Авиационный пулемет ГШГ-7,62 (СССР)
Авиационный пулемет ГШГ-7,62 (СССР)
Авиационный пулемёт ГШГ-7,62 разработан В.П.Грязевем, А.Г.Шипуновым и Е.Б.Глаголевым в Тульском конструкторском бюро приборостроения. Пулемет выполнен по схеме Гатлинга и включает в свой состав вращающийся блок из четырех стволов. Принципиальным отличием пулемёта от зарубежных аналогов, автоматика которых приводится в действие электрическим двигателем, является возможность его автономной работы. Для основной модификации пулемёта требуется небольшая мощность электропитания, которое используется для дистанционного управления стрельбой и работы маломощного электродвигателя в процессе перезаряжания оружия. В случае ручного управления и перезаряжания электропитание не требуется.
Принцип действия автоматики пулемета основан на использовании энергии пороховых газов, отводимых поочерёдно в цилиндр газового двигателя, расположенного рядом с блоком стволов. Для быстрого разгона в начале стрельбы в цилиндре имеются дополнительные газоотводные отверстия, автоматически перекрывавшиеся поршнем двигателя при переходе в основной режим работы. Преобразование возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение блока стволов осуществляется с помощью кривошипно-шатунного механизма и редуктора с коническими шестернями. Первоначальное страгивание блока стволов решено путем последовательного подключения шестерен редуктора и блока стволов. Уровень силы отдачи пулемёта сравнительно невелик, что позволило отказаться от применения специальных амортизаторов. Торможение и фиксация блока стволов в конце очереди обеспечиваются соответственно жёстким стопором и противоотскоком. Модульная структура предусматривает возможность неполной разборки пулемета на небольшое число укрупнённых узлов.
Автоматика пулемёта работает в режиме основного и пониженного темпа стрельбы. Пониженный темп достигается задержкой действия ударников в затворах каждого из стволов. Боепитание осуществляется посредством металлической звеньевой ленты, подающейся с помощью центральной звезды или с помощью специального устройства беззвеньевого питания, рассчитанного на боекомплект из 1700 патронов. Ударное воспламенение капсюля осуществляется только при полном запирании стреляющего ствола путем введения клина затвора в соответствующее углубление центральной звезды.
Пулемет был принят на вооружение в 1980 году. Серийное производство было освоено на Ковровском механическом заводе. В основном пулеметом оснащаются встроенные установки вертолёта Ка-29 и подвесные установки вертолётов Ми-8. Пулемет использует патроны калибра 7,62х54 мм с начальной скоростью 850 м/с. Длина пулемета составляет 800 мм, масса – 19 кг, основной темп стрельбы – 6000 выстрелов в минуту, пониженный темп стрельбы – 3500 выстрелов в минуту.
7,62-мм четырехствольный авиационный пулемёт ГШГ
7,62-мм пулемет ГШГ, «младший брат» пулемёта Якушева — Борзова, был разработан в Тульском КБП под руководством ведущего конструктора Е.В. Глаголева, согласно тому же постановлению, что и ЯкБ. Обозначение пулемета сложилось из начальных букв фамилий руководителей КБП В.А. Грязева и А.Г. Шипунова, а также ведущего конструктора проекта (Грязев — Шипунов — Глаголев). Впрочем, под таким обозначением он стал известен не так давно, ранее в технической литературе он чаще встречался под обозначением «изделие 9-А-662», или ТКБ-621. Поступил он на вооружение в 1979 году и вместе с ЯкБ выпускался на Ковровском механическом заводе.
УСТРОЙСТВО ПУЛЕМЁТА ГШГ
В современной литературе можно найти лишь очень скудные сведения о пулемете ГШГ. Даже в последнем издании классического труда Д.Н. Болотина «История советского стрелкового оружия и патронов» этому образцу уделено всего несколько строк. Однако это является абсолютно несправедливым. Принципиальная схема пулемета ГШГ с гибридной автоматикой не имела и не имеет до сих пор аналогов ни в отечественной, ни в зарубежной практике.
7,62-мм пулемёт ГШГ
Известно, что все автоматическое оружие можно разделить на два вида систем: оружие, использующее энергию выстрела, и системы с приводом от внешнего источника (электромотор, гидро- или пневмопривод). Как указывалось выше, каждая схема имеет свои преимущества и свои недостатки.
Внешнеприводное оружие проще по конструкции и надежнее, оно легче позволяет регулировать темп стрельбы и управлять перезарядкой оружия, однако из-за внешнего привода является громоздким и тяжелым. Системы же с использованием энергии выстрела не так безотказны и живучи, обладают чувствительностью к типу применяемых боеприпасов и требуют специальных устройств для перезаряжания при первом выстреле или при осечке.
Создатели ГШГ нашли оригинальное решение, создав комбинированный двигатель автоматики, сочетающий преимущества обеих систем. Их пулемет представлял собой, как и ЯкБ, четырехствольное оружие схемы Гатлинга, в котором стволы объединены в единый вращающийся блок. Этот блок приводится в движение как при помощи мощного электромотора (через планетарную зубчатую передачу), так и с помощью энергии отводимых из ствола пороховых газов. Электрический двигатель приводит в движение механику оружия при производстве первых выстрелов очереди и помогает газоотводной системе осуществлять вращение блока стволов в случаях, когда энергии выстрела не хватает для нормальной работы автоматики. В нормальном режиме происходит расцепление электропривода с блоком стволов. Такая конструкция несколько напоминает устройство стартера автомобильного двигателя.
Питание пулемета ленточное, из металлической ленты со звеном типа «краб». Для стрельбы используются обычные винтовочные патроны 7,62×54 с различными типами пуль.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
Первоначально пулемет ГШГ применялся исключительно как подвесное вооружение в составе вертолетных универсальных гондол ГУВ-8700. Один такой контейнер с двумя 7,62-мм и одним 12,7-мм пулеметами в заряженном состоянии весил 452 кг, его длина составляла 3000 мм, максимальный диаметр – 480 мм. Стрельбу из контейнера осуществлял пилот с помощью коллиматорного прицела АСП-17В.
Позже пулемет ГШГ стали устанавливать в качестве встроенного вооружения на транспортно-ударном вертолете морской пехоты Ка-29. На нем ГШГ смонтирован на подвижной установке в правой носовой части фюзеляжа. Угол вертикального обстрела установки лежит в пределах от 0 до –31 градуса, углы горизонтального обстрела — 28 градусов влево и 30 градусов вправо. В походном положении пулемет закрывается специальным щитком-обтекателем. Огонь из него ведет штурман-оператор, используя прицел АСП-17ВК. Боекомплект пулемета, как и в ГУВе, — 1800 патронов. Благодаря высокой живучести ствола (около 40000 выстрелов) из ГШГ по сравнению с крупнокалиберным пулемётом ЯкБ можно было вести более продолжительный огонь — максимальное число выстрелов в очереди достигало 1000 выстрелов, однако после этого также требовалось длительное охлаждение оружия.
Универсальная вертолетная гондола ГУВ-8700 (9-А-669) устанавливается на вертолетах Ми-8ТВ, Ми-24
В отличие от ЯкБ пулемет ГШГ не имел претензий по низкой живучести и безотказности — сказалось применение оригинальной гибридной схемы автоматики с поддержкой электромотором, обеспечивающей работоспособность оружия в самых суровых условиях эксплуатации. Однако ГШГ оказался жертвой ошибочных взглядов на тактику применения авиационного оружия — контейнеры ГУВ-8700 с тремя пулеметными точками создавались под очевидным влиянием вьетнамской войны и преследовали цель создания отечественных аналогов американских «ганшипов» — транспортных вертолетов и самолетов, переоборудованных в качестве носителей стрелково-пушечного вооружения и предназначенных для так называемых «противоповстанческих действий». «Ганшипы» же были эффективны только в джунглях, против партизан с очень слабой ПВО. Напротив, в Афганистане применение «ганшипов» было абсолютно бесполезно — многочисленные 12,7-мми 14,5-мм зенитные пулеметные установки, ПЗРК «Стингер» и «Блоупайп» моджахедов не давали много времени и возможности повторных заходов на цель для эффективного применения ГУВов. Единственными пригодными целями для пулеметных контейнеров были караваны с оружием, однако для небольших караванов боезапас в 4350 патронов был избыточным, а крупные караваны являлись большой редкостью. Кроме того, тяжелый 450-килограммовый ГУВ был обузой для Ми-24, «страдавшего избыточным весом». Пилоты вертолетов стремились любой ценой снизить полетный вес машины и отказывались от применения ГУВов, предпочитая более легкие гранатометные (ГУВ-1 с 30-мм автоматическим гранатометом АГ-17А), а позднее 23-мм пушечные контейнеры с легкой пушкой ГШ-23Л.
Тем не менее 7,62-мм скорострельный пулемет ГШГ нашел свое применение в качестве основного встроенного вооружения на вертолете Ка-29, поступившем на вооружение ВМФ СССР в 1987 году.
Впрочем, войсковые рационализаторы нашли весьма оригинальное применение пулеметным контейнерам ГУВ. В 1984 году в дивизии имени Дзержинского была создана подвесная подфюзеляжная установка «Беркут», использующая в качестве вооружения две пулеметные гондолы с пулеметами ГШГ и ЯкБ и имеющая круговой обстрел. Она предназначалась для Ми-8Т и служила для поражения малоразмерных наземных, воздушных и надводных целей (главным образом, при проведении спецопераций), а также для самообороны вертолетов от огня ПЗРК. Позднее были созданы варианты «Беркута» с 14,5-мм пулеметом КПВТ, его модификации с ракетно-пушечным и гранатометно-пулеметным оснащением.
В 1990 году военный советник по внутренним войскам представительства МВД СССР в Афганистане полковник Н.И. Хорунжий провел уникальный эксперимент с наземным вариантом «Беркута». Огнем двух пулеметных ГУВов с четырехствольными пулеметами, смонтированными на башне танка, были сбиты в воздухе две зенитные ракеты, выпущенные из английского трофейного ПЗРК «Блоупайп». К сожалению, инициатива военных не нашла поддержки в Министерстве обороны и в 2001 году финансирование проекта «Беркут» было прекращено.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА ПУЛЕМЁТОВ ЯкБ-12,7 И ГШГ
В отличие от многих других систем стрелкового вооружения отечественным многоствольным пулемётам калибра 7,62 и 12,7 мм российская оружейная пресса практически не уделяла никакого внимания. Здесь сыграло свою роль несколько обстоятельств: и господствовавшая до 1990-х годов чрезмерная секретность, и отсутствие мощной рекламной поддержки (в популярности американского «Минигана» далеко не последнюю роль играли голливудские боевики типа Predator или Terminator с эффектными сценами шквального огня из шестиствольного пулемета), однобокая критика, приведшая к формированию стереотипа: пулемет-де разрабатывался долго и вышел поэтому «так себе», был абсолютно ненадежным и постоянно «плевался», а потом и вовсе был заменен авиационными пушками. Дескать, что ж о нем писать-то?
Однако в данной статье следует исправить некоторую несправедливость относительно русских «гатлингов». Ведь каким-то образом случилось, что Ми-24, большинство из которых было выпущено в пулеметном варианте, стал одним из наиболее заметных достижений отечественного вертолетостроения и завоевал признание во всем мире? Отечественные заводы построили 2570 таких машин, которые стоят на вооружении более 30 стран и еще долгое время будут оставаться в строю!
Хотя, идеальной техники, как известно, не бывает. И советские многоствольные пулемёты тоже нельзя назвать шедеврами оружейной мысли, лишенными всяких недостатков. В то же время нельзя не принять во внимание следующие обстоятельства.
Тактико-технические характеристики пулемёта ГШГ
Масса оружия, кг
Темп стрельбы, выстр./мин.
Начальная скорость пули, м/с
Дальность стрельбы, м
Живучесть ствола, выстрелов
Во-первых, создание и принятие на вооружение многоствольного оружия с оригинальными, не имеющими ни отечественных, ни зарубежных аналогов, принципиальными схемами автоматического перезаряжания, использующими в качестве двигателя только энергию выстрела (ЯкБ) или гибридный привод (ГШГ), — несомненный успех российской оружейной мысли. Появление такого оружия — это продукт долгой и напряженной работы огромного коллектива конструкторов, технологов, техников, чертежников, рабочих опытных производств, испытателей, военных и ученых-исследователей.
Во-вторых, создание таких сложных и высокотехнологичных систем, как ЯкБ и ГШГ, стало возможным лишь благодаря новому подходу к проектированию оружия, согласно которому его разработка представляет не столько техническую, сколько научно-исследовательскую задачу. К 1960-м годам времена конструкторов-самоучек, которые в одиночку у верстака с напильником создавали оружие, безвозвратно прошли. Проектирование многоствольного высокотемпного оружия требовало абсолютно иной теоретической базы и без проведения многочисленных поисковых научных и опытно-конструкторских работ было практически неосуществимо. Сложная кинематическая схема оружия требовала, например, трудоемких вычислений характеристик движения звеньев с учетом их соударений, проектирование газоотводного двигателя и определение его рациональных параметров было бы невозможно без вычислительных экспериментов и компьютерного моделирования, целый комплекс проблем доставлял интенсивный разогрев оружия – весь спектр исследовательских задач перечислить в одной статье просто невозможно. Недаром главные создатели описываемого оружия являются обладателями ученых степеней, несмотря на то, что ранее ВАК крайне неохотно шел на их присуждение специалистам КБ и заводов (пример тому — автор автомата «Абакан» Г.Н. Никонов, которому первоначально было отказано в присвоении степени доктора наук.
И, наконец, начало второго тысячелетия ознаменовалось новым всплеском интереса к многоствольному оружию, основанному на принципе Гатлинга. Причина – международный терроризм, «чума XXI века». На Ближнем Востоке, в Ираке, Афганистане террористы доказали свою способность атаковать военные базы и гражданские объекты с помощью минометов, артиллерии и ракет. США и ряд европейских стран развернули целую программу под общим названием C-RAM (Counter Rockets Artillery and Mortar — борьба против ракетно-артиллерийских и минометных обстрелов).
На сегодняшний день наиболее реальным путем ее реализации является применение для перехвата летящих в воздухе мин, ракет и снарядов скорострельных автоматических артустановок, получающих данные от радара и автоматически управляемых компьютером. Разумеется, артиллерийская часть установки для поражения столь малоразмерной и скоростной цели должна создавать высочайшую плотность огня, которая достижима лишь в образцах многоствольного стрелково-пушечного вооружения. Жизнеспособность идеи С-RAM американцы уже подтвердили на практике. По заявлениям представителей командования армии США, системой C-RAM (на базе корабельного зенитного комплекса «Phalanx» с 20-мм шестиствольной пушкой «Вулкан») в полете перехвачено 100 минометных мин, выпущенных иракскими боевиками. Еще одним из вариантов применения скорострельных систем Гатлинга в виде многоствольного пулемета является защита бронетехники, например от гранат РПГ.
Так что отечественным многоствольным пулемётам еще рано уходить в отставку. Кто знает, может быть, оружейные системы, сконструированные на их базе, найдут свое применение и для этой цели.
Контент данной страницы подготовлен для портала «Современная армия» по материалам статьи И. Шайдурова, журнал «Солдат удачи». При копировании контента, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник.
Увеличение кратности бинокля при прочих равных условиях ведет к потере качества наблюдения в темноте. В бинокль кратностью выше 8-10 наблюдать можно только со штатива, иначе дрожание рук ощутимо “смазывает” картинку. Оптимальными для полевых условий являются бинокли 6х30, 7х35, 8х40.
Понравился материал? Поделитесь с друзьями!
Авиационный четырехствольный пулемет ГШГ-7,62.
Авиационный четырехствольный пулемет ГШГ-7,62 (ТКБ-621).
Разработчик: КБП МОП
Страна: СССР
Начало разработки: 1968 г.
Принятие на вооружение: 1979 г.
Разработка авиационного пулемёта ТКБ-621 (9А622) для вертолёта Ми-24 началось в КБП МОП в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 1044-381 от 26 декабря 1968 года. Работы велись параллельно с разработкой крупнокалиберного пулемёта ЯкБ-12,7. Для увеличению скорострельности было решено применить вращающийся блок из 4 стволов. В конце 70-х годов пулемёт принят на вооружение под обозначением ГШГ-7,62.
Пулемет был разработан в Тульском КБП под руководством ведущего конструктора Е.В.Глаголева. Обозначение пулемета сложилось из начальных букв фамилий руководителей КБП В.А.Грязева и А.Г.Шипунова, а также ведущего конструктора проекта (Грязев — Шипунов — Глаголев).
Пулемет выполнен по схеме Гатлинга и включает в свой состав вращающийся блок из четырех стволов. Принципиальным отличием пулемёта от зарубежных аналогов, автоматика которых приводится в действие электрическим двигателем, является возможность его автономной работы. Для основной модификации пулемёта требуется небольшая мощность электропитания, которое используется для дистанционного управления стрельбой и работы маломощного электродвигателя в процессе перезаряжания оружия. В случае ручного управления и перезаряжания электропитание не требуется.
Принцип действия автоматики пулемета основан на использовании энергии пороховых газов, отводимых поочерёдно в цилиндр газового двигателя, расположенного рядом с блоком стволов. Для быстрого разгона в начале стрельбы в цилиндре имеются дополнительные газоотводные отверстия, автоматически перекрывавшиеся поршнем двигателя при переходе в основной режим работы. Преобразование возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение блока стволов осуществляется с помощью кривошипно-шатунного механизма и редуктора с коническими шестернями.
Первоначальное страгивание блока стволов решено путем последовательного подключения шестерен редуктора и блока стволов. Уровень силы отдачи пулемёта сравнительно невелик, что позволило отказаться от применения специальных амортизаторов. Торможение и фиксация блока стволов в конце очереди обеспечиваются соответственно жёстким стопором и противоотскоком. Модульная структура предусматривает возможность неполной разборки пулемета на небольшое число укрупнённых узлов.
Автоматика пулемёта работает в режиме основного и пониженного темпа стрельбы. Пониженный темп достигается задержкой действия ударников в затворах каждого из стволов. Боепитание осуществляется посредством металлической звеньевой ленты, подающейся с помощью центральной звезды или с помощью специального устройства беззвеньевого питания, рассчитанного на боекомплект из 1700 патронов. Ударное воспламенение капсюля осуществляется только при полном запирании стреляющего ствола путем введения клина затвора в соответствующее углубление центральной звезды.
Первоначально пулемет ГШГ применялся исключительно как подвесное вооружение в составе вертолетных универсальных гондол ГУВ-8700. Один такой контейнер с двумя 7,62-мм и одним 12,7-мм пулеметами в заряженном состоянии весил 452 кг, его длина составляла 3000 мм, максимальный диаметр — 480 мм. Стрельбу из контейнера осуществлял пилот с помощью коллиматорного прицела АСП-17В.
Позже пулемет ГШГ стали устанавливать в качестве встроенного вооружения на транспортно-ударном вертолете морской пехоты Ка-29. На нем ГШГ смонтирован на подвижной установке в правой носовой части фюзеляжа. Угол вертикального обстрела установки лежит в пределах от 0 до -31°, углы горизонтального обстрела — 28° влево и 30° вправо. В походном положении пулемет закрывается специальным щитком-обтекателем. Огонь из него ведет штурман-оператор, используя прицел АСП-17ВК. Боекомплект пулемета, как и в ГУВе, — 1800 патронов. Благодаря высокой живучести ствола (около 40000 выстрелов) из ГШГ по сравнению с крупнокалиберным пулемётом ЯкБ можно было вести более продолжительный огонь — максимальное число выстрелов в очереди достигало 1000 выстрелов, однако после этого также требовалось длительное охлаждение оружия.
Серийное производство было освоено на Ковровском механическом заводе. В основном пулеметом оснащаются встроенные установки вертолёта Ка-29 и подвесные установки вертолётов Ми-8. Пулемет использует патроны калибра 7,62 х 54 мм с начальной скоростью 850 м/с.
Калибр, мм: 7,62
Длина, мм: 800
Масса, кг: 18,5-19
Патрон: 7,62 х 54 мм R с пулей ЛПС, Т-46, Б-32 и латунными гильзами (у стальных отрывает донца)
-масса патрона, г: 21,8
-масса пули, г: 9,6
Темп стрельбы
— основной, выстр./мин: 6000
— дополнительный, выстр./мин: 3500
Начальная скорость пули, м/с: 850
Длина непрерывной очереди, выстр.: до 1000
Живучесть ствола, выстр.: 40 000.
Авиационный пулемёт ГШГ-7,62.
Авиационный пулемёт ГШГ-7,62.
Авиационный пулемёт ГШГ-7,62.
Универсальная вертолетная гондола ГУВ-8700.
Универсальная вертолетная гондола ГУВ-8700.
Пулемет ГШГ на вертолете Ка-29.
.
Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
Журнал «Оружие» № 5 2008 г. Э.Давыдов, Ю.Амелин. Советский «Гатлинг».
Портал «Современная армия».
Проект Авиару.рф — некоммерческий. Ему очень важны ваши внимание и поддержка. Вы тоже можете помочь нам
Представляем и рекомендуем наших партнёров: