Машина огневой поддержки AMX-10 TMC-81 (Франция)
Машина огневой поддержки AMX-10 TMC-81 (Франция)
Впервые прототип AMX-10 TMC-81 был показан в 1981 г на выставке военной техники в Сатори, под Парижем. Машина не заинтересовала потенциальных заказчиков и по этой причине работа над ней не пошла дальше стадии разработки прототипа. Базой для самоходки AMX-10 TMC-81 послужила машина огневой поддержки AMX-10 PAC90, а основное отличие от нее состоит в использовании другого типа орудия. В башне GIAT была установлена 81-мм гладкоствольная пушка “Thompson-Brand CL-81”, оснащенная полуавтоматическим замком. Вращение башни и наведение вооружения в вертикальной плоскости в секторе от -7° до +66° осуществляются с помощью ручных приводов.
Вооружение не стабилизировано. Из пушки можно вести огонь осколочно-фугасными или бронебойными боеприпасами. Начальная скорость полета осколочно-фугасного снаряда составляет 400 м/с, при дальности эффективной стрельбы порядка 7200 м. Бронебойный снаряд с начальной скоростью 1000 м/с с дальности 1000 м, пробивает 50-мм стальной броневой лист, установленный под углом 45°. Возимый боекомплект состоит из 108 осколочно-фугасных и 10 бронебойных выстрелов.
В соответствии с индивидуальными требованиями потенциальных заказчиков, на башне для борьбы с воздушными целями может устанавливаться пулемет калибра 7,62 мм или 12,7 мм.
Экипаж AMX-10 TMC-81 состоит из четырех человек: командира и наводчика, размещающихся в башне, а также механика-водителя и заряжающего, располагающихся в корпусе.
В качестве силовой установки на САУ AMX-10 TMC-81 используется дизель “Испано-Сюиза HS 115”. Этот 8-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения развивает мощность 22Т кВт при 3000 об/мин, а его удельная мощность составляет 15.2 кВтА, что позволяет боевой машине двигаться по дороге с твердым покрытием с максимальной скоростью 65 км/ч. В состав трансмиссии входят гидрокинетическая передача с блокирующей электромагнитной муфтой, механическая коробка скоростей с предварительным выбором передач (четыре вперед и одна назад) и пневматическим управлением, механизм поворота и передаточный вал для водометных движителей. Двигатель вместе с трансмиссией составляет очень компактный агрегат на замену которого в полевых условиях требуется не более двух часов.
Ходовая часть самоходной пушки AMX-10 TMC-81 состоит их десяти опорных катков с резиновыми бандажами, ведущих колес переднего расположения, натяжных колес (сзади), шести поддерживающих роликов и гусениц с резинометаллическими шарнирами и сьемными резиновыми накладками. Опорные катки связаны с торсионными валами через балансиры — такое решение широко применялось почти во всех боевых гусеничных машинах того периода. Для погашения вибрации первые и последние опорные катки оснащались гидравлическими амортизаторами.
AMX-10 TMC-81 является плавающей машиной. Движение по воде обеспечивают два водометных движителя, приводимые в действие от коробки передач через передаточный вал. Водометы установлены в корме машины по обе стороны от рампы и при преодолении водной преграды позволяют машине развивать скорость 7 км/ч. Помимо водометов САУ AMX-10 TMC-81 оборудована двумя косозубыми помпами, откачивающими воду, поступающую внутрь корпуса, и волноотражающим щитком, который установлен в передней части корпуса и лежит на его верхней лобовой плите. Во время плавания он поднимается с помощью гидравлического привода, которым управляет механик-водитель.
В состав дополнительного оборудования входят прожектор-искатель РН9А, установленный на башне и спаренньй с пушкой, и четыре дымовых гранатомета с электрическим запалом. Гранатометы установлены на корме корпуса, по два с каждого борта.
Стандартное оборудование включает систему защиты от оружия массового поражения, систему пожаротушения в силовом отделении и систему подогрева.
Машина огневой поддержки AMX-10 TMC-81 на вооружение принята не была, было выпущено всего несколько опытных образцов.
Тактико-технические характеристики AMX-10 TMC-81
Боевая масса, т 14.5
Экипаж, чел, 4
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед 5778
ширина 2780
высота до крыши башни 2570
клиренс 450
Бронирование противоосколочное
Вооружение 81-мм гладкоствольная пушка Thompson-Brand CL-81; 7,62-мм или 12,7-мм пулемет
Боекомплект’ 118 выстрелов, 3200 патронов
Двигатель «Испано-Сюиза» HS-115, 8-цилиндровый дизель С турбонаддувом, мощность 221 кВт при 3000 об/мин
Удельная мощность двигателя, кВт/т 15,2
Удельное давление на грунт, Мпа 0,053
Максимальная скорость, км/ч
на шоссе 65
на плаву 7
Запас хода, км 600
Запас топлива. л 528
Преодолеваемые препятствия
высота стенки, м 0,7
ширина рва. м 2.1
глубина брода, м плавает
Машина огневой поддержки (БМП) AMX-10 PAC-90
Впервые машину огневой поддержки представили в 1978 году. В 1979 году машина пошла в серию, а 1983 году она становится на вооружение французской армии и ряда других стран. Предназначение – истребитель танков.
В модификациях – разведывательная машина, база для минометной установки или пусковой установки ПТУР «Милан». По центру корпуса установили 2-х местную башню типа «GIAT» TS-90. Вооружение – 90 мм орудие «CS-90F-4» в спарке с пулеметом 7.62 калибра. Вертикальные углы от 15 до -8 градусов. Эффективная дальность применения до 2.5 километров. Боеприпасы – бронебойного, кумулятивного, дымового, осколочно-фугасного типа. Из-за не стабилизированного исполнения вооружения вероятность попадания в цель с ходу крайне небольшая. Боезапас – 30 выстрелов для орудия, из которых 20 боеприпасов находятся в башне машины, остальные в корпусе, 3.2 тысячи боеприпасов для пулемета. Вследствие того, что в корпусе находится боезапас, отделение десанта рассчитано всего на 4-х человек. Броня из сплавов алюминия – противопульная, противоосколочная. ДУ машины – дизельный двигатель «Испано-Сюиза HS-115» с жидкостным охлаждением. Мощность ДУ – 221 кВт при 3 тысячах обор/мин. Трансмиссия имеет гидрокинетическую передачу и блокирующую электромагнитную муфту. Коробка передач механическая, обеспечена пневматическим управлением. Трансмиссия и двигатель представляют собой компактный узел, замена узла возможна в полевых условиях и занимает около 120 минут. Ходовая машины – 5 обрезиненных катков опорного типа, ведущее переднее колесо, натяжное заднее колесо, 3 ролика поддерживающего типа на каждый борт. Гусеничное полотно имеет резинометаллические шарниры и съемные резиновые накладки. Катки опорные связаны валами торсионного типа по балансирам. Для минимизации вибрации крайние опорные катки обеспечивались амортизаторами на гидравлике. МОП AMX-10 PAC-90 – машина плавающего исполнения, имеет необходимые приспособления для применения их в морских операциях. Для обеспечения мореходных характеристик машина получила водометные усиленные движители, улучшенный щиток для отражения волн и гусеничное полотно с малым гребнем. Это позволило добиться скорости на воде до 10 км/ч. Увеличили плавучесть машины – усилили герметизацию корпуса, обработали корпус антикоррозийной краской, поставили 4 помпы для откачки воды, изменили систему воздухозабора двигателя, добавили аварийную систему пуска двигателя при помощи сжатого воздуха. Дополнительное оборудование AMX-10 PAC-90 – искатель-прожектор РН9А, 4 гранатомета дымовых завес. Гранатометы установили по два на каждый борт в кормовой части корпуса. В состав стандартного оборудования входит система защиты от ОМП, система пожаротушения и система подогрева. На экспортном варианте машин вместо стандартного дизельного двигателя поставили двигатель 6F11 SRX «Бедуин» с характеристиками мощности 275 л.с.
Основные характеристики:
– вес – 14.5 тонны;
– команда – 3 человека и 4 человека десант;
– длина с орудием вперед – 577 сантиметров;
– ширина – 278 сантиметров;
– высота – 257 сантиметров;
– просвет – 45 сантиметров;
– бронирование противопульное, противоосколочное;
– скорость шоссе/вода – 65/10 километров;
– Дальность хода до 600 километров;
– топливный запас – 528 литров;
– препятствия: высотные до 70 сантиметров, по ширине до 210 сантиметров.
Машина огневой поддержки AMX-10 TMC-81
Образец AMX-10 TMC-81 был представлен на обозрение в 1981 году на выставке в Сатори. Вследствие того, что машина не нашла своего покупателя, дальнейшее развитие проекта остановлено. Для создания AMX-10 TMC-81 использовали базу AMX-10 PAC90. Главное отличие – установка на машину другого орудия. Им оказалось 81 мм гладкоствольное орудие CL-81 Thompson-Brand. Пушку оснастили замком полуавтоматического типа. Вертикальные углы наведения от 66 до -7 градусов. Наведение производится при помощи приводов ручного типа. Вооружение машины не стабилизировано. Боеприпасы бронебойного и осколочно-фугасного типа. Эффективная дальность поражения до 7.2 километра. Боезапас 10 боеприпасов бронебойных и 108 боеприпасов осколочно-фугасных. Возможна установка по требованию дополнительного вооружения – пулеметов калибра 12.7 и 7.62 мм. Команда машины состоит из 4-х человек – водитель-механик, заряжающий, наводчик и командир. Машину огневой поддержки разрабатывали плавающей. Для передвижения по воде ее обеспечили двумя водометными движителями. Скорость хода по воде 7 км/ч. Всего было создано несколько опытных единиц AMX-10 TMC-81.
Основные характеристики:
– вес – 14.5 тонны;
– длина с орудие вперед – 577 сантиметров;
– ширина – 278 сантиметров;
– высота – 257 сантиметров;
– просвет – 45 сантиметров;
– броня противопульная, противоосколочная;
– пулеметный боезапас – 3.2 тысячи боеприпасов;
– скорость хода до 65 км/ч;
– дальность хода до 600 километров;
– Топливный запас – 528 литров.
Машина огневой поддержки AMX-10 TMC-81 (Франция)
Техника и вооружение 2001 04
На первой и второй страницах обложки фото В.Друшлякова и А.Михеева
ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ вчера, сегодня, завтра…
Научно-популярный журнал, апрель 2001 г. Зарегистрирован в Комитете по печати РФ. Свидетельство № 013300 от 3.03.97 г.
БОЕВЫЕ МАШИНЫ ПЕХОТЫ
«Боевая машина пехоты» – сравнительно молодой тип бронетанковой техники. Первая БМП (советская БМП-1) была принята на вооружение в 1966 г., через пятьдесят лет после первого появления танков на поле боя.
Опыт танковых боев Первой мировой войны сделал очевидной проблему согласования движения и огня пехоты, и танков.
В межвоенный период во многих странах занялись бронетранспортерами. Ведение пехотой боя из-за их брони не рассматривалось – такие машины, подобно самоходным артиллерийским установкам, казались бы тогда просто «неполноценными танками».
В СССР в 30-е годы был разработан ряд удачных опытных БТР, но ни тогда, ни во время Великой Отечественной войны БТР серийно не выпускались. Поэтому РККА широко применяла танковые десанты «на броне» для поддержки продвижения танков автоматчиками и расчетами ручных пулеметов – не случайно с 1943 г. практически все советские танки и САУ оснащались специальными широкими поручнями.
К концу войны Красная Армия использовала поставляемые по ленд- лизу американские М3, М5, М9, британские «Юниверсал», но пехота на БТР использовалась совместно с танками только в разведывательных и передовых отрядах.
В первые полтора десятка лет после войны произошли важные изменения в отношении к БТР – они стали неотъемлемой частью мотопехотных подразделений, их стали строить не на базе коммерческих колесных или полугусеничных машин, а на специальном гусеничном или колесном шасси высокой проходимости. Между тем и после войны БТР в большинстве стран продолжали служить только транспортным средством для доставки пехоты в район боевых действий, бронирование по-прежнему защищало лишь от огня легкого стрелкового оружия, а пулеметное вооружение БТР оставалось чисто оборонительным.
В 50-60-е годы концепции применения пехоты пересматривались. Мотопехотные (мотострелковые) подразделения должны были вести различные виды боевых действий совместно с танками и самостоятельно в условиях применения только обычного оружия и ОМП. Предусматривалось, что главная задача состоит в сокращении темпов наступления при непрерывном взаимодействии, а очаги сопротивления противника либо слабы, либо могут быть обойдены. Введение тактического ядерного оружия и тактических высокоточных средств поражения требовало большего рассредоточения при сохранении необходимой огневой мощи даже мелкими подразделениями, т. е. наличия у них собственного оружия поддержки. При этом пехотное отделение со штатным вооружением могло бы вести ближний бой с машины или спешенно. В тактике советских мотострелковых войск в 60-е годы появилось важное новшество – при атаке вместе с танками БТР уже не отводились, как раньше, в укрытие, а поддерживали атакующие подразделения огнем. БТР все более становился боевой машиной.