Экспериментальный беспилотный самолёт McDonnell Douglas X-36 (США)
Корпорация McDonnell Douglas
McDonnell Douglas – американская авиастроительная корпорация, офис которой базируется в городе Сент-Луис, штат Миссури. Данное авиапредприятие стало одним из крупнейших в мире по производству самолетов военного назначения, а также по выпуску коммерческих пассажирских самолетов. 25 лет назад это был один из крупнейших подрядчиков, который выполнял космические и оборонные заказы.
Согласно данным 1988 г. 70% продаж компании были представлены выполнением государственных заказов. На тот момент объем продаж составлял 15,1 млрд. $, чистая годовая прибыль − 350 млн. $, число работников – около 121 000 человек.
Корпорация McDonnell Douglas – третья по масштабам компания, которая производит самолеты. Штат корпорации состоит из более чем 63 000 сотрудников, работающих в различных подразделениях по всему миру.
В 1996 году произошло слияние McDonnell Douglas с компанией Boeing под общим названием Boeing Company, которая теперь является крупнейшей аэрокосмической корпорацией мира.
История McDonnell Douglas
Начало существования McDonnell Douglas датируется 1967 г., когда произошло слияние двух компаний, производивших авиационную технику: «Дуглас Эйркрафт» и «Макдоннел Эйкрафт».
Douglas Aircraft как компания создана еще в далеком 1920 г. Ее основателем был инженер Дональд Дуглас. Этим предприятием выпущено на свет огромное количество качественных самолетов, в частности легендарный авиалайнер DC-3, появившийся на авиатрассах в 1935 г. Он, благодаря особенностям своей эксплуатации и приемлемому расходу топлива, сделал рентабельными пассажирские авиаперевозки. До начала Второй мировой войны в мировом парке коммерческих авиалайнеров доля DC-3 составляла около 80 %.
В 1953 г. коммерческие полеты стал выполнять Douglas DC-7 – одна из первых машин, способных совершать перелеты без посадки практически по всей территории Соединенных Штатов. Так, на нем можно было перелететь через всю страну с крайней западной к крайней восточной точке, даже двигаясь по направлению против ветрового воздушного потока.
В начале 1960-х серьезно стала развиваться авиастроительная компания «Боинг» – главный конкурент «Дугласа», которая, благодаря своей деятельности, отбирала прибыльные заказы на производство авиатехники, чем сделала своего соперника убыточным предприятием.
McDonnell Aircraft Corporation – корпорация, которая была создана в 1939 г. Ее основателем является инженер Джеймс Макдоннелл. Во времена Второй мировой войны компания была одним из ключевых поставщиков самолетов боевого применения для армии США. Именно этим предприятием были произведены такие известные образцы авиатехники, как реактивные истребители F2H Banshee, F-101 и F-4 Phantom. Также Макдоннеллом были построены капсулы «Джемини» и «Меркурий», которые предназначались для отправки первых американских астронавтов в космос в 1960-х годах.
Когда обе компании слились в единую, возник по-настоящему авиапромышленный гигант, который поставлял боевые самолеты в армии многих стран мира. В стенах компании McDonnell Douglas был разработан и стал выпускаться истребитель F-15 Eagle – основной боевой самолет ВВС США.
1970 г. – компания представила публике пассажирский вариант DC-10.
В космическом оборонном отделении компании «Макдоннелл-Дуглас» работает 11,2 тыс. человек. Производственные мощности находятся в Калифорнии. Подразделение выпускает космическую технику для Министерства обороны США, НАСА и международных производителей космических орбитальных спутников. В лабораториях McDonnell Douglas была разработана линейка ракет-носителей Delta II, важнейшие элементы будущей международной орбитальной станции, компоненты систем термического видения. Также корпорация стала главным разработчиком космической американской станции Skylab, которую запустили на орбиту в 1973 году.
В 1984 году компания выкупила подразделение Hughes Helicopters, которое производило боевые геликоптеры AH-64 Apache. В вертолетном подразделении работает около 2800 человек, его мощности базируются в Аризоне. Здесь были разработаны вертолеты для осуществления огневой поддержки AH-64D Longbow Apache, легкие вертолеты MD 500, MD 600, двухтурбинные опытные варианты вертолетов, комплектующиеся системой NOTAR. Коммерческие вертолеты, производившиеся в «Макдоннелл-Дуглас», в 1980-е годы составляли лишь четверть производственных мощностей.
В подразделении, занимающемся выполнением программы C-17 в Лонг-Бич, Калифорния, работали 8400 человек. Здесь занимались постройкой транспортного нового варианта C-17 Globemaster III, предшественниками которого были Globemaster II и Globemaster I.
С завершением холодной войны количество заказов на военную авиатехнику в McDonnell Douglas существенно уменьшилось и для компании пришли тяжелые времена. Обороты корпорации за период с 1990 по 1994 годы снизились на 25 %. Поэтому пришлось переоснащать свои производственные мощности под производство коммерческих самолетов.
В этот период ряд таких машин составили:
трехмоторный широкофюзеляжный MD-11, способен перевезти на большое расстояние до 410 пассажиров;
небольшой MD-80, самолет ближних и средних магистральных направлений, приступивший к совершению коммерческих пассажирских перевозок в 1980 г.;
MD-90 – лайнер средних магистральных направлений, который был выпущен в 1995 г.
Помимо вышеперечисленных, «Макдоннелл-Дуглас» в 1995 г. стала принимать заказы на производство небольшого двухмоторного самолета для обслуживания авиалиний средней и короткой протяженности, который после стал выпускаться корпорацией Boeing как Boeing-717.
В 1996 г. управляющие McDonnell Douglas заявили, что компания не имеет средств для продления работ над широкофюзеляжным пассажирским лайнером следующего поколения. Это существенно уменьшило возможности предприятия на рынке коммерческих лайнеров с жестко конкурирующим составом компаний-производителей.
Сокрушительный удар по корпорации сделало Минобороны США, которое исключило ее из конкурса на проект истребителя последнего поколения для ВВС. Не видя светлых перспектив, владельцы McDonnell Douglas стали проводить переговоры с компанией «Боинг». Под завершение 1996 г. состоялось крупнейшее слияние в истории авиастроения. Компания McDonnell Douglas была поглощена Boeing. Федеральные власти одобрили сделку в 1997 г.
Подразделения McDonnell Douglas
В составе McDonnell Douglas в различное время функционировали такие подразделения:
- McDonnell Douglas Aerospace − оборонное специальное подразделение, выполнявшее оборонное заказы. Время работы — 1939-1996 г.;
- McDonnell Douglas Hughes Helicopters — подразделение, производившее вертолеты. Время работы — 1984-1996 г.
McDonnell Douglas X-36 – McDonnell Douglas X-36
McDonnell Douglas (позже Boeing ) X-36 Бесхвостого истребитель Ловкость Research Aircraft была американским незаметным подмасштаб прототип реактивной предназначен для полетов без традиционного хвостового оперения на большинстве самолетов. Эта конфигурация была разработана , чтобы уменьшить вес, сопротивление и радиолокационные поперечное сечение , но увеличивает диапазон, маневренность и живучесть.
содержание
Дизайн и развитие
Х-36 был построен до 28% шкалы возможных истребителей и контролировал с помощью пилот – сигнала в наземной виртуальной кабине с целью , предоставляемой видеокамерой , установленными в пологе самолета.
Для управления, уткой вперед крыла было так же , как использовали расщепленные элероны и продвинутый вектор тягу сопла для управления направления. Х-36 была неустойчивой в обоих тангажа и рыскания осей, так что усовершенствованный цифровой муха по проводам система управления была использована для обеспечения стабильности.
Первый полет 17 мая 1997 года, он сделал 31 успешных исследовательских полетов. Он обрабатывается очень хорошо, и программа , как сообщается, достигла или превысила все цели проекта. McDonnell Douglas объединился с Boeing в августе 1997 года , в то время как программа испытаний была в процессе; самолет иногда называют Boeing X-36.
Х-36 обладает высокой маневренностью, который был бы идеальным для использования в качестве истребителя. Несмотря на потенциальную пригодность и весьма успешной программы испытаний, не было никаких сообщений относительно дальнейшего развития X-36 или любой производной конструкции, как в 2017 году.
Выжившие
- Первый X-36 находится в Национальном музее ВВС США на базе ВВС Райт-Паттерсон близ Дейтона, штат Огайо . Он прибыл 16 июля 2003 года, в тот же день , как Boeing хищная птица и отображается в области исследований и развития в галерее музея.
- Второй X-36 отображается за пределами ВВС Test Flight Center Музей на авиабазе Эдвардс в Калифорнии .
Технические характеристики (Х-36)
Данные Системы обозначений американских X-транспортные средства
- Не Экипаж: Нет (наземный пульт дистанционного управления)
- Длина: 18 футов 2,5 дюйма (5,55 м)
- Размах : 10 футов 4 дюйма (3,15 м)
- Высота: 3 фута 1,5 дюйма (0,95 м)
- Максимум. взлетный вес : 1250 фунтов (567 кг)
- СИЛОВАЯ : 1 × Williams International F112 турбовентиляторных, 700 фунт – сила (3,1 кН)
Смотрите также
Самолеты сравнимой роли, конфигурации и эпохи
AM.net
AviationsMilitaires.net
- Drones
- Boeing
- McDonnell Douglas
- Boeing-McDonnell Douglas X-36
Rappels
- Catégorie : Drone
- Constructeur : Boeing McDonnell Douglas
- Premier vol : 17 mai 1997
- Production : 2 appareils construits (cellules neuves)
- Missions : Essais en vol
Historique
Le X-36, nommé aussi Tailless Fighter Agility Research Aircraft (Avion de chasse sans queue pour recherche en agilité) était un démonstrateur d’avion de combat sans empennages, ni horizontal ni vertical. Les changements de direction se faisaient à l’aide d’ailerons disposés aussi bien sur le bord d’attaque que le bord de fuite de l’aile. Ce dernier était en V. Outre la maniabilité, l’absence d’empennages réduisait la traînée et la signature radar.
Il était de très petites dimensions (5,55 mètres de longueur et 3,15 mètre d’envergure, soit 28% de la taille d’un dérivé opérationnel de chasse) et était en réalité piloté du sol, grâce à un cockpit virtuel doté d’un HUD et une caméra vidéo placée dans le nez de l’appareil. Un pilote automatique couplé à un GPS pouvait prendre le relais. Un parachute dorsal pouvait être déployé en cas d’urgence.
L’appareil disposait d’énormes canards entièrement mobiles à l’avant et de la poussée vectorielle. L’appareil étant naturellement instable, des commandes de vol électriques furent intégrées. Le projet fut initié en 1989 par la division Phantom Works de Mc Donnell Douglas, qui se décida en 1993 de construire un démonstrateur. La NASA le rejoignit en 1994, partageant les frais à 50%, et la construction de deux prototypes démarra la même année à l’usine de St-Louis. Le premier d’entre eux sortit d’usine en mars 1996, et effectua ses premiers tests suspendu sous un hélicoptère.
L’appareil vola pour la première fois le 17 mai 1997. C’est en août 1997 que Mac Donnell Douglas fut absorbé par Boeing, qui collaborait justement sur ce programme. Cela explique qu’on trouve parfois l’appellation Boeing X-36.
31 vols d’essais et de recherche, totalisant 15 heures et 38 minutes, furent effectués avec succès jusqu’au 12 novembre 1997, par un seul appareil. Celui-ci démontra une très grande maniabilité idéale pour un chasseur. Le X-36A atteignit une altitude de 20200 pieds, une incidence de 40°, et une vitesse de 234 mph. Il pouvait faire un tonneau à 15° d’incidence et des manœuvres à 35° d’incidence. Il pesait 1250 livres à plein charge et était propulsé par un Williams International F112 d’environ 700 livres. Un vol durait généralement de 35 à 45 minutes.
L’ensemble du programme, selon les sources, a coûté entre 17 et 21 millions de dollars, ce qui est peu. Cependant, aucune suite ne fut donnée à ce programme de manière opérationnelle, même si Boeing a probablement réutilisé des informations pour son programme X-45.
L’Air Force Research Laboratory appartenant à l’USAF utilisa le X-36A en décembre 1998 pour tester le RESTORE (Reconfigurable Control for Tailless Fighter Aircraft), un logiciel de contrôle de surfaces. Il s’agissait de voir ce qu’il se passerait si un appareil sans queue était endommagé en vol et si ce logiciel pouvait prendre le relais. 2 vols furent effectués avec succès avant que l’appareil ne soit stocké.
Le seul X-36A à avoir volé a été donné par Boeing au National Museum of the United States Air Force à Wright-Patterson AFB en avril 2003 et est exposé depuis le 16 juillet 2003. L’autre exemplaire est exposé à l’Air Force Test Flight Center d’Edwards AFB.
Caractéristiques
- Masse maxi au décollage : 576 kg (1 270 lbs)
- Masse à vide : 494 kg (1 090 lbs)
- Hauteur : 0,94 m (3,08 ft)
- Envergure : 3,18 m (10,433 ft)
- Longueur : 5,54 m (18,176 ft)
Performances
- Vitesse d’atterrissage : 204 km/h (127 mph, 110 kts)
- Facteur de charge maximal : 5 G
- Endurance maximale : 0,75 h
- Mach maximal HA : Mach 0,6
- Rapport poussée/masse à sec maxi au décollage : 0.55
- Rapport poussée/masse à sec à vide : 0.64
Motorisation
- 1 × turbofan Williams F112 de 318 kgp (3,11 kN, 700 lbf)
- Carburant (masse) : 82 kg (180 lbs)
Sur le forum…
Général de division aérienne
- Messages : 7 667
- Photos : 2 078
- Emplacement : Paris (75) & elsewhere
- Inscription : 9 апреля 2010 г. 20:57
Merci pour cette fiche, je suis fan également. hehe.
Les photos révélant l’envergure de l’appareil sont impressionnantes, il n’est vraiment pas grand.
Général de corps aérien
- Messages : 10 276
- Photos : 1 622
- Emplacement : Paris
- Inscription : 5 апреля 2010 г. 0:03
Merci pour la fiche !
J’avais déjà vu quelques photos, mais je n’avais jamais remarqué les têtes dessinées sur le cockpit
Général de corps aérien
- Messages : 13 244
- Photos : 744
- Emplacement : Qu’allait-il faire dans cette galère ?
- Inscription : 11 апреля 2010 г. 21:44
Je suis fan.
Général de corps aérien
- Messages : 13 244
- Photos : 744
- Emplacement : Qu’allait-il faire dans cette galère ?
- Inscription : 11 апреля 2010 г. 21:44
Démonstrateur technologique américain des années 1990.
Le X-36, nommé aussi Tailless Fighter Agility Research Aircraft (Avion de chasse sans queue pour recherche en agilité) était un démonstrateur d’avion de combat sans empennages, ni horizontal ni vertical. Les changements de direction se faisaient à l’aide d’ailerons disposés aussi bien sur le bord d’attaque que le bord de fuite de l’aile. Ce dernier était en V. Outre la maniabilité, l’absence d’empennages réduisait la traînée et la signature radar.
Il était de très petites dimensions (5,55 mètres de longueur et 3,15 mètre d’envergure, soit 28% de la taille d’un dérivé opérationnel de chasse) et était en réalité piloté du sol, grâce à un cockpit virtuel doté d’un HUD et une caméra vidéo placée dans le nez de l’appareil. Un pilote automatique couplé à un GPS pouvait prendre le relais. Un parachute dorsal pouvait être déployé en cas d’urgence.
L’appareil disposait d’énormes canards entièrement mobiles à l’avant et de la poussée vectorielle. L’appareil étant naturellement instable, des commandes de vol électriques furent intégrées. Le projet fut initié en 1989 par la division Phantom Works de Mc Donnell Douglas, qui se décida en 1993 de construire un démonstrateur. La NASA le rejoignit en 1994, partageant les frais à 50%, et la construction de deux prototypes démarra la même année à l’usine de St-Louis. Le premier d’entre eux sortit d’usine en mars 1996, et effectua ses premiers tests suspendu sous un hélicoptère.
L’appareil vola pour la première fois le 17 mai 1997. C’est en août 1997 que Mac Donnell Douglas fut absorbé par Boeing, qui collaborait justement sur ce programme. Cela explique qu’on trouve parfois l’appellation Boeing X-36.
31 vols d’essais et de recherche, totalisant 15 heures et 38 minutes, furent effectués avec succès jusqu’au 12 novembre 1997, par un seul appareil. Celui-ci démontra une très grande maniabilité idéale pour un chasseur. Le X-36A atteignit une altitude de 20200 pieds, une incidence de 40°, et une vitesse de 234 mph. Il pouvait faire un tonneau à 15° d’incidence et des manœuvres à 35° d’incidence. Il pesait 1250 livres à plein charge et était propulsé par un Williams International F112 d’environ 700 livres. Un vol durait généralement de 35 à 45 minutes.
L’ensemble du programme, selon les sources, a coûté entre 17 et 21 millions de dollars, ce qui est peu. Cependant, aucune suite ne fut donnée à ce programme de manière opérationnelle, même si Boeing a probablement réutilisé des informations pour son programme X-45.
L’Air Force Research Laboratory appartenant à l’USAF utilisa le X-36A en décembre 1998 pour tester le RESTORE (Reconfigurable Control for Tailless Fighter Aircraft), un logiciel de contrôle de surfaces. Il s’agissait de voir ce qu’il se passerait si un appareil sans queue était endommagé en vol et si ce logiciel pouvait prendre le relais. 2 vols furent effectués avec succès avant que l’appareil ne soit stocké.
Le seul X-36A à avoir volé a été donné par Boeing au National Museum of the United States Air Force à Wright-Patterson AFB en avril 2003 et est exposé depuis le 16 juillet 2003. L’autre exemplaire est exposé à l’Air Force Test Flight Center d’Edwards AFB.