Многоцелевой истребитель Shenyang J-31 (Китай)
Китайский истребитель Shenyang J-31
В рамках своей экспозиции китайская авиационная промышленная корпорация AVIC (Aviation Industry Corporation) в г. Чжухае на авиасалоне «Эйршоу Чайна-2012» представила истребитель с неофициальным названием J-31 (также называют «Кречет»), созданный компанией «Shenyang Aircraft Corporation».
Корпорация AVIC позиционировала J-31 как истребитель для экспортных поставок. По словам представителей компании, самолет разрабатывался таким образом, чтобы при невысокой стоимости обладать высоким уровнем малозаметности, иметь большие полезную нагрузку и боевой радиус действия.
Самолет J-31 представлял собой одноместный двухдвигательный самолет с высокорасположенным треугольным крылом умеренной стреловидности и срезанными законцовками, двумя сильно наклоненными наружу вертикальными килями и двумя горизонтальными хвостовыми стабилизаторами.
Истребитель J-31 оснащен двумя двигателями РД-93 разработки ОАО «Климов», которые разработчики проекта не рассматривают как достаточно мощные. Вне зависимости от тяги РД-93 компании «Shenyang» необходим двигатель китайского производства, если она хочет обезопасить себя от потенциальной возможности наложения Россией запрета на продажи J-31 третьим странам. Альтернативой, в частности, может стать китайский двигатель WS-13 «Taishan», созданный на заводе в Гуйчжоу. Во всяком случае размер гондол представленного экспоната предполагает установку двигателя увеличенных габаритов.
Истребитель J-31 имеет боевой радиус действия 1250 километров с топливом во внутренних баках и 2000 – с внешними топливными баками. Максимальная скорость соответствует числу М=1,8.
Отсек вооружений истребителя J-31 занимает всю нижнюю часть фюзеляжа за воздухозаборниками вплоть до двигательного отсека, который не имеет боковых отсеков. Управление полетом обычное, с отдельными рулями и односекционными элеронами-закрылками.
Большая часть способов обеспечения малозаметности J-31 аналогична таковым у истребителей «Lockheed Martin», однако сопла двигателей имеют обычную круглую, а не прямоугольную форму, как у F-22. На опытном образце форма примерно соответствует таковой у сопел силовой установки РД-93, но без конусообразного фланца, который подгоняет сопла под хвостовую часть фюзеляжа. В Китае проводятся исследования в области поворотного сопла для двигателя с управляемым вектором тяги (УВТ), но до настоящего времени наработки не демонстрировались в полете.
Самолет J-31 будет более адаптирован к эксплуатации с авианосцев, судя по его усиленной передней стойке шасси с двойным колесом и двумя большими килями хвостового оперения, которое помогает увеличить вертикальную устойчивость.
Это позволяет предположить, что J-31 был задуман в свое время для оснащения авиационного крыла, которое намечено базировать на одном из китайских авианосцев. Но если это предположение верно, то J-31 не будет востребован для решения этой задачи на данном этапе. Вряд ли ВМС НОАК, как и военно-воздушные силы, хотели бы открыто демонстрировать перспективный самолет, который собираются в будущем принять на вооружение.
Вместе с тем некоторые эксперты полагают, что создание двух разных прототипов, имеющих увеличенные по сравнению с эксплуатируемым ныне истребителем J-10 габариты, может свидетельствовать о намерении ВВС НОАК сформировать в перспективе смешанный парк истребителей трех классов. Так же, как американские истребители пятого поколения F-22 и F-35, J-20 и J-31 будут дополнять друг друга при проведении будущих боевых операций.
Финансируя из своих средств, программу истребителя J-31, компания «Shenyang» фактически создает для себя перспективный высокотехнологичный продукт, который в будущем будет предложен на рынки тех стран, которые не имеют доступа к западным истребителям. С этой точки зрения J-31 станет в основном конкурентом российских истребителей.
Летно-технические характеристики J-31:
Экипаж, чел.: 1;
Размах крыла, м: 10,70;
Длина, м: 15,47;
Высота, м: 4,57;
Площадь крыла, м2: 42,70;
Масса, кг: максимальная взлетная – 27215;
Двигатель: 2 ТРДДФ Климов РД-93 (WS-13A);
Тяга, кгс: 2 x 8300;
Максимальная скорость, M: 1,8;
Перегоночная дальность, км: 4000;
Боевой радиус действия, км: 1250;
Боевая нагрузка, кг: 5897 на 12 узлах
Истребитель J-31: внимательный осмотр
8 ноября в Пекине откроется XVIII съезд Коммунистической партии Китая. Страна готовится к этому важному событию и, по старой традиции, встречает съезд трудовыми подвигами. Авиационное предприятие Shenyang Aircraft Corporation тоже поддержало это начинание, начав испытания нового истребителя своей конструкции. Этот самолет стал уже вторым китайским истребителем, которому приписывают возможности, свойственные пятому поколению этого класса техники. По понятным причинам пока рано говорить, насколько эти высказывания соответствуют истине, тем более в сложившейся ситуации дефицита информации.
О существовании нового проекта стало известно чуть больше года назад, когда в Пекинском музее авиации была показана модель некоего истребителя, заметно отличающегося от других китайских разработок. Проект получил известность под названием F-60. Летом 2012 года в Интернете появились фотографии процесса перевозки зачехленного самолета. По выступающим из-под брезента элементам конструкции перевозившийся самолет был опознан как опытный образец F-60: сказалось значительное сходство с макетом. В середине сентября в общий доступ попали новые фотоматериалы с F-60, на которых было видно, что самолет получил бортовой номер «31001». Кроме того, эти фотографии пролили свет на внешний вид самолета. Тогда ряд источников распространил якобы официальное название самолета – Shenyang J-31 или «Проект 310».
31 октября китайская пресса объявила о первом полете нового истребителя. China Defence Mashup сообщает, что J-31 совершил свой первый испытательный полет под управлением летчика Ли Гоэня, известного по участию в других проектах. Продолжительность полета составила чуть менее десяти минут. Во время полета новый истребитель сопровождался двумя спарками J-11BS с измерительной аппаратурой и оборудованием для видеосъемки. О результатах первого полета пока не сообщалось: китайские военные предпочитают не распространяться насчет подробностей своих работ. Поэтому обсуждению подверглись не данные, полученные в ходе испытательного полета J-31, а его внешний вид и предполагаемые характеристики. Попробуем «поиграть в аналитиков» и создать примерный облик новой машины.
По вполне понятным причинам все фотографии полета J-31 имеют невысокое качество. Тем не менее, и на них можно рассмотреть облик самолета. Внешне он напоминает американские Lockheed Martin F-22 и F-35 одновременно. В качестве сходства с первым можно привести двухдвигательную схему и характерные обводы задней части фюзеляжа. F-35 «подарил» китайской разработке нерегулируемые воздухозаборники с узнаваемой формой передней кромки и трапециевидной крыло с умеренными углами стреловидности передней и задней кромок. В фюзеляже китайского самолета угадываются черты обоих американских истребителей. То же самое можно сказать и об узнаваемом виде спереди. При этом есть и отличия, например, сопла двигателей круглой формы: на двухдвигательном F-22 они имеют сложную прямоугольную форму.
Стоит отметить, именно сопла двигателей являются одной из «зацепок», которая позволила появиться версии о типе примененной силовой установки. Наиболее популярная версия гласит, что на J-31 установлено два турбореактивных двухконтурных двигателя с форсажной камерой типа РД-93 или более старые РД-33, разработанные фирмой «Климов». В пользу этой версии приводится лицензионное производство РД-93, развернутое в Китае для оснащения истребителей-бомбардировщиков Chengdu FC-1 Xiaolong. Кроме того, своеобразной подсказкой служат фотографии, на которых самолет J-31 разгоняется и набирает высоту. На них за новым истребителем тянется характерный шлейф черного дыма: как известно, советские/российские двигатели РД-33 на определенных режимах работы имеют склонность к дымлению. Наконец, у Китая пока нет двигателей, схожих по характеристикам с РД-33/93 и пригодных для использования на легких истребителях.
Предположение о весовом классе нового истребителя появилось после сравнения размеров самолета с наземными объектами и людьми. Простой подсчет показывает, что длина J-31 находится в пределах 14-15 метров. Размах крыла в таком случае можно оценить в 10-12 метров. Если эти расчеты правильны, то новый китайский истребитель по своим размерам схож с американским F-35. В отношении взлетного веса подобный подход не пройдет – F-35 имеет всего один двигатель с большими показателями тяги. Тем не менее, взлетный вес J-31 может быть примерно равен весу американского истребителя. Приблизительную взлетную массу J-31 можно рассчитать, исходя из тяги двигателей и приемлемой тяговооруженности. ТРДДФ РД-33/93 развивают форсажную тягу в 8300 кгс, следовательно, общая тяга двух двигателей превышает 16,5 тонны. Тяговооруженность большинства истребителей последних лет (при нормальном взлетном весе) обычно равняется 0,7-0,8 единицы. Таким образом, нормальный взлетный вес J-31 может лежать в пределах от 18 до 22 тонн. Естественно, при условии, что самолет имеет тяговооруженность в указанных выше пределах.
Летные характеристики J-31 пока остаются загадкой. В принципе, можно попробовать угадать максимальную скорость, дальность и потолок, исходя из показателей предыдущих китайских истребителей и самолетов зарубежного производства. Тем не менее, на данный момент и сами китайцы могут не знать точных данных своего нового истребителя – до полетов на подтверждение характеристик им придется довольствоваться только расчетными цифрами.
Обводы самолета J-31 в соответствии с «модой» последних лет имеют своей целью обеспечение минимальной радиолокационной заметности. Одним из способов достижения малозаметности является несение всего вооружения в грузоотсеках внутри фюзеляжа. На имеющихся фотографиях нельзя рассмотреть их точное местоположение и оценить размер – из-за качества снимков крышки сливаются с остальной обшивкой самолета. Тем не менее, зарубежный опыт позволяет говорить о расположении грузоотсеков в центральной части фюзеляжа и, возможно, в его боковых частях, под каналами воздухозаборников.
Ввиду невозможности оценить размеры грузоотсеков трудно говорить об их емкости и возможном спектре вооружений. Скорее всего, J-31 имеет возможность перевозить и применять ракеты малой дальности семейства PL и среднего радиуса наподобие линейки LY-60. Вероятно, на самолете имеется пушка калибра 23 или 30 миллиметров, однако ее наличие тоже не подтверждено. Единственный факт о вооружении J-31, имеющий объективные доказательства, касается отсутствия возможности несения вооружения на внешней подвеске. На опубликованных фото прототип истребителя не имеет никаких пилонов и креплений под крылом. Конечно, для обеспечения максимальной перегоночной дальности самолет оснащаться съемными пилонами для подвесных баков, однако приемлемых подтверждений этому нет. Единственный довод в пользу такой версии – аналогичная возможность последних американских истребителей. Вряд ли китайские инженеры смогли пройти мимо такого интересного технического решения.
Боевой потенциал нового китайского истребителя пока не совсем понятен. Никто не может исключить возможность того, что к началу серийного производства J-31 получит ракеты новой модели, характеристики которых будут на уровне зарубежных разработок, как минимум, девяностых годов. Кроме того, нет совершенно никакой информации о бортовом радиоэлектронном оборудовании. В последние несколько десятилетий именно БРЭО является одним из важнейших элементов самолета, обеспечивающим большую долю его боевого потенциала. Текущее развитие китайской электронной промышленности позволяет предполагать наличие на J-31 РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой, однако такая станция может еще только разрабатываться. Возможные параметры радиолокационной станции с пассивной ФАР, в свою очередь, являются предметом отдельного разговора.
Стоит отметить, что все приведенные выше выводы и размышления делались исключительно на основе нескольких фотографий прототипа. Соответственно, после публикации официальной информации та или иная деталь получившегося «портрета» может оказаться не соответствующей действительности. Однако уже сейчас можно с полной уверенностью сказать следующее: новый китайский истребитель J-31 продолжает своеобразную традицию оборонной промышленности КНР. Традиция эта заключается в том, что каждый новый образец самолета танка или другой военной техники в некоторой мере оказывается похож на зарубежную технику, созданную немного ранее. В оправдание китайских инженеров стоит сказать, что бывают и исключения. Но они все-таки остаются довольно редкой вещью. Так или иначе, лет через пять-семь Народно-освободительная армия Китая может получить сразу два типа новых истребителей – Chengdu J-20 и Shenyang J-31. С появлением этих истребителей увеличится боевой потенциал ВВС НОАК, но это уже совсем другая история.
По материалам сайтов:
http://bmpd.livejournal.com/
http://china-defense-mashup.com/
http://rus.ruvr.ru/
http://newsru.com/
Многоцелевой истребитель Shenyang J-31 (Китай)
Сообщается, что 31 октября 2012 г. успешно совершил первый испытательный полёт с заводского аэродрома в г Шеньян (провинция Ляонин) новый китайский истребитель пятого поколения, известный под обозначением Shenyang J-31 встречается также название J-21. Самолёт находился в воздухе около 10 минут. Шасси во время полета не убиралось. Информация об испытаниях нового истребителя носит неофициальный характер. Каких-либо подтверждений о начале летных испытаний нового истребителя из источников, связанных с правительством или МО КНР, пока не поступало. Китайские независимые СМИ подчеркивают в этой связи, что КНР сегодня стало второй, после США, державой, разрабатывающей сразу два типа истребителей 5-го поколения – тяжелый J-20 и легкий J-31.
На салоне в Чжухае корпорация «Авик» позиционировала J-31 как истребитель для экспортных поставок. По словам представителей компании, самолет разрабатывался таким образом, чтобы при невысокой стоимости обладать высоким уровнем малозаметности, иметь большие полезную нагрузку и боевой радиус действия. Судя по изображениям новой машины, самолёт Shenyang J-31 своими геометрическими размерами и конфигурацией планера весьма напоминает американский малозаметный истребитель Локхид Мартин F-35 «Лайтнинг» II, отличаясь от него двухдвигательной силовой установкой. Это самолёт средних (для современного истребителя) размеров и массы, представлял собой одноместный двухдвигательный самолёт с высокорасположенным треугольным крылом умеренной стреловидности и срезанными законцовками, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с двухкилевым вертикальным оперением и двумя горизонтальными хвостовыми стабилизаторами. Взлетная масса истребителя составляет 17,5 тонны, длина самолёта – 16,9 м, а размах крыла – 11,5 м. Значительная часть средств поражения истребителя будет размещаться в двух больших грузоотсеках, сформированных в нижней части фюзеляжа.
Сообщается, что на первом опытном самолёте установлены российские двигатели РД-93 (2 х 8300 кгс) разработки ОАО «Климов», которыми оснащаются также серийные легкие истребители JF-17 совместной китайско-пакистанской разработки. Однако серийные самолёты Shenyang J-31, по-видимому, будут оснащены ТРДДФ китайского производства Гуйчжоу WS-13 (8640 кгс), которые находятся но стадии внедрения в серийное производство. Во всяком случае размер гондол на самолёте предполагает установку двигателя увеличенных габаритов. Сопло двигателей имеют круглое сечение. По данным «Авик», Shenyang J-31 имеет боевой радиус действия 1250 километров с топливом во внутренних баках и 2000 – с внешними топливными баками. Максимальная скорость соответствует числу М=1,8, длина разбега – 400 метров, длина пробега при посадке – 600 метров. По мнению наблюдателей, система УВТ на первом опытном самолёте Shenyang J-31 отсутствует (хотя не исключено ее применение но серийных самолетах. В целом, самолёт выполнен с учетом требований по значительному снижению радиолокационной заметности. Он имеет фюзеляж и боковые нерегулируемые воздухозаборники, похожие но американский F-35.
Отсек вооружений занимает всю нижнюю часть фюзеляжа за воздухозаборниками вплоть до двигательного отсека в отличие от J-20, который не имеет боковых отсеков. Управление полетом обычное, с отдельными рулями и односекционными элеронами-закрылками. Как и у J-20, большая часть способов обеспечения малозаметности J-31 аналогична таковым у истребителей «Локхид Мартин», однако сопла двигателей имеют обычную круглую, а не прямоугольную форму, как у F-22. На опытном образце форма примерно соответствует таковой у сопел силовой установки РД-93, но без конусообразного фланца, который подгоняет сопла под хвостовую часть фюзеляжа. В Китае проводятся исследования в области поворотного сопла для двигателя с управляемым вектором тяги (УВТ), но до настоящего времени наработки не демонстрировались в полете. Судя по снимкам, проекты J-20 и J-31 объединяет тот факт, что они на сегодня уже прошли стадию определения концепции. Фактически это означает, что оба оснащены отсеками вооружений, представляют собой натурные демонстрационные образцы и, как кажется, ни в одном из них не применяются какие-либо компоненты серийно производимых китайских самолетов.
Предполагается, что будет создан палубный вариант истребителя, позволяющий использовать самолет и на китайских авианосцах, первый из которых, «Ляонин» (бывший советский ТАВКР «Варяг»), принят в состав ВМС НОАК в конце сентября 2012 г. По словом китайского военного эксперта Лю Цзыцзюня, «в предстоящие 20 лет КНР может построить от трех до пяти авианосцев. К тому времени истребитель J-15 (нелицензионная копия российского Су-27К) уже будет считаться устаревшим, а палубный J-31 может оказаться вполне подходящим типом перспективного самолета для ВМС НОАК». Примечательно, что уже во второй раз КНР проводит испытания принципиально новых боевых самолетов в период обострения отношений с другими странами. Отмечается, что первый полет истребителя Shenyang J-31 прошел в момент затянувшегося территориального спора между КНР и Японией вокруг островов Дяоюйдао в Восточно-Китайском море.
Тактико-технические характеристики Shenyang J-31
Экипаж: 1 человек
Длина: 16,9 м
Размах крыла: 11,5 м
Высота: 4,8 м
Масса: 17 500 кг
Двигатель – РД-93 (2 х 8300 кгс)
Максимальная скорость: 1,8 М
Боевой радиус:
– Без ПТБ: 1250 км
– C ПТБ: 2000 км
Длина разбега: 400 м
Длина пробега: 600 м