Экспериментальный аппарат Avro VZ-9V Avrocar (Канада)
Экспериментальный аппарат Avro VZ-9V Avrocar (Канада)
Канадская фирма “Авро Эркрафт” с 1955 г. начала проводить исследования реактивного вертикально взлетающего аппарата с круглым дискообразным корпусом и устройством для образования воздушной подушки при взлете. Предполагалось, что такая схема АВВП, с приводимыми от ТРД подъемными вентиляторами, предложенная в 1947 г. английским конструктором Джоном Фростом, благодаря использованию воздушной подушки потребует при взлете меньшей энерговооруженности, чем для обычных реактивных СВВП. Кроме того, отбрасываемый вентилятором воздушный поток, смешиваемый с газами ТРД и используемый для образования воздушной подушки, будет иметь значительно меньшие скорость и температуру, чем у ТРД, что должно упростить эксплуатацию такого АВВП. Поэтому разработкой АВВП фирмы “Авро Эркрафт” заинтересовались ВВС и армия США, принявшие участие в финансировании исследований Следует отметить, что схема АВВП с дискообразным несущим корпусом и расположенным в нем вентилятором была предложена ак. Б. Н. Юрьевым еще в 1921 г., схема приведена в разделе “Россия. Исследования винтовых СВВП”.
В 1959 г. по объединенному контракту армии и ВВС США была завершена постройка экспериментального АВВП с дискообразным корпусом, получившего официальное обозначение VZ-9V и название “Аврокар” и более известного под названием “Флаинг Сосэр” (летающее блюдце). Первые испытания на привязи АВВП VZ-9V начал проходить 5 декабря 1959 г., совершая непродолжительные полеты, и вскоре был передан для испытаний на базу ВВС им. Эдвардса. Первый взлет с переходом к горизонтальному полету был совершен 17 мая 1961 г.
Разработка АВВП VZ-9V под руководством Джона Фроста и его испытания велись в обстановке большой секретности, поэтому по нему публиковалась крайне ограниченная информация. Вероятно, необычайная форма АВВП и отсутствие официальных сведений об испытаниях, проводившихся в 1961 – 1962 гг., вызвали в этот период интенсивные публикации о полетах неопознанных летающих объектов (НЛО) в виде “летающих блюдец”. В 1962 г. разработка АВВП VZ-9V была прекращена.
Последние проведенные испытания АВВП VZ-9V “Аврокар” показали, что он не обладает достаточной устойчивостью, кроме того, постоянно возникавшие неполадки в работе его силовой установки и системы управления послужили причиной прекращения его испытаний, несмотря на разрекламированные перспективы его применения.
Принципиальным отличием экспериментального АВВП VZ-9V “Аврокар” было то, что он мог не только летать подобно самолету на большой высоте, но и передвигаться вблизи земли на воздушной подушке. Аппарат имел круглый дискообразный корпус, в центре которого был установлен вентилятор. Всасываемый им воздух по системе каналов направлялся к одноконтурному кольцевому соплу, проходящему по периферии аппарата.
Подъемная сила при висении или движении АВВП VZ-9V вблизи земли создавалась, во-первых, благодаря воздушной подушке, образующейся при истечении воздуха из кольцевого сопла, а во-вторых, в результате действия так называемого эффекта Коанда, который обычно проявляется при истечении воздуха из сопла над профилированной поверхностью: создаваемое разрежение приводит к появлению подъемной силы. В АВВП VZ-9V при протекании воздуха через сопло вследствие эжекции производилось отсасывание воздуха с верхней поверхности корпуса аппарата, что приводило к разрежению на ней и созданию дополнительной подъемной силы. Воздух эжектировался через кольцевую щель на верхней поверхности корпуса аппарата. Центральный вентилятор диаметром 1,52 м имел привод от тихоходной турбины, приводимой во вращение потоком газов, вытекающим из сопл трех ТРД Континентал J69-T9 с тягой по 420 кгс или эквивалентной мощностью по 1000 э.л.с. Для создания горизонтальной силы тяги кольцевая воздушная завеса может отклоняться с помощью поворотных рулей в кольцевом сопле.
Переход АВВП от движения на воздушной подушке над землей к свободному полету происходил следующим образом: АВВП разгонялся над землей на воздушной подушке до такой скорости, что его дискообразный корпус создавал подъемную силу, достаточную для поддержания в воздухе, а затем и для его подъема. При этом кольцевая струя, свертываясь, превращалась в плоскую пелену, а вытекающий из кольцевого сопла воздух создавал горизонтальную тягу.
Построенный экспериментальный АВВП VZ-9V “Аврокар” предназначался для полетов с дозвуковой скоростью, поэтому он имел закругленный носок круглого крыла и кольцевой воздухозаборник по периметру крыла для входа эжектируемого потока воздуха. Круглый дискообразный корпус диаметром 5,5 м имел эллиптический профиль с относительной толщиной 20% и кривизной 2%. Характеристики АВВП VZ-9V не были опубликованы, хотя указывалось, что он может иметь максимальную скорость 480 км/ч.
Фирмой “Авро Эркарфт” был спроектирован также сверхзвуковой вариант АВВП подобного типа, у которого крыло должно было иметь острую кромку и модифицированную систему забора эжектируемого воздуха. Такой аппарат отличался конструктивной компактностью и мог иметь сравнительно небольшую массу; его конфигурация с круглым крылом рекламировалась как оптимальная для полетов на малых высотах с большими скоростями, при условии, что будет решена проблема устойчивости.
Avrocar
VZ-9-AV Avrocar — летательный аппарат вертикального взлёта и посадки разработки канадской компании Avro Aircraft Ltd..
Разработкой и созданием аппарата занимался английский конструктор Джон Фрост. Разработка летательного аппарата началась в 1952 году в Канаде. 12 ноября 1959 года совершил первый полёт. В 1961 году проект был закрыт, как официально заявлено в связи с невозможностью «тарелки» оторваться от земли выше 1,5 метров. Всего было построено два аппарата «Аврокар».
Ссылки
C 102 Jetliner • CF-100 Canuck • CF-103 • CF-105 Arrow • VZ-9 Avrocar
См. так же: Victory Aircraft • Avro Aircraft • Hawker Siddeley • Hawker Siddeley Canada • Orenda Engines
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое “Avrocar” в других словарях:
Avrocar — L avrocar fut un véhicule commandé par le gouvernement américain pour savoir s il était possible de faire voler une soucoupe volante. Il s avéra que l engin ne pouvait dépasser les 30 centimètres de hauteur en vol et le pilote devait porter un… … Wikipédia en Français
Avrocar — infobox Aircraft name =VZ 9 AV Avrocar type =experimental proof of concept vehicle manufacturer =Avro Aircraft Ltd. (Canada) caption = The Avrocar S/N 58 7055 (marked AV 7055 ) on its rollout. designer =John Frost first flight =12 November 1959… … Wikipedia
Avrocar — Avro Canada VZ 9AV „Avrocar“ 1959 1961 Avro Canada VZ 9AV „Avrorcar“ bei Flugtests … Deutsch Wikipedia
Avrocar (band) — Avrocar are an Electronica band from Birmingham, England. They have had an influence on the evolution of Radiohead s sound. [ [http://www.drownedinsound.com/bands/1615 Drowned in Sound Listings Artists Avrocar ] ] Band member Antony Harding has… … Wikipedia
Avro Canada VZ-9 Avrocar — Avrocar L Avro Canada VZ 9 Avrocar est un aéronef de type ADAV commandé en secret à Avro Aircraft Ltd. (une société canadienne) par le gouvernement américain dans les premières années de la guerre froide. Le premier « vol » eut lieu le… … Wikipédia en Français
John Carver Meadows Frost — known as Jack (born 1915 in Walton on Thames, England, died 9 October 1979 in Auckland, New Zealand) was a British aircraft designer. His primary contributions centred on pioneering supersonic British experimental aircraft and as the chief… … Wikipedia
Avro Canada VZ-9AV — „Avrocar“ 1959 1961 Avro Canada VZ 9AV „Avrocar“ bei Flugt … Deutsch Wikipedia
Military disc-shaped aircraft — The development of military disc shaped aircraft apparently dates back to World War II. A number of disc shaped aircraft have been proposed over the years, a few being built. Contents 1 Nemeth Umbrella Plane 2 Sack AS.6 3 Vought Flying Flapjack … Wikipedia
Avro Canada — Saltar a navegación, búsqueda Avro Aircraft Limited (Canada) era una constructora aeronáutica canadiense que funcionó entre 1945 y 1962. La compañía era famosa por sus diseños innovadores, incluyendo al conocido avión de combate Avro Arrow.… … Wikipedia Español
Avro Canada — Infobox Defunct Company company name = Avro Canada company fate = aircraft divested, remainder restructured successor = Hawker Siddeley Canada foundation =1945 defunct = 1962 location = Toronto, Canada industry = aerospace key people = Crawford… … Wikipedia
Самые невероятные самолеты, поднимавшиеся в небо
Большинство из этих летательных аппаратов и самолётами-то назвать сложно:
Монстр каспийского моря
Монстр каспийского моря, также известный как «Каспийский монстр» был экспериментальным экранопланом, разработанным в конструкторском бюро Ростислава Алексеева в 1966 году.
Stipa-Caproni
Stipa-Caproni – экспериментальный итальянский самолет с бочкообразным фюзеляжем (1932).
Бломм-унд-Фосс BV 141
Бломм-унд-Фосс BV 141 – немецкий самолёт тактической разведки, созданный во время Второй мировой войны. Отличается необыкновенной структурной асимметрией.
Douglas XB-42 Mixmaster
Douglas XB-42 Mixmaster – экспериментальный бомбардировщик, разработанный для развития очень высокой максимальной скорости (1944).
Libellula
Libellula – британский экспериментальный самолет с тандемным расположением крыльев и двумя двигателями, который обеспечивал пилоту отличный вид при посадке на авианосец (1945).
Норт Америкэн XF-82
Чтобы представить себе Норт Америкэн XF-82 соедините между собой две модели самолетов Р-51 «Мустанг», и вы получите этот дальний истребитель сопровождения (1946). Фото: ВВС США.
Northrop XB-35
Northrop XB-35 – экспериментальный тяжелый бомбардировщик типа «летающее крыло», выпускаемый для ВВС сухопутных войск США во время Второй мировой войны и еще некоторое время после ее окончания. Фото: ВВС США.
Макдонел-Дуглас XF-85 Гоблин
Макдонел-Дуглас XF-85 Гоблин – прототип американского истребителя, который планировалось запускать из бомбового отсека Convair B-36 (1948). Фото: ВВС США.
Martin XB-51
Martin XB-51 – американский трёхдвигательный самолёт-штурмовик. Обратите внимание на его нестандартное дизайн: один двигатель находится в хвосте, и еще два – под носовой частью фюзеляжа (1949).
Douglas X-3 Stiletto
Douglas X-3 Stiletto – построенный для изучения конструктивных особенностей, необходимых самолетам для полета на сверхзвуковых скоростях (1953 – 1956).
Lockheed XFV
Lockheed XFV (или Salmon) – экспериментальный прототип истребителя сопровождения с вертикальным взлётом и посадкой (1953).
Турболет-аэроцикл De Lackner HZ-1
Турболет-аэроцикл De Lackner HZ-1, предназначенный для перевозки одного солдата во время разведывательной миссий (1954).
Летающий колеоптр Snecma (С-450)
Летающий колеоптр Snecma (С-450) – французский экспериментальный аэроплан с кольцевым крылом, передвигающийся с помощью турбо-реактора, способный взлетать и садиться в вертикальном положении (1958).
Avro Canada VZ-9 Avrocar
Avro Canada VZ-9 Avrocar – летательный аппарат дискообразной формы вертикального взлёта и посадки, разработанный в рамках секретного американского военного проекта (1959 год).
HL-10
HL-10 – один из пяти самолетов, построенных в рамках научно-исследовательской программы НАСА по изучению возможностей ЛА с несущим корпусом (1966 – 1970).
Dornier Do 31
Dornier Do 31 – западногерманский экспериментальный самолёт вертикального взлёта и посадки, построенный в виде тактического транспортного самолёта (1967).
Аэродин Александра Липпиша
Аэродин Александра Липпиша – бескрылый экспериментальный самолет. В качестве двигательной силы в нем использовались два соосных закрытых воздушных винта (1968).
Vought V-173
Vought V-173 (или «Flying Pancake») – американский экспериментальный истребитель, разработанный для ВМС США (1942).
Hyper III
Hyper III – полнофункциональный дистанционно-пилотируемый летательный аппарат с несущим корпусом, построенный в Летно-исследовательском центре НАСА в 1969 году.
ВВА-14
ВВА-14 – советский самолет-амфибия вертикального взлета конструкции Роберта Бартини (1970-е годы).
Эймс-Драйден (AD) -1
Эймс-Драйден (AD) -1 с косым крылом – исследовательское воздушное судно, предназначенное для изучения концепции поворотного крыла (1979 – 1982).
B377PG
B377PG – супер-турбинный грузовой самолет НАСА, совершивший свой первый полет в негабаритной форме в 1980 году.
X-29
Х-29 – реактивный самолет с крылом обратной стреловидности, запущенный Лётно-исследовательским центром им. Драйдена (НАСА) в качестве образца для демонстрации технических усовершенствований (1984 – 1992).
Бесхвостый Истребитель Х-36
Бесхвостый Истребитель Х-36 – экспериментальный летательный аппарат, созданный для изучения ловкости полноразмерной модели. Представлял собой уменьшенный прототип реактивного самолета, построенный компанией McDonnell Douglas для НАСА (1996 – 1997).
Proteus
Proteus- экспериментальный самолет с тандемным расположением крыльев и двумя двигателями, построенный Scaled Composites в 1998 году.
Caproni Ca.60 Noviplano
Caproni Ca.60 Noviplano представлял собой девятикрылую лодку-авиалайнер, построенную в качестве прототипа 100-местного трансатлантического лайнера. Она была оснащена восемью двигателями и тремя тройными крыльями. Для устойчивости летательного аппарата, на каждой стороне лодки-авиалайнера было установлено два понтона. Фирмой Капрони был построен только один экземпляр данного самолета. 4 марта 1921 года прототип совершил один короткий полет на озере Лаго-Маджоре в Италии. Самолет достиг высоты всего 18 м, а затем спикировал и потерпел катастрофу, разбившись при ударе об воду. Пилот остался целым и невредимым. Капрони отбуксировал разрушенный самолет к берегу и объявил, что сумеет полностью его восстановить, однако в ту ночь он сгорел дотла.
Аэробус A300-600ST
Аэробус A300-600ST (Super Transporter) или «Белуга», является версией стандартного A300-600 и представляет собой широкофюзеляжный авиалайнер, модифицированный для перевоза деталей самолетов и негабаритных грузов. Поначалу он был назван Super Transporter, однако имя «Белуга» стало более популярным и в настоящее также считается его официальным названием.