19 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бронетранспортёр C-13 (Италия)

Бронетранспортёр C-13 (Италия)

В начале 80-х годов фирма “Oto Melara” приступила к разработке гусеничного бронетранспортера C-13, специально предназначенного для экспорта. В результате научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ было создано несколько опытных образцов, прошедших соответствующие испытания. БТР C-13 имеет закрытый корпус, выполненный из алюминиевой брони толщиной 50 мм, которая усилена стальными броневыми листами толщиной 6-13 мм. Такое бронирование обеспечивает надежную защиту экипажа от поражения огнем стрелкового оружия и осколков снарядов и мин. Верхний лобовой лист установлен под большим углом к вертикали и переходит в горизонтальную крышу с командирской башенкой, над которой смонтирован 12,7-мм пулемет.

Борта корпуса наклонены и нависают над ходовой частью, в районе десантного отделения в них имеются стрелковые амбразуры для ведения огня из легкого стрелкового оружия. Справа в передней части корпуса расположено моторно-трансмиссионное отделение, слева — отделение управления с рабочим местом механика-водителя, над которым имеется индивидуальный люк для доступа в машину.

Десантное отделение расположено в кормовой части машины и рассчитано на перевозку девяти пехотинцев-десантников с полной выкладкой. Для посадки и спешивания в кормовой стенке корпуса имеется дверь. Стрелковые амбразуры и приборы наблюдения в бортах и корме десантного отделения позволяют перевозимым пехотинцам вести огонь из стрелкового оружия, не покидая машины.

В качестве силовой установки C-13 оснащен 265-киловаттным дизельным двигателем обеспечивающим бронетранспортёру движение по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 70 км/ч. При этом запас хода машины составляет 500 км.

Подвеска ходовой части торсионная. В состав ходовой части, применительно к одному борту, входят шесть обрезиненных опорных катков среднего диаметра, три поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего и направляющее колесо заднего расположения. Ходовая часть до середины закрыта волнистыми снизу противокумулятивными экранами.

Бронетранспортёр C-13 является базовой моделью для создания семейства бронированных машин разного назначения: разведывательной, командно-штабной, огневой поддержки, санитарной, транспортной, боевой машины пехоты, зенитной самоходной установки, самоходного ПТРК. На нём могут устанавливаться бронированные башни с различным пулемётно-пушечным вооружением. В частности, на одном из опытных образцов была смонтирована двухместная бронированная башня с 90-мм пушкой.

База бронетранспортёра C-13 использована фирмами “Oto Melara” и “Крупп-Мак” при совместной разработке легкой бронированной машины, получившей обозначение AV-90. В конце 1988 года был продемонстрирован ее опытный образец, на котором применены германские дизельный двигатель мощностью 271 кВт и автоматическая трансмиссия. Вместимость машины — 12 человек, включая членов экипажа.

Тактико-технические характеристики бронетранспортёра C-13
Боевая масса, т 14,6
Экипаж, чел 3+9
Габаритные размеры, мм:
длина 5650
ширина 2700
высота 2470
Бронирование, мм 50-мм алюминиевая броня и 6—13-мм апплицированная стальная броня
Вооружение 12,7-мм пулемет
Боекомплект 2000 выстрелов
Двигатель мощность 265 кВт
Удельная мощность двигателя. кВт/т 18,2
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 70
Запас хода по шоссе, км 500

Итальянская бронетехника периода Первой мировой войны

Название подразумевает, что речь пойдет и о бронеавтомобилях, и танках одновременно, и это действительно так, поскольку по-другому о бронированных сухопутных машинах и не расскажешь. В отличие от других воевавших стран, техники у Италии было мало, меньше, чем у других. Но это не значит, что она не оставила определенного следа в истории. Там были свои крупные автомобильные фирмы, а там, где есть такие фирмы, всегда будут и броневики.

«Лянча» IZ. Фотография военных лет

Причем первые бронеавтомобили в Италии появились еще до войны, а именно в 1911 году. Это были два (всего два!) бронеавтомобиля (Autobliudata), спроектированные и построенные в инициативном порядке талантливым инженером Джустино Каттанео на уже известной тогда своими машинами фирме «Изотта-Фраскини» в Милане. Масса броневика составляла примерно 3 т. Формула шасси 4×2. Задние колеса были сдвоенные, на передние установлены дополнительные обода для улучшения проходимости, шины бескамерные, наполненные губчатой резиной. Максимальная скорость была около 37 км/ч. Бронекорпус закрывал даже задние колеса, но толщина брони составляла всего лишь 4 мм. Вооружение: два пулемета — один во вращающейся башне, другой должен был стрелять через амбразуру в кормовом листе корпуса.

Годом позже появился однобашенный броневик «Фиат», и одновременно с ним свою версию бронированного авто предложила фирма «Бьянки», опять же из Милана. Внешне броневики «Изотта-Фраскини» и «Бьянки» очень похожи, включая округлый капот и башню, и отличаются лишь отдельными деталями. Масса броневика тоже около 3 т. Формула шасси 4×2. Задние колеса сдвоенные. Мощность двигателя — 30 л.с. Бронирование до 6 мм. Вооружение: два пулемета, имевших аналогичное размещение, как и у «Изотта-Фраскини». С 1913 по 1916 год на фирме «Бьянки» было построено не менее четырех прототипов бронеавтомобилей, причем варианты «1915» и «1916» разительно различаются.

Читать еще:  Опытный истребитель-перехватчик Т-58 (СССР)

БА «Бианки» обр. 1915 года

А вот БА «Фиат-Терни» (также называемый «Фиат легера» или «Типо Триполи») в Италии был выпущен… в конце 1918 года! А назван он был так потому, что выпускался на металлургическом заводе в Терни в Умбрии. Конструкцию разработали на сталелитейной фабрике «Сосьете Терни» и, надо сказать, что итальянцам удалось то, чего не удалось в то время больше никому, а именно создать «абсолютный» для своего времени БА. Именно у них получилась простая, но прочная и надежная машина с надежным шасси и двигателем от знаменитого грузовика «Фиат 15».

«Фиат-Терни» имел очень простой и функциональный дизайн

Это был небольшой броневик: 4,54 м в длину, 1,70 м в ширину и 3,07 м в высоту, вооруженный одним пулеметом M1914 «Фиат-Ревелли» с водяным охлаждением калибра 6,5 мм. По крайней мере, одна машина была оборудована — наверное, в качестве эксперимента, — башней от британского БА «Ланчестер». Но этим итало-британское сотрудничество в этой области завершилось.

Столь живописно раскрашенная башня служила для опознавания

А вот так это было решено в цвете!

Ну, а в чем же его совершенство? А вот в чем — машина состояла всего лишь из четырех броневых деталей очень простой формы: броневого капота над мотором, цилиндрического основания башни, которое одновременно являлось кабиной водителя (до такого никто не додумался!), собственно башни и «кормового модуля» очень простых очертаний. То есть дизайн машины был на порядок более простым, чем у того же британского «Ланчестера», а это говорит о многом.

Но вот повоевать-то ему на полях «Великой войны» как раз и не пришлось. 12 броневиков были отправлены в Ливию в 1919 году, где они вместе с «Лянча» IZМ сражались в составе двух подразделений бронированных автомобилей. Они также использовались в качестве машин сопровождения на линиях снабжения, но также показали себя и как хорошие разведчики, успешно действующие в сотрудничестве с воздушной разведкой. Когда Италия вступила во Вторую мировой войну в 1940 году, около 10 бронированных автомобилей «Фиат-Терни» еще использовались в Ливии, хотя некоторые из них прошли уже по нескольку модернизаций.

«Фиат-Терни» под пальмами Эфиопии

Однако самым массовым итальянским бронеавтомобилем, своего рода «визитной карточкой» итальянской колесной бронетехники Первой мировой войны, стал БА «Лянча». Их было построено достаточно много, и они использовались против австрийских и позже немецких войск. Некоторые из них были захвачены немцами и применялись для оснащения собственных бронечастей, а также для подготовки и вооружения ими американских войск в Италии.

Сделала его фирма «Ансальдо» из Турина, взяв за основу легкий грузовик на пневматических шинах со сдвоенной задней парой. Машина была очень хорошо бронирована. Толщина бронелистов из хромоникелевой стали спереди достигала 12 мм, а по бортам — 8 мм, чем мог тогда похвастаться не всякий танк. Однако самым необычным в этом БА была его двухъярусная башня. Причем в большей, нижней башне находилось сразу два пулемета, а в верхней, маленькой, с независимым вращением — один! Это давало ему возможность широкого маневра огнем и позволяло не только обстреливать одновременно две разные цели, но и концентрировать очень сильный огонь на одной! Пулеметы использовались двух типов: французские «Сент-Этьен» калибра 8-мм, которые французы поставляли всем, кому не лень по принципу «бери боже, что нам негоже» и собственно итальянские «Фиат-Ревелли» обр. 1914 года.

Другой оригинальной особенностью этого БА были «рельсы» для резки колючей проволоки, установленные над капотом, чтобы проходить через проволочные препятствия натянутые поперек дороги. Экипаж машины был достаточно велик и состоял из командира машины, водителя, трех пулеметчиков и механика.

Автомобиль весил около 3950 кг, включая боекомплект из 25000 патронов. Двигатель мощностью 70 л.с. давал возможность развивать максимальную скорость около 70 км/ч. Радиус действия был около 500 км. Длина автомобиля составила 5,24 м, ширина 1,9 м, высота 2.89 м, колесная база 3,57 м.

Читать еще:  Проект истребителя J-13 (Китай)

Модель IZM была практически идентична первому образцу за исключением того, что небольшая башенка была ликвидирована, а третий пулемет установлен в задней части корпуса и обращен назад. Интересно, что на месте верхней башенки имелся люк, через который из третьего пулемета можно было стрелять даже по самолетам! Обе модели использовались итальянской армией длительное время, как во время гражданской войны в Испании, и в Эфиопии, так и в Восточной Африке во время Второй Мировой Войны.

Мне всегда было немного жалко немцев, хотя они и захватчики: ну на каком откровенном дерьме приходилось им воевать!

А что с танками? С танками итальянцам опять-таки и повезло и не повезло одновременно. Учитывая тот факт, что основную борьбу итальянская армия вела в высокогорных районах на границе с Австро-Венгрией, танки ей были без надобности. Тем не менее, в 1916 года капитан Луиджи Кассали предложил построить бронированные машины, способные двигаться по пересеченной местности резать колючую проволоку. Машина получила две пулеметные башни и резак похожий на французское устройство Бретона-Прето. Но проект был заброшен после того, как испытания доказали ее практическую непригодность. Но итальянцы не отчаялись, а сразу же взялись за новый проект, получивший название «Фиат 2000». Работы началась в августе 1916 года, а первый танк был готов в июне 1917-ого. (Отсюда и его альтернативное название «Тип 17».)

И вот тут-то и выяснилось, что итальянцам удалось то, чего не удалось ни англичанам, ни французам, ни немцам, а именно — создать самый совершенный и хорошо вооруженный танк Первой мировой войны! Начнем с того, что это был первый тяжелый танк с орудийной башней, да еще к тому же и полусферической формы. Водитель имел великолепный обзор, и мог вести наблюдение либо через люк, либо через перископ — уровень заботы о человеке так и недостигнутый на танках французов и англичан! Двигатель был размещен сзади, что делало его менее подверженным повреждениям. Экипаж имел много места внутри, так как большая часть механизмов находилась под полом. Это было намного практичнее и британского, и немецкого, и французского дизайна.

К тому же танк был очень сильно вооружен. На нем стояла 65-мм короткая пушка (L/17), которая могла вести огонь на 360°. При этом ствол ее имел углы склонения и возвышения от -10° до +75°. То есть возможности маневра огнем у этого танка были очень широкие. Он нес не менее семи 6,5-мм пулеметов «Фиат-Ревелли» (6 в амбразурах и 1 запасной), установленных таким образом, что каждый из них имел горизонтальный угол обстрела в 100°. В корму и по бортам огонь вели сразу три пулемета, а вперед — два.

«Фиат 2000» в городе. Хорошо виден большой люк водителя

Ходовая часть состояла из десяти опорных катков, восемь из которых были сгруппированы в пары. На танке применялись эллиптические листовые рессоры. Толщина брони варьировалась от 15 до 20 мм. Правда и весил танк 40 тонн. Мощность 12-тицилиндрового двигателя фирмы «Фиат» составляла около 240 лошадиных сил, что позволяло ему развивать максимальную скорость около 7 км/ч, что является довольно хорошим показателем по сравнению с другими танками того времени. Правда, запаса топлива хватало всего лишь на 75 км по шоссе. Он легко преодолевал препятствия и благодаря широким гусеницам имел неплохую проходимость на слабых грунтах. Длина составляла 7,378 м, ширина – 3.092 м, высота — 3,785 м. Танк преодолевал склоны в 35° — 40°, рвы шириной 3 — 3,5 м. Брод и вертикальные препятствия до 1 м.

Все познается в сравнении: «Фиат 3000», «Рено» FT-17, «Шнейдер» СА1 и «Фиат 2000»

До конца войны в 1918 году было сделано всего два таких танка, но неясно, были ли они когда-либо использованы в бою.

«Фиат 2000» вид с кормы

В Ливии обнаружилось, что средняя скорость танка составляет всего 4 км/ч, поэтому вскоре от их применения там отказались. Один из них остался в Ливии, а другой вернулся весной 1919 года в Италию, где был продемонстрирован публике в присутствии короля на римском стадионе. Танк показал целый ряд трюков: въехал на 1,1-метровую стену, затем проломил стену высотой 3,5 м, переехал траншею шириной 3 метра и повалил несколько деревьев. Однако это впечатляющее представление не вызвало к нему интереса публики, и вскоре этот танк был забыт. В 1934 году он опять участвовал в параде, для чего его заново раскрасили и даже перевооружили: два передних пулемета заменили на 37-мм L/40 орудия. Позже он был установлен в Болонье в качестве памятника, однако дальнейшая его судьба, также как и судьба танка оказавшегося в Ливии, неизвестна.

Читать еще:  Опытный легкий танк PL-01 (Польша)

«Фиат 2000» с 37-мм орудиями

В 1918 году Франция поставила Италии один «Шнейдер» и несколько легких «Рено» FT-17. Итальянцы сделали на последнюю машину дополнительный заказ, но в то время Франция едва обеспечивала танками собственную армию и не могла удовлетворить заявку итальянцев. По этой причине те решили самостоятельно строить танк, подобный «Рено» FT-17, но с использованием узлов и деталей отечественного производства. Разработку танка осуществили фирмы «Ансальдо» и «Бреда», а заказ на производство 1400 машин был размещен на фирме «Фиат». Однако в связи с окончанием Первой мировой войны в 1918 году заказ был сокращен до 100 единиц. И опять же получилось так, что итальянский танк «Фиат 3000» получился во всех отношениях совершеннее французского. Он был компактнее и легче при том же бронировании. Двигатель на нем стоял поперек корпуса, а вооружение было более мощным, в особенности пушечное — та же 37-мм пушка, как и у французов, но с большей дульной энергией. Но время таких танков скоро прошло, и итальянцам только и осталось, что констатировать: к раздаче призов за самые лучшие танки Первой мировой войны они опоздали!

«Фиат 3000» и рядом с ним бравые итальянские танкисты

bmpd

Журнал “Jane’s Defence Weekly” в статье Christopher F. Foss “More firepower for Italian Superav”, сообщает, что консорциум итальянских компаний Iveco и Oto Melara (Consorzio Iveco Oto – CIO) представил новый плавающий колесный бронетранспортер VBA (Veicolo Blindato Anfibio), представляющий собой модификацию ранее представленного бронетранспортера SUPERAV с колесной формулой 8х8. SUPERAV, в свою очередь, является плавающим бронетранспортером, выполненным с использованием элементов ходовой части БТР Freccia.

БТР VBA оснащен новой дистанционно управляемой необитаемой башенной установкой Oto Melara HITFIST Overhead Weapon Station, оснащенной 30-мм автоматической пушкой АТК Mk 44, спаренным с ней 7,62-мм пулеметом и контейнерной пусковой установкой ПТРК Rafael Spike. Подбашенное отделение у установки HITFIST Overhead Weapon Station отсутствует, что освобождает значительное место в десантном отделении бронетранспортера. При боевом весе 24 тонны БТР VBA имеет высокие амфибийные качества, обладая благодаря двум гребным винтам скоростью на плаву до 10 км/ч. Мореходность машины составляет до трех баллов. Бронекорпус стальной, с возможностью навешивания дополнительной защиты. Сообщается о внедрении комплекса мер усиленной противоминной защиты. С целью сохранения по желанию заказчика значительного запаса водоизмещения для модернизаций и дооснащения, SUPERAV (и VBA) предлагается в двух вариантах с шириной корпуса 2,7 и 3 метра.

Машина VBA предлагается к принятию на вооружение созданных в 2006 году итальянских амфибийных сил “Forza di Proiezione dal Mare” (объединяющих амфибийный полк Lagunari “Serenissima” и полк морской пехоты “San Marco”), где должен заменить устаревшие гусеничные боевые машины пехоты VCC-1 и VCC-2, созданные на основе БТР М113. Кроме того, VBA предлагается Iveco в парнерстве с BAE Systems на тендер Корпуса морской пехоты США на колесный плавающий бронетранспортер MPC. В дополнение к изготовленному прототипу VBA в настоящее время предполагается построить еще две машины для проведения масштабной программы испытаний. Один образец будет построен на заводе Iveco Defence Vehicles в Больцано, а второй будет изготовлен в США и будет модифицирован в соответствии с требованиями американской морской пехоты.

Прототип бронетранспортера CIO VBA (c) CIO (via Jane’s)

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: