4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экспериментальный самолёт Bell X-22A (США)

Экспериментальный самолёт Bell X-22A (США)

Х-22А фирмы Bell Aircraft Corporation — еще один конвертоплан с четырьмя поворотными винтами, который иллюстрирует эволюцию таких летательных аппаратов. X-22 с вертикальным взлетом был разработан для проведения исследований в полете с использованием поворотных канальных движителей. Традиционный фюзеляж имел расположенные в задней части короткие крылья, на передней кромке каждого из которых размещались каналы. Управляющие поверхности элеронов находились в турбулентном потоке воздуха от трехлопастного винта Hamilton Standard диаметром 2,13 м. Винты по рекомендации ученых-аэродинамиков были помещены в кольцевые кожухи. Это нововведение позволило заметно увеличить статическую тягу (следовательно, уменьшить диаметр пропеллеров), сами кожухи, как оказалось, повышали подъемную силу. Носовые рули, установленные с каждого борта фюзеляжа непосредственно за кабиной пилотов, имели аналогичные каналы и рулевые поверхности.

Вместо двух двигателей на Х-22А были установлены 4 двигателя YT58-GE-8D мощностью 1250 л.с. (918,7 кВт) фирмы General Electric, попарно в корневой части каждого крыла. Каждый из двигателей приводил в движение один воздушный винт, но они были связаны для надежности перекрестной трансмиссией.

По выданному военно-морской авиацией и сухопутными силами США заказу было построено два таких аппарата. Как и в случае с Х-19, управление аппаратом при полете с малыми скоростями осуществлялось за счет изменения тяги винтов при изменении угла установки лопастей, но эффективность воздушных винтов была существенно повышена благодаря тому, что они находились в кольцевых каналах . Дополнительное улучшение управляемости аппарата было достигнуто путем установки элевонов в спутной струе воздушных винтов.

Первый самолет X-22A поднялся в воздух 17 марта 1966 года, совершив четыре вертикальных взлета до высоты 7,62 м. После повреждения гидросистемы в результате жесткой посадки 8 августа 1966г. ремонт самолета был признан экономически нецелесообразным. Второй образец самолета совершил первый полет 26 января 1967 года и успешно довел программу до конца. После этого он был передан фирме Cornell Aeronautical Laboratory, где участвуя в различных испытаниях до 1988 года, он налетал 110 часов. В этот период самолет совершил 185 полетов по полной программе, 400 вертикальных взлетов и посадок, и примерно 200 взлетов и посадок с укороченной дистанцией. В последствии он занял своем место в экспозиции Niagara Aerospace Museum в Нью-Йорке.

Bell X-22

Белл X-22 (англ. Bell X-22 ) — американский экспериментальный самолёт вертикального взлёта и посадки. Разработан компанией Bell (Белл). Построен для проведения исследований в полёте с использованием поворотных канальных движителей. Самолёт X-22A первый раз поднялся в воздух 17 марта 1966 г. Всего было построено 2 самолёта, один из них потерян в ходе испытаний. Испытания второго прототипа продолжались до закрытия программы в 1988 г.

Конструкция

Самолёт с четырьмя крыльями, расположенными по тандемной (продольной) схеме. Силовая установка- четыре турбовальных газотурбинных двигателя, расположенных попарно на заднем крыле и работающих на общую трансмиссию. Движителями являются четыре воздушных винта в поворотных кольцевых обтекателях. Обтекатели имеют возможность разворота от вертикального положения (вертикальный взлет)к горизонтальному (крейсерский полёт или взлёт с разбегом).

  • Силовая установка: четыре турбовальных двигателя Дженерал Электрик YT58-GE-8D мощностью 932 кВт (1250 л.с.).
  • максимальная скорость на уровне моря 509 км/час (расчетная); максимальная достигнутая на испытаниях- 409 км/ч
  • крейсерская скорость на высоте 3355 м (11000 футов) около 343 км/час (213 миль/час)
  • дальность полёта 716 км (445 миль).

Ссылки

Истребители: YFM-1 · P-39 · P-59 · P-63 · XP-77 · XP-83

Ударные вертолёты: 207 · AH-1 · 309 · YAH-63

Винтокрылы: V-22 · BA609 · TR918 · QTR · Не выпускавшиеся вертолёты: 400 · 417 · 440

Экспериментальные аппараты: X-1 · X-2 · X-5 · X-20 X-22 · XV-3 · XV-15 · 201 · 533

Читать еще:  Пистолет-пулемёт ПП-90М1 (Россия)

X-1 • X-2 • X-3 • X-4 • X-5 • X-6 • X-7 • X-8 • X-9 • X-10 • X-11 • X-12 • X-13 • X-14 • X-15 • X-16 • X-17 • X-18 • X-19 • X-20
X-21 • X-22 • X-23 • X-24 • X-25 • X-26 • X-27 • X-28 • X-29 • X-30 • X-31 • X-32 • X-33 • X-34 • X-35 • X-36 • X-37 • X-38 • X-39 • X-40
X-41 • X-42 • X-43 • X-44 • X-45 • X-46 • X-47 • X-48 • X-49 • X-50 • X-51 • X-53 • X-54 • X-55

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Bell X-22» в других словарях:

belləmə — «Belləmək»dən f. is … Azərbaycan dilinin izahlı lüğəti

bellənmə — «Bellətmək»dən f. is … Azərbaycan dilinin izahlı lüğəti

bellətmə — «Belləmək»dən f. is … Azərbaycan dilinin izahlı lüğəti

Bell — may refer to: Devices that produce sound * Altar bell, a bell rung during the Catholic Mass. * Bell character, a character that produces an audible signal at a terminal. * Bell effect, a musical technique similar to an arpeggio. * Bell… … Wikipedia

Bell UH-13 — Bell H 13 Sioux Bell 47 OH 13 im Flug … Deutsch Wikipedia

Bell 47 — Bell H 13 Sioux … Deutsch Wikipedia

Bell — Bell, n. [AS. belle, fr. bellan to bellow. See .] 1. A hollow metallic vessel, usually shaped somewhat like a cup with a flaring mouth, containing a clapper or tongue, and giving forth a ringing sound on being struck. [1913 Webster] Note … The Collaborative International Dictionary of English

Bell — steht für: Bell (Familienname), englischer Familienname die Abkürzung für Besondere Lernleistung (auch BeLL) Bell (Steuerzeichen), Steuerzeichen im ASCII Code Bell (Automobilhersteller), britisches Cyclecar Cyclecars Bell, ehemaliger… … Deutsch Wikipedia

Bell — Saltar a navegación, búsqueda El termino Bell puede referirse a: El apellido de las siguientes personas: Alexander Graham Bell, científico, inventor y logopeda escocés y estadounidense John S. Bell, fisico norirlandes Charlie Bell, empresario… … Wikipedia Español

Bell 47 — Saltar a navegación, búsqueda Modelo 47 / H 13 Sioux Helicóptero de observación OH 13. Tipo Helicóptero ligero multipropósito … Wikipedia Español

Bell AH-1G — Bell AH 1 Cobra … Deutsch Wikipedia

На главную

Экспериментальный самолёт Bell X-22A

maxim199 10 мар 2012

Здравствуйте уважаемые формучане! Решил создать тему про этот замечательный самолёт) Список созданных тем смотрел его не нашёл, решил поведать вам о нём! И так приступим!

Экспериментальный вертикально взлетающий самолёт Bell X-22A

Экспериментальный вертикально взлетающий самолёт Bell X-22A разрабатывался фирмой «Bell Aircraft Corporation» по объединенной программе ВВС, армии и флота США. Самолёт предназначался для исследования аэродинамических и механических проблем, связанных с проектированием, постройкой и проведением испытаний вертикально взлетающего самолета с расположенными тандемом крыльями и винтами в кольцевых каналах. Предполагалось использовать самолет Bell X-22A в военном и гражданском вариантах: во флоте самолёт мог найти применение в качестве десантно-транспортного, противолодочного, поискового и самолета связи, базирующегося на авианосцах; в ВВС и армии — в качестве военно-транспортного для снабжения стартовых площадок ракет и боевого самолета непосредственной поддержки Фирма «Bell Aircraft Corporation» начала заниматься исследованиями вертикально взлетающих самолётов с винтами в кольцевых каналах с 1953 г., разработав ряд проектов таких СВВП. В ноябре 1962 г. флотом США был заключен контракт на сумму 32 млн. долларов на проектирование, постройку и проведение летных испытаний двух экспериментальных СВВП Bell X-22A (фирменное обозначение D2127). Руководство программой разработки осуществлялось флотом США.

В процессе разработки было изготовлено восемь моделей Bell X-22A для испытаний в аэродинамической трубе, в том числе модель самолета в 1/5 натуральной величины с несущей системой. Было разработано аналоговое устройство с шестью степенями свободы для моделирования условий полета на горизонтальном и вертикальном режимах, предназначенное для исследования характеристик управляемости и отработки техники пилотирования. Были проведены также испытания на флаттер модели в 1/7 натуральной величины, показывающие отсутствие вибрации при скорости, превышающей на 25% предельную скорость пикирования. Испытания на бафтинг показали, что вибрация не наступает при скорости полета до 340 км/ч. В испытаниях воздушного винта в кольцевом канале определялись условия возможного срыва потока. Были проведены также акустические испытания винтов в кольцевых каналах.

Читать еще:  Опытный бронетранспортёр БТР-40В (СССР)

Постройка первого экспериментального СВВП Bell X-22A под руководством вице-президента фирмы Н. Виллкокса была завершена 25 мая 1965 г. Первый полет состоялся 17 марта 1966 г., самолет начал проходить летные испытания, но 8 августа он разрушился при аварийной посадке из-за отказа гидравлической системы. Постройка второго самолета Bell X-22A была завершена в конце 1966 г., а 26 января 1967 г. он совершил первый полет.

В соответствии с контрактом фирма «Bell» должна была провести летные испытания двух экспериментальных СВВП в объеме 225 ч. Летные испытания начались с полетов на режиме висения, после чего исследовались характеристики на вертикальных и переходных режимах, затем были проведены испытания при взлете и посадке с малой длиной разбега и пробега при повороте каналов с винтами на угол 30-35°. Испытания с системой изменения устойчивости проводились на втором СВВП, сперва с разомкнутой системой, в которых сигналы от системы изменения устойчивости не подавались в систему управления самолета, а затем с замкнутой системой управления. К 1968 г. второй СВВП Bell X-22A совершил 100 полетов, выполнив 240 вертикальных взлетов и посадок и 54 полных перехода, В испытаниях достигалась скорость 370 км/ч и был выполнен рекордный полет на режиме висения на высоте 2440 м. В 1980 г. общий налет составил более 200 ч. Летные испытания продолжались до 1984 г.

Фирмой «Bell» был разработан ряд вариантов самолета Bell X-22A: учебно-тренировочный для обучения летчиков вертикально взлетающих самолетов; тактический истребитель, на котором может быть установлено вооружение весом до 1700 кг; противолодочный, который сможет взлетать с палубы авианосца в перегрузочном варианте с помощью катапульты и будет иметь радиус действия 280 км, включая полет на режиме висения в течение 30 мин; десантно-транспортный, который мог бы использоваться для снабжения судов.

Были проведены проектные исследования транспортного СВВП Bell P-2022, имеющего большие размеры фюзеляжа и снабженного более мощными ГТД. Самолет должен был соответствовать ТТТ SOR.210 и иметь взлетную массу 13 т, максимальную скорость 600 км/ч и дальность 925 км. Он был рассчитан на транспортировку 30 десантников.
Фирмой «Белл» был разработан также ряд проектов легких многоцелевых СВВП с двумя винтами в кольцевых каналах на концах крыла для ВВС, один из которых Bell D.190 был построен в виде макета, но не получил развития.

СВВП Bell X-22A выполнен по схеме моноплана с расположенными тандемом крыльями, поворотными винтами в кольцевых каналах на концах крыльев, четырьмя ГТД и трехопорным шасси. Конструкция цельнометаллическая, из высокопрочных алюминиевых и титановых сплавов и стали. Требованиями вооруженных сил предусматривалось, что самолет сможет иметь общий налет 1000 часов и совершить 5000 посадок. Фюзеляж типа «полумонокок» прямоугольного сечения. В носовой части размещается двухместная кабина летчиков с расположенными рядом сиденьями. Катапультные кресла Дуглас «Эскапак» с ракетными ускорителями обеспечивают возможность катапультирования при нулевой скорости и высоте полета.

Кабина оборудована двойным управлением. Сиденье первого летчика расположено слева, сиденье второго летчика — справа; на приборной доске перед летчиками установлены пилотажно-навигационные приборы, приборы контроля работы двигателей установлены на центральной консоли. На центральной консоли расположена панель запуска двигателей, связное и навигационное оборудование; на левой консоли — панель управления связной аппаратурой и самопишущие приборы. На правой консоли сгруппированы потенциометры для регулирования системы переменной устойчивости. Доступ в кабину обеспечивается с помощью откидывающихся панелей фонаря с левой и правой стороны кабины. Остекление кабины большой площади обеспечивает всесторонний обзор. В грузовой кабине самолета может быть размещено 6 пассажиров или 540 кг груза. Имеются боковая дверь и задний грузовой люк, снабженный погрузочной рампой.

Читать еще:  Опытный штурмовик Т8 (Су-25) (СССР)

Крылья прямые, переднее крыло среднерасположенное, заднее — высокорасположенное с хордой 2,31 м и профилем NACA 2419. На заднем крыле в гондолах установлены ГТД; винты в поворотных кольцевых каналах установлены на обоих крыльях, на выходе из каналов имеются рулевые поверхности. Вертикальное оперение однокилевое, без руля направления, роль горизонтального оперения выполняет заднее крыло.

Силовая установка самолета Bell X-22A состоит из четырех ГТД General Electric-YT58-GE-8D с задним выводом вала, установленных попарно в гондолах в корневой части заднего крыла. Топливо содержится в одном топливном баке емкостью 1980 л, расположенном в цельнометаллической части фюзеляжа. ГТД через систему валов и редукторов приводят во вращение винты. Каждый винт имеет Т-образный редуктор, понижающий скорость вращения винтов до 2590 об./мин при взлете. Винты диаметром 2,13 м трехлопастные, лопасти трапециевидной формы в плане, стеклопластиковые, со стальными лонжеронами, установлены в поворотных кольцевых каналах на крыльях. Диапазон изменения углов установки лопастей 55°. Для обеспечения вертикального взлета и посадки кольцевые каналы с винтами могут поворачиваться на 95°. В горизонтальном полете передние каналы имеют угол установки + 2°, задние каналы -3°. Скорость поворотов каналов 5 °/с, время поворота каналов из вертикального положения в горизонтальное 18 с. Поворот кольцевых каналов осуществляется с помощью гидромеханических приводов.

Шасси убирающееся, трехопорное, с носовой опорой со сдвоенными колесами, главные опоры имеют по одному колесу. При уборке передняя опора шасси убирается назад, главные опоры — вбок. База шасси 4,88 м, колея 2,44 м. Управление самолетом Bell X-22A обеспечивается общим и дифференциальным изменением шага винтов и отклонением рулевых поверхностей в потоке от винтов. На режиме висения продольное управление осуществляется путем изменения шага передних и задних винтов, поперечное управление — изменением шага левой и правой групп винтов, путевое управление — отклонением рулевых поверхностей, установленных на выходе из каналов в потоке от винтов. В горизонтальном полете путевое управление обеспечивается дифференциальным изменением тяги винтов, поперечное и продольное — рулевыми поверхностями. Максимально допустимое ускорение по тангажу и крену 3 рад/с, по рысканью — 0,65 рад/с.

Управление шагом винтов и рулями обеспечивается с помощью дублированной гидравлической системы с давлением гидросмеси 210 кгс/см2. Управление поворотом кольцевых каналов осуществляется с помощью переключателей, установленных на ручке управления. На центральной консоли установлена аварийная система поворота каналов.
На переходных режимах полета для предотвращения взаимовлияния сигналов управления используется механическое смесительное устройство с изменяемым передаточным отношением.

Оборудование. Самолёт Bell X-22A снабжен дублированной системой повышения устойчивости с электрогидравлическим триммером. Система повышения устойчивости разработана фирмой «Белл» и используется на режиме висения и переходных режимах, обеспечивая демпфирование но трем осям. В горизонтальном полете система повышения устойчивости выключается. Система VSS (Variable Stability System) предназначена для исследования характеристик управляемости и динамических характеристик самолета самолета Bell X-22A, а также вертикально взлетающих самолетов других типов. Система VSS имеет 80 каналов, из которых 55 могут использоваться одновременно, и включена в цепь управления первого летчика. Органы управления второго летчика остаются соединенными с рулевыми поверхностями самолета. При включении системы VSS система повышения устойчивости отключается.

Система изменения устойчивости VSS позволяет изменять основные параметры системы управления, включая мощность управления, чувствительность управления, усилия на ручках управления, усилия для преодоления трения в проводе управления и передаточное отношение в системе управления. В соответствии с ТТТ система должна обеспечивать изменение различных видов колебаний самолета, переменное демпфирование угловых перемещений, переменное демпфирование по высоте, переменную стабилизацию положения самолета и различные способы изменения вертикальных сил при соответствующем изменении таких параметров, как скорость, что позволяет моделировать характеристики различных типов вертикально взлетающих самолетов.

На ручке управления обоих летчиков имеются кнопки для включения системы VSS. После выключения системы самолет немедленно возвращается в первоначальные условия устойчивости и управляемости. Регулирование системы производится с помощью потенциометров, сгруппированных на правой консоли. Пилотажно-навигационные приборы включают указатель воздушной скорости, радиовысотомер, гировертикаль, указатель высоты полета.

Самолёт действительно выглядит очень фантастично

PS все недостатки и недочёты говорим не стесняемся!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector