0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экспериментальный истребитель Gloster E.1/44 (Великобритания)

Экспериментальный истребитель Gloster E.1/44 (Великобритания)

«Метеор» cозданный в годы Второй мировой войны, еще долго оставался в производстве, неоднократно модернизировался и продолжает эксплуатироваться по сию пору (на фирме «Мартин-Бейкер» для испытания катапультируемых кресел). Однако существовал еще один истребитель фирмы Глостер, который британская пресса называла наследником «Метеора» и о котором известно не так много.

Впервые слухи о новом реактивном истребителе Глостера просочились в британскую печать еще в 1947 г., накануне очередной выставки в Фарнборо. Самолет якобы видели во время его перевозки на испытательную базу британских ВВС в Баскомб-Дауне для проведения там первого этапа летных испытаний. Говорилось, что самолет имеет один турбореактивный двигатель «Нин» и называется «Асом». Лишь в следующем, 1948 г., эта информация в целом была подтверждена, за исключением обозначения — официально самолет назывался Е.1/44 (внутрифирменное обозначение G.42). В марте 1948 г. был облетан второй опытный самолет «Е». Первый же опытный самолет серьезно повредили во время перевозки в Баскомб-Даун в августе 1947 г. перед первым запланированным полетом.

Внешне «второе издание» «Метеора» больше напоминало первый британский реактивный самолет — Глостер Е.28/29. Одномоторный «Метеор» отличался боковыми воздухозаборниками и был, конечно, больше и тяжелее. Впрочем, специалисты сразу отметили, что при прямом крыле ожидать значительного улучшения летных данных по сравнению с двухмоторным «Метеором» не приходится. Лишь емкость топливных баков в 1945 л обещала несколько большую дальность полета.

Особенностью конструкции самолета являлось прямое крыло однолонжеронной конструкции с работающей обшивкой, толстый фюзеляж и широко расставленные основные стойки шасси. Механизация крыла включала закрылки, воздушные тормоза, щитки для облегчения вывода самолета из пикирования. Особенностью оперения была выполненная из дерева верхняя часть киля — для изоляции радиоантенны, а также отсек для размещения тормозного парашюта. Вооружение включало четыре 20-мм пушки Испано-Сюиза, установленные под полом кабины пилота. Под крылом могли подвешиваться дополнительные топливные баки, ракеты или бомбы.

Экспериментальный истребитель Gloster E.1/44 (Великобритания)

В ответ на техническое задание (спецификация E.1/44) Министерства авиации на одноместный истребитель с реактивным двигателем «Gloster» приступила к разработке и постройке прототипа машины, оснащенного ТРД с центробежным компрессором, разрабатывавшимся фирмой «Rolls-Royce». Gloster E.1/44, свободнонесущий среднеплан цельнометаллической конструкции с трехстоечным шасси, был оснащен новым ТРД, названным Nene и установленным в хвостовой части фюзеляжа.

Впервые слухи о новом реактивном истребителе просочились в британскую печать еще в 1947 г., накануне очередной выставки в Фарнборо. Самолёт якобы видели во время его перевозки на испытательную базу британских ВВС в Баскомб-Дауне для проведения там первого этапа лётных испытаний. Лишь в следующем, 1948 г., эта информация в целом была подтверждена, — официально самолёт назывался Gloster E.1/44 (внутрифирменное обозначение G.42). В марте 1948 г. был облетан второй опытный самолёт «Е».

К сожалению, первый прототип (SM809) был поврежден в аварии при транспортировке в испытательный центр в Боскомб Даун. Поэтому первым в воздух 9 марта 1948 года поднялся второй прототип (TX145). Был построен и третий прототип, TX148, а вот постройку четвертого (TX150) прекратили, так как стало ясно, что машина не имеет потенциала для дальнейшего совершенствования, по всем параметрам проигрывая двухдвигательному Meteor. Gloster E.1/44 оказался неудачным самолётом, поскольку для установки крупногабаритного ТРД с центробежным компрессором требовался тяжелый планер, и от разработки отказались в пользу двухдвигательного истребителя Meteor.

Читать еще:  РСЗО FIROS-30 (Италия)

Внешне «второе издание» «Метеора» больше напоминало первый британский реактивный самолёт — Gloster E.28/29. Одномоторный «Метеор» отличался боковыми воздухозаборниками и был, конечно, больше и тяжелее. Впрочем, специалисты сразу отметили, что при прямом крыле ожидать значительного улучшения летных данных по сравнению с двухмоторным «Метеором» не приходится. Лишь емкость топливных баков в 1945 л обещала несколько большую дальность полета. Особенностью конструкции самолёта являлось прямое крыло однолонжеронной конструкции с работающей обшивкой, толстый фюзеляж и широко расставленные основные стойки шасси. Механизация крыла включала закрылки, воздушные тормоза, щитки для облегчения вывода самолета из пикирования. Особенностью оперения была выполненная из дерева верхняя часть киля — для изоляции радиоантенны, а также отсек для размещения тормозного парашюта. Вооружение включало четыре 20-мм пушки Испано-Сюиза, установленные под полом кабины пилота. Под крылом могли подвешиваться дополнительные топливные баки, ракеты или бомбы.

Летом 1948 г. информация об «одномоторном «Метеоре» вновь попала в британскую печать. В частности, сообщалось, что самолёт представят на выставке в Фарнборо в сентябре 1948 г. Фирма успела выпустить и третий опытный самолёт, отличавшийся стреловидным стабилизатором по образцу оперения истребителя «Метеор» F.8. Якобы готовилось даже серийное производство, однако работы вскоре были прекращены. Остался нереализованным и вариант Gloster E.1/44 со стреловидным крылом, готовившийся по заданию Gloster E.23/46. По-видимому, Е.1/44 подкосила катастрофа с экспериментальным скоростным самолётом Де-Хевилленд D.H.108, после которой были запрещены все скоростные полеты британских самолётов. Также могло сыграть свою роль и появление осенью 1948 г. усовершенствованной модификации «классического» двухмоторного «Метеора» F.8, имевшего по сравнению с предыдущими серийными моделями более мощные двигатели и больший запас топлива. А истребитель Gloster E.1/44 канул в небытие.

Тактико-технические характеристики Gloster E.1/44
Размах крыла, м 10.97
Длина, м 11.58
Высота, м 3.55
Площадь крыла, м2 23.63
Масса, кг
— пустого самолета 1309
— максимальная взлетная 1700
Тип двигателя 1 ТРД Rolls-Royce Nene 2
Тяга, кгс 1 х 2688
Максимальная скорость , км/ч 998
Продолжительность полета, ч 1
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1
Вооружение: четыре 20-мм пушки Hispano
легкие бомбы, НУР

Первый английский боевой реактивный истребитель «Метеор F.I»

Начало создания первого английского реактивного истребителя — конец 30-х годов, когда была основана компания «Пауэр джетс». Именно в ней создается первый стендовый реактивный двигатель, показавший тягу в 270 килограмм. Основатель компании с идеей создания нового самолета на новом двигателе отправляется в «Gloster Aircraft». Представленная идея заинтересовала главного инженера Д.Картера, и он соглашается на совместную разработку принципиально новой авиамашины.

После представления первых вариантов новой авиамашины Министерству авиации Англии, заключается контракт на создание опытного образца. Проект самолета с индексом Е.28/39 был готов в начале февраля 1940 года, и после экспериментальных испытаний, готов был стать базой для создания боевого самолета в качестве истребителя-перехватчика, с возможностью установки нескольких пулеметов с боезапасом. Образец под названием «Пайонир» построили в начале 1941 года – средний моноплан цельнометаллического исполнения с 3-х колесным шасси. Первый полет «Пайонир» совершил в середине мая, на двигателе «W.1», обеспечивающий тягу в 390 килограммов и запасом ресурса в 10 часов. По проекту, на самолет должны были установить двигатель с тягой 545 килограмма, но и с установленным двигателем, самолет развил скорость в 480 км/ч – это было самым лучшим доказательством перспективности создания самолетов на реактивной тяге. Два образца, построенные до 1944 года играли роль летающих стендов, на которых испытывали двигатели с возрастающими характеристиками реактивной тяги.

Читать еще:  Опытный боевой танк Leopard ADT (Германия)

Еще при проектировании Е.28/39 в одномоторном выполнении, было ясно, что полноценного истребителя из него не выйдет. Реактивная тяга имеющегося двигателя не могла поднять самолет с необходимым комплектом вооружения и оборудования. Пришло время проектировать самолет с двумя моторами. Из всех вариантов 2-х моторного исполнения самолета был выбран вариант установки двигателей на крыле. Это было сделано из-за того, что первые реактивные двигатели, устанавливаемые на экспериментальные образцы, были еще недостаточно надежны. Эскизы будущего 2-х моторного самолета, были тепло встречены Министерством авиации Великобритании, и «Gloster Aircraft» получает задание разработать проект тяжелого истребителя-перехватчика F.9/40 в 2-х моторном исполнении, с 6-ю 20 мм пушками, общим боекомплектом 720 боеприпасов. Сначала Министерство потребовало, что бы пилот был обеспечен высотным скафандром, немного позже требование было изменено на размещение пилота в гермокабине.

К концу 1940 года «Gloster Aircraft» завершает компоновку 2-х моторного самолета. Самолет получил обозначение G.41. Он был готов к серийному производству – конструкторы специально предусмотрели возможность разделения самолета на ряд агрегатных узлов и конструкций для быстрого производства компонентов на нескольких предприятиях:
— носовая часть, состоящая из кабины, орудий и передней стойки шасси. Кабину создавали по чертежам фирмы «Уэстленд», которая ее уже разработала для собственного проекта высотного перехватчика. Орудия расположили попарно с трех сторон кабины, корме верха. Так как нижние орудия располагались достаточно неудобно, их убирают, но увеличивают боезапас остальных;
— центральная часть крыла интегрально соединялась с фюзеляжем и несла в себе боеприпасы и топливный бак;
— крепление двигателей на крыле — к переднему лонжерону двигатели крепили, а вот задний лонжерон был ими прошит насквозь. Две центральные стойки шасси складывались в крыло самолета;
— хвостовая часть имела место стыковки по стрингерам и была выполнена как обычный полумонокок. Стабилизатор приподняли из опасения сильного влияния реактивной струи. Начались испытания модели самолета в аэродинамической трубе, после которых создают полноразмерную модель одноконсольного фюзеляжа. В начале февраля 1941 года модель была одобрена заказчиком.

Принимается решение о постройке 12 опытных экземпляров:
— первый для производства заводских испытаний;
— второй для испытаний новых двигателей;
— третий для испытаний вооружения и вариантов исполнения кабины;
— четвертый для испытаний оборудования;
— пятый для летных официальных испытаний;
— шестой для обмена на американский ХР-59;
— 7-й и 8-й для научных и исследовательских изысканий;
— 9-й и 10-й – резерв;
— 11-й и 12-й экземпляры планировали сделать учебно-действующими самолетами для отработки навыков использования новой техники пилотами.

Читать еще:  Автомат Стечкина ТКБ-0116 (СССР)

Срок постройки первого самолета – февраль 1942 года. Но Министерство авиации не стало ждать окончаний испытаний, и летом 1941 года было заказано 300 серийных истребителей. Название «Метеор» дали реактивному самолету в феврале 1942 года, успев «переносить» до этого немало других имен. Детали, агрегаты и оборудование для нового самолета производило около десятка заводов и предприятий. Хоть это теоретически и уменьшало время создания одного серийного самолета, на практике начались первые сбои – некоторые заводы не укладывались в срок, некоторые из-за задержек деталей не могли закончить свой этап производства. Начинаются проблемы на испытаниях – разваливается лонжерон крыла. Начинаются работы по устранению выявленных недочетов и ошибок. Но больше всего проблем было с реактивными двигателями – первый серийных двигатель создали в конце мая 1942 года, но он годился разве что только для неземного испытания. Министерство авиации заставляет всех авиапроизводителей форсировать работы по своим наработкам в области создания реактивных двигателей:
— Н.1 — производитель «Де Хевилленд эйркрафт»;
— F.2 – производитель «Метрополитэн Виккерс».

В начале мая «Gloster Aircraft» получает распоряжение срочно подготовить самолеты для установки данных двигателей. А первый образец «Метеора» под номером «DG 202/G», хоть и стоял на взлетной полосе, взлетать на несовершенных двигателях самолету не давали. Начались разговоры об отказе от данного проекта. Но в конце ноября 1942 года, привезли двигатели «Н.1.» которые установили на самолет под номером «DG 206/G». Они были большего диаметра, чем проектный «W.2B», поэтому крепление двигателей переделали. В начале марта 1943 года «DG 206/G» начинает совершать полеты, которые длятся каждый раз не более 20-ти минут. В конце июля к нему присоединяются «DG 205/G» и «DG 202/G» с установленными двигателями «W.2B/23». В скором времени к ним присоединился «DG 204/G» с двигателями «F.2.». В течение следующих нескольких месяцев, проходили частые испытательные вылеты опытных авиамашин.

В 1944 году, в серию пошли самолеты с двигателями «W.2B» — Метеор F.I (G.41A). Двигатели производства фирмы «Ройллс-Ройс», выкупившая права на двигатель. Конструкторы «Ройллс-Ройс» увеличили надежность двигателя W.2B/23, в серию пошел двигатель W.2B/23С. Метеор F.I – переходная модель. Планировалось в скором времени запустить в серию самолеты «Метеор F.III». Поэтому серийная партия F.I была заказана всего в 20 единиц. Но именно «Метеор F.I» первым встал в строй королевских военно-воздушных сил. Всего было выпущено более 3000 истребителей «Метеор» разных модификаций, а во время 2МВ было построено чуть более 200 машин. С середины 1944 года истребители стали использовать для перехватов немецких «V-1», а весной 1945 года «Метеоры» принимали участие в боях над Голландией и Германией.

Основные характеристики:
— крыло 13.1 метр;
— длина 12.6 метра;
— высота 4 метра;
— вес неснаряженного 2.7 тонны;
— полный вес 6.2 тонны;
— реактивная тяга – 2х770 кгс;
— скорость 675 км/ч;
— дальность действия 2 тысячи километров;
— высотный потолок 15.2 километра;
— экипаж машины 1 пилот;
— вооружение 4 орудия 20 мм калибра.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector