Опытная крылатая ракета MUPSOW (ЮАР)
Армия
Техника и оружие
«Совершенно другое»: в России испытали гиперзвуковую ракету
В России испытали новую гиперзвуковую ракету с борта бомбардировщика
В России с борта бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М3 испытали новую гиперзвуковую авиационную ракету, сообщают СМИ. Ее название и технические характеристики не разглашаются. При этом известно, что она создается для модернизированной версии самолета Ту-22М3М. Ранее сообщалось, что этот бомбардировщик может нести как гиперзвуковые ракеты, так и крылатые ракеты Х-32.
В России недавно прошли испытания новой гиперзвуковой авиационной ракеты. Ее запустили с борта бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М3. Ракета создается для модернизированной версии самолета Ту-22М3М, сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе.
По словам источника, работа над новым боеприпасом началась несколькими годами ранее. Его испытания должны завершиться вместе с работой над Ту-22М3М.
Собеседник агентства уточнил, что эта ракета не относится к линейке Х-32. Он подчеркнул, что это изделие «совершенно другое». Впрочем, характеристик нового боеприпаса собеседник не назвал.
Российский оборонно-промышленный комплекс ранее разработал два вида авиационных гиперзвуковых ракет. Одна из них — «Кинжал» — применяется на истребителе МиГ-31К. Она может разгоняться до десяти скоростей звука. Ее создали на базе ракеты наземного комплекса «Иксандер».
Другая гиперзвуковая авиаракета создается для истребителя пятого поколения Су-57. Ее планируют размещать внутри фюзеляжа самолета. Название боеприпаса и его характеристики неизвестны.
Дальний многорежимный бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3 предназначен для поражения наземных и морских целей с больших, средних и малых высот. Его приняли на вооружение в 1989 году. Эти бомбардировщики участвовали в нанесении авиаударов по террористам в Сирии.
Всего было выпущено 268 самолетов данной модификации, а до уровня Ту-22М3М планируется модернизировать около 30. У обновленных машин будет современное бортовое радиоэлектронное оборудование и вооружение. В перспективе Ту-22М3М оснастят гиперзвуковыми ракетами авиационного комплекса «Кинжал». Дальность применения этого комплекса в составе ракетоносца-бомбардировщика оценивается в 3 тыс. км.
Свой первый полет опытный образец Ту-22М3М совершил 28 декабря 2018 года.
Он поднялся на высоту 1,5 км. Полет длился 37 минут. Машиной управлял экипаж во главе с летчиком-испытателем Олегом Петуниным. В полете были проверены обновленные системы и оборудование. Испытания машины и соответствующих компонентов прошли штатно.
Выкатка Ту-22М3М состоялась в середине августа того же года на Казанском авиастроительном заводе.
«Первый опытный самолет Ту-22МЗМ был создан в рамках масштабной программы модернизации авиационных комплексов стратегической и дальней авиации, которую выполняет ПАО «Туполев» в настоящее время. Следующий этап программы — глубокая модернизация первой партии строевых самолетов Ту-22МЗ», — объявил на церемонии генеральный директор «Туполева» Александр Конюхов.
После презентации Ту-22МЗМ передали на этап наземных и летных испытаний. «Решение о начале модернизации самолетов строя Минобороны примет по результатам государственных совместных испытаний. В целом программа модернизации авиационных комплексов позволит обеспечить эксплуатацию самолетов стратегической и дальней авиации на длительную перспективу и эффективное выполнение ими задач по предназначению», — обратил внимание Конюхов.
По словам командующего дальней авиацией Сергея Кобылаша, Ту-22М3М обладает искусственным интеллектом.
Бывший главнокомандующий ВКС России Виктор Бондарев, возглавляющий комитет Совфеда по обороне и безопасности, сообщал, что Ту-22М3М сможет нести как гиперзвуковые ракеты, так и крылатые ракеты Х-32.
Как рассказал РИА «Новости» доктор военных наук, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук капитан первого ранга Константин Сивков,
ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3, оснащенный тремя крылатыми ракетами Х-32, способен поразить любой американский авианосец.
«Шансов перехватить подлетающий к авианосной группе ракетоносец практически нет, поскольку дальность действия ракеты Х-32 — около 1 тыс. км, а радиус перехвата целей палубной авиацией — порядка 400 км», — обратил внимание эксперт.
По его словам, если истребители дежурят в воздухе, это расстояние увеличивается максимум до 600 км, но этого тоже недостаточно. При этом гиперзвуковая скорость делает ракету неуязвимой для системы ПРО противника кораблей охранения авианесущей группы.
«Поэтому постановка на вооружение самолетов Ту-22М3М — серьезная угроза для авианесущего флота США», — пояснил специалист.
Крылатая ракета BGM-109G «Грифон»
В 1976 году компания «Дженерал Дайнэмикс» получила от ВВС контракт на разработку крылатой ракеты наземного базирования на базе уже разрабатывавшейся ею «морской» ракеты YBGM-109 («Томахок»).
ДЛЯ «НАЗЕМНОГО КОМПОНЕНТА» ВВС США
GLCM должен был заменить наземный комплекс с крылатой ракетой первого поколения MGM-13 «Мейс». Мобильные наземные комплексы GLCM должны были служить в составе ВВС дежурными ядерными силами «передового базирования» и гарантировать пуск ядерных ракет в любых условиях. Предполагалось, что мобильность и возможность маскировки пусковых установок, полет крылатых ракет на малой высоте с огибанием рельефа обеспечат внезапность удара.
В 1977 году начались летные испытания, с мая 1982 года ВВС начали пуски ракет наземного базирования с опытной мобильной пусковой установки на полигоне в штате Юта. В 1983 году комплекс с ракетой BGM-109G «Грифон» принят на вооружение.
КРЫЛАТАЯ РАКЕТА
BGM-109G «Грифон» построена по нормальной аэродинамической схеме, в целом аналогична по конструкции BGM-109 «Томахок». В головном отсеке фюзеляжа размещена система наведения, в следующем — боевая часть, далее — топливные баки, аппаратура управления, включающая цифровую вычислительную машину. Хвостовой отсек занимает двухконтурный турбореактивный двигатель F107-WR-400 тягой 270 кгс. К хвостовой части крепится твердотопливный стартовый ускоритель Мк 106тягой 3200 кгс. Прямое крыло и крестообразное хвостовое оперение выполнены складными. Система наведения — комбинированная: инерциальная навигационная система дополнена корреляционной системой AN/DPW-23 TERCOM.
BGM-1Q9G несет термоядерную боевую часть W84 мощностью до 150 кт, вы пол ненную на основе заряда авиабомбы В61-3.
НАЗЕМНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Наземное оборудование комплекса включает транспортно-пусковые установки (ТПУ), подвижные пункты управления пуском (ПУП), средства связи и обслуживания. ТПУ типа TEL (Transporter/Erector/Launcher) выполнена на двухосном седельном полуприцепе, буксируемом тягачом Ml014 MAN колесной формулы 8×8. Четыре ракеты размещены в ячейках бронированного герметизированного пускового контейнера. В положение для пуска (угол возвышения 45°) контейнер поднимается гидравлической системой. С корость движения ТПУ по шоссе — до 80 км/ч, по грунтовым дорогам — 40 км/ч, запас хода — до 560 км. ПУП смонтирован на прицепе, буксируемом таким же тягачом, оборудован вычислителем, терминалом отображения данных, пультом управления, позволяющим дистанционно вводить данные в бортовые ЦВМ ракет нескольких ТПУ и проводить их телеметрический контроль. На позиции ТПУ и ПУП соединяются волоконно-оптическим сигнальным кабелем.
ПУСК И ПОЛЕТ
Комплекс развертывается с марша за 10-20 мин., подготовка к пуску на позиции занимает 5 мин., интервал между пусками ракет — до 1 мин. Стартовый ускоритель выбрасывает ракету из контейнера. После пуска раскрывается хвостовое оперение, затем консоли крыла и воздухозаборник двигателя, отделяется ускоритель, запускается маршевый двигатель. Ракета следует к цели, соблюдая заданную траекторию и высоты (от 30 до 100 м), обходя препятствия и ранее выявленные сильные группировки ПВО и меняя курс каждые 100-200 км. На заранее определенных участках траектории производится коррекция системой TERCOM. С помощью бортового радиовысотомера определяется истинная высота ракеты над земной поверхностью, сравнивается с высотой над уровнем моря по барометрическому высотомеру, разница измерений пропускается через процессор бортовой ЦВМ. Так формируется оцифрованная радиолокационная карта рельефа подстилающей поверхности. ЦВМ сравнивает полученную карту с эталонной, заложенной в памяти перед пуском, и по выявленным ошибкам выдает команды на коррекцию траектории. В результате круговое вероятное отклонение составляет всего около 80 м. При подлете к цели ракета выполняет противозенитный маневр и переходит в пикирование.
НЕДОЛГАЯ СЛУЖБА
Организационной единицей BGM-109G служил отряд, именуемый по-авиационному «звено» и включавший четыре ТПУ и два ПУП. Звенья объединялись в тактические ракетные эскадрильи в составе «тактических ракетных крыльев».
В мирное время вся техника «крыла» должна была находиться в убежищах на авиабазе, при этом одно звено несло боевое дежурство. В опасный период эскадрильи «крыла» рассредоточивались бы в позиционном районе. Связь верховного командования с ПУП эскадрилий и звеньев осуществлялась по обычным и спутниковым средствам связи.
ВВС США начали развертывать «крылья» BGM-109G в Европе одновременно с развертыванием Армией США дивизионов «Першинг-2». Стоит вспомнить, что это вызвало многочисленные протесты в европейских странах, поскольку они становились первой мишенью ответного советско-го удара. 501-е и 303-е крылья размещались в Великобритании на базах Гринэм Коммон и Мольсуорс, 38-е — в Вюшхайм, ФРГ, 487-е — в Комизо, Италия, 485-е — во Флорен, Бельгия. Всего в Европе находилось 309 ракет. Развернуть 486-е крыло в Нидерландах так и не успели. В отличие от «Томахок» служба «Грифонов» оказалась недолгой. В 1989-1991 годах 442 имевшиеся в ВВС США ракеты BGM-109G были сокращены в соответствии с Договором о РСМД.
Наш гиперзвук. Х-90 (ГЭЛА) и Циркон.
В последнее время в военных и аналитических ресурсах стали появляться статьи о гиперзвуковом оружии, против которого у потенциального противника нет средст, причиной послужило упоминание Путиным уже, якобы, готовой 10-маховой ракеты и даже показ маловразумительного видео. Хочу познакомить читателя с историей создания такого рода оружия.
В Советском Союзе гиперзвуковыми “средствами доставки ” занималась в г.Дубны КБ “Радуга” еще с начала 60-х годов. В итоге каждое десятилетие давало 1-2 Маха прироста к скорости.
В 1960-е годы было достигнуто М=1,0-1,5, в 70-е – 2,5-3, в 80-е – 3-4. Каждая единица М – это новая аэродинамика, согласующаяся с требованиями технологии «Стелс», новые конструкционные решения, методы расчетов, новая металлургия, экспериментальная проверка всего. Появление летательных аппаратов с М=5 имеет первостепенное значение как для укрепления обороноспособности страны, так и для создания принципиально новых транспортных средств ХХI века.
Гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат ГЭЛА на экспозиции авиасалона МАКС-1995
В МКБ «Радуга» были разработаны несколько опытных образцов и проектов гиперзвуковых моделей для испытаний гиперзвуковых авиадвигателей, две из которых (Модель 1 и Модель 2) были испытаны в полетах соответственно в 1973-78 и в 1980-1985 гг. Информацию об этом МКБ совместно с ЦАГИ предоставил на авиасалоне МАКС-97. В начале 1990-х годов в МКБ была разработана система нового класса – гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат (ГЭЛА). На Западе бытует название крылатая ракета AS-19 Koala (ранее обозначение AS-X-19 использовалось для КР «Метеорит»), поскольку изначально система имела военное назначение. Эта сверхзвуковая крылатая ракета Х-90 с дальностью 3000 км создавалась для замены Х-55. Ракета может нести две боеголовки с индивидуальным наведением, способных поразить две цели удаленных на 100 км. Носителем Х-90 мог стать удлиненный вариант Ту-160М. Работа над ракетой была приостановлена в 1992.
Посетители выставки МАКС-95 могли видеть ее на открытой стоянке у павильона МКБ «Радуга». Аппарат длиной около 12 м оснащен сверхзвуковым воздушно-реактивным двигателем, использующим керосин. Его старт осуществляется с самолета-носителя Ту-95. После сброса ГЭЛА раскрывается треугольное складное крыло и вертикальное оперение, запускается твердотопливный двигатель, размещенный в камере сгорания CПВРД и разгоняющий аппарат до сверхзвуковой скорости. Затем вводится в действие маршевый двигатель, обеспечивающий крейсерский гиперзвуковой полет при М= 4-5. Маршевый СПВРД с каналом догорания РДТТ-ускорителя разработан ТМКБ «Союз», главный конструктор – Д.Д.Гилевич. Стендовые испытания ПВРД для ГЭЛА были успешно завершены в октябре 1988 г.
Макет ГЭЛА на демонстрационной площадке МКБ “Радуга”, г.Дубна, день музея КБ “Радуга”
На МАКС-99 была показана ГЛЛ, созданная в МКБ «Радуга», оснащенная керосиновым прямоточным двигателем, не имеющим аналогов в мире. Аппарат может совершать длительный (3400 сек!) маршевый полет со скоростями М=2,3–4,5 на высотах от 8 до 27 км.
До недавнего времени за рубежом не было аналогов этой системы.
Размах крыла – 7 м
Масса – ок.15000 кг
Дальность действия – 3000 км
– 4.5М (источник – ТМКБ “Союз”)
– до 6М (вероятно, проектные пожелания)
Тип БЧ: согласно источника, предполагалось использование 2-х боевых частей индивидуального наведения, способных поразить цели удаленные на 100 км друг от друга.
Есть предположение, что гиперзвуковой ракетный комплекс упомянутый президентом – это наконец-то доработаный комплекс 3К-22 Циркон.
Межвидовой ракетный комплекс с гиперзвуковой ракетой / противокорабельная ракета оперативного назначения. По имеющейся информации, разработка комплекса ведется “НПО Машиностроения”). Первые заявления о разработке комплекса в СМИ относятся к февралю 2011 г. Существовало так же официально не подтвержденное предположение о том, что экспортным вариантом ракеты “Циркон” является ПКР “BrahMos-II”. До 2012 г. так же существовала гипотеза о том, что комплекс являеется преемником комплекса “Болид” разработки того же НПО Машиностроения”.
Модель ракеты BrahMos-II (экспортный вариант Циркона) на выставке DefExpo-2014, 05.02.2014 г.
Ракета 3М-22 Циркон:
Конструкция – предположительно ракеты выполнена по схеме “несущий корпус” с крыльями небольшого удлиннения. Так же предположительно ракета имеет стартовую и маршевую ступени.
Длина – оценочно от 8 до 10.5 м (более вероятна большая цифра)
– 300-400 км (ист. – США испытали, источник)
– 800-1000 км (прогноз)
– не менее 4.5 М (источник)
– предположительно 5-6 М (источник)
– 6 М (источник, 2016 г.)
– до 8 М (источник, 15.04.2017 г.)
Обратите как растет скорость ракеты с каждым годом, т.е. сейчас может быть и 10.