0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опытная крылатая ракета Raptor-2 (ЮАР)

Армия

Техника и оружие

«Совершенно другое»: в России испытали гиперзвуковую ракету

В России испытали новую гиперзвуковую ракету с борта бомбардировщика

В России с борта бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М3 испытали новую гиперзвуковую авиационную ракету, сообщают СМИ. Ее название и технические характеристики не разглашаются. При этом известно, что она создается для модернизированной версии самолета Ту-22М3М. Ранее сообщалось, что этот бомбардировщик может нести как гиперзвуковые ракеты, так и крылатые ракеты Х-32.

В России недавно прошли испытания новой гиперзвуковой авиационной ракеты. Ее запустили с борта бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М3. Ракета создается для модернизированной версии самолета Ту-22М3М, сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе.

По словам источника, работа над новым боеприпасом началась несколькими годами ранее. Его испытания должны завершиться вместе с работой над Ту-22М3М.

Собеседник агентства уточнил, что эта ракета не относится к линейке Х-32. Он подчеркнул, что это изделие «совершенно другое». Впрочем, характеристик нового боеприпаса собеседник не назвал.

Российский оборонно-промышленный комплекс ранее разработал два вида авиационных гиперзвуковых ракет. Одна из них — «Кинжал» — применяется на истребителе МиГ-31К. Она может разгоняться до десяти скоростей звука. Ее создали на базе ракеты наземного комплекса «Иксандер».

Другая гиперзвуковая авиаракета создается для истребителя пятого поколения Су-57. Ее планируют размещать внутри фюзеляжа самолета. Название боеприпаса и его характеристики неизвестны.

Дальний многорежимный бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3 предназначен для поражения наземных и морских целей с больших, средних и малых высот. Его приняли на вооружение в 1989 году. Эти бомбардировщики участвовали в нанесении авиаударов по террористам в Сирии.

Всего было выпущено 268 самолетов данной модификации, а до уровня Ту-22М3М планируется модернизировать около 30. У обновленных машин будет современное бортовое радиоэлектронное оборудование и вооружение. В перспективе Ту-22М3М оснастят гиперзвуковыми ракетами авиационного комплекса «Кинжал». Дальность применения этого комплекса в составе ракетоносца-бомбардировщика оценивается в 3 тыс. км.

Свой первый полет опытный образец Ту-22М3М совершил 28 декабря 2018 года.

Он поднялся на высоту 1,5 км. Полет длился 37 минут. Машиной управлял экипаж во главе с летчиком-испытателем Олегом Петуниным. В полете были проверены обновленные системы и оборудование. Испытания машины и соответствующих компонентов прошли штатно.

Выкатка Ту-22М3М состоялась в середине августа того же года на Казанском авиастроительном заводе.

«Первый опытный самолет Ту-22МЗМ был создан в рамках масштабной программы модернизации авиационных комплексов стратегической и дальней авиации, которую выполняет ПАО «Туполев» в настоящее время. Следующий этап программы — глубокая модернизация первой партии строевых самолетов Ту-22МЗ», — объявил на церемонии генеральный директор «Туполева» Александр Конюхов.

После презентации Ту-22МЗМ передали на этап наземных и летных испытаний. «Решение о начале модернизации самолетов строя Минобороны примет по результатам государственных совместных испытаний. В целом программа модернизации авиационных комплексов позволит обеспечить эксплуатацию самолетов стратегической и дальней авиации на длительную перспективу и эффективное выполнение ими задач по предназначению», — обратил внимание Конюхов.

По словам командующего дальней авиацией Сергея Кобылаша, Ту-22М3М обладает искусственным интеллектом.

Бывший главнокомандующий ВКС России Виктор Бондарев, возглавляющий комитет Совфеда по обороне и безопасности, сообщал, что Ту-22М3М сможет нести как гиперзвуковые ракеты, так и крылатые ракеты Х-32.

Как рассказал РИА «Новости» доктор военных наук, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук капитан первого ранга Константин Сивков,

ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3, оснащенный тремя крылатыми ракетами Х-32, способен поразить любой американский авианосец.

«Шансов перехватить подлетающий к авианосной группе ракетоносец практически нет, поскольку дальность действия ракеты Х-32 — около 1 тыс. км, а радиус перехвата целей палубной авиацией — порядка 400 км», — обратил внимание эксперт.

По его словам, если истребители дежурят в воздухе, это расстояние увеличивается максимум до 600 км, но этого тоже недостаточно. При этом гиперзвуковая скорость делает ракету неуязвимой для системы ПРО противника кораблей охранения авианесущей группы.

«Поэтому постановка на вооружение самолетов Ту-22М3М — серьезная угроза для авианесущего флота США», — пояснил специалист.

Американская перспективная противокорабельная крылатая ракета большой дальности

М инистерство обороны США ведет активный поиск современного наступательного оружия, способного повысить огневые возможности подчиненных соединений при ведении войны на море. В этой связи с 2018 г. на вооружение армии США поступит новая противокорабельная крылатая ракета большой дальности.

В армиях многих государств мира нашли широкое распространение противокорабельные ракеты с дальностью пуска от 300 морских миль. Все чаще потенциальные противники принимают на вооружение более эффективные систем ПВО/ПРО. Обозначенный тренд сделал поиск современного наступательного оружия новым приоритетом Пентагона.

Противокорабельная крылатая ракета – состояние дел

Перспективная противокорабельная крылатая ракета (ПКР) большой дальности (Long Range Anti-Ship Missile, LRASM) в августе 2015 г. получила официальное обозначение AGM-158C.

Читать еще:  Опытная зенитная самоходная установка БТР-50П с ЗТПУ-2 (СССР)

Противокорабельная крылатая ракета LRASM

В настоящее время LRASM применяется только в варианте воздушного базирования. Вместе с тем, уже в 2013-14 гг. подтверждена ее пригодность к запуску из корабельных систем вертикального старта (Vertical Launch System, VLS-Silos). Использование новой ПКР в варианте морского базирования для стрельбы из вертикальных пусковых установок боевых кораблей намечено на 2024 год.

Оружие для поражения надводных целей

Обе системы вооружения (воздушного и морского базирования) разрабатываются в рамках программы “Наступательное оружие для уничтожения надводных целей” (Offensive Anti-Surface Weapon, OASuW).

В соответствие с доктриной строительства ВМС США программа отражает возросшую важность поражения значимых надводных целей в открытом море. По мнению экспертов, этой способности в ВМС США длительное время не уделялось должного внимания. Приоритет отдавался борьбе с береговыми целями и проведению патрульных операций в прибрежных водах.

Этапы реализации программы

Программа OASuW реализуется в два этапа. Первый стартовал в 2009 г. и включал проектирование и создание LRASM. Проект стал совместной разработкой агентства передовых оборонных исследований министерства обороны (Defense Advanced Research Projects Agency, DARPA), ВМС и ВВС США.

Первоначально, противокорабельная крылатая ракета изготавливается компанией «Локхид Мартин» (Lockheed Martin) в количестве 90-110 единиц. На это отведен период с 2017 по 2019 гг. Министерство обороны США в июле 2017 г. уже объявило о покупке первых 23 LRASM воздушного базирования. Начало серийной поставки изделия американским ВВС намечено на сентябрь 2018 г.

Согласно публикациям, стратегический бомбардировщик B-1 сможет нести до 24 указанных ПКР. Использование ракет LRASM истребителями ВМС моделей F/A-18E/F предусматривается с 2019 г. В дальнейшем намечено оснащение ракетой LRASM истребителей-бомбардировщиков F-35.

На втором этапе программы новая противокорабельная крылатая ракета примет участие в конкурсе по выбору перспективного оружия большой дальности для оснащения кораблей ВМС США.

Транспортировка LRASM для загрузки в В-1

Технические особенности проекта LRASM

Исходным изделием для разработки LRASM послужила ракета класса «воздух-земля» увеличенной дальности AGM-158b JASSM-ER (Joint Air-to-Surface Standoff Missile — Extended Range) производства компании «Локхид Мартин». Для использования в качестве противокорабельной JASSM-ER оснащается новыми сенсорами и системами авионики.

Исходная модель КР AGM-158 JASSM

Вновь разработанная модель имеет длину 4,3 м и весит 1100 кг, включая 450 кг двойного заряда высокоэнергетической фрагментированной боевой части (БЧ). Устройство БЧ обеспечивает детонацию ее основного заряда во внутренних помещениях корабля.

Полет по маршруту и дальность пуска

Полет по маршруту LRASM осуществляет на средней высоте. С приближением к району цели происходит снижение до малой высоты. Для преодоления системы ПВО/ПРО противника противокорабельная крылатая ракета выполняет так называемый маневр «скольжения по морю» (Sea Skimming).

Согласно данным, представленным DARPA, скорость полета находится в диапазоне высоких дозвуковых скоростей, а дальность пуска составляет «более 200 морских миль». Насколько фактические показатели превышают заявленную дальность – не сообщается. Точные характеристики оружия остаются конфиденциальными.

Специалисты отмечают, что послужившая в качестве исходной ракета JASSM-ER имеет дальность пуска 500 морских миль. Однако, установка на LRASM специального оборудования для поражения морских целей снижает ее эффективный боевой радиус. Вместе с тем, даже в самом худшем случае LRASM, вероятно, будет иметь тройной рабочий диапазон оперативных дальностей пуска. Аналогично ПКР «Гарпун», разработанной в семидесятых годах ХХ века.

Низкий уровень излучения

Дополнительным преимуществом новой ракеты считается ее лучшая защищенность от электронных средств обнаружения ПВО/ПРО противника. Эффект достигается низким уровнем электромагнитного и инфракрасного излучения. Решающим, по оценкам экспертов, является тот факт, что противокорабельная крылатая ракета выполняет свою задачу почти исключительно с использованием пассивных датчиков.

В полете ПКР ограничивается короткими сигналами передачи летных параметров и короткими радиолокационными импульсами. Такая тактика сводит к минимуму электромагнитное излучение и усложняет обнаружение ракеты силами корабельной ПВО/ПРО.

Схема полета и наведения LRASM

Cистема наведения ракеты

Противокорабельная крылатая ракета LRASM получила систему наведения, обеспечивающую ее независимость от внешних средств разведки и навигации. В полете ракета способна получать обновленные координаты цели и сигналы управления от носителя (самолета или корабля), а также от разведывательных самолетов или БПЛА.

В случае обрыва каналов передачи данных (включая GPS) управление LRASM передается бортовому автономному модулю. При этом, подключается введенная в бортовую память перед стартом общая картина обстановки в районе цели. В случае помех для системы GPS дополнительно задействуется инерциальная навигационная система ПКР. Войдя в район цели, для уточнения актуальной обстановки система наведения на короткое время включает бортовую РЛС LRASM.

На конечном участке полета

На конечном участке траектории полета ПКР передает процесс отслеживания места положения и идентификации цели исключительно электронно-оптическим и пассивным радиочастотным сенсорам. Компьютер ракеты сравнивает получаемую от них информацию с бортовой базой данных и введенным перед стартом профилем корабля-цели.

Согласно заявленным требованиям, система наведения гарантирует распознавание между различными кораблями соединения, даже если в строю имеется несколько кораблей одного типа. В случае невозможности надежной идентификации цели LRASM должна прервать атаку, чтобы исключить опасность поражения третьих судов.

Итоги испытаний противокорабельной крылатой ракеты

Тестовые пуски с бомбардировщиков B-1 ВВС США прошли в 2013-15 гг. Как сообщается, LRASM подтвердила свои характеристики во всех испытательных пусках.

Запуск ПКР LRASM с бомбардировщика В-1

Читать еще:  Опытный автомат МА (СССР)

Предъявляемым требованиям соответствовали параметры подхода к району атаки и идентификация назначенного корабля-цели (при наличии нескольких кораблей в строю). Ракета корректно выполняла маневр уклонения перед препятствиями в бреющем полете.

ВМС США осенью 2015 г. начали испытание пригодности ПКР для применения истребителями F/A-18. Тестирование LRASM продолжатся до 2019 г.

Планируется, что ВВС и ВМС приобретут (включая первичное производство) в общей сложности 464 ракеты LRASM на сумму 1,4 млрд. долл. США. Отмечается перспективность дальнейшего развития проекта LRASM для развертывания на подводных лодках.

Существуют также предложения по уменьшению веса боеголовки с целью увеличения дальности стрельбы до 1000 морских миль. Данная модификация сможет применяться как против морских, так и наземных целей. Варианты развития крылатой ракеты находятся в стадии рассмотрения, но не является частью официального плана.

Испытательный пуск LRASM с самолета F-18

Второй этап программы

Объявление второго этапа программы OASuW состоялось в 2017 г. Согласно более ранним публикациям, совместно с LRASM от «Локхид Мартин» в конкурсе возможно участие противокорабельной крылатой ракеты NSM (Naval Strike Missile).

Крылатая ракета NSM

Ракета производится по совместному соглашению между американской компанией «Райтеон» и норвежской «Конгсберг» (Raytheon, Kongsberg). Это модифицированный вариант крылатой ракеты «Томахок» с ожидаемой дальностью стрельбы 900-1000 морских миль.

Прием на вооружение соответствующей системы намечен на 2024 г. В настоящее время в условиях второго этапа программы OASuW еще не определен порядок используемой пусковой установки. Считается, что применение наряду с вертикальным стартом других способов запуска, значительно расширит перечень типов кораблей, пригодных для оснащения новой противокорабельной крылатой ракетой.

По материалам журнала «MarineForum»

Крылатая ракета большой дальности TAURUS KEPD 350

Авиационная крылатая ракета TAURUS KEPD 350 (Target Adaptive Unitary & Dispenser Robotic Ubiquity System / Kinetic Energy Penetrating Destroyer) большой дальности предназначена для высокоточного поражения защищённых целей без захода самолёта-носителя в зону действия объектовой ПВО противника.

Ракета разработана компанией Taurus Systems GmbH — совместным предприятием MBDA Deutschland и шведской компании Saab Bofors Dynamics AB. Разработка ракеты началась в 1998г., шла ускоренными темпами и уже в 2004г. ракета KEPD 350 вышла на летные испытания и была принята на вооружение.

8 августа 2002 года федеральное бюро по оборонным технологиям и закупкам ФРГ заключило контракт с Taurus Systems GmbH на поставку 600 ракет TAURUS и 14 учебных ракет для ВВС (см. фото). Стоимость контракта составляет 570 млн евро.

В ноябре 2004 года Испания стала первым иностранным клиентом заказавшим ракеты KEPD 350 для вооружения самолётов EF-18A (C.15) и Eurofighter Typhoon испанских ВВС. Главным подрядчиком по поставке и интеграции ракет TAURUS с самолётами EF-18A и Eurofighter является компания SENER. 24 июня 2005 года, испанское правительство одобрило приобретение 43 ракет TAURUS KEPD 350 для вооружения самолётов EF-18A и Eurofighter. Цена контракта составила 57,4 млн евро.

Работы по совершенствованию ракеты, интеграции ее в современные системы вооружения продолжаются. По информации разработчика предельная дальность полета ракеты увеличена до 500км. В настоящее время помимо базового варианта KEPD 350 компания Taurus Systems GmbH предлагает семейство модульных ракет, которые имеют различное боевое оснащение и могут применяться по различным целям и с разных носителей. Облегченный вариант KEPD-150 разработан для оснащения многоцелевого истребителя JAS-39 Gripen ВВС Швеции (см. фото). Для вооружения перспективных фрегатов и эскадренных миноносцев ВМФ ФРГ предлагается вариант TAURUS CL.

Сообщается о работах по оснащению ракеты TAURUS двухсторонней линией передачи данных, что позволит применять ракету против подвижных целей и осуществлять перенацеливание в полете.

Ракета TAURUS KEPD 350 имеет несущий корпус, верхнерасположенное раскрывающееся крыло небольшого удлинения и крестообразное хвостовое оперение с органами управления. С целью снижения радиолокационной заметности корпус прямоугольного сечения выполнен с применением композиционных материалов, не имеет острых кромок в местах сопряжения и покрыт радиопоглощающим материалом.

На KEPD-350 установлен турбореактивный двигатель Williams International P8300-15 (тягой 6,67кН) с двумя боковыми воздухозаборниками. Искривленные входные каналы воздухозаборников экранируют турбину двигателя от визирования наземными РЛС. Топливные баки расположены между головкой самонаведения и двигателем по обе стороны от боевой части.

Система управления Tri-Tec — комбинированная включает:

  • инерциальную навигационную систему (ИНС), скомплексированную со спутниковой навигационной системой MIL-GPS. ИНС выполнена на основе лазерных гироскопов, разработана фирмой Northrop Grumman LITEF ;
  • систему навигации по контуру рельефа местности TRN (Terrain Reference Navigation) с использованием высокоточного радиолокационного высотомера ;
  • электронно-оптическую корреляционную подсистему IBN (Image Based Navigation) с коррекцией по данным цифровых карт предварительно отснятых районов местности по маршруту полета КР. Количество районов коррекции траектории — до 10;
  • тепловизионную головку самонаведения (ТГСН).

Использование систем автономного наведения TRN и IBN позволяет применять ракету в т.ч. без поддержки систем спутникового наведения. В этом случае наведение обеспечивается инерциальной навигационной системой, которая периодически корректируется в полете по данным систем TRN и IBN. На подлёте к цели включается тепловизионная головка самонаведения, которая обеспечивает наведение ракеты на конечном участке полета. ТГСН имеет расположенную в фокальной плоскости матрицу чувствительных элементов (256 х 256) из антимонида индия и обеспечивает автоматическое распознавание целей.

Базовая модель ракеты TAURUS KEPD 350 оснащается боевой частью MEPHISTO (Multi-Effect Penetrator, High Sophisticated and Target Optimised). Тандемная бетонобойная боевая часть MEPHISTO (вес 481кг) была разработана франко-германской фирмой TDA/TDW. Лидирующий заряд боевой части — кумулятивный диаметром 0.36м, длиной 0.53м. Оптимальное расстояние до цели при подрыве кумулятивного заряда БЧ определяется с помощью лазерных дальномеров, установленных в носовой части ракеты. Основной заряд — фугасный, заключен в высокопрочный корпус длиной 2.3м, форма которого оптимизирована для пробивания бетона и тяжелых пород грунта. Вес фугасного заряда вместе с корпусом — 400кг, общий вес БЧ — 485кг.

Читать еще:  Стрелковый гранатомётный комплекс «Изделие Д» «Дятел» (СССР)

БЧ MEPHISTO оснащается системой подрыва — PIMPF (Programmable Intelligent Multi Purpose Fuze) с элементами искусственного интеллекта, выполненной по технологии SHAFT (Smart Hard target Attack Fuzing Technology). В момент поражения цели PIMPF с помощью встроенного акселерометра фиксирует ударные перегрузки и сравнивая их с эталонными перегрузками, заложенными в память процессора системы, определяет количество слоев цели, имеющих разную плотность, а также пройденное расстояние и время подрыва основного заряда ВВ. PIMPF оснащается литий-ионным источником питания, имеет вес около 5кг, размещается на донной стенке корпуса БЧ и выдерживает перегрузки до 10000g. Система подрыва БЧ может программироваться на воздушный или подземный подрыв, что дает возможность уничтожать и наземные площадные цели. В случае воздушного подрыва оба заряда инициируются одновременно.

Кроме базовой версии TAURUS KEPD 350 в настоящее время предлагается семейство модульных ракет (см. схему) , которые могут быть оснащены различными типами БЧ и стартовать с различных носителей:

  • TAURUS KEPD-150 ( TAURUS L ) — облегченный вариант с меньшим объемом топливных баков и легкой БЧ для размещения на носителях с меньшей грузоподъёмностью.
  • TAURUS MP (Modular Payload) — вариант, обеспечивающая возможность установки в качестве боевой части произвольной полезной нагрузки.
  • TAURUS M — вариант с кассетной боевой частью, предназначенный для поражения распределённых малоразмерных целей (позиции средств ПВО, аэродромы, скопления бронетанковой техники и пр.). Для снаряжения кассетной БЧ могут использоваться:
    • самоприцеливающиеся боевые элементы (СПБЭ) SMART-SEAD для поражения средств ПВО и скоплений бронетехники. СПБЭ имеет массу около 12 кг, оснащён двухспектральным инфракрасным координатором цели, поисковым радаром миллиметрового диапазона (94 ГГц), радиовысотометром, парашютной системой стабилизации и торможения. БЧ типа «ударное ядро», бронепробиваемость до 150мм.
    • осколочные суббоеприпасы MUSJAS 1 массой около 4 кг и кумулятивные MUSJAS 2 с дистанционным взрывателем и массой до 18 кг (разработчик — фирма Saab Bofors Dynamics AB). Первые предназначены для уничтожения открыто расположенной живой силы и небронированной техники, а вторые для поражения бронетехники и сооружений.
    • бетонобойные бомбы STABO для поражения взлётно-посадочных полос (ВПП). STABO содержит размещённые по схеме «тандем» кумулятивный и фугасный заряды. Снижение боеприпаса после сброса происходит на парашюте, при падении бомбы на ВПП происходит срабатывание кумулятивного заряда, пробивающего покрытие ВПП с последующим подрывом основного фугасного заряда. Подрыв фугасного заряда осуществляется с замедлением, чем достигается наибольший ущерб ВПП. Масса бомбы 16,8кг, длина 602мм, диаметр корпуса 132мм.
  • TAURUS HPM (High Power Microwave) — ракета, оснащенная специальной боевой частью с СВЧ-излучателем высокой мощности для вывода из строя информационных систем противника и источников энергии.
  • TAURUS CL (Container Launched) — ракета, предназначенная для запуска из транспортно-пускового контейнера с помощью интегрированного стартового ускорителя с наземных и надводных носителей.
  • TAURUS T — вариант ракеты, адаптированный для сброса с военно-транспортных самолётов (C-130 Hercules или Airbus A400M) с помощью специальной парашютной системы.

При боевом применении ракета TAURUS может осуществлять полет во всем диапазоне высот в т.ч. на малых и сверхмалых высотах в режиме огибания рельефа местности на скорости, соответствующей числу М = 0.8. Низковысотные режимы полета способствуют повышению живучести ракеты при преодолении систем объектовой ПВО.

Ракета может оснащаться средствами пассивной защиты от средств ПВО, включающими ИК ловушки и дипольные отражатели.

В зависимости от типа цели TAURUS может использовать несколько вариантов типовых траекторий:

  • полет на малых высотах с последующим набором высоты и отвесным пикированием на цель — используется, главным образом, для атаки заглубленных целей типа бомбоубежищ, бункеров и командных пунктов;
  • полет на малых высотах с последующим набором высоты и пологим пикированием на цель — используется для атаки мостов, кораблей в местах стоянки и авиационной техники в капонирах;
  • полет на большой высоте с последующим пикированием на цель — обеспечивает большую дальность полета ракеты и эффективность поражения цели, но отличается большей уязвимостью ракеты от средств ПВО;
  • полет на малых высотах с воздушным подрывом боевой части — применяется против группировок войск противника;
  • полет на малой высоте с уходом перед целью на сверхмалые высоты — применяется против укрытий типа «пещера» .

Планирование и подготовка полетного задания производится с помощью специальной информационно-управляющей системы. Возможны два варианта подготовки полетного задания:

  • Централизованная подготовка задания, которая проводится в преддверии операции с учетом данных, полученных из различных источников о предполагаемых целях, размещении средств ПВО, карт районов коррекции и рельефа местности по маршруту полета. Моделирование осуществляется в виде 3D-моделей. Система разработана компанией Elektroniksystem-und Logistik-GmbH (ESG г.Мюнхен) и введена в эксплуатацию в 2001г.
  • Децентрализованная подготовка задания проводится непосредственно в частях ВВС с использованием портативных терминалов Taurus Communication Centre (TCC) и базы данных предварительно подготовленной в централизованном режиме. При подключении к информационной системе командования ВВС осуществляется высокоскоростной обмен информацией. Проводится расчет оптимальной траектории полета и установок взрывателя, которые передаются на борт ракеты.
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector