0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опытная самоходная гаубица SP70 (Европа)

Опытная самоходная гаубица SP70 (Европа)

В 1968 году Великобритания и ФРГ (через два года к ним присоединилась Италия) начали совместную разработку 155-мм буксируемой гаубицы FH70, которая в 1976-м была принята на вооружение. К началу 1984 года в артиллерийские части сухопутных войск стран-разработчиц поступило почти 600 таких орудий. Обладая довольно высокими огневыми возможностями, буксируемая гаубица FH70 однако не в полной мере отвечала требованиям, предъявляемым к орудиям бригадной артиллерии в плане защищенности личного состава расчетов, боеготовности и подвижности. В связи с этим названные выше страны заключили в 1973 году новое соглашение — о совместном создании 155-мм самоходной гаубицы SP70. Межправительственный комитет по ее разработке образовал в Западной Германии объединенное конструкторское бюро, в которое вошли представители нескольких фирм, в том числе «Рейнметалл» (ФРГ) и «ОТО-Мелара» (Италия), а также специалисты английского научно-исследовательского центра по разработке вооружения.

Бюро следующим образом распределило ответственность за создание, а затем и производство основных элементов гаубицы:
Великобритания — башня, боеукладка, магазин для артснарядов, механизм поворота башни, прицельные приспособления, механизм подачи боеприпасов в башню; Италия — вспомогательная энергоустановка (дизель мощностью 35 л. с. с электрогенератором и гидронасосом) для обеспечения работы всех систем башни при неработающем основном двигателе, система питания основного двигателя, люлька и противооткатные устройства гаубицы, подъемный и уравновешивающий механизм; ФРГ — гусеничное шасси с главной силовой установкой (без топливной системы), электрические и гидравлические системы, ствол, полуавтомат заряжания, сборка самоходных гаубиц, выпуск инструкции по их эксплуатации.

При конструировании самоходной гаубицы бюро было обязано использовать метрическую систему мер, выдержать требования стандартов по ограничению габаритов на перевозки по железной дороге и веса для возможности движения ее по мостам класса грузоподъемности 50 т, а также обеспечить ведение огня имеющимися в НАТО обычными и ядерными боеприпасами.

Для сокращения сроков и расходов на разработку SP70 было решено максимально использовать агрегаты, механизмы и узлы от уже созданных и серийно производимых систем оружия, в том числе гаубицы FH70, танков «Леопард» и боевой машины пехоты «Мардер».

На первом этапе, закончившемся в 1980 году, фирмы-разработчицы построили пять опытных образцов самоходной гаубицы, которые были подвергнуты интенсивным лабораторным и полигонным испытаниям. Почти все характеристики гаубицы SP70, за исключением скорострельности, оказались близкими к требуемым.

После доработки механизма подачи боеприпасов и внесения некоторых изменений в конструкцию корпуса, противооткатных устройств и ряда других узлов было изготовлено еще десять опытных образцов, которые в 1982 году прошли инженерные испытания по обширной программе в ФРГ, а в 1983-м — испытывались военнослужащими и представителями фирм на территории стран-разработчиц.

Конструктивно самоходная гаубица SP70 состоит из башни с вооружением и шасси. Башня кругового вращения сварена из пяти основных штампованных и катаных броневых листов алюминиевого сплава, защищающих экипаж от осколков снарядов и мин, а также от огня стрелкового оружия. Она установлена в средней части гусеничного шасси. Погон башни имеет герметизирующее уплотнение, что обеспечивает водонепроницаемость корпуса, а благодаря наличию фильтровентиляционной установки — защиту экипажа от воздействия радиоактивной пыли, химического и биологического оружия Толщина брони башни составляет около 50 мм.

В передней части башни на цапфах с быстросъемными подшипниками установлена 155-мм гаубица, представляющая собой орудийную часть буксируемой гаубицы FH70 и имеющая одинаковые с ней баллистические характеристики. Автофретированный ствол рассчитан на максимальное давление пороховых газов около 3800 атм. Он имеет 48 нарезов постоянной крутизны с шагом, равным 20 калибрам, снабжен двухкамерным дульным тормозом, уменьшающим силу отката, и эжектором из армированной стекловолокном пластмассы (в отличие от ствола гаубицы FH70). Казенник навернут на трубу ствола с натягом. Общая длина ствола 6022 мм (почти 39 калибров), живучесть при стрельбе на полном (восьмом) заряде составляет 2500 выстрелов. Полуавтоматический затвор с вертикальным перемещением клина имеет кольцевой обтюратор.

Для облегчения герметизации боевого отделения гаубица снабжена цилиндрической люлькой, на правой стороне которой у казенной части прикреплен поворотный рычаг механизма заряжания с приемным лотком для снаряда. Противооткатные устройства состоят из двух гидравлических тормозов отката, расположенных симметрично относительно ствола, и одного гидропневматического накатника. При стрельбе на всех углах возвышения они обеспечивают постоянную длину отката, равную 700 мм.

Подъемный механизм орудия гидропневматический. Его цилиндр, прикрепленный своей проушиной к крыше башни, имеет отдельную камеру компенсационного механизма, автоматически обеспечивающего полную уравновешенность качающейся части орудия при любом угле возвышения, что способствует уменьшению рассеивания снарядов при стрельбе.

Поворот башни при наведении орудия по азимуту осуществляется с помощью гидропривода. По окончании наводки, а также при выстреле и на марше башня автоматически стопорится многодисковым фрикционным тормозом. Управление поворотом орудия в обеих плоскостях наведения выполняется одной рукояткой через электросервоприводы, а при выходе их из строя — ручным аварийным приводом.

В корме башни смонтированы трехрядный магазин на 32 снаряда, подаватель снарядов и девять цилиндрических контейнеров для пороховых (метательных) зарядов.

Из пяти членов экипажа в башне размещены четверо, из них трое — командир, наводчик и заряжающий № 1 — правее орудия. Перед командиром находятся цифровые отображающие устройства пульта управления наводкой орудия по углу возвышения и по азимуту, а также средства управления радиосвязью. Над сиденьем есть люк, через который командир имеет доступ к установленному на турели 7,62-мм пулемету для обстрела воздушных и наземных целей.

Наводчик располагается правее командира. Он имеет панорамный перископический прицел четырехкратного увеличения, используемый при стрельбе с закрытых позиций. Для ведения огня прямой наводкой применяется перископический прицел шестикратного увеличения. Заряжающий № 1 обслуживает магазин с артиллерийскими снарядами, устанавливая на них вручную взрыватели и управляя со специального пульта всем процессом заряжания гаубицы. По команде командира он нажимает на пульте кнопку с названием нужного снаряда, после чего подаватель ав томатически извлекает из магазина снаряд указанного типа и помещает на приемный лоток, с которого досылатель отправляет его в зарядную камору.

Достоинством полуавтоматического механизма заряжания гаубицы SP70 является то, что он не требует приведения ствола к какому-то фиксированному углу заряжания, а при выходе из строя электрогидравлического привода можно вести огонь, заряжая орудие вручную. К его недостаткам они относят сравнительно малое быстродействие (скорострельность ограничена 6 выстр./мин).

На левой и правой стенках башни имеется по одному большому прямоугольному входному люку, закрываемому бронированной дверью. Снаружи на передней части башни установлены два четырехствольных дымовых гранатомета, а на задней (кормовой) — шарнирный подъемноподающий механизм с гидроприводом, предназначенный для пополнения боекомплекта. При необходимости с его помощью можно вести огонь, получая снаряды не из магазина, а с грунта или с машины подвоза боеприпасов (подают два спешившихся члена экипажа), но при этом скорострельность снижается до 4 выстр./мин.

Читать еще:  Опытный бронетранспортёр ЗИЛ-153 (СССР)

Для стрельбы из гаубицы SP70 применяются выстрелы с осколочно-фугасным, дымовым и осветительным снарядами, входящими в боекомплект буксируемой гаубицы FH70. Английский 155-мм осколочно-фугасный снаряд L15A1 по сравнению с американским Ml07 имеет большую длину (788 мм против 604), лучшую аэродинамическую форму, а главное — значительно больший вес ВВ (11,3 кг), что увеличивает его эффективность почти в 2 раза. Западногерманские дымовой DM105 и осветительный DM106 снеряды имеют одинаковые с L15A1 баллистические характеристики. Они снабжены дистанционными взрывателями. Четыре капсулы с гексохлорэтаном выталкиваются из корпуса дымового снаряда на высоте около 200 м. После их падения на землю образуется дымовое облако, сохраняющееся в течение примерно 4 мин. Осветительный состав снаряда DN106 отделяется от корпуса на высоте 600—800 м и, опускаясь на парашюте (со скоростью 5 м/с), освещает участок местности диаметром до 800 м в течение примерно 1 мин.

В боекомплект SP70 войдет также активно реактивный осколочно-фугасный снаряд дальностью стрельбы до 30 км. Для поражения бронированных целей, в том числе танков, возможно использование американских артиллерийских снарядов: управляемого М712 «Копперхед» (с лазерной полуактивней головкой самонаведения) и кассетного М483А1, содержащего 88 кумулятивно-осколочных элементов. Из гаубицы можно вести огонь практически всеми 155-мм боеприпасами, имеющимися в армиях стран НАТО.

Шасси самоходной гаубицы гусеничное, с задним расположением ведущих колес. Оно аналогично шасси западногерманского основного боевого танка «Леопард-1», однако корпус сварен не из стальных, а из алюминиевых броневых листов. В качестве силовой установки используется восьмицилиндровый V-образный многотопливный дизельный двигатель МВ871 жидкостного охлаждения с турбонаддувом. Практически он представляет собой г/з 12-цилиндрового двигателя танка «Леопард-2» мощностью 1500 л. с. (от этого танка взята и бортовая передача). Двигатель установлен в кормовой части корпуса в едином блоке с гидромеханической трансмиссией, системой охлаждения и воздушными фильтрами. Разогрев его перед запуском в условиях низких температур производится от вспомогательной энергоустановки.

Ходовая часть шасси имеет по семь сдвоенных алюминиевых опорных катков и по четыре поддерживающих катка на сторону. Подвеска торсионная, с гидравлическими амортизаторами на первом, втором, третьем, шестом и седьмом опорных катках.

Самоходная гаубица SP70 по основным характеристикам превосходит все другие орудия калибра 155 мм, созданные в западных странах, и является универсальной артиллерийской системой для непосредственной огневой поддержки сухопутных войск, поражения бронированных и незащищенных целей, подавления и уничтожения артиллерии противника. Большая дальность стрельбы (до 30 км) позволяет располагать огневые позиции САУ SP70 на значительном удалении от переднего края и тем самым затрудняет противнику их обнаружение. С другой стороны, из этих орудий можно обстреливать цели как на переднем крае, так и в тактической глубине обороны противника, расстраивать боевые порядки его войск, сосредоточивать (без смены огневых позиций) огонь большого количества САУ по тому или иному важному объекту.

Сравнительно высокая скорострельность гаубицы дает возможность повысить эффективность внезапных огневых налетов, уничтожать большее количество целей в отведенное время, а также более действенно вести огонь прямой наводкой по движущимся целям. Последнему обстоятельству способствует и хорошая кучность стрельбы, которая благодаря более совершенной конструкции орудия и использованию новых прицельных систем примерно в 2 раза лучше, чем у других гаубиц аналогичного калибра.

Достоинством SP70 считается также относительно малое (всего несколько минут) время перевода ее из походного положения в боевое. Высокая подвижность дает возможность самоходной гаубице действовать в тесном взаимодействии с танковыми частями. Она может быстро покидать огневые позиции и занимать новые, выбирая их в наиболее удобных местах.

Броневая защита самоходной гаубицы почти в 2 раза лучше, чем у американской САУ M109, что позволяет ей следовать непосредственно за своими наступающими войсками и выполнять боевые задачи под огнем противника. А наличие фильтровентиляционной установки обеспечивает действия на зараженной местности.

Серийное производство SP70 планировалось начать в 1985 году, а поставки в сухопутные войска стран-разработчиц — в 1987-м. Всего было намечено выпустить около 640 единиц, из которых 400 предназначены для Германии.

Однако проект сталкнулся с рядом технических проблем на стадии разработки и дальнейших испытаниях опытных образцов. Основные проблемы заключались в надежности оборудования в таких областях: башни и боеприпасов, системы заряжения. В 1985 году Германия прекратила дальнейшее финансирование развития проекта, после оценки всех испытаний из-за недостаточной надежности многих систем SP70. Было принято решение проект заморозить, поскольку американская 155-мм самоходная гаубица M109 уже предлагалась на рынке и по ряду показателей превосходила опытные образцы SP70.

Позже Германия, Италия и Великобритания использовали опыт, накопленный в этом международном проекте для разработки собственных самоходных гаубиц: немецкой — PzH-2000, итальянской — Palmaria и британской — AS90.

Боевой вес, — 43,5
Экипаж, человек — 5
Габаритные размеры м:
длина в походном положении — 10.2
ширина — 3,5
высота по крыше башни — 2.8
Клиренс, м — 0.4
Ширина гусеницы, м — 0.5
Вооружение (количество—калибр, мм):
гаубица — 1 — 155
пулемет — 1 — 7.62
Углы обстрела, град.
горизонтальный — 360
вертикальный — от -25 до +70
Максимальная дальность стрельбы, км:
обычным снарядом — 24
активно-реактивным — 30
Максимальная начальная скорость снаряда, м/с — 827
Вес снаряда, кг — 43.5
Максимальный вес порохового заряда (№ 8). кг — 12
Повышенная скорострельность. выстр./мин — 6
Максимальная скорострельность 3 выстр. за 10 с
Мощность двигателя, л. с — 1000
Максимальная скорость движения, км/ч — 68
Запас хода по дорогам, км — 420

Полевая гаубица FH-70

К началу 1960-х годов основу полевой артиллерии стран НАТО составляли орудия, созданные в годы Второй мировой войны, или даже еще до нее.

Эти орудия уже не отвечали требованиям времени в отношении прежде всего дальности стрельбы, скорострельности, подвижности. На повестку дня встал вопрос о разработке новых артиллерийских систем. Помимо улучшенных тактико-технических характеристик они должны были обладать еще одним важным для коалиции качеством — унификацией. Именно с этой целью в 1963 году были подготовлены «Базовые военные требования 39» (Basic Military Requirement 39) к новым 155-мм гаубицам. Им должны были соответствовать все вновь разрабатываемые в странах НАТО полевые орудия этого калибра.

В 1968-м, после нескольких раундов переговоров и согласований, Великобритания и ФРГ подписали соглашение о совместной разработке 155-мм буксируемой гаубицы FH-70 (Field Howitzer-70, то есть «полевая гаубица 70-х годов»).

В британской армии она должна была заменить 137-мм пушки-гаубицы, а в бундесвере — 155-мм гаубицы M114 (американского производства). В 1970-м к программе присоединилась Италия, армии которой также требовалась замена для M114. К разработке привлекли ведущие оружейные концерны этих стран: британский «Виккерс», западно-германский «Рейнметалл» и итальянский «ОТОМелара».

Основные требования к FH-70 заключались в следующем:

  • наличие вспомогательной силовой установки, обеспечивающей самостоятельное передвижение на короткие дистанции;
  • дальность стрельбы 24 км обычным снарядом и 30 км — активно-реактивным;
  • скорострельность: три выстрела в первые 15-20 секунд, 6 выстр./мин. в течение непродолжительного времени и 2 выстр./мин. при продолжительной
    стрельбе;
  • способность вести огонь как существующими НАТОвскими снарядами калибра 155 мм, так и новыми боеприпасами.
Читать еще:  Бронетранспортёр EE-T4 Ogum (Бразилия)

Отработка конструкции FH-70 велась на девятнадцати прототипах. В 1976-м гаубицу приняли на вооружение, а два года спустя началось серийное производство.

КОНСТРУКЦИЯ

Ствол гаубицы FH-70 длиной 39 калибров (6,02 м) имеет двухкамерный дульный тормоз (поглощающий 32 % энергии отката) и полуавтоматический клиновидный затворный механизм. Лафет FH-70 оборудован раздвижными лапами станины и вспомогательной силовой установкой (четырехцилиндровым бензиновым мотором «Фольксваген») в передней части, позволяющей FH-70 передвигаться со скоростью 16 км/ч. Кроме того, вспомогательная силовая установка позволяет поворачивать, поднимать и опускать приводное и заднее колеса. При транспортировке орудия ствол развернут назад и зафиксирован над сложенными станинами. Для обеспечения высокой скорострельности установлена полуавтоматическая система погрузки, работающая при любом угле возвышения. Можно достичь скорости стрельбы три снаряда за 13 с, тогда как обычно выдерживаемый в течение длительного времени темп стрельбы составляет шесть снарядов в минуту.

FH-70 использует большинство 155-мм снарядов, соответствующих стандарту НАТО, включая управляемые снаряды и снаряды увеличенной дальности с ракетным ускорителем. Но чаще всего используются фугасные снаряды массой 43,50 кг, дымовые и осветительные. Заряжание — раздельное.

Дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом на максимальном (восьмом) заряде достигает 24,7 км. Расчет FH-70 составляют восемь человек.

СЛУЖБА

Из стран-участниц консорциума больше всего гаубиц FH-70- 216 единиц — приобрела ФРГ. Эти орудия вошли в состав дивизионной артиллерии. Каждая дивизия бундесвера (за исключением воздушно-десантной) получила по одному дивизиону FH-70 (18 гаубиц) в составе смешанного арт-полка. В 1990-е годы в рамках сокращения вооруженных сил эти орудия постепенно выводились из боевого состава. Последний дивизион расформирован в 2002-м. Часть немецких FH-70 продана за рубеж, часть — находится на хранении.

Великобритания приобрела 71 гаубицу FH-70, в британской армии получивших наименование L121. В 1992-м их передали территориальным войскам, окончательно сняв с вооружения в 1999 году. Италия из 164 закупленных орудий FH-70 все еще сохраняет на вооружении 72 единицы. Первые экспортные поставки FH-70 были отправлены в 1980-е годы в Саудовскую Аравию (72 орудия) и Малайзию (12). Япония купила лицензию на производство FH-70, став крупнейшим эксплуатантом таких орудий (480 единиц). Снятые с вооружения стран-участниц консорциума гаубицы FH-70 поставлялись Эстонии (24), Марокко (30), Нидерландам (15), Норвегии (15), Оману (12), а также Ливану.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 155-ММ БУКСИРУЕМОЙ ГАУБИЦЫ FH-70

  • Масса орудия, кг: 9300
  • Длина орудия в походном/боевом положении, м: 9,8/12,43
  • Ширина орудия в походном/боевом положении, м: 2,20/9,8
  • Высота орудия в походном/боевом положении, м: 2,56/2,19
  • Угол вертикальной наводки: от-5° до +70°
  • Угол горизонтальной наводки: 56° (по 28° вправо и влево)
  • Начальная скорость снаряда, м/с: 827
  • Дальность стрельбы обычным/активно-реактивным снарядом, км: 24,7/31,5
  • Время перевода из походного положения в боевое, мин: 4
  • Максимальная скорость буксировки, км/ч: 100

САУ SP70: неудачное европейское сотрудничество

Во второй половине шестидесятых годов ФРГ и Великобритания договорились о создании совместного проекта перспективной буксируемой гаубицы. Орудие FH70 должно было иметь калибр 155 мм и дальность стрельбы активно-реактивным снарядом на уровне 30 километров. В 1970 году к разработке перспективной гаубицы присоединилась Италия, которая также пожелала получить современное буксируемое артиллерийское орудие. К середине семидесятых годов все работы по проекту были завершены и с 1976 года гаубица FH70 начала поступать в войска трех стран. Новое орудие позволило заметно повысить возможности полевой артиллерии, однако имело ряд недостатков, присущих всем буксируемым артиллерийским системам. Поэтому уже в 1973 году ФРГ, Великобритания и Италия начали создание новой самоходной артиллерийской установки.

Специально для создания новой САУ, получившей обозначение SP70, на базе одного из западногерманских предприятий было организовано совместное конструкторское бюро, в котором должны были работать специалисты из трех стран. Новая организация была призвана осуществлять общую координацию действий трех стран. Прочие обязанности в рамках проекта были распределены между различными организациями Германии, Великобритании и Италии. Так, специалисты из ФРГ должны были создать гусеничное шасси и силовую установку за исключением топливной системы, автомат заряжания, ствол орудия, а также электрические и гидравлические системы САУ. В дальнейшем предполагалось возложить на Германию сборку серийных боевых машин. Вспомогательная силовая установка, топливная система основного двигателя, противооткатные устройства и механизмы установки орудия разрабатывались в Италии. Британским инженерам поручили создание башни, боеукладки и магазина для снарядов, прицельных устройств и ряда других механизмов башни.

Согласно требованиям заказчиков, перспективная самоходная гаубица SP70 должна была иметь габариты, позволяющие транспортировать ее по железной дороге и боевую массу не более 50 тонн. Требования к орудию были примерно такими же, как и в случае с проектом FH70. C целью сокращения расходов на разработку и снижения цены готовых САУ военные ведомства трех стран потребовали унифицировать новую боевую машину с существующей техникой. По этой причине было решено использовать наработки по проектам буксируемой гаубицы FH70, танка Leopard 1 и боевой машины пехоты Marder.

В качестве основы для шасси перспективной самоходки был выбран соответствующий агрегат танка «Леопард-1». Бронированный корпус САУ имел почти такие же размеры и форму, как и корпус танка, однако отличался примененными материалами. Для облегчения боевой машины и обеспечения требуемого уровня защиты корпус самоходки SP70 было решено делать не из стали, а из алюминиевых сплавов. Листы толщиной до 50 мм обеспечивали самоходке приемлемый уровень защиты. Лобовая проекция боевой машины могла выдержать попадание пули калибра 14,5 мм, борта и корма – от 7,62-мм пуль. Компоновка корпуса также была заимствована у танка без серьезных изменений. В его передней части разместили отделение управления с рабочим местом механика-водителя. В средней части корпуса располагалось боевое отделение с башней, а в кормовой – моторно-трансмиссионное отделение. Бронированную башню самоходки предлагалось сваривать из тех же материалов, что и корпус.

В качестве основной силовой установки новая самоходка должна была получить 8-цилиндровый дизельный двигатель Daimler-Benz MB781 мощностью 1000 л.с. Двигатель выполнили в виде единого блока с гидромеханической трансмиссией, системой охлаждения и т.д. Кроме того, перспективная САУ получила вспомогательную силовую установку мощностью 35 л.с. Ее предполагалось использовать для энергоснабжения различных электросистем при выключенном основном двигателе.

Ходовая часть самоходки SP70 была выполнена на базе соответствующих агрегатов танка Leopard 1. В ее составе имелись по семь опорных катков на каждом борту. Все опорные катки имели торсионную подвеску, а первый, второй, третий, шестой и седьмой катки на каждом борту дополнительно оснащались гидравлическими амортизаторами. В передней части борта располагалось направляющее колесо с системой натяжения гусеницы, в кормовой – ведущее колесо. Верхняя ветвь гусеницы лежала на трех поддерживающих роликах.

Читать еще:  Опытный танк «Объект 752» (СССР)

Длина самоходки SP70 в походном положении не должна была превышать 10,2 метра, ширина – 3,5 м, высота по крыше башни – 2,8 м. Боевая масса достигла 43,5 тонн. При таком весе 1000-сильный двигатель позволял ей разгоняться на шоссе до скорости 68 км/ч. Запаса топлива хватало на преодоление 420 километров. Благодаря использованию отработанных, испытанных и освоенных в производстве агрегатов силовой установки и ходовой части удалось избежать массы «детских болезней».

В четырехместной (командир, наводчик и два заряжающих) башне самоходки SP70 предлагалось устанавливать 155-мм орудие, представлявшее собой доработанный вариант орудия FH70. В конструкцию буксируемой гаубицы внесли некоторые изменения, призванные обеспечить установку орудия в башне САУ и повышающие ее характеристики. В частности, вариант гаубицы для самоходки был оснащен эжектором. Гаубица имела нарезной ствол длиной чуть менее 39 калибров, двухкамерный дульный тормоз и полуавтоматический затвор с перемещающимся в вертикальной плоскости клином. В состав противооткатных устройств были включены два гидравлических тормоза отката и один гидропневматический откатник. Конструкция противооткатных устройств была выполнена таким образом, что при стрельбе с любым возможным углом возвышения откат был одинаковым и равнялся 700 мм.

Горизонтальное наведение орудия осуществлялось поворотом всей башни при помощи гидропривода. В качестве резервной системы горизонтального наведения экипаж мог использовать механизмы с ручным приводом. Для вертикального наведения орудия башня САУ SP70 была оснащена гидропневматическим приводом. Он позволял менять углы возвышения ствола в пределах от -25° до +70°.

Справа от казенной части орудия авторы проекта SP70 расположили рабочие места командира самоходки, наводчика и одного из заряжающих. Второй находился слева от орудия. Для повышения скорострельности новую САУ оснастили оригинальным автоматом заряжания. Непосредственно рядом с орудием предполагалось устанавливать приемный лоток с механизмом досылания. В кормовой части башни самоходки предусмотрели трехрядный магазин на 32 снаряда, девять контейнеров для метательных зарядов и подаватель снарядов. На внешней стороне кормы башни должен был находиться подъемный механизм, предназначенный для подачи боеприпасов внутрь боевого отделения, в том числе при перезарядке магазина. Работой автоматизированного магазина и всем процессом заряжания гаубицы должен был управлять первый заряжающий. Перед стрельбой он должен был вручную устанавливать взрыватели снарядов, после чего мог давать команду на заряжание орудия. По команде с пульта управления, находившегося в распоряжении заряжающего, механизмы должны были выложить на подаватель снаряд необходимого типа. Подаватель, в свою очередь, перемещал боеприпас на приемный лоток, к механизму досылания. Далее процесс должен был повторяться с метательными зарядами.

Немецким и британским специалистам, разрабатывавшим магазин и автоматику заряжания, удалось создать оригинальный механизм, способный заряжать орудие при любом угле возвышения ствола. При этом, однако, максимальная скорострельность самоходки, по расчетам, не могла превысить 6 выстрелов в минуту. При повреждении автоматики экипаж САУ мог заряжать орудие вручную, однако в таком случае максимальный темп стрельбы ощутимо сокращался. Предусматривалась возможность подачи боеприпасов с грунта. При этом оба заряжающих должны были находиться вне боевого отделения и подавать боеприпасы. Максимальная скорострельность при заряжании вручную не превышала 4 выстрелов в минуту.

155-мм орудие самоходной артиллерийской установки SP70 могло использовать любые снаряды соответствующего калибра, изготовленные по стандартам НАТО. При этом основой боекомплекта перспективных самоходок должны были стать несколько типов снарядов:
— L15A1. Основной осколочно-фугасный снаряд британской разработки. При длине 788 мм такой снаряд нес свыше 11 кг взрывчатого вещества, что обеспечивало большую эффективность поражения целей в сравнении с другими типами боеприпасов того времени;
— DM105. Дымовой снаряд, разработанный в ФРГ. Боеприпас оснащался четырьмя капсулами с дымообразующим химическим веществом. Капсулы выбрасываются на высоте порядка 200 метров и после падения образуют крупное облако дыма, сохраняющееся в течение нескольких минут;
— DM106. Западногерманский осветительный снаряд. Осветительный блок снаряда должен спускаться на парашюте с высоты 600-800 метров. Характеристики примененного осветительного состава позволяют в течение одной минуты освещать местность в радиусе 350-400 метров.

При применении осколочно-фугасных снарядов максимальная дальность стрельбы САУ SP70 достигала 24 километров. В дальнейшем предполагалось ввести в боекомплект самоходки активно-реактивный снаряд, позволяющий поражать цели на дальностях до 30 км. Рассматривалась возможность закупки зарубежных разработок.




В качестве дополнительного оружия САУ SP70 должна была получить пулемет калибра 7,62 мм, установленный над люком командира. На лобовом листе башни предлагалось установить два четырехствольных дымовых гранатомета.

Согласно расчетам конца семидесятых годов, характеристики самоходной артиллерийской установки SP70 позволяли ей атаковать удаленные объекты противника без риска подвергнуться ответному удару. Кроме того, отмечалась высокая эффективности при стрельбе на небольших дистанциях, в том числе прямой наводкой. Шасси на основе танка Leopard 1 должно было обеспечить высокую подвижность, а алюминиевое бронирование – достаточный уровень защиты, который, по некоторым оценкам, вдвое превышал аналогичный показатель американской САУ M109. Таким образом, не исключалось, что перспективные самоходки смогут эффективно действовать совместно с танковыми подразделениями, двигаясь позади них на небольшом удалении.

К концу семидесятых страны-участники проекта SP70 определились со своими нуждами. Предполагалось, что серийное строительство новых самоходок стартует в 1985 году, а первые машины поступят в войска через два года. В общей сложности планировалось выпустить порядка 650 боевых машин, 400 из которых собиралась приобрести Германия. Оставшуюся технику намеревались разделить между собой Великобритания и Италия.

В 1980 году на полигон вышли пять прототипов перспективной САУ SP70. Шасси, в конструкции которого использовались уже освоенные в производстве компоненты, не вызвало почти никаких претензий. Его доводка завершилась достаточно быстро. Множество проблем конструкторам трех стран доставили различные агрегаты, установленные в башне. Автоматика, предназначенная для подачи боеприпасов в орудие, оказались самым сложным компонентом всей артиллерийской системы. Хотя проблемы, возникшие на стадии проектирования, были успешно решены, во время испытаний некоторые из них вновь проявились, кроме того, появились новые.

Испытания и доводка различных автоматических систем продолжалась в течение нескольких лет. В 1985 году, когда согласно первоначальным планам предполагалось начать серийное производство новых самоходок, Германия отказалась от дальнейшего участия в проекте. Западногерманские военные и конструкторы посчитали, что проект в существующем виде не имеет никаких перспектив. После нескольких лет работы ряд недостатков самоходки так и не был устранен, что и послужило причиной соответствующей реакции немецких специалистов. Лишившись опытного помощника, Великобритания и Италия вскоре заморозили, а потом и официально прекратили все работы по проекту.

В общей сложности было построено лишь пять самоходных артиллерийских установок модели SP70. Следует отметить, совместный проект не был бесполезным. На основе наработок, полученных в ходе его создания, все три страны-участника разработали собственные артиллерийские системы. Германия создала и приняла на вооружение САУ PzH 2000, Великобритания с начала девяностых годов эксплуатирует самоходки AS90, а Италия еще во время работ по самоходке SP70 разработала собственный проект Palmaria.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector