Лёгкий танк CV90120-T (Швеция)
CV90120-T
Light tank
The CV90120-T light tank has a firepower compatible with modern main battle tanks
The CV90120-T light tank was developed by the BAE Systems Hagglunds as a private venture. The main goal was to meet the firepower of modern main battle tanks, but with greater tactical and strategic mobility. The first prototype of the CV90120-T was completed in 1998. After extensive trials development of this light tank was finally completed in 2001. Despite that further improvements in a number of areas continued, especially electronics. The CV90120-T is being actively proposed for possible customers worldwide, however as of 2014 no production orders were placed on this light tank.
The CV90120-T is armed with a fully-stabilized Swiss Ordnance 120 mm high-pressure low-recoil smoothbore gun. It fires modern NATO ammunition. A total of 45 rounds for the main gun are carried. Claimed maximum rate of fire is up to 14 rounds per minute.
The CV90120-T tank is fitted with a computerized fire control system and stabilized day/night sights. Vehicle’s integrated battlefield management system ensures situational awareness.
Modular armor of the CV90120-T can be configured to various levels of protection. Additional passive armor package can be fitted. It is speculated that the front arc with add-on armor protects against 30 mm armor-piercing discarding sabot rounds. All-round protection is against 14.5 mm armor-piercing projectiles. Furthermore explosive reactive armor can be fitted for even higher level of protection. Interior is lined with a spall liner. Survivability of the CV90120-T light tank is further enhanced by the tank’s Defensive Aids Suite, including laser, radar and missile approach warning systems, multi-spectral aerosol active countermeasures system. A top attack radar can identify precision guided anti-tank munitions. Furthermore vehicle’s design has some certain stealth features.
This light tank has a crew of four, including commander, gunner, loader and driver.
The CV90120-T uses modified CV90 (or Combat Vehicle 90) infantry fighting vehicle chassis. Vehicle is powered by the Scania DI16 turbocharged diesel engine, developing 670 hp. Running and life cycle expenses on this light tank are considerably lower comparing with modern main battle tanks. Furthermore unlike most modern MBTs that can only be airlifted by the largest transport aircraft, the CV90120-T can be transported by Airbus A400M military transport aircraft.
Шведский легкий танк-невидимка CV90120
Сложилось так, что в реальных боевых событиях не находится места легким танкам. Это связано с развитием вспомогательных броневых средств для подразделений, таких как БТР, БМП, САУ и др. Иначе на эту проблему смотрят шведы, театр военных действий которых в некоторых случаях не позволяет применять тяжелую технику.
Особенности тактики применения легких танков
Несмотря на то что министерство обороны Швеции выбрало в качестве основного боевого танка германский танк Leopard 2, и проводит замену танков S и Centurion на новое изделие немецких военных промышленников, компания Hägglunds продолжает цикл своих работ над легким вариантом танка. С этой целью под опытный образец используется БМП CV 90, который в настоящее время уже модифицирован и получил название CV90120-T.Стремление специалистов этой компании запустить танк в «серию» легко объяснимо.
Здесь есть две причины, которые объясняют рвение шведских инженеров быстрее закончить модернизацию новой боевой машины.
Во- первых, Вооруженным Силам королевства необходимо укомплектовать танками две корландские бригады, которые дислоцируются на северном направлении. Тяжелый танк Leopard 2 для этой цели не подходит, так как в районах с повышенным уровнем снежного покрова нужно обеспечить применение легких, проходных танков. При этом очень важно сохранение огневой мощи, т. е танковая пушка должна быть калибром не менее 120 мм.
Во-вторых, ряд азиатских, африканских и южно-американских государств могут войти в число возможной клиентуры, так как покупка средних и тяжелых танков нецелесообразна из-за рельефа местности и дороговизны проекта. Легкий танк дешевле, тем более если его вооружение соответствует категории, применяемой средними и тяжелыми танками. К примеру, Малайзия изначально заинтересовалось шведской разработкой CV 90-120, но потом предпочтение было отдано танку РТ-91 (Польша).
Проект CV 90-120
В 1997 году компания Hägglunds приступила к осуществлению проекта CV 90-120, в ходе реализации которого было выявлено, что появилась проблема с башней, которая соответствовала бы шасси боевой машины по весовым параметрам, все предлагаемые варианты башенного отсека были громоздки и тяжелы. В результате в качестве башни “maison” был использован доработанный башенный комплекс от изделия IKV 91 с пушкой калибром 105-мм, которая была заменена на 120 мм орудие.
В танке CV 90-120 применяется такое же шасси, что и у базовой версии БМП С90, при этом добавлены особенные ребра жесткости, чтобы сохранять инерцию массы при выстрелах 120 мм, пушки. Из-за этого несколько снизились динамические характеристики модели.
V – образный 8 –цилиндровый мотор Scania развивает мощность в 640 л. с., что создает легкому танку удачное соотношение мощности и веса изделия. Двигатель агрегатирован с трансмиссией Perkins X 300, которая является последней модернизацией трансмиссии Allison. При весе в 26 тонн с боекомплектом изделие развивает скорость в 70 км/ч. Подвеска и амортизаторы на опорных катках обеспечивают равномерное распределение нагрузки на шасси. Геометрические параметры гусениц и днища упрощает движение CV 90-120 по снежному покрытию. Водитель снабжен тремя приборами телескопического типа для обзора местности, центральный из которых может быть заменен ПН AN/WS.
Конфигурация корпуса изделия ровная, плоская, адаптирована к местности. Радиаторы системы охлаждения двигателя размещены справа в корпусе, рядом с выхлопной трубой. Это сделано для уменьшения возможности обнаружения танка инфракрасными излучателями, сокращая площадь покрытия танка в ИК- зоне. В заднем отсеке предусмотрено место для боекомплекта. Там же имеется дополнительное место для пятого члена команды, также оно может применяться для рекогносцировки местности.
Огневые возможности танка
Огневые возможности танка представлены 120 мм пушкой стандарта OTAN, установленной в башенном комплексе. Заряжающий находится в левой части башни. Он включает автоматическую систему подачи боеприпасов и заряжания. Кассета боеприпасов рассчитана на 12 выстрелов. Остальной боекомплект в количестве 33 выстрелов – возимый, место хранения – в корме танка Автоматическая система заряжания выдерживает темп огня в 14 выстрелов в минуту.
Танковое орудие изготовлено компанией RUAG de Thun ( Швеция). Эта гладкоствольная пушка оборудована тормозом откатных частей и прибором для абсорбции копоти. Конструкция пушки готовилась в 70 –х годах XX столетия под ранний проект танка, который по каким-то причинам не пошел в «серию».
Это орудие было взято за прототип новой пушки, к которой добавили тормоз откатных частей, что сыграло на руку конструкторам башенных комплексов легкого типа, так как отдача стала заметно меньше.
Автоматические приводы наведения на цель дают возможность придавать башне круговое вращение с углом возвышения орудия от -8°до +22°. Стрелок снабжен прибором целеуказания UTAAS с лазерным дальномером и тепловизором. Командир танка применяет дневные прицельные приспособления Thales Optronics с тремя кратными увеличениями (Х1,5; Х6; Х24)
Система маскировки Adaptiv
На танке CV 90-120 впервые применяется система маскировки в инфракрасном диапазоне. Эта разработка прошла освидетельствование в королевском исследовательском институте, правообладателем этой «технологии маскировки» является компания Hägglunds.
Наружными компонентами системы Adaptiv являются шестиугольные пластинки, который придают ей необычный вид. С их помощью танк не только превращается в «невидимку», но и показывает вместо себя в тепловизорах ложный объект, фантом, «нарисованный» электроникой.
Происходит это следующим образом. На матрицу этих компонентов транслируется изображение грузового автомобиля, к примеру, в инфракрасном диапазоне с реальным разрешением. На определенной дальности в тепловизоре воспроизводится этот «фантом». В случае угрозы нанесения боевого удара датчики защиты активизирует систему маскировки. Танк покрывается облаком разбрызгивающейся аэрозоли. Емкости на 300 литров аэрозольного состава хватает для удержания невидимого экрана более двух минут. Конфигурация трубок такова, что разбрызгиваемая жидкость создает эффект схожести с длиной волны в ИК – диапазоне, между 5 и 25 Mm, в результате чего получается требуемый феномен поглощения света.
По словам руководителя проекта в фирме Hägglunds, инфракрасная маскировка лишь начало, они работают над созданием подобного эффекта с РЛС системами
Электронная защита CV90120
Электронная защита CV90120 – заслуга фирмы Celsius Tech et Grintek Avitronics. Лазерные детекторы от компании Thales Optronics ставят экипаж в известность о курсе на цель, производящую разведывательный поиск. Здесь есть вариант постановки специальных помех или физического уничтожения цели. Радар доводит информацию о возможном обнаружении цели техническими средствами противника или начала стрельбы противником на поражение с использованием авиации или артиллерии.
Приборный комплекс «запускает» аэрозольную маскировку или производит отстрел гранат для постановки специальных завес.
Лёгкий танк CV90120-T (Швеция)
Войти
Опытный лёгкий танк CV90120-T (Швеция. 1998 год)
Данный легкий танк разрабатывался на базе модифицированного шасси гусеничной БМП CV90, как частная инициатива. Впервые BAE Systems Hagglunds продемонстрировала свой новый легкий танк CV90120-T на международной выставке Eurosatory в Париж в 1998 году. В том же году были закончены испытания первого опытного образца танка. Легкий танк CV90120-T обладает не самой обычной для современных танков компоновкой с передним расположением МТО. Такое решение обусловлено тем, что танк создан на базе шасси, являющегося вариантом шасси БМП CV9040. Данное шасси подверглось ряду изменений, для того чтобы разместить в корме машины 3-местную башню, помимо этого, в передней части у него было увеличено бронирование .
Броня легкого танка CV90120-T по фронтальной дуге башни и корпуса в состоянии справиться с 30-мм бронебойными снарядами, круговая броня танка обеспечивает ему защиту от современных 12,7-мм боеприпасов. Помимо основной брони, а также системы постановки аэрозольной завесы, на танке может быть установлена система активной защиты (AAC – active armour concept), которая была создана немецкой компанией IBD Diesenroth Engineering в сотрудничестве со шведской фирмой Akers Krutbruk. Основным вооружением танка является 120 мм пушка CTG120/L50 (Compact Tank Gun — компактная танковая пушка), обладающая длинной ствола 50 калибров. Данное орудие было спроектировано в Швейцарии компанией RUAG. Пушка специально проектировалась для установки на всевозможную легкую бронетехнику. Для уменьшения отдачи пушка снабжена дульным тормозом, также на ней имеется эжектор. Ствол 120-мм пушки обладает специальным термоизоляционным кожухом, для повышения точности ведения огня. Пушка стабилизирована в 2-х плоскостях. Основным доводом за установку мощного 120-мм орудия было желание объединить огневую мощь современного танка с подвижностью более легких боевых машин. Полный вес CV90120-T может доходить до 28 тонн, в то время как современные ОБТ западных стран весят практически в 2 раза больше.
В кормовой части башни танка установлен полуавтомат заряжания на 12 выстрелов, при его применении скорострельность может составить 12-14 выстр/мин. Остальной боекомплект орудия – еще 33 снаряда – находится в корме корпуса в стеллажах, его достаточно быстро можно загрузить в башню через кормовую дверцу. Обладая 120-мм орудием, легкий танк CV90120-T по своей огневой мощи не уступает ОБТ Leopard 2, обладая при этом существенно меньшей массой, что положительно сказывается на тактической и стратегической подвижности танка.
Экипаж шведского легкого танка CV90120-T включает в себя 4-х человек — командира, заражающего (дублер командира), наводчика и механика-водителя. Рабочее место механика-водителя находится в передней части корпуса танка с левого борта. Рабочие места других членов экипажа танка находятся в боевом отделении. Заряжающий располагается слева от пушки, а командир и наводчик справа от нее (впереди сидит наводчик, за ним и выше – командир).
Ходовая часть шведского танка состоит из 7 сдвоенных опорных катков на каждый борт, ведущего колеса (спереди) и направляющего колеса (в корме). Подвеска всех катков индивидуальная торсионная. На узлах подвески 1-го, 2-го и 7-го катков установлены гидравлические амортизаторы двухстороннего действия. МТО находится в передней части корпуса с правого борта, в нем находится дизельный двигатель V-8 Scania DI16 жидкостного охлаждения мощностью в 670 л.с, который работает в паре с автоматической трансмиссией.
Тактико-технические характеристики CV90120-T:
Размеры: длина – 8,9 м, ширина – 3,2 м, высота – 2,8 м;
Масса – 28 тонн;
Мощность двигателя – 615 л.с.;
Максимальная скорость по шоссе – 70 км/ч;
Запас хода по шоссе – 600 км;
Калибр основного орудия – 120 мм;
Боекомплект – 45 снарядов, в АЗ – 12;
Экипаж – 4 чел.