13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Авиационная сверхзвуковая крылатая ракета «Метеорит-А» (СССР)

Авиационная сверхзвуковая крылатая ракета «Метеорит-А» (СССР)

Необычным дебютантом авиасалона МАКС-2007 стала авиационная сверхзвуковая крылатая ракета (СКР) «Метеорит-А». Это изделие, известное также под индексом 3М-25, было разработано в НПО машиностроения (г. Реутов Московской обл.) под руководством академика В.Н. Челомея еще четверть века назад, но до сих пор оставалось практически неизвестным общественности. «Метеорит-А» не был запущен в серию, однако по мнению ряда экспертов, с учетом прогресса в области электроники, проект еще может быть реанимирован. «Метеорит-А» концептуально отличается от большинства других стратегических крылатых ракет 70–80-х гг., летевших к цели на малых высотах с дозвуковой скоростью. Более чем 6-тонная ракета должна была преодолевать ПВО противника на высоте 22–25 км со скоростью 750–900 м/с (2700–3240 км/ч). Конструкторами закладывалась возможность поражения цели на удалении до 3–5 тыс. км от точки пуска. Предполагалось, что специальная бортовая аппаратура будет создавать за СКР шлейф ионизированного воздуха, препятствующий точному наведению на нее зенитных ракет.

История ракеты такова. В ответ на развертывание США крылатых ракет нового поколения, НПО машиностроения получило задание на разработку дальней СКР как одного из средств сохранения баланса стратегических ядерных сил. Оснащенная уникальным «интеллектом», позволяющим совершать любые маневры на траектории с точным выходом на заданную цель, эта ракета была бы практически неуязвима для средств ПВО. Постановлением советского правительства от 9 декабря 1976 г. НПО машиностроения определялось головной организацией по разработке комплекса авиационного, морского и наземного базирования с унифицированной СКР. К воплощению проекта в жизнь привлекались лучшие руководители и специалисты головной фирмы и предприятий-смежников.

Столкнувшись с новыми техническими вопросами, в т.ч. длительным полетом в атмосфере с высокой сверхзвуковой скоростью, специалисты предприятия нашли новые решения в выборе аэродинамической схемы, конструкционных материалов, силовой установки, обеспечении теплового режима. К разработке системы управления на новых принципах привлекались передовые научные и конструкторские коллективы. Комплекс создавался под постоянным контролем Совета главных конструкторов под председательством В.Н. Челомея. Защита эскизного проекта комплекса морского базирования состоялась в декабре 1978 г., а авиационного базирования – в январе 1979 г.

Большой объем наземной стендовой отработки удалось выполнить в сжатые сроки. Проведенные испытания подтвердили правильность технических решений. 20 мая 1980 г. был проведен первый пуск СКР с наземного стенда, а 29 января 1982 г. – первый пуск с погружаемого стартового комплекса из подводного положения. Для государственных испытаний комплекса «Метеорит» на Северном машиностроительном предприятии (нынешнее ПО «Севмаш») переоборудовали подводную лодку проекта 667А. А для отработки комплекса авиационного базирования на Таганрогском авиазаводе (ныне ОАО «ТАВИА») на базе ракетоносца Ту-95МС был подготовлен специальный самолет-носитель, получивший обозначение Ту-95МА.

В процессе летных испытаний «Метеорит-А» провели 70 пусков ракет – 50 с наземного стенда, с ПСК и с подводной лодки и 20 – с самолета Ту-95МА. Испытания сверхдальней ракеты поставили перед техническим руководством ряд новых задач. Дальности трассы полигона Капустин Яр оказалось недостаточно. На траектории полета от Волги до Балхаша пришлось проводить весьма экзотический (для ракеты с такой скоростью) маневр разворота на 180°. Пуски производились и в интересах оценки защищенности ракеты от средств ПВО, для чего задействовались два современных зенитных ракетных комплекса. Но даже зная траекторию полета и время пуска, при выключенных бортовых средствах защиты и программы маневрирования зенитные ракеты смогли поразить СКР лишь со второго пуска.

При испытаниях авиационного варианта ракеты («Метеорит-А») самолет Ту-95МА с ракетой на наружной подвеске поднимался с одного из подмосковных аэродромов, уходил в зону пуска СКР, выполнял пуск и возвращался обратно. Выпущенная ракета выполняла полет по замкнутому маршруту длиной несколько тысяч километров. Результаты испытаний подтвердили техническую возможность создания комплексов различных видов базирования с дальней стратегической СКР.

По своим тактико-техническим характеристикам «Метеорит-А» значительно превосходил все имеющиеся на тот момент стратегические крылатые ракеты авиационного базирования. При разработке комплекса создан ряд уникальных систем, одна из которых отмечена премией Правительства РФ. Однако «Метеорит-А» не суждено было поступить на вооружение: в начале 80-х гг. было решено оснастить стратегические бомбардировщики другой крылатой ракетой – созданной в 1982 г. в МКБ «Радуга» компактной дозвуковой маловысотной Х-55, которая и была в декабре 1983 г. принята на вооружение для стратегических авиационных комплексов Ту-95МС, а затем и Ту-160. «Метеорит» так и остался опытным образцом.

Стратегическая универсальная КР 3М25 Гром – комплекс «Метеорит»

В конце 1976 года, согласно постановления СМ СССР конструкторское бюро под руководством В.Челомея начинает разрабатывать проект универсальной КР большой дальности. Ракету сразу разрабатывали в 3 вариантах:
— морского базирования для подлодок типа ПЛАРК 949М/675/К-420;

— воздушного базирования для стратегических самолетов типа Ту-160/95;
— наземного базирования для установки на мобильные пусковые установки.

Проектные эскизы защищены в конце 1978 года морской вариант, в начале 1979 года авиационного базирования. Создание и сборка крылатых ракет происходила на мощностях завода имени Хруничева, разработку и создание двигателей для разгонной ступени вело конструкторское бюро Химавтоматики.

Морской вариант — комплекс «Метеорит-М»
В мае 1980 года начинаются первые испытания морской модификации ракеты. Испытания проводились с наземного испытательного стенда. Испытания прошли неудачно – УКР «Метеорит» не смогла покинуть пусковую установку. Последующие три испытательных пуска тоже прошли неудачно. На пятом пуске крылатая ракета успешно сошла с ПУ и осуществила полет на дальность порядка 50 километров. Имеется информация, что на Черном море велись пуски с погружающегося стенда. В дальнейшем были проведены пуски с ПЛ К-420 проекта 667М. До 1988 года было совершено не менее 30 запусков КР 3М25.
Основные проблемы, выявленные испытаниями:
— работа системы коррекции по РК РЛ-изображению территории;
— работа системы образования плазмы (комплекс защиты);
— работа маршевого двигателя.

С 1988 года начинаются госиспытания «Метеорит-М» c УКР БД 3М-25 совместно с основным носителем ПЛАРК К-420. Атомные подводные лодки К-420 – это переоборудованные РПКСН проекта 667А. На подлодке установили наклонные пусковые СМ-290. Изначально планировали устанавливать пусковые унифицированные с ракетами «Гранит», но при переоборудовании подлодки стало очевидно, что реализовать подобное решение не представляется возможным. Наклон пусковых составил 45 градусов. Ракеты стартовали с затопленных пусковых. Пуск ракет был возможен с глубин до 40 метров на скорости менее 10 узлов.

Читать еще:  Опытный самолёт Convair Skate (США)

Основные характеристики ПЛАРК К-420:
— водоизмещение – 13.6 тысяч тонн;
— размеры – 152/14.7/8.7 метров;
— погружение раб/макс – 380/450 метров;
— скорость над/под водой – 15/23 узла;
— вооружение: 12 пусковых с ракетами 3М25, 4 ТА калибра 533мм, 2 ТА калибра 400мм.

Пуски проводили как с наземного испытательного стенда, так и с борта подлодки. Всего было совершено 50 запусков 3М-25. Соотношение неудачных и успешных пусков — 50:50. В конце 1989 года разработку морского комплекса «Метеорит-М» прекращают по результатам госиспытаний. С атомной подлодки снимают пусковые и ракеты, и она как торпедная ПЛА в 1990 году встает в строй ВМФ.

Авиационный вариант – комплекс «Метеорит-А»
Так как наземные испытания ракет проходили для морского комплекса, авиационный комплекс сразу испытывали с носителя-самолета. Все пуски были совершены с Ту-95МА (примерно 20 пусков).

Первоначально КР для комплекса «Метеорит-А» называлась «Изделие 255». Ракета подвешивалась на пилоне крыла, откуда и стартовала. Ее впервые запустили в начале 1984 года – пуск прошел неудачно. Следующий пуск также прошел неудачно. В дальнейшем, ракеты 3М-25А практически полностью доработали и испытывали на полигоне Капустин Яр. Из-за малой длины полигона, испытания проходили с разворотом на 180 градусов, что было нестандартным решением для ракет со скоростями около 3М. Однако, хоть комплекс уже был готов, в 1992 года его разработка также прекращается.

Наземный вариант – комплекс «Метеорит-Н»
Наземный комплекс «Метеорит-Н» с ракетой 3М-25Н был разработан, построен, и испытывался, предположительно, в 1981 году. Конструкционно он напоминал морской вариант комплекса с УКР БД 3М-25. Для создания комплекса разрабатывали технологии незаметности, которые в дальнейшем были использованы для других проектов. Вероятная причина прекращения создания «Метеорит-Н» — Договор о сокращении РСМД.

КР БД 3М-25 «Гром»
Особенность ракеты – уникальный комплекс для преодоления ПВО противника. Он назывался комплексом защиты с системой образования плазмы. Генератор плазмы, работая вперед, обеспечивал маскировку воздухозаборника маршевого двигателя. Однако недоработки в высоковольтном оборудовании системы очень часто приводили к авариям. Кроме этого, для обеспечения защиты ракеты был установлен комплекс РЭБ, который самостоятельно выпускал ложные буксируемые цели.

Ракета выполнена по аэродинамической схеме типа «утка» с треугольным складным крылом, а также складным нижним оперением. Воздухозаборник двигателя выполнен под фюзеляжем. В ракету установили автономную систему инерциального типа с коррекцией данных считывания РЛ РК-изображения территорий. Для обработки информации РЛС использовали мощную БЦВМ. Для осуществления боевых полетов КР во флоте создали ВЦ для разработки цифровых карт с точной системой корректировки. Испытания ракеты выявили большие проблемы использования системы корректировки, но к началу 1981 года, было найдено решение в виде распознавания контуров контрастного изображения. Такое решение впоследствии признают перспективным и рекомендуют к использованию на межконтинентальных баллистических ракет «УББ 15Ф178» и «Альбатрос».

Ступень стартового разгона у морской и наземной ракеты были одинаковы. Ее устанавливали под ракетой с двумя ЖРД, разработанными воронежским КБХА. РД-0242 обеспечивали общую тягу 24 тонны и имели управляемые поворотные сопла. Для вывода из под воды 3М-25 были использованы 2 стартовых РДТТ. Двигатели ступени – модернизированные двигатели первой ступени от межконтинентальной «15А20 / УР-100К». Система пневмогидравлики очень похожа на аналогичную от баллистической ракеты подводного старта Р-29 (4К75). Разработчик (КБХА) провел 48 испытаний – 96 двигателей. Боевое время работы ступени – 32 секунды. Для авиационной 3М-25А, сначала планировали установить разгонный РДТТ, но в окончательном варианте он отсутствовал.

Маршевый двигатель – турбореактивный КР-23 (КР-93). Разработан на уфимском мотостроительном объединении «Мотор». Предполагалось, что СРС разгонит ракеты до сверхскорости более одного Маха, на которой должен был начать работать маршевый двигатель. Однако этого так и не удалось добиться на испытаниях. Двигатель создавал тягу в 10 тонн (земля) и 8 тонн (высота 24 километра).

Для запуска МД пришлось использовать отделение СРС на скоростях менее одного Маха. Это привело к потере в дальности полета. Для компенсации используют новое высокоэнергетическое топливо. Оно хоть и обходилось дороже, но обеспечивало ракете полет на требуемую дальность. В хвосте КР был установлен отсек стабилизации, после сбрасывания которого запускался турбостартер или раскручивающий РДТТ дискового исполнения с тангенциальными соплами. Он был установлен в заднем конце вала турбины. Запустив турбину, он отсоединялся и выбрасывался через сопло. Турбина выходила на форсажный режим, на котором, проработав пару десятков секунд, переходила в нормальный режим работы.

Всего было создано порядка 100 единиц КР 3М25/3М25А, 70 единиц были использованы на испытаниях. В 1993 году, когда разработка УКР БД Гром была полностью остановлена, на мощностях завода оставалось 15 единиц готовых изделий 3М-25.

Носители ракет:
— под комплекс «Монолит-М», первоначально планировалось использовать ПЛАРК проекта 949М, однако не прошла унификация с комплексом «Гранит». После было запланировано установить комплекс на ПЛАРК проекта 675, но данный проект не реализовали. Следующим шагом было предложены переоборудование ПЛАРК проекта 667М до ПЛАРК К-420. Подлодку с номером 432 переоборудовали на объединении «Севмаш» в течение двух лет. Спуск ПЛАРК К420 состоялся 15.10.1982 года. Установили 12 пусковых комплекса «Монолит-М», из-за чего общая длина подлодки выросла на 20 метров. Расширили ракетный отсек до 15 метров. Установлены системы и комплексы: «Клевер», «Коршун-44», «Андромеда», «Тобол-АТ», «Молния-ЛМ1», «Рубикон», «Бор».

— под комплекс «Монолит-А» был переоборудован стратегический бомбардировщик Ту-95МС. Самолет под номером 04 переоборудовали на таганрогском авиазаводе. На носитель установили СУ РК «Лира» и два пилона под крылом.

Сегодня
В августе 2007 года на авиасалоне МАКС-2007 была представлена ракета морского комплекса без СРС, на которой была надпись «Метеорит-А».

Основные характеристики 3М-25/3М-25А:
— длина – 12.5/12.8 метров;
— диаметр – 0.9 метра;
— крыло – 5.1 метра;
— стартовый вес – 12.6 тонны;
— вес КР без СРС – 6380/6300 килограмм;
— дальность – 5 тысяч километров;
— маршевая скорость – до 3 М (3500 км/ч);
— крейсерская высота полета — 20-24 километра;
— вес БЧ – одна тонна (ядерный заряд);
— время полета – более 60 минут.

Читать еще:  Перспективный ударный вертолёт WZ-10 (Китай)

Метеорит, ракета 3М25 / Х-80 — SS-NX-24 SCORPION / AS-X-19 KOALA / SSC-X-5

Крылатая ракета большой дальности. Разрабатывалась в ОКБ-52 (НПО «Машиностроения», г.Реутов) генерального конструктора В.Н.Челомея. Предварительная проработка облика универсальной по носителям сверхзуковой крылатой ракеты проводилась в рамках НИР «Метеорит» с 1973 г. (источник). Постановление Совмина СССР о создании универсальной стратегической крылатой ракеты вышло 9 декабря 1976 г. Ракета проектировалась в трех вариантах базирования — морском (для ПЛАРК пр.949М), воздушном (для Ту-95 и, возможно, Ту-160) и наземном (вероятно, с самоходной ПУ). Эскизный проект комплекса морского базирования защищен в декабре 1978 г., авиационного базирования — в январе 1979 г. Разработка жидкостных двигателей стартово-разгонной ступени велась КБ Химавтоматики (КБХА) с 1977 г. по 1988 г. Производство ракет велось на заводе им.Хруничева. Предварительные испытания ракеты на раскрыв крыльев и запуск маршевого двигателя проходили в НПО машиностроения в Реутово.

Первый пуск морского варианта КР «Метеорит» с наземного стенда на полигоне Капустин Яр состоялся 20 мая 1980 г. Ракета не вышла из контейнера ПУ и частично его разрушила. Последующие 3 пуска были также неудачными. В пятом пуске 16 декабря 1981 г. ракета успешно стартовала и пролетела около 50 км. По неподтвержденным данным, кроме пусков с наземного стенда, велись испытания так же пусками с погружающегося стенда ПСК на Черном море (вероятно, полигон в Балаклаве). Всего со стендов в 1982-1987 г.г. проведено более 30 пусков ракет 3М25. Летные испытания ракеты с подводной лодки К-420 пр.667М состояли из трех пусков — 27.12.1983 г., и по одному пуску в 1984 г. (06.11.1984 г.) и 1986 годах.

В ходе испытаний наибольшие проблемы вызвала доводка систем коррекции по радиоконтрастному РЛ-изображению местности, отказы системы плазмообразования комплекса защиты КР от РЛ-обнаружения и, собственно, сам процесс старта КР — т.к. не удалось реализовать сверхзвуковой запуск маршевого двигателя ракеты, как предполагалось ТЗ на создание ракеты.

После прекращения программы разработки ракеты (1993 г.) на заводе им.Хруничева осталось около 15 готовых экземпляров ракет 3М25.

Особая благодарность пользователю «Случайный» с форума http://militaryrussia.ru за помощь в работе над материалом.


Морской вариант комплекса «Метеорит-М», ракета 3М25 «Гром» в стартовой конфигурации с блоками СРС (60 лет в строю полигон Капустин Яр. 1946 — 2006. М., 2006 г.)


В некоторых документальных ТВ-программах видеофрагмент с пуском ПКР «Вулкан» или «Базальт» выдается за съемку первого пуска КР «Метеорит-М» 3М25 (кадр ТВ-программы «Смотр», телеканал НТВ, 10.11.2007 г.)


Испытательный старт ракеты 3М25 «Метеорит» — SS-NX-24 на полигоне Капустин Яр, 1980-е годы (фото из архива пользователя «Случайный», опубликовано 28.08.2011 г., http://militaryrussia.ru/forum).

Белое море (по данным Широкорада — Берингово море — сомнительно)

Баренцево море по дрюданным

Совместные государственные испытания носителя (ПЛАРК К-420) и КР «Метеорит-М» начаты в 1988 г. Проведено 4 пуска с наземного стенда и 3 пуска с ПЛ. Соотношение успешных и неудачных пусков не изменилось (примерно 50 на 50). Всего за время испытаний проведено 50 пусков с наземных и погружающихся стендов и с подводной лодки. В 1989 г. с учетом результатов испытаний разработка морского варианта комплекса прекращена (15.12.1989 г.). Оборудование комплекса снято с ПЛАРК и лодка в качестве торпедной ПЛА вступила в строй ВМФ в 1990 г.

Для испытаний ракет «Метеорит» изготовлено около 100 ракет 3М25 и 3М25А из которых в испытаниях израсходовано 70 шт.

Авиационный вариант ракет комплекса «Метеорит-А» не испытывался с наземных стендов. Все испытания авиационного варианта проходили пусками с самолета Ту-95МА (около 20 пусков). Ракета в процессе испытаний носила наименование «изделие 255». Первый пуск осуществлен 11 января 1984 г. (неудачный пуск). Второй пуск — 24 мая 1984 г. (неудачный пуск). В ходе испытаний при пусках на полную дальность из-за нехватки длины трассы полигона Капустин Яр на траектории полета от Волги до Балхаша (трасса Грошево-Тургай-Терехта-Макат-Сагиз-Эмба) проводился маневр разворота на 180 град., что весьма необычно для КР с такой скоростью полета. Комплекс в ходе испытаний был практически доведен до требуемых показателей, но разработка авиационного варианта так же была прекращена в 1992 г.

Наземный вариант комплекса «Метеорит-Н» разрабатывался, но не строился и не испытывался (?). Вцелом, связка КР + СРС подобны морскому варианту комплекса. Разработка наземного варианта ракет возможно была прекращена по причине заключения Договора о сокращении ракет средней и меньшей дальности (РСМД).

Пусковая установка:
Комплекс морского базирования:
— СМ-290 — наклонная ПУ встраиваемая в корпус ПЛ — на стадии эскизного проекта предполагалось использование единой ПУ и комплекта аппаратуры с КР «Гранит», но в процессе проработки проекта ПЛАРБ пр.949М ЦКБ МТ «Рубин» установлено, что использование унифицированной ПУ невозможно, так же как и использование единого комплекта аппаратуры.
Угол наклона ПУ — 45 град
Тип старта — «мокрый» (с затоплением ПУ перед стартом)

Комплекс авиационного базирования:
— пуск осуществлялся с пилона под крылом самолета-носителя Ту-95МА.

Ракета 3М25:
Система управления и наведение: система управления автономная инерциальная с коррекцией данным считывания радиолокационного радиоконтрастного изображения местности с использованием для обработки данных РЛС высокопроизводительной БЦВМ. Система корректировки РЛ-изображению местности кардинально отличается от систем типа «Терком», которые наводят ракету по цифровой матрице рельефа местности , получаемой с помощью радиовысотомера. В ВМФ СССР был создан вычислительный центр подготовки цифровых карт местности для прокладки маршрутов КР с подобной системой корректировки. В процессе испытаний доведение системы коррекции по РЛ-изображения вызвало много проблем.

К концу 1980-х решение было найдено в выделении и распознавании контуров контрастных изображений, но статистику по испытаниям на 3М25 не успели получить. Хотя решение было признано перспективным и планировалось к применению на МБР «Альбатрос» и УББ 15Ф178 (http://militaryrussia.ru/forum).

Ракета оснащена уникальным комплексом преодоления ПВО / комплексом радиоэлектронного противодействия. На ракете устанавливался комплекс защиты с системой плазмообразования. Плазмогенератор работал в переднюю сферу КР и маскировал воздухозаборник маршевого двигателя. В процессе испытаний нарушения в работе высоковольтной аппаратуры плазмогенератора приводили к аварийным пускам.

Читать еще:  Экспериментальный экраноплан «КМ» (Корабль-макет) (СССР)

Кроме того в комплексе обороны использовалось буксируемые ложные цели (ист. — 60 лет в строю полигон Капустин Яр, подтверждено и дополнено). Комплекс РЭБ самостоятельно принимал решение о применении ложных целей.

Конструкция — аэродинамическая схема ракеты — «утка», ракета оборудована складывающимся треугольным крылом и нижним складным вертикальным оперением. воздухозаборник расположен под фюзеляжем.


Раскладывание крыла ракеты 3М25А комплекса «Метеорит-А» (кадр ТВ-программы «Смотр», телеканал НТВ, 10.11.2007 г.)

Двигатели:
— стартово-разгонная ступень (СРС) — морской и наземный варианты КР — крупногабаритная ступень устанавливаемая под КР с 2 х ЖРД РД-0242 разработки КБХА (г.Воронеж) тягой по 12000 кг с управляемыми поворотными соплами. Двигатели для СРС разработаны на базе двигателей 1-й ступени МБР 15А20 / УР-100К. Пневмогидравлическая система ступени аналогична ПГС БРПЛ Р-29 / 4К75. В морском варианте так же использовались два стартовых РДТТ для вывода ракеты на поверхность из-под воды. Всего КБХА произведено 48 летных испытаний (96 двигателей).
Схема двигателей — ЖРД с дожиганием окислительного газогенераторного газа
Время работы СРС — около 32 сек

— СРС авиационного варианта — на ранней стадии проектирования, когда предполагалось использование маршевого ПВРД ОКБ М.Бондарюка, предполагалось использование стартово-разгонного РДТТ. На окончательной стадии проекта на авиационном варианте КР разгонный РДТТ отсутствовал.

— маршевый ПВРД — на ранней стадии проектирования предполагалось использование маршевого ПВРД ОКБ М.Бондарюка.

— маршевый — короткоресурсный ТРД КР-23 разработки Уфимского моторостроительного объединения (НПП «Мотор»), главный конструктор С.А.Гаврилов, с 1983 г. — А.А.Рыжов. Техзаданием на создание ракеты предусматривался запуск ТРД на сверхзвуковой скорости, сообщаемой системе СРС, что так и не было реализовано в процессе испытаний. В некоторых источниках двигатель назван «КР-93». Серийное производство двигателя велось Тюнемским авиамоторным заводом.
Тяга двигателя (ист. — Форум сайта. ):
— 10000 кг (на земле)
— 8000 кг (на высоте 24000 м)

Согласно ТЗ на создание ракеты СРС должна была разгонять систему до сверхзвуковых скоростей с последующим пуском маршевого ТРД на этих скоростях. Но в процессе испытаний на скорости >1M пуск ТРД осуществить не удавалось. Поэтому в процессе испытаний перешли к схеме работы с отделением СРС при скорости системы менее 1М с запуском маршевого ТРД. С целью компенсации потери дальности при такой схеме работы СРС на маршевой ступени использован новый тип высокоэнергетического синтетического топлива, которое было существенно дороже штатного топлива. но обеспечивало заданную дальность полета.

Запуск маршевого двигателя — морской и авиационный вариант КР — в хвостовой части ракеты располагался сбрасываемый стабилизирующий хвостовой отсек, после сбрасывания отсека со стабилизатором включался РДТТ раскрутки (турбостартер) маршевого ТРД. Турбостартер представляет из себя дисковый РДТТ с тангенциальными соплами, насаженный на задний конец вала маршевой турбины. Раскрутив турбину, он вылетает через сопло назад, турбина выходит на чрезвычайный режим (форсаж) и работает в этом режиме в процессе разгона — в течение нескольких десятков секунд. После разгона, двигатель переходит на нормальный маршевый режим.

Масса БЧ — около 1000 кг

Продолжительность полета — более 1 часа

Тип БЧ: ядерная

Модификации:
— Комплекс П-750 «Метеорит-М», ракета 3М25 «Гром» — SS-NX-24 SCORPION — КРБД морского базирования для вооружения ПЛАРК.

— Комплекс «Метеорит-А», ракета 3М25А «Гром» / изделие 255 — AS-X-19 KOALA — КРБД авиационного базирования для вооружения носителей Ту-95МА.


Авиационный вариант комплекса «Метеорит-А», ракета 3М25А в маршевой (два верхних снимка) и в стартовой конфигурациях (кадр ТВ-программы «Смотр», телеканал НТВ, 10.11.2007 г.).

— Комплекс «Метеорит-Н», ракета 3М25Н «Гром»- SSC-X-5 SCORPION — КРБД наземного базирования, разработка не завершена.

Носители:
Морской вариант:
— ПЛАРК пр.949М
— согласно изначальному замыслу планировалось вооружить ПЛАРК пр.949М унифицированным по пусковым установкам и по комплексу оборудования с ПКР «Гранит» комплексом вооружения. В процессе проработки проекта ПЛАРБ пр.949М ЦКБ МТ «Рубин» установлено, что использование унифицированной ПУ невозможно, так же как и использование единого комплекта аппаратуры.

— ПЛАРК пр.675
— испытания комплекса на подводных лодках планировалось вести с переоборудованной ПЛАРК пр.675. Не реализовано.

— ПЛАРК пр.667М YANKEE SIDECAR — ЦКБ МТ «Рубин» для проведения испытаний и в дальнейшем для использования в составе ВМФ предложил переоборудование ПЛАРБ пр.667А, выводимую из состава ВМФ по договору ОСВ-1, по проекту пр.667М. Переоборудование ПЛАРБ К-420 (заводской №432) производилось ПО «Севмаш». Технический проект переоборудования разработан ЦКБ МТ «Рубин» в первом квартале 1979 г. ПЛ поставлена в эллинг ПО «Севмаш» 18 июня 1980 г., спущена на воду после окончания переоборудования 15 октября 1982 г., швартовые и заводские испытания лодки без испытания ракетного комплекса проведены с 1 ноября 1982 г. по 4 августа 1983 г. На ПЛАРК установлены 12 наклонных ПУ (угол наклона 45 град, размещение по 6 шт побортно) ракет 3М25, ширина ракетного отсека увеличена до 15 м, длина корабля увеличилась на 20 м. Установлена аппаратура предстартовой подготовки и пуска ракет «Клевер», аппаратура управления корабельными системами повседневного и предстартового обслуживания «Коршун-44», пневмогидросистемы КСППО, перекомпоновам центральный пост корабля под установку системы управления комплексом ракетного оружия «Андромеда», установлен новый навигационный комплекс «Тобол-АТ», комплекс средств радиосвязи «Молния-ЛМ1», ГАК МГК-400 «Рубикон». Для удержания ПЛ в стартовом коридоре глубин установлена система стабилизации глубины погружения «Бор». Пуск мог производиться с глубины до 40 м при скорости ПЛ до 10 узлов. После завершения разработки комплекса (15.12.1989 г.) ПЛАРК К-420 в 1990 г. переоборудована в торпедную ПЛА и в декабре 1990 г. включена в состав Северного флота.

Авиационный вариант:
— Ту-95МА — ракетоносец Ту-95МС №04 переоборудованный на Таганрогском авиазаводе для испытаний КР «Метеорит-А». На самолете установлена система управления ракетного комплекса «Лира», 2 пилона для ракет комплекса под крылом, остался свободным бомбоотсек в котором предполагалось разместить МКУ с 6 противорадиолокационными ракетами Х-15П.


Ту-95МА с ракетой 3М25А «Метеорит-А» на испытаниях (http://www.testpilots.ru).

Статус: СССР / Россия
— 2007 г. август — морской вариант КР «Метеорит» (с узлами крепления СРС) в «парадной» окраске и с надписью «Метеорит-А» демонстрировался на открытой экспозиции авиасалона МАКС-2007.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector