Опытная крылатая ракета Hatf-VII Babur (Пакистан)
Пакистан испытал новую крылатую ракету Hatf-VII
По сообщениям пакистанской прессы вчера, 14 ноября, в Пакистане прошли успешные испытания новой крылатой ракеты наземного базирования Hatf-VII Babur Land Attack Cruise Missile (LACM). Агентство по связям с общественностью Inter-Services Public Relations (ISPR) объявило, что запущенная ракета Hatf-VII Babur поразила цель на дальности 700 км.
• Крылатая ракета Hatf-VII Babur (LACM) имеет максимальную дальность полёта 750 км, а вариант с дальностью в 1000 км в настоящее время находится на стадии разработки. Hatf-VII Babur (LACM) обладает специальными формами корпуса, что, наряду с очень низкой траекторией полета, позволяет избежать её обнаружение вражескими радарами.
• Hatf-VII Babur была запущена из новой многозарядной передвижной пусковой установки Missile Launch Vehicle (MLV), которая имеет три контейнера с ракетами. Данная ракетная система позволит пакистанской армии быстро и с хирургической точностью поражать цели.
• Крылатая ракета Hatf-VII Babur использует корреляцию полёта по контуру рельефа местности Terrain Contour Matching (TERCOM) и электронно-оптическую корреляцию (DSMAC), что позволяет достигать кругового вероятного отклонения (КВО) менее 3-х метров.
• Президент Асиф Али Зардари (Asif Ali Zardari) и премьер-министр Сайед Юсуф Раза Гилани (Syed Yousuf Raza Gilani) поздравили ученых Национальной инженерной и научной комиссии (NESCOM) с успешными испытаниями новой крылатой ракеты.
Национальная инженерная и научная комиссия (NESCOM) приступила к разработке ракеты Hatf-VII Babur в конце 1990 года в целях борьбы с индийскими усилиями производить по лицензии улучшенную версию российской крылатой ракеты «Яхонт», которая была модифицирована для наземных атак.
• Восстановление и изучение двух неповрежденных американских крылатых ракет «Томагавк» RGM/UGM-109 с Южного Пакистана помогало пакистанским усилиям в создании крылатых ракет, и, как результат, Пакистан провел испытания Hatf-VII на дальность 500 километров в 2005 году. В дальнейшем дальность Hatf-VII Babur была увеличена пакистанскими учеными до 750 км. NESCOM также разработала крылатую ракету воздушного базирования Ra’ad (ALCM) для пакистанских военно-воздушных сил, имеющую дальность полёта 350 километров.
Опытная крылатая ракета Hatf-VII Babur (Пакистан)
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА BABUR (ПАКИСТАН)
STRATEGIC CRUISE MISSILE BABUR (PAKISTAN)
08.04.2018
Пакистан провел еще один успешный испытательный пуск крылатой ракеты, разработанной на базе авиационной версии. Запуск крылатой ракеты «Бабур» с дальностью 450 км осуществлялся с подводной лодки, находящейся в подводном положении. Ракета успешно поразила цель, выполнив все параметры полета.
Ракета Бабур может нести различные типы БЧ, имеет расширенную навигацию и прочие современные технологии, включая управление в подводной фазе движения. Пакистанское военное руководство рассматривает «Бабур», как надежную возможность второго удара, которая дополнит существующую стратегию сдерживания потенциального противника. Оно также считает развитие данной программы реакцией на ядерную программу и проводимую политику соседнего государства (Индии – прим. arcad200), результатом которой стало появление на свет атомных ракетных подводных лодок. Это, по их мнению, привело к росту напряженности в районе Индийского океана. Пакистан рассматривает эти испытания, как знаковое событие и шагом к укреплению политики надежного минимального сдерживания посредством устрашения и уверенности в себе.
Испытание было засвидетельствовано подразделением стратегических планов DG (SPD), председателем NESCOM, руководством военно-морских сил (NSFC), старшими должностными лицами, учеными и инженерами из стратегических научных организаций.
Председатель JCSC и начальники служб поздравили ученых, инженеров и персонал NSFC с успешным достижением этой важной вехи. Президент и премьер-министр Пакистана также сообщили об их содействии ученым, инженерам и сотрудникам NSFC, участвующим в этой программе.
Военный паритет
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА BABUR
Разработка проекта крылатой ракеты «Бабур», способной нести ядерную боевую часть, началась в 1990-е гг. в ответ на реализуемые Индией программы создания крылатых ракет. В конце 1980-ых гг. Пакистан разработал ядерные бомбы, однако для усиления потенциала сдерживания потребовался носитель с большей дальностью полета, который дополнил бы потенциал баллистических ракет.
Работы по созданию КР Babur (Hatf 7) в рамках так называемого «проекта 828″ велись в Пакистане с 1998 года. В качестве основы испольуется конструкция двух американских крылатых ракет RGM-109 Tomahawk Вlock 3. Пакистанская крылатая ракета, названа в честь Захириддина Мухаммада Бабура, покорителя Индии и основателя династии Великих Моголов, также известного, как Хатф VII.
«Бабур» разработана с использованием современных технологий, включая управляемый подводный движитель, современные системы наведения и навигации, включая спутниковую, с корреляцией по контуру рельефа местности и корреляцией по получаемому изображению.
В июле и августе 1998 года две американские крылатые ракеты RGM-109/UGM-109 «Томагавк» попали в руки Пакистана практически неповрежденными в южной части страны и, вероятно, использовались для создания проекта и получения технологий «Бабур».
В 2001 году руководство Пакистана создало Национальную научно-техническую комиссию NESCOM (National Enginering and Scientific Commission) на базе Пакистанской ракетной организации (Pakistan Missile Organisation), Комплекса авиационных вооружений (Air Weapons Complex), национального опытно-конструкторского и производственного комплекса NDC (National Development Complex) и Комиссии по атомной энергии Пакистана (PAEC) для разработки передовых систем вооружения. Считается, что программа проектирования и разработки «Бабур» носила обозначение «Проект 828».
Сама ракета выглядит как полная копия Tomahawk и, предположительно, оснащается турбореактивным двигателем МС-400 (переименованный Р95-300) производства запорожского ОАО «Мотор-Сич». Система наведения КР Babur, как считается, сочетает инерциальную, спутниковую коррекцию по GPS и аналог системы TERCOM, обеспечивая КВО якобы менее 3 метров (Jane’s считает более вероятным КВО от 20 до 50 метров). Ракета может оснащаться как обычной, так и ядерной боевой частью.
Ракета, по сообщениям, обеспечивает огибание рельефа местности и способна выполнять полет на предельно малой высоте над водой, оставаясь «незаметной» для РЛС противника.
При выходе из пускового контейнера используется ускоритель,который затем сбрасывается,после чего включается маршевый турбореактивный двигатель,разворачиваются крылья и ракета начинает полёт к цели.
Первое официальное подтверждение испытательного полета «Бабур» появилось 11 августа 2005 года. Пуск был произведен с наземной ПУ, а дальность поражения целей оценивалась в 500-700 км. Еще одно испытание ракеты было произведено в 2006 году, три испытания ракеты в 2007 году, одно в 2009 году и одно в феврале 2011 года.
28 октября 2011 года Пакистан произвел успешное испытание своей собственной крылатой ракеты Babur (также обозначаемой Hatf 7) в «оперативной» конфигурации. Ракета, запущенная из наземной подвижной пусковой установки, успешно поразила цель на дистанции 700 км. Это было восьмое испытание данной КР.
В 2008 году на выставке IDEAS-2008 в Карачи демонстрировалась макетная подвижная четырехконтейнерная ПУ комплекса Babur на минском шасси МЗКТ-79292 с колесной формулой 10х10. Однако запуск 28 октября 2011 года был произведен из новой подвижной трехзарядной ПУ MLV (предположительно, на том же минском шасси МЗКТ-79292), в которой вместо транспортно-пусковых контейнеров используются прочные стационарные контейнеры. Ведутся также работы по созданию варианта КР Babur для запуска с подводных лодок.
«Бабур-3» представляет собой версию морского базирования крылатой ракеты «Бабур-2», которая была успешно испытана в декабре 2016 года. Дальность пуска данной КР, которая также носит обозначение «Хафт-7», предположительно, составляет 700 км.
«Бабур-3» может нести различные боевые части и рассматривается как фактор сдерживания потенциального противника, обеспечивая возможность нанесения ответного удара.
Пакистан 9 января 2017 года объявил об успешном проведении испытательного пуска первой национальной крылатой ракеты для подводных лодок (КРПЛ), способной нести ядерную боевую часть.
Пуск ракеты, получившей наименование «Бабур-3» (Babur-3), был произведен с подводной мобильной платформы, размещенной в засекреченном районе Индийского океана. Ракета с высокой точностью поразила назначенную мишень.
Предположительно, НАПЛ класса «Халид» («Агоста-90B») ВМС Пакистана станут первыми подлодками, оснащенными новой ракетой «Бабур-3».
В перспективе планируется увеличить дальность полета до 1000 км.
Дальность стрельбы 700 (1000) км
Скорость полета 800 – 880 км/ч,
Тип БЧ: осколочно-фугасная, кассетная или ядерная,
Вес БЧ 300 кг,
Длина 6,25 м(7 м с ускорителем),
Диаметр 0,52 м,
Размах крыла2,67 м,
Стартовый вес 1440 – 1500 кг,
Пакистанская ракетная угроза
В начале июня-месяца Пакистан провел очередной учебно-испытательный пуск управляемой ракеты Hatf VII Babur. Причем этот пуск был далеко не первым в этом году. Пакистан в последние лет десять-пятнадцать стал придавать своему ракетному вооружению особое значение. Одновременно с этим пакистанские инженеры достигли определенных успехов в области ракетостроения и их творения вполне могут доставить проблем любой стране региона.
Упомянутая выше ракета «Хатф-7» или «Бабур» по традиции была названа в честь известного исторического персонажа. Захириддин Мухаммад Бабур остался в истории как завоеватель Индии и основатель династии Великих Моголов. В свете давней «дружбы» Индии и Пакистана название ракеты в честь именно этого государственного деятеля выглядит весьма интересно. Однако пакистанская ракета призвана устрашать противника далеко не названием. Заявленная дальность полета «Бабура» составляет 700 километров, а полезная нагрузка в 300 килограмм позволяет этой ракете доставлять к цели имеющиеся у Пакистана ядерные боезаряды. Кроме того, разработчики упоминают о низкой радиолокационной заметности и высокой точности. Если хотя бы большая часть хвалебных заявлений по поводу Hatf VII является правдой, то Индии стоит обратить внимание на возможную угрозу со стороны недружелюбного соседа. Так, дальность полета в 700 километров позволяет держать под прицелом примерно 20-25 процентов площади Индии. Если же «Бабуры» действительно имеют малую заметность для радиолокационных станций, то борьба с ними станет действительно трудным делом.
Следует признать, что ракета «Хатф-7» появилась не вчера и не сегодня. Разработка этой крылатой ракеты была начата еще в конце 90-х. В то время Пакистан начал несколько проектов по созданию ракет различных типов и разного назначения для усиления наступательной мощи своей армии. Первый пуск ракеты Babur был произведен еще 11 августа 2005 года. По совпадению (?) это событие совпало с днем рождения тогдашнего президента страны П. Мушаррафа. В официальном пресс-релизе, изданном министерством обороны Пакистана, говорилось, что опытный экземпляр крылатой ракеты успешно преодолел расстояние в 500 километров и поразил учебную цель. Место запуска и примерный район нахождения цели, тем не менее, не назывались. Примечательно, что данные о характеристиках новой ракеты использовались пакистанскими военными не столько для восхваления самого проекта, сколько для рекламы своих сил. Минобороны страны вполне справедливо отметило приятный факт: Пакистан пополнил «элитарный клуб» стран, которые не только владеют ядерным оружием, но и имеют серьезные средства для его доставки. Более того, даже через семь лет после первого полета «Бабура» Пакистан продолжает оставаться единственной страной исламского мира, на вооружении которой имеются такие военно-политические «аргументы».
Крылатая ракета Hatf VII Babur имеет стартовую массу немногим менее полутора тонн и общую длину в 7 метров. Во время старта крылья ракеты находятся в сложенном положении и поперечное сечение «Бабура» не превышает 52 сантиметра. Начальный разгон ракеты происходит при помощи твердотопливного двигателя первой ступени. Сама первая ступень фактически представляет собой металлический цилиндр с конусообразным обтекателем с одной стороны и соплами с другой. Длина первой ступени – около 70 сантиметров. После сгорания заряда первая ступень отделяется и происходит запуск маршевого двигателя. По имеющимся данным, последний является воздушно-реактивным. Однако точных данных о его типе или даже классе пока нет: в разных источниках указываются турбореактивный или турбовентиляторный двигатель. Сам Пакистан пока хранит молчание. Одновременно с запуском маршевого двигателя раскрываются крылья ракеты. Их конструкция, по-видимому, имеет в своей основе телескопический принцип. После срабатывания механизма раскрытия размах крыла составляет 2,67 метра. Относительно системы наведения точных данных пока нет. Пакистанские военные не раскрывают информацию о ней, хотя и допускают «утечку» некоторых сведений. Известно, что «Бабур» использует инерциальную систему наведения и аппаратуру GPS-навигации. Кроме того, автоматика управления умеет производить полет с огибанием рельефа местности. Во время полета с использованием маршевого двигателя скорость ракеты колеблется в пределах 850-880 км/ч.
Пакистан создает не только крупные ракеты наземного базирования. Весной этого года поступило сообщение о начале последнего этапа испытаний ракеты Hatf VIII Ra’ad. Первые сообщения об этом проекте появились вскоре после начала испытаний ракеты Babur. Видя перспективность получившейся ракеты, пакистанское командование возжелало получить аналогичное средство доставки, но с возможностью запуска с самолетов. Интересно, что Hatf VII может применяться с наземных пусковых установок, с кораблей или подводных лодок, но не с самолетов. По каким-то причинам воздушное базирование предусмотрено не было. Вероятно, сказались массогабаритные параметры «Бабура». Ракета «Хатф-8», созданная на его основе, легче на 350 килограмм и на полтора метра короче второй ступени «Хатфа-7». В остальном «Раад» в некоторой мере похож на своего предшественника. Одновременно с изменением габаритов ракеты пакистанские инженеры пересмотрели использование внутренних объемов. Ввиду запуска с самолета новая ракета не имеет стартового ускорителя в виде отдельной ступени, а часть объемов под топливные баки была отдана боевой части. Hatf VIII может нести боеголовку в полтора раза тяжелее чем БЧ «Бабура». Естественно, повышение боевых качеств ракеты сказалось на летных. Меньшие габариты ракеты и, как следствие, меньший запас керосина повлекли за собой сокращение максимальной дальности пуска до 350 километров. В качестве носителей новой ракеты могут использоваться истребители-бомбардировщики JF-17 совместного китайско-пакистанского производства и французские Dassault Mirage III. На испытаниях ракеты применяются модернизированные «Миражи».
В мае 2012 года был начат четвертый этап испытаний ракеты «Хатф-8». Ожидается, что после него она будет принята на вооружение. Так что уже к концу этого года наступательный потенциал ВВС Пакистана может значительно вырасти. Естественно, сравнительно небольшая дальность Ra’ad вызывает некоторые вопросы. Так, американская крылатая ракета воздушного базирования AGM-109L MRASM (семейство Tomahawk) при сходных с «Хатфом-8» габаритах и массе имела дальность около 600 километров. Однако другие версии «Томагавка» имели гораздо большую дальность и в 1984 году разработка AGM-109L была прекращена. С другой стороны, Пакистан вряд ли можно назвать страной-ракетостроителем мирового уровня, да и упомянутые выше «Томагавки» не на ровном месте появились. Для создания современных крылатых ракет различного базирования требуются не только хорошие инженеры, но и определенный опыт в этой сфере. Как видим, Пакистан делает все, чтобы получить его как можно скорее.
Очевидно, что в самом ближайшем будущем пакистанские конструкторы явят миру еще более совершенные ракеты. Пора бы оценить возможную угрозу. Прежде всего, стоит признать, что пакистанские ракеты в ближайшие лет десять не будут представлять никакой угрозы для Европы. Россия находится немного ближе к Пакистану, однако и для нее «Хатфы» не являются проблемой: от самой северной точки Пакистана до России около 1700 километров. В итоге, с дальностью ракет Hatf VII в 700 километров Исламабад может угрожать только своим соседям. Конечно, время от времени появляются слухи и даже новости о разработке межконтинентальной баллистической ракеты Taimur с дальностью порядка 7000 километров. Но на данный момент создание Пакистаном подобного средства доставки выглядит сомнительным. Эта страна попросту не имеет нужных технологий и опыта. Взглянув на карту мира, нетрудно догадаться, на кого в первую очередь будут нацелены пакистанские ракеты. Дальности имеющихся у Исламабада ракет достаточно для «перекрытия» большей части территории Индии. У этой страны также есть ядерное оружие. При этом индийские военные располагают ракетами с лучшими возможностями по дальности и забрасываемому весу. Вместе со средствами для ответного удара (Индия оставляет за собой это право, но декларирует неприменение ядерного оружия первой) у Индии также есть средства защиты от первого удара. Это зенитные ракетные комплексы С-300ПМУ2 российского производства, имеющие ограниченные возможности по борьбе с баллистическими целями, а также недавно поставленные в эксплуатацию специализированные комплексы стратегической противоракетной обороны PAD и AAD.
В целом, пакистанское ракетостроение понемногу приближает свою страну к мировым лидерам в области ядерных вооружений и их средств доставки. Вот только исламской стране придется делать все самостоятельно. Средства доставки ядерного оружия относятся к той категории вооружений, которые всегда являются особо секретными вещами. Вряд ли какая-то страна станет делиться с другими своими наработками в этой области, пусть даже и самыми общими или устаревшими. Поэтому в ближайшие годы нам предстоит наблюдать нечто похожее на то, что происходило в 60-х и 70-х годах прошлого века между СССР и США. Пакистан и Индия будут наращивать свои ядерные арсеналы и совершенствовать ракеты. Будем надеяться, на побережье Индийского океана, как и во всем мире в итоге возьмет верх стратегия ядерного сдерживания и боевые блоки весь свой срок хранения благополучно пролежат на складах.