17 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опытная авиационная ракета Г-300 (изделие “210”) (СССР)

Опытная авиационная ракета Г-300 (изделие “210”) (СССР)

В августе 1950 года КБ-1 была задана разработка зенитой ракетной системы С-25 “Беркут” ПВО Москвы. В 1951 году руководители работ П.Н.Куксенко и С.Л.Берия доложили И.В.Сталину о возможности создания самолета радиолокационного дозора (РЛД), после чего под обозначением Д-500 началась его проработка. Самолет РЛД мог значительно увеличить дальность обнаружения средств воздушного нападения противника. Его предполагалось использовать в противовоздушной обороне крупных городов Советского Союза, включая столицу.

В ОКБ-301 под руководством С.А.Лавочкина для системы С-25 “Беркут” создавалась зенитная ракета В-300 (изделие “205”) с ограниченным радиусом поражения самолетов противника. Введение в систему ПВО самолетов-перехватчиков с управляемым ракетным вооружением могло позволить реализовать дальность перехвата воздушных целей, обеспеченную зоной обнаружения самолетами РЛД и защитить их. Поэтому, распоряжением Правительства №21088РС от 3 ноября 1951 года в систему С-25 дополнительно включалась авиационная система перехвата Г-300. После этого система ПВО Москвы стала включать в себя: зенитно-ракетные комплексы, самолеты дальнего радиолокационного наблюдения и целеуказания истребителям, истребители с ракетным оружием. Самолеты РЛД создавали на базе тяжелых бомбардировщиков Ту-4, ракета Г-300 (“изделие 210”) должна была наводится на цель по радиолучу самолетной РЛС. Самолет Ту-4-Д-500 был создан и выполнил испытательные полеты.

Авиационная ракета “изделие 210” создавалась для самолета-перехватчика на базе Ту-4. За основу компоновки взяли схему зенитной ракеты В-300. Первый вариант ракеты имел два стартовых твердотонливных ускорителя, на втором варианте был установлен более мощный маршевый ЖРД и от стартовых двигателей отказались. Для наведения ракет в носовой части самолета-перехватчика была установлена специальная аппаратура ввода ракет в луч РЛС. В 1952 году опытные образцы ракета: прошли летные испытания с наземной пусковой установки. После доработки ракеты в 1953 году начались ее испытания с самолета-носителя Ту-4 (с высот от 5000-9000 м). Всего было произведено семь пусков. В процессе испытаний, отработки бортовой аппаратуры управления и первых пусков, разработка авиационного комплекса перехвата Г-300 была прекращена в середине 1953 года ввиду бесперспективности самолета-носителя. На базе ракеты Г-300 был разработан ее усовершенствованный вариант Г-301. Ракета Г-301 создавалась для самолета-перехватчика на базе Ту-4 в рамках системы ПВО Москвы “Беркут”. За основу компоновки ракеты Г-301, как и ее предшественицы, взяли схему ракета: В-300 зенитной ракетной системы С-25 “Беркут”. Ее разработка началась параллельно с испытаниями ракеты “изделие 210” (Г-300). На ракете Г-301 (изделие 211) предполагалось применить полуактивную систему самонаведения. Дальнейшие работы были прекращены из-за бесперспективности самолета-носителя.

Тактико-технические характеристики Г-300 (изделие “210”)
Самолет-носитель – Ту-4(4 ракеты)
Боевая часть:
– тип. осколочная
– вес, кг. более 100
– тип взрывателя. неконтактный
Система управления:
– тип – радиокомандная, по принципу удержания ракеты в равносигнальной зоне РЛС самолета
Органы управления – аэродинамические рули
Тип старта – воздушный, сброс с самолета-носителя
Дальность стрельбы в ППС, км. 10-15
Высота поражаемой цели, м. 20000
Число ступеней – 1 (по проекту – 2)
Длина ракеты, м – 8,34
Макс. диаметр корпуса, м. 0,53
Размах крыльев, м – 2,29
Стартовый вес, т. более 1,0
Тип маршевого двигателя – ЖРД
Самолетная РЛС – типа Д-500

Авиационный компонент первого отечественного ЗРК – ракета дальнего действия «воздух-воздух» Г-300

Ракеты Г-300 разрабатывались как вооружение авиационного базирования зенитной наземной системы «Беркут» для противовоздушной защиты Москвы. Начало работ по ракетному зенитному комплексу, который получил впоследствии название С-25 – конец 40 годов. Одним из руководителей всех задействованных в работах конструкторских бюро, был С.Берия, сын небезызвестного Л.Берия. Это произвело огромное влияние на ход выполнения всех работ – сначала к проекту были в срочном порядке стянуты огромные мощности, а впоследствии, после ареста Л.Берии, так же быстро привело к сворачиванию проекта. Согласно техпроекта масса ракеты комплекса «Беркут» должна быть не более одной тонны, но по ходу работ выяснилось, что снизить вес ракеты менее трех тонн не получится технологически. Все ранние наработки наземной ракеты были использованы для создания легкой зенитной ракеты «воздух-воздух» для нового авиационного комплекса. Распоряжение на создание такого комплекса поступает в ноябре 1951 году. Носителем новой ракеты был выбран самый тяжелый на то время бомбардировщик Ту-4. Как единица нового комплекса Ту-4 получает название Г-310. Весь авиационный комплекс должен был включить в себя две функции – истребитель-перехватчик и самолет ДРОиУ. Ту-4 обеспечивался 4-мя РЛС Д-500 от системы «Тайфун» с дальностью обнаружения до 100 километров. РЛС выполнены в виде полусфер и устанавливались в 4-х крайних противоположных друг-другу точках. Разработчик Д-500 – НИИ-17.

Читать еще:  Экспериментальный аппарат Avro VZ-9V Avrocar (Канада)

Самолет помимо РЛС, также должен был нести на себе 4 ракеты. Проектная дальность действия ракет – до 50 километров. Для подвески ракет на носитель были изготовлены специальные держатели. Наведение ракет осуществлялось по лучу. Использование тяжелого бомбардировщика в качестве носителя дало возможность конструкторам снизить рамки массогабаритных ограничений новых ракет. Поэтому создание ракет пошло по довольно упрощенному варианту – сделали уменьшенный вариант ЗУР В-300 или изделия 205 – изделие 210. Диаметр ракеты уменьшился с 65 до 53 сантиметров, длина с 1130 до 834 сантиметров. Основные элементы ракеты В-300 полностью перешли в новую ракету – жидкостный двигатель с системой подачи топлива вытеснительного типа, аэродинамическая компоновка по типу «Утка».

Первый образец ракеты Г-300 «воздух-воздух» получил два твердотопливных стартовых ускорителя, выполненных на ракете по горизонтальной плоскости посередине длины. Такое исполнение облегчило запуск ракет с ПУ наземного типа. Впоследствии при создании ракеты от стартовых двигателей отказываются. Измененная ракета получила наименования – изделие 211.
До конца 1952 года было выполнено десять вылетов самолета Г-310 с последующим запуском управляемых Г-300. Несовершенные ЖРД ракет при пусках показали свою ненадежность.

В ноябре 1953 года начата разработка комплекса К-15:
– база – сверхзвуковой самолет «250»;
– ракета «воздух-воздух» «изделие 275».

Работы по созданию ракет Г-300 ограничивают в объеме разработки нового комплекса К-15, большая часть мощностей была переведена на новый проект. Дальнейшие работы по созданию авиакомпонента ПВО – самолета ДРОиУ и истребителя-перехватчика с ракетным вооружением для противовоздушного комплекса не приносят успеха. В середине августа 1954 года все работы по созданию Г-300 прекращены. Вероятнее всего, как указывалось в начале статьи, огромную роль в прекращении работ сыграл арест товарища Л.Берии, который поддерживал начинания своего сына.

Комплекс Г-310 с ракетами Г-300 и РЛС Д-500 опередил свое время – разработка самолетов ДРОиУ в дальнейшем была продолжена только спустя пять лет, а создание самолета типа Г-310 через много лет осуществилась в самолете МиГ-31 с ракетами К-33 и РЛС «Заслон».

Основные характеристики:
– название ракеты Г-300 (изделия 210/211);
– длина 834 сантиметра;
– диаметр 53 сантиметра;
– крыло 229 сантиметров;
– вес приблизительно 3 тонны;
– вес боевой части 100 килограмм;
– дальность действия до 10 километров;
– дальность применения по высоте до 20 километров.

Г-300 Беркут

Автор: DIMMI
Создана: 07.02.2010 16:37:10
Изменена: 24.04.2012 23:12:03
Комментариев: 0
Категории: ВОЗДУХ / Ракеты воздух-воздух / Г-300 Беркут /

Ракета Г-300 / “изделие 210” проектировалась как уменьшенная копия ракеты В-300 / “изделие 205” системы ПВО С-25 с Х-образным расположением крыльев и с двумя РДТТ-ускорителями. В марте 1951 г. результаты испытания системы управления на самолете-летающий лаборатории Ту-2 показали, что при текущих ТТХ ракеты поражение цели по методу “трех точек” не обеспечивается из-за слишком больших относительных скоростей объектов. Начиная с марта 1951 г. разработан второй вариант “изделия 210” – ракета с +-образным расположением крыльев и с одним РДТТ-ускорителем, расположенным в хвостовой части. Этот вариант ракеты был запущен в производство для проведения испытаний, в КБ А.М.Исаева построен ЖРД и начаты его стендовые испытания, ведется отработка автопилота и РДТТ-ускорителя для ракеты. Результаты расчетов и испытания компонентов будущей ракеты показали необходимость внесения существенных изменений в ТЗ на разработку комплекса – требовалось улучшение маневренности ракеты для быстрого и уверенного ввода в радиолуч наведения, улучшение силовой установки ракеты и применение нового боевого заряда.


Самолет-перехватчик Ту-4-Д-500 / Г-310 с ракетами Г-300 (с) MilitaryRussia.Ru


Испытательный пуск “изделия 211” с носителя Г-310, 1952 г. (Серов Г., Фомичёв А. С-25. Как создавалась первая отечественная ЗРС. // Аэрокосмическое обозрение. №2 / 2006 г. ).


Самолет-летающая лаборатория Ту-2 для отработки системы наведения ракет Г-300 (http://www.sergib.agava.ru).

Создание нового варианта ракеты “изделие 211” под измененное ТТЗ начато ОКБ-301 по Постановлению Совмина СССР от 3 ноября 1951 г. Проектирование завершено в концу 1951 г. В январе 1952 г. начато производство и наземная отработка узлов и агрегатов ракет, а позже и сборка самих ракет. Всего в 1952 г. заводом ОКБ-301 собрано 63 ракеты Г-300 / “изделие 211”.

Испытания двигателей для “изделий 210/211” проводились на стендах НИИ-229 (до 1956 г. – филиал №2 НИИ-88, теперь НИИХИММАШ) в Загорске: в 1952 и 1953 годах на испытательной станции №3, далее работы по теме были прекращены. Испытания включали отработку пуска, КДИ камеры (от стендовой системы подачи компонентов), ОСИ ДУ в составе изделия. На качающемся стенде отрабатывалась работа системы подачи компонентов при различных пространственных положениях изделия с вращением относительно двух осей.

Читать еще:  Опытная подводная лодка проекта 616 (Россия)


Испытания ракеты “изделие 211” на качающемся стенде филиала №2 НИИ-88, 1952 г. (Серов Г., Фомичёв А. С-25. Как создавалась первая отечественная ЗРС. // Аэрокосмическое обозрение. №2 / 2006 г. ).

В марте 1952 г. заводами №156 и №22 МАП СССР подготовлен к испытаниям самолет-перехватчик Ту-4 (заводской №226404) с РЛС наведения ракет. В мае-июне 1952 г. начат первый этап летных испытаний самолета с макетами ракет “изделие 211”. В октябре-ноябре 1952 г. во Владимировке в рамках автономных испытаний ракет “изделие 211” выполнено 5 пусков без аппаратуры радиоуправления. Пуски производились с самолета-носителя Г-310. Для обеспечения летных испытаний в ЛИИ МАП СССР был создан целый контрольно-измерительный комплекс включавший в себя кинотеодолитные станции Kth-41, РЛС СОН-4, радиотелеметрическую аппаратуру РТС-2, три самолета-фотографа Ту-2, комплекс приборов-самописцев. Измерения синхронизировались по времени. Сход ракеты фиксировался двумя киноаппаратами АКС-2 и кинопулеметом АКС-3, установленными на самолете-носителе Г-310.


Испытательные пуски “изделия 211” с носителя Г-310, 1952 г. (Серов Г., Фомичёв А. С-25. Как создавалась первая отечественная ЗРС. // Аэрокосмическое обозрение. №2 / 2006 г. ).

В 1952 г. группа военных во главе с министром обороны маршалом А.М.Василевским приступила к проработке развертывания частей перехватчиков Г-310. Предполагалось развертывание в составе системы ПВО Москвы дивизии особого назначения в составе двух полков по три эскадрильи в каждом. Для базирования дивизии предполагалось выделить два основных аэродрома (внутри и вне кольца системы ПВО Москвы) и два запасных аэродрома (аналогично). Для эксплуатации самолетов Ту-4 требовались аэродромы 1-го класса и потому а марте 1952 г. маршал Л.Л.Говоров предложил в качестве основных аэродромы Чкаловский и Мигалово (Калинин), а в качестве запасных – Раменское и Дягилево (Рязань). К концу 1952 г. вероятно с подачи Л.П.берия решено построить новый аэродром для использования в качестве основного – западнее дачного поселка Шереметьевский – будущий аэропорт Шереметьево.

В январе 1953 г. в ОКБ-301 начаты работы по устранению, выявленных в ходе первых испытательных пусков, недочетов – доработана двигательная установка, автопилот АПГ-301Р заменен на АПГ-301С, установлен ответчик. Произведена настройка аппаратуры ракет для пусков в управляемом варианте. В августе 1953 г. произведены пуски второй группы из пяти ракет “изделие 211” без радиоуправления с автопилотом АПГ-301С. Пуски прошли успешно, нареканий к ракетам и к работе автопилота не было. По результатам пусков сделан вывод о возможности перехода к управляемым пускам ракет. По другим данным в августе 1953 г. было выполнено еще 7 пусков. После начала работ по созданию ракет “воздух-воздух” К-15 для вооружения реактивных истребителей (по Постановлению СМ СССР №2837-1200 от 20 ноября 1953 г.) все работы по ракетам Г-300 / “изделие 211” решено вести только в интересах разработки комплекса К-15. Но из-за недоведенности бортовой аппаратуры радионаведения испытания ракет “изделие 211” в управляемом варианте так и не состоялись. Работы по аппаратуре управления Г-301 прекращены приказом МАП от 9 июня 1954 г. Позже, по приказу МАП СССР от 16 августа 1954 г. прекращены и все работы по ракетам “изделие 211”.

Пусковая установка – параллелограммные фермы-пусковые установки, монтировались по 2 шт под крыльями Ту-4 / Г-310. При сбросе ракеты открывался замок подвески, под собственным весом ракета раскрывала параллелограммный шарнирный механизм, который при полном раскрытии освобождал цапфы ракеты и снимал блокировку запуска двигателя ракеты.

Система управления и наведение – система управления комплексом и ракетой разрабатывалась КБ-1. Наведение ракет планировалось осуществлять по лучу РЛС (радиолокационного прицела) носителя в равносигнальной зоне луча РЛС. Разработкой РЛС занималось НИИ-17 МАП СССР, главный конструктор – В.В.Тихомиров.

В состав комплекса РЛС Д-500 самолета-носителя входили:
– РЛС обнаружения воздушных целей АР-27 – дальность обнаружения цели типа Ту-4 – 35 км;
– РЛС опознавания АР-33;
– РЛС автоматического сопровождения цели и наведения ракет АР-46 – дальность захвата цели – 20 км;
– РЛС ввода ракеты в луч АР-49 (после старта ракета “проседала” на 100 м и для ввода ракеты в луч РЛС требовалось управление маневром);

Бортовое оборудование ракеты разработано КБ-1. Комплект оборудования Г-301 включал в себя оборудование для обеспечения ввода ракеты в луч РЛС наведения самолета и для собственно наведения по лучу РЛС. на ракете применялся автопилот АПГ-301. Комплект оборудования Г-302 включал в себя полуактивую РЛ ГСН (канал самонаведения). Облучение цели предполагалось осуществлять РЛС самолета-носителя. Разработка полуактивной РЛ ГСН не была завершена. По результатам пусков ЗУР В-300 системы ПВО С-25 в начале 1952 г. было решено автопилот АПГ-301Р в заменить на АПГ-301С, но в ракетах подготовленных к испытаниям это изменение не было реализовано.

Читать еще:  Стрелковый гранатомётный комплекс «Изделие Д» «Дятел» (СССР)

Для отработки системы управления ракетой в ОКБ-30 главного конструктора А.П.Голубкова, вероятно, в 1951 г. создан самолет-летающая лаборатория на базе Ту-2 (зав.№1660920) с установкой в удлиненной носовой части фюзеляжа аппаратуры систем наведения Г-301 и Г-302.

В 1953 г. отработка аппаратуры наведения передана из КБ-1 в ОКБ-339 (главный конструктора Малаха). В результате испытаний установлено, что аппаратура Д-500 самолета-носителя и аппаратура ракеты Г-301 соответствуют техническим условиям, но вместефункционируют неудовлетворительно. Отмечены следующие недостатки:
1. аппаратура Г-301 критична к выпадению импульсов аппаратуры Д-500;
2. обнаружена невозможность перехода из режима ввода в режим наведения;
3. обнаружена неравномерностьчастотной харатеристики приемника ввода;
4. аппаратура ненадежна в эксплуатации, выходы из строя происходили всреднем 1 раз на 9 часов работы;
5. отмечена нестабильность работы аппаратуры во времени;
Совместно с НИИ-17 по результатам анализа ОКБ-339 установило принципиальную ошибочность аппаратуры Г-301 – аппаратура не могла обеспечить перевод изделия из режима ввода в наведения в режим наведения. Кроме принципиальных недочетов обнаружены так же ошибки КБ-1 в проектировании конкретных схем, подборе элементной базы и т.п. В соответствии с приказом МАП СССР от 9 июня 1954 г. работы ОКБ-339 по аппаратуре Г-301 прекращены. Наработки, аппаратура и специалисты переданы НИИ-17 для работ по системе “воздух-воздух” К-15.

Ракета Г-300 / изделие 210 / изделие 211:

Конструкция – аэродинамическая схема “утка” с размещением элеронов только на одной паре крыльев ракеты, расположенных в одной плоскости. Ракета является по сути уменьшенной копией занитной ракеты В-300 / изделие 205 системы ПВО С-25. Корпус состоял из шести отсеков:
– головной обтекатель с РЛ ГСН (в перспективе) и радиовзрывателем;
– рулевой отсек с аэродинамическими рулями;
– боевая часть;
– баки топлива;
– приборный отсек;
– ЖРД.

Двигатели:
“изделие 210” (оба варианта ракеты) – однокамерный ЖРД С2.219, вариант двигателя С09.29 для ракеты “изделие 205” системы ПВО С-25, разработки ОКБ-2 НИИ-88, главный конструктор – А.М.Исаев.
Система подачи топлива – вытеснительная с помощью ВАД (воздушный аккумулятор давления)
Запуск двигателя с помощью двухкомпонентного пускового топлива – горючего ТГ-02 и окислителя меланж М-50 (самовоспламеняющаяся пара)
Окислитель – азотная кислота
Горючее – керосин / триэтиламинксилидин
Тяга двигателя – не более 2000 кг
Время работы – 16-17 с

На ракете “изделие 210” (первый вариант) предполагалось использование РДТТ-ускорителей, парами устанавливаемые в центральной части корпуса в горизонтальной плоскости. Ускорители синхронно сбрасывались с ракеты.
Масса топлива одного РДТТ – 210 кг
Время работы – 2.5 с

Ракета “изделие 210” второй вариант – один РДТТ-ускоритель, размещенный в хвостовой части ракеты. Ракета запущена в производство для проведения испытаний.

“изделие 211” – двухрежимный однокамерный ЖРД С.911.0100 разработки ОКБ-2 НИИ-88, главный конструктор – А.М.Исаев. Двигатель вероятно является вариантом ЖРД С2.219 с использованием других топливных компонентов. В части источников содержатся сведения о том, что ЖРД мог запускаться при снижении температуры до -57 град С, но стенд 4Г НИИ-229, позволявший проводить испытания с термостатированием компонентов и двигателя (специально для авиационных средств поражения) был создан только в 1960 году, так же ЛИИ ВВС в те годы еще не было готово к высотным испытаниям ЖРД на борту самолетов-летающих лабораторий.
Система подачи топлива – вытеснительная с помощью ВАД (воздушный аккумулятор давления)
Окислитель – 80% азотная кислота и 20% азотный тетроксид (АК-20Ф)
Горючее – керосин / триэтиламинксилидин
Пусковое горючее – ТГ-02 (один компонент, самовоспламеняется со штатным окислителем)
Тяга на стартовом участке – 4200 кг (ист. – Серов Г., Фомичёв А.)
Тяга на маршевом участке – 2400 кг (ист. – Серов Г., Фомичёв А.)
Тяга двигателя – 1220 кг (ист. – Ерохин).
Время работы:
– стартовый участок – 4-6 с
– снижение тяги до маршевой – 13-16 с
– общее время работы двигателя – 30 с

Двухступенчатость тяги ЖРД выглядит сомнительной. Отработка ЗУР В-300 имела в 1952-1953 г.г. наивысший приоритет, но даже там дроссель-автомат был исключен из ПГС как потенциальный источник проблем – отрабатывался только вариант отключения двух камер из четырех с двигателем С09.29.0-0В (испытания проходили в 1956 году). Управляемый спад тяги на серийных массовых ЖРД был реализован на С5.1 для “изделия 217”, но это был уже конец 1950-х. (ист. – ABL22).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: