0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опытная МБР УР-500 Урал (СССР)

Опытная МБР УР-500 Урал (СССР)

«Урал» УР-500. 8К82

Разработка тяжелой универсальной МБР УР-500 начата в ОКБ-52 Владимира Челомея в соответствии с постановлением правительства от 24 апреля 1962 года. Ракета должна была оснащаться ядерным боезарядом мощностью 150 мегатонн.

«Межконтинентальная ракета УР- 500, разработанная в ОКБ-52, возглавляемом В.Н.Челомеем, имела тактико-технические данные, значительно превышающие данные всех существовавших в то время ракет-носителей в Советском Союзе и за рубежом. Эту боевую ракету предполагалось создать как средство возмездия в случае нападения на Советский Союз вероятного противника.

Ракета УР-500 была выполнена в двухступенчатом варианте. Первая ступень ракеты состояла из центрального блока диаметром 4100 мм и шести боковых блоков диаметром 1600 мм, размещаемых вокруг центрального блока. Каждый боковой блок имел в своем составе двигатель с реактивной тягой 150 т, Вторая ступень состояла из одного блока такого же диаметра, как и центральный блок первой ступени. Ракета заправлялась на стартовом комплексе агрессивными компонентами топлива, где окислителем был азотный тетраоксид, а горючим – несимметричный диметилгидразин (НДМГ). Стартовый вес ракеты составлял около 600 т, а полезный груз, выводимый на орбиту полета, – 14 т». (Корнеев Н.М., Неустроев В.Н. Генеральный конструктор, академик Владимир Павлович Бармин. Основные этапы жизни и деятельности. М., 1999. С. 100).

Расчеты показали, что при заданных параметрах габаритные размеры корпуса первой ступени не позволят осуществлять его перевозку железнодорожным транспортом. Заказчик же настаивал на том, что перевозка должна осуществляться только по железной дороге. Тогда Челомей принял решение о разработке уникального проекта: баки с горючим первой ступени пристыковывались к баку окислителя, образуя своеобразную пакетную схему. Такая компоновка устроила военных и была принята за основу.

«После сборки максимальный поперечный размер первой ступени равен 7,4 м… Вторая ступень диаметром 4,1 м и длиной 9,62 м имела общую моноблочную схему с хвостовым отсеком, баковый отсек с совмещенным днищем и приборный отсек. Общая длина собранной ракеты-носителя без полезной нагрузки равнялась 30,68 м, а масса сухой ракеты-носителя УР-500 равнялась 12,2 т. Нагрузка размещалась внутри обтекателя диаметром 4,1 м. Суммарная длина ракеты с полезной нагрузкой равнялась 37 м. Таким образом, ракета-носитель УР-500 была тяжелее любого варианта РН, созданной к тому времени на базе ракеты Р-7». (ЛеонтенковА.А., Васильев Г.Ю., Кондаков В. И. и др. ЦКБТМ 50 лет. Наземное оборудование/ Под. ред. докт. техн. наук профессора В.Н.Кобелева. М., 1997. С. 67). Разработка двигателя первой ступени ракеты начата по постановлению правительства от 26 мая 1962 года. Первая ступень ракеты оснащена шестью однокамерными маршевыми ЖРД РД-253 общей тягой у земли 882 тс. Двигатели разработаны в ОКБ-456 (с 1966 года – КБ Энергомаш) под руководством Валентина Глушко. Для второй ступени в КБ химавтоматики под руководством Семена Косберга разработаны маршевые двигатели РД-0210 и РД-0211. Компоненты топлива маршевых ЖРД – азотный тетраоксид и НДМГ. Космическая ракета-носитель УР-500К оснащалась третьей ступенью с двигателем РД-0212, разработанным под руководством Косберга.

«В конструкции двигателя первой ступени УР-500 Гпушко решил реализовать свои взгляды на ЖРД начала шестидесятых годов: мощный однокамерный двигатель тягой не менее 100 тс, работающий по схеме с дожиганием генераторного газа, что позволяет поднять давление в камере сгорания до 150 атм и обеспечить на компонентах AT + НДМГ удельный импульс тяги у Земли не менее 285 кгс с/кг. Эти предложения были приняты ОКБ Челомея, ив 1961 году (постановление правительства вышло в 1962 году – прим. авт.) была начата разработка двигателя РД-253». (Однажды и навсегда… Документы и люди о создателе ракетных двигателей и космических систем академике Валентине Петровиче Глушко. – М.: Машиностроение, 1998. С. 531).

Первое огневое испытание двигателя РД-253 было проведено в ноябре 1962 года. В 1963 году конструкторская документация была передана в Камский филиал ОКБ-456 – на Пермский моторостроительный завод N9 19 (позже переименован в Пермский моторостроительный завод имени Я.М.Свердлова).

Постановлением правительства от 29 апреля 1962 года общее руководство разработкой стартового и технического комплексов для МБР УР-500 возложено на ГСКБ Спецмаш, возглавляемое Владимиром Барминым.

«Впервые наземный стартовый комплекс был предложен по схеме, в которой на двух одинаковых пусковых установках (ПУ), удаленных друг от друга на расстояние 600 м, было рационально размещено большое количество агрегатов и систем для проведения подготовки к пуску и пуска ракеты. В группе сооружений, находящихся между ними, размещены технологические и технические системы, обеспечивающие выполнение работ на обеих ПУ. Взаимные расстояния между ПУ и сооружениями были выбраны с учетом защиты их от возможного аварийного взрыва ракеты». (Корнеев Н.М., Неустроев В.Н. Генеральный конструктор, академик Владимир Павлович Бармин. Основные этапы жизни и деятельности. М., 1999. С. 107). Предусматривалось создание как наземного, так и шахтного вариантов стартовых комплексов. В дальнейшем работы по шахтному стартовому комплексу были прекращены.

Технический комплекс подготовки ракеты разработан в Филиале № 2 ОКБ- 52 под руководством главного конструктора Владимира Барышева. Оборудование, созданное для подготовки УР-500 на техническом комплексе, обеспечивало разгрузку блоков в монтажно-испытательном комплексе, проведение пневмо- испытаний, сборку ракеты-носителя, комплекс электрических проверок и пристыковку полезной нагрузки. Для сборки пакета УР-500 был разработан уникальный стапель. После завершения комплексных проверок ракета перегружалась на транспортно-установочный агрегат и транспортировалась на стартовый комплекс.

Установщик стационарного типа 8У260 и агрегаты обслуживания 8Т135 разработаны в ЦКБ ТМ под руководством Николая Кривошеина.

В начале 1964 года были начаты работы по монтажу технологического оборудования наземного стартового комплекса на Байконуре. Первый пуск ракеты с использованием наземного оборудования состоялся 15 мая 1964 года.

Проект межконтинентальной баллистической ракеты УР-500 был прекращен в 1964 году.

На основе проекта двухступенчатой МБР УР-500 была создана двухступенчатая космическая ракета-носитель, позже – трехступенчатая космическая ракета-носитель УР-500К (8К82К). Так как во время испытаний были запущены космические аппараты «Протон», то за двухступенчатой ракетой-носителем закрепилось название «Протон», за трехступенчатой – «Протон-К». Конструкция была удачной. После прекращения программы «Энергия-Буран» эта ракета оказалась единственной космической ракетой-носителем тяжелого класса.

Читать еще:  Самоходная гаубица 2С2 Фиалка (объект 924) (Россия)

УР-500 / 8К82 Протон — SL-9

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Комплекс К8К82, ракета УР-500 / 8К82 «Протон» — SL-9

Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) тяжелого класса. Разработка ракеты начата ОКБ-52 генерального конструктора В.Н.Челомея в инициативном порядке весной 1961 г. Официальное решение о разработке ракеты принято Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №409-183 от 24 апреля 1962 г. Тактико-технические требования на ракету приняты Министерством обороны СССР решением №Т726 от 17.01.1963 г. Главный ведущий конструктор темы УР-500 на первом этапе — П.А.Ивенсен. С 1962 г. главный конструктор темы — Ю.Н.Труфанов. На проектном этапе непосредственное участие в определении технических параметров ракеты приняли Д.А.Полухин (позже назначен главным ведущим конструктором темы), В.К.Карраск, Г.Д.Дермичев, В.А.Выродов, Э.Т.Радченко, Е.С.Кулага, Н.Н.Миркин, Ю.П.Колоснов, В.Ф.Гусев и А.Т.Тарасов.

Проработки проекта ракеты были начаты еще во второй половине 1961 г. по инициативе В.Челомея. Разработка проекта ракеты была задана в трех вариантах:
— межконтинентальная баллистическая ракета тяжелого класса;
— глобальная ракета;
— ракета-носитель космических аппаратов массой 12-13 тонн;

На начальной стадии разработки проект прошел несколько значительно отличающихся вариантов компоновки ракеты (см.Модификации). В итоге в январе 1962 г. для доработки была выбрана схема с пакетной компоновкой первой ступени. 24 апреля 1962 г. вышло Постановление Совмина СССР (см.выше) о разработке ракеты УР-500 с окончательной компоновкой первой ступени. В мае 1962 г. на базе этого варианта был выпущен аванпроект ракеты УР-500. Эскизный проект ракеты УР-500 завершен в 1963 г. Проектирование УР-500 вцелом завершено к концу 1964 г.

После октября 1964 г. в связи со снятием с должности Н.С.Хрущева проект УР-500 был пересмотрен и разработка боевого варианта ракеты была прекращена. В работе осталась только ракета-носитель космических аппаратов.

В 1964 г. в заключении НИИ-4 на эскизный проект УР-500 была отмечена недостаточность энергетических возможностей этой ракеты, как носителя космических объектов. В то же время, наличие достаточных запасов по начальным тяговооруженностям ступеней, удельным импульсом двигателей и прочности конструкции, дало повод к выдвижению предложения о создании дополнительной третьей ступени для этой ракеты. Мнение НИИ-4 оказалось близким к аргументации Президента АН СССР М.В.Келдыша, который в 1964 г. доказал правительству, что нужда в трёхступенчатой РН на базе УР-500 с грузоподъёмностью около 20 т на орбите высотой 200 км и наклонением 51 град. чрезвычайно велика. На этом же этапе, вероятно, была прекращена разработка ракеты УР-500 в качестве МБР.

Весной 1965 г. Завод имени М.В. Хруничева изготовил блоки ракеты УР-500. Спутник-лаборатория, названный «Протон» и предназначенный для изучения космических частиц высоких энергий, включающий, кроме научной, служебную аппаратуру, солнечные батареи и сбрасываемый головной обтекатель, был изготовлен в ОКБ-52 на базе корпуса третьей ступени ракеты будущей трехступенчатой УР-500К.

Летно-конструкторские испытания ракеты 8К82 (образец ракеты — «Геркулес» или «Атлант» по разным данным — ист. — 24 апреля. ) начаты 16 июля 1965 г. со стартового комплекса на площадке №81 5 НИИП МО запуском ИСЗ «Протон-1». В ходе летно-конструкторских испытаний ракеты проводились запуски космических аппаратов серии «Протон» — всего в 1965-1966 г.г. на низкую орбиту были выведены три тяжёлых исследовательских ИСЗ «Протон-1, -2, -3», массой около 12 т каждый. В варианте ракеты-носителя УР-500 / 8К82 в базовом двухступенчатом исполнении обеспечивала доставку на орбиту высотой 200 км и наклонением 60 град. полезных грузов массой до 13 тонн.

Пуски ракеты УР-500 / 8К82 (ист. — 24 апреля):

Наименование «Протон» стало использоваться для обозначения ракет-носителей семейства УР-500 / 8К82 позже (ист. — 24 апреля. ).

3 августа 1964 г. Постановлением Совмина СССР «О работах по исследованию Луны и космического пространства» был определен срок советской экспедиции на Луну — 1967-1968 г.г. На основании Постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР №532-205 от 07.07.1965 г. в соответствии с дополнениями и уточнениями к ТТТ, в разработке и обосновании которых принимал участие институт, Центральным конструкторским бюро машиностроения под руководством Генерального конструктора В.Н.Челомея и его первого заместителя В.Н.Бугайского был разработан космический ракетный комплекс К8К82К с трёхступенчатой ракетой УР-500К или 8К82К («Протон-К»). В марте 1967 г. запуском КА «Космос-146» начались летно-конструкторские испытания ракеты-носителя «Протон-К», совмещенные с целевыми пусками ряда КА, автоматических станций и других важнейших космических объектов. Так же было принято решение о разработке проекта ракеты-носителя УР-500К — Л1, который предусматривал пилотируемый облет Луны на корабле Л-1 разработки ОКБ-1.

Пусковая установка — по первоначальному проекту должна была обеспечивать горячий старт в соответствии с ТТТ МО СССР №Т726 от 17.01.1963 г.

Наземный незащищенный стартовый комплекс 8П882К для проведения летно-конструкторских испытаний ракеты был оборудован на площадке №81 5-го НИИП Министерства Обороны (космодром Байконур). комплекс состоял из двух стартовых позиций, разнесенных на 600 м. В составе каждой позиции были: сооружение с пусковым устройством, подъемно-установочным агрегатом, агрегатом (башней) обслуживания, транспортно-установочной тележкой. Здесь же — командный пункт, хранилище горючего и окислителя, другие служебные сооружения. На стартовой позиции носитель переводился из горизонтального в вертикальное положение и устанавливался на стартовый стол подъемным устройством установщика. УР-500 крепилась своей хвостовой частью непосредственно на поворотных опорах пускового стола. Обслуживание проводилось с помощью передвижной башни на рельсовом ходу, отводимой перед стартом. Роль кабельных и кабель-заправочных мачт выполнял специальный механизм стыковки со сложным электро-, гидро-, пневморазъемом, ответная часть которого располагалась на днище центрального блока первой ступени (ист. — 24 апреля. ).


Одна из первых ракет УР-500 / 8К82 «Протон» и ферма обслуживания стартового комплекса, Байконур, площадка №81 (фото из архива ANT13, http://leninsk.ru).


Ракета УР-500 / 8К82 на стартовой позиции, площадка №81 космодрома Байконур (http://cosmopark.ru/).

Пусковой стол имеет двухлотковый газоотводной канал. В момент старта и в первые мгновения полета ракеты шесть поворотных опор стола отслеживают движение носителя до высоты примерно 100-150 мм, а затем убираются в индивидуальную нишу и закрываются защитными створками (ист. — 24 апреля. ).

Механизм стыковки разъемов, так же как и опоры, поднимается, отслеживая путь ракеты, а затем отбрасывается пневмоускорителем вниз, герметично закрываясь специальной стальной бронекрышкой, образующей рассекатель газовой струи (ист. — 24 апреля. ).

Читать еще:  Противотанковый ракетный комплекс Корсар (Украина)

Головной исполнитель по стартовому комплексу — КБ общего машиностроения (ист. — 24 апреля. ). Установщик ракеты на стартовый стол 8У260 смонтирован в Байконуре для испытаний ракеты в сентябре 1963 г. Производитель установщика — Новокраматорский машиностроительный завод (г.Краматорск, Украина, источник).


Установка ракеты-носителя «Протон-К» с космическим аппаратом серии «Космос» на пусковой стол на стартовой площадке №81, космодром Байконур, 24.06.2008 г. (http://www.federalspace.ru/).

Для подготовки ракеты-носителя (сборка ракеты, контрольные испытания) на полигоне на площадке №92 к 1965 году была создана техническая позиция с монтажно-испытательным корпусом (МИК), которая к 1980 году была дооснащена вторым монтажно-испытательным корпусом МИК-К. Головной исполнитель технической позиции — филиал № 2 ЦКБМ (ОКБ «Вымпел») — (ист. — 24 апреля. ).

На стадии проектирования (1961-1964 г.г.) прорабатывалась и шахтная пусковая установка для боевого варианта ракеты УР-500. Макет ШПУ был продемонстрирован Н.С.Хрущеву в 1964 г. во время его визита на Байконур.

Ракета УР-500 / 8К82:
Конструкция — базовый вариант ракеты УР-500 / 8К82 представлял из себя двухступенчатую ракету с пакетным размещением 6 ЖРД в отдельных гондолах на первой ступени. Вторая ступень последовательно соединялась с первой.

Здесь и далее под «ступенями» подразумеваются ракетные блоки соответствующих ступеней.


Ракета УР-500 / 8К82 в монтажно-испытательном корпусе (http://cosmopark.ru/).


Устройство ракеты УР-500. Желтым выделены баки горючего, оранжевым — окислителя (http://dic.academic.ru/, обработано).


Ракета УР-500 / 8К82 на стартовой позиции (http://cosmopark.ru/).

— 1 ступень 8С810 — аванпроект ракеты УР-500 предполагал пакетную компоновку с размещением бака окислителя и 4-х неуправляемых ЖРД в корпусе ступени и 4 управляемых ЖРД и баков с горючим в 4/8 боковых гондолах. После переделки двигателей ОКБ-456 в 1961-1963 г.г. ступень была перекомпонована. Боковых блоков стало 6, а мощность двигательной установки выросла на 12.5%.


Первая ступень ракеты-носителя «Протон-М» на заводе им.Хруничева (http://www.federalspace.ru/).


Первая ступень ракеты-носителя «Протон-К». Площадка №81, космодром Байконур, 24.06.2008 г. (http://www.federalspace.ru/).

— 2 ступень 8С811 — аванпроектом предусматривалось использование доработанной первой ступени ракеты УР-200.

— 3 ступень — аванпроектом предлагалось, что ступень будет такого же диаметра как и вторая ступень, с торообразными топливными баками, неподвижным основным и управляемым рулевым (с 4 камерами) двигателями.

Система управления: автономная инерциальная, гавный конструктор — Н.А.Пилюгин. Предполагалось использование и системы радиокоррекции — при первых испытаниях использовался пункт радиокоррекции площадки №83 полигона Байконур.

Двигатели:
— 1 ступень — на начальном этапе проектирования предполагалось использование двигателей РД-0203 / 8Д43 разработки КБХА (главный конструктор С.А.Косберг), но тяга этих двигателей (50 т) оказалась недостаточной. В ноябре 1961 г. было принято решение об использовании двигателей тягой по 150 т разработки ОКБ-456 (главный конструктор — В.П.Глушко), который так же работал на высококипящих компонентах. Было принято решение двигательную установку 1-й ступени ракеты УР-500 собрать из 4-х неподвижных ЖРД РД-253 / 11Д43 ОКБ-456 (в центре) и 4-х качающихся ЖРД 8Д43 КБХА, которые обеспечивали управление ракетой.

Предварительная проработка моделей ЖРД на высококипящих компонентах для лунной ракеты Н-1 была начата ОКБ-456 в 1960-1961 г.г. Вариант РД-253 представлял из себя двигатель с тягой 100-150 т на азотном тетроксиде и НДМГ. Однако ОКБ-1 (разработчик ракеты) настаивало на применении керосина и жидкого кислорода. В результате разработка двигателей для ракеты Н1 была поручена ОКБ-276 Н.Д. Кузнецова. 24 апреля 1962 года вышло Постановление Совета Министров СССР о разработке ракеты УР-500 (8К82). В конструктивно-компоновочной схеме, утвержденной в мае 1962 года, на первой ступени было установлено 4 неподвижных двигателя РД-253 (11Д43) и 4 качающихся ЖРД РД-0203 (8Д43) от УР-200 разработки ОКБ-154 С.А. Косберга. Однако уже в эскизном проекте, законченном в 1963 году, эта связка была заменена на 6 двигателей РД-253 на качающемся подвесе (источник).

В связи с явной сложностью комбинированной двигательной установки с двумя типами двигателей В.Н.Челомей обратился к В.П.Глушко с просьбой изменить конструкцию двигателя, перекомпоновав его и установив узел подвеса для управления вектором тяги. Просьба была выполнена, а заодно был проведен ряд работ, направленных на упрощение ЖРД и увеличение его надежности. С 1961 г. по 1963 г. велись испытания отдельных агрегатов и узлов и выбиралась штатная схема двигателя. С июня 1963 г. по январь 1965 г. проводилась отработка запуска ЖРД в условиях, максимально приближенных к летным, и на режимах, более напряженных по сравнению с представленными в техническом задании.

ЖРД РД-253 выполнен по закрытой схеме с турбо-насосным агрегатом (ТНА).

— 2 ступень — на этапе аванпроекта планировалось использвание ступени подобной первой ступени ракеты УР-200 и потому оснащенной 4 двигателями разработки КБХА с увеличенной степенью расширения сопел. Управление полетом — качанием двигателей с помощью рулевых машинок. Разработка двигателей начата в 1962 г.
Топливо — самовоспламеняющееся
Горючее — несимметричный диметилгидразин
Окислитель — тетраоксид азота

— 3 ступень — неподвижный ЖРД разработки КБХА (высотная модификация РД-0203) + рулевой 4-х камерный ЖРД открытой схемы разработки КБХА.

Ракета Протон

Галерея РН Протон

УР-500 Протон – советская/российская ракета-носитель тяжелого класса, разработанная в ОКБ-52 Челомея (ныне ГКНПЦ им. Хруничева) в 1960-хх годах.

История ракет Протон

В начале 1960-хх годов космическая гонка между СССР и США достигла апогея. Исследования космического пространства и появление огромного количества новых технологий и методик делало еще недавно разработанные ракеты морально устаревшими. Уже к началу 1960-хх руководство СССР приняло решение о создании нового поколения ракет, способных выводит в космос как большую полезную нагрузку, так и тяжелые сверхмощные ядерные заряды.

В конкурсе участвовали основные конструкторские школы: ОКБ Королева предложило ракету Н-1, ОКБ Янгеля тяжелую ракету Р-56, а ОКБ №52 под руководством Челомея предложило семейство ракет под наименованием УР – Универсальная Ракета. Челомей планировал создать сразу 4 унифицированные ракеты: легкую МБР УР-100, среднюю МБР УР-200, тяжелый носитель УР-500 и сверхтяжелый носитель УР-700.

По итогу конкурса было решено отказаться от варианта легкой ракеты. ОКБ №52 получило заказ на среднюю МБР и тяжелый носитель. Заказ на сверхтяжелый носитель получил Королев со-своей Н-1.

Изначально, УР-500 предполагал «пакетную» схему, составленную из четырех параллельно соединенных ракет УР-200, с третьей ступенью, так же созданной на базе УР-200. Со-временем от такой схемы отказались в пользу тандемной, хотя верхние ступени все же были созданы из УР-200.

Читать еще:  Проект истребителя Novi Avion (Югославия)

Ракета создавалась как гражданская – для доставки в космос тяжелых грузов, так и военная – в качестве стратегического носителя сверхтяжелых бомб мощностью до 150 мегатонн. Для этого ракета должна была быть весьма мощной, т.к., например, созданная в 1961 году водородная бомба АН602 (знаменитая Кузькина мать или Царь-бомба) мощностью 58 мегатонн весила 26,5 тонн и не помещалась в фюзеляже бомбардировщика Ту-95.

Для УР-500 были адаптированы двигатели РД-253, разработанные в КБ Глушко. В свое время этот двигатель был отвергнут Королевым в проекте Н-1 из-за применяемого в нем токсичного топлива. Было решено применить эту технологию с УР-500, хотя токсичность топлива до сих пор является главной претензией к ракетам Протон.

Над проектом надвисла серьезная опасность закрытия после отставки поддерживавшего его Хрущева. Проект УР-200 был закрыт, как дублировавший уже действующие проект МБР Р-9. Однако, после длительного противостояния политиков и инженеров УР-500 было решено сохранить в гражданской версии.

Первый пуск двухступенчатой версии УР-500 совершил в 1965 году с грузом массой в 8,4 тонны. Всего, за 1965-1966 годы было осуществлено 4 запуска, доставивших в космос спутники Протон. Изначально ракету планировали назвать Геркулес, но из-за того, что первые 2 года УР-500 доставляла в космос спутники Протон, то и ее саму стали так называть.

Тогда же началась разработка тяжелой версии Протон-К – уже трехступенчатой для возможности полетов к Луне. Эта ракета взлетела в 1967 году с прототипом будущего корабля для облета Луны.

Тем не менее, Лунная программа СССР не увенчалась успехом: из 11 запусков Протона-К и лунным кораблем полностью успешным признали только 1, а всего из 21 запуска Протона-К успешными признали лишь 6. Вкупе с неудачными запусками ракет Н-1 и тем фактом, что в 1969 году Аполлон-11 достиг Луны, в СССР программа была свернута.

Из-за высокой аварийности и большого количества доработок Протон-К была принят на вооружение только к 1978 году после 61 осуществленного пуска.

Протон-К использовалась для запуска различных научных, военных и гражданских космических аппаратов. Ракета использовалась для выведения полезной нагрузки на низкие орбиты, четырёхступенчатый — для выведения космических аппаратов на высокие. В зависимости от модификации ракета была способна вывести до 21 т полезной нагрузки на орбиту высотой 200 км и до 2,6 т на геостационарную орбиту.

В первом десятилетии XXI века ракета Протон-К сменилась модернизированной версией Протон-М, которая успешно эксплуатируется в России.

Конструкция ракет Протон

УР-200

Базовая УР-500 была двухступенчатой ракетой, у которой первая ступень – более мощная, была разработана специально, а вторая ступень унаследована от УР-200. Ракета могла вывести до 8,4 тонн груза на низкую орбиту.

Первая ступень семиблочная: один центральный, окруженный шестью боковыми блоками. Центральный блок включает хвостовой отсек, переходный отсек и бак окислителя, двигателей нет. Боковые блоки содержат хвостовые отсеки с двигателями РД-253, топливных баков и передних отсеков.

Вторая ступень состоит из переходного, топливного и хвостового отсеков. Оснащается тремя двигателями РД-0210 и одним РД-0211 (может обеспечивать наддув топливных баков).

Протон-К

Появление модификации Протон-К потребовало внести ряд изменений во вторую ступень базовой ракеты для обеспечения возможности добавления третьей и четвертой ступени. Это позволило увеличить массу полезной нагрузки и работать на более высоких орбитах.

Мощность двигателей первой ступени была увеличена на 7,7% (обновленные двигатели получили индекс РД-275).

Во второй ступени были увеличены топливные баки и изменилась конструкция переходного отсека между первой и второй ступенями.

Третья ступень – новая для УР-500 – состоит из приборного, топливного и хвостового отсеков. Ее разработали на базе второй ступени, но укоротили и установили 1 двигатель РД-0212 + небольшой рулевой двигатель РД-0214.

Протон-М

К 2012 году основной ракетой России стала обновленная модификация Протон-М. Она создана на базе модификации «К», но в нее был внесен ряд изменений, в первую очередь, в систему управления. Благодаря этому ракета эффективнее сжигает топливо, отработанные ступени возвращаются на Землю более точно, получает возможность маневрировать в космосе, а так же позволяет устанавливать более габаритные грузы. Так же двигатели РД-275 были заменены на РД-276, что увеличило на 650 кг массу забрасываемого на ГПО груза.

Все ступени используют топливо, составленное из несимметричного диметилгидразина (НДМГ или гептил) и тетраоксида азота. Это топливо позволило упростить двигатели, но считается крайне токсичным.

Разгонные блоки

Для окончательного выведения груза на орбиту и маневрирования в космосе используются разгонные блоки ДМ и Бриз-М.

Блок ДМ (изначально Блок Д) создавался в ОКБ-1 Королева. После модернизации до версии ДМ блок мог работать в космосе до 9 часов с тремя возможными запусками. Сейчас на его базе создаются новые модификации.

Блок Бриз-М предназначен для ракет Протон-М и Ангара и является универсальной и наиболее активно применяющейся системой. Блок позволяет увеличить массу нагрузки до 3,5 тонн на ГСО. Впервые был запущен в 2001 году.

Видео запуска ракеты-носителя Протон-М

Эксплуатация ракет Протон

Разработка ракеты-носителя явилась одной из основных программ в советской космонавтике. Несмотря на череду неудач в первые годы своего существования, наряду с «семёркой» (РН Восток, РН Союз и др.), Ракета Протон стала одной из наиболее используемых ракет-носителей в советской и позже в российской космонавтике. Со временем первоначальные ошибки конструкции были отработаны, и в настоящее время «Протон» является одним из самых надёжных носителей из когда-либо созданных.

Ракета Протон изготавливается на ГКНПЦ им. Хруничева. Собранные элементы ракет доставляются на космодромы по железной дороге. Окончательная сборка ракеты и подготовка к пуску осуществляется на космодроме на площадке 92А-50.

Пуски осуществляются с космодрома Байконур. Из четырех пусковых прощадок, построенных для ракеты в советский период эксплуатируются три: площадки 81Л, 81П и 200Л.

Специально для продвижения коммерческих пусков была учреждена международная компания International Launch Services (ILS). На 2011 год под эгидой ILS было проведено 72 пуска.

Начиная с 1965 года РН Протон в трех своих модификациях запускалась 409 раз (2015 год) из которых 27 пусков были неудачными и 20 частично неудачными.

Планируется, что к 2020 годам ракета уступит место новой, более совершенной и экологичной ракете Ангара.

Конструкция модификаций ракет Протон

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector