Экспериментальный истребитель С-22И (СССР)
5 экспериментальных самолётов СССР, опередивших время (16 фото)
1. Бериев ВВА-14.
С середины 1950-х годов в СССР начался процесс формирования противолодочной авиации — нового рода сил, предназначенного специально для действий против подводных лодок. Авиация ВМФ и раньше решала подобные задачи, но в связи с созданием в США атомных субмарин борьба с угрозой из глубины моря вышла на первый план. «Большое противолодочное направление» в развитии отечественного ВМФ позволило осуществить попытку реализовать в металле такой революционный и уникальный летательный аппарат как амфибию вертикального взлета и посадки ВВА-14.
ВВА-14 должен был стать частью авиационного противолодочного комплекса состоящего из собственно самолета, поисково-прицельной системы«Буревестник», противолодочного оружия и системы заправки топливом на плаву. Комплекс предназначался для обнаружения и уничтожения подводных лодок противника находящихся в районах удаленных от места вылета на 1200–1500 км, как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими силами и средствами ВМФ. ВВА-14 мог бы применятся в поисково-ударном, поисковом и ударном вариантах. Следовало спроектировать и построить три экземпляра машины с началом заводских испытаний первого в последнем квартале 1968 г.
К лету 1972 г. основные работы по сборке самолета ВВА-14 («1 М») были закончены и машина покинувшая сборочный цех была передана ЛИКу для окончательной доводки перед летными испытаниями. ВВА-14 имел очень необычный вид. Фюзеляж с кабиной пилотов переходил в центроплан, по бокам которого располагались два огромных отсека с поплавками и системой их наддува. Разнесенное стреловидное горизонтальное и вертикальное оперение. Отъемные части крыла крепились к кессону центроплана. За оригинальность конструкции самолет получил кличку «Фантомас». Всего с сентября 1972 г. по июнь 1975 г. на машине «1 М» было выполнено 107 полетов с налетом более 103 часов. После прекращения программы ВВА-14, самолет «1 М»закатили в цех на переоборудование в экспериментальный экранолет 14 М1П, собранный планер машины «2 М» отвезли на дальний край заводской стоянки, третий экземпляр вертикально взлетающей амфибии так и не начали строить.
2. Бартини А-57.
В 1952 году Роберт Людвигович Бартини — начальник отдела перспективных схем Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С. А. Чаплыгина создаёт проект самолета Т-203. Будучи великолепным математиком, он буквально «вычислил» схему самолёта с крылом переменной по передней кромке стреловидности. Без особенно дорогих продувок и существенных затрат. Проект Бартини, представленный в 1955 году, планировал создание сверхзвуковой летающей лодки-бомбардировщика средней дальности А-55. Гидросамолёт имел возможность пополнять запасы топлива в океане, в непосредственной близости от берегов противника, с надводных кораблей и подводных лодок. Кроме того, для гидросамолетов не требовались огромные аэродромы со сверхпрочными многокилометровыми бетонными ВПП.
Самолёт А-57 представлял собой стратегическую комплексную систему, включающую сам гидросамолет-амфибию, способный взлетать и садиться на водную поверхность, а также на снег и лед (это допускало возможность использовать аэродромы передового базирования, размещенные в Арктике на дрейфующих льдинах), и тяжелый управляемый реактивный снаряд РСС, создававшийся в ОКБ П. В. Цыбина и располагавшийся на самолете-носителе.
По тем временам оборудование летающей лодки было верхом совершенства: БРЛС СВР-1, активные системы РЭП Роза и Веник, система постановки пассивных помех ТРС-45, навигационный комплекс Ветер, комплекс связи Планета и гидроакустическая система связи с подводными лодками Охотск. Расчетная максимальная скорость А-57 составляла 2500 км/ч, практический потолок (в зависимости от полетной массы) 18000–23000 м, практическая дальность 15000 км. Комиссия МАП, в работе которой приняли участие представители ЦАГИ, ЦИАМ, НИИ-1, ОКБ-156 (А. Н. Туполева) и ОКБ-23(В. М. Мясищева), дала положительное заключение по проекту, однако правительственное решение о постройке самолета так и не было принято.
3. Ильюшин Ил-102.
Летом 1991-го широкой общественности был представлен опытно-экспериментальный самолёт Ил-102 («ОЭС»). Штурмовик очень напоминал Ил-40, запущенный в серийное производство в середине 1950-х, но так и не вступивший в большую жизнь. Летные испытания Ил-40 были успешно завершены в январе 1955 года, и началось его внедрение в серию на Ростовском авиационном заводе. Однако в 1956 году все работы были прекращены из-за решения об упразднении штурмовой авиации. Пять почти достроенных самолетов опытной серии осенью 1956 года были разобраны на металл.
Работы по программе Ил-102 шли довольно вяло: сказывался недостаток средств и «полулегальный» статус самолета. Руководство Министерства обороны выступало против ильюшинского штурмовика, считая его создание излишним распылением сил при наличии значительно более «продвинутой»программы Т8 (Су-25). Однако к началу 1982 года постройка опытного Ил-102 все же завершилась. 20 января машину осмотрел главком ВВСП. С. Кутахов, в целом, поддержавший работы по этому самолету. В 1982—1984 гг. было выполнено, в общей сложности, 250 полетов, в ходе которых не случилось ни одной поломки или серьезного отказа бортовых систем. Была продемонстрирована высокая маневренность штурмовика, минимальный радиус виража составил всего 400 м.
В 1984 году самолет перелетел на аэродром ЛИИ МАП (г. Жуковский), где и был поставлен на консервацию в ангар ОКБ им. Ильюшина. В 1986 году программу вновь попытались «реанимировать», однако к тому времени уже изменилась внутриполитическая обстановка в стране, был взят курс на сокращение финансирования «оборонки». Кроме того, было принято принципиальное решение о выводе советских войск из Афганистана. В этих условиях Ил-102 окончательно лишился всякой перспективы. Его «прощальным поклоном» стал Московский авиасалон 1992 года, где Ил-102 на короткое время стал «звездой», после чего окончательно канул в небытие.
4. Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь».
Разработка проекта экраноплана велась с начала 70-х годов на основе конструкции и аэродинамической компоновки экраноплана «КМ» в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева под руководством В. Н. Кирилловых. Заложили первый «Лунь» в 1983 году на опытном заводе «Волга», находившимся при ЦКБ в городе Горький (Нижний Новгород). 16 июля1986 года был произведен первый спуск экраноплана на воду с последующим перенаправлением в город Каспийск для дальнейших испытаний и достройки аппарата. В марте 1987 начались конструкторские ходовые испытания, в июле 1989 года — заводские. 26 декабря 1986 подошли к концу государственные испытания. В 1990 годуэкраноплан был передан в опытную эксплуатацию, которая завершилась через год — в 1991 году.
Изначально планировалось создать восемь ракетных экранопланов типа «Лунь», однако из-за финансовых проблем и военной целесообразности эти планы реализовать не удалось. Тем не менее, на момент прекращения работы над созданием экранопланов проекта 903 создавался ещё один корабль«Лунь», но завершён он не был.
Второй корабль также закладывался как ракетоносец, но распад Советского Союза негативно сказался на финансировании военно-промышленногокомплекса. Предпринимались попытки завершить постройку второго экраноплана в качестве поисково-спасательного судна, названного «Спасатель». Экраноплан должен был быть оборудован не только специальными спасательными средствами, но иметь на борту ещё и госпиталь, способный принять 150 пострадавших. В критической ситуации на борт можно было бы принять до 500 человек. Работы по этому проекту в 90-х годах из-за недостатка финансирования были заморожены при 75% степени готовности судна.
5. Цыбин НМ-1.
В первой половине 50-х годов многие конструкторские коллективы страны занимались проектированием и постройкой самолетов преимущественно класса истребителей. Их объединяло общее стремление достичь в ближайшем пятилетии скоростей полета, вдвое превышающих скорость звука, а разобщало желание каждого быть первым, и притом с возможно большим отрывом. Казалось бы, все по делу, все по плану, как вдруг на этом фоне в 1954 г. группа не очень известных авиаспециалистов выдвинула ошеломляющее предложение. Они решили создать новый летательный аппарат в духе не нового, но официально не снятого сталинского лозунга: «Летать быстрее всех, выше всех и дальше всех. ».
НМ-1 — это упрощенный «РСР», самолет аналогичных очертаний, пилотируемый в исследовательских полетах без какой-бы то ни было нагрузки, кроме испытательных приборов. Одним словом, лаборатория, созданная для полетов с ограниченными режимами без достижения заданных ЛТХ. До получения штатных ТРД (Д-21) на НМ-1 поставили два двигателя АМ-5 тягой по 2000 кгс, что наложило определенные упрощения на её устройство и характер летных экспериментов. Постройка НМ-1 в основном была закончена к середине 1958 года. Первое пробное руление состоялось 1 октября 1958 года. Тогда же был произведён первый подлет в воздух на 17 с.
3 и 9 июня 1959 г. состоялись еще два полета. Всего С. Амет-Хан выполнил на НМ-1 шесть полетов, а в дальнейшем были еще семь полетов Радия Захарова. В общей сложности за 1959—1960 гг. на НМ-1 отработали десять летчиков-испытателей, произведя 32 полета продолжительностью от 11 до 40 мин на высотах от 1000 до 4000 м. Скорость полета более 490 км/ч не получалась.
Сделано в СССР. Уловка 22. Альтернативный истребитель ВТ-22
Истребитель-моноплан И-6, лёгкий скоростной, проектировался в 1929—1930 годах под совместным руководством советских авиаконструкторов Николая Николаевича Поликарпова и Дмитрия Павловича Григоровича в ЦКБ-39 ОГПУ имени В. Р. Менжинского по заданию руководства Военно-воздушными силами РККА и под контролем Коллегии ОГПУ.
Альтернативный истребитель ВТ-22
В. Л. Корвин-Кербер вспоминал: 30 ноября 1929 года всех заключённых конструкторов и инженеров собрали в помещении бывшей Бутырской тюремной церкви.
Альтернативный истребитель ВТ-22
«…появился заместитель начальника ВВС тов. Я.И. Алкснис. Он объявил задание: спроектировать, а затем построить истребитель под мотор «Юпитер», но такой, который превзойдёт любой из имеющихся на вооружении капиталистических стран, как по скорости, так по скороподъёмности и вооружению. Нужны два пулемёта, стреляющие через винт, и желательно предусмотреть ещё два, а также фотоустановку и бомбодержатели для четырёх бомб по 25 кг. Проект должен быть выполнен в рекордно короткий срок, и чертежи готовы для производства к концу марта. Тогда же должен быть представлен макет. На рассмотрение Научно-технического комитета проект передаваться не будет. Главным конструктором назначался Григорович, его заместителем — Поликарпов».
Первый прототип самолёта, известный как «Внутренняя тюрьма — 22» (ВТ-22) получил своё название по номеру варианта проекта, утверждённого коллективом конструкторов для постройки опытного образца.
Технические характеристики:
Экипаж: 1
Длина: 7,98 м
Размах крыла: 10,24 м
Масса снаряжённого: 1034 кг
Максимальная взлётная масса: 1455 кг
Силовая установка: 1×ПД М-15
Мощность двигателей: 1×450 л.с. /550 л.с. (331/405 кВт)
Лётные характеристики:
Максимальная скорость: 315 км/ч
Практическая дальность: 560 км
Практический потолок: 7500 м
Вооружение:
Стрелково-пушечное: 2/4 ПВ-1
На серийные машины устанавливался авиадвигатель советского производства М-22 мощностью 480 л. с. /570 л.с.
Альтернативный истребитель ВТ-22
товарищ Сухов
Уважаемый Бякин, что-то с размером рисунков не получается, не раскрываются они в полный размер;(
у меня такое было в самом начале. надо в параметрам картинок выставить полный размер. либо это можно сделать при редактировании статьи. для этого надо нажать на картинку и появится менюшка, в ней выбрать значок с карандашом (редактирование) и в строке размер выбрать «полный» или «произвольный», где надо будет указать размеры.
Крылья круглы, хвост угловат. Почему сие?
Тяжкое наследие ИЛ-400;)
Обточить напильником!
рановато, время монопланов еще не пришло.
Ни слова из чего вы делаете самолет, металл, дерево, смесь,
Крыло — элерон у вас на рисунке на всю плоскость крыла, аэродинамическая загадка.
Цельнометаллический истребитель СССР производить не будет, люминий импортный.
Простите, но это весьма странное заявление. Даже если не принимать в расчет не малое количество монопланов-истребителей ПМВ. Или вы смотрите исключительно на просвещенный Запад?
В Советской России например, во всю летают монопланы Юнкерса. В 1929 году вводится в эксплуатацию собственный серийный моноплан ТБ-1. С 1928 года серийно строятся пассажирские монопланы Калинина, К-4.
Да и Поликарпов с Григоровичем буквально недавно закончили эпопею с И-1 (ИЛ-400). При этом:»Осенью 1925 года, когда положение истребителя-моноплана было еще достаточно прочным, Николай Николаевич разработал эскизный проект, называемый ИЛ-4, а в некоторых документах — И-6, ИЛ-400в. Конструктор предполагал, что в процессе производства ИЛ-4 постепенно заменит ИЛ-3. 30 ноября этот проект подписали директор завода № 1 Бавтуто (назначен вместо Немцова) и его помощник по технической части Косткин. …» — Истребитель И-1 (ИЛ-400).
Нечего странного, истребители все бипланы, И-1 это проба наших конструкторов в постройке монопланов, даже если он хорошо летал шансы быть принятым на вооружение минимально. Реальность таково, рабочими РККА стали бипланы.
Бипланы — Григорович делает И-2, Поликарпов И-3. Деревянные коробки бипланные коробки выходили достаточно легкими, когда монопланное крыло из дерева было очень тяжелым, И-1 весил за тонну, когда бипланы были легче.. Фактически на данный период времени монопланы никакого преимущества перед бипланами не имели проигрывая в весовой отдаче.
По металлу. Хороший пример АНТ-5 И-4 Сухого полутороплан, из дюрали, оказался неподъемным для Советского авиапрома выпустил . Учитывая что поверхности были из гофрированного листов дюрали, аэродинамического качества самолету не прибавляло. И-5 с тем же мотором был быстрее.
Гладкая обшивка и потайная клепка это уже другой технологический уровень.
Французы баловались с монопланами, из чистых например Bernard 12/20 , Девуатины , Мораны-Сольне и другие, увлекались расчалочными высокопланами, но тем не менее на начало 30-х основу французских ВВС составляли бипланы.
И только в 32 появились D.500 и D.37. Если первый из них являлся низкопланом с рядным двигателем, то второй представлял собой моноплан-парасоль с радиальным мотором.
Пять экспериментальных самолетов СССР (7 фото + 2 Видео)
21 октября 1923 года совершил свой первый полет самолет АНТ-1 конструкции Андрея Николаевича Туполева. Эта машина стала первой в большом семействе легендарного одноименного ОКБ. SmartNews составил список из самых необычных экспериментальных самолетов СССР.
Первая разработка ОКБ им. Туполева совершила свой первый полет 21 октября 1923 года. АНТ-1 представлял собой одноместный опытный спортивный самолет. При конструировании АНТ-1 впервые использовался легкий и прочный материал кольчугалюминий, хотя основными материалами все равно оставались дерево и ткань. Самолет приводился в движение двигателем Анзани мощностью 35 л.с. После нескольких испытательных полетов двигатель вышел из строя, после чего до 1937 года самолет находился в сборочном цехе. В этом же году единственный экземпляр АНТ-1 уничтожили.
Этот самолет также был разработан в ОКБ Туполева и носил второе название АНТ-22. МК-1 представлял собой самолет-летающую лодка. Он совершил первый полет в 1934 году. В соответствии с заданием, предполагалось сделать морской самолет-крейсер. Его планировалось использовать для морской разведки в отдаленных районах, сопровождения флота, выполнения бомбардировки баз и укрепленных районов врага. АНТ-22 должен был использоваться для решения всех тех задач, которые ставились ранее для проектируемых, а также строящихся самолетов-разведчиков, бомбардировщиков и торпедоносцев. Двухлодочную схему самолета выбрали из-за того, что на летающей лодке предполагали транспортировать крупногабаритные грузы, такие как малые подводные лодки или полупогружаемые торпедные катера.
Самолет состоял из полностью металлической конструкции, также используемой КБ Туплоева и в других конструкциях летательных аппаратов (силового набора, выполненного из стальных трубчатых элементов, подкрепляющего набора, выполненного из дюралюминиевых профилей), имел гофрированную обшивку крыльев и оперения. Лодки максимальной шириной 2,5 м помогали самолету развить мореходность, и хорошую поперечную остойчивость; это происходило за счет образованной лодками так называемой «колее», шириной в 15 метров.
Самолет Т-4 «сотка» это ударно-разведывательный бомбардировщик-ракетоносец сконструированный в ОКБ Сухого. Он предназначался для уничтожения авианосных ударных групп противника и ведения стратегической разведки. Впервые опытный экземпляр поднялся в воздух 22 августа 1972 года. Пилотировал самолет ведущий летчик-испытатель ОКБ Сухого Ильюшин Владимир Сергеевич. Первоначальные испытания прошли успешно, военные были довольны и заказали Сухому партию в 250 машин, которые планировались построить в наступающей пятилетке.
Однако после 10 успешных полетов проект был закрыт. Единственный сохранившийся экземпляр находится в Центральном музее Военно-воздушных сил РФ. В 1976 году вышел приказ Дементьева о закрытии «изделия 100» в целях сосредоточения сил и средств на разработку Ту-160. Т-4 интересен тем, что после взлета и подъема носового обтекателя в рабочее положение (для сверхзвукового полета) экипаж не обладал возможностью видеть окружающее пространство вообще, так как в отличие от Ту-144 носовой обтекатель не был остекленен. Полет производился только по приборам. Планер самолета был сделан с использованием титановых сплавов.
Видео
Бериев Р-1 — экспериментальная реактивная летающая лодка, морской разведчик. Р-1 стал первым реактивным гидросамолетом в СССР. В мае 1947 года в ОКБ Бериева начались работы по созданию экспериментальной летающей лодки с турбореактивными двигателями. Инициатором проекта был сам Бериев, его инициативу поддержали главком авиации ВМС Преображенский и главком ВМФ Кузнецов. 12 июня 1948 года советское правительство выпустило постановление о проектировании реактивной летающей лодки. Проект получил обозначение «Р». Согласно проектному заданию летающая лодка должна была использоваться в качестве разведчика и бомбардировщика и развивать скорость, сравнимую с основными истребителями США морского базирования. 30 мая 1952 г. Р-1 совершил первый полет. В ходе затянувшейся «доводки» тему по самолету «Р» было решено закрыть.
МИГ 1.44 МФИ
Многофункциональный фронтовой истребитель МиГ 1.44 — опытно-экспериментальный российский прототип истребителя пятого поколения. Он создавался как противовес американскому истребителю F-22 и по ряду характеристик превосходил своего американского соперника. На МиГ 1.44 получили широкое применение стелс-технологии, поэтому все вооружение самолета располагалось во внутреннем отсеке. Корпус покрывался специальным радиопоглощающим покрытием, кили у 1.44 были спроектированы специальным способом кривых поверхностей, существенно снижающим заметность самолета для радара.
На 2013 год единственный летный экземпляр находится в ЛИИ им. М. М. Громова в Жуковском, брошенный под открытым небом. Среди ряда экспертов существует мнение, что некоторые технологии и общие виды самолета были переданы Китаю, хотя скорее всего, китайцы при создании своего J-20 использовали чертежи Проекта 1.46, купленные у ОКБ Сухого.
Су-47 «Беркут» — это проект перспективного палубного истребителя, разработанный в ОКБ им. Сухого. Истребитель имеет крыло обратной стреловидности, в конструкции планера широко используются композитные материалы. Проект развивался сначала как перспективная модель истребителя с КОС (крылом обратной стреловидности) для ВВС СССР в рамках отраслевой исследовательской программы с 1983 года, однако был закрыт в 1988 году. После этого заказчиком проекта выступал ВМФ СССР. После распада СССР и кризиса в стране в 1990-х, госфинансирование с проекта было снято и он продолжался только благодаря собственному финансированию ОКБ «Сухой». Самолет был представлен публике на выставке МАКС-1999 под именем С-37 «Беркут», а к МАКС-2001 получил название Су-47 «Беркут». В 1997 году был построен первый летающий экземпляр Су-47, сейчас он является экспериментальным. В 2011—2012 на его основе создано 2 опытных образца. Су-47 часто называют если не самим истребителем пятого поколения, то его прототипом. На Су-47 отрабатывается часть технологий, используемых на ПАК ФА, например внутренние отсеки для вооружений.