0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Макет боевой машины десанта 1964 г. (СССР)

Броня «Крылатой пехоты»: История создания боевой машины десанта

М.В. Павлов, кандидат технических наук, старший научный сотрудник
И.В. Павлов, ведущий конструктор

Работы по созданию боевой машины десанта (БМД) для Воздушно-десантных войск начались по инициативе командующего ВДВ генерала армии В.Ф. Маргелова. В апреле 1964 г. нескольким организациям, в числе которых были конструкторские бюро Мытищинского машиностроительного завода (ММЗ), Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ) и Всесоюзного научно-исследовательского института ВНИИ-100 в Ленинграде, одновременно была поручена разработка эскизных проектов боевой машины Воздушно-десантных войск.

Из тактико-технических требований следовало, что БМД по своим боевым и техническим характеристикам (вооружению, маневренности, лобовой броневой защите, номенклатуре установленного оборудования) должна оказаться на уровне опытной боевой машины пехоты «Объект 765», однако размеры и боевая масса машины были жестко ограничены. Размеры БМД были заданы из условий свободной вытяжки машины парашютом через грузовой люк серийного транспортного самолета Ан-12, а боевая масса — из условий сохранения устойчивости полета самолета в момент выброса машины вместе с парашютной системой.

Положение полноразмерного макета БМД «Объект 915» (второй вариант) при максимальном клиренсе, 1965 г.

Положение полноразмерного макета БМД «Объект 915» (второй вариант) при минимальном клиренсе, 1965 г.

Сравнение высот танка ПТ-76 и полноразмерного макета БМД «Объект 915» (второй вариант) в положении при минимальном клиренсе, 1965 г.

Рассмотрение выполненных проектов выявило два подхода к решению задачи. Один подход, которого придерживались конструкторские бюро ММЗ (Н.А. Астров) и ВНИИ-100 (В.С. Старовойтов), обосновывался предположением о том, что машина не будет массовой, вследствие чего рекомендовалось использовать лишь имеющиеся на серийном производстве узлы и агрегаты существующих гусеничных машин: тягачей АТ-П и ГТМ, авиадесантной самоходной установки АСУ-57 и колесной боевой разведывательно-дозорной машины БРДМ-2. В качестве основы рекомендовалась компоновочная схема с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения (МТО) и задним размещением совмещенного десантно-боевого отделения. Второй подход, который был принят конструкторским бюро ВгТЗ, основывался на том, что машина будет массовой, так как возможность очень быстрой доставки БМД в заданный район являлась новым, весьма ценным качеством, которым другие образцы не обладали. Кроме того, в КБ завода считали, что выбор конструкции узлов должен иметь подчиненное значение при реализации заданных ТТТ, а не наоборот.

Все проекты, представленные другими организациями, кроме ВгТЗ (И.В. Гавалов), базировались только на использовании автомобильного карбюраторного двигателя ГАЗ-41, имевшего максимальную мощность 103 кВт (140 л.с.).

Так, в проекте БМД, разработанном во ВНИИ-100, двигатель с его системами и агрегаты трансмиссии были размещены в передней части корпуса у правого борта. Система охлаждения двигателя — вентиляторная, выполненная по схеме БРДМ-2 с одним радиатором. Механик-водитель располагался в отделении управления слева от двигателя.

За механиком-водителем в МТО уступом от левого к правому борту были установлены три сиденья для десантников, за которыми находилось боевое отделение (башня с вооружением). Башня с вооружением, заимствованная у БМП «Объект 765», была установлена со смещением от продольной оси машины к левому борту.
Такая установка башни была вызвана необходимостью частичного устранения поперечной неуравновешенности, вызванной смещением МТО и обеспечением прохода десантников к кормовым дверям, предназначенным для посадки и высадки десанта. В башне размещался наводчик.

За башней около кормы располагались еще два сиденья для десантников. Около рабочего места каждого из них имелись установки для стрельбы из личного оружия. В боекомплект машины входили 20 активно-реактивных выстрелов к 73-мм орудию, две управляемые ракеты ПТРК «Малютка» и 2000 патронов к пулемету.

Корпус машины предлагалось изготавливать из алюминиевого сплава Д-20. Боевая масса машины согласно расчетам составляла 6,6 т, масса десантируемой машины — 5,9 т.

Проект БМД, выполненный во ВНИИ-100, имел следующие основные недостатки. Десант не имел возможность ведения прицельного огня из личного оружия в направлении движения машины. Шаровые установки двух передних стрелков также не позволяли вести прицельный огонь.

При установке на машине башни с вооружением, унифицированной с башней БМП «Объект 765», выход передних десантников и механика-водителя в сторону кормы был невозможен, а при положении башни орудием вперед наводчик мог покинуть машину только через башенный люк.

При эксплуатации машины возникала опасность забора приточным вентилятором выхлопных газов двигателя в десантно-боевое отделение, а также их попадание внутрь машины под воздействием встречного потока воздуха при движении с открытыми люками.

Читать еще:  Опытная боевая машина «Объект "Н"» (СССР)

Переднее расположение МТО вынуждало к уменьшению толщины верхнего лобового броневого листа для облегчения носовой части корпуса. Кроме того, размещение агрегатов и систем МТО со смещением от продольной оси, учитывая габариты и массу машины, вызывало поперечную неуравновешенность, что затрудняло ее использование в качестве базы для различных боевых и обеспечивающих машин.

Боекомплект к основному оружию был уменьшен на 50% по сравнению с заданным в ТТТ. Выполнение требований по боекомплекту и пулеметному вооружению приводило к превышению заданной массы при десантировании машины.

Использование карбюраторного двигателя и расположение топливных баков в десантном отделении создавало высокую пожароопасность. Кроме того, малый клиренс (300 мм) не обеспечивал хорошую проходимость машины на пересеченной местности.

Для выполнения заданных ТТТ по уровню броневой защиты и боевой массе ВНИИ-100 вынужден был сократить боекомплект машины наполовину и уменьшить количество устанавливаемых пулеметов до одного вместо двух—трех. Это обстоятельство дополнительно снизило ценность проекта.

В аванпроекте БМД, предложенном ОКБ ММЗ, также были использованы отработанные узлы и агрегаты серийных машин: ГАЗ-41 и гусеничного артиллерийского тягача АТ-П. Однако все картеры используемых агрегатов, кронштейны подвески, опорные катки завод предусматривал изготавливать не из чугуна и стали, а из легких сплавов. Броневой корпус машины должен был быть выполнен из алюминиевого сплава АБТ-101. В ходовой части использовались гусеницы с ОМШ, гарантийный срок службы которых составлял 2000 км.

Для рассмотрения завод представил несколько вариантов компоновок БМД, но ни один из них не укладывался в заданные массовые и боевые характеристики.

Согласно первому варианту, БМД представляла собой самоходную артиллерийскую установку, в которой 73-мм орудие «Гром» со спаренным 7,62-мм пулеметом ПКТ и специальным прицелом устанавливалось в лобовом листе броневой рубки корпуса.
Углы наводки спаренной установки составляли по вертикали от -5° до +15° и по горизонтали — в секторе ±15°. На качающейся части орудия снаружи устанавливался специальный кронштейн с направляющими для пуска управляемых ракет ПТРК «Малютка».

Заряжание 73-мм орудия осуществлялось с помощью механизма, выполненного по схеме ВгТЗ, в котором размещались 15 выстрелов. Остальные 15 выстрелов располагались в боеукладке под механизмом заряжания.

Двигатель с главным фрикционом и системой охлаждения размещался в изолированном отсеке в кормовой части корпуса машины. Коробка передач, заимствованная у автомобиля ЗИЛ-130, располагалась в носовой части корпуса и была соединена с двигателем карданным валом, а через промежуточный картер — с главной передачей и планетарными механизмами поворота (ПМП).

Все агрегаты МТО располагались вдоль продольной оси машины, благодаря чему по бортам корпуса были выполнены отсеки, в которых размещался экипаж машины и десант в количестве двух и пяти человек соответственно. Выход экипажа и десанта производился вверх через люки в крыше корпуса и назад — через двери в кормовой части машины.
В качестве водоходного движителя использовался гусеничный движитель (за счет перемотки гусениц).

Боевая масса машины составляла 6,7 т, масса десантируемой машины — 6,0 т.

БМД-1 – первая броня ВДВ

С 60-х годов прошлого века у советских военных постепенно изменилось представление о глобальном конфликте. Прежде всего, это произошло из-за создания ядерного оружия малой мощности.

В целом, механизированные подразделения были достаточно неплохо защищены от поражающего влияния ядерного взрыва, поскольку на вооружении имелись различные виды БТР и танков. В то же время в десантных войсках основной боевой техникой были легкобронированные автомобили. Специально для ВДВ в 1969 году была разработана боевая машина десанта БМД-1.

История создания

Основоположником создания БМД-1 стал генерал В.Ф. Маргелов. В 1964 году задание с описанием необходимых характеристик новой техники было выдано КБ нескольких машиностроительных заводов СССР.

По своим характеристикам машина должна:

  • защищать экипаж от стрелкового оружия и осколков гранат;
  • плавать;
  • быть способной к воздушной транспортировке.

В ходе рассмотрения комиссией лучшим был признан проект Волгоградского тракторного завода под названием «объект 915». И в 1965 году коллектив КБ приступил к его реализации. Менее чем через год были представлены первые образцы БМД-1 для испытаний. После серии доработок в 1969 году техника поступила на вооружение ВДВ.

Конструкция

Машина БМД-1 разработана по стандартной танковой компоновке: в средней части расположено боевое отделение, в кормовой – мотор с трансмиссией. Для уменьшения веса корпус машины сварен из алюминиевых бронеплит. Минусом данного решения стало снижение защищенности экипажа, поскольку броня способна выдерживать только огонь из легкого стрелкового оружия и попадания осколков от маломощных снарядов.

Читать еще:  Опытный легкий танк PL-01 (Польша)

Наклон верхней лобовой плиты составляет 780, нижней – 500, что позволило увеличить объем внутреннего пространстваи повысить мореходные характеристики техники. Конфигурация корпуса спереди образует букву Т, по краям которого находятся надгусеничные ниши. Башня БМД-1 подобна башне БМП-1 и обеспечивает защиту только от 12,7мм пуль.

В центре носовой части машины оборудовано рабочее место водителя-механика. Для обзора дороги во время движения применяются приборы ТНПО-170, рабочий сектор которых составляет около 600. Если движение происходит в темное время суток, то вместо ТНПО-170 используется ночной прибор наблюдения ТВНЕ-4.

Место командира БМД – слева от водителя. Контроль местности командир осуществляет при помощи прибора ТНПП-220 (или ТВНЕ-4 ночью), который дает немного больший угол обзора, чем ТНПО-170.

Стрелок-наводчик располагается справа от водителя и имеет прибор наблюдения, аналогичный командирскому оборудованию.

Стрелки-десантники размещаются у кормовой стенки МТО, где есть 3 стрелковых места (одно сзади башни, два других по бортам машины) с броневыми заслонками и оборудованием для установки автоматов АКСМ.

Башня БМД-1 размещена в средней части корпуса. В ней находится место для управления полуавтоматической пушкой 2А28 «Гром» (калибр 73 мм) и спаренным с ней пулеметом ПКТ калибра 7,62мм. Дальность стрельбы из «Грома» – до 1300 м, при средней скорострельности 7 выстрелов в минуту. Боезапас – 40 противотанковых гранат ПГ-15В, расставленных в конвейерной укладке внутри башни на подвижной платформе, боезапас пулемета –2 ленточных магазина по 1000 патронов в двух ящиках.

Главное оружие боевой машины не обладает автоматической стабилизацией. Управление осуществляется системой электроприводов с переходом на ручное управление при необходимости.

На башне БМД-1 расположена установка ПТУР «Малютка», для перезарядки которой стрелку нужно открыть специальный люк. Боекомплект «Малютки» составляет 3 ракеты.

По краям передних бронелистов машины находятся две амбразуры со смонтированными пулеметами ПКТ, стрелять из которых могут командир и стрелок-наводчик. Эффективная дальность огня составляет 900 метров, боезапас – 5 ленточных магазинов по 200 патронов на каждый ПКТ.

Силовой агрегат БМД-1 представляет собой 6-цилиндровый дизельный двигатель мощностью 250 л.с. массой 660 кг и рабочим объемом 16 литров.

Вместимость баков – 280 литров дизельного топлива. Ходовая часть состоит из пяти катков с каждой стороны с системой гидропневматических рессор, передача усилия в которых осуществляется сжатым азотом. Есть возможность регулировки натяжения мелкозвечатых гусениц из самой машины водителем с помощью кривошипного механизма.

Подвеска БМД-1 имеет более сложную конструкцию по сравнению со стандартной торсионной схемой, но обладает лучшими параметрами по упругости при различных нагрузках техники. Гидропневматика в подвеске позволяет изменять клиренс в диапазоне от 10 до 45 см, фиксировать катки в верхней позиции и уменьшать общую высоту корпуса машины.

За перемещение техники по воде отвечают водометные движители, находящиеся в туннелях вдоль бортов БМД-1. Их входные отверстия, закрытые подвижными заслонками, расположены снизу машины, выходные – в корме. Направление плавания изменяется регулировкой заслонок. Для предотвращения заливки носа боевой техники предусмотрен специальный щиток.

Технические характеристики

Для сравнения взяты иностранные боевые десантируемые машины: немецкая Wiesel, китайская ZBD-03.

Боевая машина десанта

Принятие на вооружение в 70-е годы боевой машины десанта изменило статус ВДВ. Ранее десантники фактически представляли собой легкую пехоту, теперь – механизированные аэромобильные войска. БМД уникальна, такой техники не было ни в одной другой армии, кроме советской. Специализированная боевая машина, рассчитанная на перевозку отделения солдат, которую можно было сбрасывать с парашютами. Первоначально боевыми машинами десанта вооружался один из трех полков парашютно-десантной дивизии, но по мере насыщения войск новой техникой БМД получили все три полка в каждой дивизии. БМД полностью вытеснили самоходки АСУ-57.

В целом БМД-1 можно рассматривать в качестве уменьшенного варианта боевой машины пехоты БМП-1. На обоих образцах бронетехники стояли одинаковые башни, ВМД оснащались упрощенным вариантом двигателя БМП. На БМД заново были спроектированы корпус и ходовая часть. Компоновка боевого отделения боевой машины десанта существенно отличались от компоновки боевого отделения боевой машины пехоты. В передней части корпуса БМД располагались трое десантников: командир отделения слева, механик-водитель по центру и пулеметчик справа. В крыше над каждым из трех передних сидений имелся индивидуальный люк. Перед люками установлены перископические наблюдательные приборы. Пулеметчик и командир могли вести огонь из пулеметов РПК или ПКМ. Непосредственно за местами трех передних десантников расположена одноместная башня кругового вращения, полностью идентичная башне боевой машины пехоты БМП-1. Башня вооружена гладкоствольной пушкой 2А20 калибра 73 мм с низким давление газов в канале ствола. Пушка снабжена автоматом заряжения револьверного типа с боекомплектом на 40 снарядов. Над стволом пушки смонтирована направляющая для ракеты комплекса ПТУР «Малютка». Дальность стрельбы из пушки – 1 600 м, диапазон поражения целей комплексом ПТУР «Малютка» – от 500 до 3 000 м. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. За башней находятся места для трех десантников. На БМД поздних выпусков в бортах за башней делали по одной амбразуре для стрельбы из личного оружия. Двигатель и трансмиссия занимают заднюю часть корпуса машины. Большой внутренний топливных бак установлен в правом заднем углу корпуса, на БМД поздних выпусков монтировались по два внешних бака небольшой емкости. Конструкция ходовой части машины позволяет менять клиренс. Боевая машина десанта имеет систему защиты от оружия массового поражения. На первых моделях БМД стояли активные ИК приборы ночного видения, машины поздних выпусков комплектовались пассивными оптоэлектронными приборами ночного видения.

Читать еще:  Опытный танк «Объект 278» (СССР)

Толщина брони БМД не превышает в самых толстых местах 14 мм, оно обеспечивает лишь защиту от огня стрелкового оружия винтовочного калибра и осколков снарядов. В то же время БМД сочетает высокую огневую мощь с превосходными ходовыми качествами. Малый вес и небольшие размеры боевой машины десанта также являются ее очевидными достоинствами. БМД – очень простая машина: ею способен управлять обычный шофер.

С другой стороны, БМД не лишена недостатков. Из-за примитивной системы наведения, осложнено использование ПТУР «Малютка», стрельба ПТУР с движения практически невозможна. Дальность стрельбы 73-мм пушки недостаточна, а имеющие низкую начальную скорость снаряды на траектории сильно подвержены влиянию бокового ветра. Крепление внутреннего топливного бака слабовато. При движении на высокой скорости с малым остатком топлива возможны перебои с его подачей к двигателю: топливо плещется внутри бака. Само по себе расположение топливного бака рядом с двигателем потенциально опасно в случае поражения БМД в кормовую часть корпуса. Часто отмечались случай поломки шестеренок трансмиссии из-за высокой нагрузки, которые она испытывает при переключении передач. Механиками-водителям рекомендовалось переключать передачи при движении с низкой скоростью, но в боевой обстановке не всегда возможно каждый раз сбрасывать скорость перед переключение передачи. Есть информация о самовозгорании двигателей БМД. Ранние модели БМД имели неудовлетворительную вентиляцию боевого отделения. При выстрелах из пушки отмечалась сильная загазованность боевого отделения. Проблема вентиляции боевого отделения была решена в ходе серийного производства боевых машин десанта.

Несмотря на все присущие машине недостатки, БМД обеспечила советским воздушно-десантным войскам беспрецедентную мощь и подвижность, тем более что большинство недостатков удалось со временем ликвидировать.

Первые предсерийные машины, предназначенные для войсковых испытаний, появились в 1970 г. Впервые БМД были официально показаны в 1970 г. на маневрах «Двина» армий стран участниц Варшавского договора. В 1973 г. появился усовершенствованный вариант – БМД-1 образца 1973 г. Основным внешним отличием данной модели стал установленный с правой стороны корпуса фильтр системы защиты от оружия массового поражения. На рубеже 70-80-х годов в серию пошли модернизированные БМД-1П: в значительной степени измененные боевые машины десанта, которые внешне отличались новыми опорными катками и новой вентиляционной решеткой на лобовом бронелисте корпуса. Впервые БМД-1П публично были продемонстрированы на учениях «Запад-81».

Вместо 73-мм гладкоствольных пушек эти машины вооружены 30-мм автоматическими пушками, имеющими большую дальность и лучшую точность стрельбы. В 1983 г. были показаны БМД, вооруженные ПТУР «Фагот», значительно превосходящие по своей эффективности ПТУР «Малютка». Оператор ПТУР по-прежнему вынужден был применять оружие при открытом верхнем люке, высунувшись из башни.

В 1974 г. в войска начал поступать разработанный на базе БМД бронетранспортер БТР-Д, в 1984 г. – ремонтно-эксплуатационная машина БРЭМ-Д. В последующие годы на основе БМД-2 была разработана целая гамма машин различного назначения: БМД-2К, Р-44ОДБ, 1В119. Командирские варианты выпускались и на основе БМД-1 (БМД-1К, БМД-1 ПК, БМД-1КШ).

На первомайском параде 1985 г. в Москве впервые были продемонстрированы самоходные орудия 2С9 «Нона». Вооруженная 120-мм пушкой самоходка предназначена для оказания непосредственной огневой поддержки воздушно-десантным подразделениям. За счет большого угла возвышения 120-мм орудие может вести навесной огонь подобно гаубице или мортире. САУ «Нона» является амфибией, ее можно десантировать на парашютах.

БМД-1М на параде 7 ноября 1983 г. Вместо ПТУР “Малютка” установлен комплекс ПТУР “Фагот”.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector