Экспериментальный ВКС Boeing X-37B (США)
Экспериментальный ВКС Boeing X-37B (США)
Программа создания беспилотного ВКС (военно-космического самолёта) Boeing X-37B была начата в 1999 г. подразделением NASA, Космическим центром им. Маршалла совместно с фирмой «Boeing» (подразделение перспективных разработок «Фантом Уоркс»). В 2002 г. был подписан контракт на создание экспериментального аппарата X-37 для отработки автоматической посадки. Первый орбитальный аппарат планировалось вывести в космос в середине 2006 г., но он так и не был построен. В 2004 г. руководство программой перешло к DARPA, которое затем передало программу Командованию сил быстрого реагирования. Стоимость разработки ВКС составила 173 млн долл. Первый сброс аппарата с самолета состоялся 7 апреля 2006 г. К апрелю 2010 г. были построены один летный экземпляр и несколько аппаратов для наземных испытаний.
Старт космического аппарата Boeing X-37B состоялся 22 апреля 2010 г. в 19 ч 52 мин по местному времени со стартовой площадки SLC-41 космодрома на мысе Канаверал. Для запуска использовалась ракета-носитель «Атлас-5». В ходе полета планировалось испытать навигационные системы, систему управления, систему теплозащиты и систему автономной работы аппарата. По официальному заявлению ВВС США, ВКС Boeing X-37B рассчитан на максимальное нахождение в космосе в течение 270 дней. 3 декабря 2010 г. беспилотный орбитальный испытательный аппарат Боинг X-37B (OTV-1) вернулся на Землю после 224 дней и 9 ч полета. Посадка в автоматическом режиме была осуществлена в 01 ч 16 мин по местному времени на ВПП авиабазы ВВС США Ванденберг. ВКС Boeing X-37B стал первым в истории США беспилотным космическим аппаратом, возвратившимся из космоса в автоматическом режиме. «Мы поздравляем Командование сил быстрого реагирования и 30-е космическое авиакрыло базы ВВС Ванденберг с успешным завершением полета», – сказал вице-президент фирмы «Boeing» и директор программы X-37B Пол Раснок.
Представители фирмы «Boeing» с самого начала не сообщали подробности полета ВКС Boeing X-37B, тем не менее стало известно, что в ходе пребывания на орбите аппарат получил семь повреждений обшивки в результате столкновения с космическим мусором. Во время посадки лопнуло колесо шасси, а отлетевшие куски резины нанесли незначительные повреждения нижней части фюзеляжа ЛА. Несмотря на то что шина лопнула при касании посадочной полосы, аппарат не отклонился от курса, продолжая торможение, и держался ровно середины ВПП. Запуск ВКС Boeing X-37B-2 (OTV-2) был запланирован на весну 2011 г. Испытания аппарата предполагалось проводить на более высокой орбите при усложненных условиях схода с нее и захода на посадку. Программу испытаний ЛА OTV-2 расчитывали расширить по сравнению с программой испытаний аппарата OTV-1. Второй экземпляр ВКС Boeing X-37B был запущен с мыса Канаверал 6 марта 2011 г.
Цели, для которых ВВС США собирались использовать ВКС, не разглашаются. Согласно официальной версии, основной его функцией станет доставка на орбиту грузов, возможно также, что аппарат Boeing X-37B будет применяться в разведывательных целях. На 26-м Национальном космическом симпозиуме представитель ВВС США Энджи Блэр сообщила, что аппарат Boeing X-37B предназначен для проведения широкого спектра экспериментов. Одной из задач его первого полета, по утверждению Э. Блэр, являлась проверка технологий, позволяющих производить многоразовые космические аппараты длительного срока эксплуатации. При этом представители МО США заявляют, что секретность программы не выходит за рамки обычных в таких случаях норм и вызвана экспериментальным характером испытаний. Они подчеркивают также, что испытания аппарата, по крайней мере на данном этапе, носят «исключительно экспериментальный характер».
По официальным данным, в США не разрабатывается никаких ЛА, способных заменить систему «Спейс Шаттл» по грузоподъемности и прочим параметрам. Принимая во внимание небольшие геометрические размеры (длина 8.9 м, размах крыла 4.5 м), стартовую массу 4990 кг и малый объем грузоотсека, можно сделать однозначный вывод о том, что ВКС X-37 не является прямой заменой системы «Спейс Шаттл». Он или космический ЛА многократного использования, спроектированный на его основе, предназначен главным образом для военного применения в интересах Командования сил быстрого реагирования. ВВС США относят технологии ВКС Boeing X-37B к следующему поколению по сравнению с технологиями, примененными в системе «Спейс Шаттл», хотя планер X-37B, разработанный в конце 1990-х годов, имеет такие же формы и обводы.
Программа создания аппарата Boeing X-37B предусматривает разработку до уровня эксплуатационной готовности технологий ситуационного распознавания, разведки, наблюдения и рекогносцировки с орбиты. Сюда также входят технологии обнаружения, технического обслуживания, вывода на орбиту и снятия с орбиты, а в случае необходимости – уничтожения либо вывода из строя искусственных спутников Земли. Благодаря наличию экономичных маневровых и орбитальных маршевых двигателей и большому запасу топлива и окислителя на борту, ВКС способен оперативно менять свою орбиту, реагируя на быстро меняющуюся обстановку как на Земле, так и в околоземном пространстве. Данная способность была неоднократно продемонстрирована в ходе первого полета аппарата Boeing X-37B.
Приоритетными задачами программы ВКС Boeing X-37B являются: разработка простых и дешевых процедур межполетной подготовки, достижение высоких орбитальных характеристик, возможности оперативного осуществления проверок и инспекций конструкции ЛА в целом и его бортовых систем после продолжительного пребывания в космосе. Подготовка ВКС к повторному запуску должна занимать всего 10-15 дней. Предполагается дистанционное управление аппаратом на орбите и посадка в автоматическом режиме. В нештатной ситуации (потеря связи с ВКС, сход с посадочной траектории) будет предусмотрена принудительная самоликвидация аппарата. Согласно неофициальному заявлению представителя Командования сил быстрого реагирования, конечной целью программы должна стать возможность быстрого вывода на орбиту мобильной группировки беспилотных ВКС, способных решать как разведывательные, так и боевые задачи практически над любой точкой земной поверхности.
Boeing X-37B. Эксперимент или угроза в космосе?
С 2010 г. США испытывают экспериментальный космический аппарат X-37B разработки компании Boeing. В настоящее время одна из опытных машин совершает очередной испытательный полет, продолжающийся уже более двух лет. Работы по X-37B ведутся в атмосфере секретности, и публикуются лишь отдельные отрывочные данные. Все это приводит к появлению серьезных опасений и вопросов, пока остающихся без ответа.
По известным данным
Разработка будущего проекта X-37 стартовала в 1999 г. и осуществлялась отделением Phantom Works компании Boeing при активном участии NASA и ВВС США. Через несколько лет NASA передало проект агентству DARPA, в результате чего основные работы были засекречены. С тех пор новая информация о проекте не слишком часто становится достоянием общественности.
Известно, что в 2005 г. разработчики приступили к атмосферным испытаниям опытного образца X-37A. После таких проверок проект доработали, результатом чего стала подготовка к полноценным испытаниям изделия X-37B на орбите. Первый полет такого рода с обозначением OTV-1 начался 22 апреля 2010 г. и продолжался более 220 суток. Затем провели еще несколько полетов, продолжительность которых постоянно росла. В испытаниях участвовали две опытные машины.
7 сентября 2017 г. состоялся пятый запуск X-37B. Этот полет продолжается до сих пор; аппарат пробыл на орбите более 730 суток, а о его возвращении пока не сообщается. Пока этот полет является самым продолжительным. Ранее появлялась информация об очередном старте, запланированном на декабрь этого года. Вероятно, перед началом миссии OTV-6 произойдет завершение предыдущей.
Многоразовый аппарат X-37B был создан в интересах ВВС США, что сказалось на режиме секретности. Тем не менее, военно-воздушные силы раскрыли самые общие данные о целях проекта. Программа X-37B является экспериментальной и предназначена для отработки технологий в сфере многоразовых беспилотных космических кораблей для ВВС. При помощи построенных прототипов планировалось проверить конструкцию и бортовое оборудование, а также провести ряд исследований с применением той или иной полезной нагрузки.
Согласно разным источникам, испытываемые в настоящее время X-37B имеют длину около 9 м при размахе крыла 4,5 м. Максимальный стартовый вес – менее 5 т, полезная нагрузка – ок. 1 т. Необходимый груз размещается в центральном отсеке аппарата объемом в несколько кубометров. Запуски производились при помощи ракет-носителей Atlas V 501 (4 старта) и Falcon 9 (1 старт).
Носители выводили опытную технику на низкую околоземную орбиту высотой 300-400 км, в основном вблизи экватора. Во время продолжительных полетов X-37B выполняли различные маневры, меняли орбиты и т.д. Имеются сведения о сбросе полезной нагрузки. Также в зарубежных СМИ появлялись сообщения о попытках ведения разведки и решения других особых задач.
Слухи и реальность
Регулярно появляются различные сведения о той или иной работе X-37B на орбите, но официального подтверждения со стороны DARPA или ВВС США они, по очевидным причинам, не получают. Тем не менее, такие сообщения вместе с доступной информацией о проекте приводят к появлению самых интересных и смелых версий.
В начале 2012 г., во время второго полета, в зарубежной прессе появилась новость о приближении X-37B к китайской космической станции «Тяньгун-1». Вероятно, это была попытка наблюдения за иностранной техникой. Тем не менее, США не подтвердили эту информацию, а разные параметры орбит могли вообще исключить возможность сближения.
Наличие грузового отсека и возможность несения различного оборудования, как закрепленного, так и сбрасываемого в полете, определяют основные возможности X-37B. Также это способствует появлению различных версий и прогнозов, часть которых вполне может соответствовать действительности.
Основные возможности
X-37B представляет собой многоразовый космический аппарат самолетного типа, что дает ему ряд характерных возможностей. Прежде всего, это более простой вывод на орбиту и возвращение с нее. Кроме того, аппарат может использоваться в качестве транспортного средства для вывода и возвращения заданной полезной нагрузки. В этом отношении новый X-37B похож на старые Space Shuttle, но отличается меньшими размерами и сокращенной грузоподъемностью.
Важной особенностью X-37B является уже проверенная способность работы на орбите в течение длительного времени. Первый полет длился более 220 суток, а продолжительность пятого превысила два года. При этом в ходе всех испытательных полетов аппараты не просто оставались на орбите, но меняли траекторию и решали разные задачи.
Аппарат с подобным потенциалом может использоваться для выполнения разведки разных районов. В таком случае он должен нести необходимые оптические или радиотехнические средства и выводиться на требуемую орбиту. В зависимости от поставленных задач, X-37B может выполнить миссию и быстро вернуться на Землю либо оставаться на орбите в течение длительного времени, выполняя новые команды.
Согласно некоторым оценкам, опытные X-37B уже использовались для вывода на орбиту компактных спутников неизвестного назначения. Кроме того, они якобы способны «ловить» малогабаритные объекты в космосе и привозить на Землю. Такие возможности можно использовать для поддержания работоспособности космической группировки. Также появляется возможность быстрого развертывания небольшой группы спутников необходимого назначения на заданных орбитах. К примеру, это могут быть дополнительные средства связи над районом боевых действий.
Полезной нагрузкой теоретически может быть и вооружение разного назначения. X-37B может использоваться как орбитальный бомбардировщик или как перехватчик космической техники. Однако реализация таких возможностей запрещена международными соглашениями. Кроме того, многоразовый космический аппарат может быть не самой лучшей платформой для вооружений.
Вопросы обороны
Космический аппарат X-37B позиционируется как экспериментальная машина и демонстратор технологий, необходимых для дальнейшего развития техники ВВС США. Однако даже в таком качестве аппарат имеет особые характеристики и возможности, являющиеся поводом для беспокойства. Наличие такой техники ставит перед другими государствами вопрос о противодействии ей.
В этом контексте ключевое значение имеют средства слежения за космическим пространством. Развитые страны имеют необходимые оптико- и радиолокационные комплексы, способные вести наблюдение за объектами на разных орбитах. По всей видимости, в конструкции X-37B не используются стелс-технологии, что упрощает его обнаружение и сопровождение.
При использовании аппарата в качестве космического разведчика следует применять уже существующие и отработанные методики защиты. В первую очередь, это грамотная организация мероприятий военного характера: все основные действия должны выполняться в периоды между пролетом разведывательных космических аппаратов. Кроме того, для защиты войск или иных объектов от излишнего внимания могут применяться средства радиоэлектронной борьбы.
В некоторых ситуациях может понадобиться не просто противодействие или подавление, но полноценное поражение космического аппарата. Эта задача является самой сложной в контексте обороны. Для борьбы с X-37B или схожими целями необходимо противоспутниковое вооружение, такое как особые зенитные ракеты. Имеются разрозненные сведения о разработке такого оружия в разных странах. Также имели место несколько случаев применения ракет по реальным орбитальным целям.
Многоцелевая проблема
Даже в существующей конфигурации летающей лаборатории космический аппарат Boeing X-37B является весьма интересным и многообещающим образцом, вполне способным решать некоторые реальные задачи. При этом речь идет об отработке технологий, которые в дальнейшем могут найти применение в новых проектах техники с более высокими характеристиками.
В США уже сейчас высоко оценивают как сам X-37B, так и будущие образцы, созданные на его основе. Характерные особенности этой техники дадут ВВС США новые возможности, представляющие большой интерес в разных контекстах. При этом даже экспериментальный образец вызывает беспокойство третьих стран, что в Пентагоне рассматривают как хороший знак.
В случае с проектом Boeing X-37B можно наблюдать любопытную ситуацию. Об этой разработке известно не слишком много, но и доступные данные являются серьезным поводом для беспокойства. ВВС США намерены развивать новые технологии и пользоваться всеми их преимуществами. Другим странам, соответственно, необходимо учитывать это и готовиться к появлению новых угроз.
Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Российский малютка-киллер выслеживает на орбите американский Х-37
США и Россия сводят в космосе с ума друг друга
Тайное стало явным. Экс-министр ВВС США, а ныне президент Техасского университета Эль-Пасо Хизер Уилсон раскрыла предназначение американского секретного космоплана Boeing X-37B — Orbital Test Vehicle (OTV). Причем высказалась она необычайно эмоционально: «…Наши противники не знают, где корабль появится в следующий раз. И мы знаем, что это сводит с ума врагов Америки. И я очень рада этому». То есть данный аппарат имеет исключительно военное назначение.
А ведь до этого о космоплане, который был создан компанией Boeing при непосредственном участии Агентства по перспективным оборонным исследованиям и разработкам США DARPA и при финансировании Пентагона, на официальном уровне говорили всякие небылицы. Утверждалось, что длительные полеты в космос Х-37 В совершает исключительно для того, чтобы изучать влияние космоса на различные материалы. И это при том, что космоплан приписан к ВВС США, и только военные им распоряжаются, не подпуская к полетным программам ни NASA, ни какие-либо другие ведомства.
Уилсон была откровенна. Х-37 В находится на эллиптической орбите и способен маневрировать, непредсказуемо меняя орбиту. Именно это и должно, по мнению экс-министра ВВС, дать США значительное преимущество перед «врагами Америки».
Однако помимо официальных источников информации существуют и неофициальные, которые представляют собой анонимные высказывания посвященных в секреты специалистов или же утечку разведывательной информации. И вот этот информационный поток позволяет с большой долей вероятности предположить, что главная задача американского космоплана — уничтожение военных (да и не только военных) спутников противника.
Еще большую уверенность в истинности этого предположения дает вектор современного развития военного космоса.
К настоящему моменту все три сверхдержавы — Россия, Китай и США — обзавелись достаточно внушительными группировками военных спутников разведывательного и коммуникационного назначения. Большого технологического прорыва в этой области не наблюдается. Происходит наращивание количества такого рода спутников. Главные исследования направлены на создание «спутников-киллеров», которые должны нейтрализовать или же уничтожать космические аппараты противников. С тем, чтобы противники воевали в условиях «каменного века», то есть, не имея возможности использовать «космические глаза и уши».
И все три сверхдержавы, скромно помалкивая на официальном уровне, активно ищут эффективные способы уничтожения неприятельских спутников.
Потому что малоэффективные уже существуют. И они дважды были продемонстрированы во время испытаний противоспутникового оружия. Вначале китайцами, а потом американцами. В принципе, то же самое могли сделать и мы, поскольку точно такие же средства имеются в составе ВКС России.
12 января 2007 года в 6 час. 28 мин. по пекинскому времени в Китае была запущена баллистическая ракета КТ-1. Она уничтожила выработавший ресурс метеорологический спутник «Фэньюнь-1С», находившийся на высоте 864 км. Ракета была оснащена кинетической боеголовкой, не имела взрывчатого вещества. Она уничтожила спутник, находившийся в тот момент над провинцией Сычуань, за счет прямого попадания.
США выступили с решительным осуждением этой акции, заявив о недопустимости милитаризации космоса. Также они заявили, что такого рода эксперименты приводят в возрастанию мусора, находящегося в космосе. В данном случае мусор умножился за счет обломков уничтоженного спутника.
Но 21 февраля 2008 года американцы сделали абсолютно то же самое. Зенитная ракета SM-3 с кинетической боевой частью, выпущенная с крейсера УРО Lake Erie, уничтожила американский разведывательный спутник USA-193, потерявший управление. Произошло это на высоте 247 км.
Разумеется, и у России есть ракеты, способные поражать спутники на низких и средних орбитах. Такой перехват может выполнять ЗРС С-500 (ее серийное производство уже развернуто), ракеты Системы ПВО Москвы А-135 «Амур», а также истребитель-перехватчик МиГ-31БМ, оснащенный ракетами «воздух-воздух» Р-37М.
Перехваты спутников являются не столь и сложной в техническом отношении задачей. Поскольку спутники движутся по неизменным орбитам с постоянной скоростью. Ракету-перехватчик необходимо направить с упреждением в точку, координаты которой прекрасно известны.
Вот если спутник будет маневрировать, то это существенно усложнит задачу, поскольку и перехватчик должен будет перемещаться в пространстве не линейно, а повторять маневры спутника, являющегося целью.
Данный способ перехвата спутников с Земли при помощи мощных ракет не считается перспективным, к тому же достаточно дорогостоящ. А также «не экологичен», поскольку засоряет космос. Однако следует учитывать, что до кинетического перехвата американцы провели в космосе несколько совершенно чудовищных экспериментов по уничтожению спутников при помощи термоядерного взрыва. Так что шаг вперед по части «цивилизованного противоспутникового киллерства» все же сделан.
Сейчас главные усилия направлены на создание энергетического противоспутникового оружия — лазерного и электромагнитного. И базироваться такие системы должны именно в космосе, куда необходимо закачивать громадные объемы энергии, чтобы добиться мощности на выходе, достаточной для поражения космических аппаратов. Исследования в этих областях идут уже давно. Однако о том, когда появятся конкретные боевые комплексы, ничего определенного сказать невозможно.
Куда более реалистичной представляется задача нейтрализации спутников при помощи комплексов радиоэлектронной борьбы. Но и эти работы строго засекречены.
Так что же именно делает на переменных орбитах космоплан Х-37 В? Видимо, отрабатывает какую-нибудь противоспутниковую технологию. Это может быть и механический перехват, и электромагнитное воздействие, разумеется, невысокой (экспериментальной) интенсивности, а также инспектирование, то есть изучение спутников противника.
Х-37В — беспилотный летательный аппарат самолетного типа, оснащенный ракетным двигателем. Его максимальный взлетный вес — 5 тонн. Полезная нагрузка — 900 кг. Длина — 8,9 м, размах крыла — 4,5 м. На орбиту его поднимает ракета-носитель «Атлас-5», начиная с пятого полета — «Фалькон-9». Садится по-самолетному. Способен маневрировать в космосе. Построены два космоплана, которые поочередно отправляются на орбиту.
Начиная с 2010 года, было совершено 4 полета. Они имели следующие продолжительности: 224 дня, 469 дней, 675 дней, 718 дней. Сейчас проходит пятый полет, который начался 7 сентября 2017 года.
Россия также проводит в космосе испытания противоспутниковых систем. Причем «следы» таких испытаний обнаруживаются совершенно случайно. Так, один из космических объектов небольших габаритов длительное время считали космическим мусором. И вдруг этот мусор «ожил», то есть начал изменять свое положение на орбите. Подошел поочередно к двум российским спутникам, затем к двум китайским. Эксперты утверждают, что таким образом он проводит инспектирование космических аппаратов, передавая данные на Землю в центр управления полетом. Но когда он слегка «боднул» отработавшую последнюю ступень ракеты-носителя, и она изменила свою траекторию, эксперты причислили его к классу «киллеров».
Особое внимание экспертов привлекла длительность активной жизни спутника, когда он способен маневрировать. Это свидетельствует о том, что на миниатюрном спутнике используется новый тип двигателя, превышающий по экономичности все ныне существующие.
Как было сказано, спутник был обнаружен совершенно случайно, когда он уже длительное время совершал маневры. И, следовательно, не только Х-37 В способен «сводить с ума противников», но и российский малютка-киллер.