Опытная противотанковая САУ Henschel Jagdpanzer JPz 1-3 (Германия)
Противотанковые САУ Германии времен войны (часть 5) – Jagdpanzer IV
Успех штурмовых орудий StuG III придал немецким САУ новый импульс дальнейшего развития. Вермахт испытывал потребность в хорошо защищенных истребителях танков, обладающих низким силуэтом. Неуклонный рост количества и качества танков, применяемых союзниками, требовал все больших усилий и все более эффективных средств для борьбы с ними. По сути, именно JagdPanzer IV первым перестал именоваться штурмовым орудием, перейдя в класс истребителей танков.
Первоначально JagdPz IV по своему вооружению был идентичен последним модификациям основного танка вермахта Pz IV. Но к середине 1944 года 75-мм орудие с длиной ствола в 48 калибров себя почти полностью исчерпало, поэтому логичным был шаг по вооружению нового истребителя танков длинноствольным 75-мм орудием, которое устанавливалось на танки «Пантера». Первые версии истребителя танков начали поступать в части зимой-весной 1944 года, они обозначались JagdPz IV/48. Следующая модификация, которая встала на конвейер в августе 1944 года и получила новое 75-мм орудие с длиной ствола 70 калибров, обозначалось как JagdPz IV/70(V). Буква V обозначала принадлежность истребителей танков к фирме производителю «Фомаг» (в нем. транскрипции Vomag). Наряду с этой существовала модель САУ, которая была разработана фирмой «Алькетт», такая САУ обозначалась как JagdPz IV/70(А).
САУ в «алькеттовском» варианте отличалась боевой рубкой. У модели, производимой на «Фомаге», рубка была органичной частью бронекорпуса, в то время как на «Алькетт» она была надстройкой над стандартным шасси танка Pz IV. Из-за этого «алькеттовские» САУ имели чуть большую высоту и большую массу (примерно на 1,5 тонны), что не самым лучшим образом сказывалось на эксплуатационных и боевых качествах самоходки.
В целом у немецких конструкторов получилась довольно удачная машина, обладающая очень низким силуэтом – 1850 мм (меньше, чем у Хетцера), что позволяло ей длительное время оставаться незаметной на поле боя. Столь низкая высота объясняется, в том числе, отсутствием командирской башенки и пулеметной установки на крыше рубки. Орудие устанавливалось в шаровидной маске, что позволило конструкторам отказаться от сложного механизма наводки. Лобовая броня рубки была достаточно серьезной. 80-мм бронеплита располагалась под углом в 45 градусов, что обеспечивало экипажу защиту при попадании в САУ 76-мм снарядов советских и американских пушек.
Довольно интересно был решен вопрос со вспомогательным вооружением. По обе стороны от орудия были сделаны 2 бойницы. Через правую бойницу можно было вести огонь, используя 7,92-мм пулемет МG 42, а через левую экипаж мог стрелять из штатной штурмовой винтовки МР 44 или пистолета-пулемета МР 40.
Истребитель танков во многом был унифицирован с танком РzКрfw IV от которого без особых изменений он унаследовал корпус, трансмиссию, двигатель, ходовую часть и электрооборудование. При этом изменилось расположение топливных баков, если у танка баки располагались под поликом боевого отделения, то у Jagdpanzer IV они располагались под орудием и на месте стрелка-радиста. Дополнительный бак был расположен на месте двухтактного двигателя DKW, который на танке отвечал за вращение башни. Также изменения претерпела схема вентиляции боевой рубки и тормозов, которые теперь обдувались потоком из двигательного отделения. Коснулись изменения и эвакуационного люка, который был перемещен под сиденье наводчика.
Всего за период с января 1944 года по март-апрель 1945 года в Германии было выпущено почти 2 000 истребителей танков Jagdpanzer IV. Jagdpanzer IV/48 – 769 шт., Jagdpanzer IV/70(V) – 930 (940) шт., Jagdpanzer IV/70(A) – 278 шт.
Истребитель танков Jagdpanzer IV обладал стандартной компоновкой. В передней части корпуса машины, слева от коробки переключения передач, размещалось место механика-водителя. Еще 2 члена экипажа САУ размещались с левого борта рубки: впереди было место наводчика, за ним командира самоходки. Сиденье командира САУ размещалось под круглым люком в крыше рубки. Заряжающий располагался в дальнем правом углу боевого отделения, сверху над ним располагался второй люк.
Корпус и рубка самоходки сварные изготовлены из прокатанных гетерогенных бронеплит. Толщина брони на разных участках колеблется от 10 до 80 мм. Под сиденьем наводчика орудия размещен эвакуационный люк диаметром 440 мм. Бронеплиты соединялись между собой и каркасом корпуса при помощи сварки, корпус собирался из стальных профилей. Верхняя лобовая деталь имела 80-мм толщину и угол наклона в 45 градусов, нижняя лобовая деталь была толщиной 50 мм. и располагалась под углом в 55 градусов. Бортовое бронирование рубки доходило до 40 мм, при этом бронелисты были установлены под углом в 30 градусов.
На истребитель танков JagdPz IV ставился четырехтактный 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения Maybach HL 120TRM. Максимальная мощность двигателя – 300 л.с. при 3 000 об/мин. при 2 600 об/мин. двигатель выдавал 265 л.с. Удельная мощность составляла 12,5 л.с./т. Все самоходки оборудовались системой перелива разогретого антифриза от работающей машины в запускаемую, что упрощало пуск двигателя на морозе. Двигатель работал в связке с планетарной коробкой передач ZF Aphon SSG76, которая имела 6 передач переднего хода и 1 заднего.
Циркуляция воздуха в двигательном отсеке осуществлялась при помощи 2-х вентиляторов типа Zyklon, каждый из которых имел по 2 воздушных фильтра. Вентиляторы находились прямо над двигателем в правой стороне моторного отделения. Мощность для работы они отбирали у двигателя. Два вентиляционных отверстия находились на надмоторной плите, данные отверстия на машинах поздних выпусков прикрывались специальными бронированными жалюзи.
САУ JagdPz IV оснащалась тремя топливными баками общей емкостью в 470 литров. Подача топлива к двигателю осуществлялась при помощи двух бензонасосов Solex, также экипаж мог осуществлять подачу топлива, используя аварийный ручной насос. Все 3 топливных бака имели общую горловину, а переключатель между ними находился на приборном щитке на месте механика водителя. При движении по шоссе расход топлива составлял 220 л. на 100 км, при движении по пересеченной местности САУ потребляла 360 л. на 100 км.
Ходовая часть у Jagdpanzer IV включала в себя 8 опорных катков малого диаметра, которые были собранны попарно в подрессоренные тележки. Верхняя часть гусениц опиралась на 4 опорных катка (поздние машины в целях экономии имели по 3 катка). Ведущее колесо находилось в передней части машины, в то время как механизм натяжения гусениц и направляющее колесо располагались в корме САУ.
Стандартное радиооборудование САУ включало в себя приемопередатчик FuG 5 мощностью 10 Вт., работающий в диапазоне 27,2-33,3 МГц. Дальность работы радиостанции составляла 6,4 км. в режиме телефона и 9,4 км. в режиме ключа. Радиостанция устанавливалась на специальной антивибрационной стойке с правого борта возле места заряжающего. Штыревая антенна общей длиной 2 м. выводилась на левый борт САУ. Помимо этого каждая машина оснащалась комплектом сигнальных флажков и ракетницей, которая хранилась рядом с местом командира.
Первоначально истребитель танков вооружался орудием Рак 39 L/48 калибра 75-мм, аналогичным орудием были вооружены танки РzКрfw IV. Орудие было спарено с 7,92-мм пулеметом MG 42, и пушка и пулемет имели электрический спуск. Стандартный боекомплект орудия формировался 50% на 50% и состоял из бронебойных снарядов PzGr 39 и подкалиберных PzGr 40. Боекомплект размещался в задней части боевого отделения, под пушкой и в правой части боевого отделения за бензобаком. Боекомплект орудия насчитывал 79 выстрелов. Вертикальные углы наклона орудия составляли -5° +15°. Углы горизонтальной наводки обеспечивали отклонение пушки на 20° вправо и влево. С августа 1944 года в серию пошли САУ JagdPz IV/70, они получили на вооружение более мощную длинноствольную пушку StuK 42 L/70 с длиной ствола 70 калибров (боекомплект 55 выстрелов). Данное орудие обладало лучшей бронепробиваемостью.
В качестве оборонительного вооружения выступал 7,92-мм пулемет MG 42, расположенный с правой части боевого отделения. Стандартный его боекомплект составлял 1 200 патронов. Дополнительно экипаж имел на вооружении штурмовую винтовку MP 44 или пистолет-пулемет MP 40 с боекомплектом в 384 патрона. Часть машин дополнительно оснащалась гранатометами Nahverteidigungswaffe. В их боекомплект входило 16 осколочных гранат калибра 27 мм.
Первые серийные истребители танков Jagdpanzer IV начали поступать в армейские части весной 1944 года. Чаще всего данные машины использовали в составе специальных дивизионов истребителей танков (Panzerjaeger Abteilung). Такие дивизионы формировались в соответствии со штатами от 1 февраля 1944 года. Каждый дивизион состоял из 2-х боевых рот. В каждой роте находилось по 14 машин, еще 3 САУ находилось в составе штабной роты дивизиона. Полностью укомплектованный дивизион располагал 31 самоходкой.
Дивизионы истребителей танков, входившие в состав танковых дивизий, имели другой штат. Здесь в каждой роте насчитывалось по 10 истребителей танков (по 3 машины на взвод + машина командира роты), еще 1 Jagdpanzer IV находился в расположении командира дивизиона. Таким образом, дивизион истребителей танков состоял из 21 машины.
В качестве специализированного истребителя танков все модификации Jagdpanzer IV показали себя в боях с лучшей стороны. Особенно грозным противником для союзнических танков были модели с длинноствольной пушкой JagdPz IV/70. Достаточно хорошее лобовое бронирование и отличные немецкие прицелы позволяли данной САУ успешно поражать все типы танков стран антигитлеровской коалиции. Не особо большим преувеличением будет утверждение о том, что за исключением советского танка ИС-2, любой другой танк союзников представлял для JagdPz IV не более чем «картонную коробку». При этом в сравнении с «Пантерой», вооруженной такой же пушкой, истребитель танков стоил гораздо меньше.
При всем этом, как и у любой другой военной техники у JagdPz IV были и свои недостатки. К ним можно отнести недостаточную маневренность машины и тонкую бортовую броню. Если самоходку атаковали с фланга даже более слабые по классу противники, для нее это было смертельно опасно. При этом обнаружить опасность было достаточно трудно, так как командир машины был лишен командирской башенки с круговым обзором. Еще одним существенным недостатком можно назвать слабое поражающее действие осколочно-фугасного снаряда, при использовании по пехоте и небронированным целям. И в атаке, и в обороне САУ нуждалась в прикрытии со стороны своей пехоты, которая могла бы нейтрализовать угрозы со стороны солдат противника. Отдельно можно бы было отметить высокое давление на грунт, но оно было характерно практически для всех немецких танков и САУ. При военных действиях в Западной и Центральной Европе, где была достаточно развитая дорожная сеть, данный недостаток не имел никакого решающего значения.
Jagdpanzer IV полностью оправдал звание «истребителя танков». Данная машина была популярная в войсках и успела очень хорошо зарекомендовать себя в боевых действиях. Данная САУ стала хорошим примером того, как шасси танка (в данном случае PzKpfw IV) может использоваться для задач, которые при его проектировке даже не рассматривались.
Тактико-технические характеристики Jagdpanzer IV/70:
Масса: до 25,8 т.
Габаритные размеры:
Длина 8,50 м., ширина 3,17 м., высота 1,85 м.
Экипаж: 4 чел.
Бронирование: от 10 до 80 мм.
Вооружение: 75-мм пушка StuK 42 L/70, 7,92-мм пулемет MG-32
Боекомплект: 55 снаряда, 1200 патронов.
Двигатель: 12-цилиндровый бензиновый двигатель жидкостного охлаждения «Майбах» HL 120TRM, мощностью 300 л.с.
Максимальная скорость: по шоссе – 35 км/час, бездорожье – 18 км/ч
Запас хода: по шоссе – 210 км., по пересеченной местности – 130 км.
Классификация самоходно-артиллерийских установок Вермахта была более сложной, чем у танков. Можно выделить несколько основных классов: штурмовые орудия, самоходные лафеты, штурмовые танки, самоходные противотанковые орудия, истребители танков, зенитные самоходные орудия. Неразбериха в классификации усугублялась тем, что машины, относящиеся к одному типу, при модернизации фактически приобретали характерные особенности другого типа. Поэтому германские самоходные установки часто обозначаются так же, как и их базовые шасси, что позволяет соблюсти определенную хронологическую последовательность.
В фильме представлены фрагменты кинохроники о следующих боевых мащинах: Panzerjager I, Marder II, Marder III, Marder I, Sd. Kfz. 251/22, Hetzer, Jagdpanzer Iv, Pz. IV/70, Nashorn, Wespe, SIG 33 auf Pz. IB, StuIG 33B, Bison, Brumbar, Hummel, Sd. Kfz. 10/4, Sd. Kfz. 7/1, Sd. Kfz. 7/2, Wirbelwind, Ostwind, Mobelwagen, Sd. Kfz. 251/21, 15 cm Panzerwerfer 42, Morsergerat 040
Опытная противотанковая САУ Henschel Jagdpanzer JPz 1-3 (Германия)
В 1960 г заказ на постройку 12 прототипов ИПТО получили ветераны германского танкостроения – фирмы «Рейншталь-Ганомаг», «Хеншель-Верке» и «Руршталь». В 1961 г свои машины представили «Рейншталь-Ганомаг» и «Хеншель». Тщательно отбирались типы двигателя, трансмиссии, подвески. Из различных вариантов подвесок, например, выбрали торсионную, как наиболее отвечающую и тактико-техническим, и экономическим требованиям. На следующий год обе фирмы представили десять экземпляров ИПТО, доработанных по замечаниям заказчика. При одинаковой схеме компоновки (уже проверенной на Jagdpanzer JPz 1-3), орудийной установке, дизельном двигателе «Даймлер-Бенц» без наддува мощностью 500 л.с. (предполагалась возможность установки впоследствии наддувного дизеля) машины имели ряд отличий в конструкции шасси. В частности. ИПТО фирмы «Хеншель» имело ходовую часть с шестью опорными катками на борт, фирмы «Рейншталь-Ганомаг» – с пятью катками.
В 1962 г опытные ИПТО испытывались на новом полигоне Е41 у г Трир. В 1963 гг они прошли войсковые испытания, и в том же году на вооружение приняли вариант фирмы «Рейншталь-Ганомаг». В период испытаний ИПТО именовали «Виддер» («Баран»), но на вооружение оно поступило под простым названием – «Ягдпанцер» (Jagdpanzer – «танк-истребитель», или «истребитель танков», более полно – Kanonenjagdpanzer, «пушечный истребитель танков») и индексом JPz 4-5. «Оснащение пехоты пушечными истребителями танков позволит ей вести борьбу с танками противника на средних дальностях», – писал в августе 1963 г бундесверовский журнал «Зольдат унд Техник».
Уже в середине 1963 г заводы «Ганомаг» (г Ганновер) и «Хеншель» (г Кассель) собрали 40 серийных «Ягдпанцеров». Был готов заказ на 800 ИПТО; объявлялось даже, что его объем может быть доведен до 3000, но реальные цифры оказались скромнее: в 1963-1967 гг заводы «Ганомаг» и «Хеншель» построили по 385 «Ягдпанцеров». Отметим, что «пушечный истребитель танков» приняли на вооружение практически одновременно с основным боевым танком «Леопард», строившимся теми же заводами. «Ягдпанцер» вместе с «Леопардом» знаменовал возвращение германского танкостроения на первые места в мире с моделями собственной разработки. Правда, «Леопард» оснащался 105-мм пушкой, и вскоре унификация боекомплекта «истребителя танков» и основного боевого танка перестала выдерживаться. Тем не менее, в 1966-1968 гг бундесвер в месяц получал в среднем 40-50 ИПТО и столько же танков. Капитальным ремонтом «Ягдпанцер» с 1973 г занимался государственный завод «Индустри-Верке Саар» в г Фрейзен.
Компоновка Jagdpanzer JPz 4-5 была выполнена с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения (МТО), установкой вооружения в неподвижной рубке и совмещением отделения управления с боевым. Это обеспечило малую высоту при достаточных углах возвышения и склонения пушки. МТО и боевое отделение разделялись перегородкой. Механик-водитель располагался в рубке впереди слева, за ним – заряжающий. Справа от пушки впереди размещался наводчик, за ним – командир машины. В крыше рубки впереди слева был выполнен люк механика-водителя с откидываемой вбок крышкой, командир и заряжающий имели низкопрофильные невращающиеся башенки с круглыми люками. Перед местом командира в днище корпуса находился эвакуационный люк. В амбразуре лобового листа рубки на вертикальных цапфах монтировалась 90-мм нарезная пушка ручного унитарного заряжания, изготавливавшаяся фирмой «Рейнметалл» в Дюссельдорфе. Пушка имела ствол-моноблок с эжектором и двухкамерным активным дульным тормозом, горизонтальный клиновый затвор. По выстрелам и некоторым узлам качающейся части она была унифицирована с пушкой М41 американского танка М48А2, состоявшего на вооружении бундесвера, но ее ствол был несколько короче (длина ствола 40,8 калибра против 48 калибров у пушки М41).
Использовались унитарные выстрелы, в основном иностранного производства, массой 16-20 кг Начальная скорость сплошного калиберного бронебойного снаряда массой 10,8 кг составляла 930 м/с, эффективная дальность стрельбы по целям типа «танк» – до 1500-1600 м, дальность прицельной стрельбы – до 2000 м. Бронепробиваемость до 350-400 мм на дистанции 1600 м позволяла «Ягдпанцеру» уверенно бороться с советскими танками Т-55 и Т-62 на дальностях эффективной стрельбы. Дульный тормоз вместе с противооткатными устройствами обеспечил сравнительно небольшую длину отката. Орудийная установка массой 3,25 т была несколько смещена вправо от продольной оси машины, прикрыта литой броневой маской и допускала замену в полевых условиях. Амбразура герметизировалась гибким кожухом между маской и лобовым листом корпуса. Высота линии огня составляла 1460 мм. Углы наведения по горизонтали – ±15°, по вертикали – от -8 до +15′, приводы наведения – ручные, имелся механизм крепления ствола в походном положении (на фиксированном угле возвышения). Основной спусковой механизм – электрический, аварийный – ручной. Работу заряжающего облегчал подающий механизм. Боевая скорострельность – 9-12 выстр./мин. Боекомплект пушки размещался в рубке в стеллажах. Непосредственно на машине возился 51 выстрел.
Наводчик пользовался телескопическим прицелом, смонтированным в маске орудийной установки, а также установленным в крыше поворотным панорамным перископическим прибором с кратностью увеличения 6х. Каким-либо дальномером ИПТО не оснащалось: дальность до цели наводчик определял классическим способом – пересчетом угловых размеров объектов по формуле тысячной. Установленный в начале 1970-х гг ночной прицел усилительного типа имел дальность действия до 80 м. Для ее увеличения до 800 м сверху маски на четырех кронштейнах крепился 350-мм прожектор, работавший в видимом и инфракрасном диапазонах и помещенный в защитный кожух. Снятый с рамы прожектор с кожухом возился на корме машины с остальным ЗИП. Рабочее место командира оснащалось панорамным перископическим прибором с кратностью увеличения от 6х до 20х. Слева от пушки в той же массивной броневой маске устанавливался спаренный с ней 7,62-мм пулемет MG3 с темпом стрельбы 1000-1200 выстр./мин и ленточным питанием. Такой же пулемет в качестве зенитного монтировался над люком командира или над люком заряжающего: шкворневая установка скользила по кольцу над люком, что обеспечивало круговой обстрел. Боекомплект пулеметов – 4000 патронов. Кроме того, предусматривался отдельно возимый транспортом подразделения дополнительный боекомплект по 30 выстрелов и 3000 патронов на ИПТО.
Корпус был сварен из листов катанной стальной брони с установкой их под большими углами наклона; толщина лобовой брони достигала 50 мм. Для постановки дымовой завесы позади рубки на крыше МТО крепились восемь дымовых 76-мм гранатометов с электрическим воспламенением. Имелась и термодымовая аппаратура. В МТО в единой сборке располагались двигатель и агрегаты трансмиссии. 8-цилиндровый V-образный четырехтактный многотопливный дизельный двигатель «Даймлер-Бенц» МВ833 без наддува развивал мощность 500 л.с. при 2200 об/мин. Угол развала цилиндров двигателя – 90′, размеры цилиндро-поршневой группы – такие же, как у двигателя танка «Леопард». Справа от двигателя находились радиатор и топливные баки. Общая емкость топливных баков составляла 470 л. Для ускорения запуска двигателя при минусовых температурах служил жидкостной подогреватель. Гидромеханическая полуавтоматическая трансмиссия «Рэнк» HSWL 123 включала гидродинамический трансформатор с ручным или автоматическим включением блокировки, трехступенчатую планетарную коробку передач с переключением с помощью электромагнитных муфт, дифференциальные механизмы поворота и бортовые передачи в виде двухрядных редукторов.
Удельная мощность около 20 л.с./т и полуавтоматическая трансмиссия обеспечивали необходимую приемистость, механизм реверса -равную скорость переднего и заднего хода при практически том же времени разгона с места, что немаловажно для «истребителя танков». Правда, скорость заднего хода ограничивалась обзором механика-водителя. Допускался разворот машины на месте – примерно за 10 с. Управление движением осуществлялось с помощью рулевого колеса. Его установка, а также положение рычагов управления коробкой передач, педалей тормоза и газа облегчали переучивание на «Ягдпанцер» гражданских водителей. Для обслуживания и ремонта двигателя его крыша открывалась вверх-вперед с помощью гидропривода; для обслуживания и ремонта трансмиссии служил большой люк в верхнем кормовом листе. При наличии крана двигатель и трансмиссию можно было быстро заменить в полевых условиях.
Ходовая часть включала на борт пять опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской и три поддерживающих ролика. Первый, второй, четвертый и пятый катки были снабжены гидравлическими амортизаторами. Опорные катки и поддерживающие ролики – сдвоенные, обрезиненные. Облегченное направляющее колесо – не обрезинено; его крепление оборудовалось гидравлическим механизмом регулировки натяжения гусеницы. Ведущее колесо с двумя съемными зубчатыми венцами – заднего расположения. Гусеница – цевочного зацепления, с резино-металлическим шарниром, скелетообразным центральным гребнем, внутренней резиновой беговой дорожкой и внешними асфальтоходными подушками. На прототипах «Ягдпанцера» траки гусениц повторяли гусеницу БТР HS-30, но в серии приняли другую, более широкую гусеницу со сборным траком. Ходовая часть обеспечивала ИПТО сравнительно плавный ход. Быстрое гашение колебаний корпуса – важный параметр, поскольку ведение прицельной стрельбы предусматривалось с места и с коротких остановок. В комплект машины включили также съемные зимние «шпоры», крепившиеся на траки гусениц (вместо асфальтоходных подушек) для движения по обледенелым дорогам или мерзлому грунту. Обычно шпоры возились в специальных кассетах на бортах рубки.
ИПТО «Ягдпанцер» оснащалось радиостанцией SEM 25/35, установленной справа от рабочего места командира машины и работающей на две штыревые антенны, выведенные на крышу рубки у правого борта, а также танковым переговорным устройством. На среднепересеченной местности радиостанция обеспечивала дальность радиотелефонной связи до 35 км. На корме машины мог крепиться также телефонный аппарат для связи с взаимодействующей пехотой. Перед люком механика-водителя были установлены три призменных перископических смотровых прибора, по краям верхнего лобового листа – складные поворотные зеркала заднего вида. Для действий в темное время суток средний смотровой прибор механика-водителя заменялся прибором ночного видения усилительного типа с дальностью действия до 60 м. Восемь перископических смотровых приборов размещались по периметру командирской башенки, еще один смотровой прибор имелся перед люком заряжающего. Такое «приборное вооружение» должно было облегчить круговое наблюдение за полем боя и движение задним ходом. На лобовом листе корпуса монтировались фары, по углам корпуса – габаритные огни. В МТО размещено ППО с автоматическим или ручным управлением.
Как и все бронемашины того периода, «Ягдпанцер» герметизировалось, оснащалось ФВУ и системой кондиционирования воздуха для защиты от оружия массового поражения. Ставился обогреватель обитаемого объема. ЗИП, шанцевый инструмент и масксеть возились сзади на бортах и верхнем кормовом листе корпуса. Корзина на кормовом листе вмещала несколько канистр с топливом и водой. Герметичность корпуса позволяла без подготовки преодолевать сравнительно глубокий брод; съемный комплект приспособлений предназначался для преодоления по дну водных преград глубиной до 2,1 м. Для откачки воды, попавшей в корпус, служили два насоса. С учетом финансовых проблем ФРГ немаловажной была и дешевизна «Ягдпанцера» по сравнению с «Леопардом». По мнению тогдашнего инспектора сухопутных войск генерал-лейтенанта А. Шнеца, использование танков для борьбы с танками было бы «очень дорогостоящим решением задачи. Оно лишило бы нас возможности создавать в решающем пункте танковый кулак против танковых армад противника».
Тактико-технические характеристики Jagdpanzer JPz 4-5
Экипаж, чел. 4
Боевая масса, т 27.5
Длина корпуса, мм 6240
Длина с пушкой вперёд, мм 8750
Ширина корпуса, мм 2980
Высота, мм 2090
Тип брони – Гомогенная, сварная
Бронирование башни: лоб, мм 50
Бронирование корпуса: лоб, мм 50
Вооружение: Пушка 90-мм Rheinmetall BK 90/L40 90мм, 2 пулемёта MG-3 7,62-мм, гранатомёт дымовой
Боезапас: 51 снаряд, 4000 патронов
Максимальная дальность стрельбы, м 2000
Тип шасси Гусеничное
Тип двигателя 29,4л MTU MB 837 Aa V8
Удельная мощность, л.с/т (кВт/т) 13,38
Скорость по шоссе, км/ч 70
Запас хода по шоссе, км 385
Преодолеваемая стенка, м 0,75
Преодолеваемый ров, м 2
Преодолеваемый брод, м 1,4
Преодолеваемый брод (с подготовкой), м 2,1
Число опорных катков на борт 5
Подвеска независимая торсионная
Ягдпантера 50-х – САУ Jpz 4-5. Германия.
TankisT_Bod9 #1 Отправлено 01 окт 2011 – 15:06
Популярное сообщение!
В 50-е годы было время, так сказать, переходных САУ. Я имею ввиду, переход, от конструктивных и компоновочных решений времён Второй Мировой в строительстве самоходных артиллерийских установок, к современным САУ. То есть, при проектировании САУ, часто использовали устаревшую компоновку, с неподвижной боевой рубкой в передней части корпуса, но при этом САУ делались на базах современных для своего времени танков, и в них устанавливались современные орудия. Жизнь таких САУ, как любой переходной техники ,была недолгой, но такие машины были, практически во всех странах. Например, в СССР, это была СУ-122-54 . А, вот в Германии, такой САУ была данная машина.
Эта машина была создана в самом начале 50-х. Она делалась на одной базе с хорошоизвестной, я бы даже сказал, знаменитой, немецкой БМП «Мардер». САУ была вооружена 90-мм пушкой М36. Точно такой же, которая стояла на американских танках М47 «Паттон».
Серийное производство САУ Jpz 4-5 началось в 1965 году. И за всё время, производителями – компаниями «Хеншель» и «Ганомаг» было произведено всего 375 машин.
Корпус САУ Jpz 4-5 сваривался из листов катаной броневой стали. Наиболее мощным у САУ, было бронирование лобовой части машины: максимальная толщина брони в этом месте достигает 50 мм. Боевое отделение, как и на большинстве САУ времён ВМВ, занимало переднюю часть корпуса, моторно-трансмиссионное отделение находится сзади самоходной установки.
Подвеска у САУ была независимая, с торсионными валами в качестве упругих элементов. Ходовая часть, как видно на фото, состоит из пяти опорных катков на борт (2×5), двух ведущих колес, которые располагались сзади, двух направляющих колес, находившихся спереди, трех поддерживающих роликов на борт (2×3) и двух гусениц с резинометаллическими шарнирами.
Экипаж САУ состоял из четырех человек: командира машины, наводчика, заряжающего и механика-водителя.
90мм пушка была слегка смещена вправо относительно продольной оси машины и прикрывалась массивной броневой маской. Дальность эффективной стрельбы составляет 2000 м, а скорострельность – 12 выстрелов в минуту. Сектор наведения пушки в горизонтальной плоскости составляет 30°, а в вертикальной – от -8° до +15°. Наведение орудия на цель осуществляется с помощью ручных приводов. Пушка была установлена на вертикальных цапфах. Боекомплект САУ состоит из 51 выстрела и 4000 патронов для пулемёта. Так же САУ оснащалась инфракрасным прожектором и прибором ночного видения.
В качестве дополнительного вооружения на САУ использовался спаренный пулемет MG 3 калибра 7,62 мм (находится справа от орудия), а так же, точно такой же зенитный пулемёт, расположенный над люком командира САУ.
Кроме этого, на крыше корпуса установлено восемь дымовых гранат.
Для ведения наблюдения за местностью и наведения орудия на цель машина оснащалась оптическим прицелом для пушки и спаренного с ней пулемета, панорамным прибором наблюдения для определения дальностей и перископом механика-водителя.
Моторно-трансмиссионное отделение располагается в кормовой части самоходки, где размещаются 8-цилиндровый V-образный многотопливный дизель жидкостного охлаждения без наддува «Даймлер-Бенц» MB 837 Аа мощностью 368 кВт, который имел те же размеры цилиндро-поршневой группы, что и двигатель танка «Леопард», и гидромеханическая планетарная трехступенчатая трансмиссия фирмы «Ренк», аналогичная трансмиссии «Леопарда». Механизм реверса позволял машине двигаться назад с той же скоростью, что и вперед, а также разворачиваться на месте. Однако двигаться с высокой скоростью задним ходом не всегда было возможно из-за ограниченного обзора. Максимальная скорость движения достигала 70 км/ч.
Корпус САУ был герметичным. Машина оснащалась системой кондиционирования воздуха и фильтровентиляционной установкой. Без специальной подготовки САУ Jpz 4-5 легко преодолевала брод глубиной до 1,40 м, а с оборудованием для подводного вождения и до 2,10 м. Боевая масса Jpz 4-5 составляет 27,5 т.
В конце 70-х годов конструкторы Jpz 4-5 предложили заменить 90-мм пушку более мощным и современным 105-мм орудием с танка Леопард I. Это должно было продлить службу САУ аж до конца 80-х годов. Но, так как компоновка машины, в то время, была уже явным анахронизмом, эти планы так и остались нереализованными.
Ну и в заключении, необходимо отметить что эта САУ стояла на вооружении не только в Германии но и в Бельгии. В этой стране парк САУ Jpz 4-5 насчитывал 80 штук и они немного отличались от оригинальных немецких машин. В частности на бельгийских САУ стояла система управления огнем бельгийского производства и немецкие пулеметы MG 3 были заменены бельгийскими FN MAG 58.
ТТХ:
Экипаж, чел. 4
Тип шасси Гусеничное
Удельная мощность, л.с/т (кВт/т) 13,38
Макс. угол возвышения пушки, град 15
Макс. угол склонения пушки, град -8
Максимальная дальность стрельбы, м 2000
Длина c пушкой вперёд, мм 8750
Длина корпуса, мм 6238
Ширина общая, мм 2980
Высота по крыше башни, мм 2085
Масса боевая, кг 27500
Бронирование башни: лоб, мм 50
Бронирование корпуса: лоб, мм 50
Преодолеваемая стенка, м 0,75
Преодолеваемый ров, м 2
Преодолеваемый брод, м 1,4
Преодолеваемый брод (с подготовкой), м 2,1
Число опорных катков на борт 5
Подвеска независимая торсионная
Вооружение: Пушка M36 90-мм, 2 пулемёта MG-3 7,62-мм, гранатомёт дымовой
Боезапас: 51 снаряд, 4000 патронов.