0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Авиационные установки с пушкой АМ-23 (Россия)

Авиационные установки с пушкой АМ-23 (Россия)

На первом отечественном стратегическом реактивном бомбардировщике Ту-16 было установлено семь 23-мм пушек АМ-23. Из них одна размещалась неподвижно в носу самолета, две — в верхней установке ДТ-В7, две — в нижней ДТ-Н7С и две — в кормовой ДК-7. Пушка конструкции Афанасьева-Макарова изготавливалась в Туле на заводе No 535, а пушечные установки — на заводе No 43 МАП. Пушки АМ-23 были самыми лучшими оборонительными пушками, выполненными по классической схеме, и ими был вооружен и следующий бомбардировщик Туполева — Ту-95. Самолеты Ту-95, Ту-95М и Ту-95К-20 оснащены шестью пушками АМ-23 в трех установках: верхней ДТ-В12, нижней ДТ-Н12-С и кормовой ДК-12.

Верхняя установка ДТ-В12 размещена в средней части самолета вне герметической носовой кабины и служит для кругового обстрела верхней полусферы.

Управление установкой — дистанционное, электрическое, осуществляется в виде основного управления с верхней прицельной станции и в виде вспомогательного управления — с кормовой оптической прицельной станции или от радиолокационной прицельной станции ПРС-1.

В походном положении с целью уменьшения лобового сопротивления верхняя установка опускается в специальную шахту фюзеляжа самолета. Спуск и подъем установки происходит с помощью специального гидравлического устройства, входящего в общую гидросистему самолета. Величина спуска 240 мм. Время подъема установки — 3 с, время спуска — 5 с.

Нижняя установка ДТ-Н12-С монтируется в нижней части фюзеляжа хвостового отсека и предназначена для кругового обстрела нижней полусферы из двух пушек АМ-23.

Управление установкой — дистанционное, электрическое, осуществляется в виде основного управления с блистерных прицельных станций и в виде вспомогательного управления: с кормовой оптической прицельной станции или от радиолокационной прицельной станции ПРС-1.

В отличие от верхней, кормовая установка ДК-12 предназначена для защиты самолета от истребителей и ракет со стороны хвоста. Установка размещена в хвостовой части фюзеляжа самолета за герметичной кабиной стрелков, завершая своим обтекателем аэродинамическую форму фюзеляжа.

Дистанционное электрическое управление кормовой установкой осуществляется: по основному управлению — с кормовой оптической прицельной станции ПС-153К и от радиолокационной прицельной станции ПРС-1; по вспомогательному управлению — с верхней оптической прицельной станции ПС-153ВК и с блистерных оптических прицельных станций ПС-153БП и ПС-153БП. На самолетах Ту-95К-22 кормовая пушечная установка была заменена аппаратурой РЭП.

Экипажи Ту-95МС очень высоко оценивали его оборонительные возможности, считая самолет буквально «несбиваемым». Бортовой комплекс обороны этого аппарата являлся самым совершенным в СССР и по ряду показателей превосходил комплекс В-52Н. В отличие от Ту-160, на Ту-95МС были успешно решены проблемы электромагнитной совместимости, и в 1987 г. на специальных испытаниях его электроника блестяще сорвала все попытки атаки самого современного перехватчика МиГ-31.

Полет проходил ночью в плохих метеорологических условиях на высоте 8000 м. Летчик МиГа докладывал: «Наблюдаю цель визуально, могу отработать пушкой, тактический пуск произвести невозможно». Как видим, на Ту-95МС кормовой стрелок вновь приобретал свое прежнее значение.

Боевого применения кормовые установки не имели, но сам факт их наличия удерживал самолеты вероятного противника от «воздушного хулиганства» (опасных сближений, помех при дозаправке в воздухе и т. д.). Кстати, в 1985 г. при дозаправке в воздухе шланг заправщика оборвался, перехлестнулся через кабину Ту-95 и начал колотить по рулям, грозя катастрофой. Тогда по приказу ко мандира большая часть шланга была отстреляна из верхней артустановки.

Увеличение скорострельности и маневренности истребителей в конце 50-х — начале 60-х годов потребовало существенного увеличения темпа стрельбы авиационных пушек. Возможности авиационных пушек классического типа были исчерпаны, и на смену им пришли пушки новых схем — многоствольные и барабанного типа

Самая последняя модель — самолет-ракетоносец Ту-95МС (1979 г.) имеет только одну пушечную установку. В его кормовой установке УКУ-9К-502-11 помещены две двуствольные пушки ГШ-23, созданные под патрон АМ-23. Горизонтальный сектор огня ±57″, вертикальный +50 (верх); -40J (вниз), остальные характеристики совпадают с Ту-22М.

В связи с развитием управляемых ракет типа «воздух-воздух» для боекомплекта оборонительных установок бомбардировщиков были созданы новые типы патронов. ГНПП «Прибор» разработал 23-мм патроны к пушкам АМ-23 и ГШ-23 с противорадиолокационным снарядом (ПРЛ). Та же организация предлагает и 23-мм патрон к пушкам АМ-23 и ГШ-23 со снарядом, создающим ИК-помехи головкам самонаведения с оптическими неконтактными взрывателями ракет «воздух-воздух».

Кроме того, ГНПП «Прибор» создал 23-мм патрон с многоэлементным снарядом к пушкам АМ-23 и ГШ-23. Через 1,4-1,8 с после выстрела срабатывает вышибное устройство и под определенным сферическим углом выбрасывается 24 готовых поражающих элемента. Очередь длиной 50-100 таких выстрелов может создать плотный поток элементов на траектории движения ракет «воздух-воздух».

В последнее время наметилась тенденция к отказу от оборонительного вооружения самолетов, при этом предпочтение отдается средствам РЭБ. Тем не менее следует учесть, что у нас и за рубежом непрерывно ведутся разработки новых сверхскорострельных (10 тыс. выстрелов в минуту — это не предел) автоматических установок, как корабельных, так и самоходных. Новые установки на учениях успешно сбивают не только самолеты, но и ракеты различных классов от больших противокорабельных до ПТУРС и артиллерийских снарядов. Поэтому точку в развитии авиационных оборонительных установок ставить еще рано.

Отечественные послевоенные авиационные пушки калибра 23 мм. Часть I

К концу Второй мировой войны состав ствольного вооружения самолетов претерпел серьезные изменения. Эффективность пулеметного вооружения против современных самолетов постоянно падала, из-за чего основным вооружением истребителей со временем стали автоматические пушки. Однако бурное развитие авиации сказалось и на этом классе оружия. Вскоре после окончания Великой Отечественной и Второй мировой стало очевидно, что основной тенденцией дальнейшего развития пушек станет увеличение калибра. 20-мм автоматические пушки уже не в полной мере отвечали требованиям военных.

Читать еще:  Авиационная пушка Mauser BK27 (Германия)

Вскоре после войны было принято решение сделать минимальным калибром авиационных пушек 23 мм. Одним из главных преимуществ 23-мм орудий перед 20-миллиметровыми были характеристики снаряда. При небольшом увеличении калибра и габаритов боеприпаса можно было почти вдвое повысить массу снаряда, что соответствующим образом должно было сказаться на его возможностях.

НС-23

Основным 23-мм авиационным оружием в годы Великой отечественной была пушка ВЯ-23. При достаточно высоких характеристиках она имела немалую отдачу. Для решения этой проблемы было решено разработать новую пушку под новый боеприпас. Снаряд 23х115 мм новой модели появился в 1943 году. Сотрудники ОКБ-16 взяли снаряд из существующего боеприпаса 23х152 мм и соединили его с гильзой, заимствованной у патрона 14,5х114 мм для противотанковых ружей. При сохранении основных боевых качеств новый снаряд получился компактнее и легче старого.

Первым орудием под новый боеприпас стала автоматическая пушка НС-23, созданная конструкторами ОКБ-16 под руководством А.Э. Нудельмана и А.С. Суранова. Разработка пушки НС-23 стартовала еще в 1943 году, однако большое распространение она получила в первые послевоенные годы. Целью проекта было создание новой автоматической пушки под снаряд 23х115 мм, по своим характеристикам не уступающей существующим системам аналогичного калибра.

Новая пушка с общей длиной 1985 мм и весом 37 кг имела ствол длиной 1450 мм. Автоматика орудия работала за счет энергии отката при коротком ходе ствола. После досылания снаряда ствол запирался поворачивающимся затвором поршневого типа. Имелся ускоритель наката. Для упрощения конструкции орудия была применена интересная система экстракции стреляной гильзы: при движении затвора она выталкивалась новым патроном. Отдельный экстрактор не использовался. Боепитание осуществлялось при помощи разъемной металлической ленты. Управление огнем осуществлялось при помощи электроспуска. Для установки на самолете пушка оснащалась двумя узлами крепления.

Новое орудие имело некоторые преимущества перед ВЯ-23, прежде всего в собственном весе и весе боекомплекта. Кроме того, на 60% уменьшилась отдача. Однако меньший вес метательного заряда нового снаряда сказался на характеристиках пушки. При скорострельности около 600 выстрелов в минуту орудие НС-23 обеспечивало начальную скорость снаряда на уровне 690 м/с. НС-23 уступала ВЯ-23 не только в начальной скорости снаряда, но и в секундном залпе: 1,85 кг против 2 кг. Ресурс орудия равнялся 4 тысячам выстрелов.

Для использования с пушкой НС-23 предлагались два типа снарядов. Осколочно-зажигательный имел общий вес 200 г, нес 15 г взрывчатого вещества и оснащался взрывателем А-23. Бронебойно-зажигательный снаряд при той же массе нес 5-7 г взрывчатого вещества и не имел взрывателя. С дистанции 200 м бронебойно-зажигательный снаряд мог пробить броневой лист толщиной 25 мм.

Весной и летом 1944 года состоялись испытания нового автоматического орудия на наземном стенде и на истребителе Як-9. Несмотря на имеющиеся недостатки, пушка НС-23 была рекомендована к принятию на вооружение. Соответствующее решение Государственного Комитета Обороны появилось в начале октября 44-го.

Производство пушек НС-23 началось на заводе №2 (ныне Завод им. Дегтярева, г. Ковров). До конца 1944 года в Коврове было собрано три сотни орудий. За 45-й оружейники изготовили свыше 600 новых пушек. Темп производства в 1946 году был меньше – лишь 530 пушек. Ситуация резко изменилась в 1947 году. Появление первых отечественных реактивных истребителей, нуждавшихся в автоматических пушках, привело к тому, что в 47-м завод №2 собрал около 6 тыс НС-23. До 1950 года в Коврове изготовили порядка 22,5 тыс орудий. В 1951-53 годах производство велось на тульском заводе №535, который за это время изготовил 6 тыс орудий.

Первым самолетом, получившим пушку НС-23, стал штурмовик Ил-10, созданный в 1944 году. Каждый такой штурмовик нес две пушки в модификации НС-23КМ («крыльевая-моторная» с некоторыми доработками, связанными с особенностями установки). В 1946 году пушкой НС-23С (с синхронизатором стрельбы через винт) вооружили истребители Ла-9 и Ла-11. Эти самолеты оснащались четырьмя и тремя пушками соответственно. Вариантом пушек НС-23КМ с удлиненными стволами вооружался реактивный истребитель Як-15 (нес две пушки). Кроме того, разными модификациями пушки НС-23 оснащались истребители МиГ-9, МиГ-15 и Як-17.

НР-23

В 1947 году военные потребовали модернизировать пушку НС-23, увеличив темп стрельбы и начальную скорость снаряда. Кроме того, с конца 1946 года конструкторы ОКБ-16 изучали способы улучшения пушки, в том числе создание двусторонней подачи ленты с боеприпасами. Работы над модернизированным орудием велись под руководством А.Э. Нудельмана и А.А. Рихтера, в результате чего новый проект получил обозначение НР-23.

В конструкции новой автоматической пушки широко использовались наработки по проекту НС-23. Фактически НР-23 представляла собой НС-23 с несколькими измененными и доработанными узлами. Длина ствола осталась прежней – 1450 мм, однако общая длина пушки увеличилась до 2018 мм. Масса конструкции выросла до 39 кг. Принцип работы автоматики остался прежним, но для повышения темпа стрельбы в конструкцию были введены ускорители отката и наката. Для уменьшения отдачи использовали гидробуфер. Некоторые изменения претерпела система боепитания: новая пушка могла получать снаряды с обеих сторон. В связи с использованием двухсторонней подачи снарядов пришлось разработать новые звенья разъемной металлической ленты.

Все нововведения, примененные в конструкции автоматической пушки НР-23, сказались на ее характеристиках. Скорострельность орудия удалось довести до 800-950 выстрелов в минуту, однако начальная скорость снаряда осталась на уровне пушки НС-23 – порядка 690 м/с. Использование ускорителей отката и наката, позволивших увеличить темп стрельбы, сказалось на износе некоторых деталей. Живучесть пушки НР-23 оказалась на четверть меньше, чем у базовой НС-23 – 3 тыс выстрелов. В 1951 году по требованию военных ресурс увеличили вдвое и довели до 6 тыс выстрелов.

Читать еще:  Авиационная кассетная установка MW-1 (Mehrzweckwaffe-1) (Германия)

Разработка пушки НР-23 завершилась в 1948 году. После нескольких этапов испытаний в том же году началось ее серийное производство. К изготовлению новых авиационных пушек были привлечены завод №2 (г. Ковров) и завод №525 (г. Куйбышев). Официально НР-23 приняли на вооружение в 1950 году. До конца 1948 года было собрано всего 280 пушек новой модели. Уже в 49-м количество выпущенных орудий превысило 1200, а в 50-м перевалило через отметку в 5800 единиц. В 1951 году ковровский и куйбышевский заводы собрали более 12 тыс пушек, а в 52-м был установлен рекорд – 18572 пушки. После этого темпы производства начали заметно падать. Последние 6350 орудий НР-23 были изготовлены в 1955 году.

Платформой для испытаний пушки НР-23 стал истребитель Ла-15. Серийные машины этой модели оснащались тремя пушками. В качестве курсового оружия пушки НР-23 использовались на истребителях нескольких типов: Як-23 (две пушки), МиГ-15бис (две), МиГ-17 (две), МиГ-19 (две или три, в зависимости от модификации). Четыре пушки НР-23 несли поздние модификации штурмовика Ил-10. Дальние бомбардировщики Ту-4 в ходе модернизации получали по десять пушек этого типа. Фронтовой бомбардировщик Ил-28 оснащался четырьмя пушками (две курсовые и две в кормовой артиллерийской установке). Кроме него кормовую турель несли транспортный самолет Ан-12 и летающая лодка Бе-6. Последняя также оснащалась одним орудием на носовой установке и двумя на палубной.

В середине пятидесятых документация по автоматической пушке НР-23 была передана Китаю. Лицензионный вариант орудия под названием Type 23 устанавливался на различных истребителях, штурмовиках и бомбардировщиках китайского производства.

По некоторым данным, на ранних этапах разработки боевых орбитальных станций «Алмаз» именно пушка НР-23 рассматривалась в качестве их главного оружия. Позднее было предложено заменить ствольное вооружение ракетным.

АМ-23

В начале пятидесятых годов сотрудники тульского ЦКБ-14 (ныне КБ приборостроения) под руководством Н.М. Афанасьева создали крупнокалиберный пулемет А-12,7. Конструкция этого оружия была взята за основу для новой автоматической пушки калибра 23 мм. Работы над орудием АМ-23 стартовали в 1953 году. Проект возглавили Н.М. Афанасьев и Н.Ф. Макаров.

Изначально предполагалось, что новая пушка будет использовать старый снаряд 23х152 мм. Этот боеприпас мог обеспечить достаточно высокие характеристики, а также был освоен в производстве. Тем не менее, вскоре появилось предложение разработать второй вариант пушки, предназначенный для использования снарядов 23х115 мм. Оба варианта автоматического орудия разрабатывались параллельно. В 1951 году ЦКБ-14 провело сравнительные испытания двух пушек и пришло к выводу о необходимости продолжения работ по второму варианту проекта, в котором использовался снаряд новой модели. Основным преимуществом боеприпаса 23х115 мм посчитали меньшие габариты и вес, более подходившие для использования на самолетах.

Оба варианта пушки АМ-23 были построены по одной схеме и использовали автоматику на основе отвода пороховых газов. Интересной особенностью пушки Афанасьева и Макарова стал газовый буфер. Для смягчения удара подвижных частей автоматики по достижении ими крайнего заднего положения был применен газовый буфер, имевший собственную газоотводную трубку. В нарезном стволе имелись два газоотводных отверстия: к поршню газы поступали через отверстие диаметром 6,5 мм, к буферу – через 4-мм. Применение буфера позволило снизить вес пушки, а также повысить ресурс отдельных ее деталей.

Пушка получила клиновый затвор, движущийся в наклонном вертикальном гнезде ствольной коробки. Важным нововведением в конструкцию пушки оказался рычажный досылатель, который выталкивал снаряд из ленты и досылал его в ствол. Благодаря применению всех этих технических решений скорострельность новой пушки под боеприпас 23х115 мм достигала 1200-1250 выстрелов в минуту при начальной скорости снаряда 690 м/с. При этом пушка АМ-23 была достаточно компактной и легкой. Общая длина при использовании 1000-мм ствола не превышала 1470 мм. Вес пушки– 44 кг. Живучесть – 6000 выстрелов.

Для гашения импульса отдачи пушка оснащалась пружинными откатниками. Кроме того, орудие оснастили пневматической системой перезарядки, обеспечивавшей перемещение движущихся частей пушки в любом направлении. Боепитание пушки АМ-23 осуществлялось при помощи металлической разъемной ленты. Боеприпасы могли подаваться в одно из двух приемных окон орудия, на правой и левой сторонах ствольной коробки. Для изменения направления подачи снарядов требовалось вмешательство техника.

В номенклатуре боеприпасов для пушки АМ-23 присутствовали осколочно-фугасный снаряд, осколочно-фугасно-зажигательный с трассером, бронебойно-зажигательный с трассером и многоэлементный (осколочный с готовыми осколками). В начале шестидесятых годов для борьбы с радиолокационными станциями противника был создан снаряд ДОС-15, оснащенный дипольными отражателями.

В 1953 году пушка АМ-23 под снаряд 23х115 мм (такой вариант орудия обозначался индексом ТКБ-495) поступила на испытания. Одновременно с этим проводился конкурс, в котором помимо АМ-23 участвовали аналогичные разработки ОКБ-16 (изделие «220П») и ОКБ-15 (Ш-23). По результатам сравнения лучшим из представленных образцов была признана пушка тульских конструкторов. Весной 1954 года ее приняли на вооружение под названием АМ-23 (9А-036).

Серийное производство автоматических пушек АМ-23 началось в 1953 году, в течение которого было собрано 56 орудий этой модели. Принятие орудия на вооружение сказалось на темпах изготовления: в 1954-м было произведено более 1000 единиц. Серийное производство пушек АМ-23 продолжалось до конца семидесятых годов. Было изготовлено более 11 тыс пушек.

В ходе серийного производства ЦКБ-14, а затем КБ приборостроения разработало две модификации пушки. В варианте АМ-23Л1 пушка получила дульную насадку модели Л1 и ствол длиной 1450 мм, в результате чего ее полная длина достигла 1770 мм, а начальная скорость снаряда превысила 700 м/с. Модификация АЛ-23Л2 оснащалась дульной насадкой Л3.

Пушкой АМ-23 всех модификаций оснащались самолеты разных типов и классов. Этим орудием вооружались бомбардировщики 3М, Ил-54, Ту-16 и Ту-95, транспортные самолеты Ан-8, Ан-12 и Ил-76 (ранних серий), а также пограничные катера проекта 125. Почти во всех случаях пушки АМ-23 устанавливались на спаренных турелях с дистанционным управлением. Исключение – ранние модификации бомбардировщика Ту-16, которые несли три спаренные турели и одну курсовую пушку в носовой части.

Читать еще:  Тепловизионный прицел ПТ-10 (Россия)

«ГШ-23» («ГШ-23Л»), 23 мм двухствольная авиационная пушка

ГШ-23 (ТКБ-613) (Индекс УВ ВВС — 9-А-472, ГШ-23Л — 9-А-472-01, −02, −03 в зависимости от варианта установки локализаторов) — двуствольная авиационная пушка, предназначенная для оснащения подвижных и неподвижных пушечных установок самолетов и вертолётов. Дальность эффективной стрельбы ГШ-23 составляет 2 км. Первым самолетом, на котором была использована пушка, стал МиГ-21ПФС (ПФМ). ГШ-23Л размещалась в контейнере ГП-9 в центре под фюзеляжем, боекомплект 200 патронов. Кроме стационарного размещения, пушка используется в подвесном контейнере УПК-23-250, СППУ-22, СНПУ, ВСПУ-36.

Конструктивно ГШ-23 выполнена по схеме двухствольной пушки Гаста.

Пушка ГШ-23 была разработана под руководством главного конструктора В.Грязева и начальника отдела А.Шипунова под патроны к пушке АМ-23 калибра 23 х 115 мм.

Первый макетный образец пушки был собран в НИИ-61 в конце 1954 года. После множества технологических и конструктивных изменений (только ударно-спусковой механизм пушки менялся радикально пять раз) и кропотливой пятилетней доработки ГШ-23, в 1959 году было принято решение о ее запуске в производство. Первые серийные образцы пушки показали низкую живучесть, что потребовало провести ряд доработок конструкции. Официально ГШ-23 принята на вооружение в 1965 году.

В этой пушке в одном кожухе устанавливались два ствола и размещались механизмы, обеспечивающие поочередное их заряжание. Автоматика оружия приводилась в движение газоотводным двигателем, в который пороховые газы поступали при выстрелах то из одного, то из другого ствола. Общий агрегат производил подачу патронов из одной патронной ленты. Вместо популярных ранее реечных систем подачи в устройстве ГШ-23 применили шестеренчатый привод со звездочкой, протаскивающей патронную ленту. Каждый ствол имел свои узлы снижения патрона из ленты в патронник, его досылания, запирания и экстракции гильзы. Механизмы одного ствола были кинематически связаны с механизмами другого ствола с помощью рычагов-коромысел, чередуя работу узлов и подачу между двумя блоками: запирание ствола одного приходилось на отпирание другого, выброс гильзы – на досылание патрона в соседнем.

Такая схема позволила несколько упростить кинематику, поскольку ползуны при откате и накате двигались линейно, только вперед и назад, а их перемещение осуществлялось принудительно воздействием газовых поршней, без каких-либо возвратных пружин, в отличие от того же автомата Калашникова. Благодаря этому удалось добиться хорошей динамической уравновешенности автоматики в направлении отката и реализовать высокую надежность работы системы.

Еще одним новшеством стало внедрение пиротехнической перезарядки пушки вместо привычной пневмо-перезарядки, передергивавшей затвор подачей сжатого воздуха в случае осечки, задержки или других отказов. Воздух высокого давления выступал при этом в роли «штатных» пороховых газов в пушках с газоотводом либо подавался в специальный механизм перезарядки в системах с откатом ствола, обеспечивая действие кинематики.

По сути, ГШ-23 представляла собой две пушки, объединенные в один блок и имевшие связанный механизм автоматики, где «половинки» работают друг на друга, выполняя накат затвора одной из них за счет энергии пороховых газов при откате соседней. Такое соединение позволило получить выигрыш в весе и габаритах оружия по сравнению с двумя несвязанными пушками, так как ряд узлов и механизмов являлись общими для обоих стволов, входящих в систему. Общими были кожух (ствольная коробка), подающий и стреляющий механизм, электроспуск, амортизатор и механизм перезаряжания. Наличие двух стволов решило проблему их живучести при достаточно высоком общем темпе стрельбы, поскольку интенсивность стрельбы из каждого ствола уменьшалась вдвое и, следовательно, снижался износ стволов.

Особенности и достоинства двуствольной схемы автоматического оружия в сочетании с безударным досыланием патрона позволили увеличить темп стрельбы пушки ГШ-23 по сравнению с АМ-23 при незначительном увеличении веса оружия (всего на 3 кг). Достигнутый темп стрельбы в 3200-3400 выстр./мин существенно превышал возможности прежних систем. Благодаря новым конструкционным материалам и рациональным решениям в устройстве агрегатов удалось улучшить также эксплуатационные свойства системы, упростив работу с вооружением: если переборку и чистку с полной разборкой пушек НР-30 требовалось производить после каждых 500 выстрелов, то регламентом технического обслуживания для ГШ-23 позволялось выполнять эти процедуры после настрела в 2000 выстрелов. После 500-600 выстрелов пушку ГШ-23 разрешалось не разбирать для обслуживания, а ограничиваться только промывкой и смазкой отдельных деталей – газовых поршней, стволов и приемника. Звенья патронной ленты ГШ-23, усиленные по сравнению с применявшимися на АМ-23, допускали их использование до пяти раз подряд.

ГШ-23 последний комплекс из ряда (А-12,7; ЯкБ-12,7; ГШ-30-2; ГШ-23) стрелкового вооружения установленного на Ми-24 и продолжатель эволюции ряда стрелковых комплексов устанавливаемых на этот штурмовой вертолет. С введением ГШ-23 боевая эффективность стрелкового оружия на Ми-24ВМ стала на порядок выше чем у Ми-24П с 30-мм пушкой ГШ-30.

Помимо России и стран СНГ, пушка эксплуатируется в Афганистане, Алжире, Бангладеш, Болгарии, Кубе, Чехии, Эфиопии, Гане, Венгрии, Нигерии, Польше, Румынии, Сирии, Таиланде, Вьетнаме, Сербии, Черногории, Бразилии.

ГШ-23 (9-А-472) — базовое изделие

ГШ-23Б — с жидкостным охлаждением

ГШ-23В — с жидкостным охлаждением вертолётная

ГШ-23Л1 (9-А-472-02) — с локализаторами для отвода пороховых газов и уменьшения отдачи, длина блока стволов увеличена до 1537 мм

ГШ-23Я — модификация для Як-28

ГШ-23М — с укороченным блоком стволов и повышенным до 4000 выстр/мин темпом стрельбы.

ГШ-23 — МиГ-21 (начиная с модификации МиГ-21ПФМ), Ан-2А, Ил-76, Ка-25Ф , Як-28.
ГШ-23В — Ми-24ВМ (с установкой НППУ-24).
ГШ-23Л — Ан-72П, Ил-102, L-39Z, Ми-24ВП, МиГ-23, Ту-22М, Ту-95МС, Ту-142М3.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector