1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опытная баллистическая ракета 15Ж66 «Скорость» (СССР)

Скорость (ракета)

«Скорость» (индекс комплекса/ракеты — 15П666/15Ж66) — подвижный грунтовый ракетный комплекс передового базирования с твердотопливной баллистической ракетой средней дальности 15Ж66, разрабатывавшийся в СССР в 1980-х годах, но не принятый на вооружение в связи с подписанием Договора РСМД.

Разработка комплекса началась в 1982 году в Московском институте теплотехники под руководством Александра Надирадзе. Работа велась с использованием наработок и узлов ПГРК средней дальности РСД-10 «Пионер»/«Пионер-3». Постановление Совета Министров СССР о создании комплекса принято 9 января 1984 года, в апреле военно-промышленная комиссия Министерства обороны СССР утвердила план-график разработки комплекса.

По некоторым данным, с размещением ПГРК «Скорость» в ГДР и Чехословакии планировалось освободить часть ракет РСД-10 с их передислокацией на Чукотку. В 1984 году на Чуктоку была передислоцирована 99-я мотострелковая дивизия в район специального сооружения «Портал» — к месту будущей дислокации ПГРК «Пионер» [1] .

Шасси для ПГРК разработал Минский автозавод: МАЗ-7908 (колёсная формула — 8×8) с двигателем В-58-7 мощностью 710 л.с., грузоподъемностью 36 000 кг (собственная снаряженная масса 24 000 кг) [2] .

Разработка ракеты была завершена в 1986 году. Лётно-конструкторские испытания начались в марте 1987 года. 1 марта на полигоне Капустин Яр был выполнен первый и единственный пуск, завершившийся неудачей: из-за прогара сопла на двигателе первой ступени ракета самоликвидировалась. Меньше чем через неделю, 7 марта 1987 года указом Горбачёва дальнейшая разработка ракеты была прекращена. К этому времени на ВМЗ успели собрать 10 ракет [2] [3] .

Примечания

Ссылки

  • Баллистическая ракета средней дальности «Скорость» (рус.) . Сайт «Капустин Яр. История, техника, люди». Проверено 5 февраля 2011.
  • Бардышевский В.«Колосс с глиняной головой» (рус.) . Сайт «Капустин Яр. История, техника, люди». Проверено 5 февраля 2011.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Скорость (ракета)» в других словарях:

Скорость (ПГРК) — У этого термина существуют и другие значения, см. Скорость (значения). 15П666 «Скорость» Индекс комплекса / ракеты: 15П666 / 15Ж66 Тип ПГРК с БРСД Статус работы прекращены 7 марта 1987 Разработчик … Википедия

ракета-носитель — ракета для выведения в космос космических аппаратов и других полезных грузов. В зависимости от массы полезного груза ракеты носители подразделяют на лёгкие (полезный груз до 5 т), средние (от 5 до 20 т), тяжёлые (от 20 до 100 т) и сверхтяжёлые… … Энциклопедия техники

Ракета МР-1 — Ракета МР 1 первая советская метеорологическая ракета. Содержание 1 История создания 2 Описание 3 Технические характеристики … Википедия

Ракета Х-59м «Овод-М» — Ракета Х 59м «Овод М» 1990 Ракета Х 59м предназначена для поражения малых наземных и надводных целей ( в местах стоянки в прибрежной зоне и портах ) с известными координатами, визуально обнаруженных оператором самолетов с контрастом на… … Военная энциклопедия

ракета ПТРК 9M111 «Фагот» — ракета ПТРК 9M111 «Фагот» 1970 Ракета 9М111 имеет аэродинамическу схему «утка» — в носовой части установлены аэродинамические рули с электромагнитным приводом, в хвостовой — раскрывающиеся после старта несущие… … Военная энциклопедия

Ракета (теплоход) — Ракета … Википедия

Ракета (тип судов на подводных крыльях) — «Ракета» Судно на подводных крыльях Технические характеристики Класс речного регистра: Р Максимальная пассажировместимость: 64 66 человек (в зависимости от модификации) Длина: 27 м Ширина: 5 м … Википедия

Ракета (судно) — «Ракета» Судно на подводных крыльях Технические характеристики Класс речного регистра: Р Максимальная пассажировместимость: 64 66 человек (в зависимости от модификации) Длина: 27 м Ширина: 5 м … Википедия

Ракета (паровоз) — Ракета … Википедия

ракета ПТРК 9M133 «Корнет-Э» — ракета ПТРК 9M133 «Корнет Э» Ракета 9М133 к противотанковому ракетному комплексу 9К133 «Корнет Э» предназначена для поражения современных и перспективных танков, защищенных реактивной броней, а также для уничтожения… … Военная энциклопедия

Межконтинентальная баллистическая ракета – быстрая доставка в любую точку планеты

Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) – вооружение с боевой частью и дальностью полета от 5000 км. Предназначены для уничтожения целей на средней и большой дальности при помощи ядерной (термоядерной) боеголовки.

Современные МБР оборудованы защитой от ПРО противника (маскировка, ложные цели, разделяющаяся головная часть) и способны ее преодолевать. Запуск МБР осуществляется со стационарных установок, мобильных комплексов и атомных подводных лодок.

Читать еще:  Опытный истребитель-перехватчик Т-58 (СССР)

История создания

В начале 20-го века Циолковский сформулировал основные принципы ракетостроения и создал первую схему жидкого реактивного двигателя. Он предсказал, что уже через пару десятилетий человечество начнет осваивать ближний космос.В 1909 году Р. Годдард предложил идею о многоступечатой ракете, где пустая ступень отделялась от конструкции, уменьшая ее массу и увеличивая дальность полета.

ФАУ-1

В 1937 году в Германии появляется ракетный центр, возглавленный В. Фон Брауном и К. Риделем. В центре была оборудована аэродинамическая труба для испытаний, а также построен завод по сжижению кислорода. Первым созданным изделием стал самолет-снаряд ФАУ-1, на основе которого затем в 1942 году сконструировали баллистическую ракету ФАУ-2. При массе ракеты в 13 тонн дальность полета составляла 300 км со скоростью 1,5 км/с.

Образцы ФАУ-2 и наработки немецких ракетчиков в конце второй мировой войны попали в США и СССР почти одновременно.

На их основе уже через год американцами была создана ракета «Redstone». Ученые СССР в 1948 году разработали ракету Р-1, а затем в 1957 году успешно испытали МБР Р-7 (доработанная Р-1).

Принцип работы и конструкция МБР

За небольшой отрезок времени перед стартом в систему управления ракеты вносятся координаты цели и параметры траектории полета, после чего происходит пуск двигателей первой ступени. Во время разгона МБР специальными рулями корректируется курс для вывода ее на вычисленную траекторию. На нужной высоте выполняется расстыковка носителя и головной части с боеголовкой.

Головная часть продолжает инерциальное движение, ориентируясь на цель при помощи своих двигателей, и выставляет боеголовки на определенную траекторию. Носитель и отработанные ступени после разделения падают и сгорают в плотных слоях атмосферы.

МБР состоит из разгонных ступеней и головной части с боевымблоком (защищен специальным обтекателем). В головную часть входят: разводящая установка («автобус»), боеголовка (боеголовки), система подавления ПРО противника, бортовой электронный вычислительный комплекс (БЭВК).

Существует три типа баллистических ракет в зависимости от вида используемого топлива: твердотопливные (алюминий+перхлорат аммония), жидкотопливные (керосин+жидкий кислород), смешанные (ступени с разным типом топлива – «Кречет»).

Последние почти не используются.

Твердотопливные МБР имеют более простую конструкцию, дольше хранятся, быстрее приводятся в готовность. Но жидкотопливные МБР имеют лучшие летные показатели, большую полезную нагрузку, способны к многократным циклам включения/выключения и регулировке тяги.

Различается также и материал, из которого изготавливаются ступени ракеты. В твердотопливных МБР используется композит на основе стеклопластика с внутренним термостойкимпокрытием. В жидкотопливныхМБР корпус выполнен из сплава алюминия и магния. Внешняя поверхность всех типов ракет покрыта слоем темного цвета, который защищает корпус от нагрева и поражающих факторов при ядерном или нейтронном взрыве.

Отделение ступеней происходит по минометной схеме – пространство между ступенями заполняется газом из газогенератора и срабатывают детонирующие заряды в месте крепления ступеней. Данная схема позволяет развести ступени без удара, а также предельно плотно скомпоновать межступенную область.

Команда на разделение ступеней подается БЭВК при достижении необходимой скорости и траектории. Если в отделяемой ступени остается топливо, то его неконтролируемое догорание не влияет на курс. Время разгона ракеты составляет до 5 минут, достигаемая скорость головной части – 6-8 км/с.

После отделения головной части начинает свою работу ступень разведения.

При помощи жидкотопливных двигателей происходит расстановка боевых блоков по траекториям. За точность данной операции отвечает радиоэлектронное оборудование и вычислительный комплекс с инерциальной системой управления.

Для защиты от перегрева и поражающих факторов ядерного оружия на боевой ступени установлен обтекатель определенной формы с защитным покрытием. Он улучшает аэродинамические показатели во время полета в плотных слоях атмосферы. По достижении рассчитанной БЭВК высоты происходит его сброс.

Головная часть – передняя часть ракеты с боевым блоком, выполненная в виде конуса. В боевом блоке в большей своей массе используются термоядерные заряды. По количеству таких зарядов головная часть является моноблочной (только 1 заряд) или разделяющейся. В зависимости от способности управления после отделения ГЧ можно разделить на маневрирующую и неуправляемую.

Разделяющаяся головная часть бывает рассеивающего типа и с отдельным наведением каждой боеголовки. Рассеивающий тип ГЧ в настоящее время не применяется из-за своей низкой эффективности. Головная часть с отдельным наведением каждого боевого блока (ББ) может поражать цели, находящиеся на значительном расстоянии.

Точность попадания ББ описывается параметром КВО – максимальный радиус круга, в который упадет ББ в 50% случаев. Для американских МБР лучший показатель составляет около 100 м, для российских – 200 м.

Для противодействия ПРО противника в головной части кроме боевого блока размещены средства преодоления ПРО.

Читать еще:  Проект лёгкого бомбардировщика SAAB A-36 (Швеция)

К ним относятся: различного вида отражатели; легкие и тяжелые ложные цели (последнее поколение имеет собственные двигатели и способноследовать за боевыми блоками до самой поверхности); передатчики – постановщики помех. Общая масса системы преодоления – до 0,5 тонны.

К довольно действенным средствам преодоления ПРО можно отнести использование настильной траектории. Небольшая высота полета значительно снижает заметность МБР, кроме того кратно снижается дальность и время подлета. Так как современные ГЧ баллистических ракет способны маневрировать при вхождении в атмосферу, то задача комплексов ПРО сильно усложняется.

За точный вывод головной части с ББ на определенную траекторию отвечает бортовой электронный вычислительный комплекс в паре с навигационной системой управления. Высокая точность попадания обеспечивается использованием в системе управления ракеты алгоритмов на основе астрокоррекции (угловое положение стабилизированной гироплатформы относительно выбранной звезды) и радиокоррекции через ГЛОНАСС системы наведения.

Фазы полета и базирование МБР

Во время полета баллистическая ракета проходит через три фазы траектории:

  1. Активный участок. Старт, разгон и выведение головной части на траекторию для удара. Твердотопливные МБР последнего поколения проходят данный участок за три минуты, достигая высоты 200 км. Жидкотопливные – пять минут и 300 км соответственно. Планируется, что время прохождения данного участка для ракет нового поколения составит менее минуты.
  2. Пассивный участок. ББвместе с комплексом преодоления ПРО летят по инерции. Работает ступень разведения.
  3. Атмосферный участок. Вход блоков и ложных целей в плотные слои атмосферы с их разогревом при торможении. Длительность – около 90 секунд.

Все современные МБР входят в состав наземных или морских комплексов. МБР наземных комплексов имеют в свою очередь шахтное (ШПУ) или мобильное базирование (грунтовые, железнодорожные).

Наиболее защищенные и боеспособные- ракеты, размещенные в шахтных пусковых установках.

Их время подготовки к пуску – до четырех минут. Кроме того они способны выдержать прямоепопадание МБР противника и гарантированно быть запущенными для ответного удара по агрессору с неприемлемыми для него потерями.

В США и России пришли к одинаковому выводу – рассредоточенное расположение шахт на своей территории позволяет добиться снижения эффективности МБР противника, т.к. уменьшается шанс выведения из строя нескольких ШПУ за один удар. Другие варианты были либо слишком дорогие, либо не обеспечивали должный уровень защиты.

Самая совершенная наземная МБР у России – ракета 15А18М комплекса Р-36М2 «Воевода» с разделяющейся ГЧ и индивидуальным наведением каждой отдельной боеголовки (до 36 шт.). У США – LGM-30G «Minuteman-III» с наименьшим активным участком полета (160 секунд), наилучшей точностью среди всех МБР и РГЧ с тремя боевыми частями индивидуального наведения.

МБР морского базирования размещаются на специальных атомных подводных лодках (АПЛ) – ракетных крейсерах. Запуск осуществляется с вертикальных шахтв подводном (минометная схема) или надводном положении.

Патрулирование вод АПЛ у побережья потенциального противника исключает вероятность их уничтожения ядерным ударом, а также позволяет почти мгновенно запустить МБР в ответ, т.к. время и расстояние подлета значительно меньше. Но есть шанс, что подлодка или баллистическая ракета будет уничтожена кораблями противника во время пуска.

На данный момент на вооружении американских АПЛ класса «Огайо» размещаются до 24 БРПЛ UGM-133A Трайдент 2 с дальностью полета до 10 тыс. км суммарной мощностью 3,75 Мт каждая.

Российские АПЛ проекта 941 оснащены 16 ракетами Р-39 и Р-29РМ с 10 ББ (2Мт), дальность полета – 8 тыс. км.

Способы защиты

Система предупреждения о ракетном нападении (СПРН) предназначена для обнаружения запуска ракет противником и расчета времени и места их подлета. Она позволяет вовремя привести в боевую готовность свои МБР и нанести ответный удар.

В СПРН входят: группировка искусственных спутников Земли, которая отслеживает старт МБР; радиолокационные станции дальнего обнаружения; загоризонтные радиолокационные станции. Данной системой обладают Россия и Америка.

Оружие упреждающего удара – высокоточные ракеты малой дальности (Pershing-2), способные с большой вероятностью вывести из строя шахтные пусковые установки. Эффективность снижается при использовании противником маскировки в виде ложных ШПУ, т.к. большая часть МБР остается боеспособной.

Стратегическая ПРО подразумевает перехват МБР противника специальной баллистической противоракетой с осколочной или ядерной боевой частью.

К концу 20-го века территориальная ПРО не создана (имеет объектовый характер).

Свое развитие система получила после выхода США из договора по ограничению ПРО в 2001 году. Была разработана противоракета GBI и ее облегченная версия PLV. Районы размещения – Калифорния, Аляска, Восточная Европа. Моделирование с перехватом GBI одиночной неманеврирующей ГЧ дало 98% шанс уничтожения.

По мнению зарубежных и российских специалистов использование ГЧ с боевыми блоками индивидуального наведения и современной системой ложных целей делает американскую противоракетную оборону бесполезной. Так из расчетов следует, что вероятность преодоления ПРОракетой «Тополь-М» – 99%.

Читать еще:  Опытный танк «Объект 770» (СССР)

Ракетные комплексы и установки

В таблице приведены характеристики ракетных комплексов, стоящих на вооружении в различных странах

Комплекс 15П666 Скорость, ракета 15Ж66

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 15П666 «Скорость», ракета 15Ж66

Мобильная баллистическая ракета средней дальности / подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК). Комплекс разрабатывался Московским Институтом Теплотехники под руководством А.Д.Надирадзе с 1982 г. с использованием наработок и узлов ПГРК средней дальности РСД-10 «Пионер», «Пионер-3» / 15П157, МБР «Тополь» и наработок по перспективной МБР «Тополь-М». 23 ноября 1983 г. по инициативе Д.Ф.Устинова принято решение о создании и развертывании в Европе (в т.ч. в странах Варшавского договора) ПГРК «Скорость». Авторство наименования комплекса так же приписывается Д.Ф.Устинову. В декабре 1983 г. министерство обороны СССР утвердило тактико-технические требования к комплексу. Постановление СМ СССР о создании комплекса принято 9 января 1984 г. В апреле 1984 г. военно-промышленная комиссия МО СССР утвердила план-график разработки комплекса. К началу 1985 г. первая летная ракета комплекса подготовлена к испытаниям. Сборка ракет велась Воткинским машиностроительным заводом.

Предполагалось обеспечить средствами комплекса быстрое поражение позиций БРСД «Першинг-2» и других средств доставки ядерного оружия и военных объектов НАТО в Западной Европе с позиций в ГДР и Чехословакии. Развертывание в Европе ПГРК «Скорость» планировалось совместить с передислокацией части ПГРК РСД-10 «Пионер» в Анадырь (Чукотка) с нацеливанием на часть территории США и Канады (цели — РЛС СПРН и др.объекты). В 1984 г. на Чуктоку передислоцирована 99-я мотострелковая дивизия в район специального подземного сооружения «Портал» — к месту будущей дислокации ПГРК «Пионер».


СПУ комплекса 15П666 «Скорость» на полигоне Капустин Яр (http://www.rusarmy.com).


Машина антенно-фидерных устройств на шасси МАЗ-7908 разработки ЦКБ «Титан» на выставке военной техники 02.02.2008 г. (http://dic.academic.ru).

В 1984 г. так же в ходе учений «Запад-84» с участием 24-й ракетной дивизии РВСН (БРСД Р-12) отработана тактика применения БРСД «Скорость», которыми «играла» 24-я РД при участии офицеров из ракетных частей вооруженных БРСД РСД-10 «Пионер». В ГДР к началу 1985 г. построены сооружения технической позиции ПГРК «Скорость» и площадки размещения 4 ракетных дивизионов (ракетный полк). Но после смерти Ю.В.Андропова в феврале 1984 г. и Д.Ф.Устинова в декабре 1984 г. возможность претворения в жизнь всех этих планов стала сомнительной.

Ракета разрабатывалась на базе 2-й и 3-й ступеней МБР РС-12М «Тополь» и головной части БРСД РСД-10 «Пионер» с 3 РГЧ ИН. Изготовлено для проведения испытаний 10 ракет 15Ж66 и 30 боевых блоков. Испытания ракеты начаты 11 января 1985 г. (1 марта 1985 г. по другим данным) пуском на полигоне Капустин Яр (единственный пуск). Пуск закончился срабатыванием системы аварийного подрыва ракеты в результате прогара сопла двигателя 1-й ступени по причине дефекта сопла. Фактически разработка комплекса была завершена к 1986 г.

Разработка комплекса прекращена 11 апреля 1985 г. по решению СМ СССР. По другим данным разработка комплекса прекращена 7 марта 1987 г. указом М.С.Горбачева в связи с подписанием Договора о сокращении РСМД. Ракеты и боевые блоки уничтожены.

Система управления и наведение — инерциальная система управления с использованием БЦВМ, разработана НПО автоматики и приборостроения (ныне — НПЦ АП им. академика Н.А.Пилюгина). По некоторым данным при участии НПО автоматики (г.Свердловск). Бортовая аппаратура выполнена на новой элементной базе.

Применение ПГРК предполагалось из подготовленных в топогеодезическом плане районов боевого патрулирования. Применение — групповое.

Пусковая установка — самоходная ПУ на колесном ходу, старт минометный с помощью ПАДа из ТПК. Разработчик СПУ — ЦКБ «Титан» завода «Баррикады» (г.Волгоград). Шасси МАЗ-7908 разработано в СКБ-1 Минского Автомобильного Завода в 1985 г. Всего изготовлено 6 машин — 1 опытная, 3 под СПУ комплекса «Скорость», остальные — неизвестно. Одна из СПУ впоследствии переделана в антенно-фидерную машину для РВСН.
Колесная формула — 8 х 8
Двигатель — дизель В-58-7 мощностью 710 л.с.
Длина — 13790 мм
Ширина — 3385 мм
Высота — 2095 мм
Колея — 2700 мм
Грузоподъемность — 36000 кг
Масса полная — до 60000 кг
Емкость топливного бака — 385 + 440 л
Скорость максимальная — 45 км/ч
Скорость средняя по шоссе — 25 км/ч
Скорость средняя боевого патрулирования — 10 км/ч
Запас хода — 400 км
Расход топлива — до 150 л/100 км пути


Шасси МАЗ-7908 на базе которого создана СПУ ПГРК «Скорость» (http://www.russianarms.ru/forum).


То же самое шасси МАЗ-7908 с другого ракурса (http://slovari.yandex.ru).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector