0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экспериментальный самолёт Curtiss-Wright X-19 (США)

Экспериментальный самолёт Curtiss-Wright X-19 (США)

Как и другие американские авиапроизводители, компания «Curtiss-Wright» тяжело переживала первые послевоенные годы — с окончанием войны нужда в крупных партиях оружия и техники отпала, и заказы один за другим аннулировались военными. Часть компаний смогла достаточно легко переделать свои самолеты в коммерческие варианты, другие — сделали ставку на реактивную авиацию, но для «Curtiss-Wright» ни один из этих путей не подошел. В итоге в 1946 году компания закрыла все свои заводы за исключением предприятия в Коламбусе, штат Огайо, которое удалось продать «North American Aviation», вместе с правами на все проекты под марками Curtiss и Curtiss-Wright.

Впоследствии «Curtiss-Wright» предлагала ряд интересных проектов, из которых наибольшего внимания достойны Model 200 (X-19) и VZ-7. Первый стал дальнейшим развитием концепции, заложенной в модели Model X-100, оснащенной одним турбовальным двигателем Lycoming YT53-L-1 мощностью 825 л.с. (615 кВт), приводившим во вращение два воздушных винта диаметром 3,05 м.

Curtiss-Wright Model 200 представлял собой экспериментальный самолет, способный осуществлять вертикальные взлет и посадку. Аппарат имел напоминающий самолетный фюзеляж, в котором размещались шесть пассажиров, а также два тандемных крыла малого размаха. На законцовке каждого крыла были установлены поворотные воздушные винты диаметром 3,96 м каждый, приводившиеся во вращение двумя турбовальными двигателями Lycoming T55-L-5. Перекрестная трансмиссия обеспечивала привод всех четырех воздушных винтов и от одного двигателя. В вертикальном положении винты самолета работали как обычные тянущие, а в горизонтальном положении позволяли аппарату взлетать и садиться по-вертолетному. Фактически, это был один из первых вариантов конвертоплана. Планировалось использовать этот летательный аппарат в роли разведчика и транспортного.

Первый полет Model 200 состоялся 26 июня 1964 года, после чего он был передан для испытаний в ВВС США и получил обозначение X-19. Однако, так же как и в случае с X-100, полученные характеристики оказались не особо впечатляющими, а 25 августа 1965 года X-19 разбился в очередном полете.

VZ-7 был еще одним экспериментальным летательным аппаратом, так называемый легкий «летающий грузовик», разработанный компанией «Curtiss-Wright» и представлявший собой простую металлическую ферму с пилотом спереди и четырьмя воздушными винтами, расположенными по углам. Все воздушные винты приводились во вращение одним двигателем Turbomeca Artouste IIB мощностью 425 л.с. Аппарат управлялся дифференцированным изменением шага винтов, а также рулями. Летные испытания проводились в конце 1950-х годов, Армия США получила два прототипа такого «летающего грузовика» в середине 1958 года.

Экспериментальный самолёт Curtiss-Wright X-19 (США)

Экспериментальный вертикально взлетающий самолёт Curtiss-Wright X-19 разрабатывался фирмой «Curtiss-Wright» по объединенной программе ВВС, армии и флота США. Известная автомобильная фирма «Curtiss-Wright» в конце 50-х годов стала проявлять интерес к исследованиям скоростных транспортных средств, начав заниматься разработкой автомобилей на воздушной подушке и скоростных винтокрылых аппаратов с поворотными воздушными винтами. Используя возможность воздушных винтов создавать радиальную силу тяги при соответствующем циклическом управлении шагом винтов, фирма «Curtiss-Wright» разработала новый тип СВВП с поворотными воздушными винтами, создающими радиальную силу тяги в горизонтальном полете, что позволяло использовать небольшое по размерам и площади крыло, являющееся не столько несущей поверхностью, сколько опорой для поворотных гондол с винтами.

Для оценки в полете новой схемы СВВП с поворотными винтами, создающими радиальную силу тяги, фирма «Curtiss-Wright» на свои средства разработала и построила в 1959 г. небольшой экспериментальный СВВП с двумя поворотными винтами Curtiss-Wright X-100, который совершил первый полет с коротким разбегом в марте 1960 г. После этого СВВП Curtiss-Wright X-100 был передан в НИЦ им.Лэнгли NASA, где успешно проходил оценочные испытания до октября 1961 г. Проведя испытания экспериментального СВВП Curtiss-Wright X-100 с двумя поворотными винтами, создающими радиальную силу тяги, фирма «Curtiss-Wright» решила использовать такую несущую систему для более тяжелых транспортных СВВПГ разработав проект четырехвинтового СВВП, получившего обозначение Curtiss-Wright X-200.

Читать еще:  Опытная крылатая ракета Raptor-2 (ЮАР)

На нем предлагалось использовать такие винты, как па СВВП Curtiss-Wright X-100, но большего диаметра и установленные на концах тандемом расположенных крыльев. С силовой установкой из двух ГТД мощностью по 2200 л.с. СВВП Curtiss-Wright X-200 с расчетной взлетной массой 5580 кг должен был иметь крейсерскую скорость 555 км/ч и дальность 1360 км с четырьмя пассажирами. При разработке СВВП были проведены испытания моделей самолета и винтов в аэродинамических трубах NASA общим объемом 2000 ч.

В 1962 г. фирма «Curtiss-Wright» получила от ВВС США первый контракт на 3 млн. долл. на разработку и постройку двух экспериментальных СВВП Curtiss-Wright X-19, являющихся развитием разработанного фирмой проекта СВВП X-200. Финансирование разработки должно было осуществляться по совместной программе армии и флота и ВВС США, начавшейся в 1958 г. и предусматривавшей создание многоцелевых тактических СВВП, которые смогут использоваться как транспортные, разведывательные, противолодочные и для непосредственной поддержки.

Постройка первого СВВП Curtiss-Wright X-19 была завершена в середине 1964 г., а первый полет на режиме висения состоялся 26 июня 1964 г., однако через несколько дней в последующих испытаниях самолет Curtiss-Wright X-19 потерпел аварию при взлете и совершил грубую посадку, при которой разрушилось шасси, экипаж не пострадал. В конструкцию шасси были внесены изменения, и через несколько месяцев летные испытания продолжились, но 25 aгyста 1965 г. при заходе на посадку самолет потерял управляемость, оба летчика катапультировались, один серьезно пострадал. Самолет при ударе разрушился и сгорел. Для летных испытаний была завершена постройка второго самолета Curtiss-Wright X-19, однако в апреле 1966 г. работы по этому проекту было решено прекратить. Общая стоимость затрат фирмы «Curtiss-Wright» и армии США на разработку СВВП Curtiss-Wright X-19 превысила 14 млн. долл.

Фирмой «Curtiss-Wright» был разработан проект более тяжелого транспортного СВВП Curtiss-Wright X-300 такой же схемы, как Х-200, но значительно больших размеров, предлагавшийся ВВС и армии по программе транспортного самолета LIT для внутрифронтовых перевозок с платной нагрузкой 4 т и взлетной массой 20-27 т. Силовая установка должна была состоять из четырех ГТД. Разработка СВВП была прекращена после закрытия программы экспериментального СВВП Curtiss-Wright X-19.

Самолёт Curtiss-Wright X-19 представляет собой цельнометаллический высокоплан с тандемным расположением крыльев, четырьмя поворотными винтами на концах крыла, двумя ГТД и трехопорным шасси. Фюзеляж полумонококовой, конструкции прямоугольного сечения, с закругленными краями. Предусмотрено низкое расположение фюзеляжа над землей при стоянке, благодаря чему обеспечивается удобная посадка и высадка пассажиров из самолета.

Двухместная кабина экипажа оборудована обычным самолетным и дополнительно вертолетным управлением. РУД расположены на консоли между сиденьями, кроме того, имеется рычаг «шаг-газ», как у вертолета, расположенный слева. Кабина герметизирована, снабжена катапультными сиденьями. Пассажирская кабина размерами 1,95×1,4×1,2 м и объемом 4,5 м3 рассчитана на размещение шести пассажиров или десяти солдат. В задней части кабины имеется грузовая дверь шириной 1,07 м. Крылья прямые, прямоугольной формы в плане, небольшого удлинения, снабжены закрылками по всему размаху. На заднем крыле имеются элероны. Оперение однокилевое, с рулем направления.

Силовая установка состоит из двух турбовальных ГТД Avco Lycoming T55-L-5 на первом самолете взлетной мощностью 2200 лс. и Т-55-L-7 взлетной мощностью но 2650 л.с. на втором, установленных рядом в верхней задней части фюзеляжа. Каждый ГТД посредством системы валов и редукторов соединяется с четырьмя поворотными винтами. Силовая установка обеспечивает большую тяговооруженность: при вертикальном взлете и посадке и на режиме висения используется только 50% располагаемой мощности, поэтому полет на этих режимах возможен и при одном работающем двигателе. В горизонтальном полете используется -30% располагаемой мощности.

Читать еще:  Проект авиационного ракетного комплекса F-15GSE (США)

Винты диаметром 3,96 м, трехлопастные, со стеклопластиковыми лопастями, установлены в обтекателях на концах крыла. Винты могут создавать вертикальную и горизонтальную тягу. В крейсерском полете подъемная сила создается крыльями и винтами, на режиме висения только воздушными винтами, на режиме перехода — крыльями и винтами. Управление общим шагом винтов выполняется с помощью рычага «шаг-газ». Система управления поворотом винтов механическая. Диапазон углов поворота винтов от 0 до 100°.

Трансмиссия. Передача крутящего момента от двигателей к винтам производится через систему валов, редукторов и муфт сцепления. В случае отказа одного из двигателей обеспечивается привод всех четырех винтов от работающего двигателя. Скорость вращения винтов при взлете 1200 об/мин, при крейсерском полете 955 об/мин.
Управление самолетом Curtiss-Wright X-19 в горизонтальном полете производится с помощью обычных аэродинамических рулей. На режимах взлета, посадки и висения используется дифференциальное управление тягой винтов. Продольное управление осуществляется путем изменения углов установки передней и задней групп винтов, поперечное управление — изменением углов установки правой и левой пары винтов, путевое управление — изменением крутящих моментов диагонально расположенных винтов. Шасси убирающееся, трехопорной схемы, с носовым колесом. Колеса главных опор шасси убираются в фюзеляж и закрываются обтекателями.

Характеристики самолёт Curtiss-Wright X-19 (расчетные)
Размеры:
размах заднего крыла 7 м
длина 13,5 м
высота самолета 5,18 м
площадь переднего крыла 5,2 м2
площадь заднего крыла 9,2 м2
Двигатели 2 ГТД Avco Lycoming T55-L-7
взлетная мощность 2×2650 л.с.
Массы и нагрузки:
взлетная при вертикальном взлете и дальности полета 830 км
с платной нагрузкой 450 кг 6195 кг
взлетная при взлете с малым разбегом и дальности полета 1185 км
с платной нагрузкой 450 кг 6690 кг
пустого самолета 4420 кг
полная нагрузка при вертикальном взлете 1175 кг
запас топлива (максимальный) 2170 кг
Летные данные:
максимальная скорость на высоте 6100 м 740 км/ч
крейсерская скорость на высоте 4570 м 650 км/ч
скороподъемность при наборе высоты с горизонтальной скоростью 20 м/с
статический потолок 2960 м
дальность полета с платной нагрузкой 450 кг при вертикальном взлете 830 км

Curtiss-Wright X-19

Curtiss-Wright X-19 — исследовательский самолёт.

Самолёт Curtiss-Wright X-19 с вертикальным взлётом — посадкой и для взлёта-посадки с укороченной дистанцией, был разработан компанией Curtiss-Wright. Построен для проведения исследований в полёте с использованием поворотных движителей. Самолёт представляет собой цельнометаллический высокоплан с тандемным расположением крыльев, двумя ГТД и трехопорным шасси. На законцовке каждого крыла данного аппарата были установлены поворотные воздушные винты диаметром 3,96 м каждый, приводившиеся во вращение двумя турбовальными двигателями Lycoming T55-L-5. Скорость вращения винтов самолёта при взлете — 1200 об/мин, при крейсерском полете 955 об/мин.

Самолёт первый раз поднялся в воздух 26 июня 1964 года, а 25 августа 1965 года X-19 разбился в очередном полете. Всего было построено 2 самолёта. Общая стоимость затрат фирмы «Curtiss-Wright» и армии США на разработку Curtiss-Wright X-19 превысила 14 млн долл.

  • Размах крыла, м 10.50
  • Длина, м 13.50
  • Высота, м 5.20
  • Площадь крыла, м2 14.40
  • Масса, кг
    • пустого самолета 4400
    • нормальная взлетная 6200
  • Тип двигателя 2 ТВД Lycoming T-55
  • Мощность, л.с. 2 х 2620
  • Максимальная скорость, км/ч 720
  • Крейсерская скорость, км/ч 650
  • Практическая дальность, км 1200
  • Экипаж, чел 2
  • Полезная нагрузка до 4 пассажиров

Ссылки

X-1 • X-2 • X-3 • X-4 • X-5 • X-6 • X-7 • X-8 • X-9 • X-10 • X-11 • X-12 • X-13 • X-14 • X-15 • X-16 • X-17 • X-18 • X-19 • X-20
X-21 • X-22 • X-23 • X-24 • X-25 • X-26 • X-27 • X-28 • X-29 • X-30 • X-31 • X-32 • X-33 • X-34 • X-35 • X-36 • X-37 • X-38 • X-39 • X-40
X-41 • X-42 • X-43 • X-44 • X-45 • X-46 • X-47 • X-48 • X-49 • X-50 • X-51 • X-53 • X-54 • X-55

Читать еще:  Пистолет-пулемёт VBR-B Compact PDW (Бельгия)

Литерные: C • D • E • F • G • GS • H • J • K • L • M • N • PN • JN • R • S

По номерам: 1 • 2 • 3 • 4 • 5 • 6 • 7 • 8 • 9 • 10 • 11 • 12 • 13 • 14 • 16 • 17 • 18 • 19 • 20 • 21 • 23 • 24 • 26 • 28 • 30 • 31 • 32 • 33 • 34 • 35 • 36 • 37 • 38 • 39 • 40 • 41 • 42 • 43 • 44 • 47 • 48 • 49 • 50 • 51 • 52 • 53 • 54 • 55 • 56 • 57 • 58 • 59A/59B • 60 • 61 • 62 • 63 • 64 • 66 • 67 • 68 • 69 • 70 • 71 • 72 • 73 • 75 • 76 • 77 • 79 • 81 • 82 • 84 • 85 • 86 • 87 • 88 • 90 • 91 • 94 • 95 • 96 • 97 • 98 •

CW-модели: CA-1 • CW-1 • CW-2 • CW-3 • CW-4 • CW-5 • CW-6 • CW-7 • CW-8 • CW-9 • CW-10 • CW-11 • CW-12 • CW-14 • CW-15 • CW-16 • CW-17 • CW-18 • CW-19 • CW-20 • CW-21 • CW-22 • CW-23 • CW-24 • CW-25 • CW-27 • CW-29 • CW-32

X-100X-200

Экспериментальные: No. 1 • Model C • Tanager

Гоночные: No. 2 • CR • R2C • R3C

Общего назначения: Model D • Model E • Model F • Robin • Thrush

Патрульные: Model H • HS-1L and -2L

Учебные: Model L • Model JN • Fledgling • AT-4 Hawk • AT-5 Hawk

Морские учебные: NC • N2C

Истребители: 18 • PW-8 • P-1 • P-2 • P-3 • P-4 • P-5 • P-6 • XP-31 • P-36 • P-40 • XP-46 • XP-53 • YP-60 • XP-62 • XP-71 • XP-87

Морские истребители: HA • FC • F2C • F3C • F4C • F6C • F7C • F8C • F9C • F10C • F11C • XF12C • F13C • XF14C • XF15C

Авиалайнеры: Eagle • Condor II • Kingbird

Морские разведчики/Пикирующие бомбардировщики: CS • GS • S2C • XS3C • S4C • SC • SBC • SB2C • XSB3C • SOC • SO2C • SO3C

Корректировщики: O-1 • O-12 • O-13 • O-16 • O-18 • O-26 • O-39 • O-40 • O-52

Морские корректировщики: OC • O2C • O3C

Бомбардировщики: Canada • B-2

Морские бомбардировщики: 24 • BFC • BF2C • XBTC • XBT2C

Штурмовики: A-3 • A-4 • A-5 • A-6 • A-8 • YA-10 • A-12 • YA-14 • A-25 • A-40 • XA-43

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector