0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Авиадесантная САУ АСУ-57П (СССР)

Великий СССР

Чтобы помнили

Главное меню

Навигация по записям

Авиадесантная САУ АСУ-57

Авиадесантная самоходная установка АСУ-57 была создана на базе оригинального шасси (обьект 572), разработанного в ОКБ-40 под руководством Н.А. Астрова. Самоходка прошла полигонные испытания в апреле 1949 года, а войсковые — в июне 1949 года. В 1951 году началось ее серийное производство. Пушки Ч-51 и Ч-51М изготавливал завод № 106, а шасси — ММЗ. Там же, в Мытищах, производилась и общая сборка АСУ-57.

После Великой Отечественной войны в СССР активизировались работы по образцам вооружения и военной техники, транспортным самолетам и средствам десантирования для Воздушно-десантных войск. Новое направление приобрела и разработка боевых машин для десанта. Ранее основное внимание уделялось малым или легким авиадесантным танкам. Правда, англичане разработали 57-мм полузакрытую самоходку «Алекто» II на шасси легкого танка «Гарри Гопкинс», но вскоре оставили этот проект.

В СССР в первые послевоенные годы усилия сосредоточили на противотанковой самоходной артиллерийской установке: наиболее опасным противником десанта после высадки считались именно танковые и механизированные подразделения. Хотя от идеи авиадесантного легкого танка окончательно не отказались, «броней крылатой пехоты» на два десятилетия стали легкие САУ, которые существенно повышали мобильность десанта, частично выполняя транспортные задачи.

В октябре 1946 г. на заводе №92 им. И.В. Сталина в г. Горьком приступили к созданию 76-мм пушки, а на Мытищинском заводе №40 – шасси для легкой авиадесантной САУ. Разработка шасси шла под руководством одного их лучших советских конструкторов Н.А. Астрова, накопившего большой опыт конструирования легких бронированных машин. Уже в марте 1947 г. выполнили эскизный проект «объекта 570», а в июне появился технический проект. В ноябре 1947 г. завод №92 изготовил два опытных образца пушки ЛБ-76С, которые передали на завод №40, где в декабре собрали первую опытную самоходку. С 1948 г. начались заводские испытания, в середине 1948 г. опытные образцы испытали на полигоне НИИБТ в Кубинке и на ГНИАП под Ленинградом. К концу года пушка ЛБ-76С была доведена до серии, получив обозначение Д-56С.

Войсковые испытания четырех опытных образцов САУ проходили в июле-сентябре 1949 г. в Тульской области в 38-м воздушно-десантном корпусе. Постановлением Совета Министров от 17 декабря 1949г. установка была принята на вооружение под обозначением АСУ-76 («авиадесантная самоходная установка, 76-мм»). Это была первая поступившая на вооружение отечественная бронемашина, специально предназначенная для ВДВ.

Работы над 57-мм самоходкой, которая обладала бы большей подвижностью, чем 76-мм, шли параллельно. Кроме ОКБ Астрова их вели и другие конструкторские коллективы.

Еще в 1948 г. был разработан вариант АСУ-57, вооруженный 57-мм автоматической пушкой 113П. Эта пушка создавалась как авиационная, но истребитель Як-9-57 ОКБ Яковлева с 113П не прошел даже заводских испытаний. С началом работ над авиадесантными самоходками ОКБ Астрова приняло в них участие, предложив машину массой всего 3,2 т с экипажем из двух человек (в ОКБ Яковлева одновременно создавался транспортно-десантный планер для авиадесантной самоходки). Однако установка орудия не позволяла вести прицельный огонь согласно предъявленным требованиям.

В 1949 г. на ВРЗ №2 построили разработанную ОКБ под руководством А.Ф. Кравцева компактную плавающую самоходку К-73 массой 3,4 т и высотой всего 1,4 м, вооруженную 57-мм пушкой Ч-51 с прицелом ОП2-50 и спаренным с пушкой 7,62-мм пулеметами СГ-43. Боекомплект включал 30 выстрелов к пушке и 400 патронов к пулеметам. Толщина брони составляла 6 мм, бронестойкость повышалась наклоном лобовых листов корпуса и рубки. В передней части корпуса монтировались карбюраторный двигатель ГАЗ-51 мощностью 70 л.с. и агрегаты трансмиссии. Водоходным движителем служил гребной винт на откидном валу, крепившемся в походном положении на кормовом листе рубки. Скорость хода на суше достигала 54 км/ч, на плаву — 7-8 км/ч. Конкуренции с самоходкой Астрова машина Кравцева не выдержала из-за недостаточной проходимости.

Первый опытный образец АСУ-57 («объект 572») с той же 57-мм пушкой Ч-51, созданный в ОКБ-40 под руководством Н.А. Астрова и Д.И. Сазонова, изготовили на заводе №40 (с 26 сентября 1948 г. – Мытищинский ордена Отечественной войны I степени машиностроительный завод, ММЗ, ныне ЗАО «Метровагонмаш») в 1948 г. Полигонные испытания самоходка прошла в апреле, а войсковые — в июне 1949 г. Постановлением Совета Министров СССР от 19 сентября 1951 г. АСУ-57 была принята на вооружение. Ее серийное производство ММЗ начал в 1951 г., к производству бронекорпусов привлекли завод дробильно-размольного оборудования в г. Выкса («Дробмаш», Горьковская обл.). Широкая публика впервые увидела АСУ-57 на параде на Красной площади в Москве 1 мая 1957 г.

Корпус САУ АСУ-57 представляет собой открытый короб из панелей, соединенных сваркой и клепкой. Носовую часть составляли два броневых листа, сваренных между собой и с бортами корпуса. К нижнему листу прикреплена передняя часть днища. Борта корпуса — это вертикальные бронелисты, приваренные к нишам подвески, бортовым нишам и лобовым щитам. Днище корпуса — дюралюминиевый лист, соединенный заклепкой с лобовыми листами и нишами подвески. Бортовая защита боевого отделения состоит из откидного лобового и бортового листов. Штампованный из дюралюминия кормовой лист крепится на заклепках к днищу и бортам корпуса. Лёгкобронированный корпус без крыши сверху прикрывался сьемным брезентовым тентом.

В носовой части машины располагалось моторно-трансмиссионное отделение, в кормовой находились пушка, боеприпасы приборы наблюдения, прицелы, радиостанция, здесь же размещались места механика-водителя, а также командира машины, выполнявшего обязанности наводчика, радиста и заряжающего.

В довольно тесном боевом отделении размешалась 57-мм пушка Ч-51, созданная в 1948-1950 гг. в ОКБ завода № 106. Ствол-моноблок пушки был оснащен двухкамерным дульным тормозом и эжектором, который находился на расстоянии 4 калибров от дульного среза. Пушка имела вертикальный клиповый затвор с полуавтоматикой копирного (механического) типа и корытообразной люлькой. В ее передней части находилась труба, а в ней — гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник. За люлькой помещались направляющие для захватов ствола. Качающаяся часть и люлька были смонтированы на рамке.

Подъёмный механизм секторного типа обеспечивал орудию углы вертикального наведения от -5° до +12°, винтовой поворотный механизм позволял наводить пушку в горизонтальной плоскости в секторе +8° относительно продольной оси машины. При ведении огня с закрытых позиций применялась артиллерийская панорама, а при стрельбе прямой наводкой расчет пользовался оптическим прицелом ОП2-50, шкалы которого ночью и при плохой видимости подсвечивались. Скорострельность при прицельном огне достигала 6-10 выстрелов в минуту. Возимый боекомплект состоял из 30 унитарных выстрелов. В их число входили бронебойно-трассирующие снаряды с начальной скоростью 1250 м/с, пробивавшие броню толщиной до 90-100 мм; осколочно-фугасные и подкалиберные бронебойно-трассирующие снаряды весом по 3,75 кг с начальной скоростью 605 м/с. Дальность прямого выстрела составляла 1100 м, а наибольшая дальность при стрельбе осколочно-фугасными гранатами достигала 6000 м.

Читать еще:  Проект авиационного ракетного комплекса «МАРК» (СССР)

В 1955 году было начато производство модернизированного варианта пушки, получившего индекс Ч-51М. Двухкамерный дульный тормоз с эффективностью 68% заменил щелевой. Открывание затвора и экстракция гильз производилась в конце наката, а не в конце отката, как у Ч-51, в поворотный механизм было введено тормозное устройство и т.д.

В МТО поперек корпуса самоходки расположен карбюраторный четырехцилиндровыИ двигатель жидкостного охлаждения M-20E. Двигатель, коробка передач и бортовые фрикционы с ленточными тормозами образуют единыи блок, опирающийся на четыре эластичные опоры. Бортовые передачи представляют собой простой редуктор.

Подвеска индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами на передних узлax. На каждом борту имеютси четыре обрезиненных опорных катка и два поддерживающих ролика. Последний опорный каток выполняет роль направляющего колеса, в балансир которого встроен механизм натяжения винтового типа. Гусеничная цепь металлическая, мелкозвенчатая. Несмотря на узкую гусеницу, самоходка имела низкое (всего 0,034 Мпа) удельное давление на грунт, что позволяло ей уверенно преодолевать заболоченные участки и глубокий снег.

АСУ-57 оборудовалась радиостанцией 10РТ-12, внутренняя связь осуществлялась с помощью типового танкового переговорного устрюиства.

Самоходка транспортировалась средствами военно-транспортной авиации. Она десантировалась с помощью планера ЯК-14. а также методом парашютирования. Экипаж самоходки при этом приземлялся отдельно от машины. Для предотвращения раскачки корпуса машины при ее транслортировке, в планере или самолете использовалось устройство, блокирующее крайние узлы подвесок на корпус.

Принятие в 1959 г. на вооружение транспортного Ан-12, созданного в ГСОКБ-473 О.К. Антонова, изменило ситуацию. Новый самолет намного расширил возможности десантов, уверенно обеспечивая посадочное или парашютное десантирование личного состава и техники, включая АСУ-57.

Для сброса грузовых десантных систем самолет Ан-12Б оснащался роликовым транспортером ТГ-12. Для парашютного десантирования АСУ-57 использовались парашютные платформы, разработанные под руководством А.И. Привалова в КБ завода №468 (Московского агрегатного завода «Универсал»), с многокупольными системами МКС-4-127 или МКС-5-128Р. Самоходка крепилась тросами со швартовочными приспособлениями на парашютной платформе ПП-128-500 (для десантирования из самолетов Ан-12Б), а позже – на платформе П-7 (из Ан-12Б, Ан-22 и Ил-76), а для предотвращения деформации и других повреждений фиксировалась опорами под днищем. Полный полетный вес платформы ПП-128-5000 с АСУ-57 с боекомплектом составлял 5160 кг. Ан-12Б мог брать на борт две АСУ-57 на платформах.

Десантирование включало несколько этапов: извлечение платформы с грузом из самолета вытяжным парашютом и введение в действие стабилизирующего парашюта, снижение на стабилизирующем парашюте и зарифованных основных куполах; разрифление основных куполов, наполнение их воздухом и снижение на них, приземление. В момент касания платформой земли срабатывала амортизация, а автоматическая отцепка отсоединяла основные парашюты. Возможная высота десантирования с МКС-5-128Р составляла от 500 до 8000 м, а скорость снижения – около 7 м/с. Для обнаружения после приземления платформа могла снабжаться маркерным радиопередатчиком Р-128.

Самоходку мог перебрасывать и появившийся в том же 1959 г. тяжелый вертолет Ми-6 ОКБ М.Л. Миля.

В 1954 году появилась модифицированная плавающая АСУ-57П с водонепроницаемым корпусом, улучшенной пушкой, оснащенной более технологичным активным дульным тормозом, и форсированным до 44 кВт двигателем. В качестве водоходного движителя применили опробованный на легком танке вариант — два гребных винта с приводом от направляющих колес. Это обещало прекрасную маневренность на плаву, однако гусеницы при этом не отключались, а при выходе на берег, когда двигатель работал иа низших передачах, не хватало тяги. Более эффективной оказалась схема, отработанная на довоенном легком танке Т-40, на котором винт с рулем в потоке находились в туннеле.

Несмотря на улучшения, АСУ-57П так и не приняли на вооружение, во-первых хватало выпускавшихся АСУ-57, а во-вторых, уже началась разработка образцов новой, более мощной боевой техники (АСУ-85).

АСУ-57 участвовали во всех крупных учениях ВДВ. В «Российской газете» упоминалось использование АСУ-57 в войсковых учениях с реальным применением ядерного оружия, проведенных 10 сентября 1956 г. на Семипалатинском полигоне. АСУ-57 поставлялись также в Египет.

АСУ-57 стала своего рода «испытательным стендом» для дальнейшей разработки авиадесантной бронетехники. Так, в 1953-1954 гг. в 22 НИИ ПБТТ (ныне 38 НИИИ, пос. Кубинка) провели копровые испытания АСУ-57 – с использованием крана КТ-12 провели серию сбросов самоходки для определения максимально допустимой перегрузки при различных вариантах приземления. Тогда была установлена предельная перегрузка в 20g, позднее вошедшая в ГОСТ по десантным системам.

Боевая масса, т 3,35
Компоновочная схема моторно-трансмиссионное отделение спереди, боевое и управления сзади
Экипаж, чел. 3
Длина корпуса, мм 3480
Длина с пушкой вперёд, мм 4995
Ширина корпуса, мм 2086
Высота, мм 1460
Клиренс, мм 300
Тип брони стальная и алюминиевая катаная
Лоб корпуса, мм/град. 6
Борт корпуса, мм/град. 4
Корма корпуса, мм/град. 5
Вооружение
Калибр и марка пушки 57-мм Ч-51М
Тип пушки нарезная
Боекомплект пушки 30
Углы ВН, град. -5..+12
Углы ГН, град. -8..+8
Прицелы телескопический ОП2-50
Тип двигателя М20-Е Рядный
4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 50
Скорость по шоссе, км/ч 45
Скорость по пересечённой местности, км/ч по грунту 25
Запас хода по шоссе, км 250
Удельная мощность, л. с./т 15,6
Тип подвески индивидуальная торсионная
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,7
Преодолеваемый ров, м 1,4
Преодолеваемый брод, м 0,5

Авиадесантные самоходные артиллерийские установки АСУ-76 и АСУ-57

Несмотря на то, что примеры успешных авиадесантов Второй Мировой войны можно пересчитать по пальцам одной руки (а вот провальных насчитывалось порядочно), после её окончания, в Советском Союзе роль воздушно-десантных войск резко возросла.

Однако мало просто доставить бойцов к заданной точке по воздуху, нужно и обеспечить им соответствующую огневую поддержку и транспортные средства. Чрезвычайно остро встал вопрос о создании боевой машины десанта, мощной в бою и компактной в транспортировке. Идеи доставки легких танков и бронемашин самолетами существовали ещё с 30-х годов, но это были лишь стандартные образцы с минимальными переделками, а вот настоящей БМД – боевой машины десанта, ещё не существовало ни в одной стране мира.

Авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-76

Авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-76.

Первым образцом советской бронетанковой техники, разработанным специально для ВДВ, стала авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-76. Ее проектирование началось в 17 октября 1946 года на Мытищинском машиностроительном заводе (ММЗ) Министерства автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения (завод № 40).

Главным конструктором установки назначили Николая Александровича Астрова. Работа велась очень быстрыми темпами: эскизный проект закончили уже в марте 1947 года, технический — в июне, а в декабре изготовили первый опытный образец!

Заводские испытания АСУ76 проводились с января по май, а междуведомственные — в июне — июле 1948 года. И те, и другие — с положительными результатами.

Войсковые испытания четырех опытных образцов проходили в 38-м воздушно-десантном корпусе с 1 июля по 1 сентября 1949 года. Комиссия признала их результаты удовлетворительными. Правда, испытывавшийся параллельно на НИИБТ Полигоне еще один образец АСУ-76 испытаний не выдержал.

Авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-76

17 декабря 1949 года АСУ-76 приняли на вооружение, однако на серийное производство ее не поставили, и как оказалось не зря. Две изготовленных образца машины в ноябре —декабре 1950 года подверглись полигонным испытаниям в объеме гарантийного срока службы, и оба их провалили. Проект был на время отложен в стол и… окончательно забыт по решению министра обороны Н.А. Булганина от 27 августа 1953, тем более, что планер-носитель Ил-32 и его буксировщик к этому времени так и не были построены.

Читать еще:  Противотанковый ракетный комплекс Корсар (Украина)

К-73, ещё одна несостоявшаяся БМД

Также «в никуда» отработало и особое конструкторское бюро инженерных войск под руководством А.Ф.Кравцева, разработавшее в 1949 году плавающую авиадесантную самоходную установку К-73.

Неплохая машина по характеристикам, К-73 относилась к типу полузакрытых самоходных установок с передним расположением двигателя. Она имела боевую массу 3,3 т и экипаж из трех человек. Основным вооружением являлась 57мм пушка 451 с щелевым дульным тормозом и эжектором. С пушкой был спарен пулемет СГ-43. В боекомплект, состоявший из 30 выстрелов, входил бронебойно-подкалиберный снаряд с начальной скоростью 1250 м/с.

Двигатель и коробка передач, заимствованные у грузового автомобиля ГАЗ-51 обеспечивали машине максимальную скорость при движении на суше 54 км/ч, на плаву — 8 км/ч. Движение на плаву осуществлялось с помощью гребного винта. В ходовой части использовались торсионная подвеска с гидроамортизаторами на крайних задних катках, и гусеница с ОМШ.

Но впечатление портила низкая проходимость по дорогам с глубокой колеей, а также совершенно никуда не годная надежности узлов и агрегатов машины.

Второе рождение АСУ-57

Тем временем, коллектив СКБ-40 Мытищинского машиностроительного завода под руководством уже знакомого нам по АСУ-76 Н.А. Астрова не терял времени даром и подготовил проект ещё одной артсистемы для десантников. Калибр орудия АСУ был 57-мм, поэтому и на вооружение машину приняли под индексом АСУ-57.

Авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-57

АСУ-57 относилась к типу полузакрытых установок с передним расположением МТО. Боевое отделение, находившееся в кормовой части корпуса, было совмещено с отделением управления. Корпус — из стальных и алюминиевых листов (днище и корма), сварной и частично клепаный.

В боевой рубке на специальной опоре установили 57-мм пушку Ч51 с дульным тормозом щелевого типа. На машинах, выпускавшихся после 1955 года, устанавливалась модернизированная пушка Ч51М с двухкаморным дульным тормозом.

В МТО поперек корпуса самоходки располагался карбюраторный 4цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения М20Е мощностью 50 л.с., позволявший самоходке массой 3,35 т развивать максимальную скорость 45 км/ч.

Экипаж машины состоял из трех человек и весь располагался в боевом отделении: сиденье механика водителя находилось впереди у правого борта; заряжающего — позади механика водителя. Сиденье командира, выполнявшего еще обязанности наводчика и радиста, находилось впереди у левого борта.

Установки АСУ-57 поступали на вооружение воздушно-десантных войск в сравнительно небольших количествах. В противотанковую роту каждого парашютно-десантного полка входило девять установок. Для десантирования АСУ-57 первоначально использовались контейнеры П-90 (два таких контейнера подвешивались под крыльями бомбардировщика Ту-4) и планеры Як-14. После появления в военно-транспортной авиации самолетов Ан-8 и Ан-12 для десантирования АСУ-57 стали применять платформенные многокупольные парашютные системы.

В сентябре 1951 года на ММЗ начались работы по созданию на базе агрегатов АСУ-57 плавающей авиадесантной самоходной установки АСУ-57П.

В 1952 — 1955 годах были изготовлены четыре опытных образца этой боевой машины. Все они в этот период проходили заводские, войсковые и государственные испытания. Однако на вооружение АСУ-57П не принималась и в серийном производстве не состояла.

Серийное производство АСУ-57 осуществлялось с 1951 по 1962 год.

А вот и «альтернативная» АСУ-57, версии завода 115

Стоит отметить, что в 1948 коллектив завода № 115 под руководством Б.Н. Яковлева разработал собственную БМД под индексом АСУ-57, но из-за явной «сырости» проекта, машина в производство не пошла. Обращаю внимание – это были две разные машины, не смотря на одинаковые индексы.

Советская опытная самоходная артиллерийская установка К-73 (АСУ-57П)

По окончании Второй мировой войны в СССР были широко развернуты работы по разработке новых образцов техники и вооружения для воздушно-десантных войск. Если рассматривать бронетанковую технику, то здесь основным направлением работ стало создание противотанковой САУ. В числе первых данную задачу пыталось решить ОКБ ИК СВ (Особое КБ при Инженерном комитете Сухопутных войск) возглавляемое Кравцевым Анатолием Федоровичем.

АСУ-57П (внутризаводское обозначение К-73) – плавающая авиадесантная САУ – разрабатывалась под руководством Кравцева А.К. в ОКБ при Инженерном комитете параллельно с БТР К-75. Московский Военно-ремонтный завод №2 ГБТУ в 1949 году изготовил два опытных образца САУ К-73. Первый их них предназначался для проведения ходовых испытаний (включая испытания на плаву), второй – для артиллерийских испытаний, которые проходили на ГНИАП ГАУ. Проектировался, однако, в металле реализован не был, вариант АСУ-57ПТ, который предназначенный, кроме прочего, для буксировки артиллерийских систем. АСУ К-73 могла десантироваться на платформе парашютным способом отдельно от экипажа или планером Як-14 посадочным способом.

Корпус АСУ-57П состоял из бронелистов, которые между собой соединялись при помощи клепки. Для изготовления лобовых и бортовых листов корпуса использовалась броневая сталь толщиной от 4 до 8 миллиметров. Толщина дюралюминиевого днища составляла 3 миллиметра. Для снижения массы САУ задняя вертикальная стенка и надгусеничные полки также выполнялись из 1,5-миллиметрового дюралюминия. В носовой части корпуса устанавливался дюралюминиевый волноотбойный щиток, который во время движения по суше поворачивался и прижимался к корпусу. Все люки машины для герметизации были снабжены резиновыми прокладками. На задней стенке корпуса для снижения попадания в послевинтовую струю воды атмосферного воздуха имелся поворотный щиток гребного винта, выполненный из дюрали и опускаемый при входе в воду.
Корпус АСУ-57П открытого типа был разделен на три отделения. Моторно-трансмиссионное отделение располагалось в передней части корпуса. В открытой задней части корпуса (при необходимости закрывалась брезентом) располагались: отделение управления (справа от пушки) где находился механик-водитель и боевое отделение (рабочие места командира-наводчика и заряжающего). Моторно-трансмиссионное отделение было отделено от боевого отделения и отделения управления перегородкой.

Основное оружие САУ К-73 – нарезная пушка Ч-51 калибра 57 мм, унифицированная по боеприпасам и баллистике с противотанковой пушкой ЗИС-2. Пушка устанавливалась в рубке в сварной спецраме и оснащалась эффективным щелевым дульным тормозом, который значительно уменьшал отдачу (особенно важно при ведении огня с воды). Пушка относительно продольной оси самоходки была смещена на 100 мм влево. Высота линии огня — 1160 мм. Максимальная дальность выстрела составляла – 6000 м, прямого – 1250 м. Прицельная скорострельность – 7 выстрелов в минуту. Возимый боекомплект (30 выстрелов) состоял из бронебойных (53-БР-271, -271К, -271М, -271СП), подкалиберных (53-БР-271П, -271Н) и осколочных (53-О-271У, -271Ж) снарядов. Подкалиберный снаряд имел начальную скорость 1158 м/с. С пушкой был спарен пулемет СГ-43 калибра 7,62 мм с боекомплектом из 400 патронов. Наводка спаренной установки осуществлялась при помощи механизмов с ручным приводом. В походном положении пушка Ч-51 крепилась с помощью специального стопора и подкосов. Расстопорение производилось тросовым приводом с места командира самоходки. В комплект САУ также входили пистолет-пулемет ППС 7,62-мм (315 патронов), сигнальный пистолет СПШ (8 сигнальных патронов) и 8 ручных гранат Ф-1 размещались в двух укладах.

Приборы наблюдения и связи, электрооборудование

Спаренная артиллерийская установка наводилась при помощи телескопического прицела ОП2-8. На рабочем месте командира самоходки в бортовом и лобовом листах корпуса для наблюдения за местностью были выполнены смотровые щели. Для переговоров между членами экипажа использовалось танковое переговорное устройство ТПУ-47. Для внешней радиосвязи использовалась радиостанция 10-РТ-12.
Электрооборудование САУ К-73 выполнялось по однопроводной схеме. Бортовая сеть напряжением 12 В. Источниками электроэнергии служили генератор ГТ-1500 и пара аккумуляторных батарей ЗСТЭ-100. Для тушения пожара в самоходке мог использоваться углекислотный огнетушитель ОУ-2.

Читать еще:  Самоходная пушка 2А3 "Конденсатор-2П" «объект 271» (СССР)

Двигатель и трансмиссия

Силовая установка была заимствована от ГАЗ-51Н. Были использованы его шестицилиндровый карбюраторный двигатель, системы питания топливом, охлаждения, смазки и запуска. Слева от двигателя был установлен топливный бак из дюралюминия протектированный специальной 8-миллиметровой резиной. 70-сильным двигателем обеспечивалась максимальная скорость на суше 54 км/ч, на плаву — 7,8 км/ч. Для пуска двигателя использовался электростартер. Система зажигания — батарейная. Чтобы облегчить пуск двигателя при низких температурах у автомобиля ГАЗ-51 заимствовали котел-подогреватель.
Во время движения машины по суше охлаждавший радиатор воздух поступал через воздухозаборный люк, выполненный над радиатором в передней части крыши корпуса. Из моторного отделения воздух отводился при помощи вентилятора через воздуховоды с жалюзи. Во время преодоления водных препятствий воздухозаборный люк герметично закрывался створками, а воздуховоды приподнимались чтобы исключить попадание забортной воды. В этом случае забор воздуха для охлаждения двигателя и моторного отделения осуществлялся вентилятором из боевого отделения.
Механическая трансмиссия состояла из главного фрикциона сухого трения (сталь по ферродо); четырехступенчатой трехходовой коробки передач; главной передачи; двух бортовых фрикционов с ленточными плавающими тормозами; двух одноступенчатых бортовых редукторов; главного и бортовых карданных валов. Главный фрикцион, коробка передач (кроме ступиц вала коробки), а также шарниры карданных валов заимствовали у автомобиля ГАЗ-51.
Во время движения по воде механик-водитель управлял САУ К-73 при помощи штурвала. В этом случае через привод в горизонтальной плоскости отклонялся трехлопастной гребной винт, установленный на поворотной внешней части валопровода, который был смонтирован на задней стенке корпуса самоходки. Отклонением валопровода обеспечивался рабочий угол поворота в 24 градуса. Внешняя часть валопровода и винт при движении по суше убирались в спец. нишу, выполненную в задней стенке корпуса слева (по ходу движения).

Для АСУ-57П разработали новую ходовую часть. Подвеска – индивидуальная, торсионная. Гусеничный движитель (на один борт) состоял из мелкозвенчатой гусеничной ленты с цевочным зацеплением, трех опорных катков с наружной амортизацией, направляющего колеса и литого ведущего колеса кормового расположения. Кормовые катки оснащались гидравлическими амортизаторами, конструкция которых была сходна с амортизаторами автомобиля ЗИС-110.

11 февраля 1950 г. военный министр СССР подписал Постановление предписывающее проведение в период с 1 по 5 июня 1950 года на полигоне НИИБТ испытаний АСУ-57П. Комиссию возглавил генерал-майор инженерно-танковой службы Алымов Н.Н. (заместитель — генерал-майор танковых войск Супян Б.Д.). Инженер-полковник Кравцев А.Ф. представлял инженерный комитет. Испытания САУ К-73 проводились по утвержденной начальником ГБТУ программе.
Целью испытаний было:
— определение ТТХ представленной машины и их соответствие ТТТ;
— оценка конструкции САУ и определение надежности отдельных механизмов и агрегатов, удобства их обслуживания, демонтажа и монтажа, проведения профилактических осмотров;
— определение возможности преодоления водных преград с хода в различных условиях состояния прибрежных участков и берегов;
— определение эффективности огня с ходу и с места по различным целям, скорострельности и удобства ведения огня, надежности установочных частей артиллерийской системы, прицельных приспособлений, пулемета, влияния выстрела на устойчивость, влияния на экипаж дульной волны.
Ходовые испытания провели на испытательной базе Полигона, испытания на плаву – на реке Москва и Пироговском водохранилище. АСУ-57П за время испытаний в общей сложности прошла по суше 1672 километров (500 км – по шоссе, 1102 км – по грунтовым дорогам, 70 км – по бездорожью) и 104 км — на плаву. По завершении испытаний комиссией было выдано заключение о том, что опытный образец АСУ-57П заданным тактико-техническим требованиям в целом соответствует. Наиболее существенными отступлениями от тактико-технических требований было превышение массы САУ на 90 кг (вместо 3250 — 3340), отсутствие механического насоса и легкосъемного приспособления улучающего проходимость.
В ходе испытаний выяснилось, что по ряду параметров АСУ-57П превзошла последний образец подобного типа – АСУ-57 завода №40. В то же время, самоходная артиллерийская установка К-73 представленная на испытания имела ряд производственных и конструктивных недостатков, которые снижали ее боевые качества. Основными из них были:
— недостаточная герметичность корпуса;
— недостаточная прочность установочных частей для пушки и боеукладки;
— возможность проникновения внутрь корпуса свинцовых брызг и пуль через амбразуры пушки, прицела и пулемета;
— отсутствие скошенного блока для наблюдения вперед у командира машины;
— низкая надежность клиноременной передачи двигателя;
— невозможность прямолинейного движения на плаву.

Комиссия посчитала целесообразным, после устранения недостатков и испытаний артиллерийской части, изготовление установочной партии АСУ-57П для проведение войсковых испытаний. Хотя данных об артиллерийских испытаниях на ГНИАП ГАУ не удалось разыскать, известно, что они прошли успешно. Создатели САУ К-73 закономерно рассчитывали, что их машина будет принята на вооружение. Однако этого не произошло. Постановлением СМ СССР было принято решение передать всю конструкторскую документацию и опытный образец в КБ ММЗ, возглавляемое Астровым Н.А. Там с сентября 1951 года велась разработка плавающей модификацией АСУ-57. Опытный образец плавающей самоходной артиллерийской установки «Объект 574» был построен в ноябре 1952 года. Один из опытных образцов САУ К-73 передали в Военно-исторический музей бронетанкового вооружения и техники (поселок Кубинка), где он экспонируется и сейчас.

Тактико-технические характеристики:
Классификация – десантируемая противотанковая САУ;
Боевая масса – 3400 кг;
Экипаж – 3 человека;
Разработчик – ОКБ ИК;
Годы производства – 1949 г.;
Количество выпущенных – 2 шт.;
Размеры:
Длина корпуса – 5355 мм;
Длина САУ с пушкой вперёд – 5580 мм;
Ширина корпуса – 2085 мм;
Высота – 1510 мм;
Колея – 1970 мм;
База – 1800 мм;
Клиренс – 250 мм;
Бронирование:
Тип используемой брони – противопульная;
Лоб корпуса, верхний лист (угол наклона) – 8 мм (42 град.);
Лоб корпуса, средний лист (угол наклона) – 6 мм (25 град.);
Лоб корпуса, нижний лист (угол наклона) – 4 мм (45 град.);
Лоб рубки – 6 мм;
Борт корпуса – 4 мм;
Корма корпуса – 1,5 мм;
Днище – 3 мм;
Вооружение:
Марка и калибр пушки – Ч-51, 57-мм;
Тип пушки – нарезная;
Длина ствола – 80,5 калибров;
Боекомплект – 30 выстрелов;
Углы горизонтального наведения – от -8 до +8 град.;
Углы вертикального наведения – от -4,5 до +15 град.;
Дальность стрельбы – до 6000 м;
Прицел – ОП2-8;
Марка пулемёта и калибр – СГ-43, 7,62 мм;
Подвижность:
Марка двигателя – ГАЗ-51;
Тип – бензиновый;
Объём – 3480 см3;
Максимальная мощность при 2800 об/мин – 70 л.с.,
Максимальный крутящий момент при 1500 об/мин – 205 Н•м,;
Мощность двигателя – 70 л. с.;
Конфигурация – 6-цилиндровый, рядный;
Число тактов (тактность) – 4;
Охлаждение – жидкостное;
Скорость по шоссе – 54 км/ч;
Запас хода по шоссе – 234 км;
Запас хода по пересечённой местности – 134 км;
Скорость на плаву – 7,8 км/ч;
Запас хода на плаву – 46 км;
Подвеска – индивидуальная торсионная;
Удельное давление на грунт – 0,475 кг/см²;
Преодолеваемый ров – 1,4 м;
Преодолеваемая стенка – 0,54 м;
Преодолеваемый подъём – 28 град.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector