0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опытная ракета «воздух-воздух» Р-90 (Россия)

Российские ракеты класса «воздух-воздух». История, современность и перспективы

Современные российские управляемые ракеты класса «воздух-воздух» поражают не только истребители, бомбардировщики и ударные дроны неприятеля. Их основной целью могут стать баллистические ракеты и воздушные топливозапращики, обеспечивающие бесперебойное патрулирование стратегических бомбардировщиков США, а также оснащенные системой АВАКС самолеты связи и управления.

Управляемые ракеты для истребительной авиации

Сегодня ракеты класса «воздух-воздух» (ВВ по отечественной классификации или ААМ по классификации НАТО, от английского air-to-air missile) являются пусть и не самой, но очень важной частью системы вооружений ВВС и ПВО любой из стран мира. Они обеспечивают возможность ведения полноценного воздушного боя, позволяют перехватывать и уничтожать любые воздушные цели, включая планирующие бомбы и ракеты условного противника.

Советский Союз и затем Россия долгие годы значительно уступали США и другим странам НАТО по эффективности этого оружия. Но сегодня, благодаря оснащению ракет класса ВВ новейшими ракетными двигателями, а также системами навигации и управления, отечественному ОПК удалось практически полностью преодолеть это отставание.

Выпущенные российским перехватчиком МиГ-31БМ модернизированные ракеты Р-37М найдут и уничтожат цель, находящуюся на расстоянии до 300 км. И это при том, что практически все ее западные конкуренты бесполезны на расстоянии свыше 200-220 км.

Супероружие, которым Люфтваффе так и не удалось воспользоваться

Пионерами в области разработок ракет класса «воздух-воздух» стали конструкторы Великобритании и Германии, которые практически одновременно в 1943 году предложили собственные варианты ракетных вооружений для истребительной авиации.

Британская «Артемида» (Artemis) стала первым в мире детально проработанным проектом ракеты «воздух-воздух», способным уничтожать немецкие самолеты-снаряды Фау-1. Но она оказалась настолько дорогой в производстве, что экономные англичане благоразумно решили отказаться от производства, отложив его «на потом».

Для немцев только сверхновые типы вооружений являлись надеждой на перелом в войне. Поэтому к спроектированной в том же 1943 году ракете Ruhrstahl X-4 или «Крамер X-4» они отнеслись гораздо более внимательно.

Первая немецкая ракета класса «воздух-воздух» Ruhrstahl X-4

Отличные результаты испытаний убедили Гитлера в необходимости обеспечить «Крамерами» винтокрылые истребители Фокке-Вульф Fw 190 и реактивные Месершмидт-262.

К началу 1945 года была готова первая партия этих ракет в количестве 1 тысячи штук, но беспощадный налет американской авиации на Старгардский завод BMW (западная Польша) оставил новое оружие без ракетных двигателей. А стремительное наступление Красной Армии на Берлин уже не оставило шансов на восстановление их производства.

Любители пользоваться чужими разработками

В первые же послевоенные годы американцы допустили «случайную» утечку информации о том, что их конструкторы разработали ракеты класса ААМ Hughes JB-3 Tiamat и Martin. Правда, они почему-то практически сразу же были признаны морально устаревшими, а для дальнейших разработок начали использовать документацию… «Крамеров».

Франция, наоборот, призналась, что попыталась наладить выпуск Ruhrstahl X-4 под названием АА.10, но трофейных документов катастрофически не хватало, а местные инженеры не могли похвастаться особыми знаниями в области ракетостроения.

В годы холодной войны империалистический и коммунистический лагеря готовились к открытому противостоянию. В 1955-56 годах на вооружение армии Великобритании поступили ракеты Fairey Fireflash, а Пентагон представил AIM-7 Sparrow и AIM-9 Sidewinder, различные модификации которой с успехом используются и сегодня.

Советский Союз не стал отставать, продемонстрировав миру в том же 1956 году ракету К-5 класса «воздух-воздух» или изделие ШМ по классификации НАТО. И пусть она поражала цель лишь на расстоянии 5-10 километров, К-5 стала серьезным аргументом, с которым противникам пришлось считаться.

Для сравнения: AIM-9 Sidewinder поражала цели на расстоянии до 18, а AIM-7 Sparrow – до 70 км.

Профессиональный ответ советских спецслужб и отечественных конструкторов

В 1981 году Советский Союз принял на вооружение ракету Р-33 (АА-9 «Amos»), в которой военные эксперты НАТО опознали свою AIM-54 Phoenix. Разразился жуткий скандал, но советские военные заявили, что Р-33 имеет меньший радиус действия, чем ее американская сестра, а по соображениям секретности доступ к технической документации оказался надежно закрыт.

Ракета Р-33

Совсем недавно стало известно о том, что американцы были правы, обвиняя спецслужбы СССР в отлично проведенной спецоперации по похищению сверхсекретной технической документации, а ТТХ Р-33 практически полностью соответствовали AIM-54 Phoenix.

Только в начале 90-х годов минувшего столетия Россия начала догонять страны НАТО, представив ракету ближнего радиуса действий Р-73 (АА-11 «Archer» по западной классификации), а также управляемый реактивный боеприпас среднего радиуса действия Р-77 (АА-12«Adder») с максимальной дальностью пуска в 110 км.

Западных экспертов неприятно удивили результаты малайзийско-австралийских учений, в которых «противостоявшие» страны использовали российские и натовские типы вооружений. Тогда во время учебной атаки МиГ-29 ВВС Малайзии легко поразил воздушную цель с расстояния на 15 км дальше, чем его соперник, австралийский истребитель Hornet, вооруженный ракетами AIM-7 Sparrow.

Читать еще:  Проект штурмовика COIN фирмы Martin (США)

Финишный спурт и блестящие перспективы

На сегодняшний день самой дальнодействующей ракетой мира класса «воздух-воздух» считается модернизированная версия российской Р-37М «Стрела» (по номенклатуре НАТО AA-13 «Arrow»), которая без труда подвешивается под крыльями Су-27 и Су-35, а также высотного истребителя-перехватчика МиГ-31БМ.

Уникальностью этого управляемого реактивного боеприпаса является то, что Р-37М в полете динамически неустойчива и обладает сверхманевренностью. Она без труда уклоняется от средств поражения противника и может достать любую воздушную цель, находящуюся на расстоянии до 300 км.

В июне 2017 года американский журнал The National Interest опубликовал статью под названием «Русские ракеты перекрыли кислород нашей авиации». В ней военный обозреватель Дэйв Маджумдар ужаснулся эффективности российских Р-37М и их китайских аналогов PL-15. По его мнению, эти ракеты без труда могут уничтожить американские топливозаправщики, обеспечивающие беспосадочное патрулирование стратегических бомбардировщиков В-52, а также самолеты дальнего обнаружения и управления AWACS, радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и разведчики.

В условиях современной войны без этих вспомогательных авиасредств никак не обойтись, а российские и китайские ракеты класса «воздух-воздух» ставят под сомнение пресловутое превосходство США в воздухе.

Согласно информации из открытых источников, в настоящее время инженеры отечественного ОПК вышли на завершающий этап производства новой сверхдальней ракеты класса «воздух-воздух», которая будет лететь еще дальше, чем Р-37М.

Авиационная ракета большой дальности Р-37 (РВВ-БД)

Она получит двухрежимный ракетный двигатель, станет короче на 14 см, чем Р-37М, а ее цифровая начинка позволит более качественно наводить ракету на цель.

После того как стало известно о разработке Россией гиперзвуковой ракеты Х-47М2 «Кинжал» класса «воздух-поверхность», не стоит особо удивляться, если в ближайшее время нас обрадуют известием и об использовании гиперзвука в ракетных боеприпасах класса «воздух-воздух».

The National Interest: «Русские ракеты перекрыли кислород нашей авиации»

Р-37М класса «воздух-воздух» легко отрежет F-22 и F-35 от самолетов спецназначения ВВС США

Американский журнал The National Interest обнаружил слабое место американской военной авиации и по этому поводу бьет тревогу. Этой уязвимостью могут воспользоваться российские и китайские пилоты с целью срыва мощных американских воздушных операций. И тогда, как утверждает журнал непосредственно в заголовке статьи, — «жди беды!» А воздушные операции американцы, как известно, могут проводить в любой точке Земного шара. И в это свято верит обозреватель журнала Дэйв Маджумдар: «…уменьшится эффективная дальность действия тактических истребителей ВВС США, и они лишатся возможности наносить удары в глубине китайской территории». Хорошо еще, что ничего не написал о необходимости полетов на Урал.

Озабоченность обозревателя вызвали новые китайские и российские ракеты «воздух-воздух», которыми оснащаются новейшие многоцелевые истребители. У китайцев это PL-15, у нас — Р-37М.

Нет, в своей истребительной авиации Маджумдар абсолютно уверен, она, по его мнению, сможет постоять за себя при столкновении с истребителями противника. Конечно, не в ближнем бою, где не только «толстячок» F-35, но и лучший американский истребитель F-22, заведомо слабее российских сверхманевренных самолетов. Что же касается воздушных дуэлей на дальних дистанциях, то вскоре появляющийся в истребительных частях Т-50 (ПАК ФА), сможет постоять за себя не хуже, а то и лучше. Да и уже эксплуатирующийся Су-35С в связке с самолетом ДРЛОиУ не уступает «американцам» по части раннего обнаружения цели.

Промежуточные итоги применения ВВС Асада в 6-летней войне с боевиками

The National Interest обеспокоен угрозой со стороны китайских и российских истребителей для «нормального проведения крупных воздушных операций». Таких, например, какие имели место при нанесении массированного удара по Ираку в 1991 и 2004 годах.

Успех таких операций зависит не только от доблести и мастерства пилотов истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков. Но и от безотказной работы авиации обеспечения — специальной авиации. К ней относятся самолеты-топливозаправщики, позволяющие ударным самолетам длительное время находиться в воздухе беспосадочно. А также самолеты дальнего обнаружения и управления AWACS, радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и разведчики. Вся эта карусель работала в Ираке нормальным образом, поскольку специальная авиация (кроме, пожалуй, разведчиков) действовала за пределами зоны ПВО, и к ней не подпускались на расстояние ракетного выстрела истребители-перехватчики противника.

С Россией и современным Китаем такие штуки не проходят. Поскольку истребительная авиация этих двух стран оснащена ракетами «воздух-воздух», способными преодолевать значительные расстояния. Расстояния, достаточные для того, чтобы поражать топливозаправщики, прерывая цепочку последовательных заправок. То же самое грозит и АВАКСАм, которые являются глазами и ушами истребителей. Правда, F-22, имеющий мощную РЛС может действовать и самостоятельно, хоть при этом несколько и снизится его боевая эффективность. Но «Рапторов» в ВВС США совсем немного, преобладают уже становящиеся архаичными F-15 и F-16, в серьезной мясорубке им необходим «поводырь» — АВАКС.

Маджумдар сетует на то, что самолеты вспомогательной авиации абсолютно неуклюжие, не способны совершать противоракетные маневры. И это, действительно, так, поскольку все они построены на базе пассажирских лайнеров компании Boeing. Правда, оснащены защитными средствами — комплексами РЭБ и отстреливаемыми тепловыми ловушками для дезориентации инфракрасных головок самонаведения (ГСН) атакующих ракет. Так что степень беззащитности этих самолетов Маджумдаром несколько преувеличена. Хотя, конечно, современные российские ракеты обладают повышенными возможностями противодействия системам РЭБ противника. К тому же ГСН у них радиолокационного типа, и тепловые ловушки не способны повлиять на траекторию ракеты.

Читать еще:  Экспериментальный ВКС Boeing X-37B (США)

Действительно, по дальности с российскими ракетами «воздух-воздух» никто в мире конкурировать не в состоянии. Ракета Р-37, разработанная в 90-е годы в НПО «Вымпел», имеет дальность в 300 км. Более того. В сертификате на модификацию Р-37М записано, что ее дальность превышает 300 км. И это было доказано в ходе испытаний ракеты. Конкуренты не дотягивают и до 200 км.

Р-37М вооружен перехватчик МиГ-31БМ. Это тоже новейшая модификация самолета, имеющего боевой радиус в 750 км и максимальную скорость, равную 3000 км/ч. Тоже в своем роде самолет-рекордсмен, не имеющий равных по скоростным параметрам. Сложение уникальных характеристик самолета и ракеты позволяют МиГу гарантированно перехватывать любые аэродинамические цели на дальних подступах. То есть американская вспомогательная авиация не представляет для российского перехватчика никакой проблемы.

Также этой ракетой планируется вооружить Су-35С и Т-50, который совсем скоро перестанет называться перспективным, заняв место в ВВС России.

Вес ракеты — 510 кг, вес осколочно-фугасной БЧ — 60 кг. Длина — 4,06 м, диаметр — 0,38 м. Система наведения — инерциальная, допускающая в случае необходимости радиокоррекцию. На финишном участке полета включается активная РЛС ГСН, имеющая угол захвата цели, равный 120 градусам. Имеется два взрывателя — контактный и срабатывающий при приближении к цели на расчетное расстояние. На финальном участке скорость достигает 5 М. Ракета способна уничтожать цели, маневрирующие с ускорением 10g. То есть увернуться от Р-37М крайне непросто даже F-22, маневрирующему с ускорением 9,5g, не говоря уж о неповоротливом топливозаправщике KC-135.

Высота поражаемых целей — 25 км. И тут пессимизм The National Interest вполне понятен — потолок самолетов вспомогательной авиации гораздо ниже.

Одновременно с принятием на вооружение Т-50 должна подоспеть еще более «ужасная» для американцев сверхдальняя ракета КС-172, разрабатываемая в екатеринбургском КБ «Новатор». Дальность этой ракеты достигает 400 км. Максимальная высота перехватываемой цели — 30 км, перегрузка — 12g, скорость — 4000 км/ч. То есть таких самолетов, с которыми не способна справиться «новаторская» ракета в мире пока не существует.

Создавая эту ракету, конструкторы пошли путем своих израильских коллег. Но сделали все наоборот. Израильтяне адаптируют ракеты «воздух-воздух» к зенитно-ракетным комплексам. Екатеринбуржцы за основу КС-172 выбрали ракету от ЗРК С-300.

Довольно необычным было спасение проекта, который забуксовал в 90-е годы в связи с безденежьем. Деньги на разработку дала Индия, которая крайне заинтересована именно в этой ракете с рекордной дальностью. Впоследствии к финансированию подключилось и российское правительство.

Ракета «посолиднее», чем Р-37М, ее стартовый вес составляет 700 кг. Вес БЧ — 50 кг. Длина — 7,4 м, диаметр — 0, 51 м. Взрывателей, как и у Р-37М, два — дистанционный и контактный. Наведение на пассивном участке траектории инерциальное. За 100 км до цели (видимо, это справедливо для крупных целей типа топливозаправщиков) включается захват ГСН активного радиолокационного типа. О радиокоррекции ничего не известно.

И, наконец, о китайской ракете PL-15. Можно предположить, что она названа в качестве серьезной угрозы только потому, что в последнее время американские военные Россию всегда упоминают вместе с Китаем.

О китайской перспективной ракете известно совсем мало. Есть сведения, и китайцы этого не скрывают, что она превзойдет лучшую американскую ракету «воздух-воздух» AIM-120. Заявлено, что дальность PL-15 — «чуть меньше 200 километров». То есть, похоже, что китайские конструкторы не только воспроизвели, но и несколько улучшили последнюю американскую модификацию AIM-120D с дальностью в 180 км. Так что можно предположить, что это, как в фильме «Бриллиантовая рука»: примерно то же самое, но с перламутровыми пуговицами.

Планы Минобороны РФ по строительству новых универсальных крейсеров выглядят заранее обреченными

Ракета AIM-120D, принятая на вооружение в 2007 году, в дополнение к инерциальной системе наведения и активной РЛС ГСН имеет еще и коррекцию от датчика GPS. Ее дальность составляет 180 км. Вес БЧ — 20,5 кг. Вес ракеты — 160 кг. Скорость — 4 М.

На вооружении ВВС США могла бы находиться и более дальняя ракета AIM-152. Ее расчетная дальность — 270 км. Разработка ракеты продолжалась до 1992 года. После чего финансирование прекратилось в связи с «окончательной и бесповоротной победой» в холодной войне. Однако время не стоит на месте. Остановившийся в конечном итоге вынужден догонять ушедших вперед.

Почему борьба с COVID-19 по рецептам Запада не приносит успеха

За что китайцы критикуют наш пропиаренный новый танк, который подбили в первом бою

Читать еще:  Пулемёт Рассела Робинсона (Австралия)

Когда Беларусь станет нейтральным государством, мы останемся без ответного удара

Современные российские ракеты класса «воздух-воздух»

Пуск ракеты Р-27

Ближе к концу холодной вой­ны советская ракетная про­грамма совершила большой скачок вперед. Однако было при­нято считать, что советские ракеты класса «воздух — воздух» (ААМ) уступают западным аналогам.

Сегодня положение вещей кар­динальным образом изменилось. Россия может гордиться своими ААМ, которые не только не усту­пают, а в ряде случаев и превосхо­дят западные образцы. Появление российских высокотехнологичных ракет и усовершенствованных двигательных установок привело к тому, что теперь уже Запад на­ходится в положении догоняющей стороны.

В начале 90-х годов прошлого столетия Запад был вынужден признать высокие боевые харак­теристики и надежность россий­ской ракеты «воздух — воздух» ближнего радиуса действия Р-73 (АА-11 « Archer ») и ее ближайшей родственницы среднего радиуса действия Р-77 (АА-12 « Adder »). Превосходство российских мо­делей стало особенно очевидно в ходе учений, во время которых самолеты МиГ-29 Королевских ВВС Малайзии «сражались» про­тив F / A -18 A Королевских ВВС Австралии. МиГ-29 выпустил свои учебные Р-77 приблизительно на 15 км дальше, чем Hornet , воору­женный ракетами AIM -7 Sparrow .

Среди первых ракет класса «воз­дух — воздух» единственной со­ветской ракетой, которая могла бы сравниться с западными образцами, была K -13/ P -3 C (АА-2 « Atoll ») — творчески созданный аналог ра­кеты AIM -9. Затем разработали новую ракету ближнего радиуса действия Р-60 (АА-8 « Aphid »), которая выпускалась серийно и по­ставлялась в другие страны. Появ­ление Р-60, пригодной для ведения различных видов боевых действий, ознаменовало собой начало «совет­ского ракетного ренессанса».

В число ракет, поступивших на вооружение позднее, вошли ра­кеты, действующие за пределами видимости BVR(они были до­вольно надежными, но, считалось, еще уступали западным аналогам), и ракета ближнего радиуса дей­ствия Р-73 (АА-11 « Archer »), кото­рая с самого начала превосходила все современные западные модели. Ее быстрее остальных довели до класса оружия, способного пора­жать цели под углом к оси движе­ния самолета-носителя. К последним российским ра­кетам, уже поступившим на во­оружение, относится Р-77 (АА-12 « Adder »), создание которой было завершено перед самым оконча­нием холодной войны. Эта ракета BVR принадлежит к тому же классу, что и AIM — 120 AMRAAM , и является оружием типа «вы­пустил — забыл». Ею оснащены новейшие модели МиГ-29 и Су-27, включая производимые на экспорт Су-30МК. Эту же ракету ВВС Ин­дии приспособили для переноски на усовершенствованных МиГ-21 Bison . В данный момент модер­низация ракет серии Р-77 идет по пути совершенствования и созда­ния альтернативных типов головок наведения и увеличения дальности полета. Для этого, в частности, раз­работан прямоточный воздушно- реактивный двигатель Р-77М-ПД, с которым радиус действия ракеты может быть увеличен до 160 км.

На подходе новое поколение ра­кет дальнего радиуса действия, которое должно закрепить пре­восходство России в этой области вооружения. Правда, и затраты на реализацию новейших проек­тов будут велики. Возможно, их не удастся осилить без крупных заказов со стороны зарубежных государств. Но вполне вероятно, что российским ученым удастся самостоятельно создать новое по­коление ракет ближнего радиуса действия, не требующих столь высоких затрат. Тогда Россия со­хранит свое преимущество перед другими странами в этом ключе­вом виде вооружения.

Происхождение ряда ракет класса «воздух — воздух», которыми вооружены сегодня новейшие российские истребители, корнями уходит к американским AIM-9B Sidewinder, которые были найдены на территории Китая после боев в районе острова Тайвань. Это позволило советским конструкторам создать в 70-х годах прошлого века обладавшие ограниченными возможностями модели Р-ЗС. Позже советские и российские ракеты не только перестали уступать зарубежным образцам, но по многим показателям и превзошли их.

Ракета Р-60, по натовской классификации — АА-8 « Aphid », имела небольшие размеры, но относительно массивные управляющие плоскости, и создавалась специально для ближнего маневренного боя. Наряду с малым радиусом действия это должно было обеспечить ей хорошую маневренность, однако на практике ограниченные воз­можности головки наведения сделали модель менее эффективной. Поступив на вооружение примерно в 1973 году, ракета намного уступала американской AIM-L, принятой на вооружение в 1976 году. Помимо малой величины и непривычной аэродинамической конфи­гурации, стоит отметить в числе особенностей то, что на Р-60 можно было установить боеголовку с сильно обедненным ураном, который должен был максимально увеличить кинетическую энергию головки при ее столкновении с целью.

Р-73 (АА-11 «Archer»)

Р-73 предназначалась для поражения целей, смещенных от оси дви­жения самолета-носителя, и оснащалась прицелом с очень широ­кой полосой захвата. Теперь летчик не был связан ограниченными возможностями поворотного устройства пусковых направляющих и мог поразить объект в любой точке передней полусферы. При этом ему не приходилось маневрировать, чтобы захватить его на дисплее лобового стекла. У следующих модификаций Р-73 увели­чился радиус действия, были усовершенствованы бортовые систе­мы и повысилась сопротивляемость контрмерам противника. Была также разработана модель Р-73, с помощью которой можно было сбивать летящие сзади самолеты противника.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector