0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Машина огневой поддержки Pbv G (Швеция)

Шведская боевая машина пехоты Strf-90/40

Разработка Stridsfordon 90 / Combat Vehicle 90 (швед. Stridsfordon — боевая машина, англ. combat vehicle — боевая машина; сокращённо — Strf 90 , англ. CV90 ) велась с 1984 года фирмой Hagglunds, принадлежащей британской BAE Systems, по заказу сухопутных войск Швеции на семейство машин различного назначения на общем шасси.
Серийное производство Strf-90 начато в 1993 году. Всего выпущено порядка 1170 машин в различных модификациях, большая часть из которых поставлена по экспорту в другие страны.
Помимо нескольких вариантов БМП, на базе Strf 90 также разработан ряд специализированных боевых бронированных машин, включая легкий танк со 120-мм гладкоствольной пушкой.

Норвежские, датские и шведские Strf-90 применялись в боевых действиях в войне в Афганистане.
В 1982 году в Швеции начались исследования по программе системы бронетанкового вооружения 1990-х годов – ОБТ второго поколения и семейства бронемашин. Последнее должно было иметь единое шасси и включать БМП, машину огневой поддержки, БТР, ЗСУ, КШМ, машину передовых артиллерийских наблюдателей, самоходный миномет, ПТРК и санитарную машину.

Основной и первоочередной машиной семейства считалась 20-тонная БМП, причем упор делался на высокую проходимость при хорошей бронезащите и весьма мощном для данного типа техники вооружении.
Все семейство боевых машин получило обозначение Stridsfordon 90 (Strf-90). В 1985 году министерство обороны Швеции и фирмы «Хегглунд» и «Бофорс» заключили контракт на 200 млн. крон, предусматривающий разработку и создание пяти опытных образцов боевой машины пехоты Strf-90. Первый из них был поставлен сухопутным войскам в октябре 1988 года для проведения испытаний.
«Динамический защитник» – так называется в рекламных буклетах фирмы «Бофорс» боевая машина пехоты Strf-90 (прототип обозначался как Pbv G). Она создавалась специально для сложных климатических и территориальных условий Швеции. Это очень компактная и маневренная машина с низким силуэтом, пониженным уровнем шумности и уязвимости к воздействию электромагнитного импульса, невысоким коэффициентом отражения радиолокационного импульса и слабым тепловым излучением в лобовом направлении.

В результате многолетних технологических исследований, проводившихся фирмами «Бофорс» и «Хегглундс», машина полностью соответствует основным требованиям шведской армии:
— высокая тактическая подвижность (большой клиренс, низкое удельное давление на грунт, высокая удельная мощность двигателя, маневренность и максимальная скорость);
—высокая стратегическая подвижность (средняя скорость, возможность перевозки железнодорожным транспортом, большой запас хода);
— возможность самостоятельно защищаться от авиации противника (большие углы возвышения и снижения ствола пушки, скорострельность и скорость наведения пушки в обеих плоскостях);
— удовлетворительная защита экипажа (низкий силуэт, большие углы наклона броневых плит корпуса, надежная защита от оружия массового поражения, отличная система противопожарной безопасности);
— способность поражать бронированные объекты (использование 40-мм подкалиберных снарядов с вольфрамовыми сердечниками);
— удобство в эксплуатации (простота обслуживания, ограниченное применение электроники, использование дешевых запасных частей и механизмов);
— возможность дальнейшего усовершенствования и развития (возможность установки системы стабилизации вооружения, реактивной брони или усиления вооружения без изменения конструкции машины).

История создания БМП Strf-90 началась в 80-х годах, когда командование шведской армии решило выйти на международный рынок вооружений с целью подыскать легкие боевые гусеничные машины, которые могли бы заменить состоявшие до того момента на вооружении шведской армии бронетранспортеры Раnsarbandvagn 302 (Pbv 302).
Проектные работы были поручены компании «НВ Utveckling AB», в состав которой входило около десяти более мелких фирм. Руководство компании заключило субподрядные договора с двумя своими крупнейшими участниками – фирмой «Бофорс», которая должна была отвечать за разработку башни и системы вооружения, и фирмой «Хегглундс Виикл», на которую возлагались обязанности по конструированию корпуса и силового агрегата.
В июле 1985 г. с компанией «НВ Utveckling АВ» был подписан целевой контракт на проектирование и изготовление пяти прототипов Strf-90, а в декабре 1986 г. – новый контракт стоимостью в 140 миллионов шведских крон на разработку четырех комплектных башен, три из которых должны быть вооружены 40-мм пушкой «Бофорс» L/70, а одна – 25-мм пушкой.

Первая башня, предназначенная для боевой машины пехоты Pbv G (Strf-90/40), была оснащена системой управления огнем, 40-мм пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом, а также двумя блоками дымовых гранатометов по четыре-шесть стволов в каждом. Сзади на крыше башни смонтированы два 71-мм миномета «Lyran 71», стреляющие осветительными зарядами на расстояние до 1300 м.
Вторая башня, предназначенная для бронетранспортера Pbv L, оснащалась упрощенной системой управления огнем. Несколько башен планировалось вооружить 40-мм пушками «Бофорс», остальные – скорострельными пушками калибра 25 мм.
Третий тип башни предназначался для самоходной зенитной установки Lvkv A2 (Str-90/40 AA) и первоначально не оснащался радаром, который начали устанавливать с 1990 г. Четвертый тип башни был вооружен 25-мм пушкой (для Strf-90/25).

По условию контракта фирма «Бофорс» должна была разработать боеприпасы типа APFSDST (трассирующие оперенные бронебойные подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном) для пушки L/70. Когда фирма «Бофорс» изготовила стальную башню для БМП Pbv G, ее установили для пробных стрельб на корпус истребителя танков Ikv-91 (легкий танк). Максимальная ширина башни составляет 2160 мм, диаметр погона – 1970 мм, высота (с прицелом наводчика) – 1850 мм. На случай выхода из строя системы заряжания в башне установлен дополнительный аккумулятор, подзаряжающийся при нормальной работе двигателя.

Читать еще:  Пистолет Kel-Tec PMR-30 (США)

Технические характеристики БМП Strf-9040:
Боевая масса, т: — 22,8 – 32;
Длина корпуса, мм: 6550;
Ширина корпуса, мм: 3170;
Высота, мм: 2710;
Клиренс, мм: 450;
Бронирование: стальная катаная, разнесенная + навесные бронемодули пассивной защиты;
Вооружение: 40-мм пушка «Бофорс» L70, 1 х 7,62-мм пулеметKsp m/39;
Двигатель: V-образный, 8-цилиндровый, дизельный, жидкостного охлаждения, DS14 «СААБ-Сканиа»;
Мощность двигателя, л. с.: 550;
Скорость по шоссе, км/ч: 70;
Запас хода по шоссе, км: 320;
Удельная мощность, л. с./т: 23,8;
Преодолеваемые препятствия: подъем, град. – 30; стенка, м — 0,5; ров, м — 2,6; брод, м — 1,4

Машина огневой поддержки Pbv G (Швеция)

Вместе с 20-мм пушкой и близкой к танку подвижностью это позволило ряду специалистов причислить Pbv 302 к разряду легких БМП первого поколения. БТР оснащен пятью-шестью дымовыми гранатометами.

Шестицилиндровый дизельный двигатель с турбонаддувом и горизонтальным расположением цилиндров развивает мощность 280 лс. (при 2200об/мин) и обеспечивает БТР скорость хода до 66 км/ч на суше и 8 км/ч на плаву (за счет перематывания гусениц). Трансмиссия механическая, механизмы поворота — бортовые фрикционы. Ходовая часть включает на борт пять опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской и гидравлическими амортизаторами (поддерживающих роликов нет), ведущие колеса переднего расположения. Ширина трака гусеницы 380 мм.

До 1972 г. выпустили около 600 Pbv 302. На базе этого БТР выполнены командно-штабная машина (КШМ) Stripbv 3021, разведывательная машина Epbv 3022, машина передовых артиллерийских наблюдателей Bplpbv 3023, БРЭМ Bgbv 82, самоходный ПТРК RB56 «Билл», мостоукладчик Brobv 941, санитарная машина. Агрегаты и узлы Pbv 302 использованы в легком плавающем танке («пехотном артиллерийском истребителе танков») Ikv 91 с 90-мм пушкой. Pbv 302 с накладными дополнительными бронелистами применялся в составе сил KFOR на территории Югославии.

Прототип БТР Pbv 302.

БТР Pbv 302 на ходовых испытаниях.

Схема размещения экипажа и десанта в БТР Pbv 302.

Один из прототипов БТР Pbv 302.

БТР Pbv 302 на плаву.

Тактико-технические характеристики БТР Pbv 302

Боевая масса, т 13,5

Высота по крыше башни, м 2,5

пушка 20-мм автоматическая HS804

боекомплект 505 выстрелов

марка «Вольво-Пента» 100В

тип 6-цилиндровый, дизельный с турбонадцувом

мощность, л. с 280

Емкость топливных баков, л 385

Гусеница Металлическая с РМШ

Удельное давление на грунт, кг/см2 0,61

Максимальная скорость хода, км/ч 66 по суше, 8 на плаву

Запас хода по шоссе по топливу, км 300

Преодолеваемый подъем 30град

Ширина преодолеваемого рва, м 1,8

Высота стенки, м 0,61

БТР Pbv 302 на учениях шведской армии.

Мостоукладчик Brobv 941.

Специальные машины на базе БТР Pbv 302 и сам бронетранспортер (справа) на показе военной техники.

Рождение CV-90

Со временем, однако, стала очевидна необходимость создания полноценной БМП, которая позволила бы мотопехоте эффективно взаимодействовать с основными боевыми танками в условиях современного общевойскового боя. Несмотря на преимущественно холмистую и лесистую местность, труднопроходимую или непроходимую для танков, большое количество рек и озер, шведское военное руководство рассматривает танковые и механизированные части как основное средство борьбы с морскими и воздушными десантами, а это означает готовность к встрече с хорошо вооруженным и подготовленным противником. Попытки создания БМП на основе Pbv 302 путем установки 25-мм пушки, стабилизированной в двух плоскостях, более мощного двигателя «Вольво» THD 1000 и автоматической трансмиссии, размещения в бортах десантного отделения амбразур и смотровых блоков не дали желаемого результата.

В 1982 г. министерство обороны Швеции приняло план увеличения в армии доли механизированных частей. Начались исследования по программе системы БТВТ 1990-х гг. — основного боевого танка второго поколения Stridsvagn 2000 и семейства бронемашин. Последнее должно было иметь единое шасси и включать БМП и машину огневой поддержки (условное обозначение Pbv G), вооруженные 40- или 57-мм пушкой, БТР (Pbv L) с 25-мм пушкой, зенитную самоходную установку (Lvkv А2), КШМ, санитарную машину, машину артиллерийских наблюдателей, самоходные миномет и ПТРК.

Основной и первоочередной машиной семейства считалась 20-тонная БМП. Машина огневой поддержки отличалась от БМП наличием ПТРК «Билл», разработка которого в это время завершалась. Все семейство получило в Швеции обозначение Stridsfordon 90 (Strf 90), т. е. «боевая машина 90-х», но более известно стало под англоязычной аббревиатурой CV-90 (Combat Vehicle-90). Первыми должны были получить БМП CV-90 пехотные бригады Норрланда (т. е. Северной Швеции).

Основными требованиями к машине были:

— высокая тактическая подвижность с учетом особенностей ландшафта Швеции;

— высокая оперативная подвижность, определяемая средней скоростью и запасом хода по шоссе и возможностью перевозки по железной дороге;

Читать еще:  Экспериментальная гиперзвуковая ракета RATTLRS (США)

— возможность борьбы с бронированными и замаскированными наземными и воздушными целями, что требовало весьма мощного для данного типа БТВТ вооружения;

— лучшая защита экипажа и десанта, ради которой отказались от плавучести машины;

— удобство в эксплуатации (простота обслуживания, ограниченное применение электроники, использование доступных запасных частей и агрегатов);

— запас по модернизации, возможность установки в дальнейшем нового вооружения, более совершенных систем управления огнем, новых систем защиты.

Не обошли вниманием и шасси зарубежного производства. Так, в 1984 г. в Швеции прошли испытания британского 11,5-т БТР «Стормер», но его характеристики не устроили шведов.

Амфибийные машины Японии

Плавающий транспортер «Ка-тсу».

Начало см. в «ТиВ» № 10/2004 г.

Широкое и успешное использование американской армией различных типов военных амфибий при проведении десантных операций на Тихоокеанском театре военных действий, а также собственный боевой опыт вынуждали руководство японских вооруженных сил выдавать заказы промышленности на создание новых образцов плавающих танков и других амфибийных машин.

Амфибийные машины периода Второй Мировой войны

В 1943 г. появился плавающий танк «Тип 3» («Ка-чи»), разработанный на базе среднего танка «Чи-хе». «Чи-хе» имел боевую массу 17,2 т, бронирование толщиной от 10 до 50 мм, экипаж — семь человек. Вооружение состояло из 47-мм пушки и двух пулеметов калибра 7,7 мм. Танк оснащался 12-цилиндровым дизельным двигателем воздушного охлаждения мощностью 176,6 кВт, что обеспечивало машине при удельной мощности 10,27 кВт/т максимальную скорость движения по шоссе 44 км/ч.

Плавающий танк «Ка-чи», в отличие от базового образца, имел меньшую максимальную скорость по шоссе — всего 32 км/ч при одинаковой мощности двигателя. Объясняется это увеличением боевой массы танка до 28,7 т и снижением удельной мощности до 6,15 кВт/т. Максимальная скорость движения танка по воде достигала 10 км/ч, и обеспечивалась она (при установке носового и кормового дополнительных понтонов) работой двух тоннельных гребных винтов. Запас хода по топливу на шоссе не превышал 320 км, а на воде был значительно меньше. Этих плавающих танков было изготовлено всего 20 единиц.

В 1945 г. был построен в единственном экземпляре плавающий танк «Тип 5» («То-ку»), но уже на базе среднего танка типа «Чи-ри». Его вооружение отличалось от более ранних моделей. В башне монтировалась пушка морского типа калибра 25 мм. В лобовой части корпуса устанавливалась пушка калибра 47 мм и 7,7-мм пулемет. Другой такой же пулемет размещался в кормовой нише.

Максимальные скорости движения по шоссе и по воде были такими же, как у танка «Тип 3», соответственно 32 и 10 км/ч. Примерно такими же были и запасы хода по топливу.

Следует отметить основные особенности японских плавающих танков периода Второй мировой войны и предшествующих ей лет: конструкции броневых корпусов выполнялись клепаными; экипажи состояли из 5–7 человек и, что уже отмечалось выше, использовались дополнительные присоединяемые к основному броневому корпусу понтоны для обеспечения плавучести и остойчивости. Возможно, что большое число членов экипажа танков объяснялось тем, что в определенных условиях часть членов экипажа могла покидать машину и вести бой вне танка как десантники, если того требовала обстановка.

Плавающие танки «Ка-ми» использовались при проведении специальных морских десантных операций на побережьях многочисленных островов Тихого океана, правда, довольно ограниченно. Они доставлялись к месту десантирования либо на судах, либо на подводных лодках. Но при высадке десантов действия танков не могли обеспечить необходимой поддержки передовым отрядам десантов. Необходимо было быстро высаживать вторые волны десанта, но для этого требовались бронетранспортеры большой вместимости. Поэтому в начале 1944 г. японский флот выдал заказ на разработку амфибийного транспортного средства, способного перевозить 40 человек десанта или 10 т груза. Однако вскоре эти требования были снижены до 25 человек и 4 т груза.

Машина огневой поддержки Pbv G (Швеция)

В 1982 году в Швеции начались исследования по программе системы бронетанкового вооружения 90-х годов — основного боевого танка «второго поколения Stridsvagen 2000 и семейства бронемашин. Последнее должно было иметь единое шасси и включать БМП и машину огневой поддержки (условное обозначение “машины Pbv G”), вооруженные 40-или 57-мм пушкой, БТР (Pbv L) с 25-мм пушкой, зенитную самоходную установку (Pvkv A2), КШМ, санитарную машину, машину артиллерийских наблюдателей, самоходные миномет и ПТРК. Машина огневой поддержки отличалась от БМП наличием ПТРК RB56 BILL, разработка которого в это время завершалась. Все семейство получило обозначение Stridsfordon 90 (то есть “боевая машина 90-х”), но более известно стало под англоязычной аббревиатурой CV-90 (Combat Vehicle 90).

На этой машине установлена двухместная башня кругового вращения, вооруженная 40-мм автоматической пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулемётом m/39. Постоянный экипаж БМП Pbv G состоит из трёх человек, кроме того, машина перевозит десант из восьми пехотинцев с полной выкладкой. По бокам башни уствновлены два блока дымовых гранатомётов по шесть стволов в каждом, а на крыше — два 71-мм миномёта Bofors LYRAN 71 (это стандартное оборудование танков Strv-103, Centurion и истребителя танков Ikv-91). При выборе основного вооружения испытывались две пушки — 40-мм L/70 фирмы Bofors и 60-мм HVMS-60 “IMI” совместного производства фирм «Израэл Милитэри Индастриз» и «ОТО Мелара». Предпочтение было отдано пушке отечественного производства.

Читать еще:  Опытный истребитель Mitsubishi J8M Shusui (Япония)

Когда фирма Bofors изготовила стальную башню для БМП Pbv G, её установили для пробных стрельб на корпус истребителя танков Ikv-91. Максимальная ширина башни составляет 2160 мм, диаметр погона — 1970 мм, высота (с прицелом наводчика) — 1850 мм. На случай выхода из строя системы заряжания в башне установлен дополнительный аккумулятор, подзаряжающийся при нормальной работе двигателя.

Рабочее место командира расположено слева в башне, а наводчика — справа. Наведение пушки на цель и ведение огня осуществляется как командиром машины, так и наводчиком, причем приоритет имеют действия первого из них. Вращение башни и наведение пушки в вертикальной плоскости обеспечивается электрогидравлической системой, которая дублируется ручным аварийным приводом.

Универсальную систему управления огнём разработала фирма Bofors. В её состав входят баллистический вычислитель MY80F , лазерный дальномер Simrad Nd-YAG LV-401 с дальностью действия от 200 м до 9990 м и точностью ± 10 м, а также комплект датчиков. Перпендикулярная к линии выстрела составляющая скорости ветра учитывается при вводе в баллистический вычислитель одной из пяти фиксированных установок: сильный ветер, дующий справа налево и наоборот, слабый вeтep, дующий в одну или другую сторону, полное отсутствие ветра. Температура боеприпасов измеряется в диапазоне от -36’С до +45®С, ветра — в диапазоне от -50’C до +70.

Рабочее место командира машины Pbv G оборудовано башенкой кругового вращения с перископами и прибором для наблюдения и прицеливания Sopelem М371. В горизонтальной плоскости и при 1-кратном увеличении, сектор обзора одного окуляра составляет 38°, в вертикальной плоскости — 12°. При использовании двух окуляров эти значения меняются соответственно на 77° и 32°. Командир может переключить увеличение на 6-кратное, но при этом сектор обзора сузится до 10°. Производитель гарантирует надежную работу прибора в диапазоне температур от -40 до +70’С. Интересным решением является использование светофильтра, защищающего глаза командира от ослепления лазерным лучом. Командир наводит пушку в горизонтальной плоскости и ведет огонь при помоши ручки, по форме похожей на компьютерный джойстик. Угол наклона ручки влияет на скорость вращения башни, нажатием большого пальца руки на соответствующую кнопку, выбирается огневое средство (пушка или пулемёт), а указательным пальцем нажимается электрический спуск. Благодаря такому решению основные функции выполняются быстро и точно. В вертикальной плоскости угол возвышения ствола пушки и пулемёта доводится до положения зеркала прибора наблюдения.

Рабочее место наводчика оборудовано приборами наблюдения и прицеливания с лазерным дальномером и тремя перископами, направленными вправо. Головка прибора связана с крышей башни, что позволяет менять положение зеркала в обеих плоскостях. Наводчик выбирает один из двух вариантов увеличения 2-кратное или 7-кратное (в ночном канале
доступно только 4,7-кратное увеличение). Большинство функций выполняется лри помощи пульта с двумя рукоятками, на которых лежат ладони наводчика. Большим пальцем правой руки он приводит в действие лазерный дальномер, указательным пальцем этой же руки нажимает на электроспуск пулемёта, а указательным пальцем левой руки — на электроспуск пушки. Скорость наведения вооружения пропорциональна углу наклона рукоятки. Часть остальных кнопок также находится вблизи ладони, что позволяет хорошо обученному наводчику работать, не отрываясь от прибора наблюдения и прицеливания. Контрольные панели системы управления огнём сгруппированы на правой стенке корпуса. С их помощью можно вручную вводить данные необходимые для ведения огня, с одновременным контролем задаваемых параметров, которые высвечиваются на неболыиом экране.

Компоновка БМП Pbv G выполнена по классической схеме с расположением моторно-трансмиссионного отделения в передней части корпуса, а десантного — в корме. Корпус БМП Pbv G сварен из стальных броневых листов. В его передней части справа находятся восьмицилиндровый V-образный дизельный двигатель фирмы «Сааб—Скания» DS 14 мощностью 500 л.с. и автоматическая трансмиссия Х300-4В американской фирмы «Дженерал моторе», а слева — отделение управления. Машина отличается хорошей проходимостью даже в условиях глубокого снега и на болотистой местности. В десантном отделении размещаются восемь полностью экипированных пехотинцев. Доступ в него осуществляется через дверь в корме. БМП оборудована фильтровентиляционной установкой и оснащена средствами радиосвязи.

Тактико-технические характеристики БМП Pbv G
Боевая масса, т 22
Экипаж, чел, 3-8
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед 6400
ширина 3100
высота до крыши башни 2500
клиренс 450
Вооружение. 40-мм пуши Bofors L/70 (40/70e), 7,62-мм пулемёт m/39, 2×6 дымовых гранатомётов: два 71-мм миномёта Bofors Lyran 71
Боекомплект- 240 выстрелов. 2000 патронов
Двигатель «Сааб—Скания» DS 14, 14-цилиндровый дизель с турбонаддувом и промежуточным воздушным охлаждением, мощность 407 кВт при 2200 об/мин
Удельная мощность двигателя, кВт/т 18,4
Удельное давление на грунт, Мла 0.046
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 70
Запас хода по шоссе, км 300
Запас топлива, л 525
Преодолеваемые препятствия
высота стенки, м 1,2
ширина рва. м 2.4

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector