0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опытная баллистическая ракета RSA-4 (ЮАР)

Противокорабельная ракета Ирана – недооцененная угроза

Р аспространение современных не ядерных средств поражения становится все возрастающей угрозой в мире. В недавнем прошлом считавшие себя господствующими на просторах мирового океана ВМС стран НАТО все чаще ощущают собственную уязвимость. Развитие ракетных технологий меняет баланс сил. Исследование, проведенное инженерами бундесвера, показало, что даже относительно устаревшая противокорабельная ракета Ирана может представлять серьезную угрозу для ВМС Запада.

Противокорабельная ракета, как средство сдерживания

Примерно десять лет назад термин «убийца-авианосцев» появлялся только в специальной литературе. В связи с претензиями Китая в Южно-Китайском море баллистическая противокорабельная ракета DF-21D, по слухам, также получила это обозначение.

Как отмечают западные аналитики, Китай нашел сравнительно дешевую технологию, угрожать авианосцам США на дальности до 1500 км от своего побережья. Впервые после окончания «холодной войны» государство получило потенциальную возможность поставить под вопрос глобальную проекцию мощи США в мировом океане. В рамках своей концепции сдерживания противника (Anti-Access/Area Denial, A2/AD) Китай теперь в состоянии атаковать американский авианосец за пределами зоны его боевого применения.

Возможностью прибегнуть к подобной стратегии обладает и Россия. Например, в центральной и восточной частях Балтийского моря. Однако, в отличие от Китая, здесь затрагивается пограничное море, и Россией для этого используется классическая противокорабельная ракета (ПКР). Демонстрацию аналогичного вооружения провела Северная Корея. Впервые на параде в апреле 2017 г. она продемонстрировала свою новую ПКР KN-17.

На вооружении Ирана уже несколько лет стоит противокорабельная ракета «Халидже Фарс» (Khalij Fars). Согласно официальным иранским пресс-релизам, модель испытана против кораблей в море, но на гораздо более коротких расстояниях. Однако, для угрозы судоходства в Ормузском проливе или вдоль иранского побережья Персидского залива этого вполне достаточно.

Порученное исследование

Поскольку конкретные возможности «Халидже Фарс» были не ясны ВМС бундесвера в 2016-17 гг. провело специальное исследование этой ПКР.

Инициатива исследований исходила от Главного командования ВМС Германии, а исполнителем работ стал отдел ракетных систем и технологии Федерального ведомства по вооружениям, информационным технологиям и применению бундесвера (Bundesamt für Ausrüstung, Informationstechnik und Nutzung der Bundeswehr, BAAINBw). Цель заключалась в том, чтобы используя инструментарий отдела на основе имеющейся открытой информации оценить потенциальную угрозу со стороны «Халидже Фарс».

Противокорабельная ракета «Халидже Фарс» — теория

Как утверждают немецкие специалисты, противокорабельная ракета «Халидже Фарс» по факту является модификацией ракеты «Фатех 110» (Fateh 110). Она оснащена головкой самонаведения (ГСН) и имеет аэродинамическую схему управления «утка». Вес обычной боевой части составляет 650 кг.

Согласно теории, ракета стартует под углом и летит по баллистической траектории на дальность до 250 км. На взлете ракета развивает максимальную скорость в 5 Махов. При подлете к цели скорость ПКР составляет около 1500 м/с (3 — 4,5 Маха). На этой гиперзвуковой скорости «Халидже Фарс» пытается заранее обнаружить корабль-цель с помощью своей оптической ГСН. Однако, это возможно только днем и при относительно безоблачном небе. После обнаружения и идентификации корабля-цели ПКР достигает и уничтожает его. Отмечается, что ракета подлетает к цели под углом критически сложным для современных систем ПРО.

Что на практике?

На практике, как замечают специалисты, это не так просто.

Маршрут судна во время полета ракеты точно не известен. Поэтому «Халидже Фарс» после обнаружения цели должна осуществить маневр и скорректировать траекторию полета в ее направлении. В этой связи исследователей интересовало:

  • всегда ли это возможно с относительно небольшими передними управляющими поверхностями (согласно схеме «утка»);
  • насколько в результате такого маневра возрастает нагрузка на элементы ракеты.
Читать еще:  Проект истребителя British Aerospace BAe P.1216 (Великобритания)

Кроме того, после выравнивания траектории «Халидже Фарс» должна встретиться с кораблем на конечном участке полета. В Интернете представлены видео, в которых показано попадание по стоящему судну. Но что происходит, когда корабль движется?

Организация работ

Для ответа на поставленные вопросы использовались физические симуляции движения с шестью степенями свободы (6-DoF) на основе компьютерной модели. Необходимые для этого технические характеристики собирались из открытых источников и на основе оценок опытных ракетных инженеров.

В частности, учитывалось используемое в этой ракете топливо и распределение массы в корпусе ПКР. В отношении ГСН предполагалось, что применяется видеокамера уровня развития 2008 г.

Непосредственно для исследований задействовали компьютерный симулятор «ISim». Специально для него отдел ракетных технологий BAAINBw в прошлом создал обширную библиотеку моделей. Такая база позволила подготовить первую симуляцию полета противокорабельной ракеты «Халидже Фарс» всего за три месяца.

В результате основное изучение полета и попадания ПКР прошло в 2017 г. Поддержку исследованиям с помощью потоковой симуляции также оказывали специалисты численных методов в аэрокосмической технике из университета бундесвера в г. Мюнхен.

Результаты исследования

По сообщениям профильных СМИ, результатами исследования BAAINBw стали следующие утверждения.

Прежде всего, с помощью передних управляющих поверхностей противокорабельная ракета «Халидже Фарс» совершит необходимые маневры и поразит стоящий корабль с высокой точностью. С высокой вероятностью ракета перенесет перегрузки и не разрушится при совершении маневров, необходимых для поражения видимой цели, находящейся в нескольких километрах от стартовой позиции.

При этом, согласно результатам моделирования, средняя ошибка попадания составит всего несколько метров. Интересно, что этот результат удачно согласуется с данными иранского агентства «Фарс Ньюс» (Fars News), которое сообщало о менее 7 м вероятного отклонения.

По данным моделирования ошибка попадания при атаке движущегося корабля будет несколько больше. Однако, она остается настолько малой, что с высокая вероятностью поражен будет даже фрегат. Избежать попадания ПКР, меняя курс корабля, также не удастся. «Халидже Фарс» обладает достаточной маневренностью, чтобы компенсировать все возможные движения судна за время её полета (около 5 минут).

Вместе с тем, отмечается, что проведенный анализ однозначно не показал, действительно ли противокорабельная ракета «Халидже Фарс» способна атаковать и поражать стоящий или идущий корабль. Допустимо лишь утверждать, что ракета с подобной аэродинамической конфигурацией и оптической ГСН с физико-технической точки зрения в принципе для этого пригодна.

Поскольку Иран располагает мощной аэрокосмической промышленностью вполне вероятно, что «Халидже Фарс» в целом свидетельствует о наличие у Ирана потенциала для поражения стоящих кораблей. В принципе, и двигающиеся корабли из-за их низкой скорости в сравнении со скоростью ракеты не станут проблемой для этой ПКР.

Недостатком «Халидже Фарс» названа ее оптическая ГСН, которая обеспечивает боевое применение только днем и при слабой облачности. Это не является проблемой для Персидского залива, где небо безоблачно почти круглый год. Кроме того, согласно пресс-релизу журнала «Джейн Дефен Уикли» (Jane‘s Defence Weekly) от 10 марта 2017 г. проходит испытание баллистическая ПКР «Хормуз-2» (Hormuz-2) с радиолокационной ГСН.

ПКР «Хормуз-2»

Вывод

Как отметили военно-морские специалисты Германии, результаты исследования указывают, что ВМС, не имеющие в своем составе стратегических платформ, подобных авианосцам или десантным кораблям должны продумывать свою реакцию на угрозу баллистических ПКР.

Широкое распространение этой технологии имеет высокую вероятность. Теоретически такая угроза относительно быстро может появиться вблизи стратегически важных судоходных трасс, подобных Красному морю, Аденскому заливу, Ормузскому или Малаккскому проливам.

Исходя из тактико-технических характеристик «Халидже Фарс», ВМС бундесвера в настоящее время не обладают средствами защиты от подобного оружия.

По материалам журнала «МarineForum»

Королёвская «семёрка»: как СССР создал первую в мире межконтинентальную баллистическую ракету

Необходимость создания межконтинентальной баллистической ракеты была вызвана отставанием СССР в ядерной гонке. После победы во Второй мировой войне главной угрозой безопасности Советского Союза стала американская ракетно-ядерная программа.

Читать еще:  Опытная баллистическая ракета RSA-1 (ЮАР)

В первой половине 1940-х годов США обзавелись не только атомной бомбой, но и стратегическими бомбардировщиками, способными её доставлять. На вооружении Соединённых Штатов находился B-29 Superfortress (который сбросил бомбы на Хиросиму и Нагасаки), а в 1952 году появился B-52 Stratofortress, который мог долететь до любой точки СССР.

В середине 1950-х годов Советский Союз создал эффективный на тот момент носитель ядерного боезаряда. Параллельно с работой по проектированию первого стратегического бомбардировщика (Ту-16) усилия конструкторов были сосредоточены на разработке межконтинентальной баллистической ракеты. ОКБ-1 под руководством Сергея Королёва и другим институтам СССР удалось достичь на этом пути значительных успехов. Советская конструкторская мысль очень быстро отошла от копирования немецкой баллистической ракеты «Фау-2» и начала создавать собственные уникальные образцы.

Испытанная 60 лет назад Р-7 стала своеобразным итогом более чем десятилетнего напряжённого труда учёных и предметом гордости советских граждан. «Семёрка» являлась технологическим фундаментом для появления ракет-носителей «Восток», «Восход», «Молния» и «Союз».

Невероятная задача

Конструирование ракеты Р-7 началось в ОКБ-1 в 1953 году, хотя постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о начале работ было опубликовано только 20 мая 1954 года.

Королёву поручили создать МБР, способную нести термоядерный заряд на расстояние до 10 тыс. км.

Это была невероятная задача, требовавшая принципиально новых подходов. Для сравнения: принятая на вооружение СССР в 1956 году баллистическая ракета Р-5 могла преодолеть только 1,2 тыс. км.

Для испытаний Р-7 было необходимо создавать новую инфраструктуру. В 1955 году в казахстанских степях под руководством генерала Георгия Шубникова началось строительство Научно-исследовательского испытательного полигона №5, который позже превратится в космодром Байконур.

В середине 1956 года на Опытном заводе №88 в подмосковных Подлипках (сейчас — Королёв) были изготовлены три макета Р-7, а в декабре 1956 года — первое лётное изделие 8К71.

15 мая 1957 года состоялось первое испытание Р-7. Ракета взлетела, но спустя 98 секунд начала стремительно терять высоту и, преодолев около 300 км, упала. После серии неудачных тестов конструкторам удалось устранить недостатки.

21 августа в 15:25 в небо поднялся образец Р-7, ракета пролетела 6314 км. Это означало, что Советский Союз создал первую в мире МБР.

По общепринятой классификации баллистическую ракету считают межконтинентальной, если её дальность превышает 5,5 тыс. км.

Образец Р-7 долетел до испытательного полигона Кура на Камчатке, но на высоте 10 км его головная часть разрушилась от термодинамических нагрузок. К концу 1958 года в конструкцию Р-7 было внесено свыше 95 изменений, которые позволили устранить все технические проблемы.

На вооружении

Серийное производство Р-7 стартовало в 1958 году на авиационном заводе №1 имени Сталина. Процесс принятия на вооружение ракеты затянулся из-за начавшегося строительства стартовой станции вблизи Плесецка в Архангельской области, на месте которой сейчас расположен космодром.

Длина Р-7 составляла 31,4 м. Масса ракеты превышала 280 тонн, причём 250 тонн приходилось на топливо, а 5,4 тонны — на головную часть. Заявленная дальность МБР — 8 тыс. км.

Сигналы с летящей ракеты принимались наземной станцией. Главный пункт радиоуправления «семёркой» состоял из двух больших павильонов и 17 грузовых автомобилей. Данные о боковом движении, скорости удаления МБР автоматически обрабатывались ЭВМ, которая посылала ракете команды.

Ракету доставляли на полигон по железнодорожным путям в виде разобранных блоков. Время подготовки к запуску столь массивной конструкции могло превышать 24 часа. Усовершенствованные варианты Р-7 позволили сократить время подготовки к запуску, улучшить точность и повысить дальность полёта до 12 тыс. км.

Историческое значение

Основное достоинство Р-7 заключалось в её универсальности. Первая в мире МБР легла в основу конструкции множества ракет-носителей. Практически все отечественные ракеты, которые используются для запуска в космос, относятся к семейству Р-7 — королёвской «семёрке».

Сложно переоценить историческое значение первой межконтинентальной баллистической ракеты. Р-7 произвела настоящую научно-техническую революцию, плодами которой пользуется современная Россия.

Читать еще:  Высотный самолет-разведчик D-500 Egrett (Европа)

4 октября 1957 года облегчённый вариант МБР вывел на орбиту первый искусственный спутник Земли.

3 ноября 1957 года Р-7 вывела на орбиту первое живое существо — собаку Лайку. А 12 апреля 1961 ракета-носитель «Восток» запустила в космос корабль «Восток-1», на борту которого находился Юрий Гагарин.

Как средство поражения Р-7 достаточно быстро устарела. В середине 1960-х годов Советский Союз начал активно работать над созданием шахтных и мобильных пусковых установок.

Стратегический прорыв

Заместитель директора Института США и Канады РАН, генерал-майор в отставке Павел Золотарёв считает, что появление Р-7 кардинально изменило ситуацию в отношениях с Соединёнными Штатами.

«Это был первый шаг к состоянию стратегической стабильности. Р-7 заложила основу для создания Ракетных войск стратегического назначения, которые и до настоящего времени являются основным потенциалом, создающим адекватную угрозу США», — отметил Золотарёв в беседе с RT.

Военный эксперт Дмитрий Литовкин назвал создание Р-7 стратегическим прорывом СССР. По его словам, советским конструкторам удалось решить сложнейшую техническую задачу в тяжелейший для страны послевоенный период.

«У нас не было ничего — ни систем ПВО, которые могли бы предотвратить возможный налёт, ни собственных средств доставки, хотя мы уже находились на грани создания ядерного оружия. Успешный запуск советской Р-7 продемонстрировал американцам, что Советский Союз в силах ответить на ядерный удар», — пояснил RT Литовкин.

По словам члена государственной Российской академии ракетных и артиллерийских наук Владимира Дворкина, успешный запуск королёвской «семёрки» продемонстрировал, что мы смогли значительно опередить США не столько в технологическом, сколько в конструкторском плане.

«Советский Союз создал двухступенчатую МБР с отделяющейся головной частью. Это произвело сильнейшее впечатление на американцев и подстегнуло космическую и ракетную гонку», — заявил Дворкин в беседе с RT.

87. Опытная баллистическая ракета RSA-3 (ЮАР)

Как и в ракете «Шавит»,первая и вторая ступени использовали тот же двигаетль снаряжённый девятью тоннами топлива.Первая ступень использовала газовые рули.На второй ступени находилась система управления и ориентации для третьей ступени.Вторая ступень отделялась на 149-й секунде полёта. Тогда начинала полёт стабилизированная вращением третья ступень,достигала скорости 4555м/с и размещала груз на орбите.

В версии МБР трёхступенчатая RSA-3 могла доставить 340-килограммовую боеголовку до Вашингтона и 400-килограммовую до Москвы,однако столь малогабаритные ядерные боеприпасы тогда в ЮАР находились только в стадии проектирования.
Ракета и её мобильная пусковая установка находились в достаточно продвинутой стадии развития, когда проект был закрыт в 1994 году.Что произошло с построенными ракетами и другими техническими средствами-неизвестно.Боеголовки необходимого типа и габаритов не были на вооружении согласно декларации,подписанной ЮАР во время ратификации этой страной договора о нераспространении ядерного оружия.

Тактико-технические характеристики : cтартовый вес-25000 кг, длина-17,65 м, диаметр-1,3 м, вес БЧ-340-400 кг, дальность полёта-7000 км, тип БЧ- малогабаритная ядерная или разведывательный спутник весом 331 кг.

Последние записи в этом журнале

# Проба пера #

Мои работы в свободном доступе. Важная информация : 1) Писать в личку могут только те, кто есть в списке моих друзей,…

Проект пулемёта ПШ 7,62МГ (Украина).

Единый пулемет ПШ 7,62МГ. Лёгкий, компактный пулемет ПШ 7,62МГ предназначен для поражения живой силы и огневых точек противника на дальности до 1500…

Новый кумулятивный танковый снаряд (Китай. 2018 год).

На авиакосмическом салоне Чжухай-2018 продемонстрирован 125-мм танковый снаряд с композитным дистанционным взрывателем (composite detective…

Опытный винтокрыл Ка-22 (СССР. 1961 год).

Идея создания винтокрыла возникла осенью 1951 г., когда камовская команда переехала в Тушино, получила название ОКБ-2 и должна была строить…

Опытный тяжёлый истребитель McDonnell XP-67 «Moonbat» (США. 1944 год).

6 июня 1939 года Макдоннелл основывает собственную фирму «Макдоннелл Эйркрафт Корпорейшн». Ее офис располагается в одной комнате, снятой…

Опытные ППШ. Компакт-варианты (СССР. 1941 — 1945 год).

Еще при создании своего легендарного пистолета-пулемета Г. С. Шпагин задумывался о его компактной версии, так уже в 1941 году наряду с ППШ-41 им…

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector