0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Авиационные пулемёты с механизированным приводом (Венгрия)

Оружие Второй мировой. Авиационные пулемёты

Первое, с чего решили начать, – с авиационных пулеметов. Да, если говорить о самолете, то он – очень сложная штука и состоит из многих частей. В сфере нашего рассмотрения будут двигатели и вооружение.

Начнем с вооружения и с пулеметов винтовочного калибра. Понятно, потому, что пулемет был основной всего. А крупнокалиберные пулеметы и пушки – это уже вторично. Хотя не менее интересно.

Но на момент начала Второй мировой войны основные массы истребителей всех стран бодро так тарахтели пулеметами винтовочных калибров. Да, у кого были пушки, те были с пушками. Но пулемет винтовочного калибра – непременный и обязательный атрибут того времени. Так что начнем с них.

Умышленно мы не станем расставлять их, разделяя на лучший/худший. Давайте это сделаете вы.

1. ШКАС. СССР

ШКАС многие считают достижением отечественной конструкторской оружейной школы. И не без оснований. Да, за годы, прошедшие с момента создания пулемета, количество легенд и сказок о ШКАСе просто изумляет, что количественно, что качественно.

Но о легендах мы поговорим в другой раз, сейчас же отметим, что действительно, по некоторым параметрам и конструктивным решениям пулемет был более чем выдающийся. Невероятную по тем временам скорострельность обеспечивала именно барабанная система подачи патронов, придуманная Шпитальным. Основное же большинство узлов оружия сконструировал тульский инженер-оружейник дореволюционной школы Иринарх Андреевич Комарицкий.

Пулемет Шпитального и Комарицкого серьезно отличался от классических схем того времени. Главная изюминка – это то, что разработчики смогли превратить главное неудобство устаревшего отечественного патрона с фланцем-закраиной в достоинство.

Именно благодаря наличию фланца патрон мог прокатываться по винтовой канавке барабана и его извлечение из ленты и подача происходили за 10 выстрелов.

ШКАС был универсальным пулеметом. К 1934 году были освоены крыльевая и турельная версии, а с 1938 на самолеты начали устанавливать и синхронную модель.

Применение синхронизатора несколько снижало скорострельность, до 1650 выстрелов в минуту, крыльевая и турельная версия имели скорострельность 1800-1850 выстрелов в минуту. Зато на синхронном варианте для компенсации удлинили ствол на 150 мм, что дало более хорошую баллистику.

Достоинства: лучшая скорострельность на тот момент в мире, хорошая баллистика патрона.

Недостатки: сложная конструкция и высокая стоимость. Пулемет был весьма капризен к загрязнениям, существовало более 30 видов задержек при стрельбе.

2. Browning 0.30 М2-AN. США

Жаль, конечно, что Джон Браунинг не дожил до того момента, как его детище начало торжественное шествие по странам и континентам. Но Браунинг умер в 1926 году, а пулемет встал на крыло в 1929-м.

Вообще, судьба пулемета складывалась непросто. Принятие на вооружение М2 совпало с началом Великой депрессии в США и последовавшим финансовым кризисом. Все новые военные разработки были свернуты, а производство пулеметов М2 шло неспешными темпами вплоть до начала 2-й мировой войны.

Похоже на день сегодняшний, но в другой стране, не так ли? Но да, экспорт выручил. И не просто выручил. Первыми лицензию купили бельгийцы, и FN начала выпускать пулемет FN38/39 с минимальными изменениями.

В 1935 году к бельгийцам присоединись британцы, намучавшись с «Виккерсом». Англичане изрядно поработали над пулеметом и внесли в М2 кучу изменений, в том числе подогнав под себя калибр. «Browning 0.303. Mk II» стал основой авиационного вооружения в Великобритании в годы 2-й мировой войны.

К началу 2-й мировой войны в США калибр 7,62-мм (0,3 дюйма) сочли недостаточным для вооружения самолетов. И М2 начал уступать свое место другому пулемету, «.50 Browning AN/M2».

К 1943 году 7,62-мм Browning М2-AN окончательно был отстранен от боевого применения и использовался в качестве оружия для учебных стрельб при подготовке летчиков.

Но тем не менее, он сыграл весьма значительную роль в войне, так как ВСЕ без исключения американские самолеты, выпущенные до 1941 года были вооружены этим пулеметом.

Выпуск пулемета Browning М2-AN оценивается более чем в полмиллиона штук, считая и лицензионные.

Достоинства: небольшой вес, надежность, отличная скорострельность, хорошая баллистика.

Недостатки: довольно сложная схема (Браунинг этим отличался).

3. MAC 1934. Франция

«Я его слепила!» Просто слепила, без продолжения. Пулемет весьма и весьма своеобразный, от момента начала работ и до принятия на вооружение прошло более десяти лет. Но французам нужен был пулемет для авиации, и вот…

Конструкторы из государственного арсенала Шательро решили создать новое оружие для Франции, используя наработки своей компании «Berthier» и американской «Browning».

Так в 1934 году версия пулемета MAC Mle1931 практически без изменений поступила на вооружение французской авиации под обозначением МАС 1934.

Пулемет предназначался для установки на все самолеты, но по первому времени был предназначен для установки в крыло.

Здесь французы устроили такое шоу, которое реально останется в анналах авиационной оружейной истории.

По идее конструкторов, МАС 1934А (крыльевой) должен был осуществлять боепитание из… магазинов! Для этого были спроектированы здоровенные барабанные магазины на 300 или 500 патронов. Пока что эти чудища уверенно держат (скоро 100 лет будут отмечать) первое место среди всех магазинов всех времен и народов. Никто пока не переплюнул по объему.

Понятно, что авиаконструкторы были просто счастливы придумывать для этих чудовищ всяческие обтекатели, так как эти барабаны не влезали ни в одно нормальное крыло. Или, как вариант, располагать пулеметы боком, что вызвало горячую любовь у техников-оружейников. Да, еще и привод подачи патронов был пневматическим, через зубчатую пару…

Очень интересный пулемет…

Для использования пулемета в качестве оборонительного оружия бомбардировщиков, все-таки были придуманы «крошечные» магазины на 150 и 100 патронов.

Через несколько лет, насытившись этим извращением, французы все-таки решили, что надо приколдовать ленточное питание. И тут судьба сделала им подарок в лице И-15бис с испанским летчиком, попавшим в их руки путем перелета из Испании, где заканчивалась гражданская война.

Французы тщательно изучили ШКАС и… просто содрали на 101% систему подачи патронов!

И – о чудо! – у Франции появился нормальный пулемет! Который ставился на все французские истребители и бомбардировщики до того момента, как Франция закончилась в войне. Это «Chatellerault МАС 1934 Mle39» с ленточной подачей. Использовалась как матерчатая лента, так и металлическая. В остальном – МАС 1934 и ШКАС.

Достоинства: высокая скорострельность (французские источники говорят о 1400-1500 выстр/мин, но современные специалисты утверждают, что реальные цифры – 1200-1300 выстр/мин).

Недостатки: как и все подобные конструкции не отличался надежностью.

Баллистика была средней из-за низкой начальной скорости пули, что частично компенсировалось длиной ствола, но именно частично.

4. MG-131/8. Германия

В плане пулеметов, конечно, крупнокалиберное изделие концерна «Рейнметалл» было более чем известно. Компактный крупнокалиберный авиационный пулемет MG.131 выпускался в турельном, синхронном и крыльевом вариантах.

Но мы говорим не о самом MG.131, а о MG.131/8, переходной модели калибра 7,92-мм. Переходили от пулеметов MG.15 и MG.17, от которых унаследовали конструкцию большинства узлов и принцип действия.

История доводки пулемета заняла целых три года (что для немцев в общем нехарактерно) и на вооружение пулемет поступил только в конце 1941 года.

Пулемет можно назвать оружием следующего поколения. В устройстве применили систему электровоспламенения капсюля, что заметно сказалось на скорострельности оружия. Перезарядка была дублированной электропневматической. Пулемет был реально двусторонним, то есть, путем переставления нескольких деталей, можно было изменить направление движения ленты. Электропневматический механизм заряжания тоже можно было переставлять с одной стороны на другую, что сильно облегчало жизнь при монтаже пулемета в крыльях или синхронном варианте.

Начиная с 1942 года MG.131/8 уверенно прописался в качестве синхронного пулемета под капотом истребителей «Мессершмитт» Bf-109 и «Фокке-Вульф» FW-190. Выпускался уверенными партиями до конца войны, и, если истребители постепенно перешли на крупнокалиберную версию, то в бомбардировщиках на турелях и в башенных установках MG-131/8 устанавливались до самого конца войны.

Читать еще:  Опытная самоходная пусковая установка «Объект 910» (СССР)

И даже после окончания производства в 1944 году (всего было выпущено более 60 тысяч штук) невостребованные в авиации пулеметы запросто переделывались в ручные и передавались в вермахт. Систему электровоспламенения пулемета менялась на стандартный ударно-спусковой механизм, пулемет комплектовали сошками и плечевым упором либо станком.

Достоинства: высокая скорострельность, отличная баллистика, лучшая начальная скорость пули, надежность.

Недостатки: тяжелый в полной комплектации с электроспуском и механизмом перезарядки и подачи.

5. Breda-SAFAT. Италия

Итальянская кузница оружия – это нечто. Это «Беретта», «Бреда», «Бенелли» и так далее. Это конструкторская Мысль высшего полета. И, честно скажем, реализация так себе. Возможно, виной итальянская безалаберность. Впрочем, судите сами.

Фирма «Società Italiana Ernesto Breda» является одной из старейших в Италии. Основана была в 1886 году в Милане. Вот только производила не оружие, а паровозы. НО вот Эрнесто Бреда решил, что не паровозом единым жив конструктор и занялся созданием оружия.

Натренировав персонал на лицензионной сборке пулемета «FIAT – Revelli» M1914, Бреда пошел дальше. И представил на суд самому Муссолини (Бреда финансировали партию фашистов, так что тут все логично) проект пулемета.

Муссолини дал команду не просто начать производство не дожидаясь результатов испытаний, но и выпускать сразу два пулемета, с разными калибрами, 7,7 и 12,7-мм. Крупнокалиберный пулемет мы рассмотрим в следующей статье (с ним все было очень печально), а вот исходный, 7,7-мм, оказался вполне себе. Изделие получило название «Breda-SAFAT».

Пулеметы Breda-SAFAT устанавливались практически на все типы производимых в Италии боевых самолетов до момента отладки крупнокалиберной версии. То есть, до 1942 года. Но то, что было нормально для 30-х годов (2 синхронных пулемета 7,7-мм), с начала войны стало вообще ничем.

Вообще, итальянцам не повезло. 7,7-мм пулеметы быстро сошли со сцены в начале войны, а с дальнейшими разработками по более крупным калибрам просто не успели, и война для Италии закончилась.

Но на земле пулеметы Breda-SAFAT, как это ни странно, прослужили до 70-х годов прошлого века в качестве зенитных.

Достоинства: надежность и безотказность.

Недостатки: слабая баллистика, низкая начальная скорость пули.

6. Vickers E. Великобритания

Этого пулемета было выпущено много. По разным оценкам не менее 100 тысяч. Но война – это не только количество, но и качество. А здесь у нас двояко.

Когда-то, в конце 19 – начале 20 века, английское вооружение считалось лучшим в мире, однако английский консерватизм сгубил многое, в том числе и это. Английские оружейники все-таки были во многом передовыми ребятами, придумав рассыпную пулеметную ленту, гидравлический синхронизатор и оборонительную турель для бомбардировщиков, так называемое «Кольцо Скарффа». А вот пулеметы… Да, надежный и безотказный Vickers Mk.I был, но все-таки это по сути доработанный «Максим».

В самом начале 20-го века британская корпорация Vickers выкупила патенты американского инженера Хайрема Максима. Доведя пулемет до совершенства с присущей британцам тщательностью, британская армия приняла на вооружение Vickers Mk.I.

Жизнь пулемета в серии модификаций оказалась весьма долгой. Но парадокс, в самой Британии он не прижился. Британское военное ведомство предпочло наладить лицензионный выпуск пулемета «Браунинга».

А «Викерсу» была уготована довольно долгая жизнь в лицензионном исполнении. Польские, чешские, австралийские и японские пулеметы с большей или меньшей степенью успеха провоевали почти всю войну.

Достоинства: простота, надежность.

Недостатки: низкий темп стрельбы, не самая лучшая баллистика.

7. Type 89-2. Япония

Япония стала жертвой своей дружбы с Великобританией. Роль основного авиационного пулемета в довоенный период прочно занял «Vickers class E» калибра 7,7 мм, экспортная версия «Vickers Mk.V».

Морская авиация также приняла на вооружение своих самолетов «Виккерсы». Стоит вспомнить, что в отличие от многих стран в Японии морская авиация представляла собой отдельную силу. Минусом было то, что помимо пулеметов японские силы вынуждено закупали и боеприпасы к ним. Японская авиация очень сильно зависела от импорта.

С 1929 по 1932 год пулемет «Виккерс Е» выпускался под обозначением «Тип 89 модель 1». Но позже он был заменен на новую модель «Тип 89 модель 2», в которой было возможно применение и старого патрона «Тип 89», и нового «Тип 92».

Пулемет «Тип 89 модель 2» выпускался большими сериями до самого конца Второй мировой войны. Понятно, что даже на начало войны пулемет не удовлетворял современным требованиям. Но консервативность японцев вполне сопоставима с консерватизмом британцев, поэтому «Тип 89 модель 2» провоевал до самого конца Японии.

Пулемет использовался в синхронных установках японских истребителей и легких бомбардировщиков практически всех типов. Его главной «фишкой» было то, что в синхронном исполнении он почти не терял в темпе стрельбы в сравнении с крыльевой версией.

Морская авиация использовала тот же пулемет одновременно с сухопутными коллегами, но в отличие от них лицензионными соглашениями вообще не заморачиваясь. До 1936 года японские морские летчики использовали покупные пулеметы, и только после наладили выпуск пулемета «Тип 97», который мало чем отличался от «Тип 89 модель 2».

Достоинства: надежность и практичность «Викерса».

Недостатки: недостатки «Викерса».

И кто был лучшим?

Источники:
Евгений Аранов. Авиационные пулеметы Браунинга.
Александр Широкорад. История авиационного вооружения.
Евгений Аранов. Авиационное вооружение Германии.

143. Авиационные пулемёты с механизированным приводом (Венгрия)

Документация на пулемёты, найденные в 1945 году, оказалась уничтоженной, но по устройству узлов запирания и крепления стволов оружие, вероятно, имеет венгерские корни и, надо полагать, появилось в конце второй мировой войны. По принципу устройства это оружие близко к картечницам, которые явились предшественницами пулемёта и относятся к так называемому механизированному оружию. Разница заключается в том, что в картечнице используется мускульная энергия человека, а в механизированном оружии- энергия механических или электрических двигателей. Кроме того, конструкции механизированных пулемётов отражают все усовершенствования, которые были осуществлены в ходе развития автоматического оружия.

Толчком к появлению этого вида оружия послужило появление авиационных пулемётов благодаря наличию мощного источника энергии -авиационного мотора, а также благодаря тому, что механизированный пулемёт при стрельбе через винт не требует устройства специального синхронизатора, так как работа механизмов пулемёта непосредственно связана с вращением винта.

Укрытые кожухами тела пулемётов, о которых идёт речь, выглядят вполне элегантно, но при снятых кожухах в глаза бросается непривычная взору оружейника компоновка механизмов и необычные очертания деталей, и дело тут не в том, что использован кривошипно-шатунный привод затвора, соединённый с двигателем самолёта через вал отбора мощности с помощью муфты с квадратной головкой на оси кривошипа. Экзотики добавляет отсутствие спускового механизма за его ненадобностью, так как подготовка пулемёта к стрельбе заключается во включении вала отбора мощности мотора самолёта. При этом затвор (без стрельбы) совершает возвратно-поступательные движения последовательно отпираясь и запираясь. Открытие и прекращение стрельбы осуществляется включением и выключением механизма подачи ленты при непрекращающемся движении затвора. Понять работу механизма его включения помогут иллюстрации.

Подающий механизм пулемёта приводится в действие кулачком, посаженным на одну ось с кривошипом. От кулачка движение посредством тяги передаётся храповому колесу с конической шестерней, а коническая пара (шестерня храпового колеса и барабана) замыкают кинематическую цепь привода механизма подачи ленты.

При вращении кривошипа кулачок 1 перемещает ролик 5 вперёд. Ролик, будучи связанным с рычагом 2 и тягой 7, посылает тягу вперёд, которая поворачивает обоймы 8. Левая обойма через ведущую собачку 9 поворачивает храповое колесо 11 на один зуб. Через коническую пару движение от храпового колеса передаётся барабану, который зубьями звёздок продвигает ленту с патронами в приёмнике. Причём за каждый цикл барабан поворачивается на два зуба конической шестерни, продвигая ленту с патронами в приёмник на один шаг. Предохранительная собачка 12, перескочив через один зуб храповика, удерживает его от обратного вращения, когда ведущая собачка 9 при повороте обойм в обратную сторону перескакивает за следующий зуб храповика. Как уже указывалось, открытие и прекращение огня в пулемёте осуществляется включением и выключением подающего механизма. Для этой цели на оси 19 смонтировано специальное приспособление. Коромысло 18 (на заднем (длинном) плече имеет зуб, который предназначен для удержания тяги 7 от продольного перемещения. На одну ось с коромыслом посажена нажимная колодка 20, где монтируются коленчатые рычажки 21 на своих осях 22 и пружина с напёрстками 23. Коленчатые рычажки упираются в поперечные отростки обоих плеч коромысла.Снизу длинное плечо коромысла подперто пружиной и напёрстком 25. Привод, служащий для открытия и прекращения огня представляет собой систему рычагов. Тяга привода присоединяется к отростку нажимной колодки. Для открытия огня необходимо нажать на гашетку, которая через систему рычагов действует на нажимную колодку и заставляет её повернуться вокруг своей оси по часовой стрелке. Пружина 23 сжимается до тех пор, пока верхнее колено рычажка не упрётся в колодку. При дальнейшем повороте колодки коленчатый рычажок действует на длинное плечо коромысла и выводит его зуб из сцепления с тягой 7, которая под действием пружин 3 прижимается к кулачку. Таким образом, пока на нажимную колодку будет действовать приложенная сила, пулемёт будет стрелять. Для прекращения стрельбы необходимо нажимную колодку повернуть в обратную сторону. Колодка, действуя на короткое плечо коромысла, заставит зуб длинного плеча сцепиться с тягой и нарушит взаимодействие ролика 5 с кулачком. Стрельба прекратится, а затвор будет работать вхолостую. Таким образом, подающий механизм исследуемого пулемёта является самым сложным как в изготовлении, так и по конструктивному оформлению. Кинематическая цепь подающего механизма относительно сложна, так как включает в себя различные виды передач: кулачковую, храповую и зубчатую. Кроме того, обращает на себя внимание большое количество деталей, входящих в механизм подачи ленты — 34 штуки — в большинстве своём требующие сложной станочной обработки.

Читать еще:  Проект многоцелевого океанского самолета-амфибии А-150 (СССР)

На приёмнике (в задней части) укреплён редуктор, служащий для передачи движения от барабана к счётчику показывающему число оставшихся в ленте патронов. Передача движения от барабана к выходному валику редуктора осуществлена через посредство конической и чер-вячной пар. Выходной валик при помощи троса гибкой передачи связан со счётчиком. Необходимость такого устройства вполне понятна: пилоту всегда не мешает знать количество патронов, оставшихся в ленте.

Понять работу механизма привода затвора помогут соответствующие иллюстрации. Затворная рама 1 передней частью соединяется с затвором 2, а задней-осью с шатуном. Внутри затворная рама имеет перемычку «а», в которую упирается ударник 8. Внизу рама имеет наклонную площадку «б», которая принудительно поворачивает запирающий рычаг 3 при запирании. В продольном канале затвора 2 помещается ударник со своей пружиной. Запирающий рычаг 3 имеет две цапфы «в», которыми соединяется с затвором, опорную поверхность и полукруглый выступ «г», который взаимодействует с запирающим скосом «б» рамы. Рычаг отпирания 4 имеет два плеча, заднее из которых взаимодействует с нижней плоскостью затворной рамы, а переднее — с запирающим рычагом. Монтируется он в проушине ствольной коробки на оси. При вращении кривошипа шатун сообщает затворной гаме возвтатно-поступательной движение. При приходе затвора в крайнее переднее положение он останавливается, а затворная рама продолжает двигаться дальше. При этом наклонная площадка «б» затворной рамы действует на полукруглый выступ «г» запирающего рычага и принуждает его повернуться. Опорная поверхность запирающего рычага заходит за опорную поверхность ствольной коробки. При этом переднее плечо рычага отпирания 4 опускается вниз. Запирание произведено.

При отходе затворной рамы назад она освобождает запирающий рычаг, а своей нижней плоскостью действует на заднее плечо отпирающего рычага, который, поворачиваясь, передним плечом поднимает запирающий рычаг. Производится отпирание. Далее затворная рама присоединяет к себе затвор и отводит его в заднее положение.

Предохранение от преждевременного отпирания достигается тем, что:

-на начальном участке затворная рама имеет сравнительно небольшую скорость движения;
-затворная рама имеет свободный ход относительно затвора.

Как особенность можно отметить сравнительно небольшую протяжённость узла запирания, обеспечивающую малую (по абсолютной величине) деформацию его во время выстрела. Кроме того, малая длина узла запирания в некоторой мере компенсирует выбор зазора в соч-ленении запирающего рычага с затвором и, тем самым, не может не облегчить условия работы гильзы.

Ударник приводится в действие перемычкой затворной рамы. От инерционного смещения ударник удерживается своей, сравнительно жёсткой пружиной, а необходимый выход бойка обеспечивается строго определённым перемещением затворной рамы, которая продвигает ударник не на всю возможную длину его перемещения. Отражающий механизм смонтирован на лево стенке ствольной коробки. На втулке отражающего рычага образовано колено, которое, с одной стороны, служит упором пластинчатой пружины, а с другой — его приводом. При движении назад затвор своим выступом наталкивается на зуб колена и заставляет повернуться по часовой стрелке отражатель, который своим носиком ударяет по корпусу гильзы и выталкивает её в окно ствольной коробки. При накате, когда выступ затвора освободит зуб колена, отражатель под воздействием своей пружины занимает прежнее положение. Подобная конструкция отражающего механизма обеспечивает надёжное и энергичное отражение стреляных гильз. Питание пулемёта патронами производится из металлической гибкой ленты с полузамкнутым звеном. В результате двухмесячных исследований пулемётов были выявлены как положительные, так и отрицательные стороны их конструкции.

-механизированные пулемёты для приведения своих механизмов в действие используют посторонний источник энергии (мотор самолёта), чем они в корне отличаются от пулемётов, действующих на принципе использования энергии пороховых газов, энергия же пороховых газов используется только для придания пуле определённой начальной скорости;

-приводимые в действие авиационным мотором, они могут нормально работать в ухудшенных условиях (различные условия смазки, запыление. низкие температуры);

-их легко приспособить для стрельбы через винт пулемёта, так как не требуется устройства специального синхронизатора;

-наличие счётчика, показывающего количество оставшихся в ленте патронов, даёт стрелку возможность маневрировать боеприпасом;

-работа автоматики отличается своей плавностью, так как отсутствуют удары в крайних положениях (заднем и переднем), а удары в звеньях автоматики, связанные с производством отпирания и запирания, практически не вызывают скачков скорости;

-характерным является отсутствие ударов затворной рамы в крайнем переднем положении, полная невозможность её отскока и, следовательно, отсутствие всех неприятностей, связанных с этим;

-максимальный темп стрельбы пулемёта находится в пределах 2000 выстр./мин., так как его ограничивает прочность ленты.

К отрицательным чертам конструкции необходимо отнести то, что:

-большую часть времени механизм привода затвора работает вхолостую. Это ещё более усугубляется тем, что после израсходования всех патронов можно забыть выключить привод затвора и тем самым увеличить его бесполезный износ;

-отсутствие предохранителя на случай различного рода задержек, а также и затяжных выстрелов. В случае несрабатывания одного из механизмов пулемёта его автоматики всё же будет приводиться в действие, а отсюда не исключены случаи выхода пулемёта из строя. В случае же затяжного выстрела, который по времени будет чуть больше времени, необходимого для полного отпирания, неминуем прорыв газов в ствольную коробку, а может и повреждение его;

-нетехнологичность и дороговизна изготовления.

Основной же целью конструкторов являлось создание высокотемпного авиапулемёта, способного отобрать лавры у ШКАСа Шпитального и Комарицкого. Однако время было упущено уже безвозвратно. 7,62-7,92-мм пулемёты уже в 1941 году считались малоэффективным оружием, а к 1944 году и калибр 12,7 мм не вызывал почтения. Кроме того, с появлением реактивной авиации на самом существовании синхронных пулемётов был поставлен крест. В целом же вышеописанная конструкция в настоящее время может вызвать интерес как пример нестандартного подхода конструктора к решению технической задачи.

Юрий Пономарёв. Журнал «Калашников» № 12 за 2007 год.

Авиационные пулемёты с механизированным приводом (Венгрия)

Из соображений секретности командование рейхсвера, а позже и вермахта, часто использовало кодовые названия. Так, в рамках проекта № 13 разрабатывался пулемет, который затем был поставлен на вооружение рейхсвера как ручной пулемет Дрейзе 13. Моделью 14 обозначали опытный пулемет этого типа в станковом исполнении, а моделями 15 и 17 — авиационные пулеметы образца 1932 и 1936 года. Между ними находилось названное моделью 16 оружие с системой водяного охлаждения и ленточной подачей боеприпасов. Оно функционировало по тому же принципу, что и ручной пулемет Штайр-Солотурн S2-200, система которого также послужила основой для разработки авиационных пулеметов.

Следует обратить внимание на то, что существовало несколько конструкций немецких пулеметов, для обозначения которых, частично в качестве порядкового номера года, частично в качестве кодового обозначения, использовались цифры 15 или 16. Так как названия моделей полностью совпадают это оружие можно легко спутать, если нет возможности сравнить изображения, что иногда и встречается в специальной литературе.
К оружию, обозначенному цифрой 15, относится как авиационный пулемет образца 1932 года, так и ручной пулемет модели 08/15, основанный на системе Максим и использовавшийся с системой водяного охлаждения в пехоте, а в версии с системой воздушного охлаждения, как уже упоминалось, для установки в самолетах во время первой мировой войны. Кроме того, к такому оружию принадлежат также 2 пулемета производства фирмы Theodor Bergmann из Зуля. предназначенные для ведения наземного боя: станковый пулемет Бергман 1915 с системой водяного охлаждения, а также ручной пулемет Бергман 1915 n/А (n/А — neue Art — новый вид) с системой воздушного охлаждения.
Моделью 16 также назывались конструкции совершенно разных систем. Одной из них является уже упомянутое опытное оружие на основе пулемета Солотурн S2-200 начала тридцатых годов, другой — опытный пулемет образца 1916 года. Являющийся своего рода прототипом так называемого единого пулемета, опытный пулемет модели 16, базирующийся на системе Максим, был сконструирован во время первой мировой войны по поручению военных, стремившихся уже в то время создать универсальное оружие, которое на сошке можно использовать в качестве ручного пулемета, а на станке — в качестве станкового. Это оружие во время войны не перешагнуло стадию испытаний, однако в их ходе был накоплен важный опыт пригодившийся позже при реализации проекта разработки универсального пулемета модели 34.

Читать еще:  Cтрелково-гранатомётный комплекс ОЦ-69 (СССР)

Поскольку он, вопреки ожиданиям, не годился для установки в самолетах, пришлось применять в качестве подвижного бортового оружия авиационный пулемет модели 15 и дополнить его авиационным пулеметом модели 17, использовавшимся для жесткой неподвижной установки. Первая модель закреплялась на опорную систему различных видов, например на поворотно-кольцевой, откидной рукавчатый и башенный лафет; вторая модель, стрелявшая только в направлении полета и частично синхронизированная с кругом пропеллера, чаще всего устанавливалась на несущие лопасти и фюзеляж.

Подвижное бортовое оружие было оснащено пистолетной рукояткой, круглым прицелом и флюгерной мушкой, а также двойным барабаном на 75 патронов; неподвижное бортовое оружие имело управление от двигателя, частично электропневматическое, частично электрическое спусковое устройство и ленту на 250 патронов, а также ствол различной длины и разного исполнения, зачастую с пламегасителем.
Двойной барабан и флюгерная мушка обладали очень интересной с технической точки зрения конструкцией. Магазин состоял из двух одинаковых барабанов, закрепленных на оружии сверху справа и слева и соединенных друг с другом с помощью так называемого мундштука. Гильзы патронов собирались в гильзовый мешок, вмещающий 225, а позже 300 гильз, или с помощью шланга направлялись в гильзовый контейнер, который находился на полу самолета.
Флюгерная мушка спереди на оболочке ствола крепилась подвижно, вращалась и всегда устанавливалась встречным ветром в направлении полета. При этом самостоятельно учитывалось положение оружия для стрельбы и рассчитывалась траектория полета пули при учете отношения длины рычага к собственной скорости. Мушку можно было устанавливать на отметку собственной скорости от 160 до 260 км/ч. Внешние рамки стандартного прицела были предназначены для использования при скорости поражаемой цели до 320 км/ч, а внутренние рамки — до 180 км/ч.

Для авиационного пулемета модели 15 специальная литература приводит следующие тактико-технические параметры: масса без магазина 8,2 кг, масса пустого двойного барабана 2,27 кг, общая длина 1078 мм, длина ствола 600 мм. начальная скорость пули sS-патрона (с тяжелой остроконечной пулей) 755 м/с, теоретическая скорострельность 1000 выстр./мин. Об авиационном пулемете модели 17 известны такие данные: масса от 10,2 до 12,7 кг, длина ствола 600 или 475 мм, во втором случае длина дополнительного пламегасителя составляла еще 85 мм, начальная скорость пули 780 м/с, теоретическая скорострельность 1200 выстр./мин.
Действие обеих моделей оружия с воздушной системой охлаждения основано на использовании энергии отдачи, оружие оснащено соплом, которое вызывает скопление газов, усиливающее отдачу. Ствол, длина шага скрутки которого составляет 240 мм, находится в оболочке с многочисленными отверстиями для охлаждения.
В качестве боеприпасов использовались патроны Маузер калибра 7,92 мм. Сначала это были SmK-патроны (остроконечная пуля со стальным сердечником) или SmKL-патроны (дополнительно с трассирующим эффектом), позже применялись SmKGI-патроны (со светящимся следом). Такие боеприпасы использовались в отношении 3:1 или 5:1, причем применение трассирующих и светящихся патронов облегчало стрелку исправление ошибок прицеливания. К бортовому оружию модели 17 позже появились так называемые V-патроны. Это были улучшенные боеприпасы с новым порохом и увеличенной на 15% начальной скоростью пули. Боеприпасы типа V существовали также с пулей РтК (Phosphor mit Stahlkern — фосфор со стальным сердечником) и во взрывающемся при ударе исполнении В-патрона (так называемый Beobachtungspatrone — патрон наблюдения).

Отличительная особенность двух моделей бортового оружия, кроме различного способа подачи боеприпасов, состоит в различном принципе действия, по которому ударник попадает в патрон. Однако это проявляется только при синхронизированной стрельбе через круг пропеллера, т. е. когда стрельба пулемета модели 17 управляется двигателем: ударник остается взведенным до тех пор, пока лопасть пропеллера находится перед дулом. Как только пространство для стрельбы освобождается, управляемый двигателем ударник попадает на основание патрона и раздается выстрел. Поэтому длительная автоматическая стрельба в этом случае, по сути, является быстро следующими друг за другом одиночными выстрелами.
Однако если заменить соответствующую деталь системы — это возможно в случае не синхронизированной установки оружия — оно будет вести стрельбу по тому же принципу, что и пулемет модели 15: затвор вставляет патрон в ствол. Там патрон воспламеняется в тот момент, когда ствол и затвор соединяются друг с другом в переднем положении. Автоматическая стрельбы из пулемета ведется до тех пор, пока стрелок удерживает курок или пока не закончатся патроны.

Когда с 1940 года это оружие стало постепенно заменяться более мощными авиационными пулеметами, большая его часть исчезла в арсеналах, однако ненадолго. Уже через несколько месяцев после нападения на Советский Союз фашистское руководство Германии столкнулось с проблемой, которая становилась все более угрожающей. Ошибочная оценка соотношения сил и связанная с этим переоценка собственных экономических возможностей и ресурсов после первых успехов привели, среди прочего, к недостатку оружия, который становился все острее.
В такой ситуации пришлось обращать внимание не только на трофейное оружие, которым до этого пренебрегали, но и на уже снятое с вооружения. Во время последних военных месяцев последнее зачастую оказывалось единственным источником вспомогательного вооружения регулярных войск и дополнительно призванных формирований, например образованного в октябре 1944 года народного ополчения.
Участвовавшие в это время в сухопутных боях военнослужащие люфтваффе, вермахта и других соединений были вооружены переоборудованными для этой цели авиационными пулеметами. Резерв пулеметов моделей 15 и 17 на 1 июля 1944 года составлял соответственно 17648 и 24271 единицу. Неизвестно количество уже переделанных на то время для ведения наземного боя ручных пулеметов. Переоборудование первой модели началось не раньше 1942 года.
Так, например, авиационные пулеметы модели 15 снабжались дополнительными приспособлениями — ZG 15: по существу, временным прицелом, плечевым упором, складной сошкой и др. Для закрепления сошки, а иногда и треножного станка, требовался подшипник с оболочкой в форме плошки, муфтой и хомутиком. Это устройство, монтируемое в любом месте оболочки ствола, оснащалось отверстиями для охлаждения и петлей для крепления ремня. Другая петля находится на плечевом упоре, который присоединялся к основанию оружия с помощью зажимного патрона и эксцентричного рычага. Имеющие форму плеча накладки упора были полированными и складными.

К дополнительным приспособлениям относились также отражатель гильз, стрелковая сумка, контейнер для ствола и устройство для транспортировки барабанов. Отражатель гильз не только отбрасывал выбрасываемые вниз гильзы, но и предохранял автоматику оружия от загрязнения. Сумка с запасными частями и инструментом носилась на поясном ремне вместе с контейнером для ствола и запасным стволом. В устройстве для транспортировки барабанов находились 3 полные емкости с боеприпасами.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector