальных и латунных. Наряды так же имеют пластиковые ведущие пояски, применение которых увеличивает время эксплуатации стволов.
Питание пушки производится осколочно-фугасными и бронебойными боеприпасами:
- осколочно-фугасные снаряды PGU-13/B оснащаются стандартными взрывателями М505, 56 гр. взрывчатого вещества, самоликвидатором и осколкообразующим материалом, эффективным против легкобронированных машин и укрепленных пунктов; начальная скорость 1080 м/c, вес патрона 890 гр., вес снаряда 363 гр., эффективная дальность стрельбы по наземным целям 3000 метров
- подкалиберные бронебойные снаряды PGU-14/B изготавливаются из обедненного урана, начальная скорость 1250 м/с. Подкалиберный снаряд на дистанции 1200 м пробивает по нормали 50-мм броню
- учебные снаряды PGU-15/B воспроизводят баллистику осколочно-фугасных снарядов
Стандартным боекомплектом являются 1100 30-мм ОФ и бронебойных снарядов в соотношении 1:4. Т.е. на один осколочно-фуганый снаряд приходиться 4 снаряда из обедненного урана. Снаряды PGU-14/B являются основным боеприпасов в боевых условиях.
Обедненный уран является результатом обогащения природного урана, используемого в качестве топлива в атомных реакторах. Природный уран состоит в основном из смеси двух изотопов Уран-235 (U235) и Уран-238 (Uran238) в пропорции 0.7 и 99.3. Для реакторов необходим Уран-235, следовательно производится обогащение Урана-235 за счет Урана-238. Уран-238 становится обедненным (ОУ), его радиоактивность составляет 70% от природного урана.
Период полураспада ОУ 4,5 биллиона лет. Каждый снаряд содержит около 300 гр. ОУ, остальная часть выполняется из титана.
Во время операции «Буря в пустыне» штурмовики А-10 ВВС США использовали снаряды PGU-14/B. 148 самолетов, базировавшихся в Саудовской Аравии, выполнили 8077 боевых вылетов. Было истрачено 783514 снаряда PGU-14/B. Исходя из того, что каждый снаряд содержит около 300 гр. обедненного урана, ВВС США разбросали над Персидским заливом около 259 тонн ОУ.
Погрузка беззвеньвых боеприпасов — функция специализированного наземного комплекса ALS (Ammunition Loading System). ALS напоминает барабанный магазин и систему питания пушки GAU-8. Загрузка новых снарядов и выгрузка использованных осуществляется одновременно. Время перезарядки состовляет около 13 минут.
Режим стрельбы GAU-8A при максимальном темпе — десять двухсекундных очередей с минутным охлаждением (воздушным) между очередями.
При эксплуатации самолета А-10А было установлено, что при стрельбе из пушки пороховые газы засасываются в двигатель и не догоревшие частицы пороха откладываются на лопатках вентилятора и компрессора двигателя. Скопление недогоревших частиц после каждых 1000 выстрелов снижает тягу двигателя на 1%. Общее снижение тяги с настрелом доходило до 10%, что увеличивало вероятность срыва потока с лопаток компрессора и двигателей.
Чтобы двигатель не заглох при стрельбе из пушки, в двигатели самолета А-10А в 1981 году были встроены запальные устройства, воспламеняющие педогоревших частицы пороха. В результате скопление частиц пороха в значительной степени предотвращалось. Электроцепь запальных устройств включается одновременно с нажатием кнопки стрельбы и остается включенной в течение 30 с после прекращения стрельбы. После введения запальных устройств двигатели самолетов при оперативных и испытательных полетах не глохли (расстреляно примерно 400 тыс. выстрелов).
Для уменьшения вероятности срыва потока с лопаток компрессора при тренировочных полетах самолетов А-10А были введены следующие ограничения:
- из пушки разрешена стрельба только короткими очередями и только с низкой (2100 выстр./мин) скорострельностью
- обязательная промывка двигателя после каждых 2600-3000 выстрелов мыльным раствором для удаления сажи с лопаток вентилятора и компрессора
• Впервые США применили снаряды с обедненным ураном во время «войны в заливе» в 1991 году. Защищая Кувейт от иракских военных, американцы щедро одаривали землю Ближнего Востока высокотоксичными урановыми сердечниками. Тогда говорили, что в песках Кувейта и Ирака покоилось более 300 тонн урановых сердечников. Многим экспертам этот факт показался странным, поскольку американская армия в первой иракской войне выпустила более 14 тыс. снарядов из 105-мм и 120-мм танковых пушек, а также сбросила на землю почти миллион 30-мм авиационных снарядов.
• Известно, что урановые снаряды используются, прежде всего, против бронетехники противника (преимущественно тяжелой), но таким внушительным количеством боеприпасов можно было многократно уничтожить бронетехнику всего Ближнего Востока, а не одного только Ирака. Зачем это было нужно?
• Ряд проницательных экспертов высказали предположение, что задача американских военных состояла только в том, чтобы утилизировать урановые отходы, закопав их в песках далеких от США местных пустынь. Поэтому большая часть выпущенных снарядов летела не в какую-то конкретную цель, а мимо.
• Некоторые исследователи считают, что синдром войны в Персидском заливе, заключающийся в массовом заболевании американских и британских солдат, принимавших участие в операции «Буря в пустыне» в 1991 году, связан с радиоактивным облучением. У тысяч американских и британских солдат, прошедших первую иракскую войну, после увольнения из армии начались серьезные проблемы со здоровьем. И не только у них.
• Исследователи обнаруживают различные дефекты у детей ветеранов войны в Персидском заливе 1991 года и высказывают суждение о том, что лейкемические, генетические, репродуктивные и неврологические отрицательные последствия могли быть вызваны постоянным облучением их родителей. Сами ветераны войны в Персидском заливе прямо увязывают свои проблемы со здоровьем, а также известные им проблемы сослуживцев с пребыванием неподалеку от районов использования оружия с обедненным ураном. Однако все иски заболевших правительства США и Великобритании отклонили. Суды ссылались на то, что нет научно доказанной взаимосвязи между обедненным ураном и тем или иным заболеванием.
• С началом бомбардировок Югославии в 1999 году США и их союзники по Североатлантическому альянсу снова стали активно использовать снаряды с урановыми сердечниками. Командование НАТО было вынуждено признаться в использовании ураносодержащих боеголовок только в 2000 году. Скрыть улики было невозможно: тогда натовские военные, участвовавшие в войне на Балканах, в массовом порядке заболели раком, а среди местных жителей, проживавших в районах бомбардировок, значительно возросла смертность и увеличилось количество врожденных заболеваний у детей.
Разразился настоящий скандал. Фрагменты урановых сердечников тогда доставили из Югославии в Россию, и обнаружилась ужасная находка: помимо обедненного урана в них было радиоактивное оружие – плутоний и такие элементы, как U-236, U-234, U-232. Иными словами, НАТО сознательно подвергла радиации мирных жителей страны, которая на них не нападала.
• Пугая весь мир злобными тиранами, готовыми применить оружие массового уничтожения против своих народов, американцы в действительности сами использовали это оружие против мирных граждан других стран. За последние 20 лет США, организовывая войны по всему свету и используя их как универсальный повод для своего последующего вмешательства, утилизировали за тысячи километров от своих территорий (в Кувейте, Ираке, Югославии, Афганистане и Ливии), только по официальным данным, не менее 400 тонн отходов ядерного производства. Хотя, скорее всего, гораздо больше.
• Применение оружия с обедненным ураном уже сказалось на здоровье людей, проживающих в Персидском заливе и на Балканах. В Сербии, Ираке и Афганистане давно наблюдается чрезвычайно высокий уровень заболеваемости и генетических нарушений. Сегодня рождение внешне здорового ребенка, например в Ираке, считается большим счастьем. Больные дети рождаются и в семьях американских военных, наглотавшихся этой смертоносной пыли в войнах, которые они вели против других народов. Теперь ливийцам и их потомкам предстоит разделить трагическую судьбу мирных иракцев и сербов.
Давайте вспомним интересные разработки СССР в области вооружения: Самоходные лазерные комплексы или вот например ШЕСТИСТВОЛЬНАЯ ПУШКА ГШ-6. А вот еще знаете ли вы, Как летучие мыши должны были разбомбить Японию