0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экспериментальный истребитель Gloster E.28/39 Pioneer (Великобритания)

Экспериментальный истребитель Gloster E.28/39 Pioneer (Великобритания)

Первый британский ТРД W.1, разработанный Фрэнком Уиттлом и построенный фирмой «Power Jets Ltd.» по контракту Министерства авиации от марта 1938 года, требовалось испытать на самолете. Поэтому Министерство выпустило техническое задание (спецификацию) E.28/39, выданное «Gloster» 3 февраля 1940 года. Самолёт создавался с прицелом на требования к истребителю — было предусмотрено место для установки четырех 7,7-мм пулемётов Browning, хотя они никогда не монтировались на опытных машинах. Контракт предусматривал постройку двух самолётов Gloster E.28/39, оснащенных трехстоечным шасси с управляемой носовой стойкой.

Всего через год, 7 апреля 1941 года, первый прототип Gloster E.28/39, управляемый испытателем П.Сейером приступил к рулежкам на аэродроме фирмы «Gloster» в Хакклекоте. На следующий день машина совершила короткий подлет, после которого заменили носовую стойку. Затем машину разобрали и отправили в Крэнвелл, Линкольншир, где имелась более длинная ВПП, больше подходившая для проведения летных испытаний. Фактически E.28/39 отрывался от полосы, пробежав всего 550 м, несмотря на то, что тяга ТРД W.1 составляла всего 3,83 кН, и этот двигатель предполагалось использовать только на первом этапе испытаний. Самолёт W4041 — первый E.28/39, отличался рулем с полотняной обшивкой. На заднюю часть фюзеляжа были нанесены термочувствительной краской небольшие полоски.

В начале испытаний самолёт Gloster E.28/39 был совсем неокрашенный и нес по бокам фюзеляжа ленты с температурными датчиками. После скоростных пробежек ленты сняли и больше не использовали. Перед первым полетом самолёт получил стандартную камуфляжную окраску экспериментальных самолётов: низ — тренировочный желтый, верх — темно-зеленый и коричневый и номер W4041/G. Кокарды на фюзеляже имели широкую желтую окантовку. После первого полета на фюзеляж нанесли знак прототипа P. После передачи в Фарнборо оба опытных самолёта получили новый камуфляж — сочетание темно-зеленого и океанского серого. Опознавательные знаки изменили на меньшие, имеющие минимум белого и желтого цвета. После окончания полетов оставшемуся самолёту вернули прежнюю зелено-коричневую камуфляжную окраску, оставив неизменными опознавательные знаки.

Первый полет Gloster E.28/39 состоялся 15 мая 1941 года, он продолжался 17 минут и обошелся без замечаний. Еще 10 часов прототип налетал в последующие 13 дней, после чего его вернули на завод, где был установлен новый двигатель W.1A тягой 5,16 кН. Новая серия летных испытаний началась 4 февраля 1942 года в Эджхилле, но из-за проблем с ТРД прототип получил легкие повреждения. Пилоты из испытательного института в Фарнборо также опробовали новую машину, и во время одного из таких полетов, 30 июля, у первого прототипа (уже оснащенного ТРД Rover W.2B тягой 6,79 кН) на высоте 11 280 м заклинило элероны. Самолет вошел в перевернутый штопор, и сквадрон-лидер Дэви покинул его с парашютом на высоте 10060 м. Второй прототип, оснащенный ТРД Power Jets W.2/500 тягой 7,56 кН, продолжил лётные испытания, в ходе которых снимались аэродинамические характеристики. После их завершения самолёт Gloster E.28/39 передали в музей в Южном Кенгсингтоне на постоянное хранение.

Читать еще:  Опытная самоходная установка САУ-152 «Объект 268» (СССР)

Тактико-технические характеристики Gloster E.28/39 Pioneer
Размах крыла, м 8.84
Длина, м 7.72
Высота, м 2.82
Площадь крыла, м2 13.61
Масса, кг
— пустого самолета 1309
— максимальная взлетная 1700
Тип двигателя 1 ТРД Power Jets W.2/500
Тяга, кгс 1 х 798
Максимальная скорость , км/ч 750
Практическая дальность, км
Практический потолок, м 9755
Экипаж 1

Gloster E.28/39 (G-40) «Pioneer», Экспериментальный самолет

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

Газовой турбине W.1, сконструированной Франком Виттлом и построенной компанией Пауэр Джетс Лтд (Power Jets Ltd) по контракту с Министерством авиации, был необходим планер, и компании Глостер 3 февраля 1940г. было передано техническое задание Е.28/39. Новая конструкция самолета должна была удовлетворять требованиям истребителя, иметь условия для дополнительной нагрузки и место для установки четырех пулеметов Браунинг (Browning) калибра 7,7 мм (0,303 дюйма), хотя они не должны были устанавливаться на опытном самолете. Контракт предусматривал производство двух опытных экземпляров Глостер E.28/39 с трехопорным шасси с управляемым носовым колесом. Спустя всего год первый опытный самолет был готов для рулежных испытаний, проведенных 7 апреля 1941г. На следующий день он совершил несколько небольших подлетов. Фактически самолет Е.28/39 с двигателем Пауэр Джетс W.1 тягой 390 кг (860 л.с.), установленным для первых летных испытаний, отрывался от земли после разбега в 550 м (1800 футов). Он стал первым британским реактивным самолетом. Первый полет, совершенный этой интересной машиной 15 мая 1941г.,продолжался 17 минут и был успешным. В течение следующих 13 дней было налетано еще 10 часов, после чего самолет был возвращен на завод для установки нового и более мощного двигателя W.1A мощностью 526 кг (1160 фунтов). Новая серия испытаний началась 4 февраля 1942г., но возникли проблемы с двигателем, и самолет был немного поврежден. Пилоты Королевского НИИ авиации в Фарнборо также испытывали этот самолет. Во время одного полета 30 июля на первом опытном экземпляре с двигателем Ровер W.2B (Rover W.2B) заклинило элероны на высоте 11275 м (37000 футов), что привело к перевернутому штопору. Пилот успел выпрыгнуть с парашютом, но самолет Е.28/39 разбился. На второй опытный экземпляр был установлен двигатель Пауэр Джетс W.2/500 (Power Jets W.2/500) тягой 771 кг (1700 фунтов), и полеты продолжились. В конце испытаний в Королевском НИИ авиации были проведены полеты для оценки аэродинамических характеристик. К этому времени на самолете установили усовершенствованный двигатель Пауэр Джетс W.2/500, развивавший тягу 798 кг (1760 фунтов). По завершении программы испытаний этот самолет был установлен на постоянную экспозицию в музее.

Читать еще:  Экспериментальный истребитель Як-1000 (СССР)

Тип: одноместный реактивный экспериментальный самолет.
Силовая установка: один реактивный двигатель Пауэр Джетс W.2/500 (Power Jets W.2/500) тягой 798 кг (1760 фунтов).
Летные данные: максимальная скорость на высоте 3050 м (10000 футов) 750 км/час (466 миль/час); практический потолок 9755 м (32000 футов).
Веса: пустого – 1309 кг (2886 фунтов); максимальный взлетный 1700 кг (3748 фунтов).
Размеры: размах крыла 8,84 м (29 футов); длина 7,72 м (25 футов 3,75 дюйма); высота 2,82 м (8 футов 3 дюйма); площадь крыла 13,61 кв. м (146,5 кв. фута).
Вооружение: не устанавливалось.

Многоцелевой вертолете Ка-60 Касатка предназначен для перевозки вооруженного десанта, доставки оружия и боеприпасов в район боевых действий, эвакуации раненых, охраны и патрулирования экономической зоны с базированием на кораблях и т.д.

Многоцелевой вертолет Ка-32А предназначен для перевозки людей и грузов в транспортной кабине и крупногабаритных грузов на внешней подвеске, эвакуации больных и пострадавших, выполнения поисково- и аварийно-спасательных работ

К середине 1944 года стало окончательно ясно, что имеющихся средств борьбы с новейшими немецкими танками явно недостаточно. Необходимо было качественное усиление мощи танковых частей Красной Армии

Единственный в американском флоте специализированный подводный минный заградитель

Подводная лодка «Краб», первый в мире подводный минный заградитель, спроектирован Михаилом Петровичем Налетовым, по образованию техником путей сообщения, талантливым изобретателем, энергичным и инициативным конструктором

Экспериментальный истребитель Gloster E.28/39 Pioneer (Великобритания)

Появившись на два года позже, чем первый в мире реактивный самолёт Heinkel He-178, именно эта экспериментальная машина фирмы Gloster послужила катализатором процесса постепенного перехода британской авиации на реактивную тягу. При таком условии остаться незамеченным этот самолёт просто не мог и в 1966-м году фирма FROG выпустила модель “Gloster Whittle”, которая очень удачно дополнила знаменитую серию Trail Blazers, состоявшую из гоночных и рекордных самолётов. Праздник для моделистов не испортило даже то обстоятельство, что специалисты из FROG каким-то образом ухитрились сделать совершенно немасштабные консоли крыла.

После банкротства британской фирмы пресс-форма для “Gloster Whittle” была продана Советскому Союзу. Модель этого самолёта была не особо популярной, зато весьма доступной по стоимости, что при отсутствии альтернатив на долгие годы сделало её уникальной.

При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам С.Просвирнин, С.Васюткин, А.Алов, Pit и Sauron, а также с интернет-аукциона eBay.

Началось всё с проекта двигателя W.1, разработанного Френком Уиттлом (Frank Whittle) в 1938-м году. После стендовых испытаний настала пора опробовать новинку на реальном самолёте, но некоторое время конструктор не мог определиться с лётным образцом. На выручку пришла фирма Gloster, которая согласилась доработать проект двухбалочного истребителя с толкающим винтом, создаваемого по спецификации F.18/37. Как это ни странно, но инициатива Уиттла была поддержана в Министерстве Авиации, которое в 1939-м году выдало отдельную спецификацию E.28/39.

Читать еще:  Перспективный авианосец Queen Elizabeth (Великобритания)

Согласно предъявленным требованиям реактивный двигатель должен был развивать тягу 545 кгс, при которой скорость самолёта составляла бы 616 кмч. Вооружение не планировалось, но инженеры фирмы Gloster заложили в проект установку четырех 7,69-мм пулеметов с общим боекомплектом 2000 патронов.

В рамках контракта SB/3229 сразу же было решено строить два опытных экземпляра самолета, получивших фирменное обозначение G.40 и собственное название “Pioneer”. Первый предназначался для изучения самой возможности полета на реактивной тяге с двигателем W.1X и оснащался крылом с хорошо зарекомендовавшим себя профилем NACA23012. Вторую машину предполагалось использовать для изучения высоких скоростей полета, на нее решили установить крыло с новым профилем ЕС 1240/090040, отличающимся малой относительной толщиной – от 12% до 9% (так называемое крыло типа Е).

Планер первого прототипа с серийным номером W4041/G был готов в марте 1941-го года, а первые рулёжки по ВПП, с кратковременными отрывами от земли, провели в апреле. Первый полёт “Pioneer” совершил 15-го мая – длился он всего 17 минут, но за это время практически всем стало ясно, что реактивную авиацию ждёт великое будущее.

В начале февраля 1942-го года первый прототип был оснащен более новым двигателем W.1A, с которым он летал до ноября, после чего планер вернули фирме Gloster. Второй прототип с серийным номером W4046 был полностью готов в том же месяце – задержка была связана с доработкой двигателя W.2B. испытания проходили хорошо и 17-го апреля 1943-го года было решено провести демонстрацию «решающего превосходства» реактивной тяги над поршневой. В этот день на аэродроме присутствовало множество высокопоставленных чиновников, включая У.Черчилля. Лётчик-испытатель Майкл Донт, по договорённости с лидером группы истребителей, совершил “трюк”, включив полный газ и быстро выйдя из строя “тайфуна” и “спитфайров”. Премьер-министр был очень доволен.

Несмотря на столь внушительные успехи второй прототип был потерян 30-го июня – во время испытаний на достижение максимального потолка механики смазали узлы навески элеронов не специальной незамерзающей смазкой, как им предписывалось, а обычным техническим вазелином, который при низких температурах превращается в некое подобие цемента. Самолёт разбился, но пилот остался жив.

Полёты продолжились на первом прототипе, который оснастили двигателем W2/500. Заключительная часть программы испытаний завершилась только в декабре 1944-го года, когда уже было налажено серийное производство истребителей-перехватчиков G.41 “Meteor”.

Летом 1945 года он был доставлен на “выставку Победы”, организованной на Оксфорд-стрит в Лондоне. А 26 апреля 1946 года самолёт G.40 “Pioneer”, вместе с двигателем W.1, стал экспонатом в Научном музее британской столицы, где пребывает до сих пор.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector