1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бронетранспортёр БТР-Т (Россия)

Бронетранспортёр БТР-Т. Россия

Глядя на такие проекты, не перестаёшь гордится нашими конструкторами и инженерами.

Я до этого выкладывал несколько зарубежных вариантов модернизации устаревших танков Т-54/55. Их объединяет одно, они получились разной степени неудачности. Хотя об этом можно было догадаться и заранее, ведь как не модернизируй морально устаревшую машину, современный танк всё равно не получиться. А вот это действительно реальный вариант второй жизни старых машин. Из старого танка получили великолепный БТР. И очень приятно что наши до такого простого решения додумались первыми. Хотя вру, практически параллельно с нами такие же машины начали делать, по-моему, и в Израиле. Но Израильских конструкторов, так же, с некоторой натяжкой, можно считать нашими. Вероятно, в ближайшем будущем, по такому же пути пойдут и другие страны, и подобным образом будут модернизировать свои устаревшие танки.

Эту замечательную машину разработало КБ транспортного машиностроения, под руководством главного конструктора проекта Д. Агеева совместно с ГПО «Завод транспортного машиностроения».

Бронетранспортер БТР-Т имеет следующую компоновку: в корме корпуса расположено моторно-трансмиссионное отделение, а переднюю и среднюю части корпуса машины занимает отсек, выполняющий одновременно функции отделения управления, боевого и десантного отделений. Слева в передней части этого отсека находится место механика-водителя, справа от него смонтирована низкопрофильная башня с вооружением, а задняя часть отсека предназначена для размещения пяти пехотинцев-десантников с полной выкладкой.

Полностью закрытый корпус БТР отличается от корпуса базовой машины прежде всего встроенной динамической защитой, а также дополнительной противоминной защитой. В курсовом угле +30° уровень эквивалентной броневой защиты доведен до 600 мм . Борта корпуса и элементы подвески ходовой части прикрыты стальными броневыми экранами. Верхняя часть бортов корпуса имеет внутренний (основной) и наружный (дополнительный) броневые листы, а между ними на надгусеничных полках размещаются различное вспомогательное оборудование, инструменты и принадлежности. Таким образом, обеспечивается противокумулятивная защита бортов. Защищенность машины повышена также за счет использования двенадцати дымовых гранатометов типа 902, установленных в кормовой части корпуса. Вместе с тем, для посадки и спешивания десантники должны пользоваться люками в крыше корпуса, что в современном бою ведет к большим потерям. Обитаемые отделения оборудуются современной системой жизнеобеспечения, позволяющей экипажу и десанту действовать в условиях применения оружия массового поражения в любых климатических условиях.

Для вооружения подобных машин пока разработано 5 модулей:

1 — автоматическая 30-мм пушка 2А42, 2 пусковые установки ПТУР «Конкурс»;
2 — автоматическая 30-мм пушка 2А42, автоматический 30-мм гранатомет АГС-17;
3 — двухствольный, 30-мм автомат 2А38;
4 — 12,7-мм зенитный пулемет НСВ, 2 пусковые установки ПТУР «Конкурс»;
5 — 12,7-мм зенитный пулемет НСВ, автоматический 30-мм гранатомет АГС-17.

Но как вы понимаете, такой принцип вооружения, даёт возможность создавать неограниченное количество конфигураций и сочетаний оружия. Это даёт машине огромный экспортный потенциал. Так как мало того что в мире разбросано огромное количество Т-54/55, так и модульный принцип позволяет без особого напряжения установить на машину боевые модули как под наши калибры вооружения так и под НАТОвские. Более того, по этому принципу, можно модернизировать практически любую устаревшую машину, как нашего, так и западного производства.

Тяжелый бронетранспортер БТР-Т

Тяжелый бронетранспортер на базе танка Т-55 впервые был показан на 2-й выставке ВТТВ-97. Разрабатывая машину с учетом тяжелых городских боев первой чеченской кампании, омское КБ транспортного машиностроения в достаточно короткий срок спроектировало и построило гусеничный БТР, «утилизировав» шасси устаревшего среднего танка Т-55. Надо отметить, что работа велась в инициативном порядке, исходя из собственных средств. В итоге получилась боевая машина, по уровню защищенности не уступающая, а по противоминной защите — превосходящая основные боевые танки Т-80 и Т-90. Опытный образец демонстрировался на омских выставках с различными комплексами вооружения: 30-мм пушка 2А42+ПТУР или 12,7-мм пулемет «Утес» + ПТУР. Название также «плавало» от БТР-Т до дозорно-патрульной машины ДПМ и обратно, прижился первый вариант, ведь по сути, это и есть высокозащищенное транспортное средство, предназначенное для доставки солдат к месту боя. Немаловажное значение в нынешних условиях имеет и цена «изделия», а она в данном случае относительно невысока. Т-55 в достаточно больших количествах еще хранятся на складах, но их «поголовье» постепенно все равно изводят или разрезая в переплавку, или раздавая новым «друзьям». (Финансовой составляющей в передаче танков афганскому «северному альянсу», видимо, никто и не искал, с самого начала было ясно, что расплачиваться афганцам нечем, не долларами же от продажи наркотиков, в самом деле.) По поводу БТР-Т появился целый ряд критических статей, в которых авторы справедливо, в общем-то, указывали на недостатки, дескать, десант маловат, вооружение слабовато.

Кто-то требовал установить динамическую защиту еще и на крышу, а другие, наоборот, требовали крышу снять совсем для лучшего обзора.

Читать еще:  Опытный танк «Объект 441» (СССР)

Но армия-то в Чечне продолжает ездить на БМП-1/2 и БТР 70/-80, причем, преимущественно, верхом, т.к. их броня практически ни от чего не спасает.

Израильтяне, чей опыт в КБТМ наверняка учитывался, находятся в состоянии длительного вооруженного конфликта с населением Палестины. В городских боестолкновениях широко применяются тяжелые гусеничные БТР «Ахцарит», переделанные из захваченных в ходе предыдущих арабо-израильских конфликтов средних танков Т-54/-55. По данным западной печати, число таких машин дошло, чуть ли не до тысячи! Ничего удивительного, если учесть, что первые БТР этого типа появились аж в 1987 г. Из 44 т. общей массы машины более 14 т. приходится на защиту, а вооружение состоит из одного дистанционно управляемого пулемета FN 7,62 М240 (еще три могут устанавливаться в простейшие крепления у верхних люков, но стрелять из них можно лишь высунувшись по пояс). Более компактный двигатель Detroit Diesel 8V071 ТТА в сочетании с полуавтоматической трансмиссией Allison XTG-411-4 дал возможность разработчикам перекомпоновать МТО, выделив место для заднего «туннеля» для обеспечения безопасности покидания машины под огнем. Ну да, впрочем, на безлимитные американские кредиты чего только не напроектируешь. Нам-то надо исходить из своих реальных возможностей, а не благих пожеланий установить систему «Арена», тепловизор, пушку помощнее, миномет и ПЗРК. Прямо «Мюр и Мерилиз» получается, как справедливо заметил товарищ Сталин в одной из своих работ (правда, по совершенно иному поводу). А кто будет платить за все это «великолепие»?

БТР-Т тем временем, оставаясь в единственном экземпляре, использовался сотрудниками КБТМ при выездах на полигон в качестве сверхпроходимого «такси». Во время демонстрации новых образов тяжелых огнеметных систем представителям заказчика, машина попалась на глаза одному из генералов войск химзащиты, который, ознакомившись с техникой поближе, немедленно заявил, что хочет такую же, только лучше. Мало того, ему удалось «пробить» финансирование новой темы, и в результате появилась боевая машина огнеметчиков БМО-Т на шасси Т-72. До сих пор огнеметчики в бою вынуждены были передвигаться на БМП, которая и так давно расшифровывается как «братская могила пехоты», да еще дополнительная начинка из «Шмелей» при подрыве гарантированно уничтожала все живое не только в самой машине, но и вокруг.


Место танковой башни заняла рубка большего объема, чем на БТР-Т, на крыше вместо специально спроектированной башни установлен стандартный командирский люк с турелью для 12,7 мм пулемета, применявшийся на «семьдесятдвойках». Стальные экраны (по типу T-90) теперь прикрывают нижнюю часть корпуса почти на всю длину. Увеличенная высота бронированных коробов с дополнительными топливными баками на надгусеничных полках по сторонам МТО не только повышает безопасность покидания машины через задние люки. Своеобразный бронированный «окоп», получившийся из рубки и бортов вокруг крыши МТО, позволяет вести стрельбу «Шмелями», не спешиваясь. Прицельная дальность стрельбы — до 600 м, а максимальная — до 1000 м, дает преимущества в бою при поражении ДОТов или огневых точек в городской застройке. Производство БМО-Т можно назвать мелкосерийным.

БТРы России: история развития, технические характеристики и новые технологии

Чтобы транспортировать для выполнения боевых задач солдат и командование мотострелкового, пехотного, мотопехотного и десантного подразделений, а также все необходимые материальные средства, нужны специальные бронированные машины. В армии такие транспортные средства известны как бронетранспортеры. Преимущественно их называют сокращенно — БТР. Судя по отзывам, многих интересует сколько БТР в России и каких именно? Создавать бронетранспортеры начали еще в советское время. По сравнению с современными БТР России их характеристики значительно хуже. Тем не менее некоторые бронетранспортеры используются в российской армии и по сей день. Об истории создания и технических характеристиках БТР СССР и России вы узнаете из данной статьи.

Объект 141

Как утверждают военные эксперты, к концу Великой Отечественной на вооружении советской армии числились самые совершенные в мире тяжелые и средние танки. Для поддержки бронетанковых подразделений требовались пехотинцы. А для их доставки к месту боя нужны были бронированные легкие машины с повышенной проходимостью. Уже в послевоенное время, а именно в 1947 г., в опытном конструкторском бюро Горьковского автозавода начали проектировать легкий колесный бронетранспортер «Объект №141». Одновременно в Москве инженеры ОКБ во главе с Кравцовым А.Ф. создавали гусеничный БТР. Работа заняла два года. Для изготовления ходовой части советские конструкторы воспользовались танковым шасси Т-70. Двухтактный четырехцилиндровый двигатель с жидкостным охлаждением и мощностью в 140 л.с. взяли из ЯАЗ-204Б. Из данной машины была позаимствована и трансмиссия. С топливными баками, рассчитанными на 220 л, показатель запаса хода составил 170 км. В управленческом отделении располагался боевой расчет, который был представлен механиком-водителем и стрелком-радистом.

Последний вел стрельбу из 7,62-миллиметрового пулемета СГ-43. В боекомплекте имелась 1 тыс. патронов в четырех лентах и гранаты Ф-1 (12 шт.). Также в его распоряжении была радиостанция 10 РТ-12. В десантном отделении находилось 16 бойцов. БТР имел стальной корпус из сшитых 13-миллиметровых броневых листов. Толщина листа в днище составила 3 мм. БТР можно было также использовать для перевозки грузов массой до 2 т. После успешно пройденных испытаний в апреле 1949 г. бронетранспортер приняли на вооружение армии СССР как БТР-40.

Читать еще:  Экспериментальный истребитель F-107А «Ultra Sabre» (США)

Изготавливался работниками завода ГАЗ им. Молотова. Серийное производство длилось до 1960 г. Данная модель не состояла на вооружении России. БТР послужил основой для нескольких последующих модификаций. Всего было собрано 8500 единиц техники.

О модификациях

На базе бронетранспортера спроектировали следующие модификации:

  • БТР-40А. В отличие от своего аналога, данный бронетранспортер комплектовался двумя спаренными 14,5-миллиметровыми крупнокалиберными пулеметами Владимирова. Патроны в количестве 1200 штук содержались в 24 лентах. Боевой экипаж дополнен двумя заряжающими. На вооружение поступил в 1951 г.
  • БТР-40В. Модель создана в 1956 г. В отличие от предыдущих вариантов, в данном БТР к колесам подвели специальные трубки, через которые производилась подкачка воздуха. Бронетранспортер имел вентиляционную систему, благодаря чему на экипаж не воздействовало химическое и бактериологическое оружие.
  • БТР-40Б. Это бронетранспортер с открытым верхом. В случае поражения машины его экипаж мог быстро эвакуироваться. Однако он был не защищен от атак сверху. Техника использовалась в 1956 г. при подавлении мятежа в Венгрии.

В дальнейшем советскими оружейниками были продолжены работы по созданию бронетранспортеров. Многих интересует, какие есть БТР и БМП в России. Подробнее об этом далее.

БТР-80

Как утверждают специалисты, российская армия располагает 1500 бронетранспортерами данной модели. Серийно БТР-80 производится с 1984 г. Управленческий экипаж состоит из 3 человек, боевой – из 7. Двигаются эти БТРы России со скоростью 80 км/ч. Запас хода – 600 км. Техника со стальной катанной броней. Снабжается крупнокалиберным пулеметом Владимирова калибра 14,5 мм и спаренным с ним 7,62-миллиметровым ПКТ. В машину встроили двигатель из КамАЗа 7403 мощностью 260 л.с. Данные БТРы в России с 1991 года являются основными. Для последних модификаций характерно усиленное вооружение, в связи с чем военные эксперты эти транспортные средства причисляют к классу боевых машин пехоты. Российскими конструкторами на базе БТР-80 советского образца созданы следующие варианты:

  • БТР-80А. В армии России БТР с 1994 года. Башня с лафетной компоновкой. Пулемет Владимирова заменен 30-миллиметровой автоматической пушкой 2А72.
  • БТР-80С. Данная модель предназначена для Нацгвардии. Стреляет из пулемета КПВТ калибра 14,5 мм.
  • БТР-80М. В отличие от предыдущих моделей имеет увеличенную длину корпуса и пулестойкость. На бронетранспортер установили двигатель от ЯМЗ-238 с мощностью 240 лошадиных сил.

Бронетранспортер №82

Данные БТРы России на вооружении страны состоят с 2013 года. Как утверждают специалисты, базой для их создания послужил советский БТР-80. Проектировочные работы по модернизации велись с 2009 г. сотрудниками Арзамасского машиностроительного завода (АМЗ).

В 2010 г. состоялись государственные испытания. Машину снабдили 8-цилиндровым 4-тактным V-образным дизельным двигателем от КамАЗа-740. Мощность силового агрегата – 300 л.с. В бронетранспортере может применяться 14,5-миллиметровый пулемет КПВТ или скорострельная пушка 2А72 калибра 30 мм. Второй вариант преимущественно используется в одной из модификаций, а именно в БТР-82А.

Основное орудие — спаренное с ПКТМ 7,62 мм. Кроме БТР-82А создано еще несколько модификаций:

  • БТР-82А1 или БТР-88. Бронетранспортер имеет дистанционно управляемый боевой модуль, разработанный в ЦНИИ «Буревестник». Цель поражает посредством 30-миллиметровой автоматической пушки и пулемета 7,62 мм.
  • БТР-87. Машина с совершенно новым бронекорпусом. Техника производится на экспорт.

БТР-90 «Росток»

Данная модель является колесной плавающей бронированной машиной. Спроектирована техника на Горьковском автомобильном заводе. Собирают бронетранспортер на Арзамасском машиностроительном заводе. Широкая публика данный БТР могла увидеть в 1994 г.

Госиспытания были окончены в 2004 г. «Росток» комплектуется автоматической 30-миллиметровой пушкой 2А42, из которой можно произвести 500 выстрелов. Также имеется автоматический гранатомет АГС-17 (боекомплект представлен 400 патронами), 7,62-миллиметровый пулемет ПКТ (2 тыс. боеприпасов) и ПТРК «Конкурс-М». Из последнего экипаж может выпустить 4 противотанковые управляемые ракеты. БТР хорошо работает в ночное время суток благодаря наличию комбинированного прицела: ночного БПКЗ-42 и дневного 1П-13. Российскими конструкторами было создано две модификации:

  • БТР-90 «Бережок». В отличие от аналога, в данном варианте АГС-17 и «Конкурс-М» заменены автоматическим гранатометом АГС-30 и противотанковым комплексом «Корнет» с тепловизором и системой управления огнем. Для данной бронетехники предусмотрено боевое отделение «Бережок».
  • БТР-90М. Бронетранспортер с боевым отделением «Бахча-У», который укомплектован 100-миллиметровой пушкой 2А70, орудием 2А72 калибра 30 мм, пулеметом ПКТМ 7,62 мм и противотанковым комплексом «Аркан» 9М117М1. Вместо него также может стоять «Агона» 9К117.

Как утверждают военные специалисты, бронетранспортеры представляют собой опытные образцы. Изготовленная партия ограничена 14 машинами.

Является советской гусеничной боевой машиной пехоты. Разработана инженерами главного специального конструкторского бюро №2 (ГКСБ-2) в городе Челябинске на тракторном заводе им. Ленина. На вооружении с 1966 г. Серийное производство длилось до 1983 г. Экипаж состоит из 3 и 8 человек. БМП с противопульным бронирование, комплектуется 73-миллиметровой гладкоствольной пушкой 2А28, пулеметом ПКТ калибра 7,62 мм и пусковой установкой «Малютка» 9М14М. Из пушки можно произвести 40 выстрелов, из пулемета – 2 тыс., и 4 — из ПУ. С многотопливным 6-цилиндровым V-образным дизельным двигателем с жидкостным охлаждением БМП на шоссейной дороге развивает скорость до 65 км/ч.

На базе БМП-1 создано несколько модификаций, которые числятся на вооружении России:

  • БП-1М. Выпускается российской машиностроительной компанией «Муромтепловоз». Боевая машина пехоты вооружена пушкой 2А42 калибра 30 мм, ПКТМ и ПТУР «Конкурс».
  • БМП-1АМ «Басурманин». Техника 2018 года выпуска. Конструкторы оснастили ее дистанционно управляемыми боевыми моделями, используемыми в БТР-82А.
  • БМП-1П. Машина имеет мощную пусковую установку «Фагот» 9К111.
  • БМП-1ПГ. Предусмотрен дополнительный автоматический гранатомет «Пламя» АГС-17.
Читать еще:  Пистолет Токарева образца 1939 года (Россия)

Общая численность всех модификаций на вооружении России составляет примерно 500 единиц.

Боевая машина пехоты на гусеничной основе создавалась как Объект 675. От БМП-1 отличается тем, что имеет более крупную башню и другой комплекс вооружения. В управленческом отделении сидят командир и наводчик-оператор. Стрельба ведется из 30-миллиметровой пушки 2А42, которую делают на машиностроительном заводе в Туле. Есть также один ПКТ калибра 7,62 мм и ПТРК 9К113 или 9К111. Транспортирует БМП до 7 бойцов. Техника со стальной катанной гомогенной (противопульной и противоснарядной) броней. Мощность силового агрегата 300 л.с. Развивает скорость в 65 км/ч. Боекомплект нарезной малокалиберной автоматической пушки состоит из бронебойных и осколочно-фугасных снарядов (500 шт.). Российскими конструкторами на базе БМП-2 спроектированы следующие более совершенные варианты:

  • БПМ-2 «Пламя». Стрельба ведется из автоматического гранатомета АГ-17 «Пламя», в боекомплекте которого 250 зарядов.
  • БМП-2К. Машина комплектуется дополнительной коротковолновой радиостанцией.
  • БМП-2Д. Техника с усиленной броней. В связи с этим она стала не приспособленной для преодоления водных преград.
  • БМП-2 «Бахча-У». Модель 2000 года выпуска. Машина десантирует до 5 солдат. Для нее предусмотрен боевой модуль «Бахча-У», разработанный российскими конструкторами. Используется в качестве боевой разведывательной машины (БМР).
  • БМП-2М. От предыдущего аналога отличается наличием боевого модуля «Бережок», дополнительным панорамным прицелом и измененным расположением АГС-17. Стрельба ведется из четырех пусковых установок ПТУР «Корнет».

На вооружении ВС России состоит 3 тыс. таких машин.

Значится как Объект 688М. Создана инженерами курганского Специального конструкторского бюро машиностроения. Выпускается на ОАО «Курганмашзавод». На вооружении с 1987 г. В управленческом отделении три человека, десантное дополнено двумя местами. Таким образом, БМП-3 транспортирует 9 бойцов. Экипаж защищен алюминиевой катанной разнесенной броней со стальными экранами. Скорость машины увеличена до 70 км/ч. На основе боевой машины пехоты были разработаны следующие модификации:

  • БМП-3К. Командирская машина имеет навигационную аппаратуру, две радиостанции, приемник и автономный генератор. Целевое предназначение – поддерживать связь с различными подразделениями и войсковыми соединениями.
  • БМП-3Ф. Является боевой машиной морских пехотинцев. Обладает высокой плавучестью.

«Бумеранг». Об истории создания

Несмотря на то, что сегодня бронетранспортер №82 используется в качестве основного в России (фото БТР представлено в статье), как утверждают эксперты, он уже достаточно устарел. В связи с этим Сухопутные войска РФ нуждаются в современном бронетранспортере. Он должен быть совершенно новой машиной, а не очередной модернизацией советского бронетранспортера. Новый БТР России «Бумеранг» общественность увидела в 2018 году на параде Победы. Российские разработчики планируют данную модель использовать как унифицированную платформу, которая в дальнейшем станет основой для создания новых образцов бронированной техники.

БТР России «Бумеранг» в технической документации изначально значился как «Гильза». В ходе проектировочных работ конструкторы воспользовались наработками БТР-90 «Росток». Обе машины российскими военными были отвергнуты. Ввиду того, что среднюю часть в корпусе «Гильзы» хотели оборудовать силовой установкой, оружейным модулем и системой динамической защиты, как и в бронетранспортере №82, в новой бронетехнике стало очень тесно. К тому же исключалась дальнейшая модернизация. Поэтому от данных нововведений пришлось отказаться. Вскоре все наработки по этим проектам внедрили в новый БТР России «Бумеранг».

Описание

Основной недостаток БТР-80 заключался в слабом уровне защиты, особенно от фугасов и мин. Поэтому бойцам приходилось ездить не в салоне, а на крыше. Именно с целью создать более защищенный бронетранспортер и начали проектировать новый БТР России. Усовершенствовать технику советского изготовления не представлялось возможным, поскольку она уже с полностью исчерпанным модернизационным ресурсом.

В «Бумеранге» корпус имеет новую форму, компоновку и броню, для изготовления которой применяют современные материалы. Из-за усиленной брони весит техника 20 т. Конструкторы предполагают, что дальнейшие модификации будут иметь массу не менее 25 т. Местом для силового отделения стала носовая часть машины. Корма — это самая защищенная часть БТР. Машина с многослойной броней, в составе которой имеется керамика. В отличие от гемогенной, данный тип брони лучше. Преимущественно ее используют в танках.

Судя по отзывам экспертов, «Бумеранг» может выдержать попадание кумулятивного боеприпаса. Не сможет пробить БТР противотанковая граната, малокалиберная артиллерия и крупнокалиберный пулемет. В данном образце используется колесная формула 8х8. Задняя часть корпуса оборудована водометными двигателями, благодаря которым БТР будет преодолевать водные преграды. Стрельба будет вестись из 30-миллиметровой автоматической пушки 2А42, пулемета ПКТ и противотанкового ракетного корпуса «Корнет». Данное вооружение сосредоточено в одном боевом модуле с дистанционным управлением. В боекомплекте основного орудия до 500 боеприпасов. Стрельба может производиться как командиром, так и оператором-наводчиком.

Дальнейшие планы

Базу БТР «Бумеранг» российские конструкторы собираются использовать при создании мобильного противотанкового комплекса, боевой машины пехоты, колесного танка и других видов транспортных спецсредств. Каждый из них будет иметь свое собственное вооружение.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector