Авиационный пулемет ЯкБ-12.7 (СССР)
Авиационный пулемет ЯкБ-12.7 (СССР)
Как отмечали военные специалисты, темп стрельбы пулемета А-12,7 был невысок, и для вооружения вертолетов требовался более скорострельный крупнокалиберный пулемет. Поэтому по Постановлению Совмина СССР № 1044-381 от 26 декабря 1968 г. для вертолета Ми-24 было начато проектирование нового 12,7-мм скорострельного пулемета. Разработка его велась в ЦКИБ спортивного и охотничьего оружия под руководством П.Г. Якушева и Б.А. Борзова. Заводской индекс пулемета ТКБ-063, в рекламных изданиях он получил обозначение ЯкБ-12.7 (Якушев — Борзов — 12,7-мм), а в ГРАУ — индекс 9-А-624. Заводские испытания пулемета ТКБ-063 прошли в конце 1969 г. А на вооружение пулемет поступил только в 1977 г., т. е спустя почти девять лет после начала проектирования.
Поскольку темп стрельбы А-12,7 был близок к предельному для 12,7-мм пулемета, построенного по классической одноствольной схеме, ЯкБ был сделан четырехствольным с вращающимся блоком стволов. Пулемет ЯкБ имеет газовый двигатель кулачкового типа, в котором возвратно-поступательное движение поршня превращается во вращательное движение блока — ведущего звена автоматики — за счет взаимодействия роликов продольно скользящего в блоке движка с криволинейными копирными пазами неподвижной коробки, независимо от внешнего источника энергии. Т. е. начало стрельбы — раскрутка блока стволов — осуществляется при каждой очереди выстрелов от пружинного стартерного устройства, которое запасает энергию в конце очереди выстрелов при торможении блока и достреле при этом двух последних патронов в очереди выстрелов.
Габариты пулемета: длина 1345 мм, ширина 145 мм, высота 190 мм. Вес пулемета без боекомплекта 45 кг.
Первоначально пулемет проектировался под темп стрельбы 5000-6000 выстр./мин, но получить его не удалось, и в рекламных справочниках указывается 4000-4500 выстр./мин.
Пулемет ЯкБ-12,7 имеет модификацию ЯкБЮ-12,7. Основные отличия ЯкБЮ от первоначального образца — некоторое увеличение темпа стрельбы с 4000-4500 до 4000-5000 выстр./мин, увеличение длины непрерывной очереди с 400 до 750 выстрелов и увеличение живучести пулемета с 8000 до 12000 выстрелов.
Патроны и баллистика пулемета ЯкБ взяты от пулемета А-12,7. Кроме того, для ЯкБ разработан «двхпульный» патрон. Пуля в нем состоит из биметаллической оболочки, в которую впрессованы стальной и свинцовый сердечники и зажигательный состав. Новый патрон примерно в полтора раза повысил эффективность пулемета.
Пулемет ЯкБ (9-А-624) используется в дистанционно управляемой установке УСПУ-24 и в гондоле универсальной вертолетной (ГУВ) 9-А-669.
УСПУ-24 дистанционно управляется оператором с помощью прицельной станции КПС-53АВ с коллиматорным прицелом КС-53. Угол вертикального наведения установки -40; +20°, а угол горизонтального наведения ±60°.
Гондола ГУВ имеет два варианта вооружения — пулеметный и гранатометный. В пулеметном вооружении предусмотрен один 12,7-мм пулемет ЯкБ и два четырехствольных 7,62-мм пулемета ГШГ (темп стрельбы ГШГ 5000-6000 выстр./мин). А в гранатометном варианте — один гранатомет 213П-А «Пламя».
Длина гондолы 3000 мм. ширина 480 мм, вес пустой 140 кг, снаряженной 452 кг. Боекомплект в пулеметном варианте 4350 патронов. ГУВ подвешивается на внутреннем пилоне вертолета. Огонь ведет пилот, используя коллиматорный прицел.
Во время афганской войны наши вертолетчики недолюбливали ГУВ. Экипажи соглашались брать 452-килограммовые ГУВ разве что под страхом наказания, резонно указывая, что 4350 патронов боекомплекта ГУВ попросту некуда расходовать — для такого ливня огня не находилось целей. Окончательно интерес к ГУВ пропал с появлением вертолета Ми-24П, оснащенного 30-мм пушкой ГШ-2-30Д.
Огонь пулеметов ЯкБ с 800-1000 м буквально разворачивал земляные укрытия душманов толщиной до 0,5 м. В августе 1Э82 г. вертолет подполковника Александрова под Кандагаром одной очередью ЯкБ разрезал пополам ехавший впереди каравана автобус.
Вместе с большой эффективностью афганская война выявила и ряд конструктивных недостатков пулемета ЯкБ. Пулемет страдал от пыли, грязи, перегрева, отказывала система самоподтяга патронной ленты. После 200-250 выстрелов пулемет ЯкБ начинал «плеваться». Он часто заклинивал. Расстрелять без отказа хотя бы 500 патронов у вертолетчиков считалось удачей. Поэтому штатный боекомплект установки УСПУ-24 1470 патронов был урезан втрое (заодно и в весе сэкономили).
Крупнокалиберный пулемет «летающей БМП»
В конце 60-х годов минувшего столетия в СССР началась разработка специализированного боевого вертолета. В ОКБ М.Л. Миля, где создавалась новая боевая машина, была выбрана концепция «летающей БМП», способной доставить к цели отделение десантников и поддержать их огнем. Естественно, что важнейшим элементом ударного комплекса являлось вооружение.
Тульским Центральным конструкторским исследовательским бюро спортивного и охотничьего оружия (ЦКИБ СОО) в 1968 г. были получены от ВВС тактико-технические требования (ТТТ) на разработку высокотемпного авиационного пулемета, предназначенного для вооружения создававшегося боевого вертолета. Согласно полученным ТТТ, калибр пулемета должен быть 12,7 мм, темп стрельбы в пределах 4000-5000 выстрелов в минуту, вес образца около 30 кг, живучесть 8000-10000 выстрелов.
Первая винтокрылая боевая машина, получившая индекс Ми-24А, поднялась в воздух в сентябре 1969 г. Хотя ее облик существенно отличался от сегодняшнего, основные черты вертолета уже определились, и одной из основных было мощное бортовое вооружение. В носовой универсальной установке монтировался 12,7-мм пулемет А-12.7П с темпом стрельбы 1400 выстрелов в минуту. Этот пулемет был разработан в ЦКБ-14 конструктором Н.М. Афанасьевым в 1950 году и первоначально предназначался для вооружения бомбардировщика Ту-4. Но использование этого пулемета на Ми-24 было вынужденной временной мерой, в ЦКИБ СОО полным ходом шли работы по созданию нового высокотемпного 12,7-мм пулемета.
В декабре 1968 г. заказчиком был одобрен технический проект, разработанный Петром Герасимовичем Якушевым. Прототип, получивший индекс ТКБ-063, имел газоотводную автоматику и вращающийся блок из четырех стволов. Важной особенностью конструкции являлось наличие механического стартера, состоящего из пружины-торсиона, и планетарного механизма, обеспечивавшего начальную раскрутку блока стволов, что позволяло избавиться от электродвигателя, используемого в иностранных многоствольных пулеметах и пушках. Взведение пружины торсиона может производиться вручную ключом перед вылетом или в конце каждой очереди за счет энергии, сообщаемой блоку стволов двумя последними выстрелами в очереди. Для вывода пулемета «на режим» может использоваться также и пороховой двигатель (пиростартер) с тремя пиропатронами. Питание пулемета патронами осуществляется из рассыпной звеньевой ленты.
В марте 1970 г. были проведены отладочные стрельбы пулемета. Серьезной проблемой стало обеспечение требуемой живучести стволов. Только при отработке живучести, на полный ресурс было расстреляно четыре пулемета. Применение лейнера из кобальтового сплава КВН-2, предложенного НИИ-13, а также патронов с флегматизированным порохом позволили обеспечить необходимую живучесть стволов при отстреле боекомплекта в 400 патронов.
Проведенные в 1971 г. в НИИ-61 испытания образцов пулеметов ТКБ-063 выявили ряд недостатков, в основном, по надежности работы автоматики и живучести деталей. После доработки образца, в 1972 г. были проведены повторные испытания, и доработанный пулемет эти испытания выдержал. В сентябре 1972 г. три образца пулеметов были отправлены для проведения наземных государственных испытаний, прошедших в феврале–августе 1973 года. Опытные 12,7-мм авиационные пулеметы ТКБ-063 государственные наземные испытания выдержали, и были рекомендованы на государственные летные испытания.
Однако, несмотря на положительные результаты, главный конструктор пулемета П.Г. Якушев и работавший с ним молодой талантливый конструктор Б.А. Борзов продолжали интенсивно работать над образцом. Достаточно сложную конструкцию имел газовый четырехпоршневой двигатель пулемета, фактически каждый ствол имел свой газовый двигатель, что, безусловно, снижало общий уровень безотказности изделия. Большое количество деталей, требующих отделения при неполной разборке, осложняло процедуру обслуживания и требовало сложной продолжительной сборки.
В декабре 1972 г. в ЦКИБ СОО были проведены испытания двух пулеметов с новым газовым однопоршневым двигателем. Двигатель новой конструкции имел 12 деталей вместо 88. Новый двигатель состоял из единого поршня, охватывающего единую для четырех стволов газовую муфту с двумя полостями, в которые были выведены газоотводные отверстия из каждого ствола таким образом, что при каждом выстреле пороховой газ поступал последовательно то в одну, то в другую полость, заставляя поршень совершать возвратно-поступательные движения. Это движение поршня посредством неподвижного копира преобразовывалось во вращение блока стволов пулемета.
В мае 1973 г. образец пулемета ТКБ-063 с однопоршневым двигателем новой конструкции был проверен стрельбой в условиях резкоменяющихся температур.
В 1973 году умер П.Г. Якушев. Дальнейшие работы по испытаниям и отработке пулемета, решение вопросов, связанных с размещением пулемета на вертолете и освоением производства его на Ковровском механическом заводе возглавил главный инженер ЦКИБ СОО В.И. Волков, а затем конструктор Борис Афанасьевич Борзов, ставший приемником П.Г. Якушева и достойно продолживший дело своего старшего товарища и учителя.
В 1973-1974 гг. продолжались работы по исследованию и доводке параметров однопоршневого газового двигателя для обеспечения стабильности темпа стрельбы пулемета в различных условиях эксплуатации.
В июне 1973 г. Ковровскому механическому заводу была поручена подготовка серийного производства пулеметов ТКБ-063 с однопоршневым газовым двигателем со сроком начала в июле 1974 года. Летом 1974 г. в НИИ-61 были проведены контрольные испытания пулемета ТКБ-063. Образец был доработан по результатам государственных испытаний 1973 г., имел отработанный однопоршневой двигатель, и контрольные наземные испытания выдержал успешно.
В 1975-1977 гг. проходили летные испытания вертолетов Ми-24В и Ми-24Д, оборудованных новым пулеметом, параллельно проводились наземные испытания подвесных гондол с пулеметом. На вертолете пулемет монтировался в дистанционной подвижной установке УСПУ-24, которая позволяет обстреливать цели под углом +60° от продольной оси в горизонтальной плоскости, до 20° вверх и до 40° вниз. Пулеметом управляет штурман-оператор с помощью прицельной станции. Для стрельбы используются патроны Б-32, БЗТ-44. Для поражения живой силы разработан двухпульный патрон 1ЛС, обеспечивший повышение эффективности стрельбы по заданному типу целей примерно в полтора раза.
В марте 1976 г. Постановлением Совета Министров СССР авиационный пулемет под индексом ЯкБ-12,7 (9А624) конструкции Якушева–Борзова был принят на вооружение в качестве стрелкового оружия на боевом вертолете Ми-24.
Суровым испытанием для «милевского» вертолета и тульского пулемета стали боевые действия в Афганистане. ЯкБ-12,7 использовался в «ближнем» бою, на дистанции 800…1000 м, обеспечивая плотнейший точный ливень огня, способный разворотить дувал полуметровой толщины. В августе 1982 г. подполковник Александров, встретив под Кандагаром караван бандитов, одной очередью из ЯкБ-12,7 разрубил пополам шедший впереди «командирский» автобус.
Но интенсивная эксплуатация вооружения в боевых условиях выявила и недостатки, которые не проявились в ходе разработки и отладки. Пулемет работал фактически на пределе по температурному режиму и прочности узлов. При боекомплекте вертолетной установки 1470 патронов максимальный боекомплект, отстреливаемый без перерыва на охлаждение, был ограничен 400 выстрелами. Перегрев стволов при интенсивной стрельбе грозил самовоспламенением патрона в патроннике.
Еще в 1977 году в инициативном порядке в ЦКИБ СОО были начаты работы по модернизации пулемета ЯкБ-12,7. В 1980 г. ВВС было выдано техническое задание на модернизацию и поставлена задача увеличить максимально отстреливаемый без перерыва на охлаждение размер боекомплекта с 400 до 750 патронов (половина боекомплекта установки вертолета Ми-24), обеспечив при этом эксплуатационную надежность и безопасность пулемета (стойкость к полевым условиям эксплуатации и термостойкость стволов).
После проведения теоретических изысканий в конструкцию пулемета был внесен ряд изменений, защищенных заводскими, наземными и летными государственными испытаниями. Приказом министра обороны в январе 1988 г. пулемет был принят на вооружение Военно-воздушных сил с названием 12,7-мм авиационный модернизированный пулемет ЯкБЮ-12,7 конструкции Якушева, Борзова, Юрищева. Конструктору Б.Д. Юрищеву принадлежит ведущая роль в поиске технических решений и их реализации в период модернизации пулемета, главные из которых были предложены им или доведены до внедрения при его творческом участии.
По схеме автоматики, конструкции основных узлов и механизмов модернизированный пулемет унифицирован со штатным ЯкБ-12,7 и может эксплуатироваться на штатной вертолетной установке УСПУ-24 при минимальных доработках нескольких ее деталей.
Для обеспечения возможности отстрела из модернизированного пулемета боекомплекта в 750 патронов увеличена масса блока стволов с 24 до 38 кг, а также введено отключение подачи в конце каждой очереди, при этом очередной патрон остается на «звездочке» подачи вне зоны разогретых стрельбой патронников.
Пулемет ЯкБ-12,7 устанавливался на вертолеты Ми-24Д, которых было изготовлено 350 штук, Ми-24В, которых было построено свыше 1000. Под индексами Ми-25 и Ми-35 соответственно эти вертолеты в значительных количествах поставлялись на экспорт.
ОСНОВНЫЕ ТТХ АВИАЦИОННЫХ ПУЛЕМЕТОВ
ЯкБ- 12,7
Имя Бориса Афанасьевича Борзова мало известно, навскидку можно назвать только крупнокалиберный пулемет Якушева-Борзова ЯкБ12,7 .
Изучал такой на военнной кафедре. Офицеры не очень хорошо про него отзывались- на реальных дистанциях боя попасть из него было тяжко. Потом их заменили на 30-миллиметровые орудия- вот то была вещь.
oldcolony
Офицеры не очень хорошо про него отзывались
в войсках ЯкБ часто расшифровывали как “ЯкоБы работает”
А нету ли у коллег какой инфы о двупульном патроне, упоминавшимся в статье, очень интересно, что за зверь?
“ЯкБ”,”ГШГ” – одна хрень только разных размеров.
Интересно как о ГШГ в войсках тогда отзывались, если дистанция поражения из “ЯкБ” была маловата?
А нету ли у коллег какой инфы о двупульном патроне, упоминавшимся в статье, очень интересно, что за зверь?
инфы нет нет , есть его фото в разрезе правда в никаком качестве .
Интересно как о ГШГ в войсках тогда отзывались, если дистанция поражения из “ЯкБ” была маловата? ГШГ- это ж для Кашек морских? Там вообще пулемет “шоб було”- типа контрабандистов попугать, чтобы топить не сразу. А Як-Б ставили на “крокодилы” 24-тые, и рассказывали так (по Афгану)- стреляем- вокруг цели все в пыли- а в ответ лупить не перестают.
инфы нет нет , есть его фото в разрезе правда в никаком качестве Извините, а смысл в такой пуле?
——————
Это будет завтра в учебниках и на этом будут учить ваших детей. Можете впадать в отчаяние. Всё, что вы знали раньше – не верно.
В ближнем бою с дистанции 800:1000 м., в дело пускали мощный четырехствольный пулемет ЯкБ-12,7, который давал плотнейший точный ливень огня, способный разворотить дувал полуметровой толщины. В августе 1982 года подполковник Александров, встретив под Кандагаром караван, одной очередью разрубил пополам шедший впереди «командирский» автобус. Однако для работы на вертолете кинематика пулемета с вращающимся блоком стволов и электроприводы наводки оказались избыточно сложными. Установка страдала от пыли, грязи, перегрева, отказывала и система самоподтяга патронной ленты, подведенной со множеством перегибов. После 200:250 выстрелов ЯкБ начинал “плеваться”, часто его клинило, и расстрелять без отказа хотя бы 500 патронов считалось уже большой удачей. Рекомендуемый разработчиками огонь короткими очередями не всегда был уместен в горячке боя. Поэтому штатный боекомплект в 1470 патронов урезали втрое, идя на это еще и из экономии веса. Сама концепция «летающей БМП» не оправдала себя: стрелков для ведения огня через бортовые блистеры брали крайне редко, экипажи не хотели воевать на «автобусе с автоматчиками», предпочитая сохранять «летучесть».
Виктор Марковский. Жаркое небо Афганистана.
sakstorp
Извините, а смысл в такой пуле?
косить многотысячные китайские орды, не иначе
sakstorp
Извините, а смысл в такой пуле?
Действительно странно. Двупульными патронами занимались американцы в 50-х, чтобы повысить плотность огня из обычных одноствольных винтовок, а тут пулемёт сделали четырёхствольным как раз для того, чтобы повысить плотность огня, а создание двупульного патрона показывает, что плотности огня всё равно не хватило.
Скажем так, в дуэльной ситуации с душманским ДШК лучше иметь запас расстояния. С 800-1000 м у него тоже вполне приличные шансы.
Извините, а смысл в такой пуле?
А нету ли у коллег какой инфы о двупульном патроне, упоминавшимся в статье, очень интересно, что за зверь? вот – 12,7-мм Двухпульный патрон с трассирующей пулей 1СЛТ (ИНДЕКС 9-А-4427) Патрон 1 СЛТ предназначен для целеуказания, корректировки огня в процессе стрельбы, поражения живой силы и небронированной техники на дальности не менее 1000 м. Применяется при стрельбе из высокотемпового авиационного пулемета ЯкБ-12,7, установленного на вертолетах типа Ми-24Д, Ми-24В. Окраска пули – зеленая вершинка. Технические характеристики
Калибр, мм 12,7х108
Масса, г:
патрона 142
первой/второй пули 31/27
Длина патрона, мм 147
Начальная скорость первой/второй пули, м/с 730/700
Среднее максимальное давление пороховых газов, МПа 304
Кучность стрельбы на дальности 300 м (R50), см не более 50
Дальность трассирования, м 1000
Время трассирования, с не менее 2,9
Гильза латунная еще такой есть – 12,7-мм Двухпульный патрон 1СЛ (ИНДЕКС 9-А-4012)
вот – 12,7-мм Двухпульный патрон с трассирующей пулей 1СЛТ (ИНДЕКС 9-А-4427) Спасибо!
И ещё непонятка – как обеспечивается разделение пуль? (По идее при выстреле они должны некисло впрессовываться друг в друга)
И ещё непонятка – как обеспечивается разделение пуль? (По идее при выстреле они должны некисло впрессовываться друг в друга) про наши двухпульные не знаю, а у америкнских вроде у нижней пули низ наискось подрезан. Ниже выложу фото многопульных патронов, может кто чего еще добавит
двупульный 5.56 x 45 NATO
“На вооружении армии Италии состояли многопульные патроны 6,5×52-мм, содержащие в предварительно надрезанной оболочке, выполняющей функцию контейнера, до десятка свинцовых полуцилиндров. По основному назначению эти патроны ещё называли “караульными”
трехпулевой .321 Greener
Вот тут описывают двупульный патрон http://iaaforum.org/forum3/viewtopic.php?f=8&t=8465 Так там автор патрона между пулями пороха немного поместил
ЯкБ-12.7 и ГШГ-7.62:
Вторую пулю фиксируют сферические вдавки в гильзе, при сгорании порох давит на первую пулю через секторные проемы остающиеся между шейкой гильзы и второй пулей.. Скорость 2й пули меньше засчет массы и поджима выступами., поэтому она не догоняет 1ю а следует за ней.
Спасибо! Логичная версия
——————
Все высказались? Я Вам уже говорил, что как я напишу, так в учебники и будет записано. Причем и в России и в других странах! Вы еще сомневаетесь? Лицо проще сделайте.
А инструкцый по ЯКБ не встречалось??
А инструкцый по ЯКБ Как агент двух разведок вы должны знать, что такая информация просто так не раскрывается, поэтому возможен только обмен на мануалы по “Jevelin” и “FIM-43 Redeye”
——————
Главное в рукопашной схватке, это что бы патронов хватило!
По JEVELIN поисчу,
гдето была, по FIM-43 точно не уверен..
А что есть инструкцыя по ЯКБ??
По JEVELIN поисчу,
гдето была, по FIM-43 точно не уверен.. По FIM-43 нету в Интернете, да и по Джевелин тоже сомневаюсь, так что успокойтесь
И сдались вам эти многоствольники?! Лучше здесь хорошо всё выучите – http://www.slovari.ru/
——————
Главное в рукопашной схватке, это что бы патронов хватило!
Причем тут что, причем тут словари.
Да многоствольники интересуют, про м134 уже все подробности знаю, приходилось и пострелять тоже, разборка зборка агрегата но м134 заряжаетса натовскими 7,62х51мм хотя шестистволка ничего 6000 выстрелов в минуту..
ЯКБ имеет гидравлический привод, м134 електрический мотор на 28 вольт постоянного напряжения.
м134 на электре, поскольку его пихают везде где есть прикрутить+розетка, это и понятно. а ЯКБ+тандемный боеприпас это уже комплекс, который по задумке конструкторов*одним выстрелом двух зайцев*эффективен именно в движении, засчет разброса 1 и 2й пуль работой по площадям. гидропривод-относительно надежнее
У нас электропривод вообще был не в ходу. Например, некоторые шестистволки-пушки (модель уже не помню) раскручивались пиропатроном-газогенератором при начале стрельбы, а затем уже шел привод пороховыми газами. За счет этого они страшно засирались, а техники прозвали их “пушка-грязнушка”.
cabal2600
ЯКБ имеет гидравлический привод Prizzrak
гидропривод-относительно надежнее Точно? А от чего к чему там гидропривод?
Авотоматика на отводе газов, а раскрутка для первого выстрела от пружины – на фото ее хорошо видать между стволами.
oldcolony
За счет этого они страшно засирались, а техники прозвали их “пушка-грязнушка”. А может скорее из-за того, что создавались все эти пушки Грязевым? В содружестве с Шипуновым.
А может скорее из-за того, что создавались все эти пушки Грязевым? В содружестве с Шипуновым. Не думаю. Так как Грязев с Шипуновым практически все пушки делали- и ГШ-23, и ГШ-6-23, и ГШ-6-30, и еще чего-то, а так называли одну конкретную модель, вот не помню какую.
sakstorp
Как агент двух разведок вы должны знать, что такая информация просто так не раскрывается, поэтому возможен только обмен на мануалы по “Jevelin” и “FIM-43 Redeye” Это который M98A1 “Javelin Veapon System” , или интересует британский ПЗРК ? По второму увы , нэма .
Между прочим, вертолет Ми-24 на фотке сверху – венгерских ВВС, так что пулемет ЯкБ-12,7 состоит на вооружении агрессивного блока НАТО. То есть за инструкциями к пулемету надо к западным товарищам обращаться.