0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бронетранспортёр Bobcat (Канада)

Бронетранспортёр Bobcat (Канада)

К длинному перечню боевых машин, разработанных и построенных в Канаде, но так и не принятых на вооружение, с полным правом следует отести БТР Bobcat. Этот бронетранспортер предназначался для переброски личного состава и должен был стать базой для целого семейства боевых машин, которыми предполагалось оснастить канадскую армию в период холодной войны 50-х годов. В то время канадские вооруженные силы не имели бронированного транспортера пехоты, и личный состав перевозили на небронированных колесных машинах типа M37 «Додж». Совершенно естественно, что инициатива по созданию БТР исходила от командования Сухопутных войск Канады. Проектирование машины было поручено фирме «Канадиан кар энд фаундри», с которой 2 января 1957г был подписан контракт на производство нескольких прототипов из неброневой стали.

БТР Bobcat представлял собой полностью гусеничную машину с водонепроницаемым корпусом, который обеспечивал амфибийные свойства, необходимые для преодоления водных преград. Наплаву, бронетранспортёр передвигался посредством перемотки гусениц. На суше он развивал максимальную скорость 56 км/ч, а на воде — почти 5 км/ч. Запас хода машины составлял 336 км.

Экипаж Bobcat состоял из двух человек: механика-водителя и командира. Кроме того, в десантном отделении размешались 8 солдат с полной выкладкой. БТР так и не вышел из стадии прототипа, так как на вооружение канадской армии был принят бронетранспортер M113 и машины, разработанные иа его базе. В настоящее время один экземпляр Bobcat сохранился на военной базе Борден.

В передней части корпуса машины расположено силовое отделение с модифицированным серийным V-образным 8-цилиндровым бензиновым двигателем развивавшим мощность 147 кВт при 3600 об/мин. Доступ к нему с целью ремонта и обслуживания обеспечивала легко снимающаяся передняя вертикальная ппита. Поскольку на машине использовался серийный автомобильный двигатель, то с ним взаимодействовала такая же серийная 6-скоростная ручная коробка передач, а это значило, что трансмиссия располагалась позади двигателя. Это обстоятельство вынудило конструкторов машины разместить ведущие колеса сзади, обеспечив их привод через обычный карданный вал. Такое решение привело к появлению неудобного выступа, тянущегося через всё десантное отделение. Вес пустой машины составляет 7,7 т, с полной боевой нагрузкой 9,06 т.

В крыше задней части корпуса имелся сдвигающийся люк. Для входа и выхода десантников служили двойные двери в кормовой стенке бронетранспортера. Двигатель отделялся от обитаемого отделения машины сьёмной перегородкой. Для откачивания воды из корпуса БТР применялись две электрические трюмныe помпы производительностью 22 л в минуту.

В командирской башенке установлен 7.62-мм пулемёт с монокулярным перископическим прицелом. Башенка механика-водителя оборудована бинокулярным перископическим при6ором ночного видения М19.

В ходовой части машины использованы уникальные в своём роде гусеницы, состоящие из отдельных резиновых подушек со стальными вкладышами-втулками. Соединяясь с открытыми грунтозацепами, они образуют относительно легкую (389 кг) и очень прочную замкнутую резиновую ленту. Такая конструкция гусениц способствует увеличению плавучести и улучшает сцепление с дорогой, обеспечивая минимальное сопротивление при движении по мягкому грунту. В сочетании со сдвоенными обрезиненными опорными катками (2×4) и поддерживающими роликами (2×2), такие гусеницы гарантируют плавное и практически бесшумное движение по любым дорогам.

На базе БТР Bobcat планировалось создать 7.75-тонный небронированный грузовой транспортёр с низким, крытым брезентовым тентом кузовом, рассчитанным на перевозку 2,5 т грузов. Транспортёр оставался плавающим и аэротранспортабельным.

В варианте боевой разведывательной машины с экипажем из 3 человек на Bobcat предлагалось установить башню с 76-мм пушкой, похожую на стандартную башню боевой машины «Саладин». Боевая масса разведывательной модификации 9,5 т. БРМ на базе Bobcat сохраняла все качества, присущие базовому бронетранспортеру.

До испытательного полигона удалось довести лишь одну модификацию Bobcat — 105-мм самоходную гаубицу. Её боевая масса составляла 10,21. В состав возимого боекомплекта входили 50 выстрелов, 10 из которых имели усиленный заряд метательного вещества и могли поражать цели на дальности до 13500 м. Угол наведения гаубицы в горизонтальной плоскости составлял 23° вправо и влево относительно продольной оси машины: угол возвышения был 70″, угол склонения -5°. Экипаж самоходной гаубицы состоял из 5 человек. С той же силовой установкой, что и на бронетранспортере, самоходка развивала по шоссе максимальную скорость 56 км/ч и без дозаправки могла пройти 320 км. Самоходная гаубица была плавающей, но транспортироваться по воздуху могла лишь без боекомплекта и прочего снаряжения.

Читать еще:  Проект базового патрульного самолета P-7A LRAACA (США)

Нереализованными остались проекты самоходной противотанковой артиллерийской установки ХС1 и 81-мм самоходного миномета ХС1. Противотанковую самоходную артиллерийскую установку планировалось вооружить двумя пусковыми установками противотанковых управпяемых ракет «Энтак», 106-мм безоткатным орудием и спаренным с ним пристрелочным 12.7-мм пулемётом, установленными в кормовой части машины. Что же касается самоходного миномета, то после частичного демонтажа его основное вооружение легко извлекалось из машины и могло использоваться в качестве обычного полевого миномета.

Тактико-технические характеристики бронетранспортера Bobcat
Боевая масса. т 9,06
Экипаж, чел 2+8
Бронирование противолульное
Вооружение 7.62-мм пулемет
Двигатель карбюраторный, V-образный 8-цилиндровый. мощность 147 кВт при 3600 об/мин
Удельная мощность двигателя, кВт/т 16.2
Максимальная скорость, км/ч:
по шоссе 56
на плаву 5
Запас хода по шоссе. км 336

БТР Bobcat (Канада)

В начале пятидесятых годов канадская армия продолжала активно использовать бронетранспортеры Universal Carrier британского производства и Kangaroo, представлявшие собой доработанные американские танки M4 Sherman. Эта техника довольно быстро устарела и потребовала замены. По этой причине в 1952 году канадское военное ведомство инициировало программу создания перспективного бронетранспортера. Военные далеко не сразу определились с требованиями к новой бронемашине. Анализ существующих и перспективных бронетранспортеров и изучение особенностей боевой работы канадской армии продолжались несколько лет. В результате этого список требований к новому бронетранспортеру появился только в 1956 году.

Военные желали получить легкую плавающую бронемашину с закрытым корпусом, способную перевозить бойцов с оружием и вооруженную пулеметом. Кроме того, предполагалось, что шасси нового бронетранспортера можно будет использовать в качестве основы для техники иных видов, прежде всего САУ. Подобные требования стали одной из причин того, что программа создания бронетранспортера получила «безликое» название, никак не отражавшее предназначение машины: CTL (Chassis Tracked, Light – «Гусеничное шасси, легкое»).

По ряду причин выбор разработчика перспективного бронетранспортера был связан с большими трудностями. В итоге вместо крупных и признанных компаний контракт получила небольшая фирма Leyland Motors. Одновременно с этим программу CTL переименовали в XA-20. Вскоре после начала проектирования бронемашины фирма-разработчик вошла в состав компании Canadian Car and Foundry (CCF), а затем и сама CCF была приобретена Avro Canada. Из-за таких преобразований проект бронетранспортера завершало одно из подразделений авиастроительной компании «Авро».

Для упрощения конструкции и удешевления бронетранспортер XA-20 предполагалось строить с широким использованием узлов и агрегатов от гражданской автомобильной техники. Подобный подход к конструированию оказал большое влияние на силовую установку машины.

Бронированный корпус перспективного бронетранспортера предлагалось сваривать из листов, обеспечивающих защиту от пуль и осколков. Корпус имел своеобразную форму: за наклонным верхним лобовым листом начиналась крыша, разделенная на два участка: крыша десантного отделения была выше крыши отделения управления. Для удобства работы водителя и командира машины над их рабочими местами предусмотрели две небольшие башенки с наблюдательными приборами. В кормовом листе корпуса располагалась двустворчатая дверь для посадки и высадки экипажа.

Основой силовой установки бронетранспортера XA-20 стал 8-цилиндровый автомобильный двигатель мощностью 180 л.с. Желая унифицировать агрегаты боевой машины с имеющейся техникой, авторы проекта ввели в состав силовой установки 6-ступенчатую коробку передач, тоже заимствованную у гражданских автомобилей. Все это должно было упростить производство, однако сказалось на конструкции бронемашины. Двигатель пришлось разместить в передней части машины, вдоль оси корпуса. Для его обслуживания нижний лобовой лист корпуса выполнили съемным. Сразу за двигателем расположили коробку передач. Из-за этого БТР XA-20 получил ведущие колеса гусеничного движителя, расположенные в корме корпуса. Для их вращения пришлось сделать сравнительно сложную трансмиссию на основе карданного вала и нескольких редукторов. Карданный вал и другие агрегаты трансмиссии располагались внутри обитаемого объема и были прикрыты кожухами.

Читать еще:  Проект истребителя KF-X (KFX-201) (Южная Корея)

В составе ходовой части на каждом борту машины имелись по четыре опорных катка с индивидуальной подвеской, два поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо. Военные требовали от нового бронетранспортера высокую подвижность не только на грунте, но и на снегу и воде. По этой причине специалисты из Leyland Motors оснастили машину XA-20 оригинальными гусеницами. Каждая гусеница состояла из множества отдельных резиновых подушек, соединенных металлическими втулками с грунтозацепами. Ожидалось, что такая гусеница обеспечит бронемашине низкое давление на грунт и высокую проходимость. Гусеничный движитель также предлагалось использовать и для движения по воде.

Позади двигателя в машине XA-20 располагалось отделение управления с рабочими местами механика-водителя (слева) и командира (справа). Для наблюдения за окружающей обстановкой и дорогой водитель мог использовать пять смотровых приборов, смонтированных в его башенке. Командирская башенка помимо смотровых приборов оснащалась перископом и системой для установки пулемета.

Позади отделения управления, в средней и кормовой частях корпуса, располагалось сравнительно крупное десантное отделение. Размеры внутренних объемов БТР XA-20 позволили разместить восемь бойцов с оружием. Солдаты располагались на двух скамьях вдоль бортов машины. Амбразуры для стрельбы из личного оружия не предусматривались.

Боевая масса бронетранспортера XA-20 достигла 9 тонн. Длина машины превышала 4,8 метра, ширина равнялась 2,6 м, высота – 1,9 м.

В 1958 году были построены три прототипа новой бронетехники: два бронетранспортера и одна САУ на их базе. Испытания показали, что бронетранспортер новой модели имеет приемлемые характеристики. Так, на шоссе машина XA-20 могла разгоняться до скорости порядка 55-57 км/ч. Оригинальная конструкция гусениц обеспечивала высокую проходимость на местности различных типов.

Однако у нового бронетранспортера было несколько серьезных недостатков. В первую очередь необходимо отметить сомнительную компоновку агрегатов трансмиссии, ухудшавшую удобство размещения десанта. Посреди десантного отделения находился сравнительно крупный кожух карданного вала, мешавший посадке в машину и высадке из нее. Кроме того, крупные агрегаты трансмиссии, передававшие крутящий момент от карданного вала на ведущие колеса, производили слишком большой шум, нагревались и вибрировали. При этом десанту приходилось находиться рядом с ними.

Уже после первых испытаний в 1958 году канадские военные выразили желание получить еще шесть прототипов перспективного бронетранспортера. В это время проект вновь переименовали. Бронемашина получила новое название Bobcat («Рысь»). Все новые бронетранспортеры использовались в испытаниях, продолжавшихся до 1962 года.


БТР Bobcat мог получить большое будущее. Военные видели в нем основу для самоходной артиллерийской установки, легкого плавающего танка, командно-штабной машины, машины связи, санитарной машины или боевой машины с противотанковыми ракетами. Планировалось построить более полутора тысяч «Рысей» в различных модификациях. Первый контракт на поставку новых бронетранспортеров подразумевал строительство 500 машин. В дальнейшем предполагалось подписать новые соглашения.

Серийное производство новой бронетехники должно было стартовать в 1964 году, однако за несколько месяцев до этого появился доклад, определивший дальнейшую судьбу БТР Bobcat. В середине 63-го года специальная комиссия изучила проект перспективного бронетранспортера и направила командованию доклад с результатами этого анализа. Военные взвесили все недостатки и достоинства «Рыси», и результат оказался не в пользу последних. Производство и эксплуатация машины были связаны с массой проблем, избавиться от которых было крайне трудно. Контракт на поставку серийных бронетранспортеров сначала заморозили, а затем аннулировали. Военные решили не закупать проблемную технику.

Стоит отметить, канадская пехота все же получила новые бронетранспортеры, хотя это и произошло несколько лет спустя. Отказавшись от проекта CTL/XA-20/Bobcat, военачальники Канады обратили внимание на бронетранспортер M113 американского производства. Техника, предлагаемая Соединенными Штатами, оказалась дешевле и удобнее в эксплуатации, чем собственная. За несколько лет было приобретено свыше тысячи машин этого типа, часть которых эксплуатируется до сих пор. Что касается «Рыси», то до нашего времени сохранился лишь один экземпляр этого бронетранспортера, ставший музейным экспонатом.

Читать еще:  Экспериментальный ударный ГЛА HTV-3X «Blackswift» (США)

РЫСЬ рыжая. Мелкая. Железная

Да, именно «Рысь».

Так как канадцы назвали свою опытную машину в честь
[ Неё . ]

В 1957 г. промышленности Канады была заказана отработка универсального шасси для создания семейства легких бронированных машин. В результате проведения работ в 1958 г. созданы первые опытные образцы гусеничного плавающего бронетранспортера «Бобкэт» для перевозки пехоты, которые в 1959-60 г. проходили войсковые испытания.

Бронетранспортер «Бобкэт» (смотрите рис.) вмещает два человека экипажа и десять человек десанта. Он весит 9 т, вооружен одним 7,62-мм пулеметом, максимальная скорость движения на суше около 56 км/час, на воде 5 км/час.

Рис. Бронетранспортер «Бобкэт»

В конструкции бронетранспортера используются: автомобильные агрегаты – В передней части корпуса машины расположено силовое отделение с модифицированным серийным V-образным 8-цилиндровым бензиновым двигателем мощность 180 л. с.. Доступ к нему с целью ремонта и обслуживания обеспечивала легко снимающаяся передняя вертикальная ппита. Поскольку на машине использовался серийный автомобильный двигатель, то с ним взаимодействовала такая же серийная 6-скоростная ручная коробка передач, а это значило, что трансмиссия располагалась позади двигателя. Это обстоятельство вынудило конструкторов машины разместить ведущие колеса сзади, обеспечив их привод через обычный карданный вал. Такое решение привело к появлению неудобного выступа, тянущегося через всё десантное отделение.

За силовой установкой размещается слева водитель, а справа командир. Над местами их расположения на крыше установлены две башенки. По периметру башенки водителя расположено пять смотровых блоков, в башенке командира размещаются пулемет, смотровые блоки и перископ.

Отделение для десанта занимает среднюю и кормовую части корпуса и имеет откидную крышу. Десант размещается на двух скамьях по бортам машины. Посадка и высадка десанта производится через двухстворчатую дверь в кормовом листе корпуса. При закрытой крыше десантного отделения перевозимая пехота ввиду отсутствия амбразур не имеет возможности вести огонь из личного оружия.

Силовая передача и ведущие колеса расположены в кормовой части машины.

В ходовой части машины использованы уникальные в своём роде гусеницы, состоящие из отдельных резиновых подушек со стальными вкладышами-втулками. Соединяясь с открытыми грунтозацепами, они образуют относительно легкую (389 кг) и очень прочную замкнутую резиновую ленту. Такая конструкция гусениц способствует увеличению плавучести и улучшает сцепление с дорогой, обеспечивая минимальное сопротивление при движении по мягкому грунту. В сочетании со сдвоенными обрезиненными опорными катками (2×4) и поддерживающими роликами (2×2), такие гусеницы гарантируют плавное и практически бесшумное движение по любым дорогам.

Движение бронетранспортера на воде осуществляется за счет перематывания гусениц. На вертикальном лобовом броневом листе устанавливается волно-отражательный щит.

Бронетранспортер «Бобкэт» предполагалось использовать в качестве базы для создания плавающего танка, вооруженного 105-мм гаубицей, самоходной гаубицы, установки -для запуска ПТУРС, командирской машины, тягача и санитарной машины.

Сама программа создания «Рыси» была инициирована в середине 50-х под влиянием опыта применения канадцами своего БТРа «Кенгуру» во время Второй Мировой.

Контракт на 2 БТРа и САУ на его базе получил «Лейланд моторс» из Лонгёя, Квебек.

После первоначальных испытаний армия в 1958 г. одобрила концепцию БТРа и заказала 6 бронированных прототипов машины, получившей с этого момента название «Рысь» (Bobcat), подготовив при этом предварительный заказ на 1567 машин в разных вариантах. Все они должны были быть авиа-транспортабельными (внутри транспортных на С-119).

Но, в силу ряда причин, программу собственного плавающего БТР канадцы свернули и закупили американский М113.


Каждая гусеница состоит из двух резиновых лент, которые соединяются посредством стальных поперечин, образующих грунтозацепы. Гусеница позволяет передвигаться по мягким и болотистым грунтам, а также по снегу.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector