Опытная боевая машина пехоты «Объект 19» (СССР)
“Объект 19” – боевая машина пехоты (опытная)
Сообщение [Страница 1 из 1]
1
“Объект 19” – боевая машина пехоты (опытная) в 7/4/2014, 16:21
Admin
Колесно-гусеничная БМП «Объект 19» представляла собой колесно-гусеничную плавающую машину массой 12,7 т с кормовым расположением МТО. Она была разработана в 1963-1964 гг. специальным конструкторским бюро Алтайского тракторного завода в Рубцовске совместно с Военной академией бронетанковых войск. Ходовой макет был изготовлен на заводе и предъявлен на полигонные испытания в 1964 г. Особенностью БМП являлось применение для повышения проходимости колесной машины опускающегося на грунт вспомогательного гусеничного движителя, который работал одновременно с основным колесным движителем. Ходовой макет предназначался для экспериментальной проверки возможности создания БМП с комбинированным движителем. На вооружение машина не принималась.
В передней части машины в отделении управления находились механик-водитель (слева) и командир машины. Среднюю часть корпуса занимало боевое отделение с вращающейся одноместной башней. Оно разделяло десантное отделение на две части. Одна часть десанта из трех человек располагалась впереди башни, другая часть из четырех человек – сзади. Обе части десантного отделения сообщались между собой проходами вдоль бортов корпуса в боевом отделении. Выход десанта из машины производился через верхние люки на кормовые листы корпуса. В кормовой части десантного отделения был предусмотрен люк аварийного выхода. Ширина корпуса машины составляла 2850 мм, высота машины 2000 мм, что позволяло осуществлять транспортирование БМП в самолете Ан-12.
Конструкция башни и силовая установка были такими же, как в опытной боевой машине пехоты «Объект 765». Оружие БМП состояло из 73-мм гладкоствольного орудия «Гром», спаренного 7.62-мм пулемета, двух 7,62-мм пулеметов ПК, расположенных в передних боковых листах корпуса, и пусковой установки для управляемых ракет ПТРК «Малютка». Боекомплект к орудию составлял 40 активно-реактивных выстрелов, к пулеметам – 4000 патронов. В машине находилось 5 управляемых ракет. Для ведения стрельбы из личного оружия десанта со стороны каждого борта в кормовой части десантного отделения были предусмотрены по две амбразуры.
Корпус и башня БМП были изготовлены из броневой стали высокой твердости и имели противопульную броневую защиту. Толщина и углы наклона лобовых броневых листов корпуса составляли в верхней части – 25 мм/40°, в средней -5 мм/82° и в нижней – 20 мм/49°, а бортов – в верхней части 5 мм/64°, средней – 18 мм/0°, нижней – 16 мм/0°. Верхние носовые листы корпуса образовывали башенку механика-водителя и командира машины. На лобовом листе башенки были расположены два ветровых стекла, закрывавшихся броневыми крышками. На крыше башенки имелись два люка для посадки и выхода членов экипажа. На крыше корпуса в передней части десантного отделения также имелись два люка. В обитаемых отделениях БМП устанавливался противорадиационный подбой.
На машине вдоль ее продольной оси устанавливался дизель УТД-20 мощностью 221 кВт (300 л.с.) с жидкостной эжекционной системой охлаждения. Емкость топливных баков, изготовленных из алюминиевого сплава, составляла 430 л. Запас хода при движении на одной заправке достигал 700 км. Для облегчения пуска двигателя при низких температурах окружающего воздуха использовался подогреватель. Двигатель имел механизм защиты для предотвращения на плаву попадания воды в цилиндры двигателя и воздухоочиститель.
В состав трансмиссии входили двухдисковый главный фрикцион сухого трения стали по асбофрикционному материалу КФ-2 (более позднее наименование – НСФ-2), простая двухвальная пятиступенчатая коробка передач с инерционными синхронизаторами, двухступенчатая раздаточная коробка, три моста, карданные передачи, бортовые редукторы колесного и гусеничного хода.
Одной из главных особенностей колесно-гусеничной БМП была оригинальная ходовая часть, представлявшая собой колесное шасси (колесная формула 4×4) с вспомогательным гусеничным движителем. Гусеничный движитель опускался на грунт в колею колес с помощью гидропривода при остановленной машине и включатся в работу для повышения проходимости машины. На колесном ходу управляемыми были передние колеса, а при совместной работе обоих движителей в управление включались и задние колеса. Между левой и правой гусеницами существовала простая дифференциальная связь, поэтому специального механизма поворота для гусеничного движителя не было. Индивидуальная пневматическая подвеска использовалась также для подъема и опускания опорных катков. Основные узлы пневматической подвески передних опорных катков гусеничного движителя размещались снаружи корпуса, остальных катков – внутри корпуса.
Гусеничный движитель по многим узлам и деталям был унифицирован с гусеничным движителем легкого танка ПТ-76. Со стороны каждого борта находилось по три опорных катка, при этом передние опорные катки одновременно выполняли функции направляющих колес и имели винтовые механизмы натяжения гусениц. Ведущие колеса кормового расположения имели цевочное зацепление с гусеницами. В гусеничном движителе использовались штампованные траки с OMШ, конструкция которых была одинаковой с траками танка ПТ-76, а однодисковые опорные катки диаметром 670 мм с наружной амортизацией и дисками из алюминиевого сплава были взаимозаменяемыми с опорными катками этого танка.
Колесный движитель имел четыре колеса диаметром 1200 мм с широкопрофильными шинами низкого давления модели И-247А и централизованную систему регулирования давления воздуха в них. Давление воздуха в шинах регулировалось с места механика-водителя в пределах от 68,7 до 294 кПа (0.7 до 3,0 кгс/см2). Подвод воздуха к колесам был внутренним. Кроме того, пневматическая система обеспечивала пуск двигателя и работу пневмоусилителя тормозного гидроцилиндра тормозной системы. Подвеска всех колес – независимая, рычажная с пневматическими рессорами. Время перехода с колесного движителя на колесно-гусеничный не превышало 20 с, с гусеничного на колесный – 10 с.
Движение на плаву осуществлялось с помощью двух водометов, расположенных в корме корпуса. Осевые насосы водометов соединялись карданными валами с коробкой передач. Особенностью водометного движителя была схема забора воды через объединенные отверстия в днище и бортах корпуса. В передней части корпуса была выполнена наружная обшивка из листов толщиной 1,5 мм, внутри которой помешался пенопласт. Запас плавучести машины составлял 25%. В МТО находилась водооткачивающая помпа производительностью 100 л мин.
БМП могла двигаться на вспомогательном гусеничном движителе при поражении колес, однако в этом случае машина имела плохую поворотливость на глубокой колее.
Максимальная скорость машины на колесном ходу составляла 80 км/ч, на гусеничном ходу – 52 км/ч, на плаву – 11 км/ч. Машина могла преодолевать ров шириной 2,1 м. Максимальный угол подъема составлял 30°, крена 25°.
В состав специального оборудования входили автоматические системы ПАЗ и ППО, а также ТДА. В комплект машины входили приборы ночного видения механика-водителя и командира машины, а также средства связи – радиостанция Р-123 и ТПУ Р-124. Электрооборудование БМП было выполнено по однопроводной схеме. Источниками электроэнергии являлись две аккумуляторные батареи 12СТ-70 и генератор ВГ-7500 мощностью 9 кВт.
Объект 19: опытная колёсно-гусеничная БМП
В 1964 году в городе Рубцовске в конструкторском бюро Алтайского тракторного завода совместно с Военной академией бронетанковых войск имени Малиновского приступили к проектированию опытной колёсно-гусеничной боевой машины пехоты под индексом «Объект 19». Данная БМП должна была стать бронированным боевым транспортным средством нового поколения для мотострелковых подразделений.
В то время в Советской Армии не было единого мнения, относительно того, какая ходовая часть должна быть у перспективных машин, так что задание, выпущенное Министерством обороны СССР, оставляло данный вопрос открытым. Инженеры КБ Алтайского тракторного завода решили совместить в «Объекте 19» проходимость гусеничных и скорость колесных транспортных средств.
Таким образом, опытная БМП получила гибридную ходовую часть, которая представляла собой колесное шасси формулы 4×4 со вспомогательным гусеничным движителем, который находился между осями передних и задних колес. Для движения по шоссе, а также на дорогах с твердым покрытием использовался колесный движитель, а для повышения проходимости подключался гусеничный.
Так как гусеничный движитель работал одновременно с колесным, то переход с колесного хода на колесно-гусеничный осуществлялся при остановленной машине. Гусеничный движитель опускался на грунт с помощью гидропривода примерно за 20 секунд, обратный процесс занимал меньше времени – около 10 секунд. «Объект 19» сохранял возможность передвижения, даже при потере 3-х колес, но с ограниченной возможностью управления.
Между левой и правой гусеницами существовала простая дифференциальная связь, поэтому специального механизма поворота для гусеничного движителя не было. Когда «Объект 19» двигался только на колёсном ходу, то управляемыми были передние колеса, а при совместной работе обоих движителей в управление включались и задние. Так что потеря всех 4-х колес делала машину неуправляемой.
Для упрощения производства, инженеры КБ Алтайского тракторного завода попытались максимально унифицировать гусеничный движитель «Объекта 19» с ПТ-76. Применительно на один борт опытная БМП имела три опорных, полых катка с наружной амортизацией, которые выполняли функции направляющих колес, за ними размещалось ведущее колесо. Для подъема и опускания опорных катков использовалась индивидуальная пневматическая подвеска, основные узлы которой размещались снаружи корпуса.
Все четыре колеса «Объекта 19» были ведущими с широкопрофильными шинами низкого давления. С помощью централизованной системы регулирования со своего рабочего места механик-водитель мог изменять давление воздуха в шинах. Подвод воздуха к шинам был внутренним. Подвеска колес – независимая, рычажная с пневматическими рессорами.
Сварной корпус «Объекта 19» был изготовлен из броневой стали высокой твердости и имел противопульную защиту. Нижняя часть бортов, которая находилась за гусеничным движителем, имела толщину брони 16 мм и угол наклона 0°, средняя часть бортов при таком же угле была защищена чуть лучше – 18 мм, а верхняя часть бортов имела наименьший показатель бронирования – 5 мм, однако, угол наклона составлял 64°.
Доходя до носовой части «Объекта 19», верхняя часть бортов переходила во фронтальную деталь, где были расположены два ветровых стекла, закрывавшихся броневыми крышками. Угол наклона бронелиста в данном месте составлял 40°, а его толщина равнялась 25 мм. Далее под углом в 82° находилась верхняя лобовая деталь толщиной 5 мм и нижняя 20-мм с углом наклона 49°. Данные по кормовой бронеплите отсутствуют.
Как и все конкуренты опытной БМП, представленные на государственные испытания в 1965 году, «Объект 19» должен был оснащаться одноместной башней с люком и 73-мм гладкоствольным орудием-пусковой установкой 2А28 «Гром» с боекомплектом в 40 выстрелов и спаренным с ней пулеметом калибра 7,62-мм. В передних боковых листах корпуса находилось еще два пулемета того же калибра.
Общий боекомплект к пулеметам составлял 4000 патронов. Для ведения стрельбы из личного оружия со стороны каждого борта были предусмотрены бойницы. Для борьбы с танками на машине закрепили пусковую установку противотанковой управляемой ракеты 9М14 «Малютка». Внутри боевого отделения в укладках помещалось до четырех таких ракет. После пуска подготовка к новому осуществлялась вручную, из башни.
Компоновка «Объекта 19» была следующей: в передней части машины в отделении управления находились механик-водитель и командир машины, соответственно слева и справа от продольной оси БМП. Над их головами было по люку. Далее, за их спинами, размещалось три посадочных места. В центральной части находился боевой модуль под управлением наводчика оператора.
В кормовой части «Объекта 19» за башней, слева и справа по борту находилось еще по два места для солдат, а между ними был расположен моторно-трансмиссионный отсек. Обе части десантного отделения сообщались между собой проходами вдоль бортов корпуса в боевом отделении. Боевой расчет опытной БМП составлял 10 человек, 7 из которых были десантниками. Выход десанта из машины производился через верхние люки на крыше корпуса, расположенные сразу за башней.
В качестве силовой установки использовался дизельный двигатель УТД-20 мощностью 300 л.с. с жидкостной эжекционной системой охлаждения. На одной полной заправке в 430 литров «Объект 19» мог преодолеть 500-600 км. Вес опытной БМП составлял 13,1 тонну, что позволяло разгонять её до скорости 80 км/ч на колёсном ходу и до 52 км/ч на колёсно-гусеничном.
«Объект 19» мог плавать при помощи двух водометов, расположенных в корме. В передней части корпуса была выполнена наружная обшивка из листов толщиной 1,5 мм, внутри которой помещался пенопласт. Запас плавучести составлял 25%. Размеры опытной БМП были следующими: длина – 6,83 метра, ширина – 2,87, высота – 2,1 метра.
На испытаниях «Объект 19» был быстрее полностью гусеничных конкурентов на шоссе, но уступал чисто колёсному варианту. По пересеченной местности машина с комбинированным движителем проигрывала в проходимости гусеничным образцам, но обладала более вездеходными качествами, чем колёсный вариант. В общем, «Объект 19» с гибридным движителем обладал усредненными качествами по скорости и проходимости своих конкурентов.
Но все же установка колёс и гусениц на одном образце настораживала военных. Такая машина была дорога в производстве и сложна в обслуживании, что в условиях срочной службы могло привезти к проблемам с эксплуатацией. По итогам проведенных испытаний армия СССР выбрала для себя «Объект 765», который после принятия на вооружения получил обозначение БМП-1. В данный момент «Объект 19» можно наблюдать в Бронетанковом музее в Кубинке.