Опытная баллистическая ракета 9К71 «Темп» (СССР)
Оперативно-тактический ракетный комплекс (ОТРК) 9К76 «Темп-С»
Опытно-конструкторские работы над оперативно-тактическим ракетным комплексом (ОТРК) «Темп-С» развернулись в соответствии с Постановлением Совета министров СССР от 5 сентября 1962 года.
Комплекс с твердотопливной оперативно-тактической баллистической ракетой создавался как мобильный, с установкой всех элементов на колесных шасси высокой или повышенной проходимости.
РАЗРАБОТКА, ИСПЫТАНИЕ, ПРИНЯТИЕ
Разработка комплекса велась московским НИИ-1 (Московский институт теплотехники, главный конструктор А. Д. Надирадзе), уже накопившим опыт разработки твердотопливной ракеты в ходе работ по ОТРК «Темп». Система наведения разрабатывалась в свердловском НИИ-592 (главный конструктор Н. А. Семихатов), командные гироприборы — в филиале НИИ-944 в г. Миасс (НПО Электромеханики), заряды смесевого твердого топлива — в НИИ-125 (НИИХТИ, пос. Дзержинский Московской области) под руководством Б. П. Жукова. Пусковая установка комплекса спроектирована в ОКБ завода «Баррикады» (г. Волгоград, главный конструктор Г. И. Сергеев), колесные шасси — в СКБ-1 Минского автозавода.
Аванпроект комплекса «Темп-С» был одобрен 13 декабря 1962 года. Летно-конструкторские испытания начались в 1964 году. Первый пуск ракеты произведен 14 марта 1964 года. В феврале 1966 года комплекс 9К76 «Темп-С» с ракетой 9М76 был принят на вооружение.
Производство ракет 9М76 организовал завод № 235 в г. Воткинске, пусковых установок — завод «Баррикады» и Петропавловский завод тяжелого машиностроения. В США и НАТО комплекс получил обозначение SS-12 Scaleboard mod.1 и mod.2.
РАКЕТА
ОТРК «Темп-С» включал ракету 9М76 и комплекты наземного оборудования стартовой и технической позиции.
9М76 представляла собой двухступенчатую баллистическую ракету с поперечным делением ступеней и состояла из ракетной и боевой частей. Конструкция ракетной части включала приборный отсек, вторую и первую ступени. Каждая ступень имела маршевый ракетный двигатель с зарядом смесевого бутил-каучукового твердого топлива и блоком из четырех сопел. Ракета оснащалась аналоговой автономной инерциальной системой наведения с гиростабилизированной платформой (ГСП). Электропитание бортовых систем — от ампульной батареи. Складывающиеся решетчатые аэродинамические стабилизаторы были укреплены в хвостовой части второй ступени. Боевая часть — термоядерная АА-19 мощностью 300 кт (такая ракета несет индекс 9М76Б) или химическая «Туман-2». Боевая часть транспортировалась отдельно и стыковалась с ракетной частью на технической позиции.
НАЗЕМНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Комплект наземного оборудования стартовой позиции включал:
- боевую машину (самоходную пусковую установку) 9П120, выполненную на шасси МАЗ-543А с колесной формулой 8×8 и дизельным двигателем. На шасси были смонтированы контейнер с креплением для ракеты, приводами открывания и закрывания крыши, пусковой стол с механизмами наведения по азимуту, газоотражатель, вспомогательное оборудование. Скорость движения машины по шоссе — до 45 км/ч, по грунтовой дороге-до 15 км/ч;
- машину испытаний и пуска (МИП) 9В243, предназначенную для проведения предстартовой подготовки и пуска ракеты. В ней было смонтировано все пультовое оборудование комплекса. На стартовой позиции МИП располагалась рядом с боевой машиной и соединялась с ней кабелями;
- машину топогеодезической привязки 1Т12 на шасси ГАЗ-66Т, предназначенную для определения географических координат стартовой позиции и ее разметки.
Комплект наземного оборудования технической позиции составляли:
- транспортные машины 9Т215 для перевозки ракет и 9Т219 для перевозки боевых блоков, обе на шасси МАЗ-543. Ракета транспортировалась в контейнере 9Я230, оснащенном системой обогрева заряда РДТТ — для сохранения постоянства характеристик ракетных двигателей;
- подъемный кран 9Т35 на шасси МАЗ-537К;
- машина испытаний и пуска 9В243 и машина автономных испытаний 9В476 на шасси Урал-375Д;
- машина-хранилище головных частей 9Ф21М на шасси ЗИЛ-157 или 9Ф223 на шасси ЗИЛ-131;
- палатка с бензоэлектрическим агрегатом и подогревателем воздуха.
Время подготовки комплекса к пуску, в зависимости от степени готовности (а таковых установлено четыре), составляло от 15 до 25 минут.
ПУСК, ПОЛЕТ
Полетное задание вводилось в систему наведения ракеты на стартовой позиции с пульта МИП. Старт ракеты — вертикальный. Наведение по азимуту производилось поворотом пускового стола. Стабилизаторы раскрывались после отрыва ракеты от пускового стола. Управление полетом на активном участке осуществлялось при помощи поворотных сопел.
Разделение ступеней в полете — «горячее», то есть вторая ступень ракеты запускалась при еще работающей первой, команда на разделение ступеней выдавалась от датчика перегрузок. Управление дальностью осуществлялось по заданному значению скорости, которая измерялась при помощи гироинтегратора продольных ускорений в составе ГСП. По команде гироинтегратора производилась отсечка тяги двигателя второй ступени. После этого отделялась боевая часть, которая продолжала полет по баллистической траектории (пассивный участок траектории).
СЛУЖБА
Дивизионы ОТРК 9К76 «Темп-С» развертывались сначала в составе РВСН, но уже в 1968 году были переданы в Сухопутные войска, в случае войны должны были находиться в распоряжении командований фронтов. Дивизион включал две стартовые батареи по два отделения в каждой, батарею управления. В начале 1980-х годов в ответ на развертывание в Европе американских ракетных дивизионов «Першинг-2» и «ракетных крыльев» «Томахок» в Восточной Европе в составе ГСВГ и ЦГВ были размещены отдельные ракетные дивизионы и ракетные бригады с ОТРК «Темп-С».
Комплекс 9К71 Темп, ракета 9М71 – SS-12 SCALEBOARD
Фронтовая баллистическая ракета (оперативно-тактическая ракета). Разработка ракеты начата по постановлению Совмина СССР №839-379 от 21 июля 1959 г. Разработку комплекса и ракеты вело НИИ-1 (позже переименован в Московский Институт Теплотехники), главный конструктор А.Д.Надирадзе. Разработку наземного пускового оборудования выполняло КБ завода №221 “Баррикады”. Разработка ПУ Бр-225 начата 14 февраля 1959 г., эскизный проект готов в апреле 1960 г., опытный образец изготовлен в 1961-1962 г.г.
Ракеты изготавливались на заводе №235 в г.Воткинск.
Первый этап летно-конструкторских испытания (основная задача – проверка практической возможности создания ОТР на РДТТ) на полигоне Капустин Яр проводился с 14 апреля по 15 августа 1961 г. с полигонной ПУ Бр-234 (выпуска завод “Баррикады”). Первый пуск ракеты “Темп” – 20 мая 1961 г. Еще два пуска было сделано в рамках первого этапа испытаний. Второй этап испытаний (основная задача – отработка комплекса и испытания на соответствие ТТТ, испытано 12 ракет) – с октября 1961 г. по июль 1963 г. С января по май 1962 г. сделано три пуска со штатной ПУ Бр-225. Летом 1962 г. ракету дорабатывали для увеличения дальности действия до 460 км и снижения колебаний БЧ в свободном полете, которые приводили к недолетам. В 1963 г. предполагалось начать серийное производство ракет. Испытания доработанной ракеты “Темп” начаты в декабре 1962 г. Из 12 пусков 6 ракет разрушились на траектории, а результаты полета остальных не уложились в требования на создание комплекса.
Работы прекращены по постановлению СМ СССР №800-273 от 16 июля 1963 г. “В связи с отставанием по срокам летно-конструкторских испытаний и недостаточно высокими техническими характеристиками изделия”.
Особая благодарность пользователям “Случайный” и “binladin” с форума http://militaryrussia.ru за уникальные фотоматериалы.
Ракета 9М71 комплекса 9К71 “Темп” SS-12 SCALEBOARD на опытной полигонной пусковой установке Бр-234 в походном положении. Слева около ПУ грузовой автомобиль. Полигон Капустин Яр (фото из музея полигона Капустин Яр из архива пользователя “binladin”, http://militaryrussia.ru/forum, опубликовано 30.08.2011 г.).
Идентификация по системе обозначений отечественной техники в NATO и в США – мы предполагаем, что информация об испытании твердотопливоной мобильной ОТР стала известна на Западе и по отрывочным сведениям, а так же, возможно, по космическим снимкам, ракета была идентифицирована как SS-12 SCALEBOARD. Позже, после появления на вооружении комплекса “Темп-С”, идентификацию перенесли на него т.к. комплекс “Темп” не был принят на вооружение и более не наблюдался.
С использованием наработок по созданию ОТР “Темп” в НИИ-1 под руководством А.Д.Надирадзе велось эскизное проектирование БРПЛ “Темп-М” с дальностью до 1000 км (прекращено решением ВПК при СМ СССР №61 от 14.05.1960 г.).
«Темп-С» и «Рубеж» — советские ракетные системы на шасси МАЗ-543 8×8
В предыдущей статье о семействе самых эффективных и востребованных советских четырехосных военных автомобилей-шасси МАЗ-543 (8х8) мы познакомились с их основными параметрами и способностями, а также узнали, что на них базировалась добрая сотня разных видов вооружения и специального оснащения. Действительно, общий состав обширного набора спецнадстроек и кузовов на автомобилях 543-го семейства не поддается полному учету, описанию или упоминанию всех систем, о которых до настоящего времени нет подробных сведений, а часть из них остается закрытой темой.
С момента проектирования этого семейства все входившие в него машины были рассчитаны на установку новых высокомобильных систем ракетного и артиллерийского вооружения, причем для каждой из них шасси подвергались определенной доработке и приспособлению.
В этой статье мы расскажем о самоходных пусковых установках (СПУ) оперативно-тактических ракетных комплексов (ОТРК) 9К72 и «Темп-С», а также первой береговой системе «Рубеж», смонтированных на шасси МАЗ-543.
Ракетная пусковая установка комплекса 9К72 на шасси МАЗ-543 (фото автора)
Пусковая установка комплекса «Темп-С» на шасси МАЗ-543А (фото автора)
Разработкой таких систем занималось специальное КБ завода «Баррикады» из Волгограда. Там же осуществлялись сборка и испытания прототипов, а серийное производство было развернуто на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения в Казахской ССР. За каждой ракетной системой тянулись длинные цепочки транспортно-заряжающих машин (ТЗМ) и подвижных средств обеспечения.
Ракетный комплекс 9К72 (1962–1987 гг.)
Прототип этой системы на автомобиле МАЗ-543 появился в мае 1962 года и стал победителем сравнительных испытаний. Его первый публичный показ состоялся 7 ноября 1965-го во время парада на Красной площади, и через два года ОТРК 9К72 с дальностью поражения 300 км был принят на вооружение. Он не имел никакого словесного кодового наименования, но в то же время проводилось проектирование еще более мощной ракетной системы «Эльбрус», название которой в ряде непрофессиональных источников ошибочно присваивали комплексу 9К72.
Удивительно, но весь этот комплекс умещался на одной автономной СПУ 9П117 для запуска баллистических ракет с жидкостными двигателями и различными боеголовками, в том числе ядерными. Конструктивно эта установка стала одной из самых оригинальных, богато укомплектованных и наиболее распространенных машин такого рода. Ее богатое оснащение позволяло самостоятельно выполнять весь цикл операций от погрузки и подготовки ракеты до ее запуска. На машине имелись двухсекционная стрела для подъема ракеты в вертикальное стартовое положение и откидывавшаяся назад кран-балка для ее перегрузки непосредственно с транспортной тележки без применения ТЗМ или обычного крана.
Автономная ракетная пусковая установка 9П117 на автомобиле МАЗ-543
На параде в Москве пусковая система 9П117 ракетного комплекса 9К72
Ракетная пусковая установка 9П117 комплекса 9К72 в боевом положении
В состав СПУ входили бортовые гидравлические и электрические системы, испытательная и пусковая аппаратура, собственная дизель-электрическая станция и средства заправки ракеты топливом и сжатым воздухом. Наиболее оригинальной особенностью являлись две трехместные боковые кабины (рубки) с входными дверями, круглыми окнами-иллюминаторами и местами для шести операторов. В их комплектацию входили: гидронасос, пультовая аппаратура, радиостанция, системы освещения и отопления, внутреннее переговорное устройство, бачок с питьевой водой, шанцевый инструмент, ящики для боеприпасов и запчастей. В боевом состоянии с ракетой и боевым расчетом из восьми человек СПУ могла передвигаться по шоссе со скоростью до 45 км/ч. Из-за чрезмерной насыщенности рабочим оборудованием она оказалась слишком сложной и дорогой, но наиболее практичной и эффективной.
Модернизированная СПУ 9П117М на испытаниях в 21 НИИИ (из архива НИИЦ АТ)
Вывод в стартовое положение жидкостной ракеты с рамочным ограждением
Крановая перегрузка химической ракеты на пусковую установку 9П117М-1
Экспортная пусковая установка 9П117М1-1 в Народной армии ГДР
С 1969 года на вооружение поступала модернизированная СПУ 9П117М с упрощенной односекционной стрелой, а заряжание ракеты производилось при помощи автомобильного крана. До середины 1980-х было собрано порядка 800 таких установок.
Комплекс 9К72 из коллекции Артиллерийского музея в Петербурге (фото автора)
СПУ 9П117М с собственными электрогенератором и гидросистемой (фото автора)
Ракетный комплекс 9К76 «Темп-С» (1963–1987 гг.)
Вскоре после рождения комплекса 9К72 появился новый ОТРК 9К76 «Темп-С» на шасси МАЗ-543А, служивший для запуска баллистических твердотопливных ракет с дальностью стрельбы до 900 км. Они помещались в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК) и оснащались разными боеголовками, включая химические и ядерные. После долгих испытаний и стрельб комплекс поступил на вооружение и впервые был представлен на параде в Москве 7 ноября 1967 года.
Комплекс «Темп-С» на шасси МАЗ-543А (реконструкция ЦКБ «Титан»)
Пусковая установка 9П120 оборудовалась бортовыми кузовными отсеками с входными дверями и местами для боевого расчета. В отличие от системы 9К72, гидравлическая система применялась только для привода гидроопор и подъема стрелы вместе с ТПК в вертикальное боевое положение, а всё остальное рабочее оборудование размещалось в спецфургонах на шасси грузовиков Урал-375. Так, вместе с упрощением и облегчением СПУ пришла необходимость создания для нее еще нескольких транспортных и перегрузочных машин, также смонтированных на шасси МАЗ-543А.
Комплекс 9К76 в экспозиции петербургского Артиллерийского музея (фото автора)
СПУ 9П120 с твердотопливной ракетой в транспортном контейнере (фото автора)
Основная транспортная машина 9Т215 комплекса «Темп-С» служила для хранения и перевозки съемно-разъемного ТПК с ракетой без головной части и внешне отличалась от СПУ отсутствием средств подъема ракеты.
Транспортная машина 9Т215 для перевозки контейнера с одной ракетой
Вторая транспортная машина 9Т219 применялась для транспортировки ядерных боеголовок в термоизолированном ТПК с системой поддержания заданной температуры. Перегрузку контейнеров на пусковую установку осуществлял войсковой автокран 9Т35.