0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Авиационная пушка M61A1 Vulcan (США)

Авиационная пушка M61A1 Vulcan (США)

В начале 50-х гг. правительство США объявило конкурс на разработку пушки для вооружения самолетов на период до 1975 г. В этом конкурсе победила фирма «Дженерал Электрик», предложившая шестиствольную пушку М61А1 Vu»can. Первый образец пушки М61 калибра 20 мм был выпущен фирмой «Дженерал Электрик» в 1957 г.

Пушка М61А1 «Вулкан» имела простую конструкцию, питающий и стреляющий механизм приводился в действие от внешнего привода мощностью 26 кВт (по другим сведениям — 14,7 кВт). Длина ствола 1524 мм, общая длина пушки 1875 мм. Вес самой пушки 120 кг, вес пушки с системой подачи, но без патронов 190 кг. Темп стрельбы 6000 выстр./мип. Часть пушек имела еще и уменьшенный темп стрельбы — 4000 выстр./мип для стрельбы по наземным целям. Время выхода на максимальный темп стрельбы — 0,3 с.

Питание пушки беззвеньевое из цилиндрического магазина емкостью около 1000 патронов. Магазин соединяется с пушкой при помощи одной или двух конвейерных лент, расположенных в эластичных направляющих рукавах. При одной конвейерной ленте стреляные гильзы отражались наружу, однако в тех случаях, когда отражение гильз наружу недопустимо, в установках был предусмотрен возвратный конвейер для стреляных гильз. В цилиндрическом магазине патроны были расположены между радиальными перегородками. Центральный ротор, выполненный в форме архимедова винта, постепенно перемещал патроны из магазина в конвейер.

Внешний привод подачи патронов — вал, соединенный с гидроприводом пушки. Тип подачи — двухконвейерный: стреляные гильзы возвращаются в магазин. Общая длина направляющих рукавов — 4,6 м.

Стрельба из пушки М61А1 велась стандартными патронами «20 х 102», теми же, что и у пушки М39. Патроны снаряжены бронебойно-зажигательными, подкалиберными, осколочно-зажигательными и осколочными снарядами. С начала 1990-х гг. большинство снарядов снабжается пластмассовыми ведущими поясками. Начальная скорость калиберного снаряда 1030 м/с, подкалиберного — 1100 м/с, эффективная дальность стрельбы до 1000м.

При стрельбе из авиационной пушки возникают резонансные вибрации, приводящие иногда к нарушению нормальной работы бортового электронного оборудования. Так, например, при стрельбе из пушки М61А1, установленной на самолете F-16 (сентябрь 1979 г.), из-за вибраций нарушилась нормальная работа навигационного компьютера. При тренировочных полетах на высоте 4200 м при стрельбе из пушки наблюдались несанкционированные развороты самолета. Выход был найден в незначительном изменении темпа стрельбы, исключившем появление резонансных колебаний.

Пушка М61А1 имеет вариант GAU-4A, основным отличием которого является отсутствие внешнего привода пушки. В GAU-4A для вращения блока стволов используются отводимые из трех стволов пороховые газы. Первоначальная раскрутка блока стволов обеспечивается инерционным стартовым устройством с электрическим двигателем. Все перечисленные характеристики М61А1 идентичны для пушки GAU-4A.

Первым самолетом, оснащенным пушкой «Вулкан» М61А1, был истребитель-бомбардировщик «Тандерчиф» F-105. Пушка была встроена в фюзеляж самолета.

С 1961 г. пушками М61А1 начали оснащать истребители «Фантом» F-4C, которые первоначально были вооружены только ракетами. На истребителе F-4С размещалось две пушки в подвесных установках с боекомплектом 1200 снарядов в каждой. Однако при ведении воздушного боя эффективность подвесных установок оказалась недостаточной из-за влияния вибрации на точность стрельбы. Был сделан вывод, что оптимальным является размещение пушки по продольной оси самолета или вблизи ее. Поэтому для вооружения истребителей F-4E, F-14A, F-15 и F-16 принята встроенная пушка.

Пушками М61А1 вооружались истребители-бомбардировщики F-111A, F-104, палубные штурмовики A-7D иА-7Е.

Пушка М61А1 стала последней пушкой, которая использовалась в кормовых оборонительных установках американских бомбардировщиков. Пушками «Вулкан» были оснащены кормовые (хвостовые) установки стратегических бомбардировщиков В-52 и В-58. Кроме того, на базе авиационной пушки «Вулкан» были созданы корабельные 20-мм установки «Вулкан-Фаланкс», а также ряд зенитных самоходных установок.

Для 20-мм пушек М61А1 и GAU-4 в США были разработаны подвесные контейнеры SUU-23A и SUU-16A, предназначенью для крепления на до — и сверхзвуковых истребителях и штурмовиках. Основное назначение пушек — ведение огня по наземным целям на дистанции до 700м.

Читать еще:  Авиационная пушка M791B (Франция)

Чтобы исключить подачу электроэнергии для вращения блока стволов с борта самолета-носителя контейнера, автоматика пушки М61А1 приводится в действие от воздушной турбины, работающей от набегающего потока. Турбина смонтирована на откидной панели контейнера, которая, опускаясь, ставит турбину под воздействие воздушного потока. Использование воздушной турбины приводит к ограничению скорострельности при скоростях самолета менее 650 км/ч и увеличению сопротивления воздуха по сравнению с сопротивлением воздуха, испытываемым контейнером SUU-23A с пушкой GAU-4. Для разгона блока стволов пушки GAU-4 перед каждой очередью выстрелов используется электрический стартер.

Пушки в контейнерах закреплены неподвижно. При желании на земле пушке можно придать угол «1» по горизонтали и вертикали от оси контейнера. Во время стрельбы контейнеры (пушки) наводятся с помощью пушечного прицела или системы управления огнем. Стреляные гильзы выбрасываются наружу. После отпускания кнопки стрельбы пушка разряжается автоматически, поэтому самовоспламенение патронов практически исключено. При разряжании пушки выбрасывается небольшое количество боевых патронов.

Электропитание установки производится от бортовой сети самолета: переменный ток — 208 В, 400 Гц, трехфазный — потребляемый ток контейнера SUU-16A — 7А; контейнера SUU-23A — 10 А. Установка контейнера SUU-23A может работать и от постоянного тока напряжением 28 В; потребляемый ток при этом равен 3 А.

Рассеивание снарядов: 80 % укладываются в круг диаметром 8 миллирадиан.

Габариты контейнеров SUU-16A и SUU-23A одинаковы. Длина 5.05 м, диаметр 560 мм. Боекомплект 1200 патронов. Вес контейнера SUU-16A (SUU-23A) без патронов 484 кг (489 кг), с патронами 780 кг (785 кг).

Авиационная пушка M61A2: облегчённый вариант «Вулкана»

В 1959 г. на вооружение ВВС США поступила новейшая автоматическая пушка M61 Vulcan. Вскоре появилась ее улучшенная версия M61A1, к настоящему времени ставшая основным образцом своего класса. Через несколько десятилетий состоялась еще одна модернизация, результатом которой стало изделие M61A2, вновь заметно отличающееся от предшественников.

Новые требования

Автоматическая пушка M61A1 устанавливалась на все американские истребители 4 поколения. Ее несут самолеты F-15, F-16 и F-18 разных модификаций. Однако перспективы такого оружия в контексте дальнейшего развития тактической авиации оказались туманными. Программа ATF, в ходе которой в девяностых разрабатывался будущий истребитель 5 поколения F-22A Raptor, предъявляла новые требования.

По своим боевым качествам M61A1 соответствовала требованиям программы ATF, однако другие ее особенность не вписывались в них. В первую очередь, возникли претензии к массе. Артиллерийская система «Вулкан» в сборе весила ок. 250 фунтов (112 кг), что превышало ограничения нового проекта. Также имелись некоторые другие претензии.

Было принято решение о разработке новой пушки под обозначением M61A2. Массу следовало сократить на 25% — до 200 фунтов (ок. 90 кг). Боевые качества требовалось сохранить на прежнем уровне. По своей конструкции M61A2 не должна была отличаться от M61A1, что позволяло обеспечить совместимость с существующими и перспективными самолетами.

Разработку изделия поручили компании General Dynamics Ordnance and Tactical Systems. В дальнейшем она получила несколько заказов на серийное производство. Опытно-конструкторские работы были выполнены в середине девяностых годов, и вскоре стартовало производство. В 2001 г. первые самолеты с пушками M61A2 достигли стадии начальной оперативной готовности.

Облегченная конструкция

Проект M61A2 предусматривал сохранение имеющейся архитектуры, принципов действия и других особенностей конструкции существующей пушки M61A1. Снижать массу предлагалось за счет переделки отдельных узлов и агрегатов, замены материалов и т.д. Такие изменения затронули как саму пушку, так и систему боепитания на основе барабана.

Массу самого орудия уменьшили за счет существенной переделки блока стволов. Штатные стволы заменили изделиями из другого сплава и с меньшей толщиной стенки. Длина стволов осталась прежней – 1827 мм, нарезка не изменилась. За счет новых материалов ресурс блока стволов вырос до 250 тыс. выстрелов. Также изменились другие характеристики.

Значительным изменениям подверглась система хранения и подачи снарядов. Массу металлических деталей заменили пластиковыми аналогами, исключение составили только элементы, испытывающие большие нагрузки. Часть этих деталей выполнили из более легких сплавов. Приводы и некоторые другие агрегаты не дорабатывались. Емкость барабана – от 412 снарядов 20х102 мм, в зависимости от типа самолета-носителя.

Читать еще:  Авиационная пушка ГШ-6-30 (СССР)

По результатам такой переработки масса артиллерийской системы в сборе сократилась до 202 фунтов – ок. 92 кг. На тело орудия приходится ок. 32 кг, на средства боепитания – менее 60 кг.

Снижение массы блока стволов позволило увеличить скорость вращения при стрельбе. Благодаря этому техническая скорострельность увеличилась до 6600 выстр./мин. Штатная система управления, как и в предыдущей модификации, позволяет устанавливать скорострельность от 4000 выстр./мин. до максимальных значений.

Первый носитель

Производство облегченных пушек M61A2 наладили в конце девяностых годов, и вскоре вооруженные силы США получили первые самолеты с таким вооружением. Первым носителем орудия должен был стать истребитель Lockheed Martin F-22A Raptor, разрабатываемый для ВВС. Позже было принято решение о ее интеграции в комплекс вооружений нового самолета Boeing F/A-18E/F Super Hornet для палубной авиации ВМС.

Именно F/A-18E/F стал первым самолетом с M61A2 на борту, начавшим службу. Этому поспособствовала сложность разработки истребителя 5 поколения, обусловившая затягивание работ. Перспективный Super Hornet завершил испытания уже в 2000 г., а в сентябре 2001-м первая эскадрилья на таких самолетах достигла начальной оперативной готовности. Вместе с самолетами на эту стадию вышла и модернизированная пушка.

К настоящему времени построено более 600 истребителей F/A-18E/F, получивших автоматические пушки M61A2. Серийные орудия производились компанией GD Ordnance and Tactical Systems в рамках нескольких последовательных заказов. ВМС единовременно заказывали от десятков до сотен новых изделий. Большая часть пушек и их носителей остались в США. Некоторое количество истребителей продали Австралии и Кувейту.

В настоящее время компания-подрядчик занимается производством пушек по контракту от августа 2019 г. Военное ведомство США заказало 66 изделий M61A2 общей стоимостью более 20 млн долларов. 34 пушки предназначаются для самолетов ВМС США. Остальные планируется передать Кувейту для установки на его F/A-18E/F. Работы и поставки продлятся до 2023 г. включительно.

Пушка для пятого поколения

В первой половине двухтысячных завершились испытания истребителя F-22A и стартовало серийное производство. Новые самолеты, как и планировалось изначально, оснащались пушками M61A2. Первая эскадрилья, укомплектованная такой техникой, достигла начальной оперативной готовности в декабре 2005 г.

Серийное производство F-22A продолжалось до 2011 г. Всего было построено 8 опытных и 187 боевых машин. Для оснащения такого флота требовалось менее 200 орудий M61A2, также был нужен некоторый запас пушек и отдельных агрегатов для них.

Пушечные перспективы

По своей сути, пушка M61A2 представляет собой доработанный вариант предыдущей M61A1, соответствующий особым требованиям некоторых проектов авиационной техники. При этом речь шла всего о двух перспективных самолетах, что сказалось на дальнейшем ходе работ и наблюдаемых результатах.

К настоящему времени, по разным данным, было изготовлено не более 1000-1200 пушек M61A2 – этого количества хватило для оснащения истребителей двух моделей и создания складского запаса. Производство продолжается, но заказы остаются небольшими, и новые партии включают лишь десятки орудий.

Будущее изделия M61A2 в контексте производства прямо связано со строительством палубных истребителей F/A-18E/F. Пока такие самолеты сходят с конвейера, компания GD Ordnance and Tactical Systems может рассчитывать на новые заказы. Производство истребителей F-22A давно свернуто, а следующий F-35 получил пушку другой модели.

Впрочем, в контексте эксплуатации все выглядит гораздо оптимистичнее. В США и других странах служит несколько тысяч самолетов с пушками семейства Vulcan. В основном это более старые «тяжелые» M61A1; количество активных «легких» M61A2 едва превышает 800 единиц. Тем не менее, техника эксплуатируется и будет оставаться на службе в течение длительного времени. Вряд ли в этот период командование задумает перевооружение и замену артиллерии.

Что будет в дальнейшем – неизвестно. В Пентагоне обсуждаются вопросы создания новых самолетов тактической авиации, и время от времени публикуются различные данные на этот свет. Проблема бортовых орудий пока остается нераскрытой. Однако нельзя исключать, что в будущем изделие M61A2 найдет себе новый носитель.

В целом 20-мм автоматическая пушка M61A2 представляет собой оригинальный вариант решения актуальной проблемы, связанной с развитием авиационной техники. В связи с появлением нового поколения истребителей требования к бортовым орудиям возросли, и промышленность ответила на это переработкой имеющейся конструкции. Однако необходимость массового внедрения такого оружия отсутствовала, что привело к наблюдаемым сейчас любопытным результатам.

Читать еще:  Авиационная пушка 9A4071K ГШ-301 (СССР)

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Пулемет Вулкан — ТТХ М61

Работы по созданию многоствольного пулемета были начаты в 40-х годах ХХ века. Такой тип оружия, с высокими показателями скорострельности и большой плотностью огня, разрабатывался в качестве вооружения для реактивных тактических истребителей ВВС США.

Прообразом для создания первого образца шестиствольного М61 Vulcan послужил немецкий двенадцати ствольный авиапулемет Fokker-Leimberger, в основе конструкции которого заложена револьверно-батарейная схема Гатлинга. Пользуясь этой схемой была создана хорошо сбалансированная конструкция многоствольного пулемета с блоком вращающихся стволов, причем все нужные операции выполнялись за один оборот блока.

Вулкан М61 был разработан в 1949 году, а принят на вооружение ВВС Америки в 1956 году. Первым самолетом в фюзеляж которого был вмонтирован шестиствольный пулемет М61 Vulcan, стал истребитель-бомбардировщик F-105 «Тандерчиф».

Особенности конструкции пушки М61 Вулкан

М61 Vulcan — это шестиствольный авиационный пулемет (пушка) имеющий воздушное охлаждение ствола и боевое снаряжение патроном 20 х 102 мм с электрокапсюльным типом воспламенения.

Система подачи боеприпасов в шестиствольный пулемет Vulcan без звеньевая, из цилиндрического магазина емкость которого 1000 патронов. Пулемет с магазином соединены двух конвейерной подачей, при которой отстреленные гильзы возвращаются обратно в магазин с помощью возвратного конвейера.

Конвейерные ленты размещаются в эластичных направляющих рукавах с общей длиной — 4,6 метров.

Весь массив патронов в магазине движется вдоль его оси, вращается же только выполненный в форме спирали центральный направляющий ротор, между витками которого расположены боеприпасы. При стрельбе, из магазина синхронизировано извлекаются два патрона, а с противоположной стороны в него помещаются две стрелянные гильзы, которые затем располагаются в конвейере.

Стреляющий механизм имеет внешнюю схему привода с мощностью 14,7 кВт. Такой тип привода не требует установки газового регулятора и не боится осечек.

Снаряжение патронов может быть: калиберным, осколочным, бронебойно-зажигательным, осколочно-зажигательным, подкалиберным.

Видео: стрельба из пулемета Вулкан

Подвесные самолетные установки для пушки М61

В начале 1960 годов фирмой General Electric было принято решение создать специальные подвесные контейнеры (подвесные пушечные установки) для размещения шестиствольного 20-мм М61 Vulcan. Предполагалось использовать их для ведения огня по наземным целям с дальность не > 700 м, и оснащать ими дозвуковые и сверхзвуковые штурмовики и истребители. В 1963-1964 годах на вооружение ВВС США поступили две вариации ППУ — SUU-16/A и SUU-23/А.

Конструкция подвесных пушечных установок обеих моделей имеет одинаковые габаритные размеры корпуса (длина — 5,05 м, диаметр — 0,56 м) и унифицированные 762-мм подвесные узлы, позволяющие устанавливать такой пулемет в ППУ на самые различные модели боевых самолетов. Характерным отличием установки SUU-23/А является наличие козырька над ствольным блоком.

В качестве механического привода у ППУ SUU-16/A для раскручивания и разгона ствольного блока пулемета Вулкана, применяется турбина самолета работающая от набегающего потока воздуха. Полный боекомплект состоит из 1200 снарядов, вес в снаряженном виде составляет — 785 кг, вес без снаряжения — 484 кг.

Приводом установки SUU-23/А для разгона стволов служит электрический стартер, боекомплект состоит из 1200 снарядов, вес в снаряженном виде — 780 кг, вес без снаряжения — 489 кг.

Пулемет в подвесном контейнере зафиксирован и закреплен неподвижно. В качестве прицела при стрельбе применяется бортовая система корректировки огня или визуальный стрелковый прицел. Экстракция стрелянных гильз при ведении огня происходит наружу, за борт установки.

Основные тактико-технические характеристики Вулкана М61

  • Общая длина пушки — 1875 мм.
  • Длина ствола — 1524 мм.
  • Масса пушки М61 Vulcan — 120 кг, с комплектом системы подачи (без патронов) — 190 кг.
  • Скорострельность — 6000 выстр/мин. Были выпущены экземпляры с показателями скорости стрельбы — 4000 выстр/мин.
  • Начальная скорость калиберного/подкалиберного снарядов — 1030 / 1100 м/с.
  • Дульная мощность — 5,3 МВт.
  • Время выхода до максимального темпа стрельбы — 0,2 — 0,3 секунды.
  • Живучесть — около 50 тысяч выстрелов.

Скорострельная пушка-пулемет Вулкан М61, в настоящее время установлена на истребителях — «Игл» (F-15), «Корсар» (F-104, A-7D, F-105D), «Томкэт» (F-14A, A-7Е), «Фантом» (F-4F).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector