0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опытная подводная лодка проекта 616 (Россия)

Опытная подводная лодка проекта 616 (Россия)

Еще до начала Второй мировой войны немецкий инженер Вальтер разработал новый тип двигателя, способного сообщить ПЛ большую подводную скорость. Основной идеей установки Вальтера было использование на подводном ходу ПЛ парогазовой турбины, работающей на смеси водяного пара и газа, получающихся в результате сгорания топлива в специальной камере, в которую подается кислород. Последний получается за счет разложения перекиси водорода (называемой немцами ауролом или инголином). Таким образом, рабочими веществами в цикле Вальтера являются аурол, пресная вода и специальное жидкое топливо (декалин) в весовом соотношении 9:11:1.

Аурол представляет собой 85% перекись водорода удельного веса около 1,37. Декалин является продуктом гидрогенезиса нафталина и имеет структурную формулу. Удельный вес его равен 0,75; точка кипения 185-195°С, точка воспламенения около 60°С. Теплотворная способность декалина 10 000 калорий. Аурол засасывается насосом из судовых цистерн и поступает через регулировочный клапан и переключатель в камеру разложения. В ней он разлагается на кислород и воду. Причем температура достигает 450°С и вода целиком превращается в пар и смешивается с кислородом. Продукты разложения имеющие температуру 450С, поступают в камеру сгорания. В нее же из судовых цистерн специальный насос подает декалин через регулировочный клапан и соответствующий переключатель; другой насос через регулирующий клапан и переключатель подает в камеру сгорания пресную воду для снижения температуры продуктов сгорания.

Продукты сгорания декалина имеют температуру до 2200°С, смесь же паров воды и СО — около 550°С при давлении 28 атм. (у входа в реактивную турбину). Из камеры сгорания смесь водяных паров и СО поступает в турбину, проходя на своем пути через пылеотделитель. Отработанный пар из турбины направляется в конденсатор при давлении, зависящем от глубины погружения лодки, из которого через противоточный холодильник конденсата, располагаемый за бортом лодки, выкачивается конденсатным насосом; излишки воды откачиваются за борт. СО выбрасывается за борт при помощи компрессора.

Основными недостатками двигателя Вальтера были высокая стоимость аурола и его взрывоопасность. Запас аурола не мог быть восстановлен в походе или принят с борта корабля снабжения в море, т.е. заправка могла происходить только на базе. Кроме того, на вальтеровских лодках наряду с парогазовой турбинной установкой пришлось сохранить электродвигатели бесшумного хода и дизели надводного хода. Тем не менее в 1942 году в Германии были заложены четыре малых опытных ПЛ XVII серии (V-792 — V-795). Однако этим лодкам не удалось достичь проектной подводной скорости 26 узлов. Их максимальная подводная скорость составила 24 узла, а дальность плавания этой скоростью — 77 миль. Несколько позже были построены три ПЛ XVIIB серии (V-1405, 1406 и 1407).

В 1944 году была спроектирована океанская ПЛ XXVI серии с двигателем Вальтера. В том же году был выдан заказ на строительство 200 таких лодок. После капитуляции Германии ПЛ V-1406 оказались в США, а V-1407 в Англии, остальные ПЛ XVII и XVIIB серии были затоплены экипажами. В 1945 году из американской зоны оккупации перебежал в советскую доктор Статецни, один из руководителей фирмы Вальтера. Позже он фигурировал в советских документах под фамилией Статешный. Статецни предложил достать документацию фирмы Вальтера и создать коллектив из специалистов фирмы, которые остались в советской зоне, а также тех, кто собирался перейти к нам от американцев. Статецни был доставлен к представителю ВМФ Л.А.Коршунову, занимавшемуся сбором германской документации, имевшей отношение к ВМФ. Таким образом проектная документация с помощью немцев была полностью восстановлена.

В 1946 году лодкой серии XXVI занялось ЦКБ-18 под руководством С.А.Егорова. Разумеется, ей сразу же присвоили отечественное название проект 616. Максимальная подводная скорость при ходе под ПГТУ составляла около 20 узлов, а дальность плавания этой скоростью около 130 миль. Такие скорости и дальности плавания ими в то время не достигались ни одной ПЛ в мире. По своей архитектуре ПЛ представляла собой двухкорпусную конструкцию с прочным корпусом восьмерочной формы в средней его части, с легкой надстройкой и оконечностями. Прочный корпус ПЛ поперечными переборками разделялся на четыре отсека: носовой (торпедный), центральный пост, дизельный и кормовой (турбинный).

Читать еще:  Опытная крылатая ракета Torgos (ЮАР)

В носовом отсеке были расположены 4 носовых торпедных аппарата и 6 бортовых торпедных аппарата (3 на правом и 3 на левом борту), направленных под углом около 15° к диаметрали в корму. В центральном посту находились все управление подводной лодки. Боевой прочной рубки не было. Выход из центрального поста на мостик осуществлялся через специальную шахту с люком. В дизельном отсеке располагались главный дизель, гребной электродвигатель и вспомогательный дизель-генератор с обслуживающими его механизмами. В кормовом (турбинном) отсеке была расположена парогазовая турбинная установка (парогазогенератор, турбина с конденсатором, насосы, редуктор и др.).

ПЛ была одновальная. Главный дизель, гребной электродвигатель и турбина работали через общий редуктор на гребной вал. Судовой запас маловодной перекиси водорода в количестве около 120 тонн размещался в эластичных полихлорвиниловых мешках, расположенных вне прочного корпуса в междубортных цистернах легкого корпуса. Подводная лодка имела запас плавучести в надводном положении всего лишь 11%, что не обеспечивало надводную непотопляемость при затоплении одного из отсеков лодки, как это принято на отечественных ПЛ. Дальнейшего развития этот проект не получил, но позволил приступить к созданию отечественной подводной лодки с ПГТУ проекта 617.

Тактико-технические характеристики подводной лодки проекта 6 16
Водоизмещение нормальное, м 694
Длина наибольшая. м 56,2
Ширина наибольшая, м 5.44
Осадка средняя, м 5,8
Запас плавучести, в % от нормального водоизмещения 11,0
Глубина погружения предельная, м 150
Носовые торпедные аппараты для торпед калибра 533 мм, шт. 4
Бортовые торпедные аппараты для торпед калибра 533 мм. шт. 6
Общее количество торпед, шт. 10

Энергетическая установка
Турбина мощностью 7500 л.с., шт. 1
Дизель мощностью 575 л.с. при 850 об/мин., шт. 1
Дизель-генератор мощностью 275 л.с. при 1000 об/мин., шт. 1
Гребной электродвигатель мощностью 536 л.с. при 725 об/мин..шт. 1
Электродвигатель подкрадывания мощностью 71 л.с. при 335 об/мин., шт. 1
Скорость полного подводного хода под ПГТУ, уз. 19,6
Дальность плавания ею, мили 130
Скорость полного подводного хода под гребным электродвигателем, уз. 8,3
Дальность плавания ею, мили 12,0
Дальность плавания под электродвигателем подкрадывания скоростью 2 узла, мили 122,0
Наибольшая скорость надводного хода под дизелями, уз. 11,6
Дальность плавания 8-узловой экономической надводной скоростью под дизелем, мили 30
Автономность, сут. 30
Команда, чел. 33

Перспективы новейшей АПЛ «Хабаровск» с ядерным дроном «Посейдон» — эксперты

Самый закрытый проект ВМФ — атомная подлодка «Хабаровск» проекта 09851, штатный носитель перспективных ядерных беспилотных подводных аппаратов «Посейдон», строящаяся на «Севмаше» в Северодвинске, будет спущена на воду в конце мая, сообщают источники в ОПК. После спуска субмарина будет достроена на плаву, а затем отправится на испытания, которые займут не менее двух лет. Перспективы уникальной разработки обсуждают эксперты.

На сегодняшний день известно, что разработка «Статус-6», получившая название «Посейдон», будет поставлена на боевое дежурство в количестве 32 единиц, для этого специально планируется построить 8 подводных лодок.

«Посейдон» отличается небольшими по сравнению с подводными лодками размерами. Если верить информации о гигантской скорости дрона, указывают эксперты «Военного обозрения», то следует признать, что его обнаружение и относительно точная локализация будут вполне возможны акустическими методами, поскольку шум от идущей на скорости в 100 узлов торпеды (дрона) будет слышен с огромных расстояний. По мере приближения «Посейдона» к массивам донных датчиков американской системы SOSUS/IUSS возникнет возможность отправить к предполагаемому району движения торпеды противолодочные самолёты и определить её местонахождение точно. Далее возникнет вопрос поражения цели. Надо признать, что технологически Запад уже способен быстро и недорого создать оружие для этого.

Читать еще:  Опытный истребитель Ryan XF2R «Dark Shark» (США)

Базой для антиторпеды, способной при сбросе с самолёта на встречном курсе достать «Посейдон», может стать, например, европейская MU-90 Hard kill — антиторпеда, способная поражать цели на глубине до 1 000 метров. Есть и другие кандидаты в антиторпеды, та же американская CAT (Countermeasure anti-torpedo), уже испытанная с надводных кораблей и тоже оптимизированная для уничтожения скоростных глубоководных целей. Её, конечно, придётся «научить» применяться с самолёта сначала, но это не большая проблема, в конце концов, в США есть единые торпеды, применяемые как с надводных кораблей, так и с летательных аппаратов, они умеют решать такие задачи. А MU-90 с самолёта вполне себе летает, обращают внимание эксперты.

Естественно, скорость «Посейдона» будет осложнять перехват, но базирование антиторпед на самолёте даст возможность атаковать подводный дрон на встречном курсе, что позволит его всё-таки «достать», а огромное расстояние до цели, которое дрону придётся пройти, даст американцам сотни попыток.

Конечно, возможно, этот аппарат на самом деле будет красться малым ходом, например на 10−15 узлах, в «проблемной» зоне глубин — не более 100 метров, вблизи границ «слоя скачка», или, при наличии нескольких таких слоёв, — между ними. Тогда его обнаружение станет намного сложнее — океан огромен и обеспечить нужные силы и средства везде не получится. Если же «Посейдон» будет идти по маршруту на большой глубине, как и обещают, но с малой скоростью, то это сведёт к нулю возможности засечь его неакустическими методами (по радиоактивному следу или по тепловому излучению, или другими известными методами), но несколько упростит обнаружение акустическими, хотя при малой скорости засечь его будет сложно.

Что касается полезности и оправданности этого сверхоружия, они высказывают следующее мнение.

«Первое. Когда и если „Посейдоны“ рванут у американских берегов, мы все будем уже мертвы, — говорят они. — Это в каком-то смысле обесценивает вложения. Реально, смысл средств сдерживания, и оружия, и вооружённых сил в том, чтобы мы всё-таки оставались живы, желательно в таком количестве, чтобы наша культура сохранилась. Ставка на „машины судного дня“ даже с точки зрения логики выглядит небезупречно. По утверждениям некоторых товарищей в погонах, теоретические изыскания по такой торпеде идут аж чуть ли не с советских времён, а окончательная „отмашка“ на реализацию проекта была дана сразу после выхода американцев из Договора о ПРО. Элементарная логика требовала от власть предержащих задать себе два вопроса. Первый — смогут ли американцы с помощью своей ПРО отразить удар наших РВСН? Второй — при каких обстоятельствах ответ на первый вопрос будет положительным?»

Ответ один и он известен: ПРО — это только тогда ПРО, если США удалось нанести по РФ внезапный обезоруживающий ядерный удар. В другом случае ПРО не имеет смысла. А вот при пропущенном ударе — вполне имеет, ведь в обратную сторону полетит очень небольшое количество ракет.

Второй момент — «Посейдон» реально ничего не добавляет к российскому потенциалу сдерживания, полагают эксперты «Военного обозрения».

«Наши ракеты при превентивном или ответно-встречном ударе по США вполне способны снести их страну с лица Земли. Они там выживут на самом деле, но после этого их сможет завоевать даже Мексика. Что даёт ещё и сверхторпеда? Может быть она повышает боевую устойчивость стратегических ядерных сил России? Нет, не повышает, американцы пасутся на выходах из наших баз, и подолгу нагло висят на хвосте у ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. Что помешает им также „окучивать“ несколько носителей „Посейдонов“? Ничего», — считают они.

Эксперты телеграм-канала «Оперативная линия», рассматривая варианты оснащения «Посейдонами» будущих «промежуточных» субмарин, построенных на основе подлодки «Хабаровск» (проект 098531) и «Белгород» (проект 09852), указывают на такие технические характеристики, как средние размерения корпуса проекта 949а (длина 155 м, ширина 18 м, высота 24 метра, осадка 9,2 м), а также на заявленные массогабаритные характеристики «торпеды судного дня» (длина 24 м, диаметр 1,6 м, масса около 60 тонн).

Читать еще:  Проект истребителя-бомбардировщика Bell D-188A / XF-109 / XF3L (США)

В связи с этим специалисты отмечают, что необходимы дополнительная радиационная защита вследствие радиационно-ядерной природы электроустановки, пространство для технологических коридоров для доступа к каждому изделию и текущего контроля их технических параметров. Нужны дополнительные балластные цистерны/конформные баки для компенсации «выхлопа». Также обращается внимание на усиление корпуса и бронезащиты, чтобы избежать разрушения при пуске, поскольку своим ходом изделие с такой массой покинуть субмарину не сможет, а значит, необходим либо стартовый движок, либо наличие солидного запаса взрывной смеси. И последнее, по мнению наблюдателей, общее количество изделий «с нынешним названием «Посейдон» на борту каждой указанных подлодок возможно в количестве четырех, что, «скорее всего, так и будет».

EADaily добавляет, что в апреле на заводе «Севмаш» в Северодвинске состоялась официальная церемония спуска на воду первой опытной многоцелевой атомной подлодки «Белгород», являющейся носителем подводных ядерных дронов «Посейдон». Лодка относится к проекту 949А «Антей» (аналог «Курска»), который был переработан специально для таких беспилотников.

Напомним, о разработке «Посейдона» президент РФ Владимир Путин впервые объявил в послании Федеральному собранию в 2018 году. Он заявил тогда, что такие беспилотники могут быть оснащены как обычными, так и ядерными боеприпасами, что позволит им поражать широкий спектр целей, в том числе авианосно-ударные группировки, а также береговые укрепления и инфраструктуру.

Тактико-технические характеристики проекта подлодки 09851 «Хабаровск» официально не разглашаются. По данным из открытых источников, водоизмещение АПЛ составляет около 10 тысяч тонн, скорость — 30−32 узла, глубина погружения — 500 метров, автономность — до 120 суток, экипаж — не менее 100 человек.

Список проектов подводных лодок ВМФ СССР и России

Здесь приводится весь список проектов подводных лодок ВМФ СССР и России (с 1945 г. по наши дни), соответствующий списку с бывшего сайта «Атрина», а теперь находящихся в одноименном разделе сайта «Отвага». Дополнительные модификации (если они есть) указаны на странице описания каждого из основных проектов ПЛ, указанных в этом списке.

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

НОМЕР ПРОЕКТА

ШИФР ПРОЕКТА

НАЗВАНИЕ ГОЛОВНОГО КОРАБЛЯ

КОД США И НАТО

ГОД ПОСТРОЙКИ

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ

АТОМНЫЕ

639

658

К-19

HOTEL-I

667

667-А

«Навага»

К-137 «Ленинец»

YANKEE-I

667-Б

«Мурена»

К-279

DELTA-I

667-БДР

«Кальмар»

К-441

DELTA-III

667-БДРМ

«Дельфин»

К-51

DELTA-IV

941

«Акула»

ТК-208

TYPHOON

955

«Борей»

«Юрий Долгорукий»

ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ

АВ-611

«Волна»

Б-67

ZULU-V

629

Б-41

GOLF-I

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ С КРЫЛАТЫМИ РАКЕТАМИ

АТОМНЫЕ

П-627-А

653

659

К-45

ECHO-I

675

К-166

ECHO-II

670

«Скат»

К-43

CHARLIE-I

661

«Анчар»

К-162

PAPA

949

«Гранит»

К-525

OSCAR-I

667-АТ

«Груша»

К-423

YANKEE NOTCH

885

«Ясень»

«Северодвинск»

GRANAY

ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ

644

С-158

WHISKEY TWIN CYLINDER

665

С-61

WHISKEY LONG BIN

651

К-156

JULIETT

645

К-27

NOVEMBER

671

«Ёрш»

К-38

VICTOR-I

705

«Лира»

К-64

ALFA

671-РТМ

«Щука»

К-524

VICTOR-III

945

«Барракуда»

К-239

SIERRA-I

658

«Плавник»

К-278 «Комсомолец»

MIKE

971

«Щука-Б»

К-284 «Акула»

AKULA

616

617*

С-99

WHILE

613

С-80

WHISKEY-I

611

Б-61

ZULU-I

615*

М-254

QUEBEC

633

С-350

ROMEO

654

655

641

Б-94

FOXTROT

641-Б

«Сом»

Б-443

TANGO

877

«Варшавянка»

Б-248

KILO

677

«Лада»

«Санкт-Петербург»

LADA

СПЕЦИАЛЬНЫЕ И ОПЫТОВЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ (* атомные)

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ-МИШЕНИ

690

«Кефаль»

СС-368

BRAVO

СВЕРХМАЛЫЕ И МАЛЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

1851*

АС-11

X-RAY

1910*

«Кашалот»

АС-15

UNIFORM

10831*

АС-12

PALTUS

«Тритон»

865

«Пиранья»

МС-520

LOSOS

«Пиранья-2»

СПАСАТЕЛЬНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

666

С-63

WHISKEY Mod

940

«Ленок»

БС-486

INDIA

ТРАНСПОРТНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ И МИННЫЕ ЗАГРАДИТЕЛИ

632

648

664*

748*

717*

927

621

626

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

657

1840

БС-555

LIMA

1710

«Макрель»

СС-533

BELUGA

09774

БС-411

YANKEE STRETCH

ПОДВОДНЫЕ АВТОНОМНЫЕ АППАРАТЫ

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector