0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опытная МБР УР-200 (СССР)

Опытная МБР УР-200 (СССР)

К разработке ракеты УР-200 с аэро- баллистической головной частью АБ-200 ОКБ-52 под руководством Владимира Челомея приступило в 1960 году. Постановление правительства о начале разработки ракеты вышло 16 марта 1961 года. В создании ракеты принимал участие Филиал № 1 ОКБ-52, образованный 3 октября 1960 года на базе ОКБ- 23 авиаконструктора Владимира Мясищева. Руководителем филиала был Виктор Бугайский.

ВЛАДИМИР ЧЕЛОМЕЙ родился в 1914 году. В годы Великой Отечественной войны, будучи начальником группы Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ), он занимался разработкой пульсирующих воздушно- реактивных двигателей. После смерти авиаконструктора Николая Поликарпова Челомей возглавил его опытный завод, где приступил к разработке аналога трофейного немецкого самолета-снаряда ФАУ-1. Работы продолжались около десяти лет, однако представители ВВС отказались от самолета-снаряда. Опытный завод был передан авиаконструктору Павлу Сухому.

Челомей предложил принципиально новую разработку – крылатую ракету П- 5 – представителям Военно-морского флота. Ему удалось привлечь внимание заинтересованных ведомств и получить заказ. После этого он возглавил вновь образованное ОКБ-52 и получил в распоряжение небольшой механический завод, расположенный в подмосковном городе Реутове.

За первой П-5 последовала целая серия крылатых ракет морского и сухопутного базирования. КБ выросло и превратилось в мощную научно-конструкторскую организацию. В 1959 году Владимир Челомей приступил к разработке универсальных ракет, предназначенных для доставки на орбиту Земли средств противокосмической обороны, глобальной морской разведки, а также для доставки на территорию противника ядерных боезарядов.

О Челомее рассказал мне бывший заместитель главного инженера ОКБ-52 по испытаниям Александр Шехоян:

«Это был настоящий ученый, прекрасный организатор и великий дипломат. Решая сложную проблему, он вызывал в кабинет по одному всех своих подчиненных и задавал им один и тот же вопрос. Выслушав мнение всех до одного, он принимал решение. Решения Владимира Николаевича всегда были взвешенными и продуманными».

Челомею удалось создать целый ряд проектов унифицированных ракет: УР- 100 – УР-200 – УР-500 – УР-700 условно легкого, среднего, тяжелого и сверхтяжелого классов. Это была масштабная, глубоко продуманная и проработанная в деталях уникальная программа комплексного развития стратегических наступательных вооружений. Две ракеты – УР- 100 и УР-500 были приняты, освоены в серийном производстве. Первая долгое время находилась на боевом дежурстве, вторая – в варианте космической ракеты-носителя – успешно эксплуатируется до сих пор.

«Первой МБР, разработанной в КБ, была универсальная ракета-носитель УР-200, которую предполагалось использовать для решения ряда задач. К ним относились: выведение на орбиту вокруг Земли средств противокосмической обороны и глобальной морской разведки, доставка баллистических ядерных средств поражения к цели на дальность в 12 000 и 14 000 км и выведение маневрирующих авиационно – баллистических средств поражения на опорную орбиту». (Межконтинентальные баллистические ракеты СССР (РФ) и США. История создания, развития и сокращения/ Под. ред. Е.Б.Волкова. – М.: РВСН, 1996. С. 138).

Разрабатывая проект УР-200, Владимир Челомей предложил применить в конструкции разделяющиеся головные части. Использовать РГЧ позволяла энергетика мощных двигателей.

В 1961 году в КБ химавтоматики под руководством Семена Косберга начата разработка двигателя РД-0202 для первой ступени и двигателя РД-0205 для второй ступени УР-200. Оба ЖРД выполнены по прогрессивной замкнутой схеме с дожиганием газогенераторного газа. В состав двигательного блока РД-0205 второй ступени входил также рулевой ЖРД РД-0207, выполненный по открытой схеме, разработанный в этом же КБ.

УР-200 проектировалась как для комплексов наземного старта, так и для ШПУ. Наземный стартовый и технический комплексы для подготовки и запуска ракеты на полигоне Байконур были разработаны в Филиале № 2 ОКБ-52 (ныне – ГНИП «ОКБ Вымпел») под руководством главного конструктора Владимира Барышева. Оборудование, созданное для подготовки УР-200 на техническом комплексе, обеспечивало разгрузку блоков в монтажно-испытательном комплексе, проведение пневмоиспытаний, сборку ракеты-носителя, комплекс электрических проверок и пристыковку полезной нагрузки.

«…4 ноября 1963 года с полигона Байконур был произведен первый пуск ракеты УР-200 с открытого старта. В период 1963-1964 годов было проведено девять пусков ракеты, подтвердивших заданные характеристики. Работы над ракетой УР-200 явились основой для дальнейшего развития идеи создания универсальных ракет со сменными головными частями. Коллективы приобрели богатый опыт в проектировании, отработке и изготовлении изделий ракетной техники». (Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева. 80лет. – М.: Военный парад, 1996. С. 57-58). До 1964 года в рамках летно-конст- рукторских испытаний на полигоне Байконур произведено 9 пусков ракет. Производство ракет на Московском Машиностроительном заводе имени М.В.Хруничева прекращено в 1964 году. В 1965 году разработка ракеты прекращена.

На базе МБР УР-200 разрабатывалась ракета-носитель УР-200К, предназначавшаяся для вывода на орбиты космических аппаратов «ИС» («Истребитель спутников») для перехвата и уничтожения космических целей противника.

Опытная МБР УР-200 (СССР)

РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС С УНИВЕРСАЛЬНОЙ РАКЕТОЙ УР-200 (8К81)
MISSILE SYSTEM WITH A UNIVERSAL UR-200 (8K81)

Работы по созданию МБР были начаты в ОКБ-52 под руководством В.Н.Челомея в1959 году. Госкомитет авиационной техники решил также участвовать в создании МБР, до этого МБР создавались только Миноборонпроме, Минавиапром разрабатывал только МКР. Пользуясь покровительством главы государства Н.С.Хрущева, первоначально ракету создавали для «особых космических целей», практически она становилась конкурентом МБР Р-16 главного конструктора М.К.Янгеля. Ракета ОКБ-52 получила наименование УР-200 (универсальная ракета -200).
Полномасштабные работы по созданию ракетного комплекса с универсальной ракетой УР-200 были начаты ОКБ-52 и вновь присоединенным филиалом №2 в 1960 году. Для ускорения работ по ней В.Н.Челомей добился решения ЦК КПСС о передаче в ОКБ-52 конструкторской документации на ракету Р-16.
Универсальная ракета УР-200 предназначалась для выведения различных головных частей: КА противокосмической обороны (противоспутниковой обороны); космического аппарата глобальной морской разведки; головных частей с НББ; маневрирующей авиационной баллистической головки АБ-200.
УР-200 предполагалось использовать для выведения на низкие орбиты специальных КА и доставки ядерных зарядов на межконтинентальные дальности в 12000 и 14000 км, прорабатывалась возможность установки на ракету разделяющихся головных частей. Официально разработка задана Постановлениями ЦК КПСС и СМ СССР от 16 марта и 1 августа 1961 года.
Основными разработчиками ракетного комплекса с УР-200 стали: ракеты в целом и головных частей – ОКБ-52; двигателей первой и второй ступеней – ОКБ 154 под руководством С.А.Косберга (ныне ФГУП «КБХА»); системы управления в целом – НИИ-885 под руководством Н.А.Пилюгина (ныне НПЦ АП); стартового комплекса – ГСКБ Спецмаш под руководством В.П.Бармина (ныне ГП КБОМ им. академика В.П. Бармина); наземного технологического оборудования для подготовки ракеты к запуску на полигоне Байконур – филиал № 2 ОКБ-52, созданный на территория ГСНИИ-642, включенного в состав ОКБ-52 в 1958 г.
Эскизный проект ракетного комплекса был выполнен в июле 1962 года. В проекте также предлагалось использовать ракету УР-200 для выведения маневрирующих авиационно-баллистических средств поражения на опорную орбиту и вариант оснащения ракеты тремя боевыми блоками. Особенностью маневрирующей головки АБ-200 являлся полет по низкой орбите и вход в атмосферу с качеством, обеспечивающим маневр в зонах ПРО и ПВО противника, что практически делало головку неуязвимой.

Читать еще:  Опытный бронетранспортер «Объект 915БТР» (СССР)

Ракета УР-200 была двухступенчатой МБР с последовательным расположением ступеней разного диаметра, тандемной схемы с ЖРД на обеих ступенях. На обеих ступенях размещались маршевые ЖРД работающие на высококипящих компонентах топлива. Компоненты топлива: горючее – несимметричный диметилгидразин (НДМГ); окислитель – азотный тетраоксид (AT).
Для первой ступени в ОКБ-154 под руководством С.А.Косберга была создана двигательная установка РД-0202, состоящая из трех однокамерных ЖРД РД-0203 с ТНА замкнутого цикла и одного однокамерного ЖРД РД-0204 с ТНА замкнутого цикла.
Двигательный блок второй ступени РД-0205 был также создан в ОКБ-154 (КБХА) главного конструктора С.А.Косберга, он состоял из маршевого ЖРД РД-0206 и рулевого ЖРД РД-0207. Маршевый двигатель был однокамерный ЖРД РД-0206 с ТНА замкнутого цикла, рулевой двигатель – ЖРД РД-0207 с ТНА открытого типа с четырьмя качающимися камерами.
На базе двигателей РД-0202 и РД-0205 первой и второй ступени УР-200 в ОКБ-154 (КБХА) были созданы ЖРД РД-0210, РД-0211 и РД-0212 для второй и третей ступеней РН «Протон».

В ходе проектирования был выработан ряд новых конструктивных подходов: управлением полетом с помощью отклонения основных двигателей ступени, выбор долгохранимых компонентов топлива, вафельный тип конструкции топливных баков, работающих в условиях сжатия и др.
Система управления ракеты УР-200 комбинированная, позволяющая эксплуатировать ракету как в автономном варианте, так и с использованием радиоуправления. Для ракеты УР-200 в НИИ-885 была создана комбинированная система управления, которая состояла из автономной инерциальной системы управления и системы радиоуправления. В 1962-1963 годах на экспериментальных ракетах Р-14 испытывалась новая система управления с гиростабилизатором СТК, созданная в НИИ-885, произведено два пуска. На ракете Р-14 с участием специалистов филиала №1 ОКБ-52 была произведена практическая отработка системы управления МБР УР-200. Отработанная система управления позволяла производить разворот ракеты в полете в плоскость стрельбы на угол до 45 градусов.
Для МБР УР-200 разрабатывалось несколько типов боевого оснащения. Можно было использовать головные части различной мощности, для их установки применялись специальные переходники. Головные части ракеты УР-200 имели повышенные возможности по преодолению системы ПРО противника из-за использования в их конструкции неметаллических конструкционных материалов и применения на ракете активных и пассивных помех. Термоядерный заряд для ракеты был разработан в Челябинске-70 под руководством Б.В.Литвинова.

Ракету УР-200 предполагалось размещать на наземных с откидываемыми кабель мачтами и групповых шахтных пусковых установках. Для размещения ракет на боевом дежурстве предполагалось использовать доработанный ЦКБ-34 под руководством Е.Г.Рудяка под МБР УР-200 стартовый комплекс типа «Шексна-В» с группой ШПУ, применяемый для ракет Р-16У.
На НИИП-5 под Тюра-Тамом для проведения испытаний МБР УР-200 был построен автоматизированный наземный стартовый комплекс, стартовое оборудование для которого было спроектировано в филиале №2 ОКБ-52 (главный конструктор В.М.Барышев, ОКБ «Вымпел»). Стартовое наземное оборудование полигонного комплекса состояло из: автоматизированной системы подачи ракет, лежащих на самоходной тележке, к установщику; установщика ракеты на пусковой стол; системы автоматизированной стыковки пневматических, электрических и заправочных коммуникаций; системы заправки ракеты на пусковом столе компонентами топлива (создана совместно с ЖЗТМ).

Для наземной отработки ракет УР-200 было изготовлено несколько стендовых образцов. На НИИП-5 были созданы: монтажно-испытательный комплекс (сооружение 92-1), лабораторный комплекс (сооружение 92-2), испытательная площадка и стартовый комплекс. Производство ракет было развернуто на Московском машиностроительном заводе им. В.М. Хруничева в 1963 г., прекращено в 1964 году.
Летно-конструкторские испытания ракеты УР-200 проводились на НИИП-5 с 90 и 92 площадок в период с 4 ноября 1963 года по 20 октября 1964 года, проведено 9 пусков, все они прошли успешно и подтвердили полное соответствие характеристик изделия требованиям ТТЗ. Последний пуск ракеты проводился по акватории Тихого океана и совпал со снятием со своей должности Н.С.Хрущева.

ПУСКИ:
• 8К81 – аварийный пуск 04.11.63 г. с ПУ № 19 (левая) пл. 90
• 8К81 – аварийный пуск 11.04.64 г. с ПУ № 19 (левая) пл. 90
• 8К81 – пуск 15.05.64 г. с ПУ № 19 (левая) пл. 90
• 8К81 – пуск 30.05.64 г. с ПУ № 19 (левая) пл. 90, присутствовал министр обороны А.А.Гречко
• 8К81 – пуск 17.06.64 г. с ПУ № 19 (левая) пл. 90, присутствовал министр обороны А.А.Гречко =
• 8К81 – пуск 01.08.64 г. с ПУ № 19 (левая) пл. 90
• 8К81 – пуск 24.09.64 г. с ПУ № 19 (левая) пл. 90, присутствовал Н.С.Хрущёв
• 8К81 – пуск 02.10.64 г. с ПУ № 20 (правая) пл. 90
• 8К81 – пуск 20.10.64 г. с ПУ № 20 (правая) пл. 90
Ракета УР-200 разрабатывалась параллельно с МБР Р-16 ОКБ-586 главного конструктора М.К.Янгеля. Ракета УР-200 имела существенные недостатки, в частности на ней не было предусмотрено длительное хранение топлива на ракете, что приводило снижению тактических характеристик ракеты. К тому времени, когда УР-200 прошла весь комплекс испытаний, МБР Р-16 аналогичного класса уже была принята на вооружение, поэтому руководством государства было принято решение прекратить работы
Ракета УР-200 послужила прототипом для нескольких других работ в области ракетной техники. В 1962 году ОКБ-52 начала разработку проекта ракетного комплекса с глобальной баллистической ракетой УР-200А (8К83). Специально для этого типа ракеты в ОКБ-117 (НПО им. Климова) был разработан ЖРД, который должен был обеспечить уникальные возможности ракетного комплекса. Для ракеты УР-200А (8К83) было подготовлено несколько вариантов боевого оснащения, включающего серию головных частей с различной мощностью ядерного заряда.
Работы по ракете УР-200А (8К83) прекращены в 1965 году. Еще один вариант глобальной ракеты УР-200Б (8К85) так же создавался в ОКБ-52 В.Н.Челомея, как альтернатива днепропетровской МБР Р-36 в баллистическом и орбитальном вариантах. Орбитальные ракеты практически не имели ограничений по дальности, т.е. поражать стратегические цели с любого направления на любой дальности. Разработка УР-200Б была прекращена в 1964 году.
Аналогичные работы проводились и в ОКБ-1 главного конструктора С.П.Королева, где была создана глобальная ракета ГР-1, но и она не пошла на вооружение Ракетных войск. Только ракета Р-36ОРБ ОКБ-586 главного конструктора М.К.Янгеля была принята на вооружение Советской Армии.

Читать еще:  Самоходная артиллерийская установка СУ-152 (объект 268) (СССР)

Еще в процессе подготовки эскизного проекта УР-200 было решено создать на ее базе тяжелую универсальную РН УР-500, которая примерно в пять раз по грузоподъемности превышала исходную ракету. В основе проектирования лежали требования поблочной транспортировки ракеты по железной дороге с заводаизготовителя на стартовый комплекс, ускоренной сборки в монтажно-испытательном корпусе, полной проверки всех ее систем на технической позиции и запуск с автоматизированного (“безлюдного”) старта.

МОДИФИКАЦИИ:
• УР-200 (8К81) – базовый вариант МБР
• УР-200К (8К81К) – проект ракеты-носителя для выведения на орбиту боевых космических аппаратов «УС» и «ИС».
• УР-200А (8К83) – трехступенчатая глобальная ракета.
• УР-200Б (8К85) – универсальная ракета с повышенной по сравнению с УР-200 энергетикой;
• УР-200В – вариант УР-200 для размещения в шахтной пусковой установке (ШПУ);
• УР-200УВ – вариант УР-200 для размещения в ШПУ повышенной защищенности.
• УБ – проект ракетного комплекса на базе МБР УР-200 с самонаводящейся противокорабельной баллистической ракетой.

ХАРАКТЕРИСТИКИ
Разработчик ОКБ-52
Главный конструктор В.Н.Челомей
Изготовитель ракет завод №23 (Московский машиностроительный завод им. М.В.Хруничева)
Код НАТО SS-X-10
Тип комплекса стратегический ракетный комплекс с МБР, размещенными в ШПУ, первого поколения
Состояние на вооружение не принимался, ЛКИ проведены в 1963-1964 годах, разработка прекращена в 1965
Варианты ракеты МБР УР-200 (8К81) с несколькими типами головных частей (ГЧ) различной мощности ядерного заряда
Дальность стрельбы, км:
— наибольшая с тяжелой ГЧ 12000
— наибольшая с легкой ГЧ 14000
Головная часть (Вариант 1):
— тип легкая моноблочная термоядерная
— разработчик НИИ-1011
— мощность заряда, Мт 5
Головная часть (Вариант 2):
— тип тяжелая моноблочная термоядерная
— разработчик НИИ-1011
— мощность заряда, Мт 15
— вес, кг 3900-4000
Система управления инерциальная с радиокоррекцией
— разработчик НИИ-885
— гл. конструктор Н.А.Пилюгин
— разработчик гироскопов НИИ-944
гл. конструктор В.И.Кузнецов
Органы управления и стабилизации:
— I ступень поворотные камеры
основных двигателей и аэродинамические стабилизаторы;
— II ступень рулевые двигатели
Тип старта с наземной ПУ или из ШПУ за счет собственных двигателей
Число ступеней ракеты 2
Длина ракеты, м:
— полная 34,65
— без головной части 32,0
Макс. диаметр корпуса, м 3,0
Размах стабилизаторов 4,2
Стартовый вес, т 136-138
Горючее НДМГ
Окислитель АТ
Первая ступень:
Размеры, м:
— длина 16,9
— с межступенчатым отсеком 19,4
— диаметр 3,0
Двигательная установка двигательный блок РД-0202 (3 однокамерных ЖРД РД-0203 с ТНА замкнутого цикла и один однокамерный ЖРД РД-0204 с ТНА замкнутого цикла)
— разработчик ОКБ-154 (КБХА)
— гл. конструктор С.А.Косберг
— вед. конструктор В.П.Козелков
— давление в камере, МПа до 15
— тяга у земли, тс 4х50
Вторая ступень:
Размеры, м:
— длина 12,9
— диаметр 2,2
— длина конической части с ГЧ 4,35
Двигательный блок РД-0205 состоит из маршевого ЖРД РД-0206 и рулевого ЖРД РД-0207
Маршевый двигатель однокамерный ЖРД РД-0206 с ТНА замкнутого цикла
— разработчик ОКБ-154 (КБХА)
— гл. конструктор С.А.Косберг
— вед. конструктор Л.А.Поздняков
— давление в камере, МПа до 15
Рулевой двигатель ЖРД РД-0207 с ТНА открытого типа с четырьмя качающимися камерами
— разработчик ОКБ-154 (КБХА)
— гл. конструктор С.А.Косберг
Стартовый комплекс (вариант 1):
Тип наземный перевозимый
Разработчик ГСКБ Спецмаш
Гл. конструктор В.П.Бармин
Стартовый комплекс (вариант 2):
Тип групповой шахтный на базе стартового комплекса «Шексна-В» МБР Р-16У (8К64У)
Разработчик ЦКБ-34
Гл. конструктор Е.Г.Рудяк
Тип защитного устройства плоская сдвижная крыша
Открытие крыши по рельсам в сторону
Наведение по азимуту поворотное пусковое устройство вместе с ракетой с пристыкованными
коммуникациями системы заправки
Размеры шахты, м:
— диаметр стакана 4,64
— диаметр шахтного сооружения 8,3
— высота 45,6
Число шахт в группе 3
Расстояние между ШПУ, м 60
Система электроснабжения:
— разработчик ЦПИ-31 МО
Командный пункт (КП):
Тип подземный
Число КП в комплексе 1
Ферма обслуживания наземного старта:
Тип 8Т176
Разработчик ЦКБТМ
Изготовитель завод ПТО им. Кирова
Длина, м 19,0
Ширина, м 16,5
Высота, м 40,5
База, м 15,0
Вес, т 210

А.В.Карпенко, ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН», 29.11.2014

Источники: Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г., 180 с., Карпенко А.В., Уткин А.Ф., Попов А.Д. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». СПб: Невский Бастион – Гангут, 1999 г., 288 с., Межконтинентальные баллистические ракеты СССР (РФ) и США. История создания, развития и сокращения. М., РВСН, 1996 г., www.npomash.ru, militaryrussia.ru, dychenkov.narod.ru, www.cosmoworld.ru и др.

© А.В.Карпенко 2013-2020/A.V.Karpenko 2013-2020

УР-200. Как создавалась МБР неограниченной дальности действия (7 фото)

У советского руководства с ракетой УР-200 были связаны грандиозные надежды на создание «абсолютного ядерного оружия». Одна из ее модификаций называлась «глобальной ракетой». Реализовать проект было поручено конструктору, которому больше других доверял Никита Сергеевич Хрущев, — Виктору Николаевичу Челомею, возглавлявшему ОКБ-52.
Официальный старт разработке был дан 16 марта 1961 года постановлением Совета министров СССР №258-110. В ТЗ задавались области применения ракеты, которая должна была быть изготовлена в следующих модификациях:
— УР-200 – двухступенчатая ракета-носитель и межконтинентальная баллистическая ракета с дальностью 14 тыс. км;
— УР-200А – трехступенчатая глобальная орбитальная ракета;
— УР-200Б – универсальная ракета с повышенной энергетикой;
— УР-200В – вариант УР-200 для размещения в шахтной пусковой установке (ШПУ);
— УР-200УВ – вариант УР-200 для размещения в ШПУ повышенной защищенности.
Глобальная ракета должна была выводить на низкую орбиту — до 150 км, головную часть с ядерным боезарядом. После нескольких витков за счет торможения головной блок направлялся на цель. Причем он должен был обладать способностью маневрировать в нижних слоях атмосферы по курсу и тангажу для противодействия ПРО противника.
Обычная ракета УР-200 также была не столь проста. Ее разработка была привязана к созданию на ОКБ-52 противоспуткиковой системы. Она представляла собой выводимый на орбиту спутник-перехватчик, который при приближении к объекту самоподрывался и уничтожал объект осколками.
Также ракетами УР-200 предполагалось выведение на орбиту глобальной сети спутников, осуществлявших морскую разведку и целеуказание.
Уже в мае 1962 года был готов эскизный проект.

Читать еще:  Макет боевой машины десанта 1964 г. (СССР)

Тяжело в разработке – легко на испытаниях

Разработку УР-200 Челомей проводил с такой степенью скрупулезностью, которой в космической отрасли прежде не существовало. Так, например, будучи крупнейшим специалистом в области колебаний, главный конструктор особое внимание уделил динамическим испытаниям ракеты. Впервые в Советском Союзе был построен стенд для проведения частотных испытаний 1 и 2 ступени с заполненными баками. В результате было исследовано влияние продольных колебаний, возникающих в результате воздействия больших масс топлива, на поперечную устойчивость корпуса и его прочность. По результатам этих испытаний были внесены необходимые конструктивные корректировки. Помимо этого, были проведены частотные испытания отсеков и отдельных конструктивных элементов ракеты в динамической лаборатории филиала № 1 ОКБ.
В результате ракета даже на ранних запусках оказалась надежной и малоаварийной.
В августе 1962 года рабочая документация была передана на Машиностроительный завод им. М.В.Хруничева. Параллельно с изготовлением опытных образцов УР-200 на площадке №90 Байконура начали подготавливать для испытательных пусков две пусковые установки — №19 и №20. Первый пуск состоялся 4 ноября 1963 года. Он оказался неудачным. А 3-й и 6-й последующих прошли в штатном режиме и продемонстрировали соответствие параметров ракеты требованиям ТЗ.

На снимке: генеральный конструктор космической техники Владимир Челомей (слева) беседует с авиаконструктором Генрихом Новожиловым (в центре) и генеральным авиаконструктором Александром Яковлевым (справа), 1978 год / Фото: Юрий Иванов/РИА Новости

Спор двух конструкторов
Несмотря на то, что испытания продемонстрировали высокую степень готовности ракеты, ее производство было прекращено 31 декабря 1964 года. А в начале 1965 года было принято решение о прекращении разработки. Комиссия, направившая рекомендации в Совет министров, мотивировала это тем, что УР-200 ненамного превосходит по своим параметрам стоящую на вооружении ракету Р-16. В то же время она несколько уступает находящейся в разработке ракете Р-36 ОКБ М.К. Янгеля. К тому же ставилась под сомнение возможность создания глобальной ракеты УР-200А.
При ближайшем рассмотрении причин такого резкого поворота становится понятно, что во многом он был продиктован политическими мотивами. В середине октября 1964 года Первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущева во время пребывания его в отпуске отстранили от дел и отправили «на пенсию». И, как это принято в многострадальном отечестве, начали энергично чистить на всех уровнях кадры. Челомей небезосновательно считался «любимчиком» Хрущева. Поэтому «антихрущевские санкции» частично распространились и на него. Впрочем, хорошо хоть с работы не сняли.

Ракета Р-36, действительно, оказалась лучше, чем УР-200. Но лишь частично, по некоторым параметрам. Отклонение от цели у нее было меньше, вес головной части больше, но в дальности она уступала разработке Челомея. При этом Р-36 вышла на испытания сырой – из 10 первых пусков 7 оказались неудачными. И принята на вооружение в РВСН была лишь в конце 1967 года.
Что же касается проигрыша Янгелю в мощности ракеты, то совсем скоро Челомей с лихвой отыгрался. В 1967 году завершились испытания тяжелой ракеты УР-500, на базе которой до сих пор строятся и эксплуатируются ракеты семейства «Протон», способные доставлять на орбиту более 20 тонн полезной нагрузки.
И в заключение о глобальной ракете. Точно такой же проект, называвшийся «ГР-1», пытались реализовать, начиная с 1962 года, в ОКБ-1 С.П.Королева. Но и здесь он завершился безрезультатно – в 1964 году в связи с серьезными проблемами, возникшими при разработке двигателей, финансирование работ было прекращено.

Р-36 (SS-18 Satan) на несколько десятилетий опередила возможности американской ПРО

7 ноября родился конструктор Михаил Янгель (1911 – 1971). За свою жизнь он успел многое сделать для повышения обороноспособности страны. Янгель является автором ряда инженерных идей, без которых невозможна современная ракетная техника.

Минометный старт одно из изобретений Янгеля, ставшее пионерным в ракетной технике. Именно на нем сейчас строятся все наземные и подводные пусковые комплексы МБР и БРСД.
Принцип минометного старта таков. Ракета находится в герметичном контейнере. С выключенным двигателем она выталкивается из контейнера пороховыми газами на высоту в несколько метров. В воздухе ракета отклоняется с помощью порохового ускорителя. И уже после этого включается маршевый двигатель во избежание повреждения пусковой установки газовой струей маршевого двигателя первой ступени.
Минометный старт Янгель использовал в серийных ракетах МР УК-100 и Р-36М. Р-36М, созданная на технической базе Р-36 – это, несомненно, самая значимая разработка Янгеля. Он ее начинал в 1969 году, а завершил дело учителя его ученик – Владимир Федорович Уткин. На Западе ракету называют «Сатаной».
Эта тяжелая ракета имеет двойное назначение. Она доставляет на орбиту тяжелые аппараты, а также используется в качестве МБР. В ней используются эффективные средства преодоления ПРО.

ТТХ Р-36М
Количество ступеней – 2
Максимальная дальность – 16000 км
Максимальное отклонение от цели – 500 м
Боеготовность – 60 сек
Стартовая масса – 210400 т
Система управления – инерциальная
Длина – 33,65 м
Диаметр – 3 м
Масса головной части – 7823 кг
Боезаряд – несколько типов боеголовки: от 20 Мт до 10х400 кт
Принята на вооружение – 1975 год
Впоследствии ОКБ создало новую модификацию ракеты — Р-36М2 «Воевода», которая находится в эксплуатации по нынешний день.
Пусковая шахтная установка «Сатаны» обладает уникальными свойствами, благодаря которым ее невозможно уничтожить даже в случае прямого ядерного попадания. Сама ракета, имеющая код НАТО SS-18 Satan, способна прорывать существующие у противника современные средства ПРО. Ей не страшны мощные электромагнитные импульсы, способные вывести из строя любую электронику. К тому же электроника боеголовки дублирована пневмоавтоматами.
Корпус боеголовки изготовлен из мощной брони с большой долей добавления сверхтяжелого урана-238. Современные лазеры прожечь ее не в состоянии.
Головная часть SS-18 имеет три варианта исполнения:
— легкая моноблочная с зарядом 8 Мт;
— тяжелая с зарядом 25 Мт;
— разделяющаяся из 8 блоков по 1 Мт.
Ракета имеет 16 платформ, половина которых загружена ложными целями. В связи с чем все боеголовки «Сатаны» идут в облаке ложных целей и практически не обнаруживаются радарами. К тому же для уничтожения боеголовки требуется прямое попадание противоракеты.
Характеристики, заложенные в ракету Р-36М на этапе ее разработки в конце 60-х годов, оказались настолько мощными, что ракета на несколько десятилетий опередила рост американской ПРО. И поныне она не утратила способности преодолевать ее почти со 100-процентной вероятностью.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector